|
Доклад: Типовая программа коррекционного обучениядетей с задержкой психического развития
Доклад: Типовая программа коррекционного обучениядетей с задержкой психического развития
Типовая программа коррекционного обучения детей с задержкой психического
развития (подготовительная к школе группа)
Цель программы — подготовить детей с ЗПР к обучению к школе. Решаются
задачи коррекции специфических отклонений в развитии познавательной
деятельности детей, их мышления (анализа, синтеза, сравнения и обобщения),
речи, элементарных языковых и математических знаний, представлений об
окружающем мире.
Содержание программы позволяет детям с ЗПР при выраженности состояния в
последствии продолжить обучение в специальной школе (классы выравнивания), а
при компенсированном состоянии — в первом классе семилетних детей в массовой
школе.
Предлагаемый проект программы рассчитан только для обучения на занятиях.
Воспитание в повседневной жизни осуществляется по программе подготовительной
к школе группы д/сада общего типа.
Содержание программы ориентировано на старший дошкольный возраст (6-7 лет).
Программа включает в себя следующие разделы:
1. Первоначальное обучение грамоте
2. Ознакомление с окружающим миром развитие речи
3. Развитие элементарных математических представлений
4. Трудовое воспитание
5. Изобразительное искусство
6. Ритмика
Занятия проводятся в соответствии с представленным ниже учебным планом.
№ п/п | Виды занятий | Количество занятий в неделю | 1. | Первоначальное обучение грамоте и развитие речи | 6 занятий | 2. | Ознакомление с окружающим миром и развитие речи | 2 занятия | 3. | Развитие элементарных математических представлений | 4 занятия | 4. | Трудовое воспитание (включая лепку и аппликацию) | 2 занятия | 5. | Изобразительное искусство (рисование карандашами и красками) | 2 занятия | 6. | Ритмика | 2 занятия | 7. | Физическая культура | 2 занятия | 8. | Музыка | 2 занятия | | Итого | 22 занятия |
По физической культуре (2 занятия) и музыке (2 занятия) используется
программа подготовительной к школе группы д/сада общего типа.
Занятия с детьми проводятся педагогами-дефектологами. Воспитателями и
музыкальными руководителем. Продолжительность занятий в начале года — 25
минут, в конце года — 35 минут.
Первоначально обучение грамоте детей с ЗПР предусматривает:
- уточнение и обогащение словарного запаса в связи с расширением
непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
- развитие связной речи: формирование и совершенствование
целенаправленности в связности высказываний, точности и разнообразия
употребляемых слов, грамматической правильности построения предложений,
внятности и выразительности речи;
- формирование приемов умственной деятельности, необходимых для
овладения грамотой;
Перед обучением труду детей с ЗПР в условиях д/сада наряду с общими задачами
трудового обучения и воспитания стоят также специфические, вытекающие из
особенностей развития этих детей и направленные на коррекцию недостатков их
мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности,
на формирование учебной деятельности. В процессе обучения труду должны
компенсироваться недоразвитие эмоционально-волевой сферы детей, формироваться
такие личностные качества, как наблюдательность, целенаправленность,
самостоятельность. Специальными задачами должны стать развитие мелкой
моторики рук и совершенствование пространственных представлений. Большое
внимание должно уделяться развитию познавательных интересов воспитанников в
плане трудовой деятельности, ознакомлению их с трудом взрослых.
Важным также является максимальное привлечение к занятиям по обучению труду
знаний и практических умений детей, приобретаемых на других занятиях, т.к.
дети с ЗПР особенно нуждаются в преподнесении одного и того же материала в
различных аспектах, в неоднократном его закреплении.
Решение поставленных задач осуществляется в процессе практической
деятельности детей, направленной на изготовление общественно полезных
изделий.
Основными задачами обучения изобразительному искусству являются воспитание у
детей чувства прекрасного, понимания красоты в окружающей жизни, формирование
потребности в изображении предметов и явлений окружающей действительности,
развитие изобразительных навыков, основанных на использовании различных
средств выразительности — цвета, линии, формы. Композиции. Разнообразных
материалов.
При формировании изобразительной деятельности у дошкольников с ЗПР необходимо
учитывать особенности их психики и эмоциональной сферы. В детских работах
появляются недостаточная дифференцированность восприятия, слабая
сформированность сенсорных эталонов. Бедность сферы образов-представлений,
легкие формы двигательных нарушений. В изобразительной деятельности
сказывается характерная для детей с ЗПР неустойчивость внимания,
недостаточная наблюдательность. Наблюдается сниженный интерес, а у некоторых
его отсутствие, к процессу и результатам деятельности.
|
|