Курсовая: Логопедия
Курсовая: Логопедия
Содержание
Введение. 3
Предмет и задачи логопедии. 5
Цель и задачи логопедии. 6
Связь логопедии с другими науками. 9
Теоретические основы логопедии. Принципы и методы логопедии. 18
Значение логопедии. 21
Личность логопеда. 23
Актуальные проблемы современной логопедии. 26
Понятийно-категориальный аппарат логопедии. 28
Заключение. 32
Литература. 33
Общение людей осуществляется в основном с помощью речи, которая неразрывно
связана с развитием абстрактного мышления. Человек воспринимает предметы и
явления двояко - непосредственно, с помощью органов чувств (например,
сигналом еды служит запах пищи) и посредством слов (например, слово «горячо»
заставляет отдернуть руку от огня или горячего утюга). Благодаря речи мы
можем принимать действительность отвлеченно, мысленно.
Различают речь внешнюю и внутреннюю. Первая включает в себя устную Ии
письменную речь.
Устная речь служит главным образом целям общения, поэтому строится так, чтобы
быть понятной слушателям. При этом различают диалогическую и монологическую
речь. Первая – это наиболее простая форма речи и состоит в основном из обмена
репликами. Вторая представляет собой связное повествование, описание или
рассуждение. Это более сложная форма речи, поскольку она предполагает
связность мыли, правильное грамматическое оформление ее и выразительность
голосовых средств.
Письменная речь – это графически оформленная устная речи. Она предполагает
умение логически мыслить и правильно передавать свои мысли, анализировать
написанное и тесно связана с развитием устной речи. При недоразвитии речи
часто возникают различные нарушения письма.
Внутренняя речи (речь про себя) беззвучна. Она возникает, когда человек
думает о чем-либо, и имеет большое значение для развития сознания и мышления,
для регуляции действий и поступков человека.
Для того, чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения
речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматическими. Мы ведь
не задумываемся, когда говорим, над тем, какое положение должен занять язык
во рту, когда надо вздохнуть и т.д.
Таким образом, речевой аппарат состоит из двух частей: центрального, который
находится в головном мозгу (установлено, что преимущественное значение для
речи имеет у правшей левое полушарие, а у левшей - правое), и
периферического, состоящего из дыхательного, голосового и артикуляционного
отделов.
Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения,
выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру
нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово),
пайдео (воспитываю, обучаю) — ив переводе означает «воспитание правильной
речи».
Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и
воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения —
человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.
Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами,
лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом
зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Логопедия
рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления
средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее
относят к специальной педагогике.
Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и
логопедия подростков и взрослых.
Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы
обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также
предупреждения речевых расстройств.
Отечественная логопедия создает наиболее благоприятные условия для развития
личности детей с нарушениями речи. В основе успехов отечественной логопедии
лежат многочисленные современные исследования отечественных и зарубежных
авторов, свидетельствующие о больших компенсаторных возможностях
развивающегося детского мозга и совершенствование путей и методов
логопедического коррекционного воздействия, И. П. Павлов, подчеркивая
чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и ее неограниченные
компенсаторные возможности, писал: «Ничто не остается неподвижным,
неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы
были осуществлены соответствующие условия»[1]
.
Исходя из определения логопедии как науки, можно выделить следующие ее задачи:
1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых
нарушений.
2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений
нарушений речи.
3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с
нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых
расстройств на формирование их личности, психическое развитие, на
осуществление различных видов деятельности, поведения.
4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с
различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и
опорно-двигательного аппарата).
5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.
6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.
7. Систематизация речевых расстройств.
8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения
речевых нарушений.
9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.
10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.
В указанных задачах логопедии определяется как теоретическая, так и
практическая ее направленность. Теоретический ее аспект — изучение речевых
расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики,
выявления и преодоления. Практический аспект — профилактика, выявление и
устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии
тесно связаны.
Для решения поставленных задач необходимо следующее:
— использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих
специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихологов,
нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и
др.);
— обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических
учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки;
— осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых нарушений;
— распространение логопедических знаний среди населения для профилактики
нарушений речи.
Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия.
Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи,
коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы
предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно
речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего
мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с
одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений;
воздействие на социальное окружение.
Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как
речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели
педагогического воздействия — воспитанию человека.
Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на
внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет собой
сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и
компенсацию нарушений речевой деятельности.
Логопедия тесно связана со многими науками. Для того чтобы успешно
заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений,
всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых
нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых
симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.
Различают внутрисистемные и межсистемные связи. К внутрисистемным относятся
связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики:
сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками
обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и
специальной психологией. К межсистемным связям относятся связи с медико-
биологическими и лингвистическими науками.
Естественнонаучной психофизиологической основой логопедии является учение о
закономерностях формирования условно-рефлекторных связей, учение П. К.
Анохина о функциональных системах, учение о динамической локализации
психических функций (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Р. Лурия) и современное
нейропсихолингвистическое учение о речевой деятельности.
Слово является сигналом особого свойства, средством обобщения,
абстрагирования. Учет сложных нейрофизиологических механизмов речевой
деятельности позволяет более эффективно строить логопедическую работу по
коррекции нарушений речи, по компенсации нарушенных речевых и неречевых
функций.
Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о
механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о строении и
функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности.
Для понимания механизмов речевых нарушений и выявления закономерностей
коррекционного процесса важными являются знания о динамической локализации
высших психических функций, о мозговой организации речи.
Речь является сложной функциональной системой, в основе которой лежит
использование знаковой системы языка в процессе общения. Сложнейшая система
языка является продуктом длительного общественно-исторического развития и
усваивается ребенком в сравнительно короткое время.
Речевая функциональная система основывается на деятельности многих мозговых
структур головного мозга, каждая из которых выполняет специфически
определенную операцию речевой деятельности.
А. Р. Лурия выделяет 3 функциональных блока в деятельности мозга.
Первый блок включает подкорковые образования (образования верхнего ствола и
лимбической области). Он обеспечивает нормальный тонус коры и ее
бодрственное состояние.
Второй блок включает кору задних отделов больших полушарий, осуществляет
прием, переработку и хранение чувственной информации, получаемой из внешнего
мира, является основным аппаратом мозга, осуществляющим познавательные
(гностические) процессы.
В его структуре выделяются первичные, вторичные и третичные зоны. Первичные
зоны — это проекционные зоны коры, нейроны которых обладают чрезвычайно
высокой специфичностью. В них происходит прием чувственной информации от
определенных органов чувств.
Над аппаратами первичных зон коры надстроены вторичные зоны, которые
осуществляют анализ возбуждений, получаемых первичными зонами. Вторичные
зоны, как и первичные, сохраняют свою специфическую модальность (зрительные,
слуховые и др. зоны). Первичные и вторичные зоны представляют собой корковый
отдел того или иного анализатора (зрительного, слухового и др.).
Третичные зоны являются зонами перекрытия корковых отделов анализаторов,
выполняют функцию анализа, синтезирования, интеграции полученной чувственной
информации различных модальностей. На основе их деятельности происходит
переход от уровня непосредственного, наглядного синтеза к символическому
уровню, к оперированию со значениями слов, сложными логико-грамматическими
структурами, с отвлеченными соотношениями.
Третий блок включает кору передних отделов больших полушарий (моторную,
премоторную и префронтальную области), обеспечивает программирование,
регуляцию и контроль человеческого поведения, осуществляет регуляцию
деятельности подкорковых образований, регуляцию тонуса и бодрственного
состояния всей системы в соответствии с поставленными задачами
деятельности.
Речевая деятельность осуществляется совместной работой всех блоков. Вместе с
тем каждый блок принимает определенное, специфическое участие в речевом
процессе.
Выделение и дифференциация значимых акустических признаков звучащей речи
обеспечивается аналитико-синтетической деятельностью кортикальных аппаратов
речеслухового анализатора, куда входят вторичные отделы левой височной
области коры головного мозга (зона Вернике), которые связаны с нижними
отделами постцентральной и премоторной области коры.
Процесс артикулирования, моторной организации речевого акта осуществляется на
основе тончайшей регуляции сложной координированной работы мышц речевого
аппарата. Моторная организация речевого акта обеспечивается вторичными
отделами постцентральной области (кинестетический аппарат) и нижними
отделами левой премоторной области (кинетический аппарат). В постцентральной
области происходит анализ кинестетических ощущений, поступающих от мышц
речевого аппарата. В премоторной области организуются моторные программы
речевого акта, создаются серии нервных импульсов, кинетические модели,
обеспечивающие возможность плавного перехода от одного движения к другому.
Выбор языковых единиц и их комбинирование, процессы кодирования смысла в
речевую форму невозможны без участия наиболее высоко организованных структур
коры головного мозга, третичных отделов переднелобной и теменно-затылочной
области. Третичные отделы коры головного мозга обеспечивают перевод
последовательно выступающей акустико-моторной информации в смысловые схемы и
образы. В теменно-затылочной области коры формируются также схемы,
обозначающие пространственные отношения.
В процессе же письменной речи принимают участие и различные отделы
затылочной и теменно-затылочной области коры головного мозга.
Таким образом, различные зоны головного мозга по-разному участвуют в речевом
процессе. Поражение какого-либо его участка приводит к специфическим
симптомам нарушений речевой деятельности. Данные о мозговой организации
речевого процесса дают возможность уточнить представления об этиологии и
механизмах нарушений речевой деятельности. Особенно необходимы эти данные
для дифференциальной диагностики различных форм расстройства речи (афазий)
при локальных поражениях головного мозга, что позволяет более эффективно
проводить логопедическую работу по восстановлению речи у этих больных.
Логопедия тесно связана с оториноларингологией, невропатологией,
психопатологией, клиникой олигофрении, педиатрией. Так, данные патологии
органов слуха и речи (например, при нарушениях голоса) дают возможность не
только определить этиологию нарушений, но и позволяют правильно сочетать
логопедическую работу с медицинским воздействием (медикаментозным и
физиотерапевтическим лечением, оперативным вмешательством и др.). Эти данные
являются необходимыми при изучении и устранении расстройств голоса,
ринолалии, нарушений речи при сниженном слухе и др. В частности,
расстройства голоса могут вызываться различными органическими повреждениями
гортани и голосовых складок (опухоли, узелки, папилломы, рубцовые изменения
голосовых складок и др.). Устранение нарушений голоса в этих случаях
невозможно без нормального физиологического функционирования голосового
аппарата, что обеспечивается медикаментозным, хирургическим,
физиотерапевтическим, психотерапевтическим воздействием.
Многие виды речевых нарушений связаны с органическим поражением центральной
нервной системы, и их диагностика возможна только совместными усилиями
логопеда и врача-невропатолога или психоневролога. При речевых расстройствах
могут наблюдаться различные нарушения психической деятельности: отставание
психического развития, поведенческие и эмоциональные нарушения, нарушения
внимания, памяти, умственной работоспособности и др. Их оценка в структуре
речевых расстройств, анализ механизмов их возникновения, разграничение
первичных, связанных с поражением центральной нервной системы, и вторичных
нарушений психической деятельности в связи с речевым дефектом являются
компетенцией врача-психоневролога. Врач-психоневролог дает заключение о
состоянии интеллекта ребенка, устанавливает клинический речевой диагноз,
проводит соответствующее лечение.
Эти данные имеют важное значение для правильного педагогического анализа
речевого нарушения и организации логопедической работы, выбора профиля
специального учреждения.
Многие виды речевых нарушений связаны с задержкой созревания мозга в связи с
ранним органическим (иногда даже минимальным) его поражением. В этих случаях
логопедическая работа оказывается эффективной только тогда, когда она
сочетается со специальным медикаментозным лечением, стимулирующим
созревание центральной нервной системы. Это лечение назначает врач-
психоневролог. В некоторых случаях речевые нарушения сочетаются с
двигательным беспокойством, повышенной эмоциональной возбудимостью и занятия
логопеда будут не эффективны до тех пор, пока ребенок не получит специального
лечения.
Причинами отдельных видов речевых расстройств, например, некоторых форм
заикания, мутизма, могут быть острые или подострые психические травмы —
испуг, волнение, изменение привычного стереотипа (разлука с близкими) и др.
В момент их возникновения ребенок нуждается в соответствующем режиме и
лечении; только совместная работа врача-психоневролога и логопеда будет
способствовать его выздоровлению. Все эти данные свидетельствуют о том, что
хотя логопедия и является педагогической наукой, свои задачи она может
успешно решать только в связи с медицинскими науками и прежде всего
невропатологией и детской психиатрией.
Теория обучения и воспитания аномальных детей, в том числе и детей с
речевыми расстройствами, строится на основе знаний о строении нервной
системы, ее функций и особенностей развития.
Логопед должен знать неврологические основы речевых расстройств, быть
ориентирован в вопросах детской психопатологии, иметь представление о
наиболее частых формах психических нарушений у детей, так называемых
пограничных состояниях, проявляющихся в поведенческих и эмоциональных
нарушениях, олигофрении и задержках психического развития. Эти знания помогут
ему правильно определить структуру речевого нарушения, выбрать наиболее
оптимальные методы коррекции, обучения и воспитания ребенка и предупредить
аномальное развитие его личности.
Связь с невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрении, патологией
органов слуха, речи и зрения необходима для дифференциальной диагностики
нарушений речи. Так, диагностика нарушений речи при снижении слуха и
сенсорной алалии требует тщательного обследования состояния слуховой
функции; диагностика нарушений речи при олигофрении и алалии невозможна без
определения состояния интеллекта, особенностей психического и сенсомоторного
развития.
Данные медицинских наук помогают логопеду правильно подойти к пониманию
этиологии, механизмов речевых нарушений, позволяют более правильно решать
вопросы диагностики и дифференцированного логопедического воздействия при
устранении различных форм речевых нарушений. От точного диагноза зависит и
правильное определение детей в различные типы специальных учреждений.
Логопедия тесно связана с лингвистическими науками и психолингвистикой. Речь
предполагает использование языковых единиц различного уровня и правил их
функционирования. Они могут по-разному нарушаться при различных расстройствах
речи. Знание законов и последовательности усвоения ребенком норм языка
способствует уточнению логопедического заключения, является необходимым для
разработки системы логопедического воздействия.
При изучении и устранении системных речевых нарушений в современной логопедии
широко используются данные психолингвистики, основывающиеся на учении Л. С.
Выготского, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьева о сложной структуре речевой
деятельности, об операциях восприятия и порождения речевого высказывания, Ф.
де Соссюр.
Восприятие и порождение речевого высказывания представляют собой
многоуровневые процессы, имеющие сложную иерархически организованную
структуру, включающую различные oneрации. Каждый уровень, каждая операция
процесса порождения речевого высказывания имеет свой словарь, свой синтаксис
объединения единиц.
При изучении речевых нарушений важно определить, какая из операций порождения
речевого высказывания нарушена. В отечественной логопедии используются модели
порождения речевого высказывания, разработанные Л. С. Выготским, А. А.
Леонтьевым, Т. В. Рябовой.
Л. С. Выготский рассматривал отношение между мыслью и словом как процесс
движения от мысли к слову и обратно, выделял следующие планы движения: мотив
— мысль — внутренняя речь — внешняя речь; различал внешний (физический) и
семантический (психологический) план речи. Во внешней речи проявляется
взаимодействие грамматической и семантической (психологической) структур.
Переходной структурой от семантического плана к внешней речи является
внутренняя речь. Л. С. Выготский дал глубокий анализ внутренней речи,
раскрыл ее характерные особенности.
Основываясь на структуре речевого процесса, описанной Л. С. Выготским, А. А.
Леонтьев выделяет следующие операции порождения речевого высказывания: мотив
— мысль (речевая интенция) — внутреннее программирование — лексическое
развертывание и грамматическое конструирование — моторная реализация —
внешняя речь.
Всякое речевое высказывание порождается определенным мотивом, который
обуславливает возникновение речевой интенции (мысли). На этапе внутреннего
программирования, соответствующего у Л. С. Выготского «опосредованию мысли
во внутреннем слове», происходит опосредование речевой интенции кодом
личностных смыслов, закрепленных в тех или иных субъективных кодовых
единицах («код образов и схем», по Н. И. Жинкину). Создается программа как
целого связного речевого высказывания, так и отдельных высказываний, в
результате организуется система предикативных высказываний в коде внутренней
речи. В программу отдельного высказывания включаются такие компоненты, как
субъект, объект, предикат и др., которые соединены содержательной, смысловой
связью («психологическое синтаксирование»). В процессе восприятия на этом
этапе осуществляется операция свертывания системы объективных языковых
значений во внутреннюю схему.
Этап лексико-грамматического развертывания включает две операции,
принципиально отличающиеся по своим механизмам: операцию порождения
синтаксической конструкции и ее лексическое наполнение, которые
осуществляются в кодах определенного языка, т. е. на языковом уровне. Затем
следует этап моторной реализации.
Психолингвистический подход при изучении, например, алалии позволяет глубже
вскрыть механизм речевого нарушения, уточнить структуру дефекта, определить
это нарушение как языковое расстройство.
Изучение состояния различных операций восприятия и порождения речевого
высказывания при афазии дает возможность определить специфику их нарушения
при различных ее формах.
Психолингвистический подход способствует большей эффективности
логопедической работы по коррекции речевых нарушений, а также пониманию
взаимодействия языковой и речевой структур в рамках единой системы. Эта
проблема в последние годы продуктивно разрабатывается на основе системного
подхода профессором В. И. Бельтюковым. На основе анализа многочисленных
литературных данных автором убедительно была показана противоположность по
характеру построения языковой и речевой структур, которая заключается в
дискретности первой и непрерывности второй. Несмотря на то, что речь и язык
формируются на основе одних и тех же элементов, характер их отношений в
образованных структурах значительно различается. Принципы взаимодействия
языковой и речевой структур, согласно В. И. Бельтюкову, отражают общий
механизм самоорганизации и саморегуляции в живой и неживой природе, а именно
не только принцип интериоризации, но и принцип экстериоризации в их
диалектическом единстве.
Логопедия тесно связана с общей и специальной психологией,
психодиагностикой. Логопеду важно знать закономерности психического развития
ребенка, владеть методами психолого-педагогического обследования детей
разного возраста. Применяя эти методы, логопед может дифференцировать
различные формы речевых расстройств и отграничивать их от речевых нарушений,
связанных с интеллектуальной недостаточностью, эмоциональными и
поведенческими расстройствами. Знание психологии помогает логопеду видеть не
только само речевое расстройство, а прежде всего, ребенка, правильно
понимать взаимосвязь его речевых нарушений с особенностями психического
развития в целом. Знание это поможет ему установить контакт с детьми разного
возраста, выбрать адекватные методы обследования их речи, восприятия,
памяти, внимания, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, а также проводить
более эффективную логопедическую работу.
Логопедия опирается на следующие основные принципы: системность,
комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи
с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход,
онтогенетический принцип, принцип учета этиологии и механизмов
(этиопатогенетический принцип), принцип учета симптоматики нарушения и
структуры речевого дефекта, принцип обходного пути, общедидактические и
другие принципы.
Рассмотрим некоторые из них.
Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной
функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном
взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и
коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все
стороны речевой функциональной системы.
Для логопедического заключения, для дифференциальной диагностики сходных
форм речевых нарушений необходим корреляционный анализ речевых и неречевых
симптомов, данных медицинского, психологического, логопедического
обследования, соотнесение уровня развития познавательной деятельности и
уровня развития речи, состояния речи и особенностей сенсомоторного развития
ребенка.
Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и нервно-
психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.).
Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный,
медико-психолого-педагогический характер.
Таким образом, при изучении и устранении речевых расстройств важное значение
имеет принцип комплексности.
В процессе изучения нарушений речи и их коррекции важно учитывать общие и
специфические закономерности развития аномальных детей.
Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех
задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития
ребенка.
Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической
работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка
(предметно-практической, игровой, учебной).
Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с
учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов
деятельности ребенка в онтогенезе (онтогенетический принцип).
Возникновение речевых нарушений во многих случаях обусловлено сложным
взаимодействием биологических и социальных факторов. Для успешной
логопедической коррекции речевых нарушений большое значение имеет
установление в каждом отдельном случае .этиологии, механизмов, симптоматики
нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношения речевой и неречевой
симптоматики в структуре дефекта.
В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки
деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т.
е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.
Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают
дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность,
индивидуальный подход и др.
Методы логопедии как науки можно условно разделить на несколько групп.
Первая группа — организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный
(изучение в динамике), комплексный.
Вторую группу составляют эмпирические методы: обсервационные (наблюдение),
экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-
педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты,
стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью),
праксиметрические приемы анализа деятельности, в том числе и речевой
деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).
К третьей группе относятся количественный (математико-статистический) и
качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка
данных с применением ЭВМ.
Четвертая группа — интерпретационные методы, способы теоретического
исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым,
между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью
и др.).
Широко используются технические средства, обеспечивающие объективность
исследования: интонографы, спектрографы, назометры, видеоречь, фонографы,
спирометры и другая аппаратура, а также рентгенокинофотография,
глоттография, кинематография, электромиография, позволяющие изучать в
динамике целостную речевую деятельность и ее отдельные компоненты.
Логопедия как наука имеет важное теоретическое и практическое значение,
которое обусловлено социальной сущностью языка, речи, тесной связью развития
речи, мышления и всей психической деятельности ребенка.
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека.
В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной
деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по
себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только
единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в
какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического
развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство — речевое
мышление, речемыслительная деятельность.
Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для
специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются
и уточняются представления ребенка об окружающей действительности,
совершенствуются формы ее отражения.
Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции
его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития
различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых
расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка,
отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут
влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней
познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и
мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в
процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей
действительности.
Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на
формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические
особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию
отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности,
замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).
Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в
целом, на выборе профессии. Значение логопедии заключается в том, чтобы
помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить
полноценное, всестороннее его развитие.
Логопед должен обладать системой общетеоретических и специальных
профессиональных знаний, совокупность и широта которых формирует у него
представления о типологии и структуре аномального развития, о способах
предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-
педагогического воздействия.
Логопед должен уметь распознавать речевые нарушения, владеть приемами и
методами их устранения и коррекции, специальными методами обучения детей с
речевыми расстройствами родному языку как в дошкольном, так и в школьном
возрасте, проводить профилактическую работу по предупреждению, хорошо знать
психологические особенности детей с речевой патологией, использовать приемы
и методы их воспитания, коррекции и развития у них высших корковых функций.
Успех в выполнении этих задач зависит от наличия у логопеда глубоких
профессиональных знаний и навыков, широкой ориентации в современных
отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, а также от
его творческой активности и инициативы. Профессиональная компетентность
логопеда включает знание программ, школьных учебников, пособий по логопедии.
Первостепенное значение для эффективности работы по обучению, воспитанию и
коррекции нарушений речи детей имеет личность логопеда, которая
характеризуется следующими качествами:
· гуманистическая убежденность;
· гражданская нравственная зрелость;
· познавательная и педагогическая направленность;
· увлеченность профессией;
· любовь к детям;
· требовательность к себе и окружающим;
· справедливость, выдержка и самокритичность;
· педагогическое творческое воображение и наблюдательность;
· искренность, скромность, ответственность, твердость и
последовательность в словах и действиях.
Логопед должен вести поиск наилучших средств коррекции речи детей, обобщая
передовой опыт.
Умения, которыми он должен обладать, широки и многообразны: учебно-
познавательные (работа с литературой, наблюдения за ребенком, моделирование
педагогического процесса, выбор оптимальных путей коррекционно-
воспитательного воздействия и др.); учебно-организационные (перспективное и
календарное планирование, проведение индивидуальных и групповых занятий,
создание оборудования, обеспечение комплексности воздействия и определение в
этом комплексе своего реального участия и т. д.); учебно-педагогические
(анализ каждого случая, выбор адекватных средств коррекции и т. п.).
Кроме того, работа логопеда должна основываться на строгом соблюдении
принципов деонтологии (как логопед должен строить свои взаимоотношения с
лицом, имеющим речевое расстройство, с его родственниками и коллегами по
работе).
Педагогическая деонтология включает в себя учение о педагогической этике и
эстетике, педагогическом долге и педагогической нравственности. Соблюдение
ее требует от логопеда понимания психологии родителей ребенка с речевыми
расстройствами и сопереживания с ними. Логопед должен быть терпелив,
тактичен и доброжелателен, относиться к лицу с речевой патологией и его
родителями так, как относится врач к больному и его родственникам, быть
осторожным в оценке тяжести и особенно — механизмов нарушений речи,
прогноза, учитывать внешние проявления речевых расстройств, их сущность, так
как многие из них, даже нерезко выраженные, могут быть только одним из
проявлений тяжело текущих нервно-психических заболеваний. Важным условием
педагогической деонтологии является установление правильных взаимоотношений
между логопедом и врачом детского учреждения, логопедом и воспитателем,
логопедом и педагогом.
Работа логопеда строится с учетом заключения о ребенке врача — невропатолога
или психоневролога. Совместное обсуждение с коллегами наиболее сложных видов
речевых расстройств в атмосфере взаимопонимания и взаимоуважения создают
благоприятную обстановку для проведения коррекционной работы.
Речь логопеда должна быть образцом для окружающих, не только детей, но и
взрослых. Логопед обеспечивает единый речевой режим, обучает средний и
младший персонал специальных детских учреждений культуре речи, а в ряде
случаев и возглавляет весь учебно-воспитательный процесс, например в
условиях специальных Домов ребенка.
Соблюдение правил педагогической деонтологии имеет первостепенное значение в
повышении эффективности коррекционной логопедической работы.
В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе
психолингвистического анализа получены важные данные о механизмах наиболее
сложных форм речевой патологии (афазии, алалии и общего недоразвития речи,
дизартрии). Изучаются речевые нарушения при осложненных дефектах: при
олигофрении, у детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного
аппарата. В логопедическую практику внедряются современные
нейрофизиологические и нейропсихологические методы исследований. Расширяется
взаимосвязь логопедии с клинической медициной, детской невропатологией
и психиатрией.
Интенсивно развивается логопедия раннего возраста: изучаются особенности
доречевого развития детей с органическим поражением центральной нервной
системы, определяются критерии ранней диагностики и прогноза речевых
нарушений, разрабатываются приемы и методы превентивной (предупреждающей
развитие дефекта) логопедии. Все эти направления исследований значительно
расширили и повысили эффективность логопедической работы.
В связи с тем, что правильная речь является одной из важнейших предпосылок
дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации,
выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в более ранние
сроки. Эффективность устранения речевых нарушений определяется во многом
уровнем развития логопедии как науки.
Изучение логопедии является важным для всех работников детских, особенно
дошкольных, учреждений. Значительный процент речевых нарушений проявляется в
дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом
развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более
быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых
расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.
Знание логопедии является важным для всех дефектологов, так как речевые
нарушения встречаются гораздо чаще у аномальных детей, чем у нормально
развивающихся.
Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие:
1. Унификация категориального аппарата.
2. Углубленное изучение (в том числе психолингвистических) механизмов и
методов коррекции нарушений речевой деятельности.
3. Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-педагогического)
и симптомологического (психолого-педагогического) подхода в логопедической
теории и практике и в разработке номенклатурных документов.
4. Изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств.
5. Изучение особенностей речевых нарушений и их устранения при осложненных
дефектах развития.
6. Ранние профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.
7. Творческая и научно-обоснованная разработка содержания, методов обучения
и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи в специальных детских садах и
школах.
8. Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции
речевых нарушений.
9. Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и
медицинских учреждений.
10. Совершенствование теории и практики дифференциальной диагностики
различных форм нарушений речи.
11. Разработка ТСО, лабораторно-экспериментального оборудования, внедрение в
учебный процесс компьютерной техники.
12. Анализ достижений в области логопедии, имеющихся в отечественной и
зарубежной теории и практике.
Обязательным условием выделения и функционирования любой науки является
наличие в ней собственного понятийно-категориального аппарата.
Важным в логопедии является различение понятий нормы и нарушений речи. Под
нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе
речевой деятельности. При нормальной речевой деятельности являются сохранными
психофизиологические механизмы речи. Нарушение речи определяется как
отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой
среде, обусловленное расстройством нормального функционирования
психофизиологических механизмов речевой деятельности. С точки зрения
коммуникативной теории расстройство речи есть нарушение вербальной
коммуникации. Расстроенными оказываются взаимоотношения, объективно
существующие между индивидуумом и обществом и проявляющиеся в речевом
общении.
Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:
1. Не соответствуют возрасту говорящего;
2. не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;
3. связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов
речи;
4. носят устойчивый характер, самостоятельно не исчезают, а закрепляются;
5. требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их
характера;
6. часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие
ребенка.
Такая характеристика позволяет отдифференцировать речевые нарушения от
возрастных особенностей речи, от ее временных нарушений у детей и взрослых,
от особенностей речи, обусловленных территориально-диалектными и
социокультурными факторами.
Для обозначения нарушений речи используются также термины «расстройства
речи», «дефекты речи», «недостатки речи», «речевая патология», «речевые
отклонения».
Различают понятия «недоразвитие речи» и «нарушение речи».
Недоразвитие речи предполагает качественно более низкий уровень
сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.
Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в
процессе функционирования механизмов речевой деятельности. Например, при
недоразвитии грамматического строя речи наблюдается более низкий уровень
усвоения морфологической системы языка, синтаксической структуры
предложения. Нарушение грамматического строя речи характеризуется его
аномальным формированием, наличием аграмматизмов.
Под общим недоразвитием речи в логопедии понимается такая форма речевой
аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи. Понятие
«общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности
(или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-
фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя).
Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно
различную структуру дефекта. Оно может наблюдаться при алалии, дизартрии и
т. д.
Таким образом, термин «общее недоразвитие речи» характеризует только
симптомологический уровень нарушения речевой деятельности. Кроме того, в
большинстве случаев при этом нарушении возможно не столько недоразвитие,
сколько системное расстройство речи.
В логопедии разграничиваются понятия «нарушения речевого развития» и
«задержка речевого развития». В отличие от нарушения речевого развития, при
котором искажается сам процесс речевого онтогенеза, задержка речевого
развития — это замедление темпа, при котором уровень речевого развития не
соответствует возрасту ребенка.
Понятие «распад речи» предполагает утрату имевшихся речевых навыков и
коммуникативных умений вследствие локальных или диффузных поражений головного
мозга.
Симптом нарушения речи — это признак (проявление) какого-либо нарушения
речевой деятельности.
Симптоматика нарушений речи — это совокупность признаков (проявлений)
нарушения речевой деятельности.
Под механизмом нарушения речи понимается характер отклонений в
функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и
развитие нарушений речевой деятельности.
Патогенез нарушении речи — это патологический механизм, обусловливающий
возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.
Под структурой речевого дефекта понимается совокупность (состав) речевых и
неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. В структуре
речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные
дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми, а
также системные последствия. Различная структура речевого дефекта находит
свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симптомов во
многом определяет специфику целенаправленного логопедического воздействия.
При устранении речевых нарушений используются понятия: «логопедическое
воздействие», «коррекция», «компенсация», «развитие», «обучение»,
«воспитание», «перевоспитание», «коррекционно-восстановительное обучение» и
др.
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс,
направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на
воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением.
Коррекция нарушений речи — это исправление или ослабление симптоматики
нарушений речи (бытующие термины «устранение», «преодоление речевых
нарушений»).
Компенсация представляет собой сложный, многоаспектный процесс перестройки
психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций
организма. Компенсаторная перестройка включает восстановление или замещение
утраченных или нарушенных функций, а также их изменение. Важнейшую роль в
развитии компенсации играет центральная нервная система. Развитие и
восстановление несформировавшихся и нарушенных речевых и неречевых функций
осуществляются на основе применения специальной системы логопедического
воздействия, в процессе которого формируются компенсации.
Обучение — это двусторонний управляемый процесс, включающий активную
познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и
педагогическое руководство этой деятельностью. Процесс обучения выполняет
образовательную, воспитательную и развивающую функцию в их органическом
единстве.
Воспитание — это целенаправленное, систематическое, организованное
управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в
соответствии с потребностями общества.
В процессе перевоспитания осуществляются коррекция и компенсация личностных
особенностей лиц с нарушениями речевой деятельности.
При локальных поражениях головного мозга в логопедической работе
используется восстановительное обучение, которое направлено на
восстановление нарушенных речевых и неречевых функций. В основе этого
обучения лежит опора на сохранное звено функции и перестройка всей
функциональной системы. Термин «восстановление речи» используется для
обозначения обратного развития нарушенной речи при афазии.
Логопедическое воздействие может быть направлено как на устранение нарушений
речи (например, дислексии), на исправление (например, звукопроизношения),
так и на преодоление отрицательных симптомов неречевых нарушений (например,
психологических особенностей заикающихся).
Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент
закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности
играет речь.
Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую
роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере
речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в
формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего
возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой
формируется его собственная речь.
Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам
сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не
участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей.
Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он
старается отмолчатся или ответить односложно, не принимать участия в речевых
играх.
Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка, что речь можно
исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать
ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции
речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной
игрой.
Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает
оформление фраз, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о
коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.
Выразительность речи взаимосвязана с другими компонентами речи:
семантическим, синтаксическим, лексическим и морфологическим.
Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения
коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи [6].
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного
человекознания. — М. 1977. Раздел V. Некоторые вопросы методологии
психологического исследования. — С. 275—332.
2. Бадалян Л. О. Невропатология. — М., 1987.
3. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. — М., 1981.
— С. 11—23.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь// Собр. соч. —
М., 1982. —Т. 2. С. 6— 361.
5. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. —
М., 1982.
6. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.,
1981.
7. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая
деятельность. — М., 1969.
8. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.
— С. 374.
9. Основы теории и практики логопеда // Под ред,
Р. Е. Левиной. — М., 1968 — С. 7— 30.
10. Правдина О. В. Логопедия. — М., 1973. — С. 5—8.
11. Хватцев М . Е. Логопедия. — М., 1959. — С. 5—14.
[1] Павлов И. П. Собр. Соч. – М., 1951. – Т. III. – Кн. 2. – с. 188.
|