Курсовая: Социальная педагогика
Курсовая: Социальная педагогика
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1. История вопроса по социологии семьи и важности социальной
работы
4
2. Русская социология семьи.
6
3. Понятие неполной семьи. Работа социального педагога по решению основных
проблем в неполной семье
10
Заключение 21
Список литературы 23
Введение
Грамотно поставленная работа социального педагога помогает решить множество
задач. Всестороннее воздействие на личность ребенка и грамотно поставленная
работа социального педагога помогает решить проблему адаптации детей в
обществе. Все в комплексе способствует улучшению взаимопонимания и
взаимопомощи с клиентами социальной службы: детьми, их родителями,
педагогами, воспитателями.
Актуальность проблемы по особенностям социальной работы социального педагога
с неполной семьей заключается в следующем. Несмотря на то, что мы давно живем
в относительно цивилизованном обществе, несмотря на то, что издано огромное
количество работ по психологии, социологии, педагогике и многим другим
наукам, проблем в среднестатистической семье не уменьшается. Об этом
свидетельствует статистика разводов и различные социологические исследования.
Кроме того, решение внутрисемейных проблем происходит на достаточно
примитивном уровне. Об этом регулярно сообщает хроника из оперативных сводок
МВД России. Мы узнаем об убийствах, тяжких телесных повреждениях,
нелицеприятных разделах имущества, о том, почему дети убегают от своих
родителей и не хотят возвращаться в родной дом из приюта.
Проблемы социальной работы с детьми из неполных семей, ответственности
родителей и всего нашего общества за этих детей были и всегда будут одними из
главных в педагогике, социологии и психологии, ведь будущее страны зависит от
того, каким придет на смену это новое поколение.
Среди миллионов детей и подростков – жизнедеятельных и целеустремленных –
встречаются такие, которых принято называть трудновоспитуемыми. Все это
связано с определенными конфликтами в семье, накладывающими свой отпечаток на
детей. Наше общество не может закрывать глаза на то, что именно из
неблагополучных семей и выходят эгоисты, лицемеры, лодыри, а то и малолетние
правонарушители.
Воспитание детей – огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи
родителей, ибо, сколько бы ни ссылались на детские учреждения (детские сады,
школы), большую часть времени ребенок находится в семье.
Но не всегда родители справляются со своими обязанностями. Это происходит по
разным причинам. Сложнее всего, конечно родителям, которые воспитывают
ребенка одни, без супруга или супруги. Опекуны также сталкиваются со
множеством проблем. Даже тогда, когда в семье есть и мама и папа, но нет
старшего поколения (бабушек и дедушек), тогда тоже очень непросто. Если все
эти факторы еще осложняются и социальными неблагополучиями (пьянством,
наркоманией, безработицей), то дела обстоят совсем плохо. Тогда и приходят на
помощь социальные службы.
Укрепление семьи – острая социальная проблема. Ведь именно в семье
происходит, в основном, формирование характера, навыков и взглядов ребенка.
И зачастую от семьи зависит, получит ли общество полноценных граждан.
Эффективная работа социального педагога поможет справиться со множеством
трудностей, стоящих перед семьей, но все же изначально должна быть помощь и
на государственном уровне. Вопросы финансирования, социального обеспечения,
правовые основы деятельности и защиты и многие другие остаются зачастую
неразрешенными, что, конечно, затрудняет и без того сложную работу
социального работника или педагога.
Основные методы, которыми пользуется в своей работе современный социолог,
такие, как тестирование, анализ, наблюдение, консультирование,
психодиагностика, опрос, анкетирование, сделают его работу наиболее
продуктивной.
1. История вопроса по социологии семьи и важности социальной работы
Истоки социологического исследования семьи идут от работ французского
социолога Фредерика Ле Пле (XIX в.) и американского социолога Эрнста
Берджесса (XX в.). Основные социологические теории можно применить к
изучению семьи следующим образом: теории конфликта и структурного
функционализма относятся к макросоциологии семьи, а символический
интеракционизм, этнометодология, теория обмена, психоаналитическая теория и
социометрия — к микросоциологии семьи. Две последние теоретические традиции
являются также признанной основой практической работы по изменению семейных
отношений, тогда как первые три подхода сосредоточены в основном на
объяснении семейных процессов, причем феноменологическое направление
пытается избавить анализ от искажающего воздействия обыденных интерпретаций,
продуцируемых повседневностью семейной жизни. В русской социологии семьи
ощутимы семена интеракционизма, социологии понимания и психоанализа, особо
следует отметить влияние марксизма и марксистского феминизма на развитие
отечественной социологии семьи в 20-х — 80-х гг. XX в.
Среди социологов, пожалуй, не найти тех, кто ни разу не упомянул бы по
какому-либо поводу семью, тем не менее ученых, специализирующихся в области
социологии семьи, не так-то много. По-видимому, многое зависит от роли
семейного измерения общества. В XIX в., когда ключ к настоящему и будущему
связывали с очень популярной тогда темой происхождения человечества, семья
оказалась в центре внимания не случайно. Ф. Энгельс (1820-1895) посвятил
марксистской трактовке происхождения семьи отдельную книгу. В первой половине
XX в., стремясь понять, как устроено общество, социологи рассматривали семью
как стабилизирующий механизм. Основатель структурного функционализма Т.
Парсонс (1902-1979) неоднократно обращался к теме семьи и написал вместе с
Р. Бейлзом работу по социализации семьи.
Однако, если искать тех, кто положил начало собственно социологии семьи, то
прежде всего следует назвать имена французского социолога Фредерика Пьера Ле
Пле (1806—1882) и американского социолога Эрнста Берджесса (1886—1966),
одного из первых президентов Американского Национального Совета по семейным
отношениям.
Ле Пле поставил семью в центр интересов всей социологии, сделав ее
независимой переменной по отношению к остальным социальным процессам. Более
того, он единственный из социологов XIX столетия, кто восстал против
либерально-демократической идеологии индивидуализма, эмансипировавшей
индивида от семьи и превращавшей его в строительный блок государства.
Фундаментальным элементом общества является семья, корневая семья, по Ле Пле
(родительская семья плюс репродуктивная семья, как правило, старшего сына).
Социальный порядок и подлинная свобода зависят от роли семьи в обществе,
корневой семьи, которая исключает ригидность патриархальной семьи и
«эгоистический атомизм» современной, нестабильной семьи. Стремясь исследовать
общество как естествоиспытатель, Ле Пле хотел понять причины социальных
революций через «самоличное» изучение простейшей модели общества — семьи,
через социальное возвышение и падение семей.
О влиянии Ле Пле можно судить по следующему факту. Карл Циммерман, друг
Питирима Сорокина по Миннесотскому университету (им принадлежит внушительный
трактат по социологии села), в начале 30-х годов повторил бюджетные
исследования, и, хотя результаты не полностью совпали с данными Ле Пле, ему
удалось установить, что система сельской семьи в силу ее близости к
«традиционной» оказалась лучше адаптирована к эпохе Великой депрессии, чем
урбанизированная семья. Следует к этому добавить, что, по мнению видного
американского социолога и историка семейных изменений Аллана Карлсона, Ле Пле
явился родоначальником интеллектуальной традиции — Ле Пле — Карл Циммерман -
Питирим Сорокин — Роберт Нисбет, — которая усматривает истоки любых
разновидностей тоталитаризма в упадке семьи и которая переориентирует
социальную науку с «индивидоцентризма» на семью как исходную «клеточку»
социума, относя семейные изменения к важнейшему фактору социальной истории.
Э. Берджесс, определявший семью как «единство взаимодействующих личностей» и
увидевший в крахе «традиционной» семьи не институциональный кризис семьи
вообще, а лишь «усиление» эмоциональных опор брака, и тем самым института
супружества как автономного от семьи социального образования, стал лидером
социально-психологической перспективы в изучении семьи как микрогруппы.
Тезис Э. Берджесса о переходе семьи-института к супружескому партнерству и
товариществу нельзя трактовать как переход от семьи-института к семье,
переставшей быть социальным институтом. Речь идет об изменении в рамках
семьи-института характера групповых взаимоотношений между супругами и всеми
членами семьи. Таким образом, Э. Берджесс говорит о смене типов семьи как
малой группы внутри социального института семьи. В этом смысле можно сказать,
что было угадано возникновение нового стиля семейных отношений, новое
распределение семейных ролей. Распространение семей с двумя работающими
родителями сопровождалось изменениями в числе детей, в брачности и
разводимости. Поэтому Э. Берджесс как бы предвосхитил обособление супружества
в качестве потенциально нового института, что становится реальностью лишь в
условиях кризиса и краха семьи как социального института.
Расщепление прежнего институционального единства родительства - супружества -
родства на автономные от семьи и друг от друга части действительно связано с
разрушением семьи как таковой. Разумеется, можно (как это и делается сегодня)
бесконечно расширять границы семейности и смягчать научные критерии семьи
(конституирующие семью по эффективности выполнения социетальных функций
рождения и социализации детей), резервируя слово «семья» для обозначения
«остатков, осколков» семейного образа жизни. И тогда супруги без детей, один
родитель с ребенком, родная тетя с осиротевшим племянником, дедушка с внуком
и т.п. могут зваться «семьей» в социальных науках, в том числе и в социологии
семьи, давно уже перегруженной обиходными интерпретациями.
Во второй половине XX века в социологии семьи, благодаря стараниям Р. Хилла,
направленным на создание системных теорий, учитывающих разные уровни
изучаемого объекта, были предприняты попытки создания концептуально-
терминологического аппарата, способного органично соединить исследование
семьи одновременно как института и малой группы.
Одна из них получила широкую известность и породила множество модификаций, в
т.ч. и в области социологии семьи. Это — типология теорий американских
социологов Г. Баррела и Г. Моргана, выделяющих четыре блока теорий в
зависимости от ориентации субъективистского и объективистского планов и от
радикального или умеренного характера преобразований социума (радикальный
гуманизм, радикальный структурализм, интеракционизм, функционализм).
Ведущим направлением в социологическом исследовании семьи является
символический интеракционизм— сегодня не возможно представить разработку
основополагающего раздела — социализации детей — вне перспективы
символического интеракционизма, независимо от того, признается этот вклад или
отрицается. Не случайно в первом изданном на русском языке путеводителе по
интеракционизму - книге «Социальная психология» американского социолога
Тамоцу Шибутани (блестяще переведенной В. Б. Ольшанским) четыре главы
посвящены социализации личности, а обращения к воздействию семьи на
формирование личности детей являются постоянными.
2. Русская социология семьи
Предыстоки современной отечественной социологии семьи — в позитивистской
школе, строящей социологию по образцу естествознания, и в субъективистской
школе, требующей особого метода изучения при исследовании особого объекта —
человеческой истории, где действуют люди, стремящиеся к достижению своих
целей.
Мало кто из социологов прошлого не упоминал семью, пытаясь объяснить, как
устроена общественная система. Но мало и тех, кто посвятил семье, браку,
родству и связанным с ними отношениям специальные работы. Очень известно имя
Н. К. Михайловского и его учение о семье и о возврате к простой кооперации, на
новом витке истории, возврате к такому типу семьи, какой гарантирует
благополучие и самостоятельность личности27.
Важно, что Н. К. Михайловский не идеализирует семью, она может с другими
элементами среды накладывать оковы на личность, в эмбриональном состоянии
содержит все антагонизмы «сложной кооперации». Однако это не дает основания
отвергнуть семью вообще как «патриархальщину», «борьба за индивидуальность»
не исключает, а напротив, предполагает семью, которая, если и не порождает
альтруизм, то и не противоречит ему.
Максим Максимович Ковалевский (1851—1916), выдающийся отечественный
социолог, был в глазах Запада «символом русской науки в области социальных
знаний». Профессор А. Мелле (Франция) назвал его «великим социологом», и,
безусловно, М. М. Ковалевский являлся ключевой фигурой в русской и зарубежной
социологии. Он был лично знаком со многими научными светилами. Два его
секретаря и ученика стали украшением русской науки - П. Сорокин и Н.
Кондратьев, получили известность его последователи К. Тахтарев, Г. Гурвич,
Н. Тимашев.
М. М. Ковалевский внес большой вклад в разработку генетической социологии,
отказывающейся искать единый, универсальный фактор истории и анализирующей
взаимодействие и взаимовлияние социальных феноменов. Генетическая социология
рассматривает все многообразие данных сквозь призму исходных элементов
общества. В этом русле анализа генезиса институтов и общностей находится
исследование происхождения и развития семьи, рода, племени. В 1895 г. вышла
в свет классическая работа М. М. Ковалевского «Очерк происхождения и
развития семьи и собственности», где показано, что нельзя смотреть на любое
историческое явление как на уравнение с одним неизвестным, что семью нельзя
понять через один какой-либо фактор. Следует учитывать физиологическую,
психологическую, экономическую, социальную и пр. стороны, в частности, важно
изучить солидарность и способность к самопожертвованию малых семей,
появляющихся после распада больших домохозяйств, «семья — великая школа
альтруизма, которая спасет мир...».
Владимир Михайлович Бехтерев (1857—1927) — выдающийся ученый, психиатр,
психотерапевт, своеобразный «русский Фрейд». Много внимания он уделял
социальным аспектам психических явлений, основал Институт познания человека
(Психоневрологический). Он считал, что внушение, благодаря применению которого
к нему пришла широчайшая известность, как «фактор заслуживает самого
внимательного изучения для историка и социолога. Иначе целый ряд исторических
и социальных явлений получает неполное, недостаточное и, быть может, даже
несоответствующее объяснение». В. М. Бехтерев как психотерапевт много сделал
для становления отечественной семейной психотерапии. Особенно значительны
результаты работ по детской психологии, причем интересно, что ученый
использовал наблюдения и над своими детьми в исследовательских целях.
Среди российских ученых немало тех, кто так или иначе касался проблем брачно-
семейных отношений. Можно назвать, например, работы М. Туган-Барановского в
области мотивов репродуктивного поведения и, конечно же, многочисленные
труды Александры Коллонтай, самой знаменитой из отечественных феминисток. Ее
вклад в социологию семьи противоречив. С одной стороны, обоснование
необходимости развала семьи и ликвидации воспитания детей в семье на основе
«принципа коммунизма», признающего, «что забота о подрастающем поколении
должна быть делом не родителей, а государства». Интересно при этом, что
обоснование отказа от семейной социализации производится с явно
антиэкзистенциальной точки зрения и в интересах государства, государственного
производства: «...Вынужденное совместительство - воспитание младенца и
профессиональная работа — понижает трудовую энергию женщины ...мать,
обязанная тратить все свои свободные от профессиональной работы часы на
ребенка, никогда не даст максимума производительности на профессиональной
работе».
С другой стороны, она дает четкий анализ социальной организации семьи,
различии в организации семьи докапиталистической и семьи на стадии наемного
труда при капитализме. «Базой дошедшей до нас формы семьи (это написано было
в 1914г.) служили определенные хозяйственные начала. В основе семьи лежали
производственные отношения, сковывающие членов семьи прочнее, чем могли
сковать их самые близкие узы крови... В те времена, когда семья представляла
собой хозяйственную единицу... и при том не потребительскую лишь, а и
производительную, творческую, семья ...могла производить все необходимое для
своих членов — забота о потомстве, содержание, воспитание, обучение его
входили в естественный круг ее неотъемлемых обязанностей. Семья для своего
процветания — экономического и социального — нуждалась в новых членах, в
постоянном притоке свежих рабочих рук. Нет ничего удивительного, что в то
время ответственность за потомство ложилась на семью...».
Вопрос об охране материнства и детства не возникал и не мог возникнуть, пока
семья оставалась не затронутой капиталистической индустриализацией. А.
Коллонтай уловила главное — при капиталистическом разделении труда с
индивидуальной оплатой на долю семьи не выпадает никаких производственных
функций, хотя остаются функции материнства, содержания и воспитания
подрастающих поколений, т. е. функции, не подкрепленные новыми формами
организации, коли старые оказались изжитыми. Другими словами, рождение и
воспитание детей осуществлялись в семье благодаря ее роли хозяйственно-
производственной единицы. Исчезает эта роль, и в обществе пропадают стимулы
к материнству и социализации детей. Поэтому эти функции должно взять на себя
государство нового типа, т.к. буржуазное государство на это не способно. А.
Коллонтай не видит возможности реанимации семьи, поскольку семья обречена
на распад. Даже если повернуть историю вспять и конфликт между
профессиональной и материнской ролью решить путем возврата женщины из всех
областей хозяйственной жизни снова в дом, в семью, то все равно «меры эти
были бы бессильны задержать процесс дальнейшего разложения семьи».
Освобождение женщины и развитие ее личности несовместимы с функционированием
семьи вообще, отсюда остается лишь один социалистический путь
«государственного страхования материнства» и общественной социализации новых
поколений. В начале двадцатого столетия парадигма социализма была очень
популярна среди российской интеллигенции, среди ученых. На этом пути искали
разрешения многих проблем, в том числе и проблем семьи. Не был исключением в
этом отношении даже Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), выдающийся
социолог XX столетия, который в интересах «современной семьи» также видел
«тормоз для проявления более высоких альтруистических порывов и поступков».
Однако распад семьи, тщательно описанный на материале тогдашних данных,
мыслился как «болезнь роста» всего уклада жизни, того роста, который несет с
собой и новую форму семьи «на смену отживающей». П. А. Сорокин как бы спорит
с Г. Спенсером, «около 30 лет назад» отметившим «дезинтеграцию» семьи,
зашедшую «слишком далеко», и поэтому следует «ожидать теперь движения по
обратному направлению», и, вероятно, по мнению Спенсера, семья, состоящая из
родителей и детей, восстановится снова и даже подвергнется дальнейшей
интеграции» (Спенсер. Основания социологии. СПб., 1898. Т. 2. С. 73-75). П.
Сорокин, ссылаясь на осуществленный им анализ материалов, пишет: «Как видно
из вышесказанного, действительность пока не оправдывает предположений
Спенсера, разложение не остановилось, а чем дальше, тем идет быстрее и, по-
видимому, в таком же направлении пойдет и в будущем, конечно, оно не ведет к
гибели семьи вообще. Семья как союз супругов и как союз родителей и детей,
вероятно, останется, но формы ее будут иными». Признается лишь распад
хозяйственного союза, и прогнозируется радикальное изменение внутрисемейных
отношений, соответствующее по идее новому укладу жизни. Возможность
исчезновения семьи вообще как социального института отрицается, т.к. на
смену «современной» семье идет новая ее форма, построенная на новых
ценностных основаниях:
а) на основе «свободного соглашения», а не принуждения;
б) на основе общественной педагогики, а не семейного опекунства, которое
прежде «смягчало чисто полицейскую, унтер-офицерскую систему государственной
педагогики», - в новых условиях, когда «государство и общество забудут о
своей роли полицейского, а будут педагогами», когда воспитание и обучение
«будет поручено специалистам», при «правильной постановке дела» в принципе
«нельзя не приветствовать вмешательства общества и государства в это дело»;
в) на основе общего блага, альтруистического поведения, направленного на
пользу общечеловечности, а не только на семейную пользу.
«И нет сомнения, — завершает свой анализ П. Сорокин, — что в этом начавшемся
единоборстве семьи и общества (вспомним «борьбу за индивидуальность» Н. К.
Михайловского) организация современной семьи будет разрушена: общественные
интересы - с одной стороны, интересы личности (обратная сторона
общечеловечности) — с другой, победят и фактически уже побеждают. Расширившийся
— и вглубь, и вширь — альтруизм (любовь к ближнему) и теперь уж требует
большего простора, чем узкие границы семейного альтруизма».
Большое значение для социологии семьи имеют взгляды П. Сорокина на семью как
на механизм социальной циркуляции и мобильности. Семья как «лифт»,
осуществляющий перемещения вверх и вниз по социальной лестнице, семейный
статус как фундамент социального положения личности, «селекции и
распределения индивидов» внутри различных социальных страт — вот предмет
изучения семьи в терминах социальной структуры и социальной динамики. П.
Сорокин говорит даже о «семейном тесте», о семье как средстве тестирования
способностей и отмечает, что современная семья выполняет эту роль лишь
частично, т.к. в обществе вертикальной мобильности «семейный тест» теряет
свое исключительное значение и складывается норма оценки личности не по
семейному положению и происхождению, а по личным качествам, тестируемым
детсадами, школами и прочими новыми институтами селекции.
В теории кризиса чувственной культуры отмечена всевозрастающая неспособность
«эмпирицизма» управлять человечеством и ходом социокультурных процессов. Это
следует рассматривать как реакцию на прежнее увлечение идеей революции, на
прежние социалистические иллюзии по переделке мира. Вместе с тем, с точки
зрения теории и практики социальной работы с семьями стоит задуматься над
предостережением этого великого русского социолога: «Чем больше экономистов
вмешивается в экономику, тем хуже она становится; чем больше политологов
участвует в реформировании, тем больше правительство нуждается в реформе;
чем больше социологов, психологов, антропологов и юристов вмешивается в дела
семьи, тем больше семей разрушается...». Вмешательство, преследующее цель
улучшения взаимоотношений в семье, имеет свои пределы, устанавливающиеся типом
культуры, типами институтов, в т.ч. типом семьи. Терапевтическая работа может
приносить эффект по очищению атмосферы отдельных семей, но она не в состоянии
изменить самый тип семьи, соответствующий "чувственной культуре", постепенно
уходящей с исторической сцены.
3. Понятие неполной семьи. Работа социального педагога по решению основных
проблем в неполной семье
Мы обычно называем полными те семьи, в которых есть отец, мать и дети. И все
же это еще не совсем полная семья. Не хватает третьего поколения — бабушки и
дедушки, этих трудно заменимых по своему опыту воспитателей.
Не говоря уже о том, что в семье трех поколений у папы и мамы остается
больше времени для отдыха и различных культурных мероприятий, присутствие
бабушки и дедушки создает столь необходимое ребенку ощущение уверенности. Его
отношения с ними складываются совсем по-иному, чем с родителями. Как ни
странно, но в этих отношениях больше равноправия, так как они требуют от
ребенка сочувствия, глубже развивают эмпатию. Папа и мама в представлении
ребенка — всегда самые сильные, самые ловкие, словом, самые-самые, а вот
бабушка и дедушка уже не такие, поэтому их надо больше жалеть.
Легко отличить людей, у которых в детстве была бабушка. Они лучше, сердечнее,
более чуткие.
Для достижения семенной гармонии важно заботиться о счастье не только самых
младших ее представителей, но и тех, кто уже переживает закат своей жизни.
Ничто так не искажает личность, не ослабляет ее жизненные силы, особенно в
преклонном возрасте, как чувство своей ненужности. Прекрасная гуманная
традиция — воспитание внуков — в большей мере решает эту проблему.
Однако существует и противоположное мнение — молодая семья должна, мол, жить
отдельно от стариков, тогда она чувствует себя увереннее, самостоятельнее,
никто не вмешивается в ее внутренние взаимоотношения. Бабушки и дедушки
всегда чересчур балуют детей, поэтому в семье трех поколений невозможно
обеспечить единые воспитательные требования.
Нечего сказать, аргументы весьма убедительны, но дело в том, что их сложно
применить к ситуации, когда дедушки и бабушки живут отдельно от своих детей и
внуков, но согласия и понимания между ними все равно нет.
Уважение и признание семьи заслуживают те бабушки и дедушки, которые
стараются понять интересы молодежи, умеют соблюдать ту границу, которую
нельзя нарушать, знают, во что не надо вмешиваться. Следует заметить, что
университеты культуры, над которыми часто иронизируют публицисты, очень
нужны современным бабушкам, так как позволяют им «держаться на уровне», не
дают увязнуть в повседневности, что часто таит в себе опасность возникновения
мелочных, но убийственных конфликтов.
Бабушкам и дедушкам следует подобрать себе те домашние обязанности, что
полностью соответствуют их компетенции. Но не только им, но и взрослым детям
необходимо ограничить в семье сферу своей деятельности и ответственности. Во-
первых, такое распределение разгрузит всех домочадцев, во-вторых, занятость
своими делами уменьшит опасность вмешательства в чужие дела.
Сейчас существует множество семей, живущих раздельно, здесь уж ничего не
поделаешь. И все же нельзя совсем исключать бабушку из жизни младшего
поколения. Семье очень нужны бабушки и дедушки.
Что говорит статистика
Источником данных о семье служат переписи населения и текущий учет рождений,
смертей, браков и разводов, миграции, а также выборочные обследования разного
рода, включая микропереписи. Органы госстатистики, опираясь на материалы
переписей и текущего учета, ежегодно расчетным путем определяют численность
населения по стране и регионам, состав по полу, возрасту и др., но не по
числу и составу семей: эти данные о семье можно получить только в годы
переписей населения.
Перепись 1897 г. была первой и всеобщей переписью населения и находилась при
ее подготовке и проведении в центре внимания общественности. Лев Толстой
рассматривал перепись населения «как социологическое исследование, которое
проводится для того, чтобы вывести законы социологии и на основании этих
законов «учредить лучше жизнь людей». Большое значение придавал переписи
населения 1897 г. великий русский ученый Д. И. Менделеев, который на ее
основе написал книгу «К познанию России», опубликованную в 1906 г. и
неоднократно переиздававшуюся. Выдающийся русский писатель А. П. Чехов
непосредственно участвовал в проведении переписи 1897 г. — руководил
группой счетчиков-регистраторов в Серпуховском уезде Московской губернии.
Особенно значительной была роль в организации и проведении переписи 1897 г.
известного русского ученого П. П. Семенова-Тян-Шанского, который в 1864—1875
гг. возглавлял Центральный статистический комитет, а в 1875-1897 гг. -
Статистический совет Министерства внутренних дел, в ведении которого
находилась статистика царской России.
Намеченная на 1915 г. вторая всеобщая перепись не состоялась из-за начавшейся
Первой мировой войны. В 1916 г. и в 1917 г. были проведены переписи
сельскохозяйственного населения, и лишь в 1920 г. удалось провести всеобщую
перепись, которая стала первой советской переписью (численность страны 137
млн. чел., в том числе горожан — 21 млн.). В 1923 г. вместе со Всесоюзной
переписью городского населения проводилась также промышленная перепись, а в
1926 г. была проведена охватившая всю территорию Всесоюзная перепись
населения (численность населения оказалась такой же, как и сейчас, в конце XX
века, — 147 млн. чел., тогда как горожан было лишь 18%, а не около трех
четвертей, как ныне).
Материалы следующей переписи 1937 г. были сожжены, поскольку численность
страны, в которой осуществлялись репрессии, не достигла величины, заранее
заявленной Сталиным. Всесоюзная перепись 1939 г. выявила численность на
уровне 170 млн. чел. при резком скачке горожан с 26 млн. (1926) до 56 млн.
Такого темпа роста городского населения, вызванного ускоренной
индустриализацией, не наблюдалось в Европе и в США (где для удвоения числа
горожан потребовалось 60 лет и соответственно 30 лет). В подобных
обстоятельствах возник кризис жилья, тормозивший нуклеаризацию семьи в
городах и ускоривший падение детности (наряду с влиянием противосемейной
идеологии государства и вопреки еще сохранявшейся у переселенцев из деревни
общекультурной ценности семьи с несколькими детьми).
Всесоюзная перепись 1959 г., проведенная через 20 лет после самой
разрушительной по людским потерям войны (и разрушительной для реальных, а
также потенциальных семей), обнаружила колоссальную разницу в перевесе
численности женщин над мужчинами (115 и 94 млн.). Разница в 21 млн. превысила
довоенную (8 млн.), причем 14,2 млн. перевеса женщин над мужчинами пришлись
на брачные возрасты 20—50 лет, что не могло не повлиять на снижение числа
браков и семей и на структурное падение коэффициентов рождаемости. Это
сужение возможностей вступления в брак для миллионов женщин не могло не
отразиться на таком переопределении этой ситуации, которое сделало
приемлемым и распространенным новые формы сексуального и репродуктивного
поведения женщин (прежде всего имеется в виду феномен матери-одиночки).
Всесоюзная перепись 1970 г. выявила расширение брачных возможностей женщин
(130 млн. женщин и примерно 111 млн. мужчин), причем превышение на 18,9 млн.
уже не включало возрастные группы от 20 до 30 лет. Общее число семей в СССР в
1970 г. было примерно 59 млн. против 50 млн. в 1959 г. В общей совокупности
семей около 80% состояли из одной брачной пары, причем примерно у пятой
части последних не было детей; состояли из двух и более брачных пар 3,7%
всех семей, и «осколочные» семьи, вообще не имевшие брачной пары, наблюдались
среди 14,9% «семей».
Слово «семей» заключено в кавычки, поскольку «осколочные образования»
представляли собой различные комбинации лишь из 2-х компонентов семьи
(родительства и родства). Семьей в переписях обычно считается «совокупность
лиц, проживающих совместно, связанных родством или свойством и общим
бюджетом», т. е. совместное проживание и общий бюджет добавляются к родству
вместо супружества и родительства, которые как бы подразумеваются, но явно не
формулируются. Из общего числа семей 35,4% имели одного ребенка, 26,4% -
двоих детей, 17% - 3 и более детей, 21,2% семей не имели детей вовсе (если
учесть, что примерно 7—9% пар остаются бездетными к концу репродуктивного
периода, то две трети бездетных — это еще не успевшие обзавестись детьми).
Перепись 1979 г. обнаружила замедление темпов роста общей численности, а
также городского населения. В России увеличилась до 69% доля горожан в общей
численности в сравнении с 52% в 1959 г. и 62% в 1970 г. (и до 74% в 1989 г.),
что также через изменение стиля жизни не могло не сказаться на положении
семьи и детей в общей иерархии жизненных ценностей. По переписи оказалось
36,7 млн. российских семей со средним размером семьи 3,3 чел. (3,2 в городе),
причем средний размер семьи, имеющей детей меньше 18 лет, был 3,8. На 1000
женщин старше 15 лет приходилось в среднем 1859 рожденных детей, а на женщин,
состоящих в браке, — 2038. Этими показателями исчерпывается статистическая
характеристика семей (за исключением данных по составу семьи), что
свидетельствует о скудости информации советских переписей.
Перепись 1989 г. оказалась последней всесоюзной переписью, последней еще и в
том смысле, что учитывались «семьи», а не «домохозяйства», которые впервые в
России стали регистрироваться в соответствии с международной практикой в
микропереписи 1994 года. Учет домохозяйств, а не семей позволяет включать в
анализ одиночек, поэтому средний размер домохозяйства оказался меньше
(2,84), чем средний размер семьи (3,2 в 1989 г.). С точек зрения
социологической и демографической интересны семейные домохозяйства с
несовершеннолетними детьми. Таковых оказалось среди всех домохозяйств 46,6%,
при этом на одно домохозяйство приходилось 1,6 ребенка.
Специалисты, изучающие структуру семей с помощью статистических методов
(это, прежде всего, демографы, экономисты и социологи), обращают внимание на
важность концепции, положенной в основу той или иной типологии.
Концептуальные различия ведут к разнообразию предлагаемых типов не только в
выборочных обследованиях, но и в переписях. Первое и классическое
обоснование принадлежит Н. И. Воробьеву, написавшему работу по материалам
переписи городского населения 1923 г. в Нерехте, - одном из городов
Костромской области. Под семьей им понималась группа лиц, связанных кровным
родством и общностью хозяйства, причем подчеркивалось, что изучать следует
фактические семьи с фактически существующими отношениями между ее членами.
Вместе с тем предлагалось выделять и неполные семьи без одного и даже двоих
родителей. Среди полных рассматривались простые семьи (нуклеарные, как сейчас
говорят) с одной супружеской четой и сложные (расширенные) с двумя и более.
Демограф И. А. Герасимова считает, «что его тезисы об измерении возраста
семьи длительностью брака супружеской пары, о выделении трех этапов развития
полной простой семьи — роста, зрелости и распада — нашли подтверждение и
развитие в последующих работах демографов». Идеи Воробьева оказали влияние
на «методологию разработки семейных переписей», на программу переписи 1926
г., как признавал один из ее инициаторов. Наиболее важна мысль об учете
динамики семьи, предвосхитившая жизненный цикл семьи.
Все последующие классификации состава семей исходили из попытки совмещения
нескольких критериев, а именно супружества (супружеская пара), далее родства
(супруги и их родители, дети, а также прочие родственники), наконец,
родительства (супруги - дети своих родителей и одновременно сами имеющие
детей). Разные конфигурации признаков по этим критериям образуют у разных
авторов отличающиеся в деталях типы семей, но основная цель классификации
одна: при переписи каждая семья должна быть учтена только один раз в одном из
типов.
Важно подчеркнуть общую черту для всех классификаций: за основу семьи
принимается нуклеарная, а не расширенная семья (иногда специально
оговаривается, что берется младшая супружеская пара), чем признается уход с
исторической сцены расширенных многопоколенных семей. Предполагается также,
что типология семей учитывает этапы их жизненного развития, поскольку все
классификации начинаются с супружеской пары без детей, потом добавляются
дети и при взрослении их и вступлении в брак появляются новые брачные пары,
которые могут отделяться или нет от родительской семьи. Однако неизбежность
учета в переписях одиночек и разного рода «осколочных форм», оставшихся после
распада по разным причинам полных семей, ведет к тому, что в один и тот же
тип могут попасть семьи или «осколочные формы» их, относящиеся к разным
этапам семейного цикла. Имеет смысл различать два жизненных цикла семьи:
родительской семьи и порождаемой ею расширенной семьи, которая в свою очередь
может определяться относительно какой-либо из нуклеарных семей,
рассматриваемой в качестве стержневой или корневой (семья сына или старшего
сына, как это было в некоторых странах в прошлом). Однако общепринятое
классифицирование состава семей в статистике, пытающееся учесть также стадии
семейного цикла, имеет ту особенность, что берет за основу не полную
нуклеарную семью, способную обнаружить цикличность, повторяемость семейных
событий (т. е. не родительскую семью с детьми несовершеннолетними или
вступившими в брак), а изолированную от семейного кругооборота отдельную
семью с завершенным рядом нуклеарных событий. Такая семья как бы «застыла» на
той стадии семейного цикла, которая была прервана каким-либо событием,
связанным с исчезновением семейного ядра «супружества—родительства—родства».
Под ядром здесь понимается то, что в статистике именуется брачной парой с
детьми. Отсюда исключены пары без детей или же один из родителей с ребенком
(детьми), а также все иные комбинации дробления неделимого семейного ядра.
И все, что остается от семьи в этом случае, видимо, уже нельзя именовать
семьей или «семьей без семейного ядра». В классификациях семей,
разрабатываемых для переписи населения, точкой отсчета является типология
состава семей, причем динамика развития семьи играет вспомогательную роль.
Этапы развития семьи рассматриваются как причины, вызывающие изменения ее
состава. Схема цикла нуклеарной семьи обычно такова: брачная пара без детей
— с детьми — вновь без детей. Выделение одиночек как бы фиксирует
предвосхищение брака и в то же время распад его, один из родителей с детьми
подспудно предполагает разделение, развод или вдовство.
Исследование жизненного цикла семьи как самостоятельной области в
отечественной науке привлекает внимание, прежде всего, демографов и
социологов. Совокупность всех имеющихся семей обычно описывается средними
числами размера семьи, пропорциями тех или иных типов в общей структуре и
др., но действительно заманчивой является задача как-то охватить всю эту
массу семей в целом, в динамике. Специалисты как бы интуитивно чувствуют,
что поиск измерительных средств цикла обещает возможность получения картины
движения семьи, возможность определить направленность семейных изменений
как института.
И. А. Герасимова выделяет четыре этапа семейного цикла:
1) период роста семьи от образования брачной пары до последнего рождения;
2) период стабильности от рождения последнего ребенка до выделения первого,
ставшего взрослым, из семьи родителей;
3) период зрелости, в течение которого все дети выделяются из семьи родителей;
4) период «затухания» от момента выделения последнего из детей до смерти
обоих супругов (последнего из них).
Эта модель нормального хода развития семьи наблюдается не у всех семей, и
потому особо отмечаются отклонения от этой модели: а) бездетность супругов,
б) смерти детей и мертворождения, в) распад супружеской пары из-за смерти
или развода, г) образование сложных семей с родством по прямой или боковой
линии (отклонением это является относительно взятой за основу нуклеарной
семьи).
Гипотетическая схема возможного развития семьи начиная с брачной пары без
детей определяется через возможные семейные события 1—4 переходом в
соответствующие этим событиям типы А—Г:
Всего выделяется 15 типов, причем к собственно семейным относятся 4 типа на
основе брачной пары с детьми (1), с родителями (2), с родственниками (3), с
родителями и родственниками (4). Отделение взрослых детей ведет к комбинациям
пары с родственниками, а развод и смерть образуют остальные осколочные формы
семьи.
Теперь перейдем к вопросу о видах деятельности социального педагога в работе
с неполной семьей.
Чтобы оказывать настоящую помощь семье, а точнее, чтобы осуществлять
педагогическое руководство семейным воспитанием, нужно глубоко и всесторонне
знать каждую семью. Это для педагогов и социальных работников «проблема
номер один». Но чтобы выдвинуть задачу изучения и помощи для семьи, надо
вооружиться программой. Рекомендуется собрать следующие сведения:
1. Общие сведения: состав семьи, места работы взрослых, профессии,
материальная обеспеченность, жилищные условия.
2. Культурный уровень: образование членов семьи, наличие библиотеки,
подписка, читательские и прочие культурные интересы, семейные традиции и
праздники.
3. Воспитательные возможности: характеристика взаимоотношений между членами
семьи, отношение родителей к детям и детей к родителям, степень
родительского авторитета в семье; гражданское лицо родителей, их авторитет на
работе, осведомленность детей о профессии родителей; кто из взрослых в
семье уделяет больше внимания детям, какие методы и приемы воспитания
применяет; меры поощрения и наказания; существует ли единство требований и
действий взрослых; есть ли у детей семейные обязанности; есть ли в семье
вредные влияния на детей, от кого они исходят; как семья выполняет требования
школы, как участвует в жизни класса; каков режим семьи.
4. Внесемейные влияния на детей и отношение к ним родителей: товарищи, двор,
улица, соседи, знакомые родителей.
Социальный работник в одиночку не сможет сделать того, что можно сделать в
союзе с родителями и учителями. Важным моментом в учебно-воспитательной
работе с детьми из неполных семей является организация и проведение
родительских собраний и классных часов.
Какие пути следует искать для повышения авторитетности и эффективности
родительских собраний?
Во-первых, собрание должно проводиться по инициативе самих родителей, и
именно они должны определять его содержание. Что волнует семью, то и
обсуждает собрание. Руководить подготовкой и проведением его должен
родительский комитет при активном содействии классного руководителя,
учителей, а где надо — и учеников. Не всегда нужны общеклассные собрания.
Полезно собираться иногда отдельным группам родителей, например, только
отцам или только матерям. Собрание бабушек может иметь свою интересную
специфику.
Успех собрания, конечно же, зависит от его подготовки. Ведь когда родители
приходят в школу, не зная, о чем пойдет речь, трудно ждать от них полезной
активности. Совсем другое дело, если им за много дней вперед известны
вопросы собрания, есть время подумать, подготовиться. В этом случае и
выступить можно.
Немалое значение имеет оформление собрания. Здесь каждая мелочь важна.
Красиво написанный пригласительный билет, специально оформленная классная
комната, стенгазета по теме собрания, дежурство детей, подборка литературы,
продажа книг, фильм или концерт детей — все это поможет сделать обычное
родительское собрание событием в жизни класса.
Но собрание — не единственная возможность встречи родителей и социального
педагога. В поисках менее официальных форм некоторые школы организуют
родительские огоньки, вечера, просто посиделки, где ведется свободный,
непринужденный разговор на волнующие всех темы.
Можно проводить встречи родителей не только в школе, но и, например, на дому.
Большую пользу принесут встречи родителей, дети которых дружат или входят в
одни детские объединения. Таким родителям всегда найдется, о чем поговорить:
об интересах и увлечениях, о влияниях и авторитетах, о режиме учения и
отдыха. Семьям полезно договориться между собой о единстве требований,
предъявляемых к ребятам одного класса, одной компании, одного круга общения.
Это избавит родителей от необходимости выслушивать сетования своих детей на
то, что, мол, «другие своим сыновьям разрешают гулять до одиннадцати и
дружить с кем угодно, носить любую прическу и курить, а вы...»
«День открытых дверей» для родителей — еще одна эффективная форма работы
семьи и школы. Этот день может быть как общешкольным, так и классным. Смысл
его — дать в сконцентрированном виде представление о работе школы или
класса. В этот день родители могут посетить любой урок, ознакомиться с тем,
как преподаются предметы, как отвечают и работают сверстники их ребенка,
понаблюдать за ним самим в условиях учебного труда. Последнее особенно
интересно, ибо этого родители никогда не видят. Очень полезно сравнить работу
на уроке своего сына или дочери с общей работой класса. Разумеется, в этот
день можно встретиться с любым педагогом, получить любую информацию и совет,
заглянуть в классный журнал, зайти в библиотеку. Ребята к такому дню готовят
коллективный отчет перед родителями, показывают им кабинеты, всю свою школу.
Залогом успешной совместной работы семьи и школы является хорошая взаимная
информированность. Информация должна быть упорядочена по содержанию,
уточнена по форме и точно оговорена в сроках. Вопросов, представляющих
взаимный интерес для обеих сторон, может быть очень много, но среди них можно
вычленить несколько обязательных в равной степени для всех семей и всех
школ. О чем обязательно школа должна информировать семью? Какие сведения
должны поступать в семью от школы?
1. Характеристика учебного труда ученика. Успехи и неудачи. Полученные отметки.
2. Сведения об общественной активности школьника. Его участие в жизни
коллектива. Выполнение общественных поручений и обязанностей.
3. Характеристика отношений ребенка с товарищами, с учителями;
характеристика его школьного круга общения.
4. Анализ некоторых поступков ученика, педагогический комментарий к ним.
5. Советы и рекомендации семье по воспитанию ребенка.
В чем нуждается школа? Какие данные надо включать в информацию, идущую от
семьи к школе?
1. Выполнение домашних заданий. Время, затрачиваемое на них. Степень
самостоятельности. Трудности в выполнении уроков.
2. Соблюдение школьником режима дня.
3. Рассказы, впечатления, разговоры о школе, оценочные суждения ребенка
(разумеется, то, что не составляет тайны, не имеет сугубо личного значения).
4. Характеристика поведения ребенка в семье;
особенно важны изменения в характере, настроении и поведении.
5. Просьбы и предложения к учителям и администрации школы.
Примерно так может выглядеть по содержанию взаимная информация семьи и школы.
Форма информации (устная или письменная), периодичность ее (раз в месяц или в
четверть), а также охват (все семьи или только некоторая их часть)— все это
зависит от конкретных условий и потребностей воспитания.
Социальный педагог может многое сделать для воспитания любви и уважения к
матери, отцу, семье. Надо развивать в детях чувство престижа семьи,
фамильной гордости.
Газета «Правда» писала об интересном опыте одной московской учительницы. Она
попросила детей рассказать об истории своих семей. Оказалось, что ребята об
этом понятия не имеют. Они знают родителей, немного меньше — бабушек и
дедушек, а дальше «корни рода» обрываются. Когда педагог попытался адресовать
учеников к семейным архивам, то у большинства таковых не оказалось. Ребята
очутились в положении «иванов, не помнящих родства». Тогда и возник замысел
большого домашнего сочинения «Моя родословная». Несколько месяцев велась
работа, захватившая не только детей, но и все поколения семьи. Шла
реставрация фамильных документов и фотографий; возникла активная переписка с
родственниками, знакомыми; получались разрешения на доступ к архивам.
Словом, велся настоящий поиск, и, как всякий поиск, он привел к
интереснейшим находкам и открытиям. Честь семьи ко многому обязывает.
Не надо думать, что уважение к семье можно воспитывать только в сознательном
ученическом возрасте.
Начинать такое воспитание надо как можно раньше.
Любовь к людям начинается в семье, с любви к матери, отцу, к родителям матери
и отца. Но воспитание такого чувства — дело тонкое, деликатное. Умная помощь
социального педагога здесь не будет лишней.
Говоря о совместной работе школы и семьи по воспитанию детей, нельзя не
сказать о, пожалуй, самой эффективной форме этой работы. Имеется в виду
активное участие родителей в жизни и труде того детского коллектива, где
учатся их дети. Речь идет не о механическом перемещении всей тяжести
внеклассной работы с плеч классного руководителя на родителей. Здесь речь
идет о другом: о создании единого разновозрастного классного коллектива,
объединенного единством целей и деятельности. Руководство кружками и
спортивными секциями, организация походов и экскурсий, подготовка детских
праздников и соревнований, профориентация и наставничество... Чем
многообразнее деятельность родителей, тем интереснее жизнь детей.
Кстати, не надо думать, что это нужно только детям,— родителям такая работа
ничуть не менее важна. Она расширяет их представления о детях, умножает опыт
воспитания, вооружает педагогической техникой. Родителю-общественнику, как
правило, легче воспитывать своего ребенка: авторитет его в глазах сына или
дочери выше.
Однако нелишне еще раз заметить, что родительское участие в делах класса не
может подменять работу педагога. Здесь, как и везде, нужно чувство меры.
Активность родителей не должна подавлять и самостоятельность детей. Но такие
случаи настолько редки, что тут «перебора» можно не опасаться.
Говоря о взаимодействии семьи и школы, хочется сказать еще об одном важном
обстоятельстве — о возросшей в последнее время необходимости компенсировать
недостатки семейного воспитания. Что имеется в виду прежде всего?
В школах, как правило, каждая четвертая семья неполная. Чаще всего нет
отца. Но и далеко не все семьи, где есть отцы, испытывают их положительное
влияние. Значительное число детей, особенно мальчиков, обделены мужским
вниманием. Нередко в роли главы семьи выступает женщина. В школе, как
известно, мужчин тоже немного: это, как правило, преподаватели труда,
физкультуры, начальной военной подготовки. Чем можно компенсировать этот
недостаток? Прежде всего, привлечением к участию в жизни школы родителей-
мужчин. Второй путь (он может быть очень продуктивным, как показывает
практика)- включение в работу с младшеклассниками и подростками юношей
десятых-одиннадцатых классов.
Есть еще один существенный недостаток современной (особенно городской) семьи
— малое количество детей, что приводит к детскому одиночеству. Ребенок не
может полноценно развиваться, если он не проявляет заботы о младших и не
испытывает влияния со стороны старших братьев и сестер. Этот недостаток
школа тоже может смягчить, сгладить, предоставив каждому ребенку множество
товарищей различных возрастов. Но это может произойти только в той школе, где
педагоги целенаправленно и планомерно работают над созданием единого
разновозрастного коллектива.
В один из воскресных дней в школу были приглашены ученики первых — пятых
классов со своими родителями и старшеклассники. Ребята были разбиты на семь
разновозрастных отрядов, в каждом из которых в равных пропорциях были собраны
мальчики и девочки всех классов. Во главе отрядов в роли воспитателей
находились ученики-старшеклассники. Старшеклассники приготовили для своих
маленьких друзей интересную и разнообразную программу. Началась она с
путешествия в Страну веселых друзей. Учебные кабинеты были превращены в
станции: «Сказочная», «Театральная», «Чудесная», «Загадочная»,
«Художественная», «Янтарная», «Музыкальная». В каждой из них ребята вместе с
родителями подвергались различным веселым испытаниям, участвовали в сочинении
сказки, «изготовлении» молнии, создании коллективного рисунка, смотрели
спектакль школьного кукольного театра, разгадывали шарады, разучивали песни.
Потом веселых путешественников ждал вкусный обед, после которого проходило
заседание «Клуба «почемучек». На многочисленные вопросы младшеклассников
отвечали «мудрейшие»: учителя и старшеклассники, родители и ученые. Но и это
еще не все: после заседания клуба «Главный почемучка» пригласил всех принять
участие в веселых стартах.
Перед уходом всем участникам этой воскресной встречи было предложено
выразить свое отношение к происходившему. Каждый получил жетон. У выходных
дверей все увидели два рисунка: справа улыбающийся поросенок, а слева —
плачущая корова; под каждым рисунком стояла коробочка для жетонов. Если
встреча понравилась — бросай жетон направо, если нет — клади в коробочку
слева. 230 жетонов заполнили первую коробочку, и лишь один оказался во
второй. Его опустил папа одного третьеклассника, объяснив, что ему стало
жаль и без того плачущую корову.
Но как бы ни старалась школа компенсировать недостатки семейного воспитания,
как бы ни пыталась семья выправить огрехи воспитания школьного — они друг
друга заменить не могут. При всей близости семья и школа имеют свои сугубо
специфические воспитательские задачи и функции, только им свойственные.
Например, семья формирует у ребенка начальные нравственные понятия и
установки, вырабатывает основные жизненные потребности, готовит к будущей
семейной жизни. Школа дает систематические знания основ наук, учит жить и
работать в коллективе, развивает общественную активность будущих граждан,
оказывает квалифицированную психологическую и социальную поддержку, если это
необходимо.
Заключение
Совершенствование воспитания — процесс, не имеющий конца: ведь нет предела
совершенству. Важно, чтобы совершенствование воспитания шло не во имя самого
процесса, а во имя человека, ребенка.
Прежде всего, тревожит формализм в воспитательной работе. Воспитание — то
же искусство, в котором действует объективный закон единства формы и
содержания. Подобно тому, как нарушение этого закона приводит к разрушению
произведения искусства, так и в воспитании: преувеличенное внимание к форме
в ущерб содержанию (или наоборот) разрушает воспитательную функцию
социального педагога.
Даже те, кто давненько не заглядывал в школу, вероятно, наслышаны об
изменениях, происшедших в ней за последние годы. Переход на новое содержание
образования повлек за собой новые программы, учебники, методические поиски.
Школой постепенно овладевают новейшие идеи педагогики и психологии, научной
организации труда и социального управления, создается солидная материальная
база, развивается кабинетная система, на урок пришла разнообразная учебная
техника.
Современное воспитание не может базироваться лишь на слове, поучении. Не
только обучение, но и воспитание сегодня нуждается в серьезной материально-
технической базе. Возьмем такую элементарную форму, как кружковая работа.
Какие кружки наиболее распространены в школах? Те, что не требуют
материальных затрат. Но зато с каждым годом все меньше фото- и киностудий,
школьных театров со своими костюмерными, изостудий, инструментальных
ансамблей (если не считать таковыми две-три электрогитары и пионерский
барабан), оркестров. Детям неинтересно ходить в кружки, где на 20 человек
один планер, в спортивные секции с единственным мячом.
Соотношение реального и идеального в воспитании — труднейшая педагогическая
проблема. Кто только не ругал школу за отрыв от жизни, за горькие
разочарования, постигающие ее выпускников при столкновении с реальной
действительностью! Кажется, больше всего горьких слов сказали сами
выпускники. Да, в жизни не все так, как учат в школе, но это не значит, что в
школе учат неправильно. Идеальное и реальное всегда находятся в противоречии,
и педагоги вовсе не скрывают это от ребят.
Дети — наше будущее, это аксиома. Но она остается мертвой фразой, если мы
сегодня не дадим им возможность жить по законам будущего. Детский коллектив
— модель общества завтрашнего дня; он не только готовится к жизни, но уже
живет. Пусть же эта жизнь поменьше будет обременена пережитками прошлого.
Это вовсе не означает, что мы воспитываем беспочвенных мечтателей. Практика
показывает, что особенно трудно приходится тем ребятам, кто не имеет твердой
основы, кому не на что опереться. Этой нравственной опорой, особенно в
первые годы самостоятельной жизни, должна явиться школа, школа с эффективной
системой воспитания и специализированные центры по социальной работе с
детьми.
В настоящее время социология и демография семьи изучаются на факультетах
социальных наук и являются неотъемлемым атрибутом подготовки социологов,
психологов, экономистов и социальных работников, т.е. широкого круга
специалистов, связанных с исследованием и разрешением сложных и острых
проблем социальной сферы. Значение этих дисциплин будет возрастать по мере
поворота общественного мнения к последствиям современной демографической
ситуации и кризиса института семьи. После 2005 г. необходимость активной
семейной и демографической политики станет очевидной.
Настоятельной окажется потребность в научной экспертизе решений, принимаемых
на всех уровнях социального управления — федеральном, региональном и
локально-территориальном. Важность для общества адаптации к условиям убыли
населения (депопуляция в России началась в 1992 г.) и институционального
упадка семьи заставит обратиться к информации об изменении пропорций брачно-
семейной и демографической структур. Сбор, обработка и интерпретация
подобной информации будут обязательными для эффективной деятельности
государственных, коммерческих, общественных и других организаций. Привычными
станут словосочетания «демографический и семейный менеджмент»,
«демографический консалтинг», «фамилистическая экспертиза» и т. д. Среди
популярных окажутся такие дисциплины, как, например, прикладная фамилистика,
социально-демографическое прогнозирование, социология нового семейного
жилища, демография, микроэкономика семьи и домохозяйства, микросоциология
семьи.
Социальному работнику достаточно сложно бывает найти специальную литературу,
определенные методики, попасть на интересные семинары, тренинги, школы
повышения квалификации. Все не потому, что не проводятся исследования и
наработки в этой области, а потому, что отсутствует элементарное
финансирование библиотек, специализированных центров и т.д.
Остается надеяться, что когда-нибудь государство найдет время на решение
таких вопросов, а пока социологи, педагоги и родители надеются на свои силы и
стараются помочь детям сами.
Список литературы:
1. Андреев Ю.П. Категория "социальный институт" // Философские науки.- М.,
1984. - №1.
2. Дружинин В. Психология семьи. –М., 1996.
3. Земски М. Семья и личность. –М., 1986.
4. Майерс Д. Социальная психология. –СПб., 1997.
5. Население России. – М.,1996.
6. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя. Влияние на людей. –М.:
ВЛАДОС, 1998.
7. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. –Л., 1979.
8. Плотниекс И.Э. Психология в семье. –М.: Педагогика, 1991.
9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2
кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1998. – Кн.
2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения.
10. Социология: Курс лекций./ А.А. Радугин, К.А. Радугин. –М.: Владос, 1995.
11. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. –М., 1995.
|