Статья: Любовь в письмах знаменитых людей
Статья: Любовь в письмах знаменитых людей
Сценарий вечера для старшеклассников
«Любовь в письмах знаменитых людей»
Звучит тема из кинофильма «История Любви». На сцену выходят ведущие – мальчик
и девочка.
Девочка ( к залу) Сегодня мы встретились, чтоб поговорить о любви. И я
предлагаю начать разговор с начала. С чего начинается любовь?
Мальчик (девочке) У меня любовь началась с детского сада. Там у меня была
любимая воспитательница. Она всегда давала мне добавку чаю.
Д Это не любовь. Это жадность.
М Конечно не любовь. Какая может быть любовь в детском саду?
Д Для настоящей любви возраст не имеет значения. Вот, например, Данте в
девять лет влюбился в свою Беатриче. Вырос, стал великим поэтом, рассказал о
своей любви к ней в книге «Новая жизнь» и в «Божественной комедии». Может быть,
он и не стал бы великим поэтом, если бы не полюбил, не изведал космическую мощь
чувства, «что движет солнце и светила». Этой строкой он закончил свою
«Божественную Комедию».
М Конечно, ведь Данте был настоящим мужчиной. Женщина не способна на такое
сильное и глубокое чувство.
Д Ах, так? Тогда придется тебя огорчить. За 150 лет до Данте Европу потрясла
другая история любви – Пьера Абеляра и Элоизы. Он - философ, богослов и поэт.
Она – просто любящая девушка, кстати, на 22 года младше его. Влюбившись в нее,
он нанялся учителем в дом, где она жила.
Потом по его воле они оба ушли в монастырь. Она писала ему : « Скажи мне.
почему после нашего пострижения, совершенного исключительно по твоему
единоличному решению, ты стал относиться ко мне так небрежно и невнимательно?
.Будучи юной девушкой, я ушла в монастырь не ради любви к богу, а лишь ради
любви к тебе». Они писали друг другу три года. В 12 веке эта переписка была
переведена с латыни на французский, и вдохновляла многих писателей. И мысль,
высказанная ею, пережила ее на века: «Сказать : «Я тебя люблю» – значит
сказать: «Ты не умрешь»». В этой истории мужчина проявил себя отнюдь не с
лучшей стороны.
М Действительно. Но ты же понимаешь, что раз на раз не приходится. А
что-нибудь посвежее найдется? А то все преданья старины глубокой.
Д Конечно! Когда в 1830 году в России издали биографию Байрона,
Лермонтов обнаружил удивительное совпадение, о котором упомянул в своих
дневниках: он, как и Байрон, впервые влюбился в восемь лет. Байрон писал:
«Отчего это произошло со мной так рано? Мои страдания, моя любовь к этой
девочке были так сильны, что я иногда сомневаюсь, бывал ли я после этого
действительно влюблен.»Последней любовью Байрона была Тереза Гвиччиоли, с
которой он познакомился в Венеции за четыре года до своего последнего
путешествия – к берегам Эллады. Ей было 16, ему чуть больше 30-ти. Через
полвека она издаст свои воспоминания о нем, утверждая, что он был ангелом,
ненадолго сошедшим на землю. Отвергая даже такую деталь, как легенду об
изувеченной ноге, она пытается убедить читателя : Байрон был идеален.
М А сам Байрон? Он ведь тоже любил ее. Ее семья участвовала в восстании
карбонариев, и Байрон проникся духом воинственной романтики, окружающей эту
семью. Он писал ей: « В течении нескольких лет я сознательно избегал сильных
страстей, ибо страдал часто от тирании Любви. Я не хотел больше любить и быть
любимым. Ты обратила в бегство все эти решения. Я теперь весь твой. Я буду тем,
чем ты пожелаешь, но покоя мне уже не знать никогда. Не надо было будить мое
сердце. Ведь до сих пор моя любовь была несчастьем для тех, кого я любил».
Д Несчастье тех, кто любил Байрона, заключалось в том, что он считал, что
сам лучше всех знает, что надо для счастья его возлюбленным. И никогда не
пытался спросить у них, так ли это. Вот и в случае с Терезой он решил, что она
любит не Байрона-человека, а Байрона-революционера. На свете мало женщин,
которые предпочтут вместо любимого мужчины мир, даже измененный в какую-нибудь
сторону. В несчастной любви женщина страдает больше.
М Нет, мужчина!
Д Давай проверим.
М Как? Влюбимся несчастно? Кстати, чего больше, счастливых или несчастливых
случаев любви?
Д Пусть нам поможет сухая статистика. (Залу) Ребята! Давайте
называть песни о любви, которые мы знаем. А мы запишем и посчитаем, про что
песен больше. Так мы получим ответы на наши вопросы, а тот кто назовет песню
последним, получит приз.
(Проводят конкурс, считают, делают выводы.)
Д Несчастных случаев получилось больше. Интересно, почему?
М Да просто человек пишет стихи, когда ему очень хорошо или очень плохо. А
когда в любви очень хорошо, стихи писать - просто нет времени.
Д Да, были люди в древне время. Не то, что нынешнее племя. Богатыри не мы.
Что-то я не слышала в последнее время о такой большой любви.
М Значит плохо слушала. В начале нашего века на литературном вечере в
каком-то реальном училище впервые увидели друг друга уже известный поэт Блок и
гимназистка Лиза Кузьмина-Караваева. Через несколько дней она принесла ему свои
стихи, и они не понравились ему. Она ушла, а в 1910 году, уже будучи замужем,
была познакомлена мужем с четой Блоков. Бывшая гимназистка и поэт узнают друг
друга с первого взгляда и безнадежно влюбляются друг в друга. Когда они
расстаются, она пишет письма ему. Вот отрывок из одного: « Когда я была у Вас
еще девочкой, я поняла, что это навсегда. А потом жизнь пошла как спираль,
снова и снова бросая меня к вашим ногам, и каждый раз, так неожиданно разрывая
нас.
Иногда любовь к другим заграждала Вас, но все кончалось всегда, и всегда
как-то глупо, потому что – вот Вы есть». И, через несколько лет, навсегда
уезжая из Петербурга, она пишет ему: «Если бы передо мной лежал путь к
спасению, а перед Вами – к трагической гибели, то по мановению руки Вашей я бы
ушла с пути своего и ступила бес сомнения на Ваш.»
Д Что случилось дальше с Блоком, мы знаем, а что случилось с Лизой?
Затерялась среди потока эмигрантов?
М В годы войны она стала известна как Мать Мария, помогала французскому
сопротивлению, и погибла в фашистских застенках.
Д А что делал бы ты, если б любил человека, но не мог написать ему письмо?
М Писал бы сонеты. Помнишь?
«Уж если ты разлюбишь, так теперь.
Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.
Будь самой горькой из моих потерь,
Но только не последней каплей горя.»
Д Это знают многие. Но не многие знают например чудесный сонет Эдуарда
Гольдернесса, известного советского переводчика, благодаря которому мы можем
читать поэтов Австралии и Кубы, стихи Эдгара По.
Этот сонет он написал перед смертью для своей возлюбленной, с которой судьба
разлучила его, и которую он поцеловал всего раз в жизни, да и то – во сне.
«Прости, я слишком много пожелал –
В любви к тебе всегда быть человеком.
В наш дерзкий век я дерзко возмечтал
Быть впереди, а не плестись за веком.
Готовя для тебя столь редкий дар,
Ни в чем любви не ставил я границы.
Но кто стремится к Солнцу, как Икар,
Тот должен быть готовым и разбиться.
И вот лежу, изломан меж камней.
Оборваны мои пути-дороги.
Целую тихо землю.Ведь по ней
Идут твои стремительные ноги.
Ну что ж. Одна иди своим путем.
.Еще не раз мы встретимся на нем!
М Друзья! Мы желаем вам стать знаменитыми людьми. Но пусть Ваша любовь будет
не просто знаменитой, а безгранично счастливой.
(Уходят под песню Высоцкого «Я поля влюбленным постелю, пусть поют во сне и
наяву, прежде чем узнать, «что я люблю» - то же, что «живу» или «дышу»».)
|