Рефераты

Курсовая: Развитие эмоций младших школьников

задерживают дыхание под водой, не уступают никому в драке, в ссоре, считая

что таким образом они самоутверждаются и воспитывают себя. Поэтому в

формировании личности подростка учитель должен опиратся на чрезвычайно

характерное для подростка эмоционально окрашенное стремление подростка

активно учавствовать в жизни коллектива, быть замеченным, общественно

значимым. Нередко влечение подростков выражается в том, что они организуют

уличные, дворовые компании. Большая часть этих групп представляют собой

устойчивые образования, которыми руководят более старшие ребята, юноши.

Не всегда такие компании носят отрицательный характер, но взрослым

необходимо присмотрется к ним, пронаблюдать и постаратся вовлечь их в сферу

влияния общественных организаций.

Непосредственно в этих компаниях происходит адаптация личности подростка

и его становление статус-кво. В литературе неоднократно отмечалась

функция эмоций как адаптивного механизма. Прежде всего их связь с

потребностями. "Потребности чаще всего указываются в качестве тех

факторов, которые лежат в основе выполняемых эмоциями функций, оценки и

побуждения". [1; 101]

В концепции Эльконина подростковый возраст как всякий новый период

связан с новообразованиями, которые возникают как следствие ведущей

деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит

поворот от направленности на мир к направленности на самого себя. По

Эльконину решение вопроса "что я такое" может быть найдено путем

столкновения с действительностью:

1- Вновь возникают трудности от общения со взрослыми. Это проявляется в

неготивизме, упрямстве, пропасках в школе, т.к. главное сейчас воспитывает

улица.

2- Детские компании. В этом возрасте возникают поиски друга, который может

тебя понять.

3- Некоторые начинают вести дневники, где подросток выражает свои мысли,

интимные переживания, сомнения, наблюдения.

В этот период происходит процесс полового созревания. Эльконин подчеркивает,

что в результате развития учебной деятельности возникает самоизменение

которое подкрепляется физическими изменениями. Подросток приходит к

заключению, что между ним и взрослым нет никакой разницы. У него возникает

потребность в признании его взрослости окружающими. Общение со своими

сверстниками- ведущий тип деятельности в этом возрасте. [ ; стр. 77]

Рубинштейн С.Л. подчеркивает, что в эмоции представлено целостное

отношение человека к миру и соответствие его поведения (или того что с ним

происходит) его потребностям. На связи эмоций с потребностями основано

понятие "эмоциональной коррекции",... " при посред2стве которой

направленность и ддинамика деятельности ребенка приводятся в

соответствии с имеющимися у него поооотребностями и интересами."[2; 29]

В. Геимен выделяет три основные функции эмоций:

1. Обеспечение выживания индивида и группы.

2. Указание на недостаточно эффективное функционирование человека.

3. Указание на жизненные смыслы- как индивидуальные так и групповые. [12]

С адаптивной функцией эмоций тесно связана их побуждающая функция.

С.Л.Рубинштейн "... Эмоции или потребности переживаемые в форме эмоций,

являются вместе с тем побуждениями к деятельности". [4; 154]

К. Изард в своей теории дифференциальных эмоций выдвигает положение о

том, что имоции образуют основную мотивационную систему человека.

Аналогичных взглядов на мотивирующую функцию эмоций придерживается Дж.

Сингер. Р. Бак указывает, что "мотивация и эмоция - это две стороны одного и

того же процесса- первичных мотивационно- эмоциональных систем". [9; 280]

Дж. Вейнрих определяет эмоции как результат сознательного или

бессознательного принятия решения. [20]

В раде подходов (в частности в теориях Я) эмоции прямо отождествляются с

ядром личности. Так, К. Изард пишет, что "... аффекты, в частности эмоции,

являются основными организующими и контролирующими силами в сознании,

самоосознании и в Я- концепции". [3; 134]

Эмоции предполагают в своем развитии вербальные и невербальные средства

обучения. Прежде всего, в нечале существовали и существуют невербальные

средства развития эмоций, которые предполагают спонтанное их развитие.

Спонтанное развитие эмоций возникает на ранних периодах развития человека,

т.е. вместе с рефлекторной деятельностью. После того как у ребенка проходит

период чисто рефлекторной деятельности по потребностям (сосательный

рефлекс, рефлекс присутствия, рефлекс общения с матерью), начинается

развитие эмоционального отношения к действительности. Ребенок начинает

чувствовать комфортные или дискомфортные состояния, что вызывает у него

положительные или отрицательные эмоции, направленные на его потребности. Он

может испытывать страх, когда он чувствует себя незащищенным, голод,

дискомфорт и это вызывает у него опредеоенные эмоции, которые он выражает

определенным образом- криком, плачем.

В более старшем возрасте ребенок испытывая эти эмоции, пытаясь привлечь к

себе внимание, начинает реагироватьна голос человека. Когда мать или близкий

к нему человек начинает разговаривать с ним спокойным голосом, обнаруживает

эффект присутствия и шлет ему настрой на хороший эмоциональный фон, ребенок

начинает реагировать на вербальные методы воспитания эмоций, т.е.

сначала он слышит голос и реагирует на его интонации, на эмоциональное

отношение взрослого человека к нему, затем он начинает понимать отдельные

слова, направленные лично к нему и в соответствии с этими словами

начинает реагировать эмоционально.

Развитие познавательных функций и интеллекта предполагает развитие и в

эмоциональной сфере. Так младший подросток решает интеллектуальные задачи

легче и быстрее чем ребенок младшего школьного возраста. Изучение

качественных сдвигов в развитии интеллекта связывают с именем и работами Ж.

Пиаки. Младший подростковый возраст он выделяет от 10-11 до 13-14 лет.

Он характеризует этот возраст периодом рождения гипотетико-дедуктивного

мышления, способности абстрагировать понятия от действительности и делать

предметом анализа собственную мысль. Здесь выступают на 1-е место вербальные

методы. Многие современные ученые П.Я. Гальперин, В.В. Давыдова и др.

показали, что при соответствующем обучении используя вербальные методы уже

в 10-11 лет ребенок способен решать абстрактные алгебраические задачи. Пиаже

предполагает уже в этом возрасте стадию "решения проблемм", а современные

исследования добавляют следующую стадию "находить и ставить проблеммы".

Широта интеллеклуальных интересов подростков часто сочетается с

разбросанностью, отсутсвием системы и метода, многие из детей склонны

преучеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей. В

этом возрасте появляется немалое количество скучающих учеников, которым учеба

кажется прозаичной по сравнению с воображаемой "подлинной жизнью". Поэтому

они начинают искать такие компани, где им было бы интересно. В большинсиве

своем они выбирают сообщество по интересам, где у них имеются свои

кумиры, "учителя", т.е. объект для подражания. Вот здась как раз развитие

положительных и отрицательных эмоций с опорой на вербальные методы воспитания

и обучения и дают разные результаты. Отчасти это лбъясняется

рутинностью и монотонностью учебного процесса в школе, не дающего простора

индивидуальным способностям и инициативе учащихся. Кроме того по ряду

обьективных и необьективных причин ребята не могут освоить учебную программу

и просто отсиживают формально уроки.

Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей.

Неумение младшего подростка сосредотачиватся, переключатся- одна из главных

причин плохой успеваемости и некоторых эмоциональных проблемм, таких как

пьянство, наркомания, безудержная погоня за удовольствиями. Сталкивая

личность со множеством противоречивых жизненных ситуаций переходный возраст

стимулирует и актуализирует ее творческие потенции.

“Творческая активность предполагает умение освободится из под власти

обыденных представлений, а сдругой стороны умение себя дисциплинировать. В

этом возрасте подростки на более высоком осознанном уровне выбирают себе

увлечения (занятия танцами, музыкой,

спортом), проявляя тем самым больше импульсивности чем взрослые люди со

сложившимися привычными интересами, поэтому здесь проявляется

эксцентричность и неожиданность на реакцию со стороны взрослого

человека...”. [ ; стр. 64] Исскуство учителя состоит в частности в том,

чтобы распознать сферу творческой направленности ребенка и развитие

ее в желательном направлении.

Главное психологическое приобретение младшего подростка это открытие

своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью

является внешний мир куда он проэцирует свою фантазию. Сознавая свои ошибки,

поступки он еще не до конца осознает свои психические состояния. Если он

сердится, то обьясняет это тем, что кто-то его обидел, если радуется то для

этого тоже есть какие то причины. Он обретает способность погружатся в

себя, свои переживания и начинает осмысливать свои эмоции не как

производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего

собственного "Я". Открытие своего внутреннего мира- радостное и

волнующее событие. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости

это "Я" нередко переживается как смутное беспокойство, состояние

внутренней пустоты которую необходимо чем то заполнить. Отсюда растет

потребность в общении и одновременно повышается его избирательность. Так

многие подростки находят среду сверстников или взрослых людей где бы они

чувствовали себя нужными и где им было бы интересно. Для него из всех

измерений времени самым важным является настоящее "сейчас". И для подростка

важно то, как оценивается его личность в настоящее время. В своих

увлечениях он выбирает ту деятельность, где можно достигнуть

определенных результатов, где можно быть отмеченным в числе лидеров.

Мальчики обычно выбирают занятия спортом, где как им кажется можно

проявить мужественность, силу, ловкость. Девочки выбирают более

привлекательные по своей красивости со множеством атрибутов такие виды

как бальные танцы, увлечение театром где они могли бы

самоутвердится. В связи с целенаправленными занятиями они испытывают глубокие

эстетические эмоции. Некоторые увлекаются в этот период рисованием, музыкой,

пытаются писать стихи. Таким образом отыскивают в себе самом задатки

исключительности (см приложение прим. №1, №2).

Младший подрастковый возраст является переходным. О нем говорят как о

периоде повышенной эмоциональности, возбудимости, частой смены настроения.

Физиологи обьясняют эту психическую неуравновешенность и характерные для нее

смены настроения от депресии к экзальтации и в обратном порядке, ослабление

всех видов условного торможения. Однако

эмоциональные реакции и поведение подростков не могут быть обьяснены

лишь сдвигом гормонального порядка. Они зависят также от социальных

факторов и условий воспитения. Психологические трудности взросления,

противоречивость уровня притязаний и образа "Я" нередко приводят к тому,

что эмоциональная напряженность типичная для младшего подростка захватывает

и некоторые последующие годы.

Половое созревание.

Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в резком

возмужании организма, внезапном увеличении роста и развития вторичных

сексуальных признаков (появление усов, бороды, развитие грудных желез и

т.д.). У девочек этот процесс начинается примерно на 2 года раньше и длится

в течении несколько более короткого периода (3-4 года, а не 4-5 лет).

Выработка андрогенов (половых мужских гормонов) возрастает у всех детей в

период от 8 до 10 лет. Однако пик интенсивности выработки этих гормонов

приходится на подростковый возраст. Причем это более значительно выраженно у

мальчиков. Соответственно подростковый возраст считается периодом выраженного

увеличения желаний либидо, особенно у мальчиков. Среди них одним из наиболее

загадочных явлений является тот факт, согласно которому дети раньше

других достигшие половой зрелости имеют и более высокий уровень

интеллектуального развития. Мальчики раньше достигнувшие половой зрелости

имеют и личные особенности эмоционального развития. Они более популярны,

более добродушны и более уравновешенные ребята. Форма проявления

сексуальных желаний в подростковом возрасте зависит от социально-

культурных и семейных обстоятельств и ограничений. В этот период

происходит начало времени назначения свиданий и 1-х поцелуев. Сексуальные

установки также различны. Девочки ищут более романтичные отношения, а

мальчиков гораздо больше привлекают сексуальные приключения.

2. Трудности и отклонения в эмоциональном развитии младшего подросткового

возраста.

По мнению ведущих ученых по психиатрии А.Е. Личко младший подростковый

возраст представляет собой критический период для возникновения психопатий.

“В переходном возрасте дети чаще чем когда бы то небыло, становятся жертвами

так называемого синдрома дисморфомании (страх или бред физического

недостатка). Поскольку наружность важный элемент самоосознания, то учителям и

родителям нужно знать какие аспекты чаще всего вызывают у ребят беспокойство.

Это во первых кожа, которая вызывает у них неприятные эмоции в связи с

появлением различных подрастковых деффектов на ней...”. [ ; стр. 123]

Особенно мальчиков занимает проблеммы роста, проблеммы избыточного веса.

Девочки в этом возрасте преувеличивают свои обьемы и в связи с этим прибегают

к “фантастическим” вредным диетам. Некоторых неустраивают свои черты лица и

они прибегают к разным маскировкам, например закрывают что-то рукой,

отворачиваются. Подростки начинают следить за своей внешностью. Проводят

много времени перед зеркалом, уделяют внимание одежде. Причем в большинстве

это делается не из-за самодовольства, а из желания понравится. Как средство

получения подтверждения, что у них все в порядке. На 1-й план выступают

теперь и другие свойства “Я”, т.е. умственные способности, волевые и

моральные эмоции от которых зависит успешность деятельности и отношения с

окружающими. Самооценка здесь выступает как средство психологической защиты.

Желание иметь положительный образ “Я” нередко побуждает подростка

преувеличивать свои достоинства и приуменьшать недостатки.

Чрезвычайно важный компонент самоосознания- это самоуважение. Психологические

тесты и шкалы самоуважения М. Розенберга, С. Куперемита, Р. Симонса, измеряют

устойчивую степень эмоционального положительного отношения индивида к самому

себе. “Самоуважение выражает установку одобрения или неодобрения и указывает

в какой мере индивид считает себя способным, значительным, преуспевающим и

достойным. Короче, самоуважение это личное ценностное суждение выраженное в

установках индивида к себе”. (С, Куперсмит. 1985). Поскольку высокое

самоуважение ассоциируется с положительными, а низкое с отрицательными

эмоциями, мотив самоуважения это личная потребность установок по отношению к

себе. Высокое самоуважение выражается в том, что подросток считает себя не

хуже других, верит в себя и верит в то, что может преодолеть свои недостатки.

Низкое самоуважение напротив предполагает устойчивое чувство неполноценности,

ущербности, что оказывает отрицательное воздействие на эмоциональное

самочувствие и социальное поведение личности. Подростки с пониженным

самоуважением особенно ранимы и эмоционально чувствительны ко всему, что как-

то затрагивает их самооценку. Они болезненнее других реагируют на критику,

смех, порицание. Вследствии этого многим из них свойственна застенчивость,

склонность к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты.

Как ранее мы говорили период младшего подросткового возраста связан с

кризисом полового созревания. В эти годы возникает влечение к

противоположному полу, а именно 1-я влюбленность. И в свете этого аспекта

возникает нарушение эмоционального состояния или поведенческий дискомфорт. В

общении с другими людьми они чувствуют себя неловко, страдают от одиночества

и заранее уверены, что окружающие о них плохого мнения (см. пример №3).

Г. Каплан (1980 г.) на основе 10-летнего исследования пришел к выводу, что

пониженное самоуважение коррелирует едва ли не со всеми видами так

называемого дивиантного поведения: нечестностью, членством в преступных

группах и соваршением правонарушений, наркоманией, алкоголизмом, агрессивным

поведением, попытками суицида и различными психическими расстройствами. Но

неудавлетворенность собой и повышенная самокритичность не всегда

свидетельствуют о пониженном самоуважении. Несовпадение реального и

идеального “Я” вполне естевственное следствие роста самоосознания и

необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания. У интеллектуально

развитых подростков расхождение между идеальным и реальным “Я” значительно

больше чем у ребят со средними способностями.

У более творческих людей это расхождение также отличается повышенным чувством

неудовлетворенности собой. Но в этом случае конфликт разрешается в

деятельности на основе сильного “Я”, которое может ставить себе сложные

задачи. Наоборот типичная черта невротика- слабое “Я”. Невротическая

рефлексия остается на уровне пассивного самоосознания, вплоть до “выключения”

из реального мира. Зная поведение воспитанника, круг его интересов, его

способность преодолевать трудности в достижении поставленных целей, вдумчивый

учитель может оценить к какому из 2-х полюсов тяготеет подросток. И нужно ли

несколько уперить уровень его притязаний или же наоборот- повышать этот

уровень и веру в собственные силы (И.С. Кон “Психология ранней юности”).

В литературе о переходном возрасте часто фигурирует понятие “трудный”

подросток. Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с

какой-то нормой. Проблемное поведение часто называют дивиантным,

отклоняющимся. Дивиантное поведение- это система поступков, отклоняющихся от

общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то норма психического здоровья,

права, культуры или морали. Дивиантное поведение подразделяется на 2 большие

категории. Во-первых это певедение отклоняющееся от нормы психического

здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии или

пограничного с ней состояния. Во-вторых это антисоциальное поведение

нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Кризис

переходного возраста у подростков представляет собой группу повышенного

риска. Сказываются трудности переходного возраста начиная с психогормональных

процессов и заканчивая перестройкой “Я” концепции. Далее пограничность и

неопределенность социального положения и наконец, противоречия обусловленные

перестройкой механизмов социального контроля: детские нормы контроля

основаные на соблюдении внешних норм и послушаний уже не действуют. А

взрослые способы, предполагающие самодисциплину и самоконтроль еще не

сложились или не окрепли. Поэтому возникают определенные трудности в

эмоциональном развитии младшего подростка с которыми приходится сталкиватся

учителям, родителям и окружающим.

Существует понятие психической нормы, при которой наблдается максимальное

приближение субьективных образов к отраженным обьектам действительности.

Эмоциональный он при этом не страдает. Имется адекватные реакции, способность

изменить способ поведения в зависимости от смены жизненых ситуаций,

происходит самоутверждение в коллективе без ущерба для его остальных членов.

При психических заболеваниях в силу патологической деятельности мозга,

нарушается регуляция адекватной действительности поведения человека.

Однако между нормой и болезнью располагаются такие состояния людей, которые

не могут полностью удовлетворить ни критериям нормы, ни понятиям болезни.

Например, поведение человека в период возрастного кризиса нередко резко

отличается от того, как он вел себя в недавнем прошлом и как он будет себя

вести в недалеком будущем. В кризовые моменты жизни способ действий человека

часто характеризуется неадекватностью и неадаптивностью, так как прошлые

формы реагирования и поведения “устарели”, а новые еще не сформировались. Но

в то же время возрастные кризы наблюдаются в относительно кратковременные

периоды жизни у всех людей и болезнью не считаются.

Как уже отмечалось у многих нормальных подростков встречаются умеренные и

переходящие эмоциональные нарушения, которые попросту составляют часть

нормального процесса развития. Они не должны вызывать особенного

беспокойства, (Примеры из практической части № 1, № 6, № 7, № 9) но

обязательно должны контролироватся взрослыми. Эмоциональные расстройства

представляют с одной стороны отклонение от нормы, а с другой стороны приводят

к возникновению нарушений социальных контактов. Склонность к эмоциональным

расстройствам в некоторой степени обуславливается и влиянием генетических

факторов.

Относительно часто, на происхождение эмоциональных расстройств, влияют

быстродействующие стрессогенные влияния окружающей Среды. Причиной тяжелых

эмоциональных расстройств может быть и неуспешность школьного обучения. В

настоящее время группа ученых психологов и психиаторов, глубоко изучая так

называемые трудности подросткового возраста, выявили несколько пограничных

состояний между психической нориой и болезнью, которые заключаются в

психопатиях и акцентуациях личности трудного подростка. А также речь идет и о

задержках психического развития, обусловленных разными причинами. В

зависимости от этиологии психопатий выделяют в основном три группы: 1)

конституционные или “ядерные” психопатии; 2) “органические” психопатии или

психоподобные изменения личности в силу органического поражения головного

мозга; 3) патохарактерологические развития личности или “краевые” психопатии.

Рассмотрим варианты психопатических личностей внутри указанных

классификационных групп. При это следует иметь в виду, что мы опишем не все

варианты психопатий, а лишь основные, которые чаще всего начинают проявлятся

в подрастковом возрасте.

Конституционные или “ядерные” психопатии

В этой группе наиболее отчетливо представлены следующие формы психопатий.

а) Гиперетимные психопаты- это люди, которые с раннего возраста обращают

на себя внимание слегка приподнятым фоном настроения. Они редко огорчаются, и

если такое случается, то ненадолго. Обычно они энергичны, инициативны,

предприимчивы. У них имеется масса интересов, желаний и планов, которые идут

друг за другом неупорядоченно и, нередко, внахлест. Они всегда оживлены, жесты

их порывисты и стремительны, мимика быстрая и выразительная, речь напористая,

часто с шутками, юмором, неожиданными оригинальными ассоциациями. Берясь за

многие дела одновременно, они, как правило, не доводят до конца большинство

замыслов. Эти дети нетерпеливы, неусидчивы, любят заниматся в различных

кружках, но до тех пор, пока не потребуется систематический и упорный труд. Они

во многих вопросах дилетанты. В подростковом возрасте любят проводить время в

веселых компаниях, склонны к азартным играм, приключениям, риску. Из

любопытства могут рано знакомится с алкоголем, курением, наркотиками,

сексуальной жизнью.

б) Гипотимные психопаты. Иначе их называют “конституционально

депрессивные” психопатические личности. Это люди, которые с раннего возраста

чаще всего пребывают в сниженном настроении, поэтому много брюзжат, ворчат,

высказывают неудовольствие по любому поводу, омрачают любую радость и праздник

окружающих людей. Они не умеют и не хотят радоватся чему-либо и даже в какой-то

степени боятся этой радости, так как считают, что за то, что им сейчас хорошо,

в дальнейшем будет еще хуже. Это лица глубоких интересов и взглядов, но

неисправимые пессимисты в учебе, работе, семейной жизни. Они обычно

старательны, исполнительны, аккуратны. Друзей имеют мало. В дружбе, вкусах и

увлечениях отличаются постоянством. В школе учатся спокойно, ровно, стабильно

по всем предметам.

в) Эмоционально неустойчивые психопаты. С дошкольного возраста они

обнаруживают беспричинные колебания настроения даже в течении одного дня. Их

активность, желания, интересы и планы идут как бы в след за настроением и столь

же внезапно переменчивы. В периоды хорошего настроения они принимают решения и

совершают поступки, в которых в период сниженного настроения раскаиваются, хотя

обьективно ничего дурного не совершали. В школе учатся неровно по одному и тому

же предмету, так как занимаются то с желанием и успешно, то утрачивают интнес,

не верят в собственные способности и не видят смысла в занятиях. Перепады в

установках, интересах, оценках людей делают их трудными в общении, дружбе, в

жизни, в коллективе.

г) Возбудимые психопаты. Обычно это люди с холерическим темпераментом, и

их характер во многом соответствует этому типу темперамента. Они стремительны,

порывисты, плохо переносят ситуации ожидания. Легко дают аффекты гнева по

малозначительным поводам, но аффекты их непродолжительны и часто заканчиваются

чувством вины, раскаянием, когда они просят прощения за свое поведение, обещают

больше так не поступать, однако через некоторое время все повторяется сначала.

д) Взрывчатые или “эпилептоидные” психопаты. Как правило, эти люди

неторопливы в движениях, мыслях и действиях. Они сдержаны, сохраняют

невозмутимость во многих эмоционально насыщеных ситуациях. Аккуратны,

обстоятельны до мелочности и педантизма. Любят порядок во всем и неукоснительно

требовательны в этом отношении к другим и к себе. Это люди жестких привычек,

правил, шаблонов и умеренности во всем. Однако их невозмутимость в кризисных

ситуациях сменяется мощным и длительным гневом с разрушительными и агрессивными

действиями, во время которых могут страдать и невинные люди. Они долго помнят

нанесенную им обиду и отличаются мстительностью.

е) Психопаты склонные к пораждению сверхценных идей. Для них характерно

то, что содержание сверхценных идей и направленность усилий по реализации идей

редко меняются в течении жизни. В зависимости от содержания моноидей стоит и

конкретное название психопатии.

ж) Астеничная форма психопатии. С раннего возраста они боятся

препядствий в достижении целей. Им плохо дается преодаление любых трудностей,

мобилизация усилий. Они считают себя хрупкими, болезненными и полагают, что

если бы не это, то все бы у них получилось как нужно.

з) Психопаты-психоастеники. Самым трудным для них в жизни является

процесс принятия решений. Они в течении всей жизни постоянно сомневаются в

выборе целей и средств для их достижения. Причем, одни из них мучаются борьбой

мотивов сами, другие же, будучи несамостоятельными, вновь и вновь обращаются за

советами к окружающим. Обычно они робки и застенчивы.

и) Истироидные психопаты. Одним из центральных свойств личности

истероидных психопатов является эгоцентризм и стремление любой ценой быть в

центре внимания окружающих. Находясь в любом коллективе, они стремятся к

лидерству, причем в зависимости от интересов группы они и выполняют

соответствующую роль, поэтому из них вырастают люди при искусстве, при науке,

при спорте. Реальные же успехи в деятельности их мало волнуют так как им важно

показатся для окружающих кем-либо, а не быть таковыми на самом деле. Им

необходима атмосфера обожания, восхищения и поклонения, тогда они могут

приложить и усилия для достижения реальных успехов.

Среди них встречаются патологичские лгуны, которые всю жизнь любят

фантазировать и обманывать окружающих. Причем делают это достаточно

бескорыстно. Таких психопатов называют псевдологами. Но среди истероидных

психопатов есть лгуны, которые и сами начинают верить в собственную ложь,

подменяя реальную жизнь вымышленными событими, о чем убежденно и искренне

сообщают окружающим. Таких людей называют “фантастами”.

“Органические” психопатии

Втора группа психопатий представлена психопадобными изменениями личности

вследствии органического поражения головного мозга. Если повреждение мозга

произошло внутриутробно или в первые годы жизни, то идет процесс формирования

психопатических черт личности.

Среди этой группы психопатий наиболее отчетливо выступают две их формы:

безтормозная и возбудимая.

а) Безтормозные или неустойчивые психопаты. Этим личностям свойственно

прежде всего стремление к удовольствиям, которые можно получить без особых

усилий. У них наблюдается жажда сенсорных впечатлений при отсутствии глубины

анализа воспринимаемых явлений.

б) Возбудимые психопаты. В первые десятилетия двадцатого века таких

людей называли “социопатами”, или “врагами общества”. Роль инстинктов в их

жизни резко усилена. Будучи голодными, они отбирают еду у окружающих, а при

сопротивлении избивают жестоко, часто садистически. В драках они безудержны,

причем повод для драки не ищут, а без разбора могут напасть на любого, кто в

данный момент будет проходить мимо них.

“Краевые” психопатии

Третья группа психопатий представлена патохарактерологическими развитиями

личности. Формируется эта группа из-за длительно существующих неблагоприятных

условий воспитания. Этот вариант отклонений в развитии можно лишь условно

отнести к психопатиям, тка как при благоприятной микросреде и достаточном

развитии самоанализа и самоконтроля в дальнейшей жизни возможна коррекция

дисгармонических свойств личности и исчезновение нежелательных

характерологических проявлений.

Есть несколько довольно резко очерченных деформированных стилей семейного

воспитания, нередко приводящих к определенным вариантам

патохарактерологических развитий личности.

а) Воспитание ребенка по типу “кумира семьи”. Все родственники ребенка с

раннего возраста неуемно и бурно восторгаются им: их умиляет, как он двигается,

говорит, носит одежду, овладевает различными знаниями и умениями. Все, что ни

делает ребенок, оценивается окружающими как исключительное и неповторимое

явление.

б) Воспитание ребенка по типу “Золушки”. Другими словами такое

воспитание можно назвать деспотическим. За любую шалость, провинность, за

нежелательное для родителей намерение ребенка следует тяжелое и жестокое

накозание. Дети не встречают эмоциональной поддержки, поощерения за любые свои

успехи и достижения. Часто такой стиль воспитания окружает “эмоционально

отверженных”, нежелательных в семье детей, либо детей “запланированных”, от

которых родители ожидают только радости и удовольствия и поэтому находятся как

бы в постоянной претензии к ребенку за то, что он не оправдывает их надежд.

в) Стиль семейного воспитания по типу гиперопеки. Подобный тип

воспитания может проявлятся либо в чрезмерном стремлении родителей к ограждению

ребенка от любых возможных опастностей и неприятностей, из-за чего родители

постоянно сопровождают ребенка, вмешиваются в его дела, замучивая бесконечными

настойчивыми советами, предостережениями и запретами. Либо гиперопека

сопроваждается резким подавлением у ребенка его собственных желаний, побуждений

с навязыванием ему родительских установок и стремлений по принципу: “Ты еще

мал, жизни не знаешь, горя не хлебнул, а мы знаем жизнь, поэтому не перечь,

делай, как тебе говорят”.

И в том и в другом случае ребенок становится безвольным, безинициативным,

способным лишь следовать за лидером, не имея сил и возможнастей

самостоятельно и критически решать актуальные для него задачи и утопая в

вечных сомнениях и неудовольстве собой по этому поводу.

г) Стиль семейного воспитания по типу гипоопеки. Если ребенок, живя в

семье, оказывается в ситуации безнадзорности, то он привыкает добиватся “тепла

под солнцем” собственными силами. Мир взрослых людей оказывается для него

чуждым. Он отвергает их ценности, нормативы поведения, запреты и нередко

примыкает к группе асоциальных подростков, которые его опекают и учат жить по

законам своей групповой этики. Там он находит то “тепло” и “заботу”, которых

ему так недоставало в семье. Отсюда вытекают и особенности их поведения и черт

характера, формирующихся при длительных неблагоприятных обстоятельствах жизни:

отрицание социально положительных авторитетов, неподчинение режимным

ограничениям, необузданное стремление к свободе от всяких нормативов поведения,

от общественно полезного труда.

Таким образом, по причинам возникновения мы рассмотрели 3 группы психопатий.

Однако психопатии не являются единственной разновидностью отклонений от

статистически средней нормы в структуре и динамике личности. Крайним

вариантом нормы или переходным вариантом от нормы к патологии являются

акцентуированные личности. Эти люди обладают какими-либо утрированными,

обостренными чертами характера, но, в отличии от психопатов, такие

особенности не приводят к глобальной дисгармонии личности, к постоянной

дезадаптации и не являются необратимыми. Лишь при определенных

обстоятельствах жизни, провоцирующих актуализацию обостренных черт характера,

наступает дезадаптация акцентуированной личности. Например, человек с

тревожно-мнительными чертами характера может не проявлять их до тех пор, пока

не окажктся в ситуации повышенной ответственности за свои действия. К.

Леонгард, предложивший называть таких людей акцентуированными, выделил ряд

разновидностей акцентуаций:

1. Демонстративные личности- легко вживаются в необходимые для них

жизненные роли, ничего не взвешивая, реагируют на все импульсивно и

непосредственно, сами себя хвалят, самонадеяны, кичливы и честолюбивы,

самоуверенны.

2. Педантичные личности- нерешительны, бесконечно взвешивающие

всевозможные решения перед тем, как начать действовать. Они крайне старательно,

тщательно и добросовестно выполняют все свои дела. Аффекты их нестойки.

3. Застревающие личности- злопамятны, мстительны, дают стойкие аффекты,

заносчивы, самонадеянны и крайне честолюбивы. Они подозрительны к окружающим,

если возникают препядствия в достижении их целей.

4. Возбудимые личности- их поступки зачастую в большей степени

управляются влечением, чем логикой и благоразумием. Нетерпимы к противостоянию,

импульсивны. Они обстоятельны и медлительны в умственных действиях и в

поведенческих реакциях.

Выделяют людей, акцентуирванных по определенным свойствам темперамента-

гипертимических, дистимических, аффектно-лабильных, аффектно-

экзальтированных, тревожных, эмотивных.

При рассмотрении пограничных состояний в психопатологии проблемма

отграничения от врожденной умственной отсталости пограничных с ней

клинических проявлений оказывается не менее актуальной, чем диагностика

психопатологий и акцентуаций характера.

“Под задержкой психического развития понимается сборная по клиническим

признакам группа различных вариантов отставаний в психическом развитии, не

обладающих характером общего психического недоразвития, но имеющих такие

особенности интеллекта и личности, которые прежде всего не позволяют детям

современно и качественно овладевать элементарными школьными знаниями. И это

является трудностями в развитии и воспитании младших подростков, которые

обуславливают эмоциональные срывы и несоответствие в поведении...”. [ ;

стр. 221] На что следует обратить особое внимание в работе с такими детьми.

Мы назовем наиболее часто встречающиеся варианты задержек психического

развития. Это следующие разновидности задержек психического развития (ЗПР):

1. ЗПР с церебрастеническим синдромом.

2. Психофизический инфантелизм.

3. ЗПР с невропатическим синдромом.

4. ЗПР с психопатоподобными синдромами.

5. ЗПР при детских церебральных параличах.

6. ЗПР при общем недоразвитии речи.

7. ЗПР при тяжелых деффектах слуха.

8. ЗПР при тяжелых деффектах зрения.

9. ЗПР при семейно-бытовой запущенности.

Рассмотрим несколько из них:

1. Задержка психического развития с церебрастеническим синдромом.

Среди возможных причин, приводящих к данной патологии, чаще всего

обнаруживаются частые или тяжелые истощающие заболевания и травмы черепа в

течении первых лет жизни ребенка. Нередко эти факторы сочетаются с

неблагоприятыми условиями воспитания в семье (конфликтующие семьи,

распавшиеся семьи, семьи с алкоголизирующимися родителями).

Учителя массовых школ отмечают, что дети с первых этапов обучения

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ