Контрольная: Валеология
Контрольная: Валеология
Исследование состояния валеологического состояния образования в системе
начального образования группы продленного дня.
На первом этапе исследования был произведен отбор диагностических
методик и обучения им сотрудников.
Второй этап – знакомство педагогов с методами экспертной оценки и
приемами практико-ориентированных исследований. Завершается – подготовкой
необходимой документации.
Третий этап – создание в ОУ службы психолого-педагогического мониторинга.
В службе мониторинга занято несколько функциональных групп:
1. Группа наблюдения и сбора информации выявляет различные возможные
отклонения от нормы в разнообразной деятельности детей, во взаимодействии
педагогов с детьми, в организации режимных моментов, двигательной
деятельности детей, питания, лечебно-профилактической работы. Ее основная
цель – выяснить, как чувствуют себя дети, жизнерадостные ли они, не
наблюдается ли признаков переутомления, созданы ли условия свободного общения
и деятельности, не провоцируют ли педагоги своими действиями стрессовые
ситуации детей.
2. Аналитико-диагностическая группа проводит диагностику развития детей в
различных видах деятельности, соотносит полученные данные с информацией,
поступающей от группы наблюдения и сбора информации, и данными и
заболеваемости детей.
3. Исследовательская группа организует практико-ориентированные исследования,
позволяющие выявить как субъективные, так и объективные причины возможных
отклонений от нормы. Ее деятельность предваряет введение различных изменений
в режиме жизнедеятельности детей, организацию образовательного процесса.
питания и т.д.
4. Группа планирования, планирует деятельность службы мониторинга в
соответствии с задачами годового плана ОУ и программой его развития, а так же
вносит коррективы в организацию и содержание образовательного процесса при
обнаружении негативных воздействий на здоровье и психоэмоциональное состояние
ребенка.
5. Группа контроля осуществляет надзор за экологичностью образовательного
процесса и следит за своевременной реализацией внесенных в него поправок и
изменений, продиктованных необходимостью сохранения физического и
психического здоровья.
На уровне ОУ методом мониторинга проведена оценка динамики физического и
психомоторного развития детей, функционального состояния их организма, темпов
прогресса физических качеств, динамики физической подготовленности и качества
освоения детьми основных движений, оздоровительной направленности
физкультурных занятий в соотношении с анализом заболеваемости детей.
Психолого-педагогический мониторинг физического воспитания на уровне ОУ
позволил сделать следующие выводы:
В результате координации работы педагогов, психолога, учителя по физическому
воспитанию, воспитателя г.п.д. и врача, мы получили картину физического
развития ребенка, его физических возможностей, двигательной активности,
имеющихся культурно-гигиенических навыков в соответствии с уровнем
психомоторного развития и здоровья в начале учебного года, в середине и в
конце учебного года. Провели социально-гигиенический опрос семей. Показатели
здоровья и физического развития каждого конкретного ребенка позволили
определить индивидуальную программу коррекции физического и психомоторного
развития и качество физической подготовленности.
Все полученные данные о детях свели в единую картину здоровья детей.
Смысл этой процедуры заключается в том, чтобы увидеть как «узкие» места, так
и успехи коллектива педагогов и специалистов в оздоровлении детей.
Провела социологический опрос педагогов, родителей, используя специальную
анкету.
«Отношение к своему здоровью».
Опрошены 25 педагогов.
Как показывают результаты проведенных исследований, состояние здоровья
педагога нельзя признать удовлетворительным. К числу наиболее
распространенных заболеваний относятся следующие: 41% - частые ОРЗ и ОРВ; 23%
- болезни нервной системы; 20% - болезни сердечно-сосудистой системы, 5% - не
имеют постоянных заболеваний. По ряду позиций учителя демонстрируют
неадекватное отношение к своему здоровью:
34% педагогов не занимаются физической зарядкой;
62% - не соблюдают режим дня и отдыха;
88% - хронически не досыпают;
82% - принимают лекарства без медицинских показаний, и только
17% - регулярно получают информацию по вопросам здоровья охраны и укрепления
здоровья.
По данным этого исследования, педагоги редко обращаются за мед.помощью и
продолжают свою профессиональную деятельность в случаях недомогания или
болезни.
На вопрос: «Бывали ли случаи, что вам приходилось идти в школу с общим
недомоганием или болезнью?» - ответы распределились следующим образом: 72% -
да, часто; 28% - да, редко; 0% - нет, не приходилось.
Распределение ответов на вопрос «Если вы заболеете, то как поступите?» -
подтверждает низкий уровень ценного отношения к здоровью; 76% - «выпью
таблетку и пойду на урок»; 16% - «отведу уроки в этот день и пойду на
больничный»; 8% - «сразу же пойду на больничный».
Отношение к собственному здоровью полностью коррелирует с восприятием
здоровья детей. Только 6,2% - знают диагнозы своих учеников, воспитанников;
62% - приблизительно осведомлены о характере заболевания; 31% -догадываются о
болезни по внешним признакам. Радует, что 63% учителей применяют на своих
уроках гимнастику для глаз, и гимнастику для пальцев; 37% - упражнение для
расслабления мышц спины и шеи.
Таким образом, результаты исследования показали, что педагоги мало внимания
уделяют своему состоянию здоровья, у них не выработана сознательная установка
на здоровый образ жизни.
2. Целью «Анкеты-опросника для педагогов образовательного
учреждения» было определение уровня знаний педагогов ОУ в вопросах
развития и состояния здоровья дошкольников, готовности ребенка к школе,
сформированности интеллектуально-перцептивных умений.
«Анкета-опросник для педагогов ОУ» показала уровень информированности
педагогов по вопросам подготовки ребенка к школе, психофизиологии школьника,
организации занятий и оздоровление детей в ОУ.
Выявлено, что большинство опрошенных считают более значимым для успешного
обучения детей в школе их желание учиться, состояние здоровья, знание
педагогом возрастных особенностей детей и учет возможностей ребенка, развитие
основных школьно-значимых функций. Тем не менее многие педагоги в первую
очередь указали на школьную подготовку в виде научения письму, чтению, счету.
По мнению большинства педагогов, на школьную мотивации ребенка влияют:
интерес к учению; доброжелательное отношение учителя; осознание ситуации
успеха; понимание взрослыми особенностей и возможностей детей. Среди причин
медленного темпа работы некоторых детей педагога отметили следующие
утверждения: особенность нервной системы, состояние здоровья, отсутствие
интереса. Это показало, что все-таки далеко не все педагоги информированы об
особенностях леворуких детей, о психическом здоровье дошкольников и факторах,
вызывающих нарушения в росте и развитии ребенка.
Причиной трудного усвоения программы некоторыми детьми преподаватели видят
следующее: отсутствие интереса, частые пропуски по болезни, несоответствие
требований возможностям ребенка, невысокий интеллект. Лишь незначительное
число педагогов (21%) указали на несоответствие требований возможностям
ребенка.
Таким образом, проводимое исследование показало разный уровень
профессиональной подготовки педагогов ОУ по вопросам развития и состояния
здоровья детей.
Так как, ОУ ответственно за жизнь и охрану здоровья детей, формирование
валеологической культуры, а деятельность педагогов ОУ направлена на
сохранение и укрепление здоровья всех участников педагогического процесса, и
несомненно, влияет на качество обучения и воспитания, и обеспечивает качество
жизни детей в будущем нами определены:
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ
ВОСПИТАННИКОВ И УЧАЩХСЯ
1. Оптимизация физического воспитания учащихся (совместно с учителями
физической культуры):
· Расширение программы физвоспитания;
· Учёт индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей;
· Организация активного отдыха на переменах, прогулках и после уроков.
2. Рациональная организация учебно-воспитательного процесса (совместно с
администрацией и педагогами):
1. адаптация содержания обучения для различных по состоянию
здоровья группы детей,
2. учёт их психофизиологических особенностей;
3. улучшение условий обучения (микроклимат, оборудование, питание)
3. Лечебно-профилактическая работа (совместно с медперсоналом).
1. контроль за санитарно-гигиеническими условиями обучения
(освещение, температурный режим, оборудование и т.д.)
2. профилактика отклонений состояние здоровья (медосмотры, прививки,
физиопроцедуры и др.)
4. Социально-психологическая поддержка (психолог):
· исследование социальной ситуации развития учащихся и уровня
средовой адаптации;
· определение состояния психико-эмоционального и социального статуса
учащихся;
· групповая и индивидуальная работа с детьми группы риска по
преодолению социально-педагогических трудностей.
2. Социологический опрос «Отношение к своему здоровью»
Количество: 129 учащихся.
По результатам анкетирования выявилось, что 36% детей имеют болезни
дыхательной системой, 10% - страдают заболеваниями сердечно-сосудистой
системы; 13% - пищеварительной системы; 11% заболевания связанные с
нервной системой, 6,8% - болезнями опорно-двигательного аппарата; и всего
23,2% детей здоровы:
1. Приходилось ли вам идти в школу с больным?
• 9,2% - да, часто;
• 51% - да, редко;
• 39,8% - нет.
2. Головные боли у вас?
• 24% - часто;
• 29% - иногда;
• 47% - редко.
3. Продолжительность прогулок на свежем воздухе?
• 25% - больше 3 часов;
• 27% - не более 2 часов;
• 28% - около часа.
4. Всегда ли вы ложитесь спать в определённое время?
• 43% - да, всегда;
• 38% - да, часто;
• 19% - нет.
5. Как часто в течение дня вы питаетесь?
• 53%- 3 раза и более;
• 39% - 2 раза;
• 8% - 1 раз,
подтверждает низкий уровень ценностного отношения к здоровью, и демонстрируют
неадекватное отношение к своему здоровью. Наибольшее влияние на состояние и
отклонение к здоровью учащихся, оказывает семья с определенным образом жизни.
В силу недостаточной валеологической культуры, ОУ не заняла своего места в
процессе формирования здорового образа жизни.
Поэтому: основными содержательными аспектами социально- педагогической
деятельности по охране здоровья детей в ОУ являются:
1. Рациональная организация учебно-воспитательного процесса.
2. Оптимизация физического воспитания.
3. Гигиеническое воспитание.
4. Лечебно-профилактическая поддержка учащихся.
5. Социально-психологическая поддержка учащихся.
Разработали тематику валеологических бесед для учащихся начальных классов в
г.п.д. спецификой программы изучаемых предметов:
1. Режим дня.
2. Правильная посадка за партой.
3. Личная гигиена, уход за телом.
4. Уход за зубами.
5. Закаливание.
6. Классная комната учащихся.
7. Двигательная активность.
8. Рациональный отдых.
9. Предупреждение простудных заболеваний.
10. Физический труд и здоровье.
11. Как сохранить хорошее зрение.
12. Закаливание человека в разные сезоны.
13. Предупреждение травм и несчастных случаев.
14. Общее занятие об организме человека.
15. Скелет. Значение правильной осанки.
16. Питание человека. Роль витаминов для роста и развития человека. 17. Что
такое внимание, память и как их развить.
18. Чем человек отличается от животного.
19. Дурные привычки.
20. Органы кровообращения.
21. Органы дыхания и их охрана.
В конце учебного года с детьми первого класса проведен повторный
социологический опрос. Как же дети определяют понятие ЗОЖ?
- «Если хороший образ жизни, то и человек хороший».
- «Когда человек здоров - это хорошая жизнь, она радует»
- «Здоровье - это доброта, оно маленькое чудо».
- «Хорошее здоровье - это радость, смех, чистая природа»
- «Это хорошее отношение к своей жизни».
Ребята понимают, что их здоровье имеет ценность не только для него самого, но
и для их близких. Вот как они высказываются об этом:
- «Нездоровый образ жизни - плохо для всей семьи».
- «Я пропустил много уроков по болезни, потому что не занимаюсь зарядкой;
это плохо для всех».
- «Мальчик у нас во дворе курит, и у него теперь астма, а его мама плачет».
- «У меня здоровые и мама, и папа, а я их огорчаю своими болями».
- «Когда я здоров, то делаю любую работу по дому и радую маму».
Правильное питание - один из краеугольных камней, на котором базируется
здоровье человека. Учащиеся третьего класса ОУ видят рацион питания так:
- «Надо соблюдать диету».
- «Надо есть необходимые организму продукты».
- «Нужно есть хорошо, но знать меру».
- «Чтобы быть здоровым, надо есть много витаминов».
- «Надо есть овощи и фрукты».
А в рисунках ребят преобладают изображения коробок с соками –видимо,
сказывается влияние рекламы продуктов по телевидению.
Итак, учащиеся считают, что они сами являются строителями своего здоровья,
поэтому должны заниматься спортом, много дышать свежим воздухом, хорошо
питаться, но не переедать, чистить зубы, не бояться делать прививки, не иметь
вредных привычек, и тогда здоровый образ жизни станет и отдыхом, и трудом.
3. Социологический опрос родителей: « Отношение к своему здоровью»
Опрошено 149 родителей.
Анкетирование показало, что, хотя все родители имели высшее и среднее
образование, уровень знаний и умений большинства из них в области воспитания
здорового образа жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь
тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь.
Это обусловлено тем, что основная масса родителей не понимает самой сущности
«здоровья», рассматривая его как отсутствие заболеваний, а средства
оздоровления детского организма видит лишь в лечебных и закаливающих
мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязи всех составляющих здоровья -
физического, психического и социального. По результатам анкетирования
выявилось, что 45% отцов и матерей не имеют никаких заболеваний, 3% родителей
имеют болезни, связанные с нервной системой; 17% соответственно страдают
заболеваниями сердечно-сосудистой системы; 18% пищеварительной системы, 5%
болезнями опорно-двигательного аппарата.
На вопрос «Как вы оцениваете своё состояние здоровья?» - ответы
распределились следующим образом: 34% - родителей расценивают своё состояние
здоровья как «хорошее», 49% - «удовлетворительное», 17% -соответственно
«неудовлетворительное».
На вопрос «Как вы определяете понятие здоровье» - только 2% родителей дали
исчерпывающий ответ, по мнению 58,3% - это просто отсутствие болезней, а 39,
7% - не смогли ответить на этот вопрос.
По мнению 42% родителей, болезни влияют на успехи в учёбе и работе, 10% -на
психическое здоровье, 6% - на поведение, 11% - на взгляды, отношение к жизни
и 31% - родителей ответили, что болезни влияют на все. Активная обращаемость
за медицинской помощью в случаях заболевания учащихся отмечалась лишь 54%.
Более 32% семей обращаются к медицинским работникам только при тяжёлых
заболеваниях ребёнка. А 4% родителей вообще не обратится к врачу, а займётся
самолечением. У 29% родителей знания по профилактике основных болезней
недостаточны. Практически у 59% семей отсутствует медицинская литература. Как
показывает проведенное исследование, только 45% родителей занимаются
физическими упражнениями. Отправляясь на работу или по магазинам, 41%
родителей предпочитают идти пешком. Большинство родителей предпочитают
пассивный отдых – активному. На вопрос «Чем бы занялись в свободное время?» -
родители ответили, 52% - почитаю и посмотрю телевизор; 32% - займусь
домашними делами; 16% - прогуляюсь.
Таким образом, из анализа ответов на вопросы анкеты «Отношение к своему
здоровью» выявилось, что больше половины родителей мало уделяют необходимое
внимание своему здоровью. Родители, которые негативно относятся к своему
состоянию здоровья, имеют низкую валеологическую культуру, не в состоянии
оценить свой вклад в формирование у детей установки на здоровый образ жизни,
и не могут быть созидателями их здоровья. Но, так как семья ответственна за
состояние генетического, физического, психического и социального здоровья
детей, то она создает материально-бытовые и гигиенические условия для
нормального развития детей. Семейный микроклимат, культурно - образовательные
возможности семьи, ее отношение к здоровью, здоровому образу жизни влияют на
состояние и отношение детей к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Главное же, чтобы слова родителей, их пример, а также оценки детского
поведения совпадали и тем самым закрепляли у ребенка понятия, «что такое
хорошо» и «что такое плохо» как изначальное в выработке у него мотивов к
здоровому образу жизни.
Однако во многих семьях, к сожалению, они не совпадают. Вот что пишут дети
второго класса ОУ:
- «Мама мало спит, много работает».
- «Мои родители не занимаются зарядкой».
- «Папа много курит в комнате».
- «Мама курит, а папа пьет много пива».
- «Родители не занимаются спортом».
- «От наркотиков умер мой дядя».
- «Родители мало гуляют, а вечерами смотрят телевизор»
Социально-педагогическая помощь семье, (совместно с психологом, классным
руководителем, воспитателями) заключалась:
· в содействии формированию ЗОЖ семьи, положительного семейного
микроклимата;
· в обучении способам профилактики эмоциональных расстройств и
конфликтов;
· в гуманизации семейных отношений.
Выработали примерную тематику валеологического просвещения родителей учащихся:
1. Роль семьи в воспитании здорового школьника. Валеологическая культура
приготовления домашних заданий.
2. Отдых ребенка в школе и дома.
3. Основы рационального питания.
4. Предупреждение детской нервозности.
5. Предупреждение детского травматизма.
6. Физическое воспитание и закаливание ребенка в семье.
7. Профилактика инфекционных болезней у школьников.
8. Личная гигиена младшего школьника
9. Роль семьи в адаптации ребенка к школе.
Организовали занятна в семейных клубах.
Стержнем всей данной работы является индивидуальный план оздоровления,
разработанный для каждого ребенка в начале учебного года совместно с
родителями на основе диагностики состояния его здоровья и психомоторного
развития, которая включает:
• анализ заболеваемости за предыдущий период времени;
• осмотр ребенка «узкими» специалистами и общее обследование (заключение
педиатра).
• анализ навыков детей по основным видам движений;
• анализ физического развития ребенка;
• анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка.
Здоровье воспитанников – один из основных показателей работы ОУ. Состояние
здоровья воспитанников оценили по результатам изучения внутришкольной и
медицинской документации по различным направлениям.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ, ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Уч. год | Уровень физического развития уч-ся (в %) | Уровень физической подготовленности | Эмоциональное благополучие (в %) | Успешность обучения | Гар-мон. | Дефицит роста | Дефицит массы | Избыт. роста | Избыт. массы | Выс. | Сред. | Низ. | Отл. | Сред. | Отриц. | % успев. | % кач-ва | 2003 2004 | 67 | 4 | 2 | 17 | 10 | 67 | 33 | 0 | - | - | - | 100 | 73 | 2004 2005 | 70 | 3 | 0 | 19 | 8 | 69 | 31 | 0 | 56 | 24 | 20 | 99 | 75 |
Отслеживание сформированности понимания младшими школьниками важности
правильного питания и личной гигиены.
1 полугодие – выполняли работу 98 уч-ся.
2 полугодие – выполняли работу 106 уч-ся
Условные обозначения.
Уровень «валеологизации» учебного процесса (социально-педагогическая
деятельность воспитателя г.п.д. по охране и укреплению здоровья детей) на
конец 2001-2002 уч.года. валеологического занятия (экология урока)
1. Правильная организация занятия.
2. Преодоление утомления и закрепощения у детей.
3. Преодоление воздействия информационно-психологических факторов.
4. Преодоление комплекса факторов моторно-закрепощенной и статической позы.
5. Развивающие технологии.
6. Соблюдение режима школьных занятий.
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 1а, 2а, 2б, 3а, 3б, 4а, 4б |
| | 1а, 2а, 2б, 3а, 3б, 4а, 4б |
| | 1а, 2а, 2б, 3а, 3б, 4а, 4б |
| | 1а, 2а, 2б, 3а, 3б, 4а, 4б |
| | | | правильная организация урока |
| | | | Преодоление воздействия инофрм-псих.факторов |
| | Преодоление комплекса факторов моторно-закрепощ. и статич. |
| | | | | | | | 1а, 2а, 2б, 3а, 3б, 4а, 4б |
| | 1а, 2а, 2б, 3а, 3б, 4а, 4б |
| | | | соблюдение режим школьных занятий |
| | | |
Условные обозначения:
Без глубокого и постоянного приобщения к ней в условиях современного образа
жизни и радикальных изменений жизненной среды, становится все менее вероятной
сохранение долголетия и дееспособности. Физическая культура принадлежит к
общечеловеческой культуре, но существуют весьма противоречивые толкования
данного понятия. Типичным является подход к пониманию сущности физической
культуры, при котором она рассматривается как средство совершенствования
физических качеств человека (Г.И.Кукушкин, Н.А.Понамарев. Д.М.Выдрин,
Э.С.Маркарян, М.С.Каган и др.). По мнению Н.А.Понамарева, В.М.Выдрина,
физическая культура «формирует сложное искусство движений и действий, не
свойственных человеку как биологическому существу». К сожалению, в
образовательных учреждениях движение не рассматривается как искусство и
способ самовыражения ребенка, хотя М.С.Коган отмечает, что физическая
культура по праву называется культурой, поскольку она является способом и
результатом преобразования человеком его собственной природной данности.
В ряде других работ, раскрывающих связь физической культуры с валеологической
деятельностью, она выступает фактором по преобразованию физического состояния
человека (Б.В.Ефсафьев, Л.П.Матвеев и др.). По мнению Н.А.Понамарева и
А.А.Гужаловского, именно это делает её социальной деятельностью,
обеспечивающей готовность людей к жизни. Выдрнн В.М. же определяет ее как
«творческую деятельность по освоению и созданию ценностей в сфере физического
совершенствования народа, а также ее социально - значимые результаты».
Валеологическая культура человека позволяет ему органично вписываться в
систему «человек- природа- общества» (В.К.Бальсевич, М.М.Бойко,
С.С.Гуревич , И.В.Муравов и др.). Рассматривая ее под этим углом зрения
позволяет обнаружить целостность души и тела человека и органичную связь с
миром природы и людей. В данном случае физическая активность
организма рассматривается как телесная, двигательная, материальная
сущность и относится не только к психофизическому уровню, но и
пронизывает все уровни структуры личности.
Двигательно-оздоровительные технологии, представленные Л.В.Абдульмановой в
книге « Ребенок в мире культуры» ориентированы на сохранение детской жизни,
здоровья, эмоционального и психологического благополучия. Оздоровительные
технологии представлены группой методов:
· обеспечивающих ребенку познание своего тела как физического объекта;
· обеспечивающих ребенку познание своего тела как культурного
явления;
· понимание ценности собственного здоровья;
· активно развивающие физическую культуру ребенка;
· двигательно-творческие, обеспечивающие возможность изменять
посредством движения образ своего тела и двигательное пространство.
Предметом валеологии является здоровье здорового человека. Педагогическая
валеология, развиваемая учёными Г.К.Зайцевым, В.В.Колбановым, В.В.Петленко,
Л.Г.Татарниковой, выдвигает в качестве основной задачи сохранения и
укрепление здоровья детей.
Н.К.Смирнов сформулировал понятие «валеологизация» образовательной среды и
учебного процесса, в котором, по его мнению, входит «валеологизация культуры
здоровья и формирование здоровьесберегающнх условий в образовательном
учреждении» (дальше ОУ).
ОУ (школы, дошкольные учреждения, специализированные школы) – это
совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на детей в
процессе образования. Факторы образовательной среды значимы для сохранения
здоровья, если они оптимально гуманны. Среди них:
· организация процесса воспитания и образования (длительность занятий
и перерыв);
· методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;
· психологический фон занятии (доброжелательность, мудрость педагога);
· санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения,
температурное соответствие, чистота и т. д.);
· двигательный режим детей (с учётом их возрастной динамики);
· рациональное питание (меню и режим питания);
· медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры.
На комплексный и гуманитарный подход, по существу, опирается особое
междисциплинарное научно-практическое направление – педагогика оздоровления
. Педагогика оздоровления постепенно оформляется на стыке:
· возрастной физиологии,
· педиатрии;
· педагогики;
· психологии.
Одним из его зачинателей был российский ученый – педиатр и педагог
Ю.Ф.Змановский. Вместе тем в его фундаменте - идеи представителей различных
дисциплин: физиологов А.А.Ухтомского, Н.А.Бернштейна, психологов
А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, В.П.Зинченко, философа
Э.В.Ильенкова.
Отличительными чертами педагогики оздоровления, валеологической
педагогики являются следующие:
1. Представление о здоровом ребёнке, который является не только идеальным
эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития.
2. Здоровый ребёнок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного
организма.
3. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер,
а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей ребёнка.
4. Ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с
детьми является индивидуально-дифференцированный подход.
Кратко прокомментируем каждую черту педагогики оздоровления.
1. Здоровье ребёнка можно считать достигнутой нормой, если он:
· в физическом плане - умеет преодолевать усталость, здоровье
позволяет действовать в оптимальном режиме;
· в интеллектуальном плане - проявляет хорошие умственные способности,
любознательность, воображение, самообучаемость;
· в нравственном плане - честен, самокритичен, эмпатичен;
· в социальном плане - коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
· в эмоциональном плане - уравновешен, способен удивляться и
восхищаться.
2 и 3. Целостность психологического состояния можно считать основой и
предпосылкой саморазвития личности в последовательности этапов:
Саморазвитие возможно при наличии творческого воображения, т.е. происходит
развитие творчеством. Отрасль медицины – креативная медицина трактует не
только лечебные меры, но развитие возможностей детей через систему развития
воображения (имитация, позы активности и др.).
4. При индивидуально-дифференцируемом подходе учитываются особенности
психомоторики, тревожности, интеллекта и др. Нет общих и единых мерок,
критериев ко всем к любому ребёнку.
ПРИНЦИПЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
1. Развитие творческого воображения, развитое воображение становится
необходимым внутренним условием при построении и проведении
оздоровительной работы.
2. Формирование осмысленной моторики. А.В.Запорожец в своих классических
исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым в
том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным.
3. Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического
состояния при выполнении различных видов деятельности. Этот
приоритет реализуется благодаря многофункциональности развивающих форм
оздоровительной работы.
4. Формирование у детей способности к содействию и сопереживание
1.1 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Здоровье ребёнка - одна из наиболее сложных комплексных проблем современной
науки, которую по праву следует отнести к одной из самых главных среди
существующих наук, ибо здоровье нового поколения определяет состояние
общества и государства в целом. Несмотря на то, что первые исследования,
посвящённые изучению состояния здоровья детей и подростков, относятся к
прошлому веку (Л.Т.Антропова, Г.Н.Сердюковская 1996г.) и нашли широкое
отражение с момента становления государства и в последующие годы, особенно в
начале 50-х годов, многие аспекты этой проблемы, несомненно, требуют
дальнейшего развития.
Следует отметить, что на протяжении всего советского периода углубление этой
проблемы шло в основном по двум направлениям. Первое выражалось в
систематическом наблюдении за детьми и подростками в процессе всего периода
их роста, что позволяло изучить общий ход физического и общего развития
детей, уточнить возрастные особенности и определить влияние средовых факторов
на их здоровье. Второе направление заключалось в расширенном изучении
общеклинических и других показателей, позволяющих оценить функциональное
состояние организма с учётом факторов окружающей и социальной среды, а так же
учебной деятельности (А.Т.Сухарев и др. 1992г.).
С момента выделения в гигиенической науке отдельного направления -гигиены детей
и подростков, с созданием соответствующего института - круг исследований был
значительно расширен. Они стали базироваться на комплексных данных гигиенистов,
физиологов, биологов, клиницистов, биохимиков и педагогов. В результате
исследований были выделены критерии определения здоровья детей и подростков
, включающие уровень достигнутого физического и нервно-психического развития,
наличие или отсутствие хронических заболеваний, функциональное состояние
организма и степень его резистентности. Доказана необходимость при определении
состоянии здоровья учитывать и адаптационные возможности организма
(Ю.П.Лисицина, 1987, 1993 г.)
В последнее время особое внимание уделяется уровню здоровья, который является,
несомненно, важным критерием оценки состояния здоровье населения. Уровень
здоровья представляет собой совокупность демографических,
антропометрических, генетических, физиологических, иммунологических и
нервно-психических сочленов общества. Он формируется в результате
взаимодействия экзогенных (природных и социальных) и эндогенных (пол, возраст,
наследственность, раса, тип нервной системы) факторов.
Здоровье детей и подростков во многом детерминировано социально- -
экономическими условиями. По мнению Г.И.Царегородцева (1987), здоровье
человека более чем на 50% зависит от окружающей среды и на 15 - 25% - от
наследственности и системы здравоохранения. Применительно к детям и
подросткам обусловленность здоровья социальными условиями становится еще
больше. Ведущими формирующими факторами применительно к детям и
подросткам оказывается - режим дня, экология, внутренняя среда помещений,
организация физического воспитания, медико-санитарная помощь. (A.T.Сухарев,
1991г).
Наряду с акселерацией в последние годы выявляется феномен децелерции, который
возможно объясняется изменением факторов социальной среды и увеличением
факторов риска. Так, в исследованиях А.Г.Сухарева (1991г), Г.Н.Сердюковой
(1990т) и др. авторов отмечается увеличение числа детей с уменьшением объёма
грудной клетки, силы мышц, массы тела и массоростового показателя. Такие
школьники с замедленным типом физического развития часто имеют более низкую
работоспособность и нуждаются в индивидуальном подходе при использовании
средств физического воспитания и при нормализации физического развития.
Изучение влияния отдельных компонентов социально-гигиенических условий жизни
и их совокупности на уровень заболеваемости различных контингентов школьников
выявило, что при существующем уровне благосостояния населения (как в городе,
так и в селе) на заболеваемость детей и подростков влияют не столько факторы
условий жизни в отдельности (жилищные условия и размер жилой площади,
материальный уровень семьи, социальная принадлежность родителей и уровень их
образованности), сколько совокупность этих факторов. При этом неоднократно
подтверждалось, что наибольшее существенное значение в усугублении и даже в
возникновении большинства заболеваний у детей, в особенности нервно-
психических имеет неблагоприятная семейная обстановка, отсутствие надлежащего
воспитания и надзора за детьми в неблагополучных семьях. (Г.Н.Сердюковская,
1970г.)
Здоровье человека - это, прежде всего процесс сохранения и развития его
психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и
социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Если учесть, что функциональные возможности организма человека и его
устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды в течение всей жизни
изменяются, то можно говорить о состоянии здоровья, как о динамичном
процессе, который так же ухудшается или улучшается, т.е. об ослаблении или
укреплении здоровья в зависимости от возраста, пола, профессиональной
деятельности, среды обитания (имеется в виду эколого-географическое
положение, экстремальность трудовой деятельности, микро- и макроокружение
личности, социальный статус семьи и психологическая устойчивость личности).
Учитывая первостепенную роль в обществе здоровья инвалидов, можно судить об
уровне общественного здоровья.
«Народ здоров, если здорово общество» - так, по выражению академика
Н.А.Амосова, подчёркивается важность главного для созидания – здоровья
человека.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от ряда факторов. Если
изобразить их схематично, то они представляют схему из трёх понятий образа
жизни:
1. биологические возможности человека;
2. социальная среда;
3. природно-климатические условия.
По данным известного учёного академика РАМН Ю.П.Лисыцина первостепенным
вопросом является здоровый образ жизни, который занимает около 50-55%
удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения.
Влияние экологических факторов на здоровье человека оценивается примерно в
20-25% всех воздействий, 20% составляют биологические факторы и на долю
недостатков и дефектов здравоохранения отводится 10%. Знание всех факторов,
влияющих на состояние здоровья человека, и составляет основу науки о здоровье
- валеологии. Впервые термин, предложенный профессором И.И.Брехманом в 1980
году, оказался довольно актуальным и емким и в настоящее время оформляется в
науку - науку фундаментальную и необходимую - как нужно и необходимо
сохранить своё здоровье. Это - основа существования, творческая жизнь, жизнь
созидательная, встреч, радостей и огорчений, жизнь ради чего ты родился и
должен жить.
Для этого «надо поменять поток сознания людей» - как говорил Порфирий
Корнеевич Иванов, известный народный мыслитель, один из пионеров природного
оздоровления человека. Он в своих «Детках» завещал: «Зачем болезнь лечить,
если можно её в тело не пускать?».
Здоровье - одни из компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых
прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и
экономического развития. Спросите больного человека «может ли отдать свои
силы на созидание, на преодоление трудом задач, связанных с трудовой
деятельностью или бытом которые были посильны для него до болезни?» Ответ
будет четким и однозначным - нет, ибо в настоящее время он не здоров.
Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого
общества. Каждому из нас присуще быть сильным и здоровым, сохранить как можно
больше подвижность, энергию и достичь долголетия. Здоровье человека - это
главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять,
оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.
Человек, как homo sapiens высший и наиболее сложно организованный продукт не
только биологической, но и социальной эволюции. И здесь очень хорошо
вписываются строки из поэзии Фирдоуси (10 век н.э.); «В цепи человек стал
последним звеном и лучшее всё воплощается в нём», т.е. процесс продолжается и
в дальнейшем, нет остановки его совершенствования. Цель жизненной позиции
человека - быть не только самому здоровым, но и иметь здоровых детей, внуков
и правнуков.
В 20 веке общества «трясло» от различных политических событий, связанных,
прежде всего с войнами, различными сменами политических и экономических
режимов, перестройками и т.д. Естественная смена поколений проходила в
сложных экономических, а сейчас ещё и экологических условиях. В развитых
странах давно поняли отрицательное влияние экологических факторов окружающей
среды, необустроенности быта, социальных и экономических бумов на здоровье
человека. С этой целью постоянно проводят комплексы мероприятий по
нейтрализации факторов отрицательно влияющих па генофонд населения.
В нашей стране практически мало, что воплощается из задуманного - отсюда
такие глобальные катаклизмы, как Челябинск, Ара, Чернобыль, Коми, Саратовская
экологическая катастрофа в феврале 1997 года, кислотные дожди, необъятные
пространства вырубленных лесов, отравленные реки, экологически вредные
продукты питания и многое другое, пагубно влияющее на здоровье. Отсюда -
болезни, смертность и самая короткая в Европе продолжительность жизни,
мужчины - 57,3 лет, женщины -71,1 года (1996г.) и огромное число
неполноценных детей. По показателю общей продолжительности жизни Россия на
133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте среди женщин.
Страна быстро «стареет», поэтому проблема ухудшающегося здоровья детей
становится приоритетной национальной проблемой.
За последние 5 лет частота экологических заболевании у детей увеличилась на
13%, болезнен эндокринной системы на 29,5%, болезни крови – на 35,45%, астмы
- на 40,5%, болезнен органов пищеварения - на 21,6 %.
Особую тревогу вызывает здоровье школьников. В России лишь 10% выпускников
школ могут считаться здоровыми. Очень быстрыми темпами ухудшается здоровье у
школьниц. За последние 10 лет число здоровых девушек - выпускниц уменьшилось
с 28,3% до 6,3% т.е. более чем в 3 раза. Соответственно, с 40% до 7,5%
увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания. И это -
будущие матери, носители генофонда нации. А если процитировать постулат
«здоровые родители - здоровые дети», то это вызывает особую тревогу. По
данным Минздрава Российской Федерации из 6 млн. подростков 15-17 лет,
прошедших профилактические осмотри, у 94,5% были зарегистрированы различные
заболевания.
Сложилась «экстравагантная демографическая ситуация» - когда каждое поколение
родившихся меньше поколения своих родителей и не может выполнить убыли
населения. Такой тип воспроизводства населения характерен только для России и
не отмечался ранее ни в нашей стране, ни в других странах мира, даже во время
войн. Этот пример говорит о социальной катастрофе, связанной, прежде всего с
национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения России.
«Если ситуация Е России не изменится - говорил академик М.Пальцев в 1998 году
на Всероссийском съезде ректоров вузов, - то лишь 54% ребят, которым сегодня
по 16 лет доживет до пенсионного возраста (?!!).
Пренебрежительное отношение к здоровью населения, незнание, вернее нежелание
общества исповедыватъ и вести здоровый образ жизни, говорит, прежде всего,
что общество больно, больна экономика, социальный быт, производство,
здравоохранение
Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), это
состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не
только отсутствие болезнен и физических дефектов.
Здоровый образ жизни - активная деятельность людей направленная на
сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни относят к социально-биологическим
факторам, компонентами, которого служит триада показателей, уровень, качество и
стиль жизни.
Уровень жизни обусловлен экономическими возможностями человека.
Качество жизни определяется степенью запроса и комфортабельностью
удовлетворения человеческих потребностей.
Стиль жизни складывается на основе психологических и
психофизиологических особенностей поведения личности..
Как писал П.Брегт, проживший 95 лет и трагически погибший во время катания на
доске, у побережья Флориды, когда его накрыла гигантская волна, «со времён
Адама и Евы самая важная проблема - это продление человеческой жизни. Ни
одному человеку не удалось избежать смерти, однако каждый из нас, соблюдая
определённые гигиенические и диетические правила, может продлить свою жизнь.
И каждый обязан сделать это - ради себя, родных, друзей, и, наконец, ради
своей страны. Я верю в то, что каждый человек имеет право и обязан жить до
120 лет и более. Купить здоровье нельзя, но можно только заработать
собственными постоянными усилиями.
Что такое больной человек, даже если он знатен и богат? Богатые не могут
купить себе счастье. А то, что человек достиг известности, ещё не означает,
что он стал счастливым».(7)
Следовательно, основной путь укрепления здоровья детей и подростков –
создание благоприятных социально - педагогических условий.
Итак, главная задача педагогической валеологии – создать в образовательном
учреждении условия, гарантирующие формирование, сохранение и укрепление
здоровья воспитанников и учащихся. Очевидно, что ОУ сможет успешно решить
поставленную валеологией задачу при условии, если оно станет «школой
здорового стиля жизни» учащихся, где любая их деятельность (учебная,
спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.)
будет соответствовать возрастно-половым физиологическим нормативам и
осуществляться в допустимых санитарно-гигиенических условиях.
|