Рефераты

Курсовая: Экологическое воспитание в начальной школе

Н.С. Жестова говорит о том, что учитель должен тщательно готовиться к

экскурсии и приводит подробный план подготовки.

1. Наметить тему. Желательно, чтобы название темы звучало эмоционально или

проблемно, что позволяет сразу заинтересовать учащихся.

2. Определить цель, задачи и составить предварительный план экскурсии.

3. Выбрать место проведения экскурсии, заранее побывать там, разработать

маршрут. Предусмотреть места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора

природного материала, общественно полезной деятельности учащихся.

4. Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала,

подобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины.

5. Продумать методику проведения экскурсионного занятия.

6. Спланировать организационные формы деятельности учащихся (когда и где

проводить массовые и групповые наблюдения), выполнение общественно полезных

дел, распределить обязанности между подгруппами или отдельными учащимися.

7. Продумать к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как

оценить их воспитанность и дисциплинированность.

8. Когда окончательно уточнены содержание и методика проведения экскурсии,

можно доработать план.

Учителя - методисты А.И.Холимкина(учитель школы N 770 Москвы), В.Л.Лола и

Л.М.Хафизова предлагают давать детям заучивать перед экскурсией стихотворение

о природе, используя для этого стихи И.Бунина, Ф.Тютчева, С.Есенина. На

экскурсии использовать загадки С.Маршака, Е.Благиной, Е.Серовой,

Р.Федькина. Перед экскурсией давать детям по подгруппам или отдельным

учащимся различные задания по наблюдению за животными и растениями.

Л.М.Хафизова уделяет большое внимание повышению познавательной активности

учащихся на экскурсиях. Для этого служат дидактические игры, такие как:

"Узнай дерево по листу" или "Что изменилось?", направленные на сравнение

увиденного и воспроизведение в памяти того, что было. Е.Н.Дерим-Оглу (доктор

биологических наук) и Н.Г.Томилина (кандидат биологических наук) из Москвы

считают, что успех экскурсии в лес в основном зависит от умения учителя

строить свой рассказ, используя следы жизнедеятельности животных, описывая

жизнь растений, изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные.

К сожалению, эти ученые-методисты не придают большого значения тому факту что

человек воздействует и на растения, на животных и на неживую природу. И не

следует умалчивать об этом при проведении экскурсии.

Наиболее полно вопрос экологической экскурсии разработан в трудах академика

А.А.Плешакова. На экскурсиях рассматриваются следующие вопросы: защита

воздуха и воды от загрязнения, восстановление лесов, охрана редких растений

и животных, создание заповедников, ответственность каждого человека за

поведение в природе. "Конкретное содержание экскурсии будет зависеть от

местных условий. Можно рекомендовать посещение одного из следующих мест:

очистные сооружения, лесопитомник, ботанический сад, экологическая тропа,

зоопарк, краеведческий музей (если там имеется отдел охраны природы). Если

таких возможностей нет, может быть проведена на местности отработка правил

поведения в природе".

Существует и третье направление, по которому работают учителя в деле

экологического воспитания школьников. Это направление по созданию программ и

учебников природоведения отличных от традиционных. А.А.Плешаков разработал

учебник для четырехлетней начальной школы. Его учебник открывается разделом

"Природа и мы". Этот раздел служит связующим звеном между курсами

"Ознакомление с окружающим миром" (1-2 классы) и "Природоведение" (3-4

классы).

В центре внимания этих курсов взаимодействие человека и природы. В 1 и 2

классах оно рассматривается в более широком контексте познания окружающего

мира в целом.

Тема "Природа и мы" открывает курс 3 класса. Она повторяет, обобщает,

систематизирует уже имеющиеся у учащихся знания о природе и взаимодействии с

ней человека, и расширяет представления учащихся в этой области. В

учебник 3 класса включено пять разделов: "Природа и мы" (о нем говорилось

ранее), "Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву", "Сохраним

удивительный мир растений и животных", "Будем беречь здоровье" и

завершающий раздел "Что такое экология".

Последний раздел является дополнительным, к нему могут обратиться наиболее

любознательные учащиеся. Наличие этого раздела не означает того, что

экологические материалы отсутствуют в первых разделах. В разделе "Что такое

экология" сделана попытка представить экологию в концентрированном и

обобщенном виде, используя при этом определенный минимум элементарной

экологической терминологии. В данном учебнике раскрываются следующие

идеи: идея многообразия природы (раскрывается на всех уроках, начиная с

первого); идея экологической целостности природы (реализуется через

раскрытие многообразных экологических связей между неживой и живой

природой, внутри живой природы); идея единства природы и человека

(рассматривается значение каждого изучаемого природного компонента в жизни

людей, анализируется отрицательное и положительное воздействие человека на

все эти компоненты и рассматриваются вопросы здоровья).

Вопросами экологического воспитания и воспитания младших школьников

занимается довольно много педагогов. И делают они это по-разному. Это

происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и

неоднозначен в толковании. Но главное то, что за всем этим многообразием

методов и приемов работы ученики младших классов становятся более

экологически воспитанными.

§ 2.Игра как средство экологического воспитания.

Игровая деятельность младших школьников включает в себя много других

разнообразных видов деятельно­сти и поэтому является универсальной. Особен­но

важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных

началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет

расширить кругозор младших школьников, вовлечь в

природоохранительную рабо­ту большое число школьников, помогает воспитывать

в ребятах чувство ответ­ственности за состояние родной природы.

В то же время хотелось бы предостеречь воспитателей и вожатых от чрезмерного

увле­чения массовыми играми в ущерб другим фор­мам работы. Важны не отдельные

мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятель­ности по

изучению, сохранению и улучшению природной среды.

Среди традиционных массовых форм натура­листической работы, которым можно

придать экологическую ориентацию, следует выделить праздники и тематические дни

(День' природы, День леса, праздник Нептуна, Лесной

карна­вал и др.). Содержание натуралистических празд­ников может быть

различным, но принципы ор­ганизации их в основном общие. Не важно, какая тема

избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на

все­стороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции,

гражданской ответственности за судьбу родной природы и на­долго запечатлелся в

памяти всех его участни­ков. “Охрана природы —

долг каждого” — вот основная идея, которая красной

нитью долж­на проходить через композицию всякого нату­ралистического дела.

Большую часть воспитательной нагрузки несет на себе период коллективной

подготовитель­ной работы праздника. В ходе подготовки на­до стимулировать

творческую инициативу, наход­чивость, выдумку школьников. Желательно избрать

совет дела, который уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения

праздника, раз­рабатывает задания и поручения отрядам, звень­ям, бригадам.

Каждый коллектив готовит свой добрый сюрприз. А старшие друзья, не подавляя

ребячью инициативу, незаметно “по секрету” помогают воспитанникам.

Ключ к успеху праздников — в преодоле­нии формализма и штампа в их

проведении. Рекомендуем смелее импровизировать, вводить в программы

тематических дней и праздников театрализованные кукольные представления,

ше­ствия шутливо-карнавального типа, устраивать выставки, аукционы, ярмарки,

поддерживать

импровизированное самодеятельное творчество

зрителей. В эти дни можно провести темати­ческие линейки (“Береги природу,

человек)”, “Бойтесь, люди, остаться одни

!”) или митинги (“Осторожно — природа!”,

“Планета у нас од­на”), спецвыпуски радио и

стенгазет, конкурсы рисунков, плакатов, фотографий,

сочинений, ми­ниатюр о полюбившемся уголке природы, тру­довые десанты в зоне

действия и другие общественно полезные дела.

Заслуженной популярностью у ребят поль­зуются конкурсы и турниры. Игровые

конкурсы носят обычно комплексный характер, представ­ляя собой сплав

традиционных викторин, раз­личных соревнований, выступлений. Так, тур­нир

знатоков природы может включать несколько этапов: 1. Конкурс на лучшего

зна­тока тайн природы (требуется выдвинуть свою гипотезу относительно разгадки

одной из ее тайн). 2. Конкурс рисунков

“Природоохрани-тельные знаки” (командам предлагается нарисо­вать различные

природоохранительные знаки, которые можно установить в лагере, в лесной зоне

заботы, на экологической тро­пе). 3. Эстафета эрудитов (она проводится

цепочкой: первая команда задает вопрос вто­рой, вторая — третьей и т.

д.). 4. Конкурс устных рассказов на тему “Красная книга при­роды” (участники

турнира должны рассказать о самом удивительном, на их взгляд, пред­ставителе

флоры или фауны, попавшем на стра­ницы Красной книги). Для конкурса можно

предложить и -такие темы: “Самый кра­сивый уголок

нашего края”, “Удивительное ра­стение (животное)”,

“Очевидное — невероят­ное” и т.п. 5. Конкурс знатоков голосов природы (команды

слушают магнитофонную запись с голосами птиц, других животных. Ее включают 2—3

раза. Необходимо написать назва­ния животных в том порядке, в каком звуча­ли их

голоса), 6. Реклама книг о природе (книга может быть предложена заранее или в

ходе турнира). 7. Конкурс на лучшую инсцени­ровку

басни, персонажами которой являются представители флоры или фауны.

Победителей в личном и командном первен­стве определяют по итогам турнира в

целом.

Всегда с большим успехом проходит в лагере конкурс научно-фантасти­ческих

проектов по охране окружающей среды. Школьникам среднего возраста можно

предложить такие темы проектов: “Земля запо­ведная”, “Как сложатся

взаимоотношения чело­века и природы в будущем”, “Планета Земля в 3000 г.”,

“Животный мир других планет”. Школьники старших отрядов обычно работают над

более сложными темами: “Наше будущее — земля, океан или космос

?”, “Энергия солнца — людям”, “Освоение солнечной системы”. Очень важно,

чтобы защита проектов проходила в доб­рожелательной обстановке с соблюдением

рег­ламента: защита проекта — до 7 мин, выступ­ление “оппонента” — 5 мин,

высказывания других участников — 2 мин. Такой регламент необходим, чтобы

обсуждения не затянулось. После выступлений — ответы авторов проектов на

вопросы слушателей, членов жюри, “оп­понентов”.

В условиях лагеря желательно практиковать игры, направленные на развитие

наблюдательности, памяти, умение ориентироваться, соблюдать правила поведения в

природе. В большинстве случаев их организация не

требует особой предварительной подготовки. В то

же время такие игры можно органично вклю­чать в экскурсии, прогулки, в

кружковые за­нятия. Удачным сочетанием игровой и познава­тельной деятельности

младших школьников являются игры-экскурсии.

Научить ребят распознавать деревья и кустар­ники можно в игре “Юные

дендрологи”. Задача играющих — определить как можно больше растений за

наиболее короткое время. Для игры необходимы кружки

с номерами (из фанеры или картона), их заранее развеши­вают на деревьях и

кустарниках, которые по­требуется определить. Участники игры разбива­ются на

команды по 5 человек, получают маршрутные листы с указанием исходного и

ко­нечного пунктов, направлением движения, а так­же номеров деревьев и

кустарников. Против этих номеров на листах надо оставить свобод­ное место

для записи названий растений (для младших старших школьников можно написать

список ви­дов, включенных в игру, а ребята должны против них поставить номер,

под которым они числятся). /

По мере выполнения задания команды сда­ют маршрутные листы членам жюри. Жюри

от­мечает время, проверяет соответствие назва­ний растений их номерам и

подсчитывает очки. В это время руководитель рассказывает ребятам о

биологических особенностях деревьев и кустарников, показывает наиболее

трудные для

определения растения, включенные в игру. Выиг

­рывает команда, затратившая наименьшее время на определение всех

предложенных видов ра­стений.

Игра-путешествие. Старт игры обычно проводится в театрализованной форме,

напри­мер лесной царь Берендей может пригласить

ребят в гости в сказочный лес. На пути старшие школьники встречают различные

препятствия, которые надо преодолеть. Каждый последующий игровой пункт

принимает только тех участников, которые выполнили предыдущие задания. Всех

ребят, прошедших испытания, Берендей встречает на поляне чаем и черничным

пирогом.

Всегда с большим интересом проходят в лагере сюжетно-ролевые игры.

При ролевой игре “Фестиваль рисован­ных фильмов о природе” все участни­ки

разбиваются на группы — киностудии по соз­данию рисованных фильмов на различные

темы, например: “Ода природе”, “Земля — наш дом”, “Как прекрасен этот мир

!”, “Пусть цветут тра­вы” и т. д. В ходе

подготовки фильмов ребя­та знакомятся с соответствующей литературой. Съемочная

группа рисует фильм на карточках или бумажной ленте, разделенной, как на

кино­ленте, на кадры. При создании фильма мож­но

использовать краски, аппликации, любитель­ские фотографии. Авторы фильмов могут

озву­чить роли, используя музыку, звуки природы.

Одной из форм работы по экологическому воспитанию со старшими школьниками

является пресс-конференция. Она организуется в форме ролевой игры-беседы

членов делегаций или специалистов по вопросам охраны окружающей среды с

представителями прессы — кор­респондентами различных газет, журналов, радио,

телевидения, кино- и фоторепортерами. Исполнение этих ролей создает у

подростков представление о международных организациях, учреждениях страны,

которые контролируют деятельность по охране окружающей среды, а также о

средствах массовой информации, распространяющих знания по охране природы

среди населения.

Готовит пресс-конференцию оргкомитет (со­вет дела). 2—3 человека из его состава

берут на себя функцию руководителей делегаций или учреждений, остальные —

функцию журнали­стов. Ребята изучают и уточняют

необходимый материал, тренируются в ответах на вопросы. Оргкомитет заранее

вывешивает объявление о предстоящей пресс-конференции, в котором пе­речисляет

всех членов делегаций, с тем что­бы журналисты могли подготовить заранее

во­просы. Важная роль в пресс-конференции отво­дится ведущим. Они раскрывают

сущность проб­лемы, представляют делегации, направляют ход конференции. Ведущие

должны предотвра­тить две главные опасности: скуку формальных вопросов и

ответов, а также легковесное пусто­словие. Кроме того, именно ведущие должны

правильно определить момент, когда пресс-кон­ференцию пора заканчивать.

Среди активных форм массовой художествен­но-пропагандистской работы по охране

природы следует выделить устный журнал. Его подготовка опирается на широкую

инициативу и самодея­тельность коллектива. Так как в каждом лагере журнал

строится по-разному, то давать конкрет­ную программу его вряд ли целесообразно.

Однако надо помнить, что в содержании жур­нала следует органично сочетать общую

и част­ную информацию, использовать краеведческий материал, данные о том, как

старшие школьники лагеря участвуют в охране природы. Не стоит превра­щать

устный журнал в набор коротких лекций, докладов или монтаж из стихотворений и

песен. Хорошо, если каждая страничка представлена отдельным жанром,

художественно иллюстри­рована. Набор изобразительных средств жела­тельно

разнообразить: запись музыкальных произведений, номера художественной

самодея­тельности, инсценировки, кинофрагменты, диа­позитивы, фотографии и т.

п. Для иллюстрации событий лагерной жизни хорошо использовать самодельные

любительские фильмы, слайд фильмы, интервью,

беседы и репортажи, записан­ные на магнитофон.

Руководит подготовкой и проведением устно­го журнала редколлегия, которая

помогает твор­ческим группам в подготовке отдельных стра­ниц, придумывает

“обложку”, общее оформле­ние журнала, выполняет функцию ведущих. Устный журнал

может состоять из нескольких страничек,

объединенных различными жанрами. Главное, чтобы их содержание было

эмоцио­нальным, затрагивающим зрителей (в какой-то момент все ребята

подхватывают песню или отвечают на призыв).

Вот краткое содержание одного из выпусков устного журнала, который проходит под

девизом “Руку дружбы, природа)”. Его эмблема —

птица на ладони в лучах солнца. Журнал открывает­ся первой страничкой: “Человек

и природа: трагедия или гармония?”. В своем

рассказе вы ступающие проводят мысль о том, что

потреби­тельский подход к природным богатствам мо­жет привести человечество к

катастрофе. Стра­ничку “Капля пресной воды” ребята представля­ют сначала в

жанре балета-пантомимы “Приклю­чения капли”, затем рассказывают о значении

пресной воды в природе, о том, как продлить жизнь дождевой капли, о ходе

операции “Кап­ля” в отряде, лагере. Следующая страница “Лес и его охрана”

проходит в форме заседа­ния

КОАПП (Комитет охраны авторских прав природы). После музыкального антракта

зрители смотрят инсценировку “Как вести себя в лесу”(страница “Правила

поведения в природе”). Од

на из страниц журнала имеет девиз “Охрана природы — дело народа, мое, твое, наше

!”. Это рассказ об участии старших школьников лагеря в о

хране окружающей среды. Устный журнал за­канчивается строками стихотворения

М. Дудина “Заклинание с полюса” и песней

Ю. Чичкова на слова П.

Синявского “Лесной марш”.

§ 3. Методы и приемы экологического воспитания младших школьников.

Занятие проводилось в 3-х направлениях констатирующем, формирующем,

контрольные эксперименты.

На констатирующем этапе была проведена анкета с целью: проверить

первоначальные умения, навыки вести себя в природе.

Констатирующий

Мы провели анкету в экспериментальном и контрольном классах.

Были взяты 2 класса: экспериментальный(27 человек) и контрольный класс (26

человек).

Далее приводятся ответы учащихся экспериментального класса на вопросы анкеты.

---------------------------T--------------------------------

Вопросы ¦ Ответы

---------------------------+--------------------------------

1.Нравится ли тебе бывать ¦ 1.Нравится (27 человек).

в природе? ¦

¦

2.Что ты больше всего лю- ¦ 1.Слушать птиц, любоваться при-

бишь делать, приходя в ¦ родой, гулять (8 человек).

природу? ¦ 2.Загорать, купаться (4 чел.).

¦ 3.Играть в подвижные игры (6

¦ человек).

¦ 4.Собирать ягоды, грибы (4 че-

¦ ловек).

¦ 5.Рвать цветы (5 человек).

¦

3.Приходилось ли тебе ¦ 1.Нет, не приходилось (11 чело-

оказывать помощь жи- ¦ век).

вотным, растениям? ¦ 2.Подбираю бездомных животных и

¦ ухаживаю за ними (1 человек).

¦ 3.Лечил собаке глаз (1 чело-

¦ век).

¦ 4.Отогревал зимой птиц (4 чело-

¦ века).

¦ 5.Лечил раненную птицу (1 че-

¦ ловек).

¦ 6.Подкармливаю зимой птиц (9

¦ человек).

¦

4.В каких делах по охра- ¦ 1.Не принимал участие (10 че-

не природы ты и твои ¦ ловек).

друзья принимали учас- ¦ 2.Делал с папой скворечник (2

тие? ¦ человека).

¦ 3.Принимал участие в озеленении

¦ класса, школьного двора (15

¦ человек).

¦

5.Какие книги о природе ¦ 1.Не люблю книги о природе (6

ты читал? ¦ человек).

¦ 2.Читаю книги В.Бианки, Е.Чару-

¦ шина и др. (21 человек).

---------------------------+--------------------------------

Эту анкету сравнили с анкетой проводимой в контрольном классе.

Ниже приведены ответы учеников контрольного класса.

---------------------------T--------------------------------

Вопросы ¦ Ответы

---------------------------+--------------------------------

1.Нравится ли тебе бывать ¦ 1.Нравится (26 человек).

в природе? ¦

¦

2.Что ты больше всего лю- ¦ 1.Ловить рыбу (6 человек).

бишь делать, приходя в ¦ 2.Собирать грибы и ягоды (6 че-

природу? ¦ ловек).

¦ 3.Купаться (7 человек).

¦ 4.Разводить костер (2 челове-

¦ ка).

¦ 5.Делать из веток шалаш (2

¦ человека).

¦ 6.Играть на траве в футбол (3

¦ человека).

¦

3.Приходилось ли тебе ¦ 1.Нет, не приходилось (8 че-

оказывать помощь жи- ¦ ловек).

вотным, растениям? ¦ 2.Подбирал замерзшую птицу и

¦ кормил ее (1 человек).

¦ 3.Подобрал щенка и ухаживал за

¦ ним (1 человек).

¦ 4.Забинтовал сломанное дерево

¦ (1 человек).

¦ 5.Подкармливаю зимой птиц (15

¦ человек).

¦

4.В каких делах по охра- ¦ 1.Не принимал участия (6 чело-

не природы ты и твои ¦ век).

друзья принимали учас- ¦ 2.Делал с папой скворечник (3

тие? ¦ человека).

¦ 3.Принимал участие в озеленении

¦ класса и школьного двора (17

¦ человек).

¦

5.Какие книги о природе ¦ 1.Не читаю книг о природе (10

ты читал? ¦ человек).

¦ 2.Читаю книги В.Бианки, Е.Чару-

¦ шина, Ю.Дмитриева и др. (16

¦ человек).

---------------------------+--------------------------------

Анализируя результаты двух анкет, хочется сказать, что результаты в

основном одинаковые в обоих классах. Они любуются природой, не разводят

костры, не ломают ветви на шалаш, но все-таки позволяют себе рвать цветы.

В дальнейшей работе мы постараемся внушить им, что этого делать нельзя. По

остальным вопросам анкеты результаты почти одинаковы. И отсюда следует вывод,

что представление учащихся о бережном отношении к природе и ее богатстве, о

помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе

очень несовершенны, неглубоки и имеются далеко не у всех учащихся.

Формирующий

Перед занятием была проведена беседа на тему "Охрана природы"( по Плешакову

А.А.).

На формирующем этапе была проведена игра "Мир вокруг нас"

Первый корреспондент. — Я буду говорить вот об этом го

лубом поле (показывает). Но сначала вы должны

догадаться, о чем пойдет речь

., Через нос проходит в грудь И обратный держ

ит путь. Он невидимый, и все же - Без него мы

жить не можем. (Воздух.)

— Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который

назы­вается атмосферой. (Учитель может при­крепить на доске заранее написанное

на листе бумаги слово.) Мы привыкли воздуш­ный океан звать небом. Кто знает

стихи или загадки о небе? Выше леса, выше гор Расст

илается копер. Он всегда, всегда рас

кинут Над тобой и надо мной, Тон он серый, те он синий, То он

ярко-голубой.

— Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен

быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воз­духе

содержатся микробы — очень малень­кие живые

существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп.

Когда в комнате много людей, а окна закрыты,

микробов может накопиться очень много.

На все предметы из воздуха оседает пыль, 1 микробы в ней

накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы

микробов было меньше? 'Ответы младших школьников.)

— Проветрили комнату, стерли пыль лажной тряпкой — убрали микробов с г

олубого поля! (Ученик убирает аппликации

микробов.) Еще хорошо очищают и освежают воздух

растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе

ока­зываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в бо

льших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь расте­ния.

Учитель.

— Вот видите, ребята, мы правильно сде­лали, объяснив, как уничтожить микробов,

а поле стало чистое, голубое

1 Если мы сумеем очистить все поля — наш человечек будет улыбаться

!

— Теперь следующая страничка нашей га­зеты — посмотрите, что же это такое:

ка­кие-то непонятные изображения. Давайте

по­слушаем следующего корреспондента. Второй корреспондент. — Ребята, кто из

вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и

группы, их слушать осо­бенно приятно. Вот в одной песен

ке девушка поет такие слова: Непременно каждым утром Я включаю телевизор, И,

конечно, репродуктор, И еще магнитофон.

— Весело? Да. А почему же соседи ей говорят: Эй,

гражданка у окна, Вы же в доме не одна. Почему же целый дом Д

олжен слушать этот гром? (Ответы младших

школьников.)

— Им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является

загрязнителем окружающей среды, так как современные машины — грузовики, сам

оле­ты и т.д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А

очень громкая музыка вызывает шумовое опьяне­ние и действует как наркотик.

Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надо

лго и на полную мощность. Вот еще: некоторые ребята

любят пошутить — громко хлопнуть или крикнуть над ухом у своего приятеля. Это

очень опасно — резкий, сильный звук может разрушить

слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей и это п

оле (показывает поле со стрелками и спираля­ми)

— звуки вокруг нас. Одни стрелки — резкие, громкие. Другие — вол

ны музыки, спокойной речи. Приятная, негромкая музы­ка, спокойный разговор,

создают звуковой комфорт.

— Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт?

(Ответы младших школьников.)

— Не включать громко музыку, не кричать. А с

белого поля мы уберем стрелки и оставим красивые в

олны.

Учитель.

— Ну вот уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку.

Третий корреспондент. Не умыться, ни напиться Без воды,

Листику не распуститься Без воды,

Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек, И

поэтому всегда Всем везде нужна вода!

— Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле?

В океане. А еще где на­ходится вода? В морях, в реках, в ручьях. Снег — это вода

и облака — это вода. Для растений и животных не всякая вода го­дится. В океане

вода какая? Соленая. А чтобы напиться и умыться нужна пресная вода и она должна

быть чистой. Про какую воду го­ворится: Водичка, водичка, Умой мо

е личико, Чтоб щечки краснели, Чтоб глазки блестели, Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок?

— Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на

на­шей планете не так уж много, ее надо беречь. А как? (Ответы детей.)

— Во-первых, экономно расходовать, не оставлять кран

ы открытыми, а во-вторых, бе­речь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле,

на нем пятна — это загрязни­тели. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера

различный мусор, моют в них машины, а еще много грязи попадает в воду от

за­водов и фабрик. Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы наш человечек

улыбнулся? Что надо сделать? (Ответы де­тей.)

. — Надо экономить воду, не выбрасывать в реки и

озера мусор, не мыть в них машины. Мы вырастем и научимся очищать отходы

заводов и фабрик. Уберем все грязные пятна)

(Убирает.) Учитель..

— Посмотрите, дети, какое красивое, чис­тое стало по

ле — чистая вода! А теперь, зеленая страничка нашей

газеты. Четвертый корреспондент. — Зеленая

страничка нашей газеты — страничка жизни. А почему она зеленая? (Ответы детей.)

— Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают

пи­щу и кислород всем живым существам.

Жить в зеленом мире этом Хорошо зимой и летом. Жизнь летает мотыльком, Шустрым

бегает зверьком, В облаках кружится птицей, Скачет по ветвям ку

ницей. Жизнь прекрасна, жизнь вокруг. Человек природе друг

)

— Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей.)

По­смотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, над каждым из них раст

ения или животные, которых осталось мало. Мы смо­жем убрать эти круги и

квадраты, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Вот

эти круги закрыли красивые растения. Какое правило поведения в природе нам надо

знать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом? (Ответы детей.)

— Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки.

Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.

— Мы запомним это правило и можем уб­рать черные круги. (Убирает круги, под

ними яркие рисунки растений.)

— Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же как сами эти

расте­ния — природу. Но поле портят черные квад­раты, под ними животные,

которые осо­бенно пострадали от человека. Что будем делать? Как

убрать черные квадраты? (Отве­ты детей.)

— Главное правило — не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу,

не трогать птичьих гнезд. Самое важное — не трогать, не обижать никого, даже

самых маленьких жучков, паучков, червячков. За­помним это правило? Уберем чер

ные квад­раты. Лучше без них на зеленом поле!

(Убирает квадраты, под ними рисунки кра­сивого мотылька, хищной птицы — орла

или ястреба и лягушки или жабы.

Учитель поясняет, что эти животные пост­радали больше, чем другие: бабочки

из-за своей красоты, хищные птицы из-за непра­вильного понимания роли

хищников в приро­де, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их

внешний вид.)

Учитель.

— Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не о

всех растениях и животных, ко­торые нуждаются в охран

е, мы смогли сей­час поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в

природе, мы поможем всем. А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего

человечка в нашей газете. Человечек улыбается — ему хорошо. (Уби­рает грустную

маску, под ней улыбающееся лицо.) Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье

человека — это тоже богатство природы и его надо беречь.

Результатом занятия является следующие:

Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы. И делать это

надо доходчиво и ненавязчиво. И в этом нам могут помочь уроки не

традиционной формы: например игры. На таких уроках можно добиться того, чего

невозможно добиться на традиционном уроке: активного участия учеников в

подготовке урока, заинтересованности в том, чтобы урок прошел хорошо.

Нетрадиционные уроки, как правило, надолго запоминаются детям, и конечно,

тот материал, который на них изучался. Поэтому нетрадиционные формы урока

особенно важны для формирования экологического сознания у школьников.

1. Целью исследования взаимодействия экологического и нравственного

воспитания является формирование человека с высоким уровнем эколого-

нравственной культуры, сочетающего в себе эколого-нравственные знания и

убеждения, устойчивую линию поведения и действий, мотивируемых эколого-

нравственными ценностями.

2. В целях формирования эколого-нравственной культуры учащихся необходим

комплекс мер: продолжить работу по совершенствованию содержания учебных

программ с учетом эколого-нравственных вопросов в соответствии с содержанием

образования.

3. Расширять и углублять все виды внеурочной деятельности эколого-

нравственного воспитания - познавательную, трудовую, опытническую,

краеведческую. Внедрять в учебный процесс различные спецкурсы и факультативы

эколого-нравственного аспекта.

4. Систематически изучать, обобщать и распространять передовой опыт учителей

по эколого-нравственному воспитанию, не обходимо вести спецкурсы

экологического направления.

5. Активизировать участие подростков в разнообразной опытно-

исследовательской, природоохранной деятельности, организовывать различные

экологические клубы, кружки, экологические лагеря и т.д.

6. Отразить вопросы эколого-нравственного воспитания в документах по

воспитанию учащихся школ и гимназий (в уставах и в положениях школы-

гимназии, планах учебно-воспитательной работы).

Контрольный

На этом этапе мы провели анкету.

Анкета проводилась в тех же классах.

---------------------------T--------------------------------

Вопросы ¦ Ответы

---------------------------+--------------------------------

1.Нужно ли защищать природу¦ Да(27)

¦

¦

2.Хорошо охотиться на диких¦ Нет(27)

зверей ? ¦

¦

3.Нравиться ли профессия ¦ Да(23)

лесника ? ¦ Нет(4).

¦

¦

4.Нравиться ли читать книги¦ Да(25)

о природе ? ¦ Нет(2)

¦

¦

5.Нравяться ли экологиче- ¦ Да(24)

ские игры ? ¦ Нет(3)

---------------------------+--------------------------------

Эту анкету сравнили с анкетой проводимой в контрольном классе.

Ниже приведены ответы учеников контрольного класса.

---------------------------T--------------------------------

Вопросы ¦ Ответы

---------------------------+--------------------------------

1.Нужно ли защищать природу¦ Да(25)

¦ Нет(1)

¦

2.Хорошо охотиться на диких¦ Нет(21)

зверей ? ¦ Да(5)

¦

3.Нравиться ли профессия ¦ Да(19)

лесника ? ¦ Нет(7)

¦

¦

4.Нравиться ли читать книги¦ Да(20)

о природе ? ¦ Нет(6)

¦

¦

5.Нравяться ли экологиче- ¦ Да(20)

ские игры ? ¦ Нет(6)

---------------------------+--------------------------------

В экспериментальном классе дети воспринимали материал с интересом. Не было

признаков утомленности. Активно участвовали в процессе обучения. На

последующих беседах по теме урока были проявлены достаточно глубокие знания

практически всеми детьми. Школьники выражали интерес к проведению таких

занятий и в дальнейшем.

Не будем приводить план урока в классе где дается та же самая тема но без

применения игры. Скажем только , что материал будет излагаться сухо. Для

школьников начальных классов такой материал будет восприниматься достаточно

тяжело, что повлияет на усвоение знаний. Учащиеся не будут с таким интересом

воспринимать материал, к концу урока наступит утомленность. Не будет интереса

к проведению таких занятий.

По результатам анкеты видно, что в экспериментальном классе знания усвоились

лучше, чем в контрольном за счет выше перечисленных методов и приемов

обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач

в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности

ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о

будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания,

учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание,

основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам

усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не

будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными

убеждениями каждого ученика.

Вопросами экологического воспитания и воспитания младших школьников

занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это

происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и

неоднозначен в толковании. На эксперименте приведенном в курсовой работе мы

убедились, что экологические знания переданные учащимся посредством игры

усваиваются гораздо лучше и прочнее, чем сухие факты и статистика.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой.- М.: Просвещение, 1991.

2. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из

опыта работы. Пособие для учителя. /Составитель Мельчаков Л.Ф.- М.:

Просвещение, 1981.

3. Захлебный А.Н. На экологической тропе.- М.: Знание,1986.

4. Эахлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы.- М.: Педагогика, 1981.

5. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое воспитание

школьников.- М., 1983.

6. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении.- М., 1980.С. 19.

7. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.:Просвещение, 1990.

8. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания

природоведения.- М.:Просвещение, 1990.

9. Экологическое воспитание школьников. /Под ред. Зверева И.Д.,

Суравегиной И.Т.- М.: Педагогика, 1983.

10. Апраушев А.В. Эколого - педагогический кооператив

11. "Юный натуралист". //Начальная школа.-1989, N6, С. 73-79.

12. Деревянко В.А., Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки экологического

творчества. //Начальная школа.-1989, N12, С. 40-44.

13. Дерим-Оглу Е.Н., Томилина Н.Г. Материалы к проведению экскурсии в

смешанный лес. //Начальная школа.-1990, N5, С.28-34.

14. Ердаков Л.Н. Экологическая сказка для первоклассников. //Начальная

школа.-1992, N11-12, С. 19-22.

15. Биология в школе 1989 №3

16. Начальная школа 1993 №9

17. Начальная школа 1990 №6

18. Биология в школе 1996 №3

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ