Доклад: Коллективизм и индивидуализм
Доклад: Коллективизм и индивидуализм
Северо-Кавказская Академия Сосударственной Службы Пятигорский филиал
Доклад
по педагогике на тему:
“Коллективизм и индивидуализм”
Работу выполнил
студент ___ курса
группы №______,
_______________
_______________
(ФИО)
Научный руководитель
Гранкин А.Ю.
Пятигорск
1999
был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми
личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях
(семье, школе, группе ровестников), а также субъективное “Я”, то есть
созданное под влиянием других представление о собственной особе, и отражённое
"Я", то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений
других людей о нас самих.
Личность – это прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная
совокупность черт, определяющих образ мышления данного человека, строй её
чувств и поведения.
В основе личности лежит её структура – связь и взаимодействие относительно
устойчивых компонентов личности: способностей, темперамента, характера,
волевых качеств, эмоций и мотивации. Способности человека определяют его
успехи в различных видах деятельности. Характер человека определяет его
поступки в отношении других людей.
Таким образом современные педагоги считают, что в первую очередь надо
способствовать развитию личности, удовлетворяющей свои потребности без ущерба
для окружающих и способную существовать в коллективе.
Коллективизм и индивидуализм.
Коллективизм и индивидуализм это два совершенно противоположных понятия.
Энциклопедический словарь даёт следующие определения коллективизму и
индивидуализму:
Коллективизм – форма общественных связей людей в условиях социализма,
характерная черта социалистического образа жизни, один из важнейших принципов
коммунистической морали. При социализме общественные отношения строятся на
присущих ему коллективистских началах.
Индивидуализм – черта мировоззрения и принцип поведения человека, когда
интересы отдельного индивида абсолютизируются, противопоставляются коллективу и
обществу.
Классик педагогики советского периода А.С.Макаренко понятия коллективизма и
индивидуализма описывает следующим образом:
В соответствии с важнейшим положением марксизма о том, что люди сами создают
обстоятельства, под влиянием которых они воспитываются, А.С.Макаренко ставит
вопрос о коллективе как об ячейке общества, которая создаётся в результате
сознательной и целеустремлённой деятельности людей. С точки зрения
А.С.Макаренко, “коллектив – это свободная группа трудящихся, объединённых
единой целью, единым действием, организованная, снабжённая органами
управления, дисциплины и ответственности, коллектив – это социальный
организм, в здоровом человеческом обществе”.
Коллектив – это такая ячейка социального общества, которая является
материальным носителем отношений и зависимостей, воспитывающих действительный
коллективизм и действительных коллективистов.
Качественно новая и объективно необходимая система отношений
социалистического общества не может не оказывать решающего влияния на
характер отношений в коллективе, который является специфическим слагаемым
целого социалистического общества и “вычленяется” для корректировки отношений
между обществом и личностью, для максимальной гармонизации их интересов.
В коллективе, писал А.С.Макаренко, зависимости очень сложные. Каждый должен
согласовать личные стремления с целями всего коллектива и коллектива
первичного. “Эта гармония общих и личных целей является характером советского
общества. Для меня общие цели являются не только главными, доминирующими, но
и связанными с моими личными целями.” Он утверждал, что если коллектив
построен не так, то это не советский коллектив.
А.С.Макаренко утверждал, что вопрос заключается не в наличии или отсутствии
благоприятных условий для создания коллектива, а в умении создавать эти
благоприятные условия, в умении так организовать школьное воспитание, чтобы
все элементы этой организации способствовали укреплению единого школьного
коллектива.
В советском обществе, писал А.С.Макаренко, не может быть личности вне
коллектива. Не может быть обособленной личной судьбы и личного счастья,
противопоставленных судьбе и счастью коллектива. Советское общество состоит
из множества коллективов, и между коллективами поддерживаются разносторонние,
тесные связи. В этих связях – залог полнокровной жизни и успешного развития
каждого коллектива.
Для правильной организации и нормального развития коллектива исключительное
значение имеет стиль работы его организатора. Трудно рассчитывать, что будет
хороший коллектив, творческая обстановка для работы педагогов, если во главе
школы находится человек, умеющий только приказывать и командовать. Директор –
это главный воспитатель в коллективе, самый опытный, самый авторитетный
педагог, организатор.
Однако по мере развития коллектива функции распоряжения и контроля, поощрения
и наказания, организации всё больше переходят к органам самоуправления.
Коллектив есть контактная совокупность, основанная на социалистическом
принципе объединения. По отношению к отдельной личности коллектив утверждает
суверенетет целого коллектива. Утверждая право отдельной личности добровольно
состоять в колективе, коллектив требует от этой личности. Пока она состоит в
нём, беспрекословного подчинения, как это вытекает из суверенитета
коллектива. Коллектив козможен только при условии, если он объединяет людей
на задачах деятельности, явно полезной для общества.
Таком образом А.С.Макаренко подчёркивал, что в советское время первое место
занимает коллектив, а потом уже личность, которая является составляющей
коллектива, т.е. личность должна делегировать часть своих свобод коллективу так
как не может существовать без него.
Что касается современных специалистов в этой области, то они высказывают
несколько иное мнение:
Индивидуализм – черта морали, которая означает удовлетворение личных
потребностей без ущерба для окружающих.
Коллектив – сообщество свободных личностей каждая из которых имеет
возможность для самореализации, для выражения и формирования “Я-концепции”
для удовлетворения нравственного индивидуализма получения социальной защиты.
Социальное “изменение” личности обусловливается влиянием культуры и структуры
общностей, в которых человек
Список литературы:
1. А.А.Радугина. Психология и педагогика. М. – “Центр”, 1997.
2. А.С.Макаренко. Коллектив и воспитание личности. Под редакцией
В.В.Кумарина. М – 1972.
3. Украинский Советский Энциклопедический Словарь. В 3-х т./Редкол.:
А.В.Кудрицкий. УСЭ, - 1988. Т 1, стр. 683.
4. Украинский Советский Энциклопедический Словарь. В 3-х т./Редкол.:
А.В.Кудрицкий. УСЭ, - 1988. Т 2, стр. 96.
|