Рефераты

Лекция: Конспект урока по биологии - белки

Лекция: Конспект урока по биологии - белки

Конспект двух уроков по биологии в 10 «Б» классе по теме: Белки. Структура и функции. Ферментативная активность белков. Ход урока. На сегодняшнем уроке мы должны будем познакомиться со строением и свойствами белков, и подробнее рассмотреть каталитическую или ферментативную функцию, и провести лабораторную работу на эту тему. I. Опрос по липидам и углеводам. 1) Что такое полимер? (много звеньевая цепь, в которой одним звеном является какое-либо простое вещество – мономер) А-А-А- 2) Какие бывают полимеры? ( регулярные А-А-А- А-А-В-В-А-А-В-В- и нерегулярные А-В-А-А-Т-) Примеры. 3) Что является мономером у углеводов? Липиды это полимеры? 4) В каком процессе первоначально образуется глюкоза? (ф\з) 5) Какой основной источник энергии в человеческом организме? (жиры) Почему? Почему целлюлоза не может быть источником энергии? 6) Где синтезируются и расщепляются жиры? Углеводы? 7) Целлюлоза и крахмал состоят из одинаковых остатков глюкозы и имеют один состав (С6Н12О6)п II. Запишите тему урока. Сегодня мы разберем биополимеры нерегулярного строения. Что это значит? Как вы думаете из каких элементов состоят белки? 1.Запишите – Белки - сложные органические соединения, состоящие из С Н О N. Могут включать S и образовывать комплексы с Me – Fe,P,Cu,Zn. Это макромолекулы, их молекулярная масса доходит до неск. Млн. Например, формула молекулы гемоглобина (не для записи) может дать представление о его сложности: C3032H4816O872N780S8Fe4. Эта белковая молекула средней величины. 2. Мономерами белков являются аминокислоты. Кто знает, сколько существует аминокислот? Вообще в природе встречается более 170, но в состав белков входит 26, а чаще всего только 20. Они изображены на таблице и в вашем учебнике. Скажите, почему нельзя питаться только животной пищей? Растения способны синтезировать все 20 аминокислот, животные же получают 8 из них в готовом виде с пищей. Такие аминокислоты называются незаменимыми. Белки в пищеварительном тракте распадаются до аминокислот, всасываются в кровь и организм из них строит собственные белки. Рассмотрим общее строение аминокислоты: 1) Карбоксильная (кислотная) группировка – 2)Аминогруппа – 3)Радикал- та часть, по которой аминокислоты отличаются друг от друга. Запишите общую формулу: Глядя на эту формулу, скажите, какими свойствами обладают все аминокислоты? (амфотерными). А если радикал будет содержать карбоксильные или основные группировки как это будет влиять на свойства? 3.Запишите - Образование пептидной связи. Аминокислоты соединяются между собой при помощи пептидной связи. Карбоксильная и аминогруппы взаимодействуют друг с другом с выделением Н20. Как называется такая реакция ? Конденсации. Сейчас кто-нибудь подойдет к доске и поможет мне написать эту реакцию. Все записывают ее в тетради. Чем обусловлено огромное множество белков в природе если их составляющими служат всего 20 мономеров? 4. Запишите – уровни организации белковой молекулы. Первичная структура белка представляет собою последовательность аминокислот в полипептидной цепи, соединенных пептидными связями. Это какие связи? – ковалентные. Вторичная структура – белковая нить закручена в виде спирали. Между группами СООН одного витка и NH2 другого образуются водородные связи. Что это такое? Третичная структура - укладка полипептидной цепи с образованием компактной, плотно упакованной структуры. Это клубок или фибриллы (кератин, колаген) Такая структура поддерживается дисульфидными связями, гидрофобными взаимодействиями, электростатическими. Четвертичная структура - способ обьединения (расположения в пространстве) отдельных полипептидных цепей в белковой молекуле, состоящей из нескольких подобных цепей. Например молекула гемоглобина состоит из 2 альфа и 2 бета цепей. Посмотрите рисунок в учебнике. Сравните особенности строения молекул белков и полисахаридов. Что общее и различное? 5. Денатурация. Это процесс изменения структуры, а следовательно и свойств белков под действием факторов внешней среды. Денатурация может быть обратимой, а может необратимой. Какие факторы вы можете назвать?-pH, температура. Почему происходит денатурация? – связи со второго уровня слабее ковалентных. До какого уровня денатурация обратима и почему? – до второго, разорванная цепочка не восстанавливается. Денатурация имеет биологическое значение, например паук выделяет капельку секрета, которая приклеивается к опоре и продолжая выделять секрет паук слегка натягивает ниточка – происходит денатурация и секрет из растворимого состояния переходит в нерастворимое. 6. Функции белков. Нарисуйте таблицу. Какие функции белков вы знаете?
ФункцияСущностьПример
СтруктурнаяОбразование мембраны клеток и органоидов и др. структур Коллаген, кератин
РегуляторнаяРегулирование обмена веществ в организмеНекоторые гормоны – инсулин, глюкагон
Защитная

-При попадании в организм чужеродных белков и микроорганизмов в лейкоцитах образуются защитные белки

-защита от потери крови при ранении в результате свертывания

-антитела

-фибриноген

ТранспортнаяПрисоединение и перенос химических элементов по организмугемоглобин
СократительнаяОсуществление всех типов движенияАктин, миозин
ЗапасающаяРезерв для организма, плода

Яичный альбумин, казеин молока·

ТоксическаяЗмеиный яд, дифтерийный токсин
ЭнергетическаяНе основной, но источник энергии в клетке Расщепление 1 г белка – 17 кДж
СигнальнаяУзнавание молекул мембраной клеткигликопротеины
Ферментативная, каталитическаяКаталитическое ускорение биохимических реакций в клеткеБелки-ферменты (каталаза, пепсин, трипсин)
7.Запишите- Ферментативная функция белков. Ферменты- катализаторы живой природы. Что такое катализатор? (вещество ускоряющее химическую реакцию, но не изменяющееся в процессе реакции.) Какие отличия ферментов от неорганических катализаторов? Запишите o Обладают большой молекулярной массой по сравнению с субстратом o У ферментов есть группа атомов, называемых активным центром o Ферменты высокоактивны o Высокоспецифичные – катализируют только одну реакцию o Требуют особых условий – температуры, реакции среды, отсутствия ядов. Почему? o Используется много раз одна и та же молекула. Лабораторная работа №3 Вариант1. Сегодня мы выполним лабораторную работу по изучению каталитической активности каталазы. Это фермент, разрушающий в организме перекись водорода, т.к. она является ядом для клеток. Внимательно прочитайте инструкцию, пока я раздам оборудование. Нарисуйте таблицу (на доске рисую я):
Условия

Выделения О2

Вареный картофель-
Сырой картофельбурное
Вареное мясо-
Сырое мясоМенее бурное
Измельченное с песком мясоСильно бурное
Выполните опыт и заполните таблицу. Ответьте на вопросы и напишите вывод. В конце урока сдайте тетрадь, на следующем занятии тест. Домашнее задание параграф 4. · Почему введение альбумина в кровь вызывает смерть, а употребление полезно?


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ