|
Сочинение: Модульное задание
Сочинение: Модульное задание
Министерство образования РФ ОГПУ |
Выполнила:...................... студентка 25 группы МиИ Проверила:........................................ Насырова М.Б. |
I. Анализ концепции школы №43.
Структура концепции:
Ä введение, посвященное анализу актуальных проблем школы;
Ä реформа системы школы: цели и задачи школы; структура средней школы;
содержание среднего общего образования; педагогический процесс; проблемы
воспитания;
Ä условия обновления школы: современный учитель, демократизация
управления; педагогическая наука.
Во введении концепции дан анализ факторов, вызвавших обновление
школы. Среди них - ускорение темпов научно-технической революции; радикальные
изменения экономического механизма; демократизация общества; высокая степень
информированности общества; необходимость формирования нового экономического
мышления. Подчеркивается важность воспитания с производительным трудом на
основе дифференцированного обучения. Дается критика негативных явлений в школе:
командно-административные методы руководства, остаточное финансирование и
слабая материально-техническая база.
В концепции осуществлен анализ противоречий: между потребностями общества в
людях с развитыми способностями и отсутствием дифференциации в обучении.
Формулируются основные принципы перестройки школьного дела: гуманизация,
дифференциация, демократизация.
В этой концепции дается критическая оценка положения дел в школе и в
принципах ее обновления. Она нацеливает на преемственность и взаимосвязь
между общим обучения и специальным. Это объясняется тем, что в концепции
подчеркивается значение для средней школы дифференцированного обучения.
Далее следует блок проблем перестройки педагогической системы школы
. Просматриваются три момента. Во-первых - среднее образование призвано заложить
основы всестороннего, гармоничного развития личности, ее высоконравственной
гражданской позиции. Во-вторых - идеал всестороннего развития на каждом этапе
жизни общества обогащается. В-третьих - цели воспитания, обучения, развития
конкретизируются на всех ступенях среднего общего образования. Также
подчеркивается, что в средней общеобразовательной школе необходимо создать
условия для всемерного развития творческих сил и способностей личности каждого
ученика.
Рассматривая подход к целям и задачам в концепции можно заметить, что авторы
опираются на идею всестороннего и гармоничного развития личности ребенка.
Подчеркивается связь между развитием индивидуальных способностей, дарования
личности и дифференцированного обучения.
Принципиальной важной особенностью подхода к структуре современного
общего среднего образования является введение в ее состав звена
дошкольного воспитания. Это объясняется тем, что дошкольный возраст имеет
определенное значение для последующего развития человека.
Начало обучения в первой ступени предусматривается с 6 - 7 лет, в
зависимости от состояния здоровья, желания родителей и т.п. Вторая ступень
школы толкуется как основная, которая как бы завершает общеобразовательную
подготовку, но не является полноценной общеобразовательной школой, поскольку не
обеспечивает молодежи права поступления в ВУЗ.
Третья ступень средней школы рассматривается с позиции
дифференцированного обучения на основе интересов, способностей и дарований
школьников. Здесь рассматривается глубокая дифференциация. В ней подчеркивается
большая доля учебного времени должна быть отдана изучению предметов по выбору.
Меньшая доля - общеобразовательным интегрированным курсам, т.е. эти курсы
имеют очень общий общекультурный и общеобразовательный характер. Происходит
следующие: учащийся, избравший гуманитарный профиль больше уже никогда не
встречается с математикой даже на уровне обыкновенной школы; а школьник,
увлекшийся физико-математическими направлениями, навсегда расстается с более
или менее глубоким освоением проблем современной биологии. Эту концепцию можно
охарактеризовать как профильно-предпрофессиональную, а не общеобразовательную
подготовку. Концепция удаляется от общеобразовательного характера.
Специально рассматривается проблемы содержания образования.
Основой содержания среднего образования является фундаментальные знания о
природе, обществе, технике, человеке. Следует заметить, что в концепции особо
подчеркивается необходимость включения в содержания образования информатики и
вычислительной техники, в связи с компьютеризацией современной жизни.
Что касается педагогического процесса, то в концепции делается
акцент на гуманизацию отношений между учителем и школьниками; на необходимость
творческого развития личности, формирования ее отношений к миру. Обращается
внимание на необходимость в новых условиях всестороннего систематического и
научно обоснованного изучения школьников, их склонностей, потребностей,
способностей.
Заключительная часть блока проблем перестройки педагогической системы школы
посвящена вопросам обновления воспитания. В концепции признается
идеал всестороннего развития личности; воспитания в коллективе путем
организации разнообразной деятельности; демократизации жизни школы; ее тесную
связь с обновляющейся общественной жизнью. Авторы концепции в организации
воспитания исходят из понятия "социального опыта учащихся", практически
отождествляя его с непосредственным участием молодежи в жизни общества. Понятие
"социальный опыт", приобретаемый за счет прямого включения учащихся в
социальные преобразования. Это полное отождествление воспитания и жизни в
известной мере растворяет педагогический процесс в социальном опыте, размывает
понятие его целенаправленности, специфики организационных форм и методов
взаимодействия.
Завершается концепция блоком проблем, касающихся основных условий обновления
школы. Среди них на первом месте проблема учителя - его
подготовки, духовного состояния и материального положения. В концепции не
только признается ведущая роль учителя в обновлении школы, но и обрисовываются
черты личности учителя. Среди них - идейная убежденность, образованность и
культура. Широко поставлены вопросы улучшения условий труда и быта учителя,
повышения его заработной платы.
Следующим решающим условием обновления жизни школы авторы считают перестройку
управления народным образованием. Описывается необходимость перехода от
государственного к государственно-общественному управлению, создания в этих
целях демократических институтов и утверждения децентрализации. В концепции
подчеркивается, что перестройка работы средней, специальной школы невозможна
без опоры на педагогическую науку.
II. Анализ стиля общения учителя.
Существуют наиболее распространенные стили педагогического общения:
1. На основе увлеченности совместной творческой деятельностью
2. На основе дружеского расположения
3. Общение - дистанция
4. Общение - устрашение
5. Общение - заигрывание
Проанализируем стиль общения учителя физики школы №43, который вошел в число
Соросовских учителей 1995 г.
Система общения складывается следующим образом:
Учитель интересуется личностью школьника. Взаимодействие происходит не только
на уроках, но и вне их. Вне урока учитель ведет разговоры не только о
предмете, школе, но и на отвлеченные темы, интересуясь жизнью школьников.
Поэтому существует контакт между педагогом и детьми.
На уроках преобладает стремление обучить, а не передать информацию. Учитель
строит взаимоотношения с детьми не избирательно. Старается включить в работу
весь класс. Преобладает индивидуальный подход к каждому ученику: не требует
от данного ученика больше чем он может, чувствуя настроение школьника.
Вначале урока старается включить в работу эмоциональных лидеров класса. После
этого к общению на уроке подключаются и остальные.
Учитель на уроках не когда не отвлекается, все время находится в общении и
взаимодействии с классом. Очень четко чувствует партнеров по общению. Тонко
воспринимает психологическую атмосферу в классе.
Педагог направленно и последовательно действует на основе спланированного
плана, но обращает внимание на изменяющиеся обстоятельства. Учитель не
придерживается строго стандартного содержания темы. Находит более интересные
и нужные для данного класса интерпретации. Учитель не делает себя главным и
единственным инициатором педагогического процесса. Все исходит не только от
педагога: вопросы, задачи, суждения и т.п., но и от учащихся. Очень часто на
уроках ученики начинают спорить и доказывать свои идеи и предположения, а
учитель ненавязчиво направляет. Иногда после таких уроков ученики еще
несколько дней самостоятельно ищут решение заинтересовавшей их проблемы:
остаются в лаборатории, подходят с вопросами к учителю и т.п.
Ученики воспринимают педагога как учителя, а не как равного себе, которым
можно пренебрегать. Учитель не позволяет себе проявление эмоционального
отношения к тому или иному ученику, будь то неприязнь, злость, обида или же
восхищение, любовь.
Вывод: На основе выше описанного можно сделать вывод, что преобладает
общение на основе дружеского расположения с элементами общения на основе
увлеченности совместной творческой деятельности.
Дружеское расположение - важнейший регулятор общения вообще, а делового
педагогического общения особенно.
III. Программа эксперимента по теме: "возбуждение интереса школьника
к информатике".
Цель: выявить и теоретически обосновать условия возбуждения интереса
ученика к информатике в школе.
Задачи:
1.Изучить социологическую, психолого-педагогическую литературу, опыт учебных
заведений по решению данной проблемы.
2.определить основы и выявить условия возбуждения интереса учащихся.
3.разработать теоретические рекомендации по возбуждению интереса школьника с
помощью "ТРИЗ"
Методы: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент.
Гипотеза: возбуждение интереса школьника в условиях школы будет успешным, если:
ü поддерживать в ученическом коллективе необходимую для творчества атмосферу;
ü избегать неодобрительной оценки творческих попыток;
ü поощрять свободу, самостоятельность, инициативу, идею;
ü формировать изобретательскую деятельность учеников;
ü формировать потребность в изобретательской деятельности.
Программа содержит только теоретическую часть.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач.
Рассмотрим наиболее ценные идеи и методы "ТРИЗ". Метод активизации творчества
- метод фокальных объектов, состоящий в том, что признаки выбранных объектов
переносят на данный объект, в результате чего получаются необычные сочетания.
Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к
оригинальным идеям.
Также можно предложить пятиуровневую шкалу решения изобретательских задач. В
задачах первого уровня объект (устройство или способ) не изменяется (лишь
усиливаются какие-либо функции). На втором уровне объект изменяется, но не
сильно. На третьем уровне объект изменяется сильно, на четвертом он меняется
полностью, а на пятом меняется вся техническая система, в которую входил
объект.
При разработке методов и приемов решения изобретательских задач
проанализировано большое число реально существующих патентов и изобретений,
что делает технологию "ТРИЗ" достаточно практичной и эффективной для
обучения.
Некоторые приемы устранения технических противоречий:
Ä принцип дробления объекта на части;
Ä принцип универсальности, совмещения функций (например, ручка от
портфеля одновременно служит эспандером);
Ä принцип матрешки (один объект размещен внутри другого);
Ä принцип динамичности объекта (характеристики объекта должны меняться
так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы);
Ä принцип замены электронной системы на механическую, акустическую,
оптическую или другую.
Задача заключается не в подготовке школьника для выполнения стандартных
операций, а в воспитании творческих личностей.
IV. Проект учебного плана.
Учебный план - это сертификат учебного заведения, определяющий:
1.продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;
2.полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении;
3.распределение предметов по годам обучения;
4.количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение
предмета в каждом классе;
5.количество часов в неделю на изучение каждого предмета.
Опишем проект учебного плана класса с уклоном на изучение математики и
информатики (с 4 класса по 11 класс).
1.пусть продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул
соответствует общепринятым;
2.основные: русский язык, литература, алгебра, геометрия, физика, астрономия,
информатика, труд, история, биология, химия, география, МХК (музыкальная и
художественная культура), рисование, черчение, физкультура, английский язык
(именно английский, потому что в информатике используется только английский
язык).
V. Технология анализа урока.
| Деятельность учителя | Деятельность | | организаторская | обучающая | воспитательная | ученика | 1 | Выполнение намеченного плана урока | Реализация принципа научности | Нравственная и мировоззренческая направленность | Уровень познавательной активности | 2 | Эффективность и целесообразность использования наглядности и ТСО | Четкость осуществления принципа наглядности | Формирование общеучебных навыков | Наличие интереса к уроку, предмету | 3 | Реализация основных психологических и гигиенических требований | Реализация принципа прочности, осознанности, системности ЗУНа | Работа над культурой речевого поведения | Степень самостоятельности | 4 | Наличие эффективной обратной связи с учащимися | Соблюдение принципов прочности, осознанности, посильности | Влияние урока на интелектуальное развитие ученика | Умение вычленять ведущие цели в учебном материале | 5 | Уровень педагогического и методического мастерства | Реализация принципа проблемности | Соблюдение физических и гигиенических требований | Уровень аналитических умений и навыков | 6 | Уровень оформления документации к уроку (журнал, тетради, план урока) | Осуществления принципа связи теории с практикой | Эффективность использования принципа связи обучения с жизнью | Развитие навыков коллективной работы | 7 | Качество речи (темп, дикция, образность, эмоциональность, выразительность правильность и т.д.) | Оптимальность выбора и степень достижения главной цели | Эстетическое воздействие урока на учащихся | Развитие речевых орфографических и др. навыков | 8 | Рациональное использование времени урока | Правильность выбора методов и форм обучения | Использование воспитательных возможностей оценок | Умение работать на доске | 9 | Педагогическая культура, такт, внешний вид учителя | Контроль за ЗУНом | Стиль руководства учениками | Организованность и дисциплинированность | 10 | Соблюдение правил охраны труда | Оптимальность домашних заданий и эффективность доведения их до учащихся | Воспитательное значение личности учителя и его деятельности на уроке | Внешний вид учащихся |
Если эффективность урока 75-80%, то проведен он отлично, если – 65-75%, то
урок проведен хорошо, если ниже 65% то урок проведен удовлетворительно.
Самоанализ урока
Рассмотреть:
1. Цель урока, поставленную учителем (триединая цель: воспитывающая,
обучающая, развивающая).
2. Реальность ее выполнения в границах данного урока, ее связи с целями
предыдущих уроков.
3. Определить тип урока, его соответствие содержанию, влияние этого
соответствия на формирование конечного результата.
I этап урока: – (приветствие учителя, общее состояние класса, проверка
отсутствующих, установка внимания). Соответствие приемов воздействия на класс
дидактической задаче.
II этап – фронт. Проверка домашнего задания, соответствуют ли методы
проверки содержанию домашнего задания, качество выполнения.
III этап – индивидуального учета знаний (уровень развития мышления,
технические навыки, вплоть до умения ребят вести себя у доски).
Рассмотреть:
ü структуру вопросов учителя и его влияние на структуру учащегося;
ü соответствие вопросов общим задачам обучения, воспитания, возможности
учеников;
ü связь между ответами ученика и объективностью оценки;
ü связь между ответами учителя стимулировать ответ ученика и качеством
этого ответа;
ü способствует ли форма организации деятельности всех учащихся класса
индивидуальной работе с вызванным к доске учеником и насколько эффективное
влияние оказывает индивидуальная работа с учеником на групповую или
фронтальную.
ü отношение учителя к ошибкам ученика.
Вывод:
Как такая работа позволяет сделать вывод о том, насколько реальный результат
данного типа соответствует эталонной дидактической задаче и влияет на
следующий этап урока.
IY этап – подготовка к восприятию нового материала.
Критерии этапа:
ü интерес учащихся;
ü организационная четкость познавательной деятельности, ее целенаправленность;
ü практическая значимость материала и учебной проблемы.
Y этап – усвоение новых знаний.
Критерии:
ü соответствие содержания требованиям государственных программ;
ü умение учителя выделить наиболее важное;
ü научность, доступность, обоснованность;
ü связь учебного материала с жизнью;
ü плотность урока, познавательная активность;
ü воспитывающая, развивающая ценность учебного материала.
Методы:
ü соответствуют активации мыслительной деятельности учащихся.
Реальный результат
ü понимание нового материала учащимися;
ü речь учащихся, умение анализировать и синтезировать, самостоятельно
применять знания;
YI этап - анализ этапа информации учащихся о домашнем задании, подведение
итогового урока.
ü объем домашнего задания;
ü соответствие;
ü дифференцированный подход;
ü психологический настрой учащихся.
4 правила задавания на дом:
1. отводить определенное время;
2. задавать при полном внимании учащихся;
3. содержание должно быть понятным всем;
4. разъяснять так, что бы было понятно, что нужно сделать и как сделать.
Общие выводы по уроку:
1. качество знаний;
2. уровень воспитанности и развитости учеников, связь с триединой
дидактической целью;
3. умение идти от части к целому или наоборот;
4. от свойства к самому предмету;
5. от процесса к причине и наоборот.
Дать общую оценку урока, сформировать предложения обусловленные сроками
исполнения.
|
|