Курсовая: Современная молодежная речь: норма или антинорма
Курсовая: Современная молодежная речь: норма или антинорма
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Московский Педагогический Университет
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
Христюк Антон Николаевич
студент 3 курса лингвистического факультета
СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ РЕЧЬ:
НОРМА ИЛИ АНТИНОРМА?
Курсовая работа
Научный руководитель:
Воронов Владимир Викторович
- 2001 -
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение....................................................................3
2. Основная часть:
2.1. Роль социальных факторов в формировании речи современных подростков......5
2.2. Потребность школьника в самовыражении и понимании................8
2.3. Расширение сферы общения молодежи........................................11
2.4. Роль учителя в формировании речи школьников..........................16
3. Практическая часть.........................................................19
4. Заключение.................................................................22
5. Список литературы..........................................................24
1. Введение
Общение относится к числу важнейших для подростка и старшеклассника сфер
жизнедеятельности. От того, как будет складываться общение, зависит
формирование будущей личности. При общении речь современной молодежи приводит в
негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро
реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть о чем беспокоиться: по
данным последних исследований, в подростковой среде степень жаргонизации речи
(определенная в такой, казалось бы, безобидной сфере общеоценочных
слов-синонимов: «хорошо» – «плохо») превышает 50% для юношей и 33% для девушек,
т.е. зашибись, улёт, отпад, супер, круто, классно, клёво и подобные
словечки наполовину вытесняют литературные выражения.
Речь - это специфическая форма отражения действительности. Она следует за
изменениями, происходящими в нашей жизни, связанными со сменой культурных
ориентиров, ценностей, установок. То, что было характерно для царской России,
подверглось в свое время отрицанию и переосмыслению в рамках советской
культуры. То, что мы наблюдаем сейчас, во многом связано с отрицанием
культуры советской. И, конечно, свойства речи и свойства среды взаимосвязаны.
Как подросток не существует вне семьи, школы и т.д., так и эти общественные
институты не существуют отдельно от взаимодействующих с ними и благодаря им
индивидов, влияя тем самым на речь.
Цель настоящей работы состоит в изучении причин употребления в речи
подростков большого количества жаргонизмов и роли учителя в формировании
культуры речи, как совокупности навыков и знаний ученика, обеспечивающих
целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения не только
со сверстниками.
Для достижения поставленной цели в работе предусматривается решение целого
ряда поэтапных задач:
1. Роль социальных факторов в формировании речи современных подростков.
2. Потребность школьника в самовыражении и встречном понимании.
3. Расширение сферы общения молодежи - воплощение потребности пережить новый
опыт, испытать себя в новой роли.
4. Роль учителя в формировании речи школьников.
2. Основная часть
2.1. Роль социальных факторов в формировании речи современных подростков
Молодежная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества,
балансирующее на грани литературного языка и жаргона. В разные периоды развития
общества разным был и язык. В 20–30-е гг. разговорную речь захлестывали волны
уличной стихии – беспризорников, воров, – а также митинговый язык революционных
матросов и солдат (от них – обращение братишка). Остро встал вопрос о
сохранении литературного языка, о путях его дальнейшего развития в связи с
изменением контингента носителей – в этой формулировке выдающегося
лингвиста Е.Д. Поливанова чувствуется не только революционный энтузиазм эпохи,
но и горечь, и сознание трагизма момента, вызвавшего изменение контингента
носителей. И сохранился, выстоял русский язык – в соответствии с парадоксом
Е.Д. Поливанова: развитие литературного языка заключается, в частности, в
том, что он все меньше изменяется. Жаргон, как видно, явление не новое в
нашей языковой истории. Да и не только в нашей. Жаргон – английский сленг,
французское арго – явление, характерное для языкового развития. В разные
периоды истории сообщества людей, объединенные общим делом, общими интересами,
а более всего – сознанием братства и отчужденности от остального общества,
изобретали и свои особые способы общения, устные и письменные. Для них важно
было, чтобы посторонние их не поняли, – и отсюда всякие приемы зашифровывания и
метафоризации, переноса значений слов.
Сейчас же так называемый общий жаргон – заниженный стиль речи, размывающий и
нормы языка, и нормы речевого этикета, – становится привычным не только в
повседневном общении, но и звучит в теле- и радиоэфире. А также
присутствующая в современном обществе актуальность культурных достижений
западной цивилизации - вполне естественная плата за шаг, сделанный ей
навстречу. То, что там связано с индустрией шоу, в основе которой лежат
несколько эксплуатируемых обществом идей, связанных с деньгами, сексом,
насилием, жаргоном, и то, что там воспринимается преимущественно как некая
зрелищная форма, звучит у нас как своеобразное руководство к действию.
Молодежь, являясь преимущественным носителем жаргона, делает его элементом
поп-культуры, который в свою очередь делает его престижным и необходимым для
самовыражения. Примеров тому достаточно в текстах песен («Мне все по
барабану» – группа «Сплин», «Заколебал ты» – группа «Дискотека
Авария», слова из песни Михея Джуманджи: «...дабы или чтобы понять цену
лайфа...» (от английского слова life - жизнь), в радиопередачах и
музыкальном телевидении, на которые ориентируется современный старшеклассник.
Стремительное и постоянное ускорение и обновление — ведущие характеристики
современной жизни, которой живет российский подросток. Научно-технические
революции делают общение чрезвычайно динамичной системой, стимулируя
радикальное изменение социальных связей и форм человеческих коммуникаций. В
современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые
постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым
процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и
требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальности, сопровождающейся
ломкой традиций и норм разных сфер жизни, стремительное и всеохватывающее
распространение продуктов массовой культуры обусловливают угрожающие масштабы
современного кризиса общения.
2.2. Потребность школьника в самовыражении и понимании
Другой причиной употребления в молодежной речи жаргонизмов является
потребность молодых людей в самовыражении и встречном понимании.
Несмотря на утвердившиеся представления о старшеклассниках, как о людях,
полностью обращенных в будущее, можно найти немало свидетельств их
поглощенности настоящим. Даже самоопределение, хотя и направлено всеми своими
целями, ожиданиями, надеждами в будущее, осуществляется все же, как
самоопределение в настоящем – в практике живой реальности и по поводу текущих
событий. С этих позиций следует оценивать и значение общения – деятельности,
занимающей огромное место в жизни подростков и старших школьников и
представляющей для них самостоятельную ценность.
Неформальное общение подчинено таким мотивам, как поиск наиболее
благоприятных психологических условий для общения, ожидание сочувствия и
сопереживания, жажда искренности и единство во взглядах, потребность
самоутвердиться. В свете всего выше перечисленного общение с товарищами
становится большой ценностью для подростка. Оно нередко становится настолько
притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность
общения с отцом и матерью выглядит уже не такой привлекательной. Полноценное
общение в молодежной среде невозможно без владения ее языком.
Молодежный же язык подразумевает использование жаргонных слов, бранных
оборотов речи как своего рода междометий или просто способов связи
предложений, не выражающие отрицательных эмоций. Тем не менее грубая
агрессивность подобной формы речи, даже лишенная оскорбительной
направленности, малопривлекательна и вряд ли может служить свидетельством
вкуса и красноречия. Скорее это проявление «языковой болезни» – бездумности и
отрицания норм, примитивизма и языкового атавизма, присущие подростковому
возрасту. Одно дело, когда без «артикля б...» человек не может разговаривать
и оказывается в состоянии свести всю широту русского языка к бесчисленным
производным от 3-4 корней. Но однозначно ставить крест на этой стороне языка
тоже нельзя - как тогда читать «Москву-Петушки», например, того же Пушкина, в
конце концов? Отвернуться от этого, сделать вид, что этого не существует,
можно, но называется это ханжеством. Более того, к месту и ко времени
употребленное подростком матерное слово (естественно, в подобающей
обстановке) может оказаться более действенным, нежели пространные рассуждения
и долгие беседы. По-видимому, в определенный период роста молодежи
приходится переболеть этой болезнью, чтобы, преодолев ее первобытную стихию,
осознать достоинство и силу русского языка.
И учителю следует воспитать такой взгляд у своих учеников как то: не
бросаться на «амбразуру» телевизора, когда идут фильмы с употреблением
неподобающей лексики, бездумно «впитывать» всю лексику, взятую из интернета,
в частности чатов. Намного важнее показать подростку, что красиво, а что
мерзко, что действительно приятно для слуха, а что вызывает лишь отвращение.
Тогда дети не будут писать на стенах и использовать в своей речи «русское
народное слово» и они будут знать, что употребленное в присутствии взрослого
матерное слово расценивается как оскорбление и будут стараться не делать
этого.
2.3. Расширение сферы общения молодежи
Важнейшими процессами переходного возраста Левин считает расширение жизненного
мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на
которых она ориентируется. Современные технологии раздвигают рамки общения.
Например, появление интернета позволило современной молодежи «зависать» в чатах
(от английского слова chat - болтовня) и тем самым значительно расширить свой
круг общения. И поскольку основная масса, общающаяся таким образом, - молодежь,
то ничего удивительного нет, что происходит усвоение соответствующий нормы
речи. И т. к. поведение подростка, юноши определяется, прежде всего,
промежуточностью его положения, то переходя из детского мира во взрослый,
подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, тем самым ища
поддержки у сверстников и строя стену отчуждения от взрослого. Специфичность
его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в психике, для которой
типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная
застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние
позиции и точки зрения. Эта напряженность и конфликтность тем больше, чем резче
различия между миром детства и миром взрослости и чем важнее разделяющие их
грани. Поэтому степень «подростковости поведения» никогда не бывает одинаковой.
Она принимает разные формы: протестом в частности служит язык подростка. А
стихия, питающая этот молодежный язык, – это все новое, нетрадиционное или
отвергаемое: речь музыкальных фанатов, музыкальное телевидение, в частности
MTV, и речь наркоманов, компьютерный жаргон и городское просторечие, английский
язык и воровское арго. Каждая из этих составляющих имеет свою сферу, свой
предмет и в то же время представляет широкое поле для заимствования (не
грузи меня – из жаргона компьютерщиков; тащусь, торчу от Децла – из
жаргона наркоманов). Заимствованные из литературного языка элементы
переосмысляются в игровом, ироническом ключе: мне это абсолютно параллельно,
сугубо фиолетово, по барабану.
Для молодежного жаргона характерно, помимо отчужденности, эмоционально-игровое
начало. Почему, если молодежь знает, как говорить правильно, она говорит
неправильно? Почему предпочитает использовать осуждаемые формы речи, зная
престижные, нормативные? Да просто потому, что у нее другая система ценностей,
другой престиж, другая норма – антинорма. И в этой антинорме главный принцип –
элемент шока, встряски, чтобы заколебать народ, и элемент насмешки,
чтобы было не скучно, смешно, прикольно. В этом и вызов благополучному,
преуспевающему обществу, и неприятие его норм, его образцов, его приличий.
Улёт, отпад, оргазм! – так может выразить восторг сегодняшняя школьница,
скучную музыку назовет депрессняк, а примерного одноклассника –
ботаник.
Другой игровой прием, используемый в молодежном жаргоне, – это сближение слов на
основе звукового подобия, звуковой перенос: к примеру, лимон вместо
миллион, мыло, емеля вместо e-mail (от английского слова
электронная почта).
Итак, шутка, игра – это позитивный элемент молодежной речи. Вряд ли кто-
нибудь всерьез может бороться с этим.
Другая важная характеристика молодежной речи – ее «первобытность». Ассоциация с
языком какого-нибудь первобытного общества возникает, когда педагоги наблюдают
нестабильность, постоянную изменяемость жаргона как во временном, так и в
пространственном измерении. Не успев закрепиться, одни формы речи уступают
место другим: так, не столь давнее жаргонное мани (от английского слова
money - деньги) заменили баксы и бабки. Аналогичные процессы
отмечались в начале века исследователями-этнографами в языках южноамериканских
индейцев, для которых миссионеры не успевали переписывать словари. Это
естественное состояние любого языкового образования в период его становления.
Еще один признак «первобытности» молодежного жаргона – неопределенность,
размытость значений входящих в него слов. Стрёмно, круто, я прусь могут
быть и положительной, и отрицательной оценкой ситуации. Сюда относятся как
блин! и елы-палы!, используемые в жаргоне только в качестве
эмоциональных восклицаний, так и слова типа корка (корки), прикол, крутняк,
улёт, чума. Будучи использованными в качестве эмоциональных междометий, они
практически полностью теряют свое значение, которое вытесняется сильно
акцентированным в определенной ситуации эмоциональным компонентом значения. К
этой же группе относятся словосочетания полный атас, полный абзац, полный
писец.
В зависимости от ситуации и круга общения данные слова могут выражать
разнообразные - вплоть до противоположных - эмоции: разочарование,
раздражения, восхищение, удивление, радость и т. д. При этом более или менее
адекватное «узнавание» выражаемой эмоции слушателем не может осуществиться
без учета интонации, мимики, жестикуляции говорящего, а также контекста.
Подобное явление было в свое время отмечено Д.С. Лихачевым для
уголовно-лагерного жаргона. Он охарактеризовал его как атавистический
примитивизм речи, сходный с диффузностью первобытной семантики. Аналогичный
пример приводил и Ф.М. Достоевский, наблюдая, как мужики обходятся в своем
общении одним непечатным словом, вкладывая в него каждый раз новые смыслы. Этот
первобытный атавизм Лихачев считал болезнью языка – «инфантилизмом языковых
форм». Вот с этой болезнью и следует учителю вести борьбу. Для нее характерно,
что молодежь часто использует слова и выражения, значения которых до конца не
осмысливает и не стремится осмыслить, играя на внешней яркости образа (меня
колбасит; пойду поколбашусь). А нередко и затрудняется осмыслить, порождая
в речи цепочки слов-«паразитов», на борьбе с которыми не так давно
сосредоточивали основное внимание педагоги.
Итак, основное заслуживающее осуждения качество молодежного жаргона, который
формируется кругом общения подростка, – его выраженный атавистический
примитивизм. Кроме расплывчатой семантики, он проявляется и в заниженности тех
сфер лексики, откуда черпаются ее ресурсы, и в стилистически заниженных
грамматических средствах, используемых в речи; это, в частности, уничижительные
суффиксы – -няк, -ня (отходняк, депрессняк, тусняк, тусня), усечения
(ботан), фамильярные суффиксы в личных именах (Димон, Колян, Юрец).
И, наконец, в значительной доле заимствований из просторечной лексики.
Все эти приемы – осознанный выбор, осуществляемый в речевом поведении между
подростками. А речевое поведение также регулируется нормой или антинормой.
Современный молодежный жаргон выбирает антинорму.
2.4. Роль учителя в формировании речи школьников
Учитель, во-первых, - человек интеллигентный, образованный, культурный
немыслим без хорошей речи. Во-вторых, достичь мастерства в области
правильной речи можно только в том случае, если работать над собой: пополнять
знания, расширять кругозор, активно общаться с другими людьми, усваивая не
только лучшие образцы речевого поведения, но и постоянно духовно обогащая
себя.
Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте,
в основном с подростками. Работа учителя направлена на формирование личности
ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие.
Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными
знаниями, но также и навыками профессионального общения. Речь учителя —
основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для
учащихся.
Речь учителя служит передаче информации слушателям. Кроме того в ней всегда
присутствует дидактическая направленность, т.е. одновременно с передачей
информации решаются задачи обучения. Это выдвигает особые требования к
отбору, способам организации и изложения информации, т.е. к содержанию и
форме педагогической речи.
Всякое педагогическое общение есть общение воспитателя и воспитанника.
Воспитательная направленность речи учителя предполагает особый подход к
отбору информации и ее подачи.
Речь учителя служит образцом, который воспринимает подросток и по которому он
учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для ученика речь
учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и
правильного построения речи вообще. В силу этого особое внимание следует
обращать на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать
доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания.
Стиль педагогического общения - это совокупность поведенческих реакций, в
которых проявляются качества личности учителя, манера общения педагога с
молодежью, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной
деятельности. Стиль педагогического общения зависит, как сказано, от
индивидуальных качеств преподавателя: психических свойств личности,
интеллекта, а также от той ролевой установки, которую определяет для себя
педагог, т.е. от того, как и каким он видит, хочет видеть себя в общении с
детьми, какую роль играет в процессе профессиональной деятельности.
Общепринятой классификации стилей педагогического общения нет. Наиболее
распространены следующие: 1) общение-устрашение (учитель подавляет детей,
диктует свои условия, играет роль «деспота», «диктатора»); 2) общение-
заигрывание (учитель, не уверенный в своих знаниях и педагогическом
мастерстве, как бы пытается заключить «сделку» с учениками; в обмен на
снижение требований к ним он получает, например, лучшую дисциплину в классе);
3) общение с четко выраженной дистанцией (учитель постоянно подчеркивает
разницу между собой как более опытным, знающим, понимающим и учениками,
которых он воспринимает как учащихся, обязанных его слушаться); 4) общение
дружеского расположения (учитель выступает в роли старшего друга, приятеля,
более знающего, желающего прийти на помощь ученику); 5) общение совместной
увлеченности (учитель и ученики - коллеги, вовлеченные в процесс совместной
интеллектуальной деятельности на уроке).
Первые два стиля свидетельствуют о профессиональной непригодности учителя, т.
к. это «отпугивает» подростка от обучения. Элементы трех последних
встречаются в стилях общения разных учителей. Лишенные крайностей, эти стили
могут помочь в разных ситуациях общения и формировании нормы речи у
подростков.
3. Практическая часть
Наше исследование было направлено на выявление уровня жаргонизации речи
учащихся 10-го класса средней школы. Опрошено было 23 ученика. Нам необходимо
было выяснить, что современные старшеклассники употребляют в своей речи и
реакция на их речь взрослых. Для этого мы провели анкетирование.
Вопросы анкеты выглядили следующим образом:
1. Используете ли вы жаргонные слова при общении со сверстниками?
а) Да.
б) Нет.
2. Какой Ваш пол?
а) Мужской
б) Женский
3. С какой целью вы употребляете жаргонные слова?
а) Самоутвердиться.
б) Поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе.
в)Обмениваться информацией и узнавать новое.
г) Придать своей речи живость, юмор.
4. Какие жаргонные слова вы используете в своей повседневной речи?
а) Матерные.
б) Юмористические.
в) Иногда и те и другие: все зависит от ситуации или компании.
5. Поправляют ли учителя Вашу речь?
а) Да.
б) Учителя не обращают внимания на мою речь.
в) Не всегда, но все же делают замечания.
6. Как относятся родители к Вашей речи?
а) Им не важно, как я говорю.
б) Они постоянно говорят, чтобы я следил за тем, как я говорю.
в) Иногда родители делают замечания по поводу моей речи.
7. Чья речь для Вас является эталоном?
а) моих друзей.
б) моих родителей.
в) моих учителей.
г) то, как говорят на телевидении и радио.
8. Какие телевизионные каналы Вы смотрите?
а) только музыкальные каналы.
б) немузыкальные каналы.
в) все каналы.
Проанализируем в таблице полученные данные анкетирования.
| | Количество | учащихся | класса | № | | Варианты | ответов | | вопроса | а | б | в | г | 1 | 23 | | - | - | 2 | 8 | 15 | - | - | 3 | 3 | 4 | 13 | 3 | 4 | 4 | 8 | 11 | - | 5 | 13 | 3 | 7 | - | 6 | 10 | 5 | 8 | - | 7 | 19 | 3 | 1 | | 8 | 12 | 2 | 9 | - |
4. Заключение
Целью данного исследования, как уже упоминалось выше, является изучение
жаргонизации речи современных школьников подросткового и раннего юношеского
возраста. Анализ полученных нами результатов позволяет сделать следующие
выводы:
1. Все опрошенные учащиеся отметили, что считают жаргонизацию речи
неотъемлемой частью общения среди сверстников. Такие слова позволяет им
самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе,
обмениваться информацией и узнавать новое.
2. При изучении уровня жаргонизации речи выявлено: первое место у
юношей занимают матерные слова, для девушек жаргон является прежде всего
игрой слов, придание речи легкого юмористического характера. В нашем
исследовании учащиеся отметили высокий уровень жаргонизации речи ведущих в
теле- и радиопередачах, в публикациях газет и журналов.
3. Сегодня засилие жаргонизации речи обусловлено изменившимися
социальными условиями – приоритет материальных ценностей, разделение общества
(на богатых и бедных), изменение межличностных отношений и т.д. Ребята все
чаще сталкиваются с безразличием, грубостью, злостью. А это, в свою очередь,
приводит к протесту, который выражается, в частности, повышенной
жаргонизацией речи при общении школьников. Общение со сверстниками, а также с
друзьями более старшего возраста продолжает быть значимым для испытуемых. Они
отмечают, что хотят проводить с ними как можно больше времени – гулять,
отдыхать, развлекаться, а значит они должны разговаривать на «своем»
(жаргонном) языке.
Таким образом, полученные данные в ходе исследования подтверждают выдвинутую
нами цель: наблюдается тенденция к возрастанию уровня жаргонизации речи
среди подростков и учащихся старших классов. Если обобщить полученные данные,
то можно описать причины увеличения доли жаргонизации речи современного
подростка и старшеклассника.
1. Социальные факторы.
2. Значимость «своего» (жаргонного) языка для
общения со сверстниками (желание подростка утвердиться как среди своих
сверстников так и в собственных глазах).
3. Влияние СМИ (чтение газет и молодежных
журналов, просмотр телепередач) на речь подростка.
5. Список литературы
1. Беличева С. А. Сложный мир подростка. – Свердловск, Сред.-Урал. Кн.
Издательство, 1984.
2. Бобахо В. А., Левикова С. И. Современные тенденции молодежной культуры:
конфликт или преемственность поколений?//Общественные науки и современность.
- 1996. - № 3. - С. 56 - 60.
3. Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. тр. – М.: Педагогика, 1983.
4. Боченков В. Искусство и мат - чья возьмет? В поисках золотой середины
между ханженством и вседозволенностью.// Учительская газета. - 2001. - №15. -
апр. - С.20.
5. Брудный А. А. Понимание и общение. – М.: Знание, 1989.
6. Выготский Л.С. Педология подростка: проблема возраста // Собр.соч.: В 6
т. – М., 1984.
7. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1982.
8. Мудрик А.В. Самые трудные годы. – М.: Знание, 1990.
9. Нестеренко В. Язык нетерпимости и язык доверия.//Свободная мысль. -
1992. - № 2. - С. 74 - 77.
10.Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. – М.:
знание, 1990. – (Новое в жизни, науке и технике. Педагогика и психол., №5).
11.Русецкий В. Ф. Культура речи учителя. Практикум: - Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999.
12.Толстых А. В. Подросток в неформальной группе. – М.: Знание, 1991. –
(Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология; №2).
|