Рефераты

Контрольная: Неуспеваемость

Контрольная: Неуспеваемость

«Индивидом рождаются, личностью становятся»

Личность в переводе с греческого означает «маска» - это взгляд на человека со

стороны, его включенность в систему человеческих (общественных) отношений.

Личность развивается на протяжении всей жизни. Ребенок имеет огромные

потенциальные возможности. На то, как он их реализует, какой личностью

станет, огромное влияние оказывают: общество и его культура, особенности

общения с близкими взрослыми (родителями), собственная активность ребенка и,

конечно, система воспитания и обучения.

Огромную роль в системе воспитания и обучения играет школа. Станет ли школа

для ребенка вторым домом, будет ли он ходить в этот дом с радостью, свяжет ли

все значимое для него в настоящем со школой, останется ли она в будущем

опорой в самых больших свершениях и открытиях или вызовет боязнь, хроническую

тревогу, озабоченность, неудовлетворенность, убьет любознательность и

потребность в достижениях? Этот вопрос задает себе большая часть родителей,

отправляя своего ребенка в школу, потому что каждый ребенок характеризуется

специфическими личностными особенностями – особой мотивацией, самосознанием,

чертами характера, своеобразным поведением. При каждом варианте развития

личности у детей могут возникнуть школьные проблемы, способствующие к

возникновению и дальнейшему развитию школьной неуспеваемости.

Одной из актуальных проблем общеобразовательной школы является предупреждение

и преодоление школьной неуспеваемости.

В психолого-педагогической литературе данная проблема отражается следующим

образом. Приходя в школу, ребенок попадает в качественно новый для него мир,

который вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности. Перед

ребенком стоит цель приспособления к:

– школьному учителю;

– учению;

– дисциплине в школе.

Если ребенок не достигает своих целей, не приспосабливается ни к школьному

учителю, ни к учению, ни к дисциплине в школе, то возникает реальная угроза

развития школьной неуспеваемости.

Основной причиной неуспеваемости П.П. Блонский считал биологическую

неполноценность ребенка.

Выделяя причины, которые ведут к неуспеху, П.П. Блонский указывал следующие:

– низкая работоспособность, то есть неумение правильно организовывать свой

учебный труд;

– отсутствие интереса к учению и желания учиться;

– слабое общее развитие.

Е.А. Аркин, А.Б. Залкин причиной неуспеваемости считали социальные факторы:

– неблагоприятная атмосфера в семье;

– плохие жилищные условия;

– отсутствие книг и учебных пособий;

– переполненность классов;

– слабые в профессиональном отношении кадры.

В свою очередь Б.П. Есипов cреди причин школьной неуспеваемости называет

следующие:

– слабое знание учителем предмета и методики его преподавания;

– неумение проявлять неуклонную требовательность к учащимся;

– незнание индивидуальных особенностей;

– плохая организация учета работы учеников;

– неумение сочетать требовательность к ученику с уважением к его личности;

– неумение учителя выбрать правильный путь установления контакта с семьей.

А.А. Бударный следующие причины:

– недостатки в учебно-воспитательной деятельности учителей (чрезмерный акцент

в процессе преподавания на механическое запоминание учебного материала);

– недостаточное внимание к развивающей стороне обучения;

– слабое развитие у школьников умения учиться рационально;

– неумение педагога воспитывать у детей интерес к учению;

– отсутствие должного индивидуального подхода к учащимся на уроках;

– слабое знание учителем психологии усвоенных знаний;

– неумение вовремя обнаружить проблемы в знаниях учащихся;

– недостаточное внимание в школе к формулированию правильных взаимоотношений

между учителями и учащимися.

Серьезной причиной неуспеваемости являются ошибки родителей. Желая быстрее

воспитать в ребенке способности к саморегуляции и самоконтролю, часто

родители читают ему нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности,

дают инструкции, убивая самостоятельность, а также ограждают от массовых

запретов, заставляя их соблюдать под прессом угроз и наказаний. Некоторые

дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки. Это происходит в

тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень

драматично относятся к ошибкам. Даже если родители не наказывают ребенка,

психологическое наказание все равно присутствует.

Приводит к возникновению неуспеваемости неверная оценка учителем характера и

причин затруднений, приводящая к высоким требованиям в познавательной сфере

ребенка, личности в целом. Это, в свою очередь, вызывает большие проблемы,

преодоление которых с каждым годом все труднее. Появляется хроническое

отставание в усвоении школьных знаний, которые приводят к вторичным

нарушениям психосоциального развития и различным формам отклоняющегося

поведения.

Отрицательное воздействие оказывает и привычная поза. Уже через 10-15 минут у

ребенка возникают нервно-психические нагрузки, стрессы, подобные тем, какие

испытывает космонавт при взлете.

Неблагоприятно влияет на школьника обедненная природными стимулами среда:

– закрытые помещения;

– ограниченные пространства.

Это приводит к угасанию образно-чувственного восприятия мира, сужению

зрительных горизонтов, угнетению эмоциональной сферы школьника.

В результате абсолютная и относительная нагрузка на ученика оказывается

значительно больше нормативной, а физическая цена его учения – слишком

высокой.

Затруднения в учебе, приводящие к школьной неуспеваемости, вызваны также

недостатками в подготовке ребенка к школе. Дети, которые не приобрели до

школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверены в

себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности общения в

школьном коллективе и страх перед учительницей, приводящий к неврозам и

школобоязни. На затруднения в учебе оказывает влияние и соматическая

ослабленность ребенка, нарушение формирования отдельных психических функций и

познавательных процессов, нарушение формирования школьных навыков,

двигательные нарушения, эмоциональные расстройства.

Все эти факторы вызывают развитие школьной неуспеваемости, при которой у ребенка

помимо нарушений в овладении знаниями, возникают нарушения в поведении, в

межличностных взаимодействий, отклонения в психическом самочувствии, выраженные

в неврозах, различных эмоционально-поведенческих реакциях (отказе, компенсации,

рационализации, перенос, идентификации, уходе), при которых страдает ребенок.,

постоянно чувствующий собственную неадекватность, неполноценность,

неуверенность в правильности своего поведения, своих решений. В этой ситуации

ребенок переживает устойчивое, эмоциональное неблагополучие: постоянное

ожидание неуспеха в школе, плохое отношение к себе со стороны педагогов и

одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать её. Состояние безотчетного,

неопределенного беспокойства порождает тревогу

эмоционально-заостренное ощущение предстоящей угрозы, боязнь определенных

объектов или мыслей, чувство страха – аффективное

эмоционально-заостренное отражение в сознании человека конкретной угрозы. Оно

проявляется в том, что ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит

нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом, а часто умолкает

совсем. Он совершает много лишних движений, или, наоборот становится

неподвижным, скованным. В основе этого страха лежит боязнь сделать ошибку,

совершить глупость и быть осмеянным. Больше всего дети боятся отвечать у доски,

именно у доски в полной мере проявляется их беззащитность.

В ряде случаев страх вызван конфликтами со сверстниками, боязнью проявлений

агрессии с их стороны. Социальная позиция школьника, налагающая на него

чувство ответственности, обязанности также может спровоцировать проявление

страха, страха «быть не тем». Ребенок боится не успеть, опоздать, сделать не

то, не так, быть осужденным и наказанным, поскольку он старается овладеть

новыми знаниями, серьезно относится к своим обязанностям и очень переживает

по поводу отметок. Проявления школьной неуспевае6мости могут наблюдаться на

всех ступенях обучения. Важно предупредить её на начальных этапах развития,

чтобы первичные трудности в обучении не переросли в пробелы в знаниях,

отставание, не вызвали частичной или общей неуспеваемости, а в худшем случае

и отказа от учебной деятельности.

Предотвратить развитие школьной неуспеваемости легче, чем преодолевать,

поэтому особое внимание нужно уделить периоду, связанному с приходом ребенка

в школу. Этот период очень сложный, постольку поскольку именно в эти первые

месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим

собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, те

базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в

дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения,

возможности личностной самореализации в школьной среде. Для того, чтобы у

ребенка не возникла проблема школьной неуспеваемости, нужно помочь ему

приспособиться к школе, крайне важно, чтобы это приспособление было

осуществлено без серьезных внутренних потерь для ребенка, без ухудшения

самочувствия, настроения, самооценки, нужно помочь ему почувствовать себя в

школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные,

физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития.

Но проблемы, приводящие к неуспеваемости школьника могут возникнуть на любом

этапе школьного обучения, поэтому важно осуществлять и продолжать работу

психолого-педагогического коллектива с целью профилактики, предупреждения и

преодоления проблемы школьной неуспеваемости.

Для предупреждения проблем неуспеваемости психологи рекомендуют формировать у

учащихся знания, умения, навыки, с использованием конкретного материала,

разрабатывать и применять различные виды помощи для успешного решения

предъявляемых заданий.

Важнейшими условиями предупреждения неуспеваемости, по мнению Есипова,

является индивидуальный подход учителя к детям, опирающийся на знание каждого

ученика, и правильную организацию домашней самостоятельной работы школьника.

Ю.К. Бабанский разработал систему мер по предупреждению неуспеваемости

школьников, в основе которой лежат организация диагностики «реальных

возможностей школьников», установление доминирующих причин этого явления и

оптимальное использование имеющихся средств педагогического воздействия.

С.Т. Бударный, вслед за С.Т. Шацким, пришел к выводу о необходимости

дифференциации обучения школьников.

Преодоление же проблемы школьной неуспеваемости требует больших усилий.

Э.И. Моносзоне сформулировал дидактические основы преодоления неуспеваемости

следующим образом: он подчеркивал важность диагностики каждого конкретного

случая неуспеваемости и разработки на этой основе индивидуальной системы мер

повышения уровня знаний. Основное внимание он рекомендовал уделять

развивающему обучению, развитию разнообразных форм и методов, организацией

самостоятельной работы детей в процессе обучения.

То, по какому магистральному пути пойдет развитие школьника в ближайшие годы,

будет ли на начальных этапах учения заложен социальный и интеллектуальный

фундамент дальнейшего успешного обучения, или с приходом в школу ребенок

попадает в чужой, непонятный, а следовательно и враждебный ему школьный мир,

во многом зависит от профессиональной и собственно личностной зрелости

взрослых: родителей, педагогов, воспитателей, школьных психологов, от

отношения ребенка со сверстниками, от личностных особенностей самого ребенка,

от атмосферы в стенах школы. Лишь при помощи целостной системы совместной

деятельности педагогов, психологов, родителей, самого ребенка, с опорой на

помощь психологов, а при необходимости врачей-специалистов можно добиться

успехов.

Не решенная вовремя проблема школьной неуспеваемости приводит к нарушениям в

нормальном развитии ребенка. Ребенок, который долгое время испытывал

трудности в обучении не уверен в себе, в своих силах. Эта неуверенность может

повлечь за собой снижение самооценки, снижение уровня притязаний, интереса,

отказу от какой-либо деятельности, к отклоняющемуся поведению. Поэтому крайне

важно помочь ребенку на начальных этапах возникновения этой проблемы. Легче

принять меры по предотвращению развития школьной неуспеваемости, чем в

дальнейшем преодолевать её.


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ