|
Лекция: Конспект урока по биологии - гликолиз
Лекция: Конспект урока по биологии - гликолиз
Московский Педагогический Государственный Университет.
Конспект урока по биологии в 10 «Б» классе
на тему:
Обмен веществ и энергии в клетке.
Студентки биолого-химического
факультета
IV курса 1 группы
2 подгруппы
Уразовой Екатерины.
Москва 2001
Конспект урока по биологии в 10Б классе по теме:
Обмен веществ и энергии в клетке.
Цель: познакомить учащихся с понятием энергетического обмена.
Задачи:
- Дать представление об обмене энергии в клетке. Познакомить с
понятиями анаболизм и катаболизм, ассимиляция и диссимиляция, аэробный и
анаэробный гликолиз, цепь переноса электронов, ферментативное окисление
сахаров.
- Формировать научное мировоззрение, профориентация.
- Развитие воображения, логического мышления, памяти, формирование
межпредметных связей.
Методы и методические приемы: рассказ с элементами беседы, демонстрация, беседа.
Оборудование: доска, таблицы, рисунки учебника.
Литература: Учебники Беляева и Полянского, «Биология» Богданова,
дидактические материалы, школьная тетрадь.
Ход урока.
I. Введение.
Мы знаем, что для поддержания жизни организму требуется энергия. Мы запасаем и
тратим энергию – и этот процесс бесконечен, пока есть жизнь. В какой
форме запасается энергия в клетке? – АТФ. А что же является
одним из основных поставщиков энергии в клетке? – Глюкоза, В результате
ее расщепления происходит запасание АТФ.
Какие виды энергии Вы знаете?
- -Механическая
- -химическая
- -осмотическая
- -электрическая
- -световая
Обмен энергии в клетки можно представить в виде следующей схемы.
Метаболизм –обмен веществ и энергии в клетке.
Низкомолекулярные органические и неорганические вещества |
|
Высокомолекулярные органические вещества |
|
НовообразованиеАссимиляция Анаболизм Пластический обмен | Расщепление Диссимиляция КатаболизмЭнергетический обмен |
Почему система не замкнута?
II. Объяснение нового материала.
Окисление глюкозы происходит при помощи ферментов и поэтому называется
ферментативным окислением глюкозы – гликолизом (греч. «гликос» -
сладкий, «лизос» - расщепление).
Расщепление происходит в 3 этапа. Давайте запишем таблицу этапов
энергетического обмена.
Этап | Где происходит | Что происходит | КПД | I этап - подготовительный | В пищеварительном тракте, внутри клетки Под действием ферментов. | Углеводыàглюкоза + энергия Липидыàглицерин +жирные кислоты +Е Белкиàа/к +Е Нуклеиновые кислотыàнуклеотиды +Е | Энергия не запасается, а выделяется только в тепловой форме | II этап – бескислородный, анаэробный гликолиз | В цитоплазме клеток Не связано с мембранами. | С6Н12О6à2C3H6O3(молочная кислота)+200кДж (80 кДж запасается в виде 2 моль АТФ) | 80 200*100%= 40% | III этап – кислородный – аэробный гликолиз | В митохондриях клетки, связан с внутренними мембранами митохондрий | 2C3H603+6O2à6CO2 + 6H2O +2600кДж (из них запасается 1440 в виде 36 моль АТФ) | 1440 2600*100% = 55% | Итоговая формула II и III этапа | | С6Н12О6 + 6О2à6CO2 +6H2O + 2800кДж (из них 1520кДж запасается в виде 38 моль АТФ) | 1520 2800*100%= 54% |
III. Суть третьего этапа.
Давайте вспомним строение митохондрий. Сколько мембран? Как называется?
Почему м/х называются «силовые станции»?
А) в матриксе митохондрий идет цикл трикарбоновых кислот – при помощи ряда
ферментов окислению подвергается молочная кислота. При этом СО2 выделяется в
окружающую среду. Атом водорода включается в цепь реакций конечный результат
которых - синтез АТФ:
1. Атом Н с помощью ферментов-переносчиков поступает во внутреннюю
мембрану митохондрий, образующую кристы, где он окисляется до протона.
2. Протон Н+ выносится на наружную поверхность мембраны крист, но для
протонов эта мембрана непроницаема, поэтому они накапливаются межмембранном
пространстве, образуя протонный резервуар
3. На внутренней мембране накапливаются отрицательно заряженные анионы
кислорода О2- ( появившиеся в результате работы фермента-оксидазы)
4. Катионы и анионы по обе стороны мембран образуют разность потенциалов.
Когда она достигает 200мВ Н+проходят внутрь и с О2- образуют Н2О. Энергия же
идет на образование АТФ.
Домашнее задание параграф 11,12, заполнить таблицу.
IV. Решение задач.
|
|