Курсовая: Развитие эстетического восприятия природы посредством фотографии
предварительное внимание на психологической основе «эстетической реакции» (Л.
С. Выгодский). В 70-е годы 19 в., когда парадигма естественнонаучного
исследования в науке достигла своего апогея, когда естественнонаучная
методология казалась единственно возможной в науке, породили целое
направление, альтернативное классической эстетики, - т. н. Эстетику «снизу».
Ее родоначальник- создатель экспериментальной эстетики Г. Т. Фехнер- выдвинул
целую серию новых эстетических принципов, большинство из которых носили
«скорее общий психологический характер, чем специально эстетический».
Эксперименты Фехнера в итоге имели общую реакцию перципиентов, где
эстетическое настолько сливалось с психологическим, что разграничение этих
начал представлялось невозможным. Еще более наглядно проблема ограниченности
подобного подхода была продемонстрирована знаменитым исследователем Г.
Гельмгольцем, который своими экспериментами стремился выявить физиологическую
основу эстетического восприятия.
Нынешнее столетие не прошло даром ни для эстетической, ни для психологической
науки. Достижения последней позволили достаточно четко представить
психофизиологические процессы, на основе которых возникает «предварительная
эмоция» по поводу эстетического.
Основное качество полноценного восприятия- чуткость в отношении объекта,
проникновение в его состояние на данный момент. Некоторые психологи называют
это эмпатией. В основе такого восприятия всегда лежит индивидуальное
стремление, порыв, то есть заведомо открытое отношение к объекту, которое
большинство исследователе определяет как эмоцию или желание.
Представим двух людей, которые при одних и тех же обстоятельствах и целях
идут через лес. Один из них удивляется форме деревьев, вдыхает запахи,
замечает, как серебрится на солнце паутина; душа его наполняется поэзией, все
кажется ему новым, неожиданным, наталкивает на размышления. Другой видит
обычный лес, знакомые деревья, липнущую к одежде паутину. Он хорошо знает об
их существовании и вполне может отличить дуб от осины, но окружающее не
вызывает в нем эмоций. Он поглощен самим фактором прогулки, и если бы он шел,
скажем по тротуару, это все равно ни на секунду не изменило бы его отношения
к жизни. Такой человек редко восхищается восходом солнца, всегда точно
пересказывает содержание книги, при этом ни слова не говоря о том, что его
взволновало.
Этот пример дает возможность представить глубину тех различий, которые
существуют между двумя принципами восприятия: отвлеченным восприятием вещей
как предметов и эмоциональным восприятием их как явлений. То есть существенно
важно, видим ли мы в чем-либо нечто неизменное, данность или же воспринимаем
это как изменяющееся, возникающее заново.
Эмоциональное восприятие- это целостный психофизический и духовный акт,
который не может сводиться ни к биологическому, ни к физическому, ни к
перцептивному процессу. Эстетические эмоции здесь играют роль базового
устремления, в процессе которого возникают ощущения и кристаллизуются
чувства. В своеобразии эмоционального восприятия берет начало вдохновение
художника, фантазия школьника, порывы и желания, которые организуют и
направляют все способности и ресурсы человека, формируя в нем сферу
эстетического.
Эстетические переживания питают и формируют психику ребенка. Они занимают
главное место в его отношении к миру: не думая извлекать из него пользу,
ребенок прежде всего любуется им, радуется тому прекрасному, которое в нем
находит. Активная эстетическая жизнь ребенка основывается на чрезвычайно
восприимчивом и гибком эмоциональном мире. Эмоции позволяют ему воспринимать
природу окружающих вещей, не имея еще перцептивного опыта.
Понимание особенностей детского восприятия позволяет подойти к исследованию
внутреннего мира ребенка. Отсутствие предметной, перцептивной ориентации-
главная его черта, которая затрудняет понимание души ребенка взрослым
человеком, порождая ошибочные представления о наивности, неорганизованности,
инфантилизме детского восприятия, встречающиеся у разных исследователей.
Богатый эмоциональный мир позволяет школьнику, не обладая еще сознанием
эстетической ценности того или иного предмета или явления, видеть мир
эстетически, во всем его многообразии. Он воспринимает непосредственно
гармонию, ощущает красоту даже в прозаических вещах.
Именно в эстетическом восприятии ребенка, не нормированном никакими
канонами, кроется основная причина его активного отношения к миру. У
взрослого, имеющего сознательную установку по отношению к объекту,
эстетическое восприятие часто самодостаточно и сводится к поверхностному
любованию, к пассивному, а иногда к потребительскому отношению к прекрасному.
Ребенок же пытается преодолеть свое незнание. Неопределенность толкает его к
поиску необходимого эстетического смысла. Он стремиться опробовать свои
переживания в реальном действии, найти им адекватную форму выражения. Без
этого поиска, душевных усилий эстетическое восприятие носит формальный
характер и не затрагивает сути объекта.
Недостаток школьного образования в том, что ребенок находится в жестких
рамках «опредмечивания». Психика ребенка настроена на восприятие через
непосредственный контакт и действие, сталкивается с умозрительными и
абстрактными объектами. Традиционная система обучения ориентируется на
развитие произвольной памяти, механических процессов психики. В силу этого
активное детское восприятие, способность ощущать гармонию явлений остаются
невостребованными и происходит катастрофическая потеря интереса к предметам,
изучение которых не предполагает непосредственного участия ребенка в
процессе становления правил, законов и определений.
Необходимо, чтобы этап обучения раскрывал для школьника природу абстрактных
понятий и символов, организовал естественный процесс познания, в котором
развивается эмоционально-образная память и творческое мышление.
Традиционное школьное образование, не учитывая непосредственной эмоциональной
заинтересованности ученика, опирается лишь на его прошлый опыт, некогда
закрепившийся в психике ребенка в результате непосредственного общения с
миром. Постепенно живое восприятие притупляется, и появляется потребность в
воспитании искусственных стимулов. Подчиняясь естественным законам развития,
ребенок будет искать живую эмоциональную пищу, поскольку источником
настоящего чувства, содержащего яркие образы и впечатления, всегда выступают
непосредственные ощущения, эстетические переживания и действие.
Характерно, что причиной многих ошибок в системе образования является
недооценка роли эстетическо-эмоциональных переживаний в процессе усвоения
знаний, а также недостаточное понимание первичных психологических процессов
необходимых для успешной учебной деятельности.
Таким образом, эстетическое восприятие, ощущение гармонии окружающего мира
является определяющим фактором формирования личности, которая способна
вместить и применить полученные знания, совершая на этом пути большие
открытия.
1.4. Философские аспекты эстетического восприятия
Эстетика как философская дисциплина.
Эстетика – это раздел философии изучающий закономерности чувственного
освоения действительности, о сущности и формах творчества по законам красоты.
История эстетики насчитывает много веков, на протяжении этого времени
отношение к ней и ее место в системе философского знания неоднократно
менялось. Наиболее фундаментальные подходы к определению предмета и
содержания эстетики сформировались еще в античности.
Эстетика первоначально сложилась, как один из элементов картины мира такое
место она занимала в философских представлениях пифагорейцев и греческих
натур философов.
У софистов эстетика рассматривалась как чисто субъективная основа ценностного
отношения к миру. В основе их эстетических представлений лежал релятивизм.
Сократ стремился выделить объективную ценностную основу эстетических
представлений, предположив тесную связь эстетики с этикой. Платон, развивая
концепцию Сократа, соединил ее с пифагорейской традицией понимания
эстетических ценностей как численного выражения.
У Аристотеля эстетика становится дисциплиной рассматривающей общефилософские
вопросы красоты и теории художественного творчества. Аристотель впервые
поставил перед собой цель разработать систему эстетических категорий в их
взаимосвязи.
В эпоху средневековья эстетика становится как и вся философия вспомогательной
по отношению к богословию дисциплиной, в трудах Тертуллиана, Блаженного
Августина, Фомы Аквинского эстетика это раздел богословия, который должен
раскрыть роль искусства и красоты мира в отношениях человека к Богу.
В эпоху Возрождения эстетика изучала соотношение природы и художественной
деятельности (так определил ее задачи Л. да Винчи).
В эпоху Просвещения основной задачей эстетики считалось изучение особенностей
художественного познания мира (по Баумгартену).
Гегель считал, что предметом эстетики является искусство, причем не любое, а
именно «изящное искусство». У Гегеля система эстетических категорий
исторически развивается, и она строится на основе исторического становления
категорий их перехода из одной в другую. Основными эстетическими категориями
у Гегеля являются: прекрасное возвышенное и безобразное. Им соответствуют три
исторически развивающихся формы искусства: классическая, символическая и
романтическая.
Чернышевский критиковал концепцию Гегеля и считал, что предметом эстетики
должно быть все многообразие эстетического отношения человека к миру.
Особенности эстетического метода восприятия мира.
Определение эстетического восприятия с философской точки зрения. это- процесс
освоения эстетических свойств реальности, по законам красоты, в том числе
бытия и функционирования искусства восприятия и понимания продуктов
художественной деятельности
В эстетике чувственное познание является основной целью, в отличие от
гносеологии, где оно рассматривается как предварительная ступень для
понятийного, логического знания. Эстетика рассматривает его как ценное само
по себе. Основным признаком эстетического является то, что чувственное
познание осуществляется без его отнесения к понятию. Такой род познавательной
деятельности называется восприятием или созерцанием. Это есть восприятие
предмета, которое непосредственно, само по себе способно вызывать особое
чувство – эстетическое удовольствие или неудовольствие.
В основе эстетического удовольствия лежит усмотрение в предметах
целесообразности формы, то есть соответствия предмета некой внутренней цели,
внутренней природе. С внешней стороны эта целесообразность может выступать
как соразмерность частей друг с другом целым или гармоничное сочетание
красок. Чем полнее выражена эта целесообразность формы, тем большее чувство
удовольствия оно у нас вызывает тем более прекрасным оно нам кажется.
Особенность эстетического удовольствия в его всеобщности и одновременно
субъективности чувственного восприятия. Проблема соединения всеобщности
эстетического удовольствия и субъективности чувственного восприятия – это
одна их основных проблем эстетики, ее пытались разрешить через предположение
о существовании всеобщих понятий разума и всеобщей логики мышления.
Эстетическое восприятие носит конкретно всеобщий характер. Поскольку эстетика
таким образом представляет собой некую систему понятий логических категорий.
В настоящее время всеобщность эстетического познания мира находит свое
отражение в системности эстетического знания. Для эстетики характерна
логическая связь, соподчиненность, иерархия понятий категорий законов. Всякая
проблема эстетики может быть разрешена только если она поставлена в связь со
всеми остальными проблемами и вопросами эстетики. Эстетика с этой точки
зрения предстает как система законов и категорий описывающих мир в его
богатстве и ценности для человека и творчество по законам красоты, сущность
искусства особенности процесса его развития, специфику художественного
творчества, восприятия и функционирования художественной культуры. Признаками
системности развитого эстетического восприятия являются так же монистичность
– т.е. объяснение всех явлений из одних и тех же исходных оснований. А так же
принцип минимальной достаточности. Минимальное число аксиом или других
исходных положений должно способствовать такому развертыванию идей, чтобы в
своей совокупности они могли охватить максимальное число фактов и явлений.
Принципиальная разомкнутость, готовность воспринять и теоретически обобщить
до сих пор неизвестные факты и явления.
1.5. Пути и средства развития эстетического восприятия младших школьников
Развитие эстетического восприятия ребенка, как уже отмечалось, начинается с
момента его рождения. В этом параграфе мы рассмотрим те воздействия, которые
оказывают на него наиболее сильное влияние способствующее развитию
эстетического восприятия.
В жизни ребенка имеет воспитательное значение буквально все: убранство
помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения, условия
труда и развлечений - все это либо привлекает детей, либо отталкивает. Задача
не в том, чтобы взрослым организовать для детей красоту окружающей среды, в
которой они живут, учатся, работают, отдыхают, а в том, чтобы вовлечь всех
детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты. "Только
тогда красота, в созидании которой ребенок принимает участие, по-настоящему
видна ему, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным защитником
ее и пропагандистом".
Передовые педагоги понимают, как важно сочетать в процессе развития
эстетического восприятия всю совокупность разнообразных средств и форм,
пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к
природной красоте и искусству. В школе должно обращаться внимание не только
на содержание школьных предметов, но и на средства действительности, на
факторы, оказывающие влияние на эстетическое развитие личности.
Одним из таких факторов является эстетизация среды, отмеченная в работе Г.С.
Лабковской.
Главная задача эстетизации среды обитания по ее мнению сводится к "достижению
гармонии между создаваемой человеком "второй природой" и естественной
природой. Проблема эстетизации среды обитания органически связана с решением
одной из сложных и насущных проблем совершенного человечества - проблемы
рационального использования природных богатств и охраны окружающей среды.
Когда человек остается наедине с природой, как раз и раскрывается истинное
лицо его эстетической культуры. Изучение ребятами законов развития природы,
умение видеть многообразие ее форм, постижение ее красоты - это главное, чему
должна научить школа".
Следующий фактор эстетического развития личности - эстетизация быта -
выделяется в работах А.С. Макаренко, Г.С. Лабковской, К.В. Гавриловец и др.
А.С. Макаренко в своей педагогической работе уделял огромное внимание этому
фактору: "Коллектив надо украшать и внешним образом. Поэтому я даже тогда,
когда коллектив наш был очень беден, первым делом всегда строил оранжерею. И
обязательно розы, не какие-нибудь дрянные цветочки, а хризантемы, розы". "С
эстетической точки зрения быт, можно сказать, является лакмусовой бумажкой
уровня развития эстетического развития личности, группы или коллектива.
Материальная среда быта, ее духовность или бездуховность, - показатель
соответствующих качеств создавших ее людей", - отмечает Г.С. Лабковская.
Особое значение эстетики быта, в развитии эстетического восприятия отмечает и
К.В. Гавриловец в своей работе «Нравственно-эстетическое воспитание
школьников». "Эстетика школьного быта - это обстановка классов, кабинетов,
залов, коридоров и т.д. Убранство вестибюля, оформление отрядного уголка,
стендов - все это либо молчаливые помощники педагога в эстетическом, а,
следовательно, и в нравственном воспитании школьников, либо его враги". Если
ребенка с первого класса и до окончания школы окружают вещи, отличающиеся
красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь подсознательно входят
такие критерии, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, т.е.
критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности.
Если в кабинете месяцами висит небрежно оформленная газета, если классный
уголок не несет новой, интересной необходимой информации, если не уделяется
должного внимания чистоте кабинета, у школьников постепенно складывается
установка на терпимое отношение к излишествам, небрежности.
Эстетика поведения и внешнего облика, - не менее значимый фактор
эстетического восприятия. Здесь существенное влияние на детей оказывает
непосредственно личность учителя. Как отмечает К.В. Гавриловец: "В своей
работе, учитель влияет на воспитанников всем своим внешним обликом. В его
костюме, прическе проявляется эстетический вкус, отношение к моде, которое не
может не влиять на вкусы юных. Модный и в то же время деловой стиль в одежде,
чувство меры в косметике, выборе украшений помогают формировать у подростков
правильный взгляд на соотношение внешнего и внутреннего в облике человека,
вырабатывать у них "нравственно-эстетический критерий достоинства человека".
А.С. Макаренко также уделял большое внимание внешнему виду и утверждал, что у
учеников "ботинки должны быть всегда почищены, без этого какое может быть
воспитание? Не только зубы, но и ботинки. На костюме не должно быть никакой
пыли. И требование прически. серьезные требования надо предъявлять к каждому
пустяку, на каждом шагу - к учебнику, к ручке, к карандашу".
Об эстетике поведения, или культуре поведения много говорил
В.А. Сухомлинский. В культуру поведения он включает и "культуру общения:
общение между взрослыми и детьми, а также общение в детском коллективе".
"Сила воспитательного воздействия внутриколлективных отношений на развитие
эстетического восприятие личности заключается в том, что опыт общения, даже
если он недостаточно осознается, глубоко переживается человеком. Это
переживание "себя среди людей", стремление занять желаемое положение среди
них является мощным внутренним стимулом формирования личности".
Помимо воздействия на ребенка средств окружающей действительности, развитие
эстетического восприятия осуществляется целенаправленно в школе. По словам
Д.К. Ушинского каждый предмет в школе может эстетически восприниматься: «в
любом предмете есть более или менее эстетический элемент». Любой предмет,
будь то математика, физкультура, природоведение вызывает в школьнике
определенные эмоции посредством своего материала. Чтобы стать средством
эстетического восприятия учителю достаточно творчески подойти к предмету
своей науки, пробудить творческий интерес к нему школьников. «Многие
естественнонаучные понятия (гармония, пропорция, мера симметрия и другие)
имеют непосредственное эстетическое содержание. Можно рассматривать
пропорциональность различных прямоугольников, гармонические колебания, формы
кристаллов, типы математических доказательств, физические, химические и
математические формулы, - во всех этих случаях можно обнаружить красоту и
гармонию, то есть проявление эстетического». Кроме того, опытные педагоги
отмечают, что «объяснение нового естественнонаучного термина и одновременное
определение в нем эстетического элемента является одним из способов развития
познавательной активности школьников. Процесс обучения приобретает для
школьников привлекательные черты, абстрактный научный термин становится
понятным. Все это способствует развитию интереса к самому предмету».
Одним из важных источников эстетического опыта школьников является
разнообразная внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяются
насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности. На
внеклассных мероприятиях дети имеют большие возможности для самопроявления.
Отечественная школа накопила большой опыт по эстетическому воспитанию с целью
развития восприятия школьников в процессе внеклассной и внешкольной
деятельности. Большой практический опыт в этом деле принадлежит А.С.
Макаренко и С.Т. Шацкому. В организованных ими воспитательных учреждениях
ребята принимали широкое участие в подготовке самодеятельных спектаклей,
творческих драматических импровизаций. Воспитанники часто слушали
художественные произведения и музыку, посещали и обсуждали театральные
постановки и кинофильмы, работали в изо кружках и студиях, проявляли себя в
различных видах литературного творчества. Все это служило действенным
стимулом развития лучших черт и качеств личности.
Таким образом, средства и формы развития эстетического восприятия весьма
разнообразны начиная от предметов естественно-математического цикла в школе и
заканчивая «шнурками на ботинках». Эстетически воспринимается буквально все,
вся окружающая нас действительность. В этом смысле к важным источникам
эстетического опыта детей относится и искусство, так как: "Искусство является
наиболее концентрированным выражением эстетического отношения человека к
действительности и поэтому играет ведущую роль в эстетическом восприятии".
1.6. Влияния природы на развитие эстетического восприятия, (по Смольянинову
И.Ф.)
В этом параграфе мы расскажем о влиянии природной среды на развитие
эстетического восприятия. О взаимосвязи природы и педагогических процессов
обучения, с целью развития эстетического восприятия.
Если флора Земли предстанет перед человеком в живом показе и не менее живом
рассказе о ней с использованием всех историко-культурных данных, то он
охватит ее не только умом, но и воображением, образной памятью, закрепит в
своей голове эстетическим переживанием и интересом. Каждый человек должен
знать, с детства научиться понимать, что и почему надо беречь в природе как
невосполнимую эстетическую ценность, как драгоценное общественное достояние.
Здесь уместно вспомнить слова Плиния Старшего: «Незнание природы- величайшая
неблагодарность». Эстетическое незнание есть неблагодарность вдвойне,
поскольку оно оставляет природу беззащитной, а человека лишает высокого духа
оптимизма и жизнелюбия.
Эстетическое богатство леса состоит не в красоте отдельных деревьев, а в
величавом скоплении множества деревьев, которые поражают своим масштабом,
связью времен, которую они собой являют. Лес с его изумляющим глаз и
воображение творчеством красоты предстает как эстетическое совершенство в
котором содержится глубокий философский смысл. Культурно эстетическая
ценность леса заключается также в уникальном сочетании царства листвы,
цветов, ароматов, мхов , ягод, грибов, речек, озер, насекомых, птиц и
зверей. И все это удивительным образом соединено вместе и звучит великой
музыкой бытия. Лес, подобно храму, является замкнутым в себе миром гармонии.
Культурно эстетическая ценность леса состоит в этой его первозданности, она
привлекает людей, подталкивает их к созданию национальных парков и
заказников- островков великой природы, которыми человек мог бы эстетически
любоваться.
Лес монументален, декоративен и красочен, в нем нет пределов эстетическому
насыщению. Лес учит нас понимать прекрасное, одаривает нас радостью и великой
духовной силой, побуждая к творческой деятельности. Лес обладает
чудодейственным духовным влиянием на человека, является эмоциональным
содержанием и стимулом творчества. Природа произвела одно из самых
замечательных творений, эстетическое созерцание которого поистине не знает
границ и рамок. В нашем восприятии леса она утверждает эту свою красоту.
Каждому человеку важно сформировать содержательное отношение к природе,
воспитать в себе эстетическую зоркость и заинтересованность, научиться
понимать красоту леса и отдельного кленового листа, цвета, рисунка и
пластических свойств древесины.
Способность открывать и ценить совершенство природных явлений, наслаждаться
их красотой- родовое свойство человечества; невосприимчивость к красоте
природы или редуцированность «чувства природы» следует поэтому рассматривать
как аномалии. Люди, страдающие эстетической слепотой и глухотой по отношению
к природе, часто наносят вред, вытаптывают, рубят, уродуют, убивают ради
своего охотничьего инстинкта сами не замечая этого. Такая атрофия ценностного
отношения к природе- предельный случай, свидетельствующий о потребительской
ориентации сознания.
Эстетическое познание животного мира.
Животные во всех их разновидностях являются по сравнению с растениями более
высоким природным образованием. Путем длительного естественного отбора
создавались все новые структуры и архитектурные конструкции этой
разновидности живого. От самых простейших живых существ- к человеку, как к
существу духовно организованному, - таков путь этой изумительной модификации
жизни.
В основе объективно прекрасного в мире живой природы лежит органическая
целесообразность. Эта красота заключается в единстве живого организма, в
симметрии его строения. Многообразные формы симметрии, являющие собой
анатомо- морфологическую, функцию, приспособительную целесообразность, имеют
в живой природе непреходящее эстетическое значение.
Эстетические отношения человека к животным во многом определялись отношениями
животных к человеку. Эстетическое отношение к животным неуклонно пробивало
себе дорогу через множество преград, которые были обусловлены различными
причинами объективного (человеческого) порядка. Были периоды когда чистый
прагматизм заслонял от людей красоту мира, и на против животную природу
эстетически и нравственно боготворили. Человечество, однако же, находило
оптимальное решение вопроса, разумно сочетая практически полезный подход и
эстетическое отношение к ним. Эстетическое отношение к животным расширялось
вместе с успехами науки. Остается справедливым мнение, что люди видят вещи с
точки зрения того, что знает о них эпоха. В век НТР это стало особенно
заметно. После того как наука раскрыла непостижимо совершенное строение
животных, давно и пренебрежительно названных «тварями», раскрылась
собственная эстетическая красота этих «шедевров» природы, раздвинулись наши
эстетические горизонты, в какой-то степени сблизились эстетическая и научная
картины мира. Много способствует этому процессу бионика, изучающая живые
структуры с целью их технического моделирования.
Многие сооружения насекомых , служат образчиком для человеческой
деятельности, и привлекают эстетическое внимание людей. Это значит, что, не
обладая эстетическим пониманием и чувством, животное обнаруживает
психофизическую способность творить целесообразно без представления цели.
Такое творчество является упорядоченным материальным выражением сущности
данного вида. Оно прекрасно!
Тоже можно сказать о птицах, в этой летающей материи природа достигла
высочайшего уровня развития. При виде птиц мы интуитивно угадываем или
осознанно чувствуем простор, свободу!
Используя живую силу природы. Люди помогают ей в создании красоты.
Нами рассмотрены, с точки зрения эстетической, некоторые царства природы.
Каждое из них по своему привлекательно- прекрасно, возвышенно. Разные царства
природы в совокупности образуют конкретный ландшафт, естественно-эстетическое
целое, представляющее собой пейзаж. Его духовный потенциал огромен, так как
любой элемент пейзажа не просто обогащает другие, а эстетически усиливает их.
Такой пейзаж есть прекрасная картина и вид природы в целом, пейзаж есть
эстетический комплекс естественных факторов. Созерцание прекрасного пейзажа
является эстетическим открытием непосредственной жизни природы в ее
пластических образах, формах, цветах и звуках. Природа реализует способность
любить и радоваться, духовно светлеть, насыщаться тем высоким смыслом и
чувством, которые делают человека счастливым. Прекрасный пейзаж формирует
эмоциональное равновесие, побудительным образом влияет на образ жизни и
поведение человека, напоминая ему о возможности и необходимости быть лучше.
Все пейзажи- первозданные или рукотворные, представляют собой невесомую
ценность природы, сокровенное общественное богатство. И человек должен
организовывать надлежащее использование эстетических ресурсов природы.
Глава 2. Фотография как средство эстетического восприятия. Взаимосвязь
искусства и фотографии.
2.1. Фотография как вид искусства.
Во время зарождения фотографии в эстетике господствовало мнение о том, что
искусством может быть лишь рукотворное произведение. Изображение же
действительности, полученное с помощью технических физико-химических методов,
не могло даже претендовать на подобный статус. И хотя уже первые фотографы,
тяготевшие к художественности изображения, проявляли немалую композиционную
изобретательность для отображения реальности (порой изменяя её до
неузнаваемости), в систему общественных ценностей и приоритетов в роли одной
из муз фотография долго не вписывалась. Впрочем, все современные виды
"технических искусств" - фотография, кино, телевидение - пережили подобную
эволюцию: в начале своего существования были своего рода забавными
аттракционами, затем техническими средствами передачи информации и лишь в
процессе создания нового художеств, языка в рамках этих информативно-
коммуникационных систем произошёл переход к коммуникативно-художественным
функциям. Это не означает, однако, что проблема взаимоотношения фотографии и
искусства не обсуждалась. Французский фивописец Деларош (1797- 1856),
подчёркивая возможности, открываемые фотографией, писал: "Живопись умерла с
этого дня". В противовес этому один немецкий журнал утверждал
противоположное: "...Открытие фотографии имеет высокое значение для науки и
весьма ограниченное для художества". В 1913 г. рижский журнал по практической
и художественной фотографии "Лучи" ("Stari") опубликовал спец. статью
"фотография и искусство", обсуждавшую вопрос о том, является ли фотография
искусством или же только практическим, прикладным умением, в котором основную
роль играет владение техникой. Автор этой статьи пришёл к выводу, что вопрос
о том, является ли фотография искусством, будет иметь силу до тех пор, пока
будет существовать фотография. Вопрос о технической стороне не нов для
искусства, только в фотографии он проявился с исторически новой стороны.
Владение фототехникой, овладение мастерством здесь выглядят более лёгкой
задачей, чем, например, овладение техникой игры на музыкальном инструменте.
Эта лёгкость и вводит в заблуждение критиков фотографии как искусства.
Художник Деларош увидел в новом явлении его художественные особенности и его
мощный художественный потенциал.
Развитие фотографии во многом определяли общественные потребности.
Возникновение газетной индустрии направило фотографию в русло репортажности.
В то время, когда на основе фотографии появились первые "движущиеся картинки"
(кино), сам фотоснимок представлял собой скромное документальное
свидетельство, уступая в выразительности и изысканности живописи и графике.
Вокруг фотографии постоянно возникали теоретические споры: можно ли
сравнивать фотографию с живописью в плане художественной ценности? Не
является ли фотография вырождающейся живописью, для которой техника заменяет
мастерство художника? И наоборот, не является ли фотография современной
разновидностью живописи, перенимающей и углубляющей её функции, модификацией
живописи в технической цивилизации, изменяющей культурную и эстетическую
значимость традиционной живописи? Но это - не более, чем противопоставление
двух явлений художественной жизни, двух видов искусства, явно тяготеющих друг
к другу и взаимодействующих между собой. Фотография освободила живопись от
утилитарной функции - изобразительной фиксации факта, что ещё в эпоху
Возрождения было одной из важнейших задач живописи. Можно сказать, что этим
фотография помогла развитию живописи, способствовала полному выявлению её
неповторимой специфики. Но и фотография многое вобрала в себя из
многовекового опыта развития изобразительного искусства. Само видение мира "в
кадре" есть наследие живописи. Рамка картины есть первая раскадровка
действительности в истории культуры. Ракурс и построение перспективы, умение
зрителя "прочесть" фотографию как плоскостное изображение объёмного
пространства - всё это составляет великое культурное наследие, доставшееся
фотографии от живописи. Влияние живописи на фотографию огромно. При этом
задача фотографии двузначна, двупланова: с одной стороны, как можно более
полно отделиться от живописи и определить свои собственные границы и
возможности, свою специфику, с другой - наиболее полно освоить на собственной
основе художественный опыт живописи.
Фотография не бесстрастное зеркало мира, художник в фотоискусстве способен
выразить своё личное отношение к запечатляемому на снимке явлению через
ракурс съёмки, распределение света, светотени, передачу своеобразия природы,
умение правильно выбрать момент съёмки и т. д. Фотохудожник не менее активен
по отношению к эстетически осваиваемому объекту, чем художник в любом др.
виде искусства. Техника фотосъёмки облегчает и упрощает отображение
действительности. В этом плане удовлетворительно достоверное изображение
можно получить с минимальной затратой времени на освоение процесса съёмки.
Подобного нельзя сказать о живописи.
Технические средства фотографии свели до минимума затраты человеческих усилий
для получения достоверного изображения: каждый желающий может фиксировать
избранный им объект. Технологическая сторона съёмки находится в ведении
фототехники. Здесь существуют свои традиции и специфические параметры
мастерства. Однако при этом назначение техники другое: не обеспечение полного
эффекта "подражания", а наоборот, вторжение, целенаправленная деформация
отображения с целью выделения характера и значимости человеческого отношения
к отображаемому.
Рассуждения о художественной природе фотографии возможны в основном в плане
поиска и утверждения принципиального сходства с традиционными видами
искусства (фотография - синтетическое новшество художественной культуры 20
в.) и в плане признания коренных особенностей фотографии, её кардинального
отличия от традиционных видов искусства (фотография - специфическое новшество
культуры 20 в.). Каждый из этих аспектов изучения имеет свою внутреннюю
логику и только их гармоничное сочетание, а не абсолютизация одного за счёт
игнорирования другого позволяет более-менее объективно определить
художественные возможности и природу фотографии. О художественности
произведения говорит переживание красоты, гармонии, чувство наслаждения,
эффект личностно-воспитательного воздействия (последний, правда, достаточно
трудно вычленить и зафиксировать сиюминутно и конкретно). Специфику
фотографии как вида искусства составляет документальность, достоверность
изображения, возможность увековечить мгновение. Нацелив внимание на фото-
произведение, можно выделить ряд значимых характеристик, раскрывающих
особенности фотографии. Каждую из выявленных черт фотографии можно
сопроводить подробным комментарием. Задача определения сущности фотографии
как вида искусства заключается, во-первых, в выявлении того, насколько
возможно абстрагироваться от природы материала и непосредственного "лобового"
восприятия ради создания художественного образа и, во-вторых, какую
социальную и культурную функцию выполняет та или иная художественная форма,
сочетающаяся с определённым материалом, т. е. насколько чисто и адекватно
художественная работа фиксируется самосознанием художника, а также
общественным мнением и теоретическими формами осмысления художественной
жизни. Специфика художественного образа в фотоискусстве состоит в том, что
это изобразительный образ документального значения. Фотография даёт образ,
сочетающий в себе художественную выразительность с достоверностью и в
застывшем изображении воплощающий существенный момент действительности.
Знаменитые фотографии, на которых запечатлены комбат, поднимающ-ий солдат в
атаку, встреча героев обороны Брестской крепости, сочетают в себе
художественную силу и значение исторического документа.
Фото-образ, как правило,- изоочерк. Жизненные факты в фотографии почти без
дополнительной обработки и изменений перенесены из сферы деятельности в сферу
художественную. Однако фотография способна взять жизненный материал и как бы
переломить действительность, заставив нас по-новому видеть и воспринимать её.
Отмеченная закономерность действует на стыке информативно-коммуникативного и
коммуникативно-художественного её значения: голый факт можно отнести к сфере
информативной, но его художественная интерпретация уже будет явлением другого
порядка. И именно эстетическое отношение фотографа к снимаемому факту
определяет конечный результат и эффект снимка.
Отдельные аспекты фотографии как вида искусства проявляются в выборе цвета,
художественного стиля, жанра, изобразительного языка, специфических приёмов
обработки фотоматериалов, личностного отношения фотографа к создаваемому
произведению и т. д. Цвет - один из важнейших компонентов современного
фотоискусства. Он возник в фотографии под влиянием желания приблизить
фотоизображение к реальным формам предметов. Цвет делает фото-образ внешне
более достоверным. Этот фактор сначала вызвал потребность в раскраске кадров,
а позднее дал толчок развитию цветной фотографии. Существенно здесь и влияние
традиций живописи, в которой исторически нарастало смыслообразующее
использование цвета. В своих высших достижениях художественная фотография не
раз отвергала тезис о статичности своих изображений. И цвет в этом отрицании
неподвижности играет не последнюю роль. На опыте цветных снимков можно
сформулировать правила использования цвета в фотографии. Первое из них -
снимать в цвете лишь тогда, когда это имеет принципиальное значение, когда
без цвета невозможно передать то, что замыслено. Второе правило: символика
цвета, света, игры тонов и оттенков, накопленная и аккумулированная
предшествующей культурной тенденцией, опытом старших видов искусства -
живописи, театра и более поздних смежных технических - кино и телевидения,
может эффективно использоваться в фотографии. Третье правило: использование
контраста цветового для создания контраста смыслового. Фотография ещё не
совсем освоила цвет. Ей предстоит полнее вобрать всю цветовую палитру мира.
Цвет должен быть освоен фотографией эстетически, и стать средством не только
изображения, но и концептуального осмысления реальности.
Этот параграф раскрыл нам удивительную взаимосвязь искусства и фотографии,
показал, что фотография является отдельным «полноценным» видом искусства
играющим огромную роль в эстетическом развитии человека.
2.2. Эстетическая сущность фотографии.
Во втором параграфе второй главы мы считаем необходимым раскрыть эстетическую
сущность фотографии, для того чтобы выяснить действительно ли фотография
играет роль в развитии эстетического восприятия.
Важность фотографии в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как
она является его важным элементом. Особенность фотографии как средства как
средства восприятия заключается в том, что в фотографии "наглядно сгущен,
сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство". В фотографиях
различных видов люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно
развивающемуся миру общественной жизни и природы. "В фотографии отражается
человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы". фотография дает
огромный материал для познания жизни. «В этом-то и заключается основная
задача фотографии, что фотограф, подмечая основные тенденции развития жизни,
быстро воплощает их в своих работах фотограф создает, художественные образы,
которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека,
заставляя его постоянно размышлять о своем месте и назначении в жизни».
В процессе общения ребенка с явлениями фотографии, накапливается масса
разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.
Фотография оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека.
Фотограф, создавая свое произведение, глубоко изучает жизнь, вместе с героями
любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется и страдает. Хорошая
фотография вызывает наше ответное чувство. "И хотя сам по себе творческий
процесс создания фото-произведения как будто уже совершился, каждый человек
вслед за фотографом погружается в него всякий раз, когда воспринимает
фотографическую картину. Он вновь и вновь в меру своих личных способностей
становится творцом, "фотографом-художником", переживая жизнь как бы "душой
автора" того или иного произведения, радуясь или восхищаясь, удивляясь или
испытывая гнев, досаду, отвращение".
Встреча с явлением фотографии не делает человека сразу духовно богатым или
эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и
человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи
с прекрасным.
"Постижение фотографии есть познавательный процесс глубоко творческого
характера", - отмечают авторы книги "Эстетическое воспитание школьников".
"Энергия активного, творческого отношения человека к фотографии зависит как
от качества самой фотографии, и от индивидуальных способностей человека, от
его собственного духовного напряжения и от уровня его художественного
образования". Те же авторы сделали правильное замечание: "Только подлинное
искусство фотографии воспитывает, но только человек с развитыми способностями
может пробудиться сотворчеству и творчеству". фотография может и не выполнить
своей воспитательной роли, если ребенок не получит собственно художественного
развития и образования посредством фотографии, не научится видеть,
чувствовать и понимать прекрасное в ней.
Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен,
что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические
явления. Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться
искусством, развить эстетические потребности, восприятие, интересы, довести
их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.
Рассматривая проблему эстетического восприятия средствами фотографии
необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Нужно так развивать
его способности, его эстетическое восприятие, чтобы, достигнув определенного
возраста, он мог наслаждаться творчеством. Воспитание фотографией тем самым
преследует цель, прежде всего воздействия на внутренний мир ребенка, на его
индивидуальное духовное богатство, которое определит и его дальнейшее
поведение". В связи с этим становится совершенно понятно: для того, чтобы
вести ребенка по пути творческого постижения искусства фотографии, нужно
знать, как воздействует фотография, в чем заключена ее воспитательная роль.
Существует несколько жанров фотографии: художественная, документальная,
репортажная. Специфика каждого жанра фотографии в том, что они особо
воздействует на человека своими специфическими художественными средствами:
колоритом, композицией. Приведу отрывок из книги А. Гусеева "Искусство
фотографии".
"Фотография обращена к нашему чувству цвета. Созерцая фотографию, скажем
какой ни будь пейзаж, мы не только замечаем общий колорит, распределение
цвета, гармонию тонов, их взаимную уравновешенность, но следим за
композицией, точностью и выразительностью фотографии. Все это вместе дает нам
реальную возможность приблизиться к постижению смысла, творческому
сопереживанию. Мы замечаем, что во всей фотографии есть какая-то тревога,
радость, спокойствие, она гармонично уравновешенна, сохранено ощущение
гармонии с миром и она раскрывает нам этот пейзаж настолько, что по нему мы
уже имеем представление о природе в целом. И мы понимаем, что перед нами одно
из самых глубоких и прекрасных воплощений пейзажной съемки.
Каждый жанр и вид фотографии обращен к любой человеческой личности. А это
предполагает, что любой человек может понимать все виды фотографии.
Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать
воспитание и развитие ребенка лишь одним видом, жанром фотографии. Только
совокупность их может обеспечить нормальное развитие эстетического
восприятия. Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно
испытывать одинаковую любовь ко всем видам фотографии. Способности ребенка
неодинаковы, и потому каждый волен, в соответствии с ними, предпочитать тот
или иной полюбившийся ему вид фотографии. Фотография должна быть доступна
человеку, она имеет огромное значение в его индивидуальной жизни. Полноценное
воспитание невозможно без восприятия человеком и без воздействия на него
искусства фотографии. Тем самым духовные силы ребенка будут развиваться более
или менее равномерно».
2.3. Восприятие природы младшими, школьниками посредством, фотографии
Взаимодействие ребенка и фотографии природы прежде всего начинается с
восприятия. Особенностям восприятия детьми этих фотографий посвящен данный
параграф.
Итак, фотография достигает своей воспитательной, образовательной цели, когда
она непосредственно воспринята школьником, когда освоена ее идейно-
художественная сущность. Очень важно уделять особое внимание именно процессу
восприятия фотографии.
Можно выделить три важные этапа восприятия фотографий природы школьником.
К первому этапу освоения относится первичное восприятие, первичное творческое
воссоздание в сознании художественных образов природы. Сущность этого этапа
состоит в том, что первичное восприятие детьми необходимо продумывать. При
первичном, неорганизованном восприятии, детьми, как правило часто упускается
то, что показалось неинтересным, что прошло мимо их внимания ввиду недостатка
жизненного опыта или слабости художественно-эстетического развития.
"В том, мимо чего прошел ребенок, нередко остается существенное и важное, без
чего невозможно воспроизведение целостной картины пейзажа, его глубокое
освоение".
С самого начала преподавания фотографии необходимо развивать в детях комплекс
способностей всестороннего восприятия, соучастия в творчестве.
Первичное освоение предъявляет специфические требования к формам организации
восприятия. уделять особое место в своей работе вопросам методики. "Наиболее
эффективно первая встреча ребенка с природой происходит в форме свободного
разглядывания фотографии. Педагог предварительно заинтересовывает детей,
указывает, на что обратить особое внимание и побуждает к самостоятельной
работе. Таким образом, реализуется педагогический принцип единства
организации коллективной классной, внеклассной, внешкольной и домашней
работы.
Внеклассная и домашняя работа со своими более свободными формами постепенно
становится органической частью учебных занятий. С этой целью учитель на уроке
учит детей навыкам и приемам самостоятельной работы. На уроках приучают детей
к коллективному рассмотрению снимка, индивидуальному рассмотрению. Все это
позволяет детям в соответствии с заданиями учителя уделять серьезное внимание
первичному восприятию вне урока: индивидуальному и коллективному просмотрам,
совместным походам на фото-сессии.
На этом этапе можно использовать такие методы, которые стимулируют детскую
деятельность по активному восприятию: заинтересовывают детей сюжетом
фотографии, художественными приемами, используемыми автором. В процессе
первичного восприятия в целях формирования в сознании школьников более ярких
образов, общей картины нужно привлекать исторический фото материал,
дополнительные сведения о процессе создания фотографии.
В рамках внеклассных и домашних занятий предлагается дать детям задания по
отысканию материала, характеризующего, рассмотренное ранее фото. Выполнение
исследовательских заданий по сбору материала, касающихся создания пейзажного
фото, обсуждение с детьми спорных мест в в той или иной фотографии,
непонятных деталей и терминов — все эти приемы активизируют восприятие,
делают его более глубоким и полным, порождают устойчивый интерес, создают
реальную основу для дальнейшей работы.
В педагогической практике предлагается привлекать и опыт личных отношений
ребенка. Давать, например, творческие задания по сопоставлению, сравнению
переживаний, возникающих в процессе рассмотрения фотографий.
Второй этап постижения фотографического изображения школьниками, можно
охарактеризовать, как организацию процесса получения учителем обратной
информации о глубине первичного усвоения учащимися материала и одновременно
активностью духовного переживания детьми воздействия фотографии. Сущность
этого этапа заключается в том, что учителя предоставляют ребятам возможность
творческого воспроизведения показанных пейзажных фотографий или их частей в
собственной деятельности, чтобы выяснить стало ли та или иная фотография
духовным достоянием школьника.
На этом этапе работы по восприятию фото произведения огромную роль играет
анализ фотографий с самостоятельными оценками и проведение свободных
творческих обсуждений и дискуссий. Использовать словесное описание сюжета
данного фото, основной идеи, оценку композиции, средств художественной
выразительности фотографии.
И третий этап освоения пейзажного фото школьниками, можно характеризовать как
этап научного постижения фото деятельности, научного анализа.
В качестве главных методов на этом этапе выступают методы теоретического и
научного анализа. Постижение ребенком фотографии с помощью анализа, можно
организовать двумя путями.
Первый состоит в том, чтобы школьник сделал самостоятельную попытку
теоретического осмысления. В различных формах ему даются задания: подготовить
доклад, выступить в ходе обсуждения, составить критический обзор, вскрыть
основную идею, описать сюжетную линию, дать оценку. В задания включаются
требования выделить основные приемы, которыми пользуется фотограф, оценить
его манеру, стиль, подачу.
Конечно, сам школьник не всегда сможет разобраться в сложных теоретических
вопросах, даже если воспользуется консультацией и справочной литературой.
Однако педагогические выгоды именно такого начала анализа фотографий состоят
в том, что ребенок знакомится с широким кругом вопросов, осознает, как много
нужно работать, чтобы проникнуть в тайну мира фотографии. У него возникнет и
разовьется интерес и желание глубокого творческого освоения фотоискусства.
Третий этап восприятия художественного произведения несомненно важный, но на
мой взгляд, его очень сложно осуществить в начальных классах, ввиду
ограниченности знаний и развития аналитической деятельности младших
школьников. Психологически важно, чтобы педагог, давая самостоятельные
творческие задания, организовал их тщательный учет и разбор.
На основе первых трех этапов, можно предложить осуществить четвертый, этап
повторного и вместе с тем нового, на более глубоком уровне восприятия и
понимания идей и художественных образов, освоения фотографий. "Именно на этом
этапе происходит глубоко индивидуальный внутренний процесс превращения идей
для создания того или иного фото снимка в духовное достояние личности, в
орудие мышления и оценки действительности, в средство духовного общения с
другими людьми".
Фотограф с помощью создаваемых им образов видит в жизни важное, существенное,
значительное и умеет ярко, образно показать это невидимое, вместе с тем
важное всем. Это постижение уже открытого фотографом - сложный и
многоступенчатый процесс. Глубоко понять его сущность, умело отобрать
фотографии для постижения их детьми, учесть в связи со спецификой фото
специфику форм и методов учебной работы в школе — все это необходимо для
повышения идейно-эстетического воспитательного влияния фотографии на детей".
Глава III. Теоретическая разработка урока, целью которого является - развитие
эстетического восприятия природы, младшими школьниками, средствами
фотографии.
Выводом работы стало положение о том, что фотография является незаменимым
средством для наиболее полного развития у детей эстетического восприятия.
На основе всего вышеперечисленного можно сделать еще один вывод, что интерес
младших школьников к фотографии к лучшему пониманию природы посредством
фотографии довольно высок. Им нравиться не только ходить в театр на
представления, посещать различные выставки или цирк, но они также хотели бы
больше узнать о искусстве фотографии о познании через нее замечательного мира
природы, тех ее таинств которые проявляют к себе большой интерес. К
сожалению, книги на данную тему и образовательные передачи по телевидению,
как источник информации для младшего школьника сегодня не доступны. В этом
можно убедиться побывав в детских библиотеках города. Литература по
фотографии в основном предназначена для более старшего возраста. Возникает
противоречие между потребностью в знаниях у младших школьников с одной
стороны и невозможностью их получения – с другой. Один из выходов в данной
ситуации мы видим в введении элементов фотографии в уроки художественного
цикла: изобразительное искусство, создавать внеклассные, кружковые занятия.
Этому посвящена следующая часть работы.
Цель этого этапа - выявить возможности средств фотографии в развитии
эстетического восприятия младших школьников. Для этого был разработан урок по
эстетическому воспитанию, где основным средством воспитания были
художественные фотографии, пейзажи. Разрабатывая урок, мы заметили, что в
литературе педагоги обращают внимание на некую особенность, которую нужно
знать учителю при знакомстве детей с искусством фотографии. Оказывается,
учителю самому мало знать сущность фотографии. Учитель должен помнить и
понимать, что он выступает посредником между ребенком и обширным прекрасным
миром фотографии. «Педагогическая задача учителя состоит в такой организации
процесса познания фотографии, которая способствует естественному и
органическому проявлению собственных духовных сил ребенка». Работа учителя по
знакомству детей с искусством фотографии должна быть системной и правильно
организованной.
«Правильная организация урока предполагает: четкую постановку цели занятия,
пробуждение у школьников интереса к теме урока, использование методов,
активизирующих логическое и образное мышление, самодеятельность учащихся, а
также их собственную оценочную деятельность, своевременную помощь слабым,
благожелательное отношение учителя к ученику, справедливую оценку их
деятельности». Планируя занятие, мы старались учитывать все представленные
требования.
Основной образовательной задачей урока было познакомить детей с понятием
«фотография» и с видами фотографии на конкретных примерах фото-произведений.
Воспитательной задачей явилось воспитывать интерес у младших школьников к
фотографии природы. Развивающей – способствовать развитию эстетического
восприятия природы посредством фотографии младшего школьника .
Перед уроком детям нужно предложить подготовить сообщения на заданные темы по
фотографии. Этими заданиями мы обеспечим самостоятельную поисковую работу
учеников.
За несколько дней до урока нужно оформить класс. Повесить на стены фотографии
репродукции фотографий природы принесенные учениками. Чтобы ребята имели
возможность заранее их рассмотреть.
Урок можно провести в форме «Путешествия в страну фотографии», что создаст
дополнительный эмоциональный настрой.
Деятельность на уроке должна быть весьма разнообразной: дети должны
рассмотреть фотографии, репродукции известных мастеров пейзажной съемки,
съемки животных, макро съемки выступать с докладами, слушать друг друга,
участвовать в обсуждении задаваемых вопросов.
Урок должен проходить на высокой эмоциональной ноте чтобы детям не было
скучно. Как мы уже отмечали выше, именно эмоциональные реакции и состояния
ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания, и
посредством его развития эстетического восприятия. Показатель действенности
этого урока по окончании должен быть очень высок. Экспозицию из фотографий
можно оставить висеть еще на неделю, чтобы ребята, получив о них новую
информацию, смогли еще раз посмотреть, увидеть уже в знакомых фотографиях
что-то новое Результаты такого урока могут проявить себя позднее на других
уроках, допустим на уроках природоведения, биологии.
Результативность этого урока несомненна: средства фотографии действительно
могут оказывать на младшего школьника свое неограниченное воздействие.
Правильно организованный, нацеленный на ребенка урок, вызывает неподдельный
интерес и отклик в каждом ученике. Эмоционально насыщенный материал оставляет
глубокий отпечаток в душе ребенка, который в будущем станет основой
становления эстетического восприятия, эстетического воспитания, вкуса,
идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство к
искусству фотографии отложит свой отпечаток и на отношении к жизни,
действительности. С эстетическим развитием происходит и духовное развитие
человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра
перерастет в осознанное отношение и к занятиям фотографией и к жизни.
Таким образом, средства фотографии при правильной организации и подаче их
ученику действительно способствуют его эстетическому, интеллектуальному и
духовному развитию, а главное развитию его эстетического восприятия, без
которого в будущем человек не сможет полноценно жить и воспринимать
действительную красоту природы и мира в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема эстетического восприятия довольно полно разработана в отечественной
и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ
литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. Развитие
эстетического восприятия действительно занимает важное место во всей системе
учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие
эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил,
духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных
представлений, мировоззрения.
Анализируя литературу, мы сделали вывод, что фотография является очень важным
средством, способствующим развитию эстетического восприятия. Исследование
показало, что материал по фотографии природы обладает большим эмоциональным
потенциалом. Именно сила эмоционального воздействия является путем
проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических
качеств личности.
Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась.
Действительно, средства фотографии, используемые в учебно-воспитательном
процессе, являются эффективным средством развития эстетического восприятия
младших школьников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством
фотографии воспитать полноценное эстетическое восприятие. Однако, на практике
мы столкнулись с тем, что учителя мало пользуются фотографией в целях
эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию
практических навыков. Это недопустимо, так как эстетическое воспитание и
развитие личности будет неполноценным. На наш взгляд, реализуя полноценное
эстетическое воспитание ребенка с целью развития эстетического восприятия в
младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой
личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные
эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный
потенциал.
Вот те выводы, к которым мы пришли в ходе нашей работы.
Библиография:
1. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по
спец. №2110 “Педагогика и психология (дошк.)”. В 2 ч. Ч 1. Содержание
коммунистического воспитания в детском саду // Н. А. Курочкина, Б. С.
Лейкина, В. И. Логинова и др.; Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. –
2-е изд; испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 256стр.
2. Зверев И. Д. Экологическое и эстетическое образование школьников. –
М.: Педагогика, 1984. – 140стр.
3. Краткий словарь по эстетике. Кн. Для учителя // Под ред. М. Ф.
Овсянникова. – М.: Просвещение, 1983. – 223стр.
4. Линник Ю. В. Природа и эстетическое воспитание. – В кн.: Основы
эстетического воспитания. М., 1975.
5. Природа и функции эстетического. М., 1968.
6. Эстетическое воспитание школьников. Вопросы теории и методики – М. Д.
Таборидзе, Д. К. Бусурамвили, О. Г. Алавидзе и др.; Под ред. М. Д. Таборидзе.
– М.: Педагогика, 1988. – 101стр.
7. Котикова О. П. Эстетическое воспитание школьников: Программы кружков
и факультативной деятельности. - Мн.: Універсітэцкае, 1998.-165 с.
8. Котикова О. П. Эстетическое воспитание старшеклассников: Учеб. метод.
пособие. - Мн.: Універсітэцкае, 1999.-157 с.
9. Смольянинов И. Ф. Красота природы и воспитание красотой. - М.:
Знание, 1985.-64 с.
10. Синюкова В. С. Цветы и пейзажи России: В помощь живописцам. – М.: АСТ,
2002.
11. Назаретская К. А. Формирование интересов учащихся в области искусства. –
Казань, 1970.
12. Усов Ю. Н. Учебно-воспитательная деятельность в детских и подростковых
фото-коллективах. – М, 1987.
13. Ларин А. Е. Эстетическое воспитание – Мн.: Вышэйшая школа, 1992.
14. Иофис Е. А. Фотокружок в школе – М.: Знание, 1989.-75 с.
15. Салеев В. А. Ивашкевич О. В. Эстетическое восприятие и детская фантазия
– Мн.:НИО, 1999.-126 с.
Страницы: 1, 2
|