Курсовая: Дизартрия
словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.
На прогулку в лес.
Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок,
курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеются
звуки с (сь), з (зь), ц.
Воспитатель выставляет игрушки на столе и просит детей назвать их. Затем он
предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных
животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и
отвозят в определенное заранее место. Педагог следит, чтобы дети верно
отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при
этом звуки с (сь), з (зь), ц.
Скажи, как я.
Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое
восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).
Педагог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и
произносить (повторять) их так же. Воспитатель следит за тем, чтобы дети
произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.
Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых
дети испытывают затруднения.
В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается произношение.
Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую
структуру даже в многосложных словах; окреп и стал более подвижным их
артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое восприятие,
фонематический слух.
Задача педагога на этом этапе учить детей внимательно слушать речь
окружающих, подбирать слова похожие по звучанию (ложка-кошка, мошка и т.д.),
вычленять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук, узнавать
знакомый звук в названиях игрушек, предметов или подбирать игрушки и
предметы, в которых есть этот звук и т.д. Одновременно воспитатель ведет
работу по уточнению и закреплению правильного произношения отдельных звуков.
Особое внимание при этом уделяется правильному произношению в словах группы
свистящих (с, сь, з, зь, ц), шипящих (ж, ш, ч, щ), сонорных (л, ль, р, рь,).
К концу пребывания в средней группе многие дети усваивают и правильно
произносят все звуки родного языка. Но если ребенок испытывает затруднения в
выполнении перечисленных заданий, педагог может использовать предлагаемые
ниже игры и упражнения. Их цель - развивать у детей слуховое внимание, учить
их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова
похожие по звучанию правильно ставить ударение.
Возьми игрушку.
Наглядный материал: игрушки или предметы, названия которых состоят из трех-
четырех слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.).
Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель
шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку,
то так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке.
Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу,
отыскивает данный предмет и громко называет его. Педагог следит, чтобы все
дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо.
Выдели слово.
Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда
они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня
водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Для индивидуальных
ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых недостаточно сформирован
фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит эти звуки.
Подбери похожие слова.
Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки.
Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие
слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно
подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.
Угадай, где кружки, а где кружки.
Наглядный материал: две кружки и два кружка.
Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить.
Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над кружками и
спрашивает, что находится сверху, а что снизу. Дети отвечают. Потом педагог
меняет местами предметы и снова спрашивает, где находятся кружки, а где
кружки. Дети дают полный ответ.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет
находится, и четко выговаривали слова.
К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически все
звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных
звуков). Но педагог по- прежнему уделяет серьезное внимание развитию
фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать
звуки на слух и правильно произносить их (с- з, с- ц, ш- ж, ч- щ, с- ш, з- ж,
ц- ч, с- щ, л- р). С этой целью проводится ежедневно артикуляционная
гимнастика, а также работа по устранению недостатков произношения.
Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или
иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки,
если, конечно с ними велась предварительная работа.
Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков,
они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам,
например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие.
Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание
слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове,
дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста
игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в
которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших
стихотворений.
Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое внимание и
фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки,
дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с -
ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р), правильно выделять во
фразах нужные слова.
Найди и назови нужное слово.
Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть
заданные звуки.
С Папа купил Лене санки.
По дороге движется автобус.
Весной оживает природа.
Домик над рекою, Светлой полосою
В окнах огонек, На воду он лег.
(А. Плещеев. “ На берегу”)
З На двери висит замок.
На небе появились грозовые тучи.
Почему собака лает
На того, кого не знает?
Потому она и лает –
Познакомиться желает.
(А. Власов. “Почему?”)
Далее используются отрывки из стихотворений и предложения со всеми
приведенными выше парами звуков.
Кто лучше слушает?
Вариант 1.
Воспитатель вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу, боком
ко всей группе, и дает задание: “ Я буду называть слова, а Саша будет
поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш. Какой звук? А
Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть
звук ж. Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать
руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы
неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 –
со звуком ш, 5 – со звуком ж, 5 – где нет этих звуков). Прелагается примерно
такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи,
карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.
Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки,
указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети называют
ребенка, который был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу
не ошибся.
Вариант 2.
Воспитатель вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова
со звуком ш, другой – со звуком ж. Предлагает остальным детям называть слова,
в которых встречаются эти звуки. В конце игры дети называют победителя.
Вариант 3.
Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком ш, другому –
со звуком ж. Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной
ошибки в произношении.
То же можно проделывать и с другими парами звуков.
Слова могут звучать громко и тихо.
Цель данной игры – развивать голосовой аппарат и речевой слух: учить детей
различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз,
поупражняться в произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью.
Дети заучивают чистоговорку (с учетом отрабатываемого звука). Например, при
дифференциации звуков л – ль можно использовать такую фразу: В уголок
Аленка села,
У Аленки много дела.
Воспитатель предлагает произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим
голосом, а потом громче обычного.
В качестве упражнений для развития голосового аппарата при произнесении фраз
с различной громкостью, кроме чистоговорок, можно использовать отрывки из
стихотворений, потешки, считалки, скороговорки.
Аналогично проводится игра “Слова могут звучать быстро и медленно”.
Цель данных ниже игр и упражнений – развивать фонематическое восприятие,
элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука,
выделять в словах первый и последний звук.
Какой звук есть во всех словах?
Воспитатель произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из
отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у детей, какой звук
есть во всех этих словах. Дети называют звук ш. Затем предлагает определить,
какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – ж; чайник,
ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима,
лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо,
курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло
– р; рис, крепость, букварь – рь.
Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли
твердые и мягкие согласные.
Назови первый звук в слове.
Воспитатель показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с
какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям
определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных
животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить
четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ – в слове Вадик).
Назови последний звук в слове.
Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол,
дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)
Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а
потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на
четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких
согласных (в слове дверь последний звук рь, а не р). Когда все картинки будут
рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых
названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий.
Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести
согласные звуки в конце слова.
Подумай, не торопись.
Воспитатель предлагает детям несколько заданий на сообразительность и
одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные
звуки в словах:
Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей,
грач.)
Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – ш. (Карандаш, камыш.)
Какое получится слово, если к но - прибавить один звук? (Нож, нос.)
Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука м.
(Мама моет Машу мочалкой.)
Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у. (Бумага, дудочка,
Буратино.)
Игровые методы широко используются логопедами при корректировки дизартрии и
других расстройств речи.
3.3. Наглядность и технические средства обучения
На логопедических занятиях с дизартриками используются соответственно их
возрасту общепринятые в учебном процессе пособия и технические средства
обучения и специфические, направленные непосредственно на коррекцию
неправильной речи.
К первым относятся: учебные наглядные пособия, учебники, литература,
произведения искусства, настольные игры, маски, кукольный и пальчиковый
театр, диафильмы, радио- и телепередачи, магнитофонные записи, пластинки и
пр.
К специфическим техническим средствам относятся: корректофон Деражне, аппарат
“Эхо” (АИР), аппарат звукоусиления, магнитофон.
Аппарат Деражне (как и трещотка Барани) построен на эффекте звукозаглушения.
Разной силы шум (в корректофоне он реглируется с помощью специального винта)
подается через резиновые трубочки, оканчивающиеся оливами, прямо в слуховой
проход, заглушая собственную речь. Но далеко не во всех случаях метод
звукозаглушения может быть применим.
Аппарат “Эхо”, сконструированный Б. Адамчиком, состоит из двух магнитофонов с
приставкой. Записанный звук воспроизводится через долю секунды, что создает
эффект эха. Отечественными конструкторами создан портативный аппарат “Эхо”
(АИР) для индивидуального пользования.
Своеобразный аппарат был предложен В. А. Раздольским. Принцип его работы
построен на звукоусилении речи через громкоговорители или воздушные телефоны
к слуховому аппарату “Кристалл”. Воспринимая свою речь звукоусиленной,
дизартрики меньше напрягают речевую мускулатуру, чаще начинают пользоваться
мягкой атакой звуков, что благотворно отражается на их речи. Положительным
является и тот факт, что при использовании звукоусиления пациенты с первых же
занятий слышат свою правильную речь, а это ускоряет выработку положительных
рефлексов и свободной, ненапряженной речи. Ряд исследователей используют в
практике различные варианты отставленной речи (“белого шума”, звукозаглушения
и др.).
В процессе логопедических занятий в психотерапевтических целях можно
использовать звукозаписывающую аппаратуру. При магнитофонном занятии с
последующей беседой логопеда у дизартриков повышается настроение, появляется
желание добиваться успехов в речевых занятиях, вырабатывается уверенность в
положительном исходе занятий, растет доверие к логопеду. На первых
магнитофонных занятиях материал для выступления отбирается и тщательно
репетируется.
Выработке навыков правильной речи способствует обучающие магнитофонные
занятия. Цель этих занятий заключается в том, чтобы обратить внимание
пациента на темп и плавность его речи, звучность, выразительность,
грамматическую правильность фразы. После предварительных бесед о качествах
правильной речи, прослушивания соответствующих образцов речи, после
неоднократных репетиций дизартрик выступает перед микрофоном со своим текстом
в зависимости от этапа занятий. Задача - следить и управлять своим
поведением, темпом, плавностью, звучностью речи, не допускать грамматических
неправильностей в ней. Руководитель фиксирует в своей тетради состояние речи
и поведение пациента в момент выступления перед микрофоном. Закончив
выступление, дизартрик сам оценивает свою речь (говорил тихо - громко, быстро
- медленно, выразительно - монотонно и т. д.). Затем, прослушав речь,
записанную на магнитофонной пленке, пациент вновь оценивает её. После этого
логопед анализирует речь заикающегося, его умение дать правильную оценку
своей речи, выделяет положительное в его выступлении, в поведении на занятии
и подводит общий итог.
Вариантом обучающих магнитофонных занятий является подражание выступлениям
артистов, мастеров художественного слова. В этом случае прослушивается
художественное выступление, выучивается текст, отрабатывается
воспроизведение, записывается на магнитофонную пленку, а затем сравнивается с
оригиналом, констатируются сходства и различия.
Полезны сравнительные магнитофонные занятия, на которых дизартрику
предоставляется возможность сопоставить свою настоящую речь с той, что была у
него раньше. В начале курса речевых занятий при включенном микрофоне ему
задаются вопросы на бытовые темы, предлагаются сюжетные картинки для
описания их содержания и составления рассказа и пр. Магнитофонная пленка
фиксирует случаи судорог в речи: их место во фразе, частоту, длительность. В
последующем эта первая запись речи дизартрика служит мерилом успешности
проводимых речевых занятий: с нею сравнивается состояние речи в последующем.
По окончании логопедического курса логопед строит заключительную беседу на
материале последнего сравнительного магнитофонного занятия. Используя его
логопед советует заикающимся систематически наблюдать за своей речью,
ежедневно закреплять приобретенные на занятиях умения и навыки.
Магнитофонные занятия рекомендуются проводить в тех случаях, когда у пациента
имеется фиксированность на своем дефекте и осознание своей неправильной речи.
4. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
Формирование пространственных представлений является одним из важнейших
разделов умственного воспитания детей с дизартрией. Знания о пространстве,
пространственная ориентировка развиваются в условиях разнообразных видов
деятельности детей: в играх, наблюдениях, трудовых процессах, в рисовании и
конструировании.
К концу дошкольного возраста у детей с дизартрией формируется такие знания о
пространстве, как: форма (прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник,
продолговатый, закругленный, выгнутый, заостренный, изогнутый), величина
(большой, маленький, больше, меньше, одинаковые, равные, крупно, мелко,
половина, пополам), протяженность (длинный, короткий, широкий, узкий,
высокий, слева, справа, горизонтально, прямо, наклонно), положение в
пространстве и пространственная связь (посередине, выше середины, ниже
середины, справа, слева, сбоку, ближе, дальше, спереди, сзади, за, перед).
Овладение указанным знаниями о пространстве предполагает: умение выделять и
различать пространственные признаки, правильно их называть и включать
адекватные словесные обозначения в экспрессивную речь, ориентироваться в
пространственных отношениях при выполнении различных операций, связанных с
активными действиями.
Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к
пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-
кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе совершения
различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание
окружающей действительности.
Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве
происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с
расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-
игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных
умений. Формирующиеся пространственные представления находят свое отражение и
дальнейшее развитие в предметно-игровой, изобразительной, конструктивной и
бытовой деятельности детей.
Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны
с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных
обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями.
Овладение знаниями о пространстве предполагает умение выделять и различать
пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно
обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении
различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления.
Большую роль в развитии пространственного восприятия играет конструирование и
лепка, включение адекватных действиям детей словесных обозначений в
экспрессивную речь.
4.1. Методики исследования пространственного мышления у младших школьников с
дизартрией
Задание №1
Цель: выявить понимание пространственных отношений в группе реальных
предметов и в группе предметов, изображенных на картинке + предметно-игровое
действие на дифференцировку пространственных отношений.
Усвоение ориентировок слева-справа.
1. Стихотворение В.Берестова.
Стоял человек на развилке дорог.
Где право, где лево – понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал,
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и пол подметал,
«Победа!» – раздался ликующий крик:
Где право, где лево узнал ученик.
2. Движение по заданной инструкции (усвоение левых и правых частей тела,
левой и правой стороны).
Мы в строю шагаем браво.
Мы науки познаем.
Знаем лево, знаем право.
И, конечно же, кругом.
Это правая рука.
Ох, наука нелегка!
«Стойкий оловянный солдатик»
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди,
Да смотри не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
3. Уточнение пространственных взаимоотношений.
¨ стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева;
¨ по инструкции расположить предметы слева и справа от данного;
¨ определить место соседа по отношению к себе;
¨ определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на
соответствующую руку соседа («Я стою справа от Жени, а Женя – слева от меня.»);
¨ стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у
товарища, левую руку, правую руку и т.д.
4. Игра «Части тела».
Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа,
например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука.» Начавший игру
соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.
5. «Определи по следу».
На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног.
Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.
6. Определить по сюжетной картине, в какой руке у персонажей картины
называемый предмет.
7. Усвоение понятий «Левая сторона листа – правая сторона листа.
Раскрашивание или рисование по инструкции, например: «Найди маленький
треугольник, нарисованный в левой части листа, раскрась его красным цветом.
Найди самый большой треугольник, среди нарисованных на правой боковой стороне
листа. Раскрась его зеленым карандашом. Соедини треугольники желтой линией».
8. Определи, левый или правый рукав у блузки, рубашки, карман у джинсов.
Изделия находятся в разном положении по отношению к ребенку.
Усвоение направлений «вверх-вниз», «сверху-снизу».
1. Ориентировка в пространстве:
Что наверху, что внизу? (анализ башен, построенных из геометрических тел).
2. Ориентировка на листе бумаги:
Нарисуй в верхней части листа кружок, в нижней квадрат.
Положите оранжевый треугольник, положите сверху желтый прямоугольник, а снизу
от оранжевого – красный.
Упражнения в употреблении предлогов: за, из-за, около, от, перед, в, из.
Вступление: Когда-то находчивый, умный, ловкий, хитрый Кот в сапогах был
маленьким шаловливым котенком, который любил играть в прятки.
Ведущий показывает карточки, где нарисовано, куда прячется котенок, и
помогает детям вопросами типа:
– Куда спрятался котенок?
– Откуда он выскочил? и т.д.
Задание №2
Цель: словесно обозначить местоположение предметов на картинках. Игра
«Магазин» (ребенок, выступая в роли продавца, на нескольких полках расставлял
игрушки и говорил, где и что находится).
Показать действия, о которых говорится в стихотворении.
Буду маме помогать,
Буду всюду убирать:
И под шкафом,
и за шкафом,
и в шкафу,
и на шкафу.
Не люблю я пыли! Фу!
Ориентировка на листе бумаги.
1. Моделирование сказочных историй
«Лесная школа» (Л.С. Горбачева)
Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги и домик, вырезанный из картона.
«Ребята, этот домик не простой, он сказочный. В нем будут учиться лесные
зверюшки. У каждого из вас есть такой же домик. Я расскажу вам сказку.
Слушайте внимательно и ставьте домик в то место, о котором говорится в
сказке.
В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери построить
для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали думать, в каком
месте ее поставить.
Лев предложил построить в левом нижнем углу. Волк хотел, чтобы школа была в
правом верхнем углу. Лиса настаивала на том, чтобы построили школу в
верхнем левом углу, рядом со своей норой. В разговор вмешалась белочка. Она
сказала: «Школу нужно построить на поляне.» Прислушались звери к совету белочки
и решили строить школу на лесной поляне посередине леса.»
«Зима»
Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги, домик, елочка, поляна (голубой
овал), муравейник (серый треугольник).
«У леса на опушке жила Зима в избушке. Избушка ее стояла в правом верхнем
углу. Однажды проснулась Зима ранехонько, умылась белехонько, оделась
потеплее и пошла посмотреть на свой лес. Шла она по правой боковой стороне.
Когда она дошла до правого нижнего угла, увидела маленькую елочку. Взмахнула
Зима правым рукавом и засыпала елочку снегом.
Повернула Зима на середину леса. Здесь была большая поляна.
Взмахнула Зима руками и засыпала всю поляну снегом.
Повернула Зима в левый нижний угол и увидела муравейник.
Взмахнула Зима левым рукавом, и покрыла муравейник снегом.
Пошла Зима вверх: повернула вправо и ушла домой отдыхать.»
«Птичка и кошка»
Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги, дерево, птичка, кошка.
«Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и
села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла
на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве».
2. Графическое воспроизведение направлений (И.Н. Садовникова).
– Даны четыре точки, поставить знак «+» от первой точки снизу, от второй –
сверху, от третьей – слева, от четвертой – справа.
– Даны четыре точки. От каждой точки провести стрелку в направлении: 1 –
вниз, 2 – вправо, 3 – вверх, 4 – влево.
Даны четыре точки, которые можно сгруппировать в квадрат:
а) Мысленно сгруппировать точки в квадрат, выделить карандашом левую верхнюю
точку, затем левую нижнюю точку, после чего соединить их стрелкой в
направлении сверху вниз.
Аналогично выделить правую верхнюю точку и соединить ее стрелкой с правой
верхней точкой в направлении снизу вверх.
б) В квадрате выделить левую верхнюю точку, затем правую верхнюю точку и
соединить их стрелкой в направлении слева на право.
Аналогично нижние точки соединить в направлении справа налево.
в) В квадрате выделить левую верхнюю точку и правую нижнюю, соединить их
стрелкой, направленной одновременно слева-направо-сверху-вниз.
г) В квадрате выделить левую нижнюю точку и правую верхнюю, соединить их
стрелкой, направленной одновременно слева направо и снизу вверх.
Усвоение предлогов, имеющих пространственное значение.
1. Выполнить различные действия по инструкции. Ответить на вопросы.
Положите карандаш на книгу. Где лежит карандаш?
Возьмите карандаш. Откуда вы взяли карандаш?
Положите карандаш в книгу. Где он сейчас?
Возьмите его. Откуда взяли карандаш?
Спрячьте карандаш под книгу. Где он?
Выньте карандаш. Откуда его вынули?
2. Построиться, следуя указаниям: Света за Леной, Саша перед Леной, Петя
между Светой и Леной и т.д.
Ответить на вопросы: «Ты за кем стоишь?» (перед кем, рядом с кем, впереди,
позади и т.д.).
3. Расположение геометрических фигур по данной инструкции: «Положите красный
кружок на синий большой квадрат. Над красным кружком положите зеленый кружок.
Перед зеленым кружком оранжевый треугольник и т.д.»
4. «Какого слова не хватает?» «Река вышла берегов. Дети бегут класс. Тропинка
шла полю.
Зеленеет лук грядке. Мы добрались города. Лестницу прислонили стене.»
5. «Что перепутано?» Дед в печи, дрова на печи.
На столе сапожки, под столом лепешки.
Овечки в речке, караси у речки.
Под столом портрет, над столом табурет.
6. «Наоборот» (назвать противоположный предлог).
Взрослый говорит:
– Над окном.
Ребенок:
– Под окном.
К двери – . В ящик – . Перед школой – . До города – . Перед машиной – .
– Подобрать пары картинок, которым соответствуют противоположные предлоги.
7. «Сигнальщики».
а) К картинке подобрать карточку-схему соответствующего предлога:
б) Ведущий читает предложения, тексты. Дети показывают карточки- схемы с
нужными предлогами.
в) Ведущий читает предложения, тексты, пропуская предлоги. Дети показывают
карточки-схемы пропущенных предлогов.
б) Детям предлагается сравнить группы геометрических фигур одинакового цвета
и формы, но разного размера. Сравнить группы геометрических фигур одинакового
цвета и размера, но разной формы.
в) «Какая фигура лишняя».
Сравнение проводится по внешним признакам: размер, цвет, форма, изменения в
деталях.
г) «Найти две одинаковые фигуры».
Детям предлагается 4-6 предметов, которые различаются по одному- двум
признакам. Дети должны найти два одинаковых предмета.
Ребята могут находить одинаковые цифры, буквы, написанные одним шрифтом,
одинаковые геометрические фигуры и так далее.
д) «Выбери подходящую коробку для игрушки».
Дети должны соотнести величину игрушки и коробки.
е) «На какую площадку приземлится ракета».
Дети соотносят форму основания ракеты и посадочной площадки.
Задание №3
Цель: выявить пространственную ориентировку, связанную с рисованием и
конструированием:
1. Указанным образом разместить на листе бумаги геометрические фигуры,
нарисовав их или используя готовые;
2. Нарисовать фигуры по опорным точкам, имея при этом образец рисунка,
выполненный по точкам;
3. Без опорных точек воспроизвести направление рисунка, пользуясь
образцом. В случае затруднения – дополнительные упражнения, в которых
необходимо
А) различить стороны листа;
Б) провести прямые линии от середины листа по различным направлениям;
В) обвести контур рисунка;
Г) воспроизвести рисунок большей сложности, чем тот, что предложен в основном
задании.
4. Обведение шаблонов, трафаретов, обведение контуров по тонкой линии, по
штриховке, по точкам, закрашивание и штрихование по различным линиям.
Методика Керна-Йирасека
При использовании методики Керна-Йирасека (включает два задания -
срисовывания письменных букв и срисовывания группы точек, т.е. работу по
образцу) каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами
выполнения заданий. Задания направлены на развитие пространственных отношений
и представлений, развитие тонкой моторики руки и координации зрения и
движений руки. Также тест позволяет выявить (в общих чертах) интеллект
развития ребенка. Задания срисовывание письменных букв и срисовывание группы
точек выявляет умение ребят воспроизводить образец. Это также позволяет
определить, может ли ребенок работать некоторое время сосредоточенно, не
отвлекаясь.
Методика "Домик" (Н.И. Гуткиной).
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей
домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание
позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец,
умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного
внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой
моторики руки.
Инструкция испытуемому: "Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом
листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом
рисунке (перед испытуемым кладут листок с "Домиком") Не торопись, будь
внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот
на образце. Если ты что – то не так нарисуешь, то стирать резинкой или
пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать
правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе".
При выполнении заданий Методики "Домик" обследуемыми были допущены следующие
ошибки:
а) некоторые детали рисунка отсутствовали;
б) в некоторых рисунках не была соблюдена пропорциональность: увеличение
отдельных деталей рисунка при относительно произвольном сохранении размера
всего рисунка;
в) неправильное изображение элементов рисунка;
д) отклонение линий от заданного направления;
е) разрывы между линиями в местах соединения;
ж) залезание линий одна на другую;
«Дорисуй мышкам хвосты» и «Нарисуй ручки для зонтиков» А.Л. Венгера.
И мышиные хвосты и ручки также представляют собой элементы букв.
Графический диктант и «образец и правило» Д.Б. Эльконина - А.Л. Венгера.
Выполняя первое задание, ребенок на листке в клеточку от поставленных
предварительно точек вычерчивает орнамент, следуя указаниям ведущего. Ведущий
диктует группе детей, в какую сторону и на сколько клеточек нужно проводить
линии, а затем предлагает дорисовывать получившийся под диктовку «узор» до
конца страницы. Графический диктант позволяет определить, насколько точно
ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также
возможность самостоятельно выполнять задания зрительного воспринимаемому
образцу.
Более сложная методика «Образец и правило» предполагает одновременное
следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно
такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается
условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. соединять
кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником).
Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на
заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только на
правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом
методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований.
«Машина едет по дороге» (А.Л. Венгер).
На листе бумаги нарисована дорога, которая может быть прямой, извилистой,
зигзагообразной, с поворотами. У одного конца дороги нарисована машина, у
другого – дом. Машина должна проехать по дорожке к дому. Ребенок, не отрывая
карандаша от бумаги и стараясь не выйти за пределы дорожки, соединяет линией
машину с домом.
Можно придумать множество аналогичных игр. Можно использовать для тренировок
и прохождение простейших лабиринтов.
«Попади карандашом в кружки» (А.Э. Симановский).
На листе изображены ряды кружков диаметром около 3 мм. Кружки располагаются
пятью рядами по пять кружков в ряду. Расстояние между кружками со всех
направлениях равно 1 см. Ребенок должен, не отрывая предплечья от стола, как
можно быстрее и точнее поставить точки во все кружки.
Движение строго определено.
I-вариант: впервой строчке направление движения слева – направо, во второй
строчке справа – налево.
II-вариант: в первом столбике направление движения сверху – вниз, во втором
столбике снизу – вверх и т.д.
Задание №4
Цель:
1. Сложить фигуры из палочек по образцу, данному в рисунке;
2. Сложить из четырех частей геометрические фигуры – круг и квадрат. При
затруднении данное задание выполнять поэтапно:
А) Составить фигуру из двух затем трех и четырех частей;
Б) Складывать круг и квадрат по образцу рисунка с пунктирно обозначенными на
нем составляющими частями;
В) Складывать фигуры путем наложения на пунктирный рисунок детали с
последующим конструированием без образца.
«Сделай картинку» (по типу доски Э. Сегена).
Дети подбирают вкладки к прорезям по форме и размеру и складывают фигуры,
вырезанные на доске.
«Найди форму в предмете и сложи предмет».
Перед детьми контурные изображения предметов, составленных из геометрических
фигур. У каждого ребенка конверт с геометрическими фигурами. Нужно сложить
данный предмет из геометрических фигур.
«Картинка сломалась».
Дети должны сложить картинки, разрезанные на части.
«Найти, что спрятал художник».
На карточке даны изображения предметов с пересекающимися контурами. Нужно
найти и назвать все нарисованные предметы.
«Буква сломалась».
Дети должны узнать по какой-либо части всю букву.
«Сложи квадрат» (Б.П. Никитин).
Оборудование: 24разноцветных квадрата из бумаги размером 80Х80мм, разрезанные
на части, 24 образца, на которых указаны линии соединений.
Игру можно начать с простых заданий: «Сложи из этих частей квадрат.
Внимательно посмотри на образец. Подумай, как расположить части квадрата.
Попробуй их наложить на образец». Затем дети самостоятельно подбирают части
по цвету и собирают квадраты.
Рамки и вкладыши Монтессори.
Игра представляет собой набор квадратных рамок, пластинок с вырезанными
отверстиями, которые закрываются крышкой-вкладышем такой же формы и размера,
но другого цвета. Крышки-вкладыши и прорези имеют форму круга, квадрата,
равностороннего треугольника, эллипса, прямоугольника, ромба, трапеции,
четырехугольника, параллелограмма, равнобедренного треугольника, правильного
шестиугольника, пятиконечной звезды, прямоугольного равнобедренного
треугольника, правильного пятиугольника, шестиугольника неправильной формы,
разностороннего треугольника.
Дети подбирают вкладыши к рамкам, обводят вкладыши или прорези, вставляют
вкладыши в рамки на ощупь.
«Почтовый ящик».
Почтовый ящик – коробка с прорезями разной формы. Дети опускают в ящик
объемные геометрические тела, ориентируясь на форму их основания.
«Какого цвета предмет?», «Какой формы предмет?».
I вариант: у детей предметные картинки. Ведущий достает из мешочка фишки
определенного цвета (формы). Дети закрывают фишками соответствующие картинки.
Побеждает тот, кто быстрее всех закрыл свои картинки. Игра проводится по типу
«Лото».
II вариант: у детей цветные флажки (флажки с изображением геометрических
фигур). Ведущий показывает предмет, а дети – соответствующие флажки.
«Собери по форме»
У каждого игрока карточка определенной формы. Дети подбирают к ней подходящие
предметы, изображенные на картинках.
«Найди свою пару».
Дети делятся на две команды. Детям раздают по одной форме из комплекта
геометрических фигур. По сигналу дети идут навстречу друг с другом и
отыскивают свою пару, т.е. берут руку того, у кого точно такая же
геометрическая фигура.
«Бегите ко мне».
У детей флажки одного цвета, но разные по форме. Ребята двигаются под музыку
по комнате. Ведущий останавливает музыку, поднимает картинку с изображением
предмета определенной формы. Те, у кого флажки соответственной формы,
подбегают к ведущему. Затем дети снова разбегаются. Игра продолжается. В
конце ведущий отмечает наиболее внимательных игроков.
По мере выполнения игра усложняется за счет использования предметов,
состоящих из нескольких геометрических фигур, раскрашенных в несколько
цветов. В этом случае к ведущему подбегают дети с различного цвета и формы
флажками.
Игры «Какой формы не стало?» и «Что изменилось?».
Геометрические фигуры разной формы выставляют в ряд.
Дети должны запомнить все фигуры или их последовательность.
Затем дети закрывают глаза. Одну-две фигуры убирают (меняют местами). Ребята
должны назвать, каких фигур не стало, или сказать, что изменилось.
«Собери себе товарищей».
У детей карточки с разнообразными геометрическими фигурами различного
размера. Дети должны найти партнеров, у которых такие же геометрические
фигуры и построиться от самой большой до самой маленькой фигуры.
Побеждает группа, быстрее других собравшая товарищей.
Упражнения на формирование представлений о величине:
Разложи кружки от самого маленького к самому большому.
Построй матрешек по росту: от самой высокой до самой низкой.
Положи самую узкую полоску слева, рядом справа положи полоску чуть шире и т.д.
Раскрась высокое дерево желтым карандашом, а низкое – красным.
Обведи в кружок толстого мышонка, а в квадратик – тонкого и т.д.
«Чудесный мешочек».
В мешочек находятся объемные и плоские фигуры, мелкие игрушки, предметы,
овощи, фрукты и т.д. Ребенок должен на ощупь определить, что это. В мешочек
можно положить пластмассовые, картонные буквы и цифры.
«Рисунок на спине».
Дети рисуют друг у друга на спине буквы, цифры, геометрические фигуры,
простые предметы.
Нужно догадаться, что нарисовал партнер.
Затруднения дифференцировки пространственных отношений в предметно-игровой
деятельности, правильные рассуждения и объяснения в процессе рисования с
ошибочным воспроизведением пространственных признаков вероятно могут
указывать на недостаточность обобщенного понимания уже сложившихся у детей
формулировок на вербализацию пространственных отношений, опережающую их
практическую реализацию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент
закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности
играет речь.
Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую
роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере
речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в
формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего
возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой
формируется его собственная речь.
Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам
сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не
участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей.
Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он
старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых
играх.
Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно
исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать
ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции
речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной
игрой.
В данной работе и были отражены основные методы коррекции одного из тяжелых
речевых нарушений у детей - диазартрии.
На основании выше изложенного можно определить общую схему коррекции:
- Подготовительный этап. Нет собственно коррекции, идет подготовка к
постановке звуков.
- формирование умения по опознанию и различению звука изолированно, в
речевом потоке и т.д.;
- формирование артикуляторных умений и навыков, т.е. развитие мышц
артикуляторного аппарата. Проводится в виде артикуляционной гимнастики;
- развитие дыхания, голоса.
- Формирование первичных произносительных умений и навыков
- собственно постановка звука;
- автоматизация (закрепление) изолированного произношения, в слоге,
слове, фразе, тексте, спонтанной речи;
- дифференциация (различение звуков, близких по своим характеристикам).
- Формирование коммуникативных произносительных умений и навыков. Т.е.
знания, приобретенные у логопеда, должны активно использоваться в
повседневном общении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В.. Коррекция психологического развития
младших школьников на начальных этапах обучения. – «Вопросы психологии», № 1,
1991.
2. Бондаренко А.А. Работа над дикцией в начальных классах // Начальная
школа. – 1987. – N 1.
3. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В.. Практикум по коррекционно-
развивающим занятиям. – М., 1994.
4. Волкова Л.С. Логопедия М.,1989
5. Генинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.
6. Горбачева Л.С. Роль игры в формировании пространственных представлений у
младших школьников вспомогательной школы. – «Дефектология», № 3, 1991.
7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. , Филичева Т.Б. Преодоление общего
недоразвития речи М., 1990
8. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов М., 1991
9. Коваль В.В.. Коррекционные игры во вспомогательной школе. –
«Дефектология», № 5, 1991.
10. Максаков А.И. , Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. , 1983.
11. Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М. , 1987.
12. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.
13. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием
речи в условиях специального детского сада М.,1993.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | | 1. Причины, симптомы и основные методы лечения дизартрии | | 2. Методики корректировки речевого дыхания при дизартрии | | 2.1. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой | | 2.2. Упражнения для развития речевого дыхания | | 3. Коррекция речи при дизартрии | | 3.1. Артикуляционная гимнастика | | 3.2. Игровые методы | | 3.3. Наглядность и технические средства обучения | | 4. Формирование пространственного мышления у детей с дизартрией | | 4.1. Методики исследования пространственного мышления у младших школьников с дизартрией | | Заключение | | Список использованных источников | |
Страницы: 1, 2
|