Курсовая: Интегрированные уроки ИЗО
Курсовая: Интегрированные уроки ИЗО
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Выполнил студент группы п60а
Шеренков Роман Николаевич
Руководитель: ассистент каф. ПиМНО
Комолова Е. Г.
г. Нижневартовск 2000 г.
Содержание
Введение.......................................................................3
ГЛАВА I. Проблема межпредметных связей в психолого-педагогической и
методической
литературе...................................................................
.......... 5
§ 1 Психологические основы межпредметных связей на уроках в начальной
школе........................................................................
......................................................... 5
§ 2 Использование межпредметных связей при интеграции уроков развития речи и
изобразительного
искусства............................................................ 8
§ 3 Психологические основы художественного восприятия произведений
изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного
возраста.....................................................................
.................................................... 13
§ 4 Выводы к I главе..........................................................17
ГЛАВА II. Возможность и пути реализации интеграции изобразительного искусства
и развития речи в начальной школе............................ 18
§ 1 Анализ педагогического опыта учителей по проблеме интеграции
изобразительного искусства и развития речи в начальной школе. 18
§ 2 Анализ содержания программных материалов.......................... 22
§ 3 Выводы ко II главе........................................................24
Заключение....................................................................25
БИБЛИОГРАФИЯ..................................................................26
Введение.
Система уроков развития речи, как и система художественно-эстетического
воспитания школьника — два взаимосвязанных компонента обучения, один из
которых является в одно и тоже самое время началом и продолжением другого.
Речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не
только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать
природу, людей, об эмоциональной «глухоте». В тоже самое время наблюдаются и
обратные тенденции. Задача педагога — соединить в сознании, в чувствах детей
живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их
взаимообусловленность, что самым непосредственным образом будет
способствовать гармоничному развитию личности младшего школьника.
Данный тип интеграции по нашему мнению позволит повысить уровень развития
речевых умений и умений приобретаемых в процессе творческой работы у младших
школьников.
Анализ педагогической периодики дает понять, что многие педагоги работали над
использованием данного типа интеграции. В статье «Видеозапись на уроках
развития речи учащихся»1 автор
ставит целью статьи - рассказать об использовании видеозаписи на уроках
развития речи — для обучения языку как средству общения, воспитания речевой
культуры, приобщения к искусству. Статья «Знакомство с изобразительным
фольклором при изучении раздела «Устное народное творчество»
[2] знакомит читателя с мнением автора о том, что мир устного фольклора не
является чуждым изобразительному фольклору, а очень близок к нему, порой даже
отражён в нём. В статье «Интегрированный цикл эстетических занятий в
начальной школе» [3] автор
говорит о том, что в условиях коренной перестройки всех сфер жизнедеятельности
нашего общества особое значение приобретает эстетическое воспитание и развитие
подрастающих поколений.
Исходя из изучения данной периодической и научной литературы было сделано
заключение об актуальности изучения взаимосвязи и взаимовлияния
художественного творчества и речевого развития младшего школьника в учебном
процессе.
Цель изучения:
- выявить эффективность и целесообразность использования интегрированных
уроков развития речи и изобразительного искусства в начальной школе.
Задачи:
- Показать значимость такого типа интеграции;
- Выявить возможность данного типа интеграции в школьной практике
исходя из содержания школьных программ.
Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств обучения, развития
и воспитания младших школьников на уроках развития речи при помощи реализации
взаимосвязи с изобразительным искусством позволили сформулировать
гипотезу исследования: использование интегрированных уроков
развития речи и ИЗО позволяет повысить уровень развития речевых умений и
творческих способностей у детей.
ГЛАВА I. Проблема межпредметных связей в психолого-педагогической и
методической литературе. § 1 Психологические основы межпредметных
связей на уроках в начальной школе.
Психологические основы межпредметных связей были заложены учением академика И.П.
Павлова о динамическом стереотипе и второй сигнальной системе. Физиологическим
механизмом усвоения знаний И.П. Павлов считал образование в коре головного
мозга сложных систем временных связей, которые он отождествлял с тем, что в
психологическом плане ассоциации — это связи между всеми формами отражения
объективной действительности, в основе которых лежат ощущения. «Все обучение
заключается в образовании временных связей, — пишет он, — а это есть мысль,
мышление, знание»[4].
Как правило, предметы и явления реальной действительности, связанные между
собой цепью различных обстоятельств, предстают взаимосвязанными и в памяти
человека. Встретившись с одним из данных предметов или явлений, человек по
ассоциации может вспомнить и другой предмет, связанный с ним. В жизни каждого
встречается случай, когда полностью забывается событие, в котором он принимал
самое непосредственное участие. Но достаточно напомнить ему или вспомнить
самому одно действующее лицо, как все событие отчетливо воспроизводится в
памяти.
Успех обучения во многом будет зависеть от количества необходимых
взаимосвязанных фактов, событий, явлений, помогающих развивать способности
воспитанников быстро и точно воспроизводить в памяти ранее усвоенные знания.
В формировании этой способности межпредметным связям принадлежит важная роль.
Всякое обучение сводится к образованию новых связей, ассоциаций. Новые знания
вступают в многообразные связи (ассоциации) с уже имеющимися в сознании
сведениями, которые были получены в результате обучения и опыта. В свое время
Л.С. Выготский в работе «Исследование развития научных понятий в детском
возрасте» писал, что «всякая новая ступень в развитии обобщения опирается на
обобщение предшествующих ступеней. Новая ступень обобщения возникает не иначе,
как на основе предыдущей»[5]. Л.С.
Выготский экспериментально установил, что предшествующая мыслительная
деятельность, способствовавшая формированию обобщений, «не аннулируется и не
пропадает зря, но включается и входит в качестве необходимой предпосылки в
новую работу мысли».
Таким образом, необходимость межпредметных связей заключена в самой природе
мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности,
законами психологии и физиологии.
Многочисленные исследования психологов подтвердили и конкретизировали положение
И.М. Сеченова, высказанное им в работе «Элементы мысли»: «Через голову человека
в течение всей его жизни не проходит ни единой мысли, которая не создалась бы
из элементов, зарегистрированных в памяти. Даже так называемые новые мысли,
лежащие в основе научных открытий, не составляют исключения из этого правила»
[6].
Психологи установили, что все воспринимаемое человеком оставляет следы в коре
больших полушарий головного мозга. Эти следы не бездействуют. Они
способствуют возникновению возбуждения и тогда, когда раздражитель,
оставивший след, отсутствует. Поэтому человеческая память не только
запоминает и сохраняет знания, усвоенные ранее, но и воспроизводит их тогда,
когда это требуется.
На основании этих особенностей обучение и должно быть построено таким
образом, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее
усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Предметы или
явления, взаимосвязанные в природе, связываются и в памяти человека.
Способность памяти запоминать новое на основе ранее известного не должна
ограничиваться лишь внутрипредметными связями, межпредметные связи дают
возможность взглянуть на предмет с разных сторон и прочнее запомнить на
основе межсистемных ассоциаций весь предмет или явление действительности.
Важнейшими характеристиками запоминания следует считать приемы смысловой
группировки учебного материала и выделение смысловых опорных пунктов,
смыслового соотношения того, что усваивается в связи с чем-либо уже
известным.
На этом основании можно прийти к выводу, что овладение приемом переноса
знаний одного предмета при усвоении другого вносит в аналитико-синтетическую
деятельность учащихся большую целенаправленность в решении определенных
задач, повышает активность самостоятельных методов работы, обеспечивает
лучшую организацию мыслительной деятельности и, наконец, вырабатывает
логическую последовательность в решении как общих, так и частных задач
Естественно, что реализация межпредметных связей не может решить всех сложных
задач обучения. Поэтому активная работа каждого учителя по усилению,
расширению и углублению межпредметных связей является одним из важных путей в
комплексном решении проблем обучения и воспитания школьников, формирования у
них диалектического образа мышления.
§ 2 Использование межпредметных связей при интеграции уроков развития речи и
изобразительного искусства.
Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий между
разделами учебных предметов изобразительного искусства и развития речи – одно
из необходимых условий развития художественного творчества школьников
[7]. Обеспечение систематического функционирования внутрипредметных и
межпредметных связей позволяет создавать целостную систему развития у
школьников художественно-творческой активности. При этом важно отметить, что
межпредметные связи в рамках традиционного учебного плана являются первой
ступенькой к интегрированному обучению.[8]
Проблема интеграции актуализирует прежде всего универсальные понятия и
категории, присущие всем видам искусства. Школьные курсы по искусству,
построенные на интегративной основе, помогают в поиске гармонизации
информационно-логической и эмоционально образной сторон художественного
образования, активному формированию творческой личности, эффективному сочетанию
индивидуальных форм работы с коллективными, созданию подлинно творческой
атмосферы на уроках. Развитие личности средствами искусства содействует
формированию целостного мироощущения, созданию нравственно и эстетически
полноценной среды общения с искусством во всем многообразии его видов.
[9]
Особенно эффективно использование межпредметных связей уроков
изобразительного искусства с уроками развития речи, которые должны
обеспечить развитие комплекса речевых умений и художественных способностей у
учащихся.
В психике ребенка обнаруживаются важнейшие характеристики творческой
личности. И все же ставить знак равенства между творческой активностью детей
и творчеством в контексте человеческой культуры ни в коем случае нельзя,
впрочем, так же как нельзя недооценивать эти творческие потенции. Великое
педагогическое умение и искусство как раз и заключаются в том, чтобы тонко
соединить живую непосредственность видения, переживания, мышления ребенка с
направленным освоением знаний, навыков, способов постижения действительности.
Саморазвитие ребенка и осуществление в педагогических действиях определенных,
сознательно поставленных целей должны органически слиться.
Культура речи не ограничивается грамотностью письма, правильным
произношением, в языке передается не только логическое содержание, но и
эстетическое впечатление. Обучаясь языку, дети должны все яснее представлять
себе, что грамматика нужна не только для того, чтобы грамотно писать, а что
грамматические явления, отражая закономерности языка, присутствуют в
художественных произведениях, произведениях народного творчества, в статьях,
что писатель пользуется ими как средствами изобразительности.
Реализации взаимосвязи развития речи и художественного творчества детей
служит рациональная организация активной деятельности учащихся на уроке.
Взаимосвязанное обучение возбуждает интерес к знанию. Глубокий интерес
формируется под воздействием, как содержания материала, так и приемов,
которые заставляют учащихся думать, совершать поиск. Свойства искусства слова
и особое качество словесного образа яснее предстанут перед младшими
школьниками в сопоставлении со спецификой изобразительного искусства, а
разнообразный художественный контекст создаст условия, когда четче выявляется
специфическая природа искусства как такового. Изучение таких понятий, как
образ и образность, тема, идея, композиция, стиль сегодня необходимо
осуществлять только при широком привлечении знаний, приобретенных на уроках
изобразительного искусства, в процессе индивидуального и коллективного,
внеклассного и внешкольного общения с искусством.
В современной педагогической практике широко используется иллюстративный
принцип для активизации взаимосвязи с изобразительным искусством в процессе
приобщения школьника к речевой культуре. В целях более глубокого и
творческого освоения речевых навыков учитель привлекает произведения
изобразительного искусства. Иллюстративный принцип широко распространен в
практике.
Активизация взаимосвязи с изобразительным искусством и использование
комплекса искусств в учебно-воспитательной работе на уроках развития речи
позволяет:
- формировать высокую языковую культуру и внутренне единое
художественно-эстетическое сознание;
- формировать творческий подход к языковому образованию;
- глубоко понимать изучаеме;
- установливать органическую связь между искусством слова и
изобразительным искусством и более основательно понимать особенности каждого
из них.
Таким образом именно в условиях взаимосвязи языкового обучения и
художественного творчества более успешно формируется не только определенный
комплекс речевых умений у ребёнка, но и полноценная «культурная личность».
Для того чтобы с наименьшими затратами времени включать учащихся в активное
восприятие знаний с помощью межпредметных связей, следует овладеть несложными
методическими приемами, которые уже сложились в практике и получили признание
ученых. К этим приемам относятся: напоминание, задачи и вопросы на
межпредметной основе, а также другие общепринятые методы обучения.
Методический прием напоминание (припоминание) строится на основе как
внутрипредметных, так и межпредметных связей и дает заметные положительные
результаты в обучении. И более действенным становится этот прием, когда
привлекаются знания из смежных дисциплин. Такое припоминание разнообразит
подготовку учащихся к восприятию нового, расширяет возможности активизации
учеников, способствует созданию условий для самостоятельного мышления в
процессе усвоения вновь изучаемой темы. Стимулирование припоминания не только
подготавливает восприятие, но и способствует устойчивости, целенаправленности
и сосредоточенности внимания.
Учащиеся вначале затрудняются самостоятельно применить ранее усвоенные знания
в новых условиях, на уроках других предметов. Поэтому наиболее экономным
путем воспроизведения знаний смежных предметов является напоминание учителем
того, что уже известно учащимся.
Подготовка направленности внимания учащихся ко вновь изучаемому —
первостепенная задача напоминания, и решить ее можно различными способами:
сообщить учащимся о том, что данный факт, событие, явление, тема им известны
из ранее изучаемого смежного предмета; поставить вопрос, ответ на который
требует припоминания материала смежного предмета; дать задание на
припоминание другой дисциплины; привлечь известное произведение,
художественный образ, событие из изученного произведения и, наконец,
организовать сравнение, сопоставление материала различных предметов.
В повседневной практике различные методические приемы по использованию
межпредметных связей широко распространены и при объяснении нового материала,
особенно методом беседы. И это вполне естественно потому, что беседа—такой
метод обучения, при котором учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания
и практический опыт, пользуясь вопросами, подводит учащихся к пониманию и
усвоению новых знаний.
Непременное условие применения этого метода — наличие знаний из ранее
пройденных тем данного предмета, других учебных дисциплин и жизненного опыта
учащихся.
В процессе обучения учащиеся узнают много новых фактов и положений, выводов,
законов. Чтобы они были более осознанно и прочно усвоены, необходима
систематическая работа по закреплению изученного материала. Закрепление
необходимо и для того, чтобы учащиеся могли использовать полученные знания и
умения в дальнейшей учебной деятельности.
Закрепление должно быть в то же время и одним из этапов овладения новыми
знаниями: как правило, оно включает в себя вторичное восприятие и осмысление
изучаемого материала, укрепляет в сознании учащихся те следы и связи, которые
образовались при первичном восприятии. И. П. Павлов писал, что вновь
образованная связь в коре головного мозга обычно бывает слабой и
неустойчивой, и без своевременного повторения вновь образованных путей и
следов она может очень скоро нарушиться и даже исчезнуть совсем.
§ 3 Психологические основы художественного восприятия произведений
изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного возраста.
Все многообразное воздействие искусства протекает в процессе восприятия его
произведений. Но эффективность этого воздействия находится в прямой
зависимости от культуры художественного восприятия.
Человеку иногда, когда он встречается с каким либо необычайным явлением природы,
которое ему удалось увидеть, кажется: «Вот бы художник увидел и написал! Да
ведь не поверит никто». Нам кажется что только здесь, сейчас, на одно мгновение
мир, в котором мы живем, показал свой удивительный лик. На самом деле это мы
отдали миру одно мгновение полного, бескорыстного внимания. А развитое
художественное восприятие всегда, или по крайней мере очень часто, бывает
таким.[10] Исходя из этого необходимо
открыть ребенку такую истину, что в природе не существует одинаковых вещей.
Природа окружающая нас богата и разнообразна, и для развития художественного
восприятия нужно видеть природу во всем ее разнообразии. Но необходимо помнить
о двух моментах художественного восприятия, одинаково важных и на первый взгляд
противоположных, на самом деле дополняющих друг друга: «нет в мире двух
одинаковых предметов, все неповторимо и уникально, и нет в мире двух предметов,
до такой степени непохожих, чуждых друг другу, чтобы между ними не было совсем
ничего общего, никакого сходства ни в чем»
[11].
Художественное восприятие выступает, прежде всего, как психический процесс,
который протекает под непосредственным воздействием произведения искусства.
Главная особенность художественного восприятия произведений изобразительного
искусства - необычайно сложная структура. Главная роль принадлежит здесь
интеллектуальному постижению значений выразительно-смысловых элементов
произведения, в которых заложено основное содержание художественных образов.
Итог художественного восприятия выступает как многослойная структура, в
которой взаимопроникают результаты перцептивных и интеллектуальных актов,
постижения воплощенных в произведении художественных образов и активного
творческого овладения ими, его (произведения) духовного и практического
воздействия. Из этого вытекает еще одна особенность художественного
восприятия: оно требует активной работы многих механизмов психики —
непосредственно-отражательных и интеллектуальных, репродуктивных и
продуктивных, причем их соотношение на разных уровнях восприятия различно.
Художественного восприятия протекает сложно. В нем различают обычно несколько
фаз (или стадий): предкоммуникативную, т. е. предшествующую контакту ребенка
с произведением и подготавливающую его к этому контакту; коммуникативную,
объединяющую время этого контакта; и посткоммуникативную, когда контакт уже
прерван, а живое влияние произведения еще продолжается.
Эту стадию можно условно назвать художественным последействием. Главное в ней
— подготовка психики к активному и глубокому художественному постижению
произведении искусства, т. е. психологической установки на художественное
восприятие. Как и установка на создание произведений искусства, она бывает и
общей, и специальной, и частной.
В любой психологической установке, так или иначе, выражены определенные
потребности и опыт их удовлетворения. Художественная потребность личности при
всей своей неоднозначности выступает на поверхности, прежде всего как жажда
художественного наслаждения. Полученное при частом общении с искусством, оно
рождает ожидание радости от новых встреч с ним, что, в свою очередь, вызывает
тягу к искусству, активную готовность к его восприятию, концентрацию душевных
сил для предстоящей встречи с ним. Так выступает на поверхности общая
установка на восприятие художественных произведений.
При восприятии произведений литературы смысл восприятия не исчерпывается
извлечением информации, таящейся в этих значениях, оно и здесь носит духовно-
практический характер, а потому, как и в других сферах искусства, не может не
обладать всеми рассмотренными выше особенностями художественного восприятия.
Печатный текст должен привести ребёнка к живой речи, и он это делает, если в
частом пользовании языком одновременно в обеих формах его материального
функционирования в психике складывается еще один ряд ассоциаций: между
изображением слов и их живым звучанием. Восприятие литературного
произведения, поэтому становится двухэтапным: на первом этапе ученик, читая
печатный текст, переводит его мысленно в живую речь (этому помогает
художественная организация словесного материала). Но здесь механизм
художественного воздействия еще не работает. Он вступает в силу на втором
этапе, где происходит своеобразная перцепция живой речи в ее акустической
материи, но не в непосредственно- отражательном акте, а в представлениях.
Для восприятия на втором этапе необходимы не только жизненные ассоциативные
связи словесной речи, но и художественные, складывающиеся на основе данной
исторической системы художественной организации словесного материала. Сам же
переход с первого на второй этап требует большой творческой работы.
Творческий характер читательского «переводческого» труда, кроме всего
прочего, наглядно подтверждается наличием профессионального исполнительства и
в сфере литературы — искусства художественного чтения.
Восприятие литературного текста и произведений искусства неразрывно связано и
во многом дополняет друг друга, что говорит о том, что их объединение, даже в
небольшой степени, может привести к положительным результатам в свете
развития у ребенка «полноценного» художественного восприятия как искусства
слова, так и изобразительного искусства.
§ 4 Выводы к I главе.
Межпредметные связи — важнейший фактор оптимизации процесса обучения,
повышения его результативности, устранения перегрузки учителей и учащихся.
Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного использования
организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех
основных звеньев учебно-воспитательного процесса.
Сейчас интеграция искусств используется не в полной мере. Такая ситуация
требует определения единой внутренней структуры художественного образования в
целом, создания системы художественного образования, пересмотра содержания
образования (знаний, умений, навыков, уровня творческого развития и
воспитанности), постоянного использования межпредметных связей, активизации
на уроках комплекса искусств.
Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий между
разделами учебных предметов изобразительного искусства и развития речи – одно
из необходимых условий развития художественного творчества школьников
Обеспечение систематического функционирования внутрипредметных и
межпредметных связей позволяет создавать целостную систему развития у
школьников художественно-творческой активности.
Все многообразное воздействие искусства протекает в процессе восприятия его
произведений. Эффективность этого воздействия находится в прямой зависимости
от культуры художественного восприятия. Восприятие литературного текста и
произведений искусства неразрывно связано и во многом дополняет друг друга
Спецефические приемы обучения для интегрированных уроков находятся в стадии
разработки и говорить об их разнообразии еще рано.
ГЛАВА II. Возможность и пути реализации интеграции изобразительного
искусства и развития речи в начальной школе. § 1 Анализ
педагогического опыта учителей по проблеме интеграции изобразительного
искусства и развития речи в начальной школе.
В этом параграфе мы рассмотрим приемы работы педагогов, опубликованные в
журналах «Русский язык в школе» и «Начальная школа» за последние 5-6 лет.
В статье «Видеозапись на уроках развития речи учащихся»
[12] автор ставит целью статьи - рассказать об использовании видеозаписи на
уроках развития речи — для обучения языку как средству общения, воспитания
речевой культуры, приобщения к искусству.
В статье подробно рассматриваются в качестве примера три видеофильма:
1. «В гости к дымке» — материалы для описания произведения народного
творчества—дымковской игрушки
2. «Что может быть интереснее человеческого лица!» — материал для описания
детского портрета из коллекции Ярославского художественного музея;
3. «Просто все, а как для сердца много...» — материал для описания памятника
архитектуры — церкви Ильи Пророка в Ярославле и для описания интерьера,
фресок этого храма.
Хотя видеоматериалы, описанные в данной статье, предназначены для учащихся
средней школы, подобный вид работы можно использовать и в начальной школе,
подобрав адаптированные для младшего школьного возраста видеосюжеты.
Статья «Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела
«Устное народное творчество» [13]
знакомит читателя с мнением автора о том, что мир устного фольклора не является
чуждым изобразительному фольклору, а очень близок к нему, порой даже отражён в
нём.
Автор предлагает после прочтения детьми какого-либо произведения с описанием
быта русского народа попросить их рассказать, какие предметы из этих
произведений есть у них дома. Это будет для детей своеобразным открытием
искусства.
В статье «Устное народное творчество и изобразительное искусство»
[14] автор отмечает, что раздел «Устное народное творчество» в учебнике по
чтению «Родная речь»[15] для учащихся
начальной школы представлен народными песнями, небылицами, сказками. Вполне
естественно, считает автор, что различные виды народного искусства, возникавшие
в народной среде, были близки по содержанию и эстетическим принципам. Поэтому
мотивы вышивки с их композиционной ясностью и величавостью образов сопоставимы
с размеренным складом былин, а легкий, ритмический узор берестяных туесков с
песенными мелодиями, имеющими свои ритмические повторы.
Автор утверждает, что художественные впечатления учащихся обогатятся, если
наряду с иллюстрациями в учебнике, они познакомятся с подлинными
произведениями художников и народных мастеров в экспозициях и фондах местных
художественных и краеведческих музеев. Они могут явиться тем критерием
подлинной художественности произведения, который поможет учащимся выработать
умение самостоятельно и верно оценивать многие явления сегодняшней
художественной жизни.
В статье «Интеграция учебных занятий в начальной школе»
[16] автор детально рассматривает понятие интеграции. Интеграционные связи
между предметами начальной школы мало разработаны, изложены противоречиво;
много разногласий среди ученых в понимании сущности этих связей.
Автор считает, что если учебный материал по курсу чтения — ИЗО рационально
сгруппировать и соответствующим образом его изучить, то это будет
способствовать систематизации знаний, школьники лучше усвоят содержание
учебного материала, смогут гораздо легче и свободнее излагать изученный
материал.
В статье «Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и
красок весны»[17] автор приводит
фрагмент урока чтения в 3 классе, одной из целей которого является: осуществить
связь содержания уроков чтения с произведениями, рекомендуемыми для
внеклассного чтения, с изобразительным искусством. В уроке удачно реализованы
межпредметные связи (чтение – изобразительное искусство).
В статье «Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе».
[18] автор говорит о том, что в жизнедеятельности нашего общества особое
значение приобретает эстетическое воспитание. Именно посредством искусства
осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с
собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями.
Искусство помогает учащимся построить целостную картину окружающего мира,
облегчает принятие правильного решения в разных жизненных ситуациях.
Эстетическое воспитание и образование начинать играть особо важную роль при
переходе от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития.
Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы - литературное
чтение, изобразительное искусство и музыку, имеет общие для каждого из них
цели, не нарушает принципов дидактики, сохраняет специфику разных видов
искусств, учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся,
фокусируется в целом на познании детьми действительности, на полноценном
восприятии красоты окружающего мира.
Интегрированный эстетический курс был апробирован автором на базе школы-
лаборатории №351 Москвы. Тематическое планирование данного интегрированного
курса для учащихся 1-1V классов общеобразовательной школы составлено на
учебный год из расчета 1 часа в неделю.
§ 2 Анализ содержания программных материалов.
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях системный подход к
эстетическому воспитанию и образованию осуществляется в процессе преподавания
таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая
художественная культура», а также с помощью различных факультативов, кружков по
изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и
воспитания. Базисный учебный план позволяет преподавать различные
интегрированные курсы искусства, которые получили широкое распространение во
вновь открывающихся нестандартных типах учебных заведений.
[19]
В программе «Изобразительное искусство и художественный труд» академика РАО
Б.М.Неменского, ведущей задачей в преподавании изобразительного искусства
является задача формирования у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости
на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
[20] Это становится возможным только если удастся закрепить в сознании
ребенка понимания прочной связи искусств с его личным миром, с миром мыслей и
чувств каждого человека, сказано там же. Любые иные задачи обучения искусству
вытекают из этой и должны соотноситься с ней. Одним из важных методических
аспектов программы выделяется «Сочетание изобразительного с музыкой и
литературой»[21]. Связь с поэзией и
музыкой позволяет образнее раскрыть тему урока. В программе приводится перечень
не только зрительного, но литературного и музыкального ряда.
Как пример можно взять урок 1 в 1 четверти 3 класса
[22]. Тема урока «Твои игрушки». Дети в знакомстве с игрушкой познают
значение ее в жизни (ритуальное, как атрибут праздника, игровые объекты). На
уроке учитель использует пословицы, поговорки, фольклор, русские народные
сказки. На других уроках учителю даются рекомендации в использовании
программных рассказов М. Пришвина, стихов С. Есенина. Это дает хороший материал
для проведения интегрированных уроков с уроками чтения.
В программе «Изобразительное искусство» члена - корреспондента РАО, доктора
педагогических наук В. С. Кузина, главной целью художественного образования
ставится цель формирования духовной культуры личности, приобщения к
общечеловеческим ценностям, овладения национальным культурным наследием
[23]. В основу программы включена система межпредметных связей с чтением и
русским языком, что по мнению авторов позволяет почуствовать практическую
направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Предусмотрена работа по иллюстрированию литературных произведений, входящих в
программные материалы по чтению. Содержание раздела «Тематическое рисование и
иллюстрирование» включает рисование на темы окружающей жизни на основе
наблюдений или по воображению и иллюстрирование повестей, рассказов, сказок,
басен и других литературных произведений.
§ 3 Выводы ко II главе.
Изучение опыта работы учителей в изучаемой проблеме позволяет сделать выводы,
что проблема эта в настоящее время находится в стадии разработки, ищутся
новые пути ее решения, новые подходы к пониманию путей интеграции
изобразительного искусства и развития речи в начальной школе. Многие учителя
разрабатывают методики проведения таких занятий, опробируют их на своих
экспериментальных площадках. Многие из таких экспериментов дают очень
неплохие результаты.
В программных материалах по изобразительному искусству Б.М. Неменского и В.С.
Кузина есть много моментов сочетания изобразительного искусства и литературы,
причем эти программы позволяют проводить интеграцию курса изобразительного
искусства с курсом развития речи в начальной школе. Элементы данной
интеграции непосредственно заложены в изученные нами программные материалы.
Многие темы курса развития речи совпадают с темами курса изобразительного
искусства по своим целям, что говорит о возможности их интеграции.
Заключение.
В процессе нашего исследования эффективности и целесообразности использования
интегрированных уроков развития речи и изобразительного искусства в
начальной школе мы проанализировали различные материалы по данной проблеме и
пришли к следующим выводам:
- необходимость межпредметных связей заключена в самой природе
мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности,
законами психологии и физиологии;
- обучение должно быть построено таким образом, чтобы формировать у
учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего
запоминания нового материала;
- систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий
между разделами учебных предметов изобразительного искусства и развития речи
– одно из необходимых условий развития комплекса речевых умений и
художественных способностей у учащихся;
- восприятие художественных произведений литературы и изобразительного
искусства носит схожую природу и дополняет друг друга;
- исходя из проанализированных передовых работ учителей многие из них
используют, и весьма успешно, данный тип интеграции;
- образовательные программы по изобразительному искусству и развитию
речи позволяют в полной мере использовать данный тип интеграции в учебном
процессе начальной школы;
- интеграция изобразительного искусства и развития речи в начальной
школе на практике используется не в полной мере, так как для этого многие
учителя недостаточно подготовлены в научном и методическом плане, что в свою
очередь требует более глубокой методической проработки интегративных
процессов между курсами изобразительного искусства и развития речи в
начальной школе.
БИБЛИОГРАФИЯ.
1. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956.
2. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.,
1981.
3. Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе.
// Начальная школа №1 1997
4. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими
школьниками. Книга для учителя. М., 1991.
5. Лякишева Т.И., Маркевич Е.Ф. Интегрированнй урок по теме «Зима» с
использованием методов «театра педагогики». // Начальная школа №1 1995
6. Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к
учебным предметам. // Начальная школа №11 1995
7. Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении
раздела «Устное народное творчество». // Начальная школа №8 1993
8. Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. //
Начальная школа №8 1994
9. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное
развитие ребенка к семье.-М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995 г.
10. Методические основы языкового образования и литературного развития
младших школьников. Под общей редакцией Т.Г.Рамзаевой. С-Пб, 1998 г.
11. Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык
в школе №5-6 1992 г.
12. Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. // Начальная
школа №11 1994.
13. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.-Л.,
1947.
14. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в
начальной школе: Учеб. пособие – М.:Издательский центр «Академия», 1999г.
15. Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951.
16. Программы общеобразовательных учреждений Начальные классы (1-3). /Сост.
Вохмянина Л.А., Ингнатьева Т.В. и др. –М.: Просвещение ,1994.
17. Программно - методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная
школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999г.
18. Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и
красок весны». // Начальная школа №10 1995
19. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути
развития). Л-д, 1990.
20. Щёголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе С-Пб 1998 г.
21. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя/ Сост.
Лабковская Г.С. М., 1983.
1 Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития
речи учащихся. // Русский язык в школе №5-6 1992 г.
2 Максимова З.Н. Знакомство с
изобразительным фольклором при изучении раздела «Устное народное творчеством».
// Начальная школа №8 1993.
3 Ильенко Л.П. Интегрированный
цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1 1997.
[4] Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951, стр. 509.
[5] Выготский Л.С. Избранные
психологические произведения. М., 1956, стр. 302-303.
[6] Сеченов И.М. Избранные философские и
психологические произведения. М.-Л., 1947, стр. 441-442.
7 Сокольникова Н.М.
Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. с.
307.
[8] Сокольникова Н.М. Изобразительное
искусство и методика его преподавания в начальной школе. с. 310.
[9] Там же. с.312.
[10] Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н.
Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка к семье.-М.: Редакция
журнала «Искусство в школе», 1995 г. с. 30
[11] Там же. с. 40
[12] Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках
развития речи учащихся. // Русский язык в школе №5-6 1992 г.
[13] Максимова З.Н. Знакомство с
изобразительным фольклором при изучении раздела «Устное народное творчеством».
// Начальная школа №8 1993.
[14] Максимова З.Н. Устное народное
творчество и изобразительное искусство. // Начальная школа №8 1994.
[15] Учебник для учащихся начальных
классов. В 3 кн. Кн. 2, ч. 1/ Сост.: М.В. Голованова и др.— М., 1993.
[16] Сердюкова Н.С. Интеграция учебных
занятий в начальной школе. // Начальная школа №11 1994.
[17] Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения
на тему «Путешествие в мир звуков и красок весны». // Начальная школа №10 1995.
[18] Ильенко Л.П. Интегрированный цикл
эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1 1997.
[19] Программно -методические материалы.
Изобразительное искусство. Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. –
М.: Дрофа, 1999г. с. 5.
[20] Там же с. 16
[21] Там же с. 25
[22] Там же с. 87
[23] Программно -методические материалы.
Изобразительное искусство. Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. –
М.: Дрофа, 1999г. с. 137
|