|
Диплом: Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте
Таблица 3.
Показатели успешности обучения детей 4-го класса
№ п/п | Фамилия, 4-б класс | Чтение | Русский язык | Математика | Природоведение | Молдавский язык | Физкультура | Рисование | Труд | Пение | Поведение | Средний балл | 1. | Водомирский И. | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 3 | 4 | 4,2 | 2. | Вуйков Н. | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4,6 | 3. | Голубева Т. | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4,1 | 4. | Дорошенко Д. | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4,4 | 5. | Кондарар Н. | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3,8 | 6. | Каракаш В. | 4 | 3 | 5 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 3 | 3,9 | 7. | Ларчук А. | 4 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 3 | 4,0 | 8. | Лупан А. | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 3,7 | 9. | Маковей Е. | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4,6 | 10. | Мельник А. | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4,6 | 11. | Нечипорук Д. | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4,4 | 12. | Портас О. | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 3,9 | 13. | Руснак Л. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3,7 | 14. | Шадурская Е. | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4,3 | 15. | Чеботарь И. | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4,0 |
Используя методы математической статистики мы вычислили средний бал
успешности обучения для каждого ученика.
К слабым ученикам мы отнесли детей имеющих средний бал от 2,5 до 3,5.
На среднем уровне находились дети имеющие средний бал от 3,5 до 4,5.
К сильным ученикам отнеслись дети имеющие от 4,5 до 5 баллов.
Анализируя полученные результаты мы получили следующие данные, которые
представлены в виде гистограмм.
Распределение оценок во 2-ом классе
Распределение оценок в 3-ом классе
Распределение оценок в 4-ом классе
В ходе исследования особенностей самооценки детей младшего школьного возраста
были получены результаты представленные в таблицах 4, 5, 6.
Таблица 4.
Самооценка учеников 2-го класса
№ п/п | Фамилия, 2-в класс | Оценка учителя | Выбор оценки учеником | Самооценка | 1. | Ахромцев С. | 4 | 3 | Заниженная | 2. | Белова Н. | 4 | 5 | Завышенная | 3. | Дубинянская А. | 5 | 4 | Заниженная | 4. | Желез А. | 3 | 4 | Завышенная | 5. | Коваленко А. | 4 | 5 | Завышенная | 6. | Коваленко Л. | 4 | 5 | Завышенная | 7. | Коваль Ю. | 4 | 5 | Завышенная | 8. | Маковей И. | 4 | 5 | Завышенная | 9. | Пейков Г. | 4 | 5 | Завышенная | 10. | Сары С. | 4 | 5 | Завышенная | 11. | Ханко Д. | 4 | 5 | Завышенная | 12. | Цуркан Э. | 5 | 4 | Заниженная | 13. | Чайникова И. | 4 | 5 | Завышенная | 14. | Рохвалов Р. | 4 | 4 | Адекватная | 15. | Ляхов Б. | 4 | 4 | Адекватная |
Таблица 5.
Самооценка учеников 3-го класса
№ п/п | Фамилия, 3-в класс | Оценка учителя | Выбор оценки учеником | Самооценка | 1. | Беженарь А. | 2 | 3 | Завышенная | 2. | Бутук Т. | 3 | 3 | Адекватная | 3. | Даренских С. | 3 | 4 | Завышенная | 4. | Завязкин Ж. | 3 | 3 | Адекватная | 5. | Минапов И. | 4 | 4 | Адекватная | 6. | Михальская Л. | 3 | 3 | Адекватная | 7. | Михальская Я. | 4 | 3 | Заниженная | 8. | Майер В. | 3 | 3 | Адекватная | 9. | Машталер В. | 5 | 4 | Заниженная | 10. | Островская К. | 4 | 3 | Заниженная | 11. | Печерский В. | 5 | 4 | Заниженная | 12. | Родованов Д. | 3 | 3 | Адекватная | 13. | Светличный Э. | 3 | 3 | Адекватная | 14. | Тишков А. | 3 | 4 | Завышенная | 15. | Крыско Ж. | 4 | 4 | Адекватная |
Таблица 6.
Самооценка учеников 4-го класса
№ п/п | Фамилия, 4-б класс | Оценка учителя | Выбор оценки учеником | Самооценка | 1. | Водомирский И. | 4 | 4 | Адекватная | 2. | Вуйков Н. | 4 | 4 | Адекватная | 3. | Голубева Т. | 5 | 5 | Адекватная | 4. | Дорошенко Д. | 5 | 5 | Адекватная | 5. | Кондарар Н. | 4 | 3 | Заниженная | 6. | Каракаш В. | 5 | 4 | Заниженная | 7. | Ларчук А. | 4 | 5 | Завышенная | 8. | Лупан А. | 4 | 4 | Адекватная | 9. | Маковей Е. | 5 | 4 | Заниженная | 10. | Мельник А. | 5 | 4 | Заниженная | 11. | Нечипорук Д. | 4 | 4 | Адекватная | 12. | Портас О. | 4 | 3 | Заниженная | 13. | Руснак Л. | 3 | 3 | Адекватная | 14. | Шадурская Е. | 4 | 3 | Заниженная | 15. | Чеботарь И. | 4 | 3 | Заниженная |
Анализируя особенности самооценки учеников второго класса мы выявили, что,
13% детей имеют адекватную самооценку, а 86,7% имеют неадекватную самооценку.
Из них 66,7% - завышенную самооценку, 20% - заниженную самооценку.
Таким образом мы видим, что большинство учеников второго класса имеют
завышенную самооценку.
Исследуя самооценки у детей третьего класса выявлено, что 53,3% учеников
имеют адекватную самооценку и 46,7% - неадекватную самооценку, из них 20% -
завышенную самооценку, 26,7% - заниженную самооценку.
Анализируя результаты полученные при исследовании учеников четвертого класса
мы получили, что 46,7% детей имеют адекватную самооценку и 53,3% -
неадекватную самооценку. Из них 6,7% имеют завышенную самооценку, 46,7% -
заниженную.
Результаты исследования показали, что на протяжении младшего школьного
возраста происходит динамика развития самооценка: увеличивается процентное
соотношение детей имеющих адекватную самооценку и изменяется количество детей
имеющих завышенную самооценку. Однако мы замечаем, что увеличивается процент
детей имеющих заниженную самооценку. Если во втором классе их было 20%, то в
третьем классе их 26,7%, а в четвертом классе – 46,7%.
Сравнивая успешность обучения с результатами полученными в ходе исследования
самооценки мы видим, что большинство неуспевающих детей второго класса
переоценивают результаты своей учебной деятельности. Они еще не обнаруживают
расхождение между тем, что он них требуется и тем, что они в состоянии
выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это не достаточно
осознается, а главное не принимается школьником.
Сравнивая успешность обучения детей третьего класса с результатами
полученными в ходе исследования самооценки, мы видим, что успешность обучения
влияет на характер самооценки: у хорошо успевающих учеников самооценка
становится адекватной, либо завышенной, и только в некоторых случаях
заниженной. У неуспевающих учеников самооценка становится адекватно-низкой,
только у одного неуспевающего ученика была завышенная самооценка (очевидно
она выступает в качестве компенсаторного механизма).
Анализируя результаты исследования детей четвертого класса мы видим, что уже
самооценка влияет на успешность обучения. У детей с заниженной самооценкой
отмечается низкий уровень притязаний, что отрицательно влияет на успешность
обучения.
Когда мы задавали вопрос детям второго класса: «Каким учеником ты себя
считаешь?», они затруднялись дать ответ, не понимая какого ученика можно
назвать слабым, средним и сильным. Многие дети давали неадекватные ответы.
Когда детям третьего и четвертого классов задавали тот же вопрос, они уже
давали адекватный ответ, то есть они уже были способны выделять слабого,
среднего и сильного ученика.
Большинство детей второго класса радовала отметка пять, некоторых четыре,
огорчались дети при получении в основном двоек, троек и иногда четверок.
Большинство же детей третьего и четвертого класса радовались пятеркам и
четверкам, а огорчения приносили двойки и иногда тройки.
На вопрос: «Твоя работа заслуживает оценки три, а учитель поставил тебе пять,
обрадовало бы это тебя?» 26,7% учеников второго класса ответило «нет», а
73,3% – «да», то есть большинство детей обрадовалось незаслуженной пятерке. В
третьем классе на тот же вопрос 53,3% ответило «нет» и 46,7% – «да», а в
четвертом 73,3% - «нет» нет 26,7% - «да».
Таким образом мы видим, что самооценка влияет на успешность обучения, отсюда
следует, что в нашей экспериментальной работе выдвинутая нами гипотеза
полностью подтвердилась.
Ответ «ДА»
Ответ «НЕТ»
Заключение
У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная
устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного
завышения или занижения. Самооценка младшего школьника динамична и в то же
время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю
позицию личности, становится мотивом поведения. Устойчивая заниженная
самооценка проявляется крайне редко.
Влияние успеваемости младших школьников на их самооценку несомненно. Дети,
которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного
материала, получают чаще всего отрицательные оценки. Слабоуспевающим
школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается
определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в
состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это
недостаточно осознается, а главное, не принимается младшим школьником:
большинство неуспевающих детей 1 и 2 классов переоценивают результаты своей
учебной деятельности. K 4 классу уже выявляется значительный контингент
отстающих детей о пониженной самооценкой. Тот, который часто терпит неудачу,
ожидает и дальше неудачу, и наоборот, успех в предшествующей учебной
деятельности предрасполагает к ожиданию успеха в дальнейшем. Преобладание в
учебной деятельности у отстающих детей неуспеха над успехом, постоянно
подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к нарастанию у них
неуверенности в себе и чувства неполноценности.
Организуя учебно-воспитательную работу учитель должен сознательно и
целенаправленно формировать самооценку младших школьников.
Анализируя литературу по изучаемой проблеме мы составили рекомендации для
учителей по формированию самооценки младших школьников:
1) Оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-
познавательную деятельность школьника. Учитель должен давать содержательную
оценку работе ученика. Совершенным процесс учебно-познавательной деятельности
будет только тогда, когда оценка не завершает его, а сопровождает на всех
ступенях.
2) В учебной деятельности необходимо сравнивать детей, которые обладают
приблизительно одинаковыми способностями, но достигают в учебной деятельности
разных результатов из-за различного отношения к учению.
3) Необходимо использовать взаимное рецензирование, при этом отмечать
достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке. После рецензирования
работа возвращается автору и учащиеся самостоятельно анализируют свою работу.
4) Предлагать слабо успевающему ученику, с заниженной самооценкой, оказывать
помощь слабоуспевающему младшему школьнику.
5) Необходимо включать ситуации, актуализирующие самооценку ребенка, ставящие
перед ним задачу осознания особенности своей работы, ее сильных и слабых
сторон и способствующих обращенности ребенка на собственные способы действия.
6) Необходимо вводить тетради «Моя учеба», в которых учащиеся по специальной
схеме делают записи, анализируя и оценивая свою работу на уроке, определяя
меру усвоения материала, степень его сложности, выделяя наиболее трудные
моменты работы.
7) Необходимо предлагать детям самостоятельно оценивать классные и домашние
задания до того как отдать на проверку учителю, после того как работы
проверил и оценил учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок.
Выяснить основания на которых строят самооценку дети и показатели по которым
оценивает учитель.
8) Необходимо использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную
самооценку.
Литература
1. | Амонашвили Ш.А. «Возможность обучения без отметок в начальных классах». «Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения». Тбилиси, 1969. | 2. | Амонашвили Ш.А. «Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников». М., Просвещение, 1984. | 3. | Ананьев Б.Г. «Психология педагогической оценки» // Избранные психологические труды. Том 2. М., Просвещение, 1980. | 4. | Ананьев Б.Г. «Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания» // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., УЧПЕДГИЗ, 1960. | 5. | Ананьев Б.Г. «Человек, как предмет познания». Ленинград, ЛГУ, 1968. | 6. | Антонова Г.П. «Различия в мыслительной деятельности школьников при решении задач» // Типические особенности умственной деятельности младших школьников. М., Просвещение, 1968. | 7. | Бабанский Ю.К. «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности». М., Просвещение, 1983. | 8. | Бернс Р. «Развитие Я- концепции и воспитания». М., Прогресс, 1986. | 9. | Блонский П.П. «Трудные школьники». М., 1929г. | 10. | Блонский П.П. «Школьная успеваемость» // Избранные педагогические произведения. АПН РСФСР, 1961. | 11. | Бодалев А.А. «Восприятие человека человеком». Ленинград, ЛГУ, 1965. | 12. | Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». М., Просвещение, 1968. | 13. | Божович Л.И. «О некоторых проблемах и методах изучения личности школьника» // Вопросы психологии личности школьника. М., Просвещение, 1968. | 14. | Бударный А.А. «Преодолевать неуспеваемость» - Народное образование, 1963, №10. | 15. | Бударный А.А., Розенталь У.Д. «Об одной из возможностей преодоления второгодничества» - Советская педагогика, 1966, №7. | 16. | «Возрастные возможности усвоения знаний» / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, М., 1986. | 17. | Волокитина М.Н. «Очерки психологии младших школьников». М., АПН РСФСР, 1954. | 18. | «Вопросы общей детской психологии» / под ред. Б.Г. Ананьева, М., 1954. | 19. | «Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников» // Сб. статей под ред. Ю.К. Бабанского, Ростов-на-Дону, 1972. | 20. | Выготский Л.С. «Педагогическая психология» М., Педагогика, 1991. | 21. | Выготский Л.С. «Проблемы обучения и умственного развития» // Избранные исследования. М., 1956 г. | 22. | Гальперин П.Я., Запорожец В.А., Эльконин Д.Б. «Проблемы формирования знаний и умений и новые методы обучения в школе» - Впоросы психологии, 1963, №5 | 23. | Гамезо М.В., Неволин И.Г. «Психосоматические аспекты проблемы познавательной деятельности и общения». М., 1983. | 24. | Гельмонт А.Н. «О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления». М., 1954. | 25. | Голубева А.Н. «Психологические особенности проявления настойчивости у детей дошкольного возраста», М. Просвещение, 1986. | 26. | Горбачева В.А. «К вопросу формирования оценки и самооценки у детей». АПН РСФСР, 1952, №18 | 27. | Давыдов В.В. «Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования» - Вопросы психологии, 1991, №6. | 28. | Добрынин С.Я. «Структура и динамика мотивов деятельности» - Вопросы психологии, 1984, №4. | 29. | Захарова А.В. «Формирование самооценки в учебной деятельности» // Психологические проблемы в учебной деятельности школьника. М, 1977. | 30. | Захарова А.В., Андрушенко Т.Ю. «Исследования самооценки младшего школьника в учебной деятельности» - Вопросы психологии, 1980, №4. | 31. | Калмыкова З.И. «Проблема индивидуальных различий в обучаемости школьников» - Советская педагогика, 1968, №6. | 32. | Ковалев А.Г. «Психология личности». М., Просвещение, 1969. | 33. | Кон И.С. «Открытие Я». М, Политиздат, 1978. | 34. | Ланда Л.Н. «О формировании мыслительной деятельности при решении задач» - Вопросы психологии, 1959, №3. | 35. | Лейтес Н.С. «Индивидуальные различия в способностях» // Психологическая наука в СССР, том 2, 1960. | 36. | Лейтес Н.С. «Умственные способности и возраст». М., 1971. | 37. | Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность». М., 1975. | 38. | Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. «О диагностических методах психологического исследования школьников» - Советская педагогика, 1968, №7. | 39. | Лернер И.Я. «Критерий уровней познавательной самостоятельности учащихся» // Новые исследования в педагогических науках. 1971, №4. | 40. | Липкина А.И. «К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности» // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М., 1975. | 41. | Липкина А.И. «Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника» // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971. | 42. | Липкина А.И. «Самооценка школьника». М., 1976. | 43. | Липкина А.И., Рыбак Л.А. «Критичность и самооценка в учебной деятельности». М., 1968. | 44. | Матюхина М.В. «Психология младшего школьника». М., Просвещение, 1970. | 45. | Менчинская Н.А. «Обучение и умственное развитие» // Обучение и развитие. М, Просвещение, 1966. | 46. | Менчинская Н.А., Колмыкова З.И. «Проблемы преодоления отставания в учении» - Народное образование, 1963, №4. | 47. | Мурачковский А.И. «Типы неуспевающих школьников» - Советская педагогика, 1965, №7. | 48. | Неймарк М.С. «Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе» // Вопросы психологии личности школьников, М., Просвещение, 1973. | 49. | Немов Р.С. «Психология», М., Владос, 1998. | 50. | «Общая психология» под ред. А.В. Петровского, М., Просвещение, 1977. | 51. | «Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста» / под ред. Д.Б. Эльконина, М., Педагогика, 1988. | 52. | «Педагогика» под ред. Б.Г. Баранова, М., Педагогика, 1979. | 53. | «Пути преодоления неуспеваемости» / сост. С.В. Петреченко, М., 1966. | 54. | Петров Ю.С. «Исследуя причины второгодничества» - Народное образование, 1968, №8. | 55. | Петровский А.В. «Развитие личности и проблемы ведущей деятельности» - Вопросы психологии, 1987, №1. | 56. | Петрунек А.С., Таран Б.Г. «Младший школьник». М., 1981. | 57. | «Практическая психология образования» / под ред. И.В. Дуброниной, М., 1997. | 58. | «Психическое развитие младших школьников» / под ред. В.В. Давыдова, М., 1990, | 59. | «Психологические проблемы неуспеваемости школьников» / под ред. Н.А. Мечинской, М., 1971. | 60. | Розенталь У.Д. «Некоторые проблемы повышения успеваемости в условиях всеобщего среднего образования» - Советская педагогика, 1975, №8. | 61. | Рубинштейн С.Л. «Проблемы общей психологии». М., 1973. | 62. | Савонько А.П. «Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку людьми». Автореф. Канд. Дис. М., 1970. | 63. | Серебрякова Е.Л. «Уверенность в себе и условия ее вормирования». Автореф. Канд. Дис. М., 1955. | 64. | Скаткин М.Н. «Совершенствование процесса обучения». М., 1971. | 65. | Славина Л.С. «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам». М., 1958. | 66. | Самохвалова В.И. «Возрастные и индивидуальные различия запоминания разных видов материала» // Возрастные и индивидуальные различия памяти. М., Просвящение, 1997. | 67. | Собиева Г.А. «Формирование самооценки у советских школьников». Автореф. Канд. Дис. М., 1953. | 68. | Сухомлинский А.В. «Павлышская средняя школа». М., 1969. | 69. | Успеваемость. Педагогический словарь. Том 2., М., 1960. | 70. | Ушинский Г.Д. Собрания сочинений. Том 5., М, 1950. | 71. | Цетлин В.С. «К вопросу об измерении успеваемости школьников» // Педагогика и методика педагогических исследований. М., 1973. | 72. | Эльконин Д.Б. «Психология обучения младшего школьника». М., 1974. | 73. | Эльконин Д.Б. «Улучшение качества работы сельской школы и задачи психологии» - Вопросы психологии., 1974, №2. |
Страницы: 1, 2, 3
|
|