Рефераты

Курсовая: Основоположник гум направления воспитания в советской школе

Курсовая: Основоположник гум направления воспитания в советской школе

Содержание

Введение.......................................................................3

1.Сухомлинский В.А.- основоположник гуманистического направления воспитания в

советской школе........ 6

1.1.Жизнь и педагогическое творчество Сухомлинского В.А. 6

2.В.А.Сухомлинский о развитии самосознания школьников 16

Заключение....................................................................31

Список литературы.............................................................34

Введение

ХІХ—ХХ стали временем бурного развития теории и практики образования, что

было связано с масштабным процессом демократизации общественной жизни, в

первую очередь, в странах европейской цивилизации. Педагогический поиск и

прогресс шел в направлении приближения образования к потребностям жизни и

гуманизации воспитания.

Если, следуя философской классике, за истину принимать соответствие предмета

своему понятию или, лучше сказать, самому себе, своей сущности, то уместно

все написанное Василием Александровичем Сухомлинским расценить как

развернутую педагогическую Истину (с большой буквы), а самого автора — живым

воплощением ее.

И сейчас представители учительской профессии, всех, кто так или иначе

участвует в созидании новых поколений, в формировании новых личностей, из

которых складывается наше социальное настоящее и будущее обращаются к опыту

Сухомлинского и следуют его принципам. Он продолжает вести всех нас на

«счастливую тропинку» педагогического исследования независимо от избранной

нами специальности. Все написанное им насыщено множеством убедительных

примеров, фактов, литературно исполненных иллюстраций, но главное—всесторонне

осмыслено и обобщено, доведено до теоретических выводов, продолжая работать в

контексте духовной культуры нашего, устремленного к новому, более высокому

качественному состоянию общества.

Не будет преувеличением, если мы скажем, что педагогика второй половины XX

века и начала третьего тысячелетия развивается преимущественно под знаком

Сухомлинского — звезды первой величины на педагогическом небосклоне.

Так что «застой», на годы которого выпало завершение творческого пути В. А.

Сухомлинского, а затем борьба за воскрешение и утверждение его имени, его

творческого наследия, не был затишьем, пассивным и мирным безвременьем, то была

скорее коварная мертвая зыбь. Старшему поколению наших современников хорошо

помнится, каким праздником для широчайших читательских кругов явилась книга В.

А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям». Она была написана для издательства ГДР

«Фольк унд Виссен», увидела свет в 1968 году на немецком языке. А на следующий

год пришла на русском языке и к советским читателям. И далее пошла по свету в

переводах на языки наших республик, других стран. Это настоящий Педагогический

Манифест века, явившийся итогом многолетней работы автора в школе — «итогом

раздумий, забот, тревог, волнений», как он сам писал. «Что самое главное было в

моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» '

Любовь! Великое слово, которым народная мудрость выражает особое состояние души

— высшее расположение сердца к объекту человеческого внимания, сильнейшую

привязанность к нему. Любовь — корень всего человеческого. Пафосом утверждения

ее во всех сферах целеустремленной деятельности — педагогической в первую

очередь — пронизаны произведения Василия Александровича. Без любви нет

творчества, и если судить строго о том, чем более всего дороги они нам,

то это не заключенный в них замечательный опыт воспитательной работы, не

дидактические рекомендации, а именно пример любви к детям, завет наполнять

детство любовью, сеять ее в каждом ребенке.

Объект - научное наследие Сухомлинского В.А.

Предмет – Сухомлинский В.А как основоположник гуманистического

направления воспитания в советской школе.

Цель - обоснование концепции гуманистического воспитания в -

педагогическом наследии Сухомлинского В.А., определение основных положений его

теории воспитания.

Задачи:

1. На основе анализа наследия Сухомлинского В.А. раскрыть сущность его

концептуальных положений о воспитании детей.

2. Выявить и обосновать гуманистические основы воспитания в

педагогическом наследии Сухомлинского В.А.

Методологическую основу составляют положения о воспитании как

общечеловеческой ценности; о присущей мировому педагогическому процессу

тенденции развития в гуманистическом направлении, о человеке как субъекте

деятельности, познания, общения, саморазвития и самореализации, а также

использовались труды посвященные педагогической деятельности СухомлинскогоВ.А.

Методы: теоретический анализ педагогической и психологической

литературы, систематизация, классификация, обобщение фактов и явлений

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются

объект, предмет, цель и задачи исследования.

В первой главе - выделены критерии гуманистических основ воспитания,

рассмотрен творческий путь Сухомлинского В.А., освещены истоки его

педагогического мировоззрения, представлен обзор исследований его

педагогического наследия.

Во второй главе - рассмотрены общепедагогические позиции Сухомлинского

В.А. о воспитании, принципы, методы и ценностные основания его теории.

В заключении подведены итоги, сделаны основные выводы.

1.Сухомлинский В.А.- основоположник гуманистического направления

воспитания в советской школе 1.1.Жизнь и педагогическое творчество

Сухомлинского В.А.

Василия Александровича Сухомлинского — крупнейший отечественный педагог

нашего времени.

Творческое наследие В.А. Сухомлинского огромно, разнопланово, многоаспектно,

оно до сих пор пополняется ранее не публиковавшимися работами, остается еще

далеко не исследованным. Его творчество постоянно обогащалось, углублялось,

оттачивалось. Поэтому всестороннее и достаточно полное освещение даже одной

из сторон его творчества в небольшой по объему статье, конечно же,

невозможно: ведь далеко не полная библиография его произведений, литературных

источников о его творчестве, жизни и деятельности, художественных

произведений о нем состоит из 2211 наименований.

Деятельность Василия Александровича протекала не в самых благоприятных для

творчества условиях: в условиях лицемерия, ханжества, морального разложения

руководящих структур, всесильной власти идеологии, опутавшей и культуру, и

науку. Кажущаяся незыблемость, нерушимость насквозь прогнившего строя не

предвещала его скорого падения, и, естественно, для того, чтобы просто

выжить, а тем более творить, требовалась определенная гибкость, включая

умение приспосабливаться к сильным мира сего, обстоятельствам и, конечно же,

неимоверная воля и мужество!

Василию Александровичу приходилось учитывать идеологические руководящие

установки, отвечать на нападки ретроградов от педагогики, малообразованных,

но активных защитников «чистоты» советской педагогики, теории

коммунистического воспитания, в рамки которой не всегда укладывались его

мысли и дела. Все это дополнялось бесконечными изнуряющими разговорами с

издателями и редакторами, объяснениями, убеждениями и т.д.

Автобиография Сухомлинского Василия Александровича

Родился 15 августа 1918 года в семье крестьянина-бедняка в селе Омельник

Онуфриевского района Кировоградской области. Отец до революции земли не имел,

работал у помещиков батраком. После революции родители получили 4 десятины

земли и занимались сельским хозяйством, поступили в колхоз в 1929 году.

Окончив в 1932 году семилетнюю школу, я поступил на подготовительные курсы

при Кременчугском педагогическом институте, после окончания которых был

зачислен на 1-й курс факультета языка и литературы этого института. После

окончания 2 курса я оставил учебу в институте в связи с болезнью; начал с 15

августа 1935 года работать учителем украинского языка и литературы

Васильевской 7-летней школы Онуфриевского района. Работая, продолжал учиться

заочно в Полтавском пединституте, куда был переведен (на) факультет языка и

литературы из Кременчугского пединститута. 15 ав­густа 1938 года был

переведен в Онуфриевскую среднюю школу учителем языка и литературы в 8—10

классах и завучем, где работал до 17 июля 1941 года. Во время работы в

Онуфриевской средней школе окончил заочно Полтавский педагогический институт.

С 17 июля 1941 года до 17 июня 1942 года служил в Советской Армии (политруком

роты 1241 стр. полка). В феврале 1942 года был тяжело ранен и до 17 июня 1942

года находился на излечении в госпитале. С 17 июня 1942 года по 29 марта 1944

года работал директором Увинской средней школы Удмуртской АССР. В феврале

1943 года был принят в члены КПСС. С 1 апреля 1944 года по 1 ноября 1947 года

работал заведующим Онуфриевским райОНО; по моей просьбе был переведен

директором Павлышской средней школы того же района, где работаю с 1 ноября

1947 г. по настоящее время В Павлышской школе я продолжал вести научную

работу по педагогике, начатую еще до войны. В 1955 г. мне была присуждена

ученая степень кандидата педагогических наук. В сентябре 1957 года был избран

членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР. В мае 1958 года

Указом Президиума Верховного Совета УССР мне было присвоено почетное звание

Заслуженного учителя школы УССР. Имею 312 научных трудов по педагогике.

По семейному положению — женат; жена работает учительницей Павлышской СШ.

Имею детей — 1945 и 1946 г. рождения, они в настоящее время учатся в вузах.

Мои два брата и сестра работают педагогами. Отец умер в 1942 году во время

эвакуации в г.Наманган Узбекской ССР. Мать — пенсионерка, живет в Омельнике

Онуфриевского района Кировоградской области. 3 декабря 1967 года.

Сухие, официальные строки, констатирующие факты биографии, достаточно

типичной для представителя поколения 30-х годов. А что за ними? Детские годы

Сухомлинского совпали с гражданской войной. Время лишений, разрухи, людской

вражды и ненависти. Едва отгремела война, началась коллективизация. Особенно

тяжело протекала она на Украине. Обезлюдели, вымерли многие села. Болезни,

голод... Далее годы террора против собственного народа, террора, охватившего

практически все слои общества, особенно интеллигенцию. Затем Отечественная

война с фашизмом, война жестокая и кровавая. Василий Александрович вынес ее,

как говорят, «на своих плечах». Он уходит добровольцем на фронт и сразу же

под Смоленском получает первое боевое крещение и первое ранение. В январе

1942 г. младший политрук Сухомлинский, защищая Москву, получает новое тяжелое

ранение и чудом остается жив.

Василий Александрович видел много горя, много ненависти, много человеческого

зла и, возможно, поэтому часто повторял слова Рабиндраната Тагора: «Человек

хуже зверя, когда он зверь». Но тяжелая жизнь не ожесточила душу

Сухомлинского. Он всегда и во всем был доброжелателен и отзывчив, любил

людей, старался пробуждать добрые чувства.

Это сейчас мы читаем только хвалебные оды в адрес Сухомлинского. А тогда все

было иначе. В.А. Сухомлинский сполна испытал на себе гнет, силу и мощь

адептов советской педагогики. Резкая критика в печати со стороны тех, кто

определял политику государства в народном образовании, обвинения в

«отступлении от общепринятых положений передовой советской педагогики», в

«протаскивании идей мещанского индивидуализма», в «проповеди абстрактного

гуманизма...». Все это, конечно, не проходило бесследно.

Василий Александрович слишком рано ушел от нас, сполна отдав детям свое

сердце. Нам же он оставил громадное педагогическое наследие, умные, добрые

книги и немало загадок. Думаю, что прав С.Л. Соловейчик, хорошо знающий

творчество Сухомлинского и много сделавший для популяризации его наследия. Он

пишет:

«Сухомлинский не так прост, как иным кажется при беглом чтении. Это педагог

мирового класса... Он так же загадочен, как и все воспитание» (Первое

сентября. 1993. 28 сент.). Да, много загадок оставил нам Сухомлинский, и я

согласен с М.И. Мухиным: «Наш долг двигаться по пути разгадок того великого и

неординарного, что оставил нам В.А. Сухомлинский».

Каковы истоки педагогической системы В.А. Сухомлинского? Исследователи

подчеркивают огромное влияние на него идей великого французского просветителя

XVIII в. Жан Жака Руссо, что истинное воспитание — это идеальная гармония

взаимоотношений учителя и ученика, в едином порыве стремящихся к познанию

добра и красоты.

Несомненно, глубокое влияние на формирование взглядов В.А. Сухомлинского

оказали и такие выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, как Песталоцци,

Дистервец, Оуэн, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. Сухомлинский обладал

удивительной способностью, впитывая идеи предшественников, перерабатывать

этот огромный опыт с позиций гуманизма, не на йоту не отступая от

гуманистических принципов. Так, Василий Александрович активно и

бескомпромиссно выступал против наказаний в школе: «Я не из пальца высосал ту

истину, что наших советских детей можно воспитывать только добром, только

лаской, без наказаний...», «Сколько я буду жить, столько буду проверять в

своей школе правдивость истины, в которую я искренне и глубоко верю: человека

можно воспитывать только добром» (Юность. 1972. № 4).

И в педагогической теории, и в повседневной практике он отстаивал центральное

определяющее положение, своей педагогики, своей жизни: гуманное общество

могут построить только гуманные, добрые, мудрые люди, а воспитать таких людей

могут только вдумчивые, умные учителя, владеющие идеями и методами гуманной

педагогики.

В.А. Сухомлинский любил творчество Федора Михайловича Достоевского и часто

обращался к нему. В философии Ф.М. Достоевского его привлекало отношение к

человеку как к высшей ценности. В.А. Сухомлинский постоянно культивировал у

своих учеников способность к сочувствию, состраданию. И это у него от Ф.М.

Достоевского.

Вот что писал он своей дочери:

«...Когда я рассказываю ребятам о его произведениях, мои мысли заняты не

столько самим содержанием романа, сколько тем, как его воспримут

воспитанники, что они будут думать о себе... Эта мысль не выходит у меня из

головы и при подготовке к уроку, и на самом уроке. Я все время думаю, как

пробудить в сознании учеников гражданские мысли: что же такое истинный

человек? Что такое честь, совесть, достоинство? Что обо мне думают люди? Для

чего я живу на свете? Изучение произведений Достоевского важно не столько для

того, чтобы ученики могли бойко рассказать содержание изученного, сколько

именно для того, чтобы в их сознании возникли подобные вопросы. Без этого нет

самовоспитания, а значит, немыслимо и гражданское воспитание...» (Избр.

произв. Т.5. С. 397— 398).

Огромное влияние на становление и развитие педагогических взглядов В.А.

Сухомлинского оказали творчество и жизненный подвиг Я. Корчака, с работами

которого («Как любить ребенка», «Когда я снова стану маленьким») он

ознакомился еще до войны.

В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский писал:

«...Януш Корчак, человек необыкновенной нравственной красоты, писал в книге

«Когда я снова стану маленьким», что никто не знает, больше ли получает

школьник, когда смотрит на доску, чем когда непреоборимая сила (сила солнца,

поворачивающая голову подсолнечника) заставляет его взглянуть в окно. Что

полезнее, важнее для него в тот миг — логический мир, зажатый в черной

классной доске, или мир, плывущий за стеклами? Не насилуйте душу человека,

внимательно приглядывайтесь к законам естественного развития каждого ребенка,

к его особенностям, стремлениям, потребностям.

Мне запомнились на всю жизнь эти слова из маленькой книжечки в серой обложке на

польском языке. Когда я вскоре после войны узнал о героическом подвиге Януша

Корчака, его слова стали для меня заветом на всю жизнь. Януш Корчак был

воспитателем сиротского дома в варшавском гетто. Гитлеровцы обрекли несчастных

детей на гибель в печах Треблинки. Когда Янушу Корчаку предложили выбрать жизнь

без детей или смерть вместе с детьми, он без колебаний и сомнений выбрал

смерть. «Господин Гольдшмидт, — сказал ему гестаповец, — мы знаем вас как

хорошего врача, вам не обязательно идти в Треблинку». — «Я не торгую совестью»,

— ответил Януш Корчак. Герой пошел на смерть вместе с ребятами, успокаивал их,

заботясь, чтобы в сердца малышей не проник ужас ожидания смерти. Жизнь Януша

Корчака, его подвиг изумительной нравственной силы и чистоты явились для меня

вдохновением. Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им

свое сердце». Сухомлинский В.А. Избр. произв.: В 5 т. Киев, 1979—1980.

— Т. 3. - С. 14—15).

Читая Сухомлинского, задумываясь над истоками его педагогического творчества,

невольно задаешь себе вопрос: что же главное, определяющее в его педагогике,

какова движущая сила его творчества. Этим главным и определяющим была ЛЮБОВЬ

к ребенку.

Этот вывод наводит на мысль о глубоких христианских истоках творчества В.А.

Сухомлинского, о его внутренней вере в истинно христианскую любовь к

ближнему, истинно христианское всепрощение. В Евангелие от Матфея (22:36—40)

мы читаем:

«Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «Возлюби

Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением

твоим»: Сия есть первая и наибольшая заповедь; Вторая же подобна ей: «Возлюби

ближнего твоего, как самого себя»; На сих двух заповедях утверждается весь

закон и пророки».

Так и в педагогике Сухомлинского. Возлюби ребенка — бесспорно, величайшее и

определяющее положение его педагогической концепции, ключ к пониманию всех

его педагогических размышлений и экспериментов.

«Что самое главное было в моей жизни?» — спрашивал Василий Александрович себя

в предисловии к книге «Сердце отдаю детям». Без раздумий отвечал: любовь к

детям. Не случайно ведь и книга названа «Сердце отдаю детям». Эта заповедь —

отличительный признак гуманистической педагогики. Именно величайшая

гуманистичность педагогики В.А. Сухомлинского привлекла к нему не слабеющий

интерес во всем мире. Его работы изданы на английском, немецком, французском,

польском, испанском, японском и многих других языках. Российские педагоги,

Российская академия образования вправе гордиться В.А. Сухомлинским, членом

которой он состоял.

Вся деятельность В.А. Сухомлинского протекала в педагогическом пространстве,

состоящем как бы из двух миров — из мира социалистической педагогической

обыденщины (сильных мира сего, в том числе деятелей в области образования,

педагогики, издательского дела) и собственно мира образования — школы, детей.

И если с первым миром поневоле приходилось сотрудничать, если в первом мире,

где процветали не самые человечные отношения, не грех было и слукавить, чтобы

выстоять для продолжения работы, развития своих идей или просто выжить, то во

втором мире кривить душой, а тем более лукавить было нельзя. В этом втором

мире Сухомлинский по-настоящему жил, этому второму миру он был открыт

полностью, ему он был беспредельно предан. Этому второму миру он без остатка

отдал свое сердце. И он добился признания и небывалого для педагога почета —

Звезда Героя Социалистического Труда, два ордена Ленина, медали К.Д.

Ушинского и А.С. Макаренко, Государственная премия УССР и др Власть

стремилась кнутом и пряником вогнать Учителя в привычный ряд пропагандистов

идей марксизма-ленинизма.

Вот как характеризуется деятельность Сухомлинского в 25-м томе третьего

издания БСЭ (1976): «Разрабатывал вопросы теории и методики коммунистического

воспитания в школьном и семейном коллективах, всестороннего развития личности

учащихся, педагогического мастерства, а также пропагандировал идеи советской

гуманистической педагогики».

В предисловии редакционной коллегии к наиболее полному пятитомному собранию

его избранных произведений эта мысль ужесточается. На поставленный самими

авторами предисловия вопрос:

«Что же было главным в теоретической и практической деятельности выдающегося

педагога?» — дается такой ответ: «Основное, самое важное заключение в том, что

В.А. Сухомлинский был талантливым пропагандистом идей марксистско-ленинской

педагогики». (Сухомлинский В.А. Избр. произв.: В 5 т. — Киев,

1979—1980. Т. 1. - С. 20).

Учителю-фронтовику из далекого украинского села только за это было позволено

иногда высказывать крамольные мысли, заботиться о духовном мире детей, сеять

в их душах вечное, доброе, человечное, осуществлять глубокий индивидуальный

подход в условиях всеобщего единства (а на самом деле одинаковости) школы,

однообразия содержания, средств и методов обучения.

Осознавал ли сам Сухомлинский двойственность своего состояния, поведения и

творчества. Возможно, длительная практика нелегкой борьбы и жизни, проб и

ошибок выработала в нем неосознаваемые защитные механизмы мышления и

деятельности. Но на каком-то этапе своей жизни Василий Александрович не

только почувствовал эту двойственность, но и сознательно действовал

определенным образом во имя недопущения постороннего, чиновничьего

вмешательства в мир, в котором он жил, во имя которого творил. И он победил.

Он, один из немногих теоретиков и практиков образования, не только сохранил,

уберег, но и развил гуманистическую традицию в педагогике, передал ее

педагогам новых поколений.

С какой надеждой ожидал Василий Александрович социальных и политических

перемен в нашей стране, надеясь, что можно будет открыто «во всеуслышание»

сказать правду о системе образования, педагогической науке, о тех, кто

руководит ею, о школе будущего. К сожалению, Василий Александрович не дожил

до этого времени. Только сейчас в России создаются предпосылки для расцвета

истинно прогрессивной гуманистической педагогики, истинно гуманного

образования. И именно сейчас мы снова и снова обращаемся к наследию

Сухомлинского.

В России всегда были борцы разного типа. Одни активно и открыто выступали

против правящей государственной идеологии и ее влияния на общество. Они

становились диссидентами. Таких людей отлучали от дел, высылали, заключали в

тюрьмы, лагеря и психиатрические больницы. О них писали в подпольной печати,

сообщали «голоса». Однако влияние их на умы и души людей было ограниченным.

Но были борцы и другого рода. Найдя приемлемую для себя и, главное, для

системы форму изложения, они проповедовали идеи, пробуждающие человеческое в

человеке, низвергающие принципы тоталитарной идеологии.

Влияние этих деятелей культуры и науки на людей было огромно, их вклад в

борьбу с тоталитаризмом был не менее весом и существенно более эффективен.

Думаю, что к борцам второго типа можно отнести и В.А. Сухомлинского

Гражданская позиция Сухомлинского, как, впрочем, и все его педагогические

взгляды и творчество, не оставались неизменными.

Они существенным образом менялись по мере проникновения в сущность

гуманистических идей, по мере роста его популярности и авторитета в научно-

педагогическом обществе по мере расширения его известности в обществе.

Постепенно Василий Александрович отказывается от камуфляжа с помощью

искусственно притянутых цитат, ссылок на авторитет политических деятелей и

все более открыто и последовательно исповедует идеи гуманистической

педагогики. Это особенно проявляется в работе последних лет его жизни «Как

воспитать настоящего человека», «Рождение гражданина», последних статьях,

письмах коллегам и друзьям. По своей сути Василий Александрович всегда был

последовательным борцом против тоталитарной педагогики, стремящейся

воспитывать послушных бессловесных «винтиков» тоталитарного государства. Он

постоянно подчеркивал, что попытки руководить «приказом, требованием

беспрекословного подчинения, организованной зависимостью не только обречены

на провал, но и представляют собой источник лицемерия и двоедушия». «Там, где

на таком фундаменте, — писал Василий Александрович, — пытаются строить

коллектив, процветает ябедничество, наушничанье, обман» (Народное

образование. 1967. № 2. С. 42).

В сказках, новеллах, рассказах В.А. Сухомлинского ощущается внутренняя

напряженная борьба за человеческое в человеке, противостояние угрозе

дегуманизации человека. Все его педагогическое и художественное творчество

как бы противостоит технократическому вызову, формирующему своеобразное

мировоззрение, существенной чертой которого является примат средств над

целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и

реальностями современного мира, техники над человеком и его ценностями. Он

всем своим творчеством как бы противопоставляет технократическому вызову

гуманистическую ориентацию, объявляющую человека высшей ценностью на земле.

Средствами педагогики он пытался решать глобальные проблемы: Человек и мир,

Человек и природа, Человек и общество, Человек и человек. Все его книги

объединяют вера в общечеловеческие ценности и неповторимость человеческой

жизни, талантливость и самобытность каждого.

Творчество Сухомлинского многогранно и многоаспектно. Анализируя его, следует

рассматривать различные грани таланта Василия Александровича — вдумчивого

педагога-практика, творчески мыслящего воспитателя; глубокого, основательного

ученого в области педагогики, высокообразованного человека, непревзойденного

мечтателя и архитектора школы будущего.

И удивительно, в его педагогические построения, теоретические модели веришь

больше, чем в иные «научно обоснованные» и «экспериментально проверенные»

педагогические диссертации, потоком проходящие через диссертационные советы и

высшие аттестационные комиссии и комитеты. Еще более удивительно то, что

многие педагогические воззрения Сухомлинского сбываются в условиях

демократизации образования. Гуманистические идеи Сухомлинского неотвратимо

проникают в школу.

Воспользовавшись результатами исследований М.И. Мухина (см. Гуманизм

педагогики В.А. Сухомлинского. М., 1994), изложим концептуальные положения и

основополагающие принципы педагогической системы В.А. Сухомлинского,

определяющие гуманизм его педагогики.

Как подлинный гуманист Василий Александрович прекрасно понимал и постоянно

отстаивал значимость всесторонности и гармоничности в развитии личности как

целостном и системном образовании.

Определяющее значение придает В.А. Сухомлинский системообразующему фактору —

нацеленность всей учебно-воспитательной работы на формирование у школьников

высоких нравственных качеств. Центральный стержень, без которого немыслима

гармоничная, всесторонне развитая личность, по убеждению педагога, — это

человечность в человеке. Именно к этому стержню привязывает он все, что

приобретается ребенком в жизни вообще и в школе в частности. «Без нравственной

чистоты теряет смысл все — образование, духовное богатство, трудовое

мастерство, физическое совершенство» (Сухомлинский В.А. Этюды о

коммунистическом воспитании // Народное образование. 1967. №2. С. 39). При этом

Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что средоточием нравственности является

долг. Поэтому одним из оснований его педагогики является идея нравственного

долга: человека перед человеком, обществом, Отечеством; отца и матери перед

своими детьми и детей перед родителями; отдельной личности перед коллективом и

перед высшими нравственными принципами.

Ведущую роль в воспитании всесторонне развитой личности В.А. Сухомлинский

придает необходимости превращения образования в важнейшую жизненную ценность.

Его постоянно тревожили социальная деформированность общества, недооценка

роли интеллигенции в общественном развитии, снижение уровня образования при

переходе ко всеобщему обязательному среднему образованию, слабость кадрового

и методического обеспечения школы, недостаточность материальных вложений в

образование. В связи с этим павлышский педагог в своей системе воспитания

всесторонне развитой личности постоянно работал над формированием у

школьников неутолимой любознательности, стремления к практической готовности

к образованию и самообразованию. - Неоднократно в своих работах В.А.

Сухомлинский обсуждает проблему воспитания у детей правильного гармоничного

взаимоотношения материальных и духовных потребностей, культуры желаний,

раскрывает пути формирования психологической готовности к труду. Важное

значение имеет актуальная мысль о том, что «истинная... связь труда и знаний

заключается в том, что культура мысли воспитывает культуру взаимодействия

человека с природой» (Избр. про-изв.: В 5 т. Киев, 1979-1980. - Т. 1. - С.

87).

В докторском докладе В.А. Сухомлинского в связи с проблемой воспитания

всесторонне развитой личности получает раскрытие тема необходимости

формирования педагогической культуры семьи», основным методом формирования

которой он считает «проведение этических бесед, посвященных высокой миссии

матери и отца. Это беседы о любви и дружбе, браке, деторождении, воспитании

детей» (Там же. С. 95). Педагог, очевидно, впервые в отечественной педагогике

обсуждает проблему воспитания моральной зрелости как неотъемлемой

составляющей воспитания всесторонне развитой личности интегрального личного

качества. В это понятие автор включает гражданственность, идейную стойкость,

верность убеждениям, готовность их отстаивать, зрелость мысли.

Каждый новый день отделяет нас от того времени, в котором жил и творил В.А.

Сухомлинский, но, как это всегда бывает, мысли и дела истинно великих людей

со временем не только не устаревают, не только не отдаляются, но становятся

все ближе, нужнее новым поколениям. Так и гуманистическая педагогика Василия

Александровича Сухомлинского продолжает активно воплощаться и развиваться в

жизни современной российской школы. И этот процесс необратим.

2.В.А.Сухомлинский о развитии самосознания школьников

Решение глобальных проблем конца второго начала третьего тысячелетий педагоги

многих стран связывают с гуманистической педагогикой В.А.Сухомлинского,

краеугольным камнем которой является любовь и уважение, доброта и чуткость,

доверие и бережное отношение, неподдельная человечность и разумная

требовательность к ребенку. На этих основах, по убеждению Василия

Александровича, должна строиться жизнь школы, основываться отношения учителя

и ученика.

Путь от самопознания к самосознанию как способ «творить» в себе личность

Многие склонны считать вопрос о природе и сущности, содержании и основных

формах проявления самосознания, условиях, путях и средствах его развития лишь

проблемой философов и психологов. Однако, как правильно заметил профессор

А.А.Шнирман, прежде чем возникнуть как проблема философии и психологии,

проблема самосознания уже стояла как проблема этическая, как проблема

социальная и историческая. Не в меньшей мере, эта проблема педагогическая,

но, к сожалению, мало разработанная. И в этой связи трудно не согласиться,

что «формирование культуры самосознания сегодня не роскошь, предназначенная

для избранной философской элиты общества, а общая социальная, даже шире

общечеловеческая задача» (Чудновский B.C., Кржечковский А.Ю., Можейко А.А.

Самосознание подростков с гармоничным и отклоняющимся поведением. -

Ставрополь, 1993, -С. 3), ибо развитие самосознания -это один из кардинальных

вопросов проблемы становления личности вообще. О степени ее зрелости можно с

наибольшей точностью судить по уровню самосознания. Здесь наша точка зрения

полностью совпадает с позицией И.И.Чесноковой, в частности, утверждающей: «В

том, как личность представляет свое «Я», отражается мера ее осознания себя и

уровень зрелости личности в целом». (Чеснокова И.И. Проблема самосознания в

психологии. -М., 1977, -С. 4).

Среди важнейших вопросов культуры самосознания личности одним из наиболее

актуальных является вопрос об условиях, путях и методах его формирования у

взрослеющей личности, то есть вопрос: при каких условиях и с помощью каких

средств она, используя свои познавательные и другие возможности, постепенно

приходит к осознанию своих действий и поступков, своих физических и духовных

сил, своего отношения к внешнему миру, к окружающим и самой себе. Памятуя об

этом, мы поставили цель выяснить, как он решался в педагогической практике

В.А.Сухомлинского.

Научить взрослеющую личность относится к себе как к человеку значит раскрыть

одно из таинств мастерства воспитания. Постигая это таинство, павлышский

педагог опирался на весьма удачное положение К. Маркса, суть которого

заключена в следующих словах: «Я есмь Я, то есть человек сначала смотрится,

как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу, как к себе

подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку».

Силой же, способной побудить школьника взглянуть на самого себя, а затем и

управлять самим собой с чего собственно и начинается настоящее воспитание -

является учитель (в самом широком смысле). Ибо не секрет, что ребенок еще до

того, как сделает первый шаг по земле, начинает сравнивать себя с теми, кто

его окружает, предъявляя к нему свои требования. Исходя из этого, подчеркивал

Сухомлинский, учитель должен быть для своих воспитанников, по выражению

Тараса Шевченко, «апостолом правды и науки», в нем должно быть «гармоническое

единство идеалов, ...убеждений, взглядов, увлечений, вкусов, симпатий и

антипатий, морально-этических принципов в словах и поступках»(Сухомлинский

В.А. Избр. произведения в 5 т. Т.1. С.620).

Самосознание является продуктом а) развития, б) воспитания и в) обучения в

определенных условиях и временных рамках.

Сухомлинский подчеркивал: чтобы влияние школы было результативным (достигало

поставленной цели), надо учитывать ряд обстоятельств его обуславливающих. И

среди них одним из главных он назвал реализацию принципа, провозглашающего

Человека высшей ценностью. Это означает, что школа должна раскрыть буквально

перед каждым учеником «ту сферу творчества, в которой полностью расцветут его

силы и способности, в которой он почувствует полноту счастья творения,

счастья материализации своих способностей, счастья видения самого себя в

результатах своего труда». Это в свою очередь достижимо при условии

исключительного внимания и заботливого отношения к человеческой

индивидуальности. В данной связи следует учитывать и тот факт, что не каждый

воспитанник обладает теоретическим мышлением и может стать математиком или

физиком, филологом или историком. Но каждый воспитанник -это Человек. И в

нем, как в тысячегранном алмазе, обязательно есть та грань, в которой

«прячется источник счастья творения». Задача учителя своевременно заметить ее

и, гармонизировав свои усилия с усилиями ученика, тонкими и умелыми

действиями помочь ей засверкать.

Замечено, что дети по природе своей -оптимисты. Характерным для них является

мировосприятие светлое, солнечное, жизнерадостное. Оптимизм для детей то же

самое, что игра красок для радуги. Как без игры красок нет радуги, так и нет

детства без оптимизма. И это постоянно учитывал Сухомлинский, решая проблему

развития самосознания детей. Ученый в своих изысканиях исходил также из того,

что самосознание как процесс проходит ряд этапов: от самопознания к оценке и

самооценке, а от последней к самовоспитанию, самовыражению, и далее к

регуляции собственного поведения, поступков, действий. При этом педагог

заметил, что результативность указанного процесса во многом предопределяет

его первый этап -развитие самопознания детей.

Богатый опыт убедил Сухомлинского, что настоящим человек становится лишь

«когда он научается пристально всматриваться не только в окружающий мир, но и

в самого себя, когда он стремиться познать не только вещи и явления вокруг

себя, но и свой внутренний мир, когда силы его души направлены на то, чтобы

сделать себя лучше, совершеннее» (Сухомлинский В.А. Избранные произведения. В

5 т. Т.5. С.22). В то же время повседневная школьная практика показывает,

что, несмотря на то, что ученик многое познает и знает, он вместе с тем

практически не познает и не знает себя.

Решая проблему развития самосознания школьников, ученый исходил из важнейшего

концептуального положения: «настоящее воспитание образованных людей

невозможно без познания человека»(Сухомлинский В.А. Избранные произведения. В

5 т.Т.1.С.511). Будучи убежденным в том, что познание человека -это основа

жизни коллектива и личности, павлышский педагог выстраивал учебно-

воспитательный процесс таким образом, чтобы его воспитанники на уроках и

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ