Контрольная: Нарушение голоса и речи у детей с ринолалией
Контрольная: Нарушение голоса и речи у детей с ринолалией
Министерство образования РФ.
Московский психолого-социальный институт.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по предмету: Логопедия.
ТЕМА: Нарушения голоса и речи у детей с ринолалией.
Выполнил:
Ст. гр. ЛС/С-03
Курысь О.А.
Проверил:
к.п.н. Дмитриева Л.И.
Красноярск 2004
Содержание
Введение. 2
1. Формы ринолалии и особенности звукопроизношения.............................3
2. Нарушения голоса при ринолалии..............................................8
3. Нарушения речи при ринолалии...............................................10
4. Заключение.................................................................16
Литература....................................................................17
Введение.
Ринолалия (от греч. rhinos — нос, lalia — речь) —
нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное
анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Ринолалия по своим проявлениям отличается от дислалии наличием измененного
назализованного (от лат. пазиз — нос) тембра голоса.
При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы.
При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме
носовых, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от
глоточной и ротовой.
Эти полости разделяются нёбно-глоточным смыканием, вызываемым сокращением
мышц мягкого нёба, боковых и задних стенок глотки.
Одновременно с движением мягкого нёба при фонации происходит утолщение задней
стенки глотки (валик Пассавана), которое способствует контакту задней
поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки.
Во время речи мягкое нёбо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту
в зависимости от произносимых звуков и темпа речи. Сила нёбно-глоточного
смыкания зависит от произносимых звуков. Она меньше для гласных, чем для
согласных. Самое слабое нёбно-глоточное смыкание наблюдается при согласном
в, самое сильное — при с, обычно в 6—7 раз сильнее, чем при а.
При нормальном произнесении назальных звуков м, м', н, н' воздушная
струя свободно проникает в пространство носового резонатора.
В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания
выделяются различные формы ринолалии.
1. Формы ринолалии и особенности звукопроизношения.
Открытая ринолалия
При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность. Наиболее
заметно изменяется тембр гласных и и у, при артикуляции
которых ротовая полость больше всего сужена. Наименьший назальный оттенок имеет
гласный а, так как при его произнесении ротовая полость широко
раскрыта.
Значительно нарушается тембр при произнесении согласных. При произнесении
шипящих и фрикативных прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой
полости. Взрывные п, б, д, т, к и г звучат неясно, так как в
ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление вследствие
неполного перекрытия носовой полости. Ринофонически звучат л и р
. Воздушная струя в ротовой полости настолько слаба, что недостаточна для
колебания кончика языка, необходимого для образования звука р.
Для определения открытой ринолалии существуют разные методы функционального
исследования. Самый простой — так называемая проба Гутцмана. Ребенка
заставляют попеременно повторять гласные а и и, при этом то
зажимают, то открывают носовые ходы. При открытой форме наблюдается
значительная разница в звучании этих гласных. С зажатым носом звуки, особенно
и, заглушаются и одновременно пальцы логопеда чувствуют сильную вибрацию на
крыльях носа.
Можно использовать фонендоскоп. Обследующий вводит одну «оливу» себе в ухо,
другую в нос ребенка. При произнесении гласных, особенно у и и,
слышится сильный гул.
Функциональная открытая ринолалия обусловлена разными причинами.
Объясняется она недостаточным подъемом мягкого нёба при фонации у детей с
вялой артикуляцией.
Одна из функциональных форм — «привычная» открытая ринолалия. Она
наблюдается часто после удаления аденоидных разращений или, реже, в
результате постдифтерийного пареза, из-за длительного ограничения подвижного
мягкого нёба.
Функциональное обследование при открытой форме не выявляет каких-либо
изменений твердого или мягкого нёба. Признаком функциональной открытой
ринолалии служит более выраженное нарушение произношения гласных звуков. При
согласных же нёбно-глоточное смыкание хорошее.
Прогноз при функциональной открытой ринолалии обычно благоприятный. Она
исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения звукопроизношения
устраняются обычными методами, применяемыми при дислалии.
Органическая открытая ринолалия может быть приобретенной или врожденной.
Приобретенная открытая ринолалия образуется при перфорации твердого и
мягкого нёба, при Рубцовых изменениях парезах и параличах мягкого нёба.
Причиной могут быть повреждения языкоглоточного и блуждающего нервов,
ранения, давление опухоли и др.
Наиболее частой причиной врожденной открытой ринолалии является врожденное
расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба.
Ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами губы и нёба, представляет
собой серьезную проблему для различных отраслей медицины и логопедии. Она
является предметом внимания хирургов-стоматологов, ортодонтов, детских
оториноларингологов, психоневрологов и логопедов. Расщелины принадлежат к
наиболее частым и тяжелым порокам развития.
Частота рождения детей с расщелинами различна среди разных народов, в разных
странах и даже в разных областях каждой страны. А. А. Лимберг (1964),
обобщая сведения из литературы, отмечает, что на 600—1000 новорожденных
рождается один ребенок с расщелиной губы и нёба. В настоящее время частота
рождаемости в разных странах детей с врожденной патологией лица и челюстей
колеблется от 1 на 500 новорожденных до 1 на 2500 с тенденцией к увеличению
за последние 15 лет.
Расщелина лица — это пороки сложной этиологии, т. е. мультифакторные пороки.
В их возникновении играют роль генетические и внешние факторы или их
совместное действие в раннем периоде развития эмбриона. Различают
биологические факторы (грипп, паротит, коревая краснуха, токсоплазмоз и др.);
химические факторы (ядохимикаты, кислоты и др.); эндокринные заболевания
матери, психические травмы и профессиональные вредности. Имеются сведения о
влиянии алкоголя и курения. Критическим периодом для несращения верхней губы
и нёба является 7 — 8-я недели эмбриогенеза.
Наличие врожденной расщелины губы или нёба является общим признаком для
многих нозологических форм наследственных заболеваний. Генетический анализ
показывает, что семейный характер расщелин губы и нёба достаточно редок.
Однако большое значение имеет медико-генетическое консультирование семей в
целях диагностики и профилактики. В настоящее время выделены у родителей
микропризнаки расщелины губы и нёба: борозда на небе или язычке (цуи!а)
мягкого нёба, расщелина язычка нёба, несимметричный кончик носа,
несимметричное расположение оснований крыльев носа (Н. И. Каспарова, 1981).
У детей с врожденными расщелинами имеются серьезные функциональные
расстройства (сосания, глотания, внешнего дыхания и др.), которые снижают
сопротивляемость к различным заболеваниям. Они нуждаются в систематическом
врачебном наблюдении и лечении.
По состоянию психического развития дети с расщелинами, составляют весьма
разнородную группу: дети с нормальным, психическим развитием; с задержкой
умственного развития; с олигофренией (разной степени). У некоторых детей
имеются отдельные неврологические микропризнаки: нистагм, легкая асимметрия
глазных щелей, носо-губных складок, повышение сухожильных и перистальных
рефлексов. В этих случаях ринолалия осложняется ранним поражением
центральной нервной системы. Значительно чаще у детей наблюдаются
функциональные нарушения нервной системы, выраженные психогенные реакции на
свой дефект, повышенная возбудимость и др.
Характерным для детей с ринолалией является изменение оральной
чувствительности в ротовой полости. Значительные отклонения в стереогнозе у
детей с расщелинами в сравнении с нормой отмечены М. Эдвардс. Причина
заключается в дисфункции сенсомоторных проводящих путей, обусловленных
неполноценными условиями вскармливания в грудном возрасте.
Патологические особенности строения и деятельности речевого аппарата
обусловливают многообразные отклонения в развитии не только звуковой стороны
речи, в разной степени страдают различные структурные компоненты речи.
Закрытая ринолалия
Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе
во время произнесения звуков речи. Самый сильный резонанс у носовых м, м',
н, н'. При нормальном их произнесении носоглоточный затвор остается
открытым и воздух проникает прямо в носовую полость. Если для назальных звуков
носовой резонанс отсутствует, они звучат как ротовые б, б' д, д'. В
речи исчезает противопоставление звуков по признаку назальный-неназальный, что
влияет на ее разборчивость. Меняется также звучание гласных звуков из-за
заглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях. При этом
гласные звуки приобретают в речи неестественный оттенок.
Причина закрытой формы — чаще всего органические изменения в носовом
пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания.
Органические изменения вызываются болезненными явлениями, в результате
которых затрудняется носовое дыхание.
М. Зееман различает два вида закрытой ринолалии (ринофонии): переднюю
закрытую — при непроходимости носовых полостей и заднюю
закрытую — при уменьшении носоглоточной полости.
Передняя закрытая ринолалия наблюдается при хронической
гипертрофии слизистой носа, главным образом, задних нижних раковин; при полипах
в носовой полости; при искривлении перегородки носа и при опухолях носовой
полости.
Задняя закрытая ринолалия у детей может быть следствием
аденоидных разрастаний, реже носоглоточных полипов, фибромы или иных
носоглоточных опухолей.
Функциональная закрытая ринолалия наблюдается у детей часто, но
не всегда правильно распознается. Она возникает при хорошей проходимости
носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. Однако тембр назальных и
гласных звуков при этом может быть нарушен сильнее, чем при органических
формах.
Мягкое нёбо при фонации и при произношении назальных звуков сильно
поднимается и закрывается доступ звуковым волнам к носоглотке. Это явление
чаще наблюдается при невротических расстройствах у детей.
При органической закрытой ринолалии прежде всего должны быть
устранены причины непроходимости носовой полости. Как только наступает
правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения
непроходимости (например, после аденотомии) ринолалия продолжает проявляться,
прибегают к таким же упражнениям, как при функциональных нарушениях.
Эффективность логопедической работы по устранению ринолалии зависит от
состояния носоглотки, функции uvula, от возраста ребенка. Важным фактором
является и способность ребенка различать назальный тембр голоса от нормального.
На начальном этапе занятий рекомендуются дыхательные упражнения, цель которых
состоит в дифференциации носового и ротового вдоха и выдоха. Это достигается
сначала упражнениями с дутьем, а затем чередованием краткого и длительного
носового выдоха. Одновременно осуществляется активизация мышц мягкого нёба и
задней стенки глотки. Следующим этапом является работа над дифференциацией
ротового и носового выдохов. Это подготавливает возможность постановки и
автоматизации назальных звуков: губно-губного смычного м и
переднеязычного смычного н.
Детей обучают протяжному утрированному произнесению, чтобы ощущалась сильная
вибрация на крыльях и основании носа. Таким же образом упражняют гласные перед
назальными звуками (ам, ом, ум, ан). При произнесении этих звуков и
слогов мягкое нёбо пассивно, логопед контролирует движение губ (при м)
или языка (при н) в силу носового выдоха. После этого назальные звуки
закрепляются в словах. Их необходимо произносить усиленно и протяжно, с сильным
носовым резонансом. Для коррекции дефекта детям школьного возраста можно
вводить тонкую резиновую трубку в носовой ход, другой ее конец — в наружный
слуховой канал, чтобы ребенок «слышал носом» и сам контролировал голосовые
вибрации при образовании носовых звуков. Заключительным этапом является работа
над звучностью гласных звуков и над противопоставлением звуков по признаку
назальность - неназальность (п, б — м; д — н).
Смешанная ринолалия.
Некоторые авторы (М. Зееман, А. Митронович-Моджеевска) выделяют смешанную
ринолалию — состояние речи, характеризующееся пониженным носовым резонансом
при
произнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного
голоса). Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность
нёбно-глоточного контакта функционального и органического происхождения.
Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нёба,
додслизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые в таких
случаях служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время
произнесения оральных звуков.
Состояние речи может ухудшиться после аденотомии, так как возникает нёбно-
глоточная недостаточность и проявляются признаки открытой ринолалии. В связи
с этим логопеду следует тщательно обследовать строение и функцию мягкого
нёба, установить, какая форма ринолалии (открытая или закрытая) сильнее
нарушает тембр речи, совместно с врачом обсудить необходимость устранения
носовой непроходимости и предупредить родителей о возможности ухудшения
тембра голоса. После операции используются приемы коррекции, разработанные
применительно к открытой ринолалии.
2. Нарушения голоса при ринолалии.
Известно, что при врожденных незаращениях нёба голос, помимо избыточной
открытой назализации, бывает слабым, монотонным, неполетным, глухим,
сдавленным. М. Зееман даже выделил это голосовое расстройство в
самостоятельное и назвал palatophonia.
Однако обращает на себя внимание тот факт, что голос детей с незаращениями
нёба на первом году жизни не отличается от голоса при нормальном строении
верхней челюсти. В доре-чевом периоде эти дети кричат, плачут, гулят
нормальным детским голосом.
Изменение тембра их голоса — открытый носовой оттенок — проявляется впервые
при лепете, когда ребенок начинает артикулировать свои первые согласные
фонемы.
В дальнейшем, примерно до семи лет, дети с врожденными незаращениями нёба
говорят (как при отсутствии пластической операции, так часто и после нее)
голосом с носовым оттенком, иногда из-за особенностей поведения тихим, но по
другим качествам явно не отличающимся от нормального. Электро-
глоттографическое исследование в этом возрасте подтверждает нормальную
двигательную функцию гортани, а миография — нормальную реакцию мускулатуры
глотки на раздражитель даже при обширных дефектах нёба.
После семи лет голос детей с врожденными незаращениями нёба начинает
ухудшаться: падает сила, появляется осиплость, истощаемость, прекращается
расширение его диапазона. При миографии обнаруживается несимметричная реакция
мускулатуры глотки, визуально наблюдается истончение слизистой оболочки и
снижение глоточного рефлекса, а на электроглот-тограмме появляются изменения,
свидетельствующие о неравномерной работе правой и левой голосовых складок,
т. е. налицо все признаки расстройства двигательной функции голосо-
образующего аппарата, которое окончательно формируется и закрепляется к
подростковому возрасту.
Можно указать три основные причины патологии голоса при врожденных
незаращениях нёба.
Это, во-первых, нарушение механизма нёбно-глоточного смыкания. Известно, что
вследствие тесной функциональной связи мягкого нёба и гортани малейшее
напряжение и движение мышц нёбной занавески вызывает соответствующее
напряжение и двигательную реакцию в гортани. При незаращениях нёба мышцы,
поднимающие и растягивающие его, вместо того чтобы быть сннергистами,
работают как антагонисты. При этом из-за понижения функциональной нагрузки в
них, как и в мышцах глотки, идет дистрофический процесс. Патологический
механизм смыкания усиливается врожденной ассимметрией скелета лица и
полостей гортани, что хорошо видно на рентгенограммах и томограммах при
врожденных незаращениях нёба. Анатомический дефект нёба и глотки приводится к
функциональному расстройству голосового аппарата.
Во-вторых, это неправильное образование при ринолалии ряда звонких согласных
ларикгеальным способом, когда смыкание осуществляется на уровне гортани и
озвучивается трением воздуха о края голосовых складок. В этом случае
гортань принимает на себя дополнительную функцию артикуля-тора, что,
безусловно, не остается безразличным для голосовых складок.
В-третьих, на развитие голоса влияют особенности поведения лиц с ринофонией
и ринолалией. Стесняясь своей дефектной речи, подростки и взрослые часто
говорят тихим голосом и максимально ограничивают речевое общение в
микросреде, тем самым снижая возможности развития силы голоса и расширения
его диапазона.
Особенности речевого дыхания у лиц с незаращениями нёба выражаются в учащении
дыхания, преобладании поверхностного ключичного типа дыхания и в укорочении
фонационного выдоха, что вызвано утечкой воздушного потока в носовую полость.
Объем утечки зависит от формы расщелины и может превышать 30%. По
продолжительности выдох бывает равен вдоху и даже короче его. Отсутствуют
дифференцированный ротовой и носовой выдох.
3. Нарушения речи при ринолалии.
При ринолалии речь развивается с опозданием (первые слова
появляются к двум годам и значительно позже) и имеет качественные
особенности.
Импрессивная речь развивается относительно нормально, а экспрессивная
претерпевает некоторые качественные изменения.
В первую очередь следует отметить крайнюю невнятность речи больных.
Появляющиеся у них слова и фразы малопонятны для окружающих, так как
формирующиеся звуки своеобразны по артикуляции и звучанию. Вследствие
дефектного положения языка в полости рта согласные звуки образуются главным
образом за счет изменений положения кончика языка (при незначительном участии
корня языка в артикуляции) в при излишней активизации лицевых мышц.
Эти изменения положения кончика языка относительно-постоянны и
соотносятся с артикуляцией определенных звуков. Произношение некоторых
согласных звуков представляет для больных особую трудность. Так, они не
могут осуществить необходимой преграды у верхних зубов и альвеол для
произнесения звуков верхней позиции: л, т, д, ч, ш, щ, ж, р; у нижних
резцов для произнесения звуков с, з, ц с одновременным ротовым выдохом;
поэтому свистящие и шипящие звуки у ринолаликов приобретают своеобразное
звучание. Звуки к, г либо отсутствуют, либо замещаются характерным
взрывом, производимым при соединении несращенных частиц увули или
стенок глотки.
Гласные звуки произносятся при оттянутом кзади языке с выдохом воздуха через
нос и'характеризуются вялой губной артикуляцией.
Таким образом, гласные и согласные звуки формируются с сильным носовым
оттенком. Артикуляция их зачастую значительно изменена, и звуки между собой
нечетко дифференцированы. Для самого больного такие артикулемы служат
кинемой, т, е. двигательной характеристикой определенного звука, и в его речи
выполняют смыслоразличительную функцию, что и позволяет использовать, их для
речевого общения.
Все произносимые больным звуки на слух воспринимаются как дефектные. Общая их
характеристика для слушающего — храпящие звуки с носовым оттенком. При этом
глухие звуки воспринимаются как близкие к звуку х, звонкие — к г
фрикативному; из них губные и губно-зубные — как близкие к звуку м, а
переднеязычные — к звуку н. с незначительной модификацией звучания.
Иногда артикулемы в речи ринолалика очень близки к норме, а их произношение,
несмотря на это, на слух воспринимается кай дефектное (храпящее), так как
речевое дыхание нарушено, и, кроме того, возникает излишнее напряжение
лицевых мышц, что в свою очередь влияет на артикуляцию и звуковой эффект.
Таким образом, звукопроизношение при ринолалии поражено тотально.
Самостоятельное осознание дефекта речи у больных обычно отсутствует или
критичность к нему снижена. Прослушивание записи своей речи стимулирует
больных к серьезным логопедическим занятиям.
Таким образом, в структуре речевой деятельности при ринолалии дефект
фонетико-фонематического строя речи является ведущим звеном нарушения, причем
первичным является нарушение фонетического оформления речи. Этот первичный
дефект накладывает некоторый отпечаток на формирование лексико-
грамматического строя речи, но глубокие качественные изменения его
встречаются обычно лишь при сочетании ринолалии с другими речевыми
нарушениями.
В литературе имеются указания на своеобразие формирования письменной речи
при ринолалии. Не останавливаясь отдельно на анализе причин дефектности
письма при ринолалии, можно указать, что предлагаемая методика работы
предупреждает нарушения письма и исключает их в случаях ранней
логопедической помощи (до школьного обучения).
Неполноценность речи при ринолалии сказывается, на формировании всех
психических функций больного и в первую очередь— на становлении личности.
Своеобразие ее развития обусловливается неблагоприятными для ринолалика
условиями жизни в коллективе.
Нарушение речи как средства коммуникации затрудняет положение больных в
коллективе. Часто их общение с коллективом односторонне, а результат общения
травмирует детей. У них развивается замкнутость, застенчивость,
раздражительность. Деятельность их находится в более благоприятном
состоянии, так как эти больные нередко интеллектуально полноценны (если
ринолалия проявляется в чистом виде).
Целенаправленная работа по преодолению дефекта речи способствует становлению
положительных черт характера, стимулирует развитие высших психических
функций. Катамнестические сведения, представленные в литературе, и наши
наблюдения показывают, что большинство детей с ринолалией способно к высокой
степени компенсации дефекта и реабилитации функций.
Итак, врожденные расщелины отрицательно влияют на формирование детского
организма и развитие высших психических функций. Больные находят своеобразные
пути компенсации дефекта, в результате чего формируется неправильная
взаимосвязь мышц артикуляционного аппарата. Это является причиной
первичного расстройства — нарушения фонетического оформления речи — и
выступает в структуре дефекта как ведущее расстройство. Это расстройство
влечет за собой ряд вторичных нарушений в речи и психическом статусе
больного. Тем не менее у этой группы больных имеются большие
приспособительные и компенсаторные возможности для реабилитации нарушенных
функций.
В устной речи отмечаются обедненность и аномальные условия
протекания долингвистического развития детей с ринолалией. В связи с нарушением
речедвигательной периферии ребенок лишается интенсивного лепета,
артикуляционной «игры», тем самым обедняется этап подготовительной настройки
речевого аппарата. Наиболее типичные лепетные звуки п, б, т, д
артикулируются ребенком беззвучно или очень тихо в связи с утечкой воздуха через
носовые ходы и тем самым не получают слухового подкрепления у детей. Активность
лепета постепенно.
Страдает не только артикуляция звуков, но и развитие просодических элементов
речи.
Отмечается позднее начало речи, значительный временной интервал между
появлением первых слогов, слов и фраз уже в ранний период, являющийся
сензитивным для формирования не только звукового, но и смыслового ее
содержания, т. е. начинается искаженный путь развития речи в целом. В
наибольшей степени дефект проявляется в нарушении фонетической ее стороны.
В результате периферической недостаточности артикуляционного аппарата
формируются приспособительные (компенсаторные) изменения уклада органов
артикуляции при производстве звуков; высокий подъем корня языка и сдвиг его
в заднюю зону ротовой полости; недостаточное участие губ при произнесении
лабиализованных гласных, губно-губных и губно-зубных согласных; чрезмерное
участие корня языка и гортани; напряжение мимической мускулатуры.
Наиболее существенными проявлениями дефектности фонетического оформления
устной речи являются нарушения всех оральных звуков речи за счет подключения
носового резонатора и изменения аэродинамических условий фонации. Звуки
становятся назальными, т. е. изменяется характерный тон согласных.
Помимо этого выявляется специфическая окраска некоторых согласных звуков
(чаще задненёбных) за счет подключения глоточного резонатора.
Фарингализация, т. е. дополнительная артикуляция за счет напряжения стенок
глотки, возникает как компенсаторное средство.
Встречаются также и явления дополнительной артикуляции в полости гортани,
что придает речи своеобразный «щелкаюпдий» призвук.
Выявляется множество и других более частных дефектов. Например:
ü опускание начального согласного («ак, ам» — так, там);
ü нейтрализация зубных звуков по способу образования;
ü замена взрывных звуков фрикативными;
ü свистящий фон при произношении шипящих звуков или наоборот (сш или шс);
ü отсутствие вибранта р или замена звуком ы при сильном выдохе;
ü наложение дополнительного шума на назализованные звуки (шипение,
свист, придыхание, храп, гортанность и т. п.);
ü перемещение артикуляции в более задние зоны (влияние высокого
положения корня языка и малого участия губ при артикуляции). В некоторых
случаях отмечаются явления гиперкоррекции, т. е. перемещение артикуляции в
передние зоны. Например, звук с заменяется звуком ф без
изменения способа артикуляции. Характерно понижение разборчивости звуков в
стечении согласных в конечной позиции.
Взаимосвязь назализации речи и искажений в артикуляции отдельных звуков
весьма разнообразна.
Нельзя установить прямого соответствия между величиной небного дефекта и
степенью искажения речи. Слитком разнообразны компенсаторные приемы, которыми
пользуются дети для производства звуков. Многое зависит также от соотношения
резонирующих полостей и от многообразия индивидуальных особенностей
конфигурации ротовой и носовой полости. Имеются факторы, менее
специфические, но также влияющие на степень внятности звукопроизношения
(возрастные, индивидуально-психологические свойства, социально-
психологические и др.)-
Речь ребенка с ринолалией в целом мало разборчива.
М. Момеску и Э. Алекс показали, что разговорная речь детей с расщелиной нёба
содержит только 50% информации по сравнению с нормой, возможность передачи
речевого сообщения ребенком уменьшена вдвое. Это является причиной серьезных
коммуникативных затруднений. Таким образом, механизм нарушения при открытой
ринолалии определяется следующим:
1) отсутствием нёбно-глоточного затвора и вследствие этого нарушением
противопоставлений звуков по признаку ротовой-носовой;
2) изменением места и способа артикуляции большинства звуков по причине
дефектов твердого и мягкого нёба, вялостью кончика языка, губ, отодвиганием
языка вглубь ротовой полости, высоким положением корня языка, участием в
артикуляции мышц глотки и гортани.
Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются
причиной отклонения в формировании других речевых процессов.
Письменная речь. Особенности произношения детей с
ринолалией ведут к искажению и несформированности фонематической системы
языка. Поэтому звуковые образы, накопленные в их речевом сознании,
неполноценны и не расчленены для формирования правильного письма.
Вторично обусловленные особенности восприятия речевых звуков являются
основным препятствием к овладению правильным письмом.
Связь нарушений письма с дефектами артикуляционного аппарата имеет
разнообразные проявления. Если к моменту обучения ребенок с ринолалией
овладел внятной речью, умеет четко произносить большинство звуков родного
языка и в его речи остается лишь незначительный назальный оттенок, то
развитие звукового анализа, необходимого для обучения грамоте, протекает
успешно. Однако, как только возникают у ребенка с ринолалией дополнительные
препятствия для нормального речевого развития, проявляются специфические
нарушения письма. Позднее начало речи, длительное отсутствие логопедической
помощи, без которой ребенок продолжает произносить малопонятные искаженные
слова, отсутствие речевой практики, в ряде случаев сниженная психическая
активность влияют на всю его речевую деятельность.
Дисграфические ошибки, которые наблюдаются в письменных работах детей с
расщелинами нёба, разнообразны.
Специфическими для ринолалии являются замены п, б, на м, т; д на
н и обратные замены н — д; т, м — б, п,
обусловленные отсутствием фонологического противопоставления соответствующих
звуков в устной речи. Например: придет — «принет», дал — «нал»,
ландыш — «ланныш», «ладныш», огненные — «огнедные» и т. д.
Выявляются пропуски, замены, употребление лишних гласных: «в сенем» — в
синем, «крельца» — крыльца, «грибими» — грибами,
«гулубятня» — голубятня, «пршел» — пришел.
Распространены замены и смешения шипящих-свистящих «зелезо» — железо,
«закрузились» — закружились.
Отмечаются трудности употребления аффрикат. Звук ч на письме заменяется
ш, с или ж; щ на ч: «прящутся» — прячутся,
«щулан» — чулан, «шитала» — читала, «серез» — через.
Звук ц заменяется на с: «скворес» — скворец.
Характерны смешения звонких и глухих согласных: «изправь» — исправь, «в
портвеле» — в портфеле.
Нередки ошибки на пропуск одной буквы из стечения: «расвел» —расцвел,
«конату» — комнату.
Звук л заменяется р, р на л: «проварился» — провалился, «подпрыла» — подплыла.
Степень нарушения письма зависит от ряда факторов: глубины дефекта
артикуляционного аппарата, особенностей личности и компенсаторных
возможностей ребенка, характера и сроков логопедического воздействия, влияния
речевой среды.
Необходимо проводить специальную работу, включающую развитие фонематического
восприятия с одновременным воздействием на произносительную сторону речи.
Коррекция нарушений речи у детей с ринолалией осуществляется
дифференцированно в зависимости от возраста, состояния периферического
отдела артикуляционного аппарата и от особенностей речевого развития в
целом.
Основным дифференцирующим показателем для определения детей в логопедические
учреждения является развитие речевых процессов. Детям дошкольного возраста с
нарушением фонетической стороны речи оказывается логопедическая помощь
амбулаторно в детской поликлинике или в стационаре (в послеоперационный
период). Дети, имеющие недоразвитие других речевых процессов зачисляются в
специальные детские сады в группы для детей с фонетике-фонематическим или
общим речевым недоразвитием.
Дети школьного возраста, имеющие выраженные нарушения фонематического
восприятия, получают помощь на логопедических пунктах при
общеобразовательных школах. Однако они составляют специфическую группу из-за
выраженности и стойкости первичного дефекта и тяжести нарушения письма.
Поэтому часто коррекционное воздействие в условиях специальных школ
оказывается для них более эффективным.
Для детей школьного возраста с ринолалией, имеющих общее недоразвитие речи,
характерна недостаточность в развитии лексики и грамматического строя.
Обусловленность ее различна: сужение социальных и речевых контактов детей из-
за грубого дефекта звуковой речи, позднее ее начало, осложненность основного
дефекта проявлениями дизартрии или алалии.
Речевые ошибки отражают низкий уровень усвоения языковых закономерностей,
нарушение лексической и синтаксической сочетаемости, нарушение норм
литературного языка. Они обусловлены прежде всего малым объемом речевой
практики. Словарь детей недостаточно точный по употреблению, с ограниченным
количеством слов, обозначающих отвлеченные и обобщенные понятия. Этим
объясняется стереотипность их речи, замены близких по значению слов.
В письменной речи типичными являются случаи неправильного употребления
предлогов, союзов, частиц, ошибки в падежных окончаниях, т. е. проявления
аграмматизма в письме. Распространенными оказываются замены и пропуски
предлогов, слияние предлогов с существительными и местоимениями,
неправильное членение предложений.
4. Заключение
Устранение патологической назализации голоса при ринолалии, несмотря на
многообразие применяемых приемов, представляют известную трудность.
Определяется она в первую очередь тяжестью дефекта и характером
хирургического вмешательства, которое не всегда достигает хорошего
анатомического и функционального эффекта. Восстановление тембра осложняется
тем, что при врожденных расщелинах твердого и мягкого нёба страдает механизм
голосообразования, так как иннервация мягкого нёба влияет на функцию
голосовых складок. Коррекционная работа требует воздействия на всю систему
голоса и речеобразования. Патофизиологические исследования, выявляющие
особенности дыхания, фонации и артикуляции у данного контингента, расширяют
представление о структуре дефекта и позволяют выбирать более обоснованные и
целенаправленные методы логопедической работы. Особенно важными являются
ранние профилактические и комплексные коррекционные мероприятия, которые
могут ослабить развитие дефекта и способствовать скорейшей социальной
реабилитации лиц с врожденными аномалиями нёба.
Литература
1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических
факультетов педагогических высших учебных заведений. Под редакцией Л.С.
Волклвлй, С.Н. Шаховской. 3е изд., переработанное и дополненное. М.:
Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003. 680с.
2. Хрестоматия по логопедии. Под редакцией Л.С.
Волковой, В.И. Селиверстова. М., 1997. Ч.I – с. 120-162.
3. Логопедия. Под редакцией Хватцева М.Е. М. 1959.
4. Расстройства речи у детей и подростков. Под редакцией
С.С. Ляпидевского. М. 1969.
5. Нарушения письменной речи у младших школьников. Под
редакцией Садовниковой. М. 1983.
|