Анализ и методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг регионального рынка (На примере производства полиграфической продукции в Н. Новгороде)
оборудования, даже при своей немногочисленности, подмяли под себя
достаточно большой кусок рынка. Возможности типографий среднего уровня,
значительно скромнее, но их гораздо больше, и поэтому основной сегмент
рынка занимают именно они. Ну и, наконец, оставшаяся незначительная доля
рынка, достаётся также, многочисленным мелким типографиям. Сказать в каком
из сегментов конкуренция наиболее острая, довольно затруднительно, потому
что рынок всё-таки один, и все дерутся практически за одного и того же
клиента. Крупные заказы весьма выгодны, но большие типографии, порой не
отказываются и от небольших тиражей, имея также в своём парке наряду с
большими машинами, маленькие станки. А маленькие типографии, сбивая цены,
готовы браться за крупных клиентов, получая прибыль, которая большим
типографиям кажется совсем мизерной.
Клиенту, порой впервые столкнувшимся, с необходимостью изготовления
печатной продукции, иногда очень нелегко сделать выбор в этом многообразии.
В дело вступает интенсивность рекламы, эффект «сарафанного радио»,
профессионализм менеджеров типографий, или просто метод «тыка». Порой выбор
оказывается не вполне удачным, и драка за недовольного клиента
возобновляется с новой силой.
Дополнительный накал страстей обеспечивает относительная близость
крупных Московских типографий, качество которых иногда является
недостижимым даже для наших крупнейших полиграфистов.
Вообще всю клиентуру наших типографий можно подразделить на несколько
категорий:
- «Нам не надо хорошо, нам надо в четверг» - таким прямая дорога
в минитипографии;
- «Хочу очень дёшево» - туда же;
- «Цена особой роли не играет, нам надо супер» - вас ждут с
распростёртыми объятиями наши «монстры»;
- «Нам надо хорошо и недорого» - это достаточно редко
совместимые вещи, вам придётся побегать;
- «Нам нужно вот это и вот так» - в таком случае вы уже
наверняка знаете, куда вам обратиться;
- ну и т. п.
То есть, фактически, у всех организаций, которые давно работают в
Нижнем, есть свои постоянные подрядчики, и переход старого клиента в другую
типографию – это серьёзный звоночек для любого полиграфиста.
Но, возвращаясь к анализу конкурентов «Афра Инк», можно с достаточной
долей субъективизма, дать следующие оценки нашим игрокам:
«Нижполиграф» - одна из старейших и крупнейших типографий всего
региона. Обладает хорошим парком оборудования, достаточно квалифицированным
персоналом, являясь фактически кузницей кадров подавляющего большинства
частных типографий. Продукция: начиная от газет и книг и заканчивая
визитками. К недостаткам можно отнести старые методы управления,
неповоротливость, в последнее время некоторые претензии по качеству,
работая на входящих звонках (поиск клиентов не ведётся) выдают очень
большие тиражи на самых больших в городе форматах. Цены высокие.
«Ридо» - полноцветные машины, выпускающие продукцию уровня средних и
минитипографий (по спектру). Качество иногда хромает, цены относительно не
высокие, на больших тиражах конкурирует только с такими же крупными
типографиями. На мелких или даже средних тиражах цены «Афра Инк» порой
предпочтительнее. Большие сроки изготовления. Имеет представительство в
Москве.
«Деком» - стандартная «упаковка», многокрасочные станки, послепечатное
оборудование, качество очень хорошее (вещи выходят порой просто
великолепные), дорого.
«Промис» - обладатель самой современной, на данный момент, печатной
машины в городе, качество отличное, самый постоянный заказчик «Нижфарм»,
весь спектр продукции, изготовление упаковки под фарм-препараты и т.д.
Хорошая корпоративная культура, невысокие цены. Потенциальный подрядчик
«Афра Инк» на фотовывод.
«Нижегородская радиолаборатория (НРЛ)» - цены средние, качество весьма
приличное, услуги фотовывода, грамотный персонал, система поиска клиентов.
Несколько двухкрасочных машин формата А 2. Из-за разницы в весовой
категории, достаточно сложно конкурировать.
«Алга» - один двухкрасочный станок формата А 2, два однокрасочных А 3.
Несмотря на постоянные эксперименты с оборудованием, качество постоянно
хромает, сроки тоже. Квалификация печатников средняя. Конкурировать не
только можно, но и нужно. Цены несколько завышены. От услуг фотовывода
необходимо отказываться – низкое качество.
«Атис» - один двухкрасочный станок формата А 2, качество ниже
среднего, делают упор на невысоких ценах. В последнее время наблюдается
отток клиентов.
2.4. Расчёт конкурентоспособности.
Оценка издержек.
Спрос, как правило, определяет максимальную цену, которую фирма может
запросить за свой товар. Ну а минимальная цена определяется издержками
фирмы. Компания стремится назначить на товар такую цену, чтобы она
полностью покрывала все издержки по его производству, распределению и
сбыту, включая справедливую норму прибыли за приложенные усилия и риск.
Виды издержек
Издержки фирмы бывают двух видов - постоянные и переменные.
Постоянные издержки (известные также под названием «накладные
расходы») - это расходы, которые остаются неизменными. Постоянные издержки
присутствуют всегда, независимо от уровня производства.
Переменные издержки меняются в прямой зависимости от уровня
производства.
В расчете на единицу продукции эти издержки обычно остаются
неизменными. А переменными их называют потому, что их общая сумма меняется
в зависимости от числа произведенных единиц товара.
Валовые издержки представляют собой сумму постоянных и переменных
издержек при каждом конкретном уровне производства. Руководство стремится
взимать за товар такую цену, которая как минимум покрывала бы все валовые
издержки производства.
Анализ цен и товаров конкурентов
Хотя максимальная цена может определяться спросом, а минимальная -
издержками, на установление фирмой среднего диапазона цен влияют цены
конкурентов и их рыночные реакции.
Знаниями о ценах и товарах конкурентов фирма может воспользоваться в
качестве отправной точки для нужд собственного ценообразования. Если ее
товар аналогичен товарам основного конкурента, она вынуждена будет
назначить цену, близкую к цене товара этого конкурента. В противном случае
она может потерять сбыт. Если товар ниже по качеству, фирма не сможет
запросить за него цену такую же, как у конкурента. Запросить больше, чем
конкурент, фирма может тогда, когда ее товар выше по качеству. По существу,
фирма пользуется ценой для позиционирования своего предложения относительно
предложений конкурентов.
Себестоимость изготовление тиража, скажем полноцветных буклетов
формата А 4, можно разбить на следующие статьи расходов:
1. Бумага – 13 %,
2. Расходные материалы (фотоплёнки, металлизированные
офсетные пластины, краска, химикалии) – 24 %,
3. Предпечатная подготовка, печать и послепечатная обработка
тиража – 5 %,
4. Переменные расходы – 38 %.
[pic]
Средняя прибыль по заказам составляет 20 – 30 %. Таким образом,
придерживаясь данной раскладки, экономическую деятельность фирмы можно
считать вполне удовлетворительной. Но, исходя из вышеуказанных особенностей
офсетной полиграфии, при увеличении тиража, допустим, с 2000 до 10000
экземпляров, резко начинают расти 1 и 3 основные статьи расходов.
Изготовление тиража на данной печатной машине становится экономически не
выгодно, т.к. печатный станок большего формата и большей цветности
изготавливает подобный тираж за гораздо более короткий срок, и
соответственно, более низкую стоимость.
Общее положение спасает другой экономический фактор: ни одна крупная
типография не возьмётся за изготовление тиража, скажем, до 2000
экземпляров, из-за экономической нецелесообразности. Оборудование должно
окупать себя, а на подобных тиражах об окупаемости полноцветной машины
приходится просто забыть. Статьи 2 и 3 расходов будут таковы, что при
обеспечении даже минимальной прибыльности тиража, он становится, просто
неконкурентоспособен по стоимости.
К сожалению достаточно много средств, тратится на услуги фотовывода за
неимением своего оборудования. Хотя аналогичная ситуация наблюдается во
многих мелких типографиях.
На нашем рынке работают два крупных («Берег» и «Регент-Волга») и
несколько мелких поставщиков бумаги для офсетной печати. К их услугам
прибегают все без исключения типографии, и стоимость бумаги, закладываемая
при расчёте цен на продукцию у всех одинакова. Бумага в основном финская и
поступает уже порезанная на несколько типо-размеров. Для «Афра-Инк»
наиболее выгоден формат 470 х 650 мм, т.е. чуть больше формата А 2. При
использовании бумаги такого формата количество отходов минимально. К
сожалению, подобный размер есть в наличии далеко не всегда и приходится
брать бумагу либо под заказ («Берег» везёт из С.-Петербурга, «Регент» из
Москвы, т.е. сроки поставки от недели и выше), либо больших форматов, что
значительно менее выгодно из-за большого количества отходов. Стоимость этих
отходов приходится закладывать в калькуляцию заказа, что отнюдь не
удешевляет стоимость работ. Да и с подготовкой бумаги больших форматов к
печати так же возникают некоторые проблемы. Механический нож для бумаги
(гильотина) не рассчитан на формат больший 620 х 940 мм и порой бумагу
приходится резать практически вручную, подгоняя её под формат стола
гильотины. Естественно это занимает дополнительное время и также влияет на
стоимость тиража.
Краску опять-таки все берут у одних и тех же поставщиков. В несколько
более выгодном положении находится «Солид-Арт», который сам осуществляет
поставки расходных материалов в город, и соответственно его собственная
типография имеет при этом некоторое преимущество. Разнообразная химия
поставляется несколькими фирмами, от разных производителей и по совершенно
разным ценам. И, как всегда, самое дешевое – не есть самое лучшее.
Таким образом, можно сказать, что типография «Афра Инк» должна
занимать крайне незначительную долю рынка, выполняя работы по изготовлению
небольших тиражей одно и многоцветной полиграфии. Что на данный момент и
произошло.
Не имея возможности конкурировать с крупными типографиями, «Афра Инк»
выбрала два основных направления, позволяющих вполне успешно вести
конкурентную борьбу на уровне минитипографий. Это достаточно высокое
качество печати и оперативные сроки изготовления тиражей. Учитывая то, что
основной спрос на полиграфию возникает в преддверии проводимых
предприятиями выставок и рекламных компаний, можно сказать, что
оперативность становится одним из главных факторов в выборе клиентом
подрядчика. Весьма способствует оперативности программа-калькулятор,
позволяющая практически мгновенно обсчитывать клиенту тираж любой
сложности. В некоторых типографиях, что бы узнать стоимость заказа, клиенту
порой необходимо ждать от нескольких часов до пары дней, что вряд ли кого
может обрадовать.
Теперь, обращаясь непосредственно к ценовой политике типографий, можно
на примере простейших таблиц посмотреть, как обстоит дело с
конкурентоспособностью «Афра Инк» на рынке.
Сравнительный анализ уровня цен на примере изготовления рекламного
буклета.
|Рекламный буклет, 2 фальца, 4+4, мелованная бумага 150 г / кв. м. |
| | | | |
|Типографии |Тираж |
| |1000 |3000 |5000 |
|НРЛ |7,48 |3,59 |2,78 |
|Солид-Арт |6,96 |3,57 |3,07 |
|Алга |6,38 |3,62 |3,26 |
|Ридо |6,09 |3,39 |2,73 |
|Афра Инк | 5,85 |3,41 | 2,89 |
Цены приведены в рублях за единицу изделия.
В нижеприведённой таблице даны сравнительные данные
среднестатистической московской типографии, и «Афра Инк».
|Тираж |500 |1000 |2000 |3000 |5000 |10000 |
| | | | | | | |
|Плотность бум. | | | | | | |
|Средние цены по Москве |
|150г/м кв |11,1 |5,84 |3,50 |2,92 |2,34 |1,81 |
|Цены Афра Инк |
|150г/квм |9,34 |5,85 |4,14 | 3,41 | 2,89 |2,54 |
На приведённом примере можно оценить уровень цен московских
производителей. Не смотря на то, что эти цены предоставляются только
рекламным агентствам, которые в свою очередь делают свою наценку для
клиентов, они всё равно несколько ниже Нижегородских. Но ведь представитель
фирмы или предприятия не поедет в Москву для того, чтобы заказать тираж
брошюр или буклетов. Ему значительно проще сделать всё на месте, вдобавок
очень немногие организации ориентируются в разнице цен нижегородских и
московских полиграфистов.
Как мы видим, отлично заметно преимущество небольшого станка перед
широкоформатными машинами на небольшом тираже. Однако по мере роста тиража
становится видно, что даже при общем снижении цены за единицу при
увеличении тиража, буклет изготовленный «Афра Инк» в процентном соотношении
начинает отрываться от общего уровня цен. Начинает сказываться небольшой
формат станка и его малая цветность. Даже при рассмотрении бланочной
продукции, которая, казалось бы, является непосредственной специализацией
станка, будет складываться приблизительно аналогичная ситуация. На
небольших тиражах «Афра Инк» имеет довольно большое преимущество в цене,
однако с увеличением тиража это преимущество быстро сходит на нет и,
начиная от 10000 экземпляров бланков, цены становятся уже слабо
конкурентными.
Исходя из большей производительности станков большего формата и
большей цветности, можно попытаться приобрести другой печатный станок.
Сейчас уже сложился рынок подержанного полиграфического оборудования,
стоимость которого порой в несколько раз ниже новой печатной машины. В
основном к продаже предлагаются станки, которые эксплуатировались в странах
Западной Европы, что оставляет их в очень приличном состоянии. Но даже при
условии продажи существующей печатной машины, для покупки более
производительного станка потребуется не менее 30000 $. Кажется сумма не
очень большая, но при сложившемся уровне цен на полиграфию, этот станок не
сможет окупить себя в разумные сроки без дополнительных статей дохода.
Риторический вопрос, что делать?
Казалось бы ситуация складывается не очень благоприятная. Маленькие
тиражи разнообразной продукции в лучшем случае позволят покрыть переменные
издержки, не позволяя рассчитывать на экономическую прибыль. Однако
существует ряд факторов, которые позволяют фирме не только получать
прибыль, но и оставаться вполне конкурентоспособным предприятием. Их мы и
рассмотрим в следующем подразделе настоящей работы.
2.5. Конкурентная стратегия.
При всей, на первый взгляд нестабильности ситуации фирма не только
остаётся успешно работающим предприятием, но и имеет возможность постоянно
повышать свою конкурентоспособность на рынке. К факторам, позволяющим с
успехом это делать, можно отнести следующие активно разрабатываемые
направления:
1. Дизайн.
На сегодняшний день основным фактором, обеспечивающим
привлекательность абсолютно любого вида полиграфии, является грамотный
профессиональный дизайн изделия, начиная от фирменного бланка и заканчивая
многостраничным полноцветным журналом. В «Афра Инк», с момента основания
фирмы, едва ли не главное внимание изначально уделялось качеству разработок
дизайн-макетов продукции. Причём работы выполнялись не только на
полиграфию, но и на многие смежные рекламные области; наружную рекламу,
сувенирную продукцию, оформление и разработка выставочных стендов и т.п. По
сути, сфера дизайна это отдельное направление рекламного бизнеса, что с
успехом демонстрируют специализированные дизайн-бюро такие как «Яблоко» или
«Бегемот», которые узкоспециализированно занимаются разработкой
полиграфических макетов. На данный момент фирма создала себе вполне
профессиональное имя в области дизайн-разработок. Возможность получить
грамотный дизайн, который практически сразу может быть воплощён в реальное
изделие, не может не привлекать клиентов, заботящихся об имидже своей
организации, да и потом это просто удобно.
2. Повышение профессионализма и качества выполняемых работ.
К сожалению, в условиях постоянного роста спроса на качественную
полиграфию, имеющийся печатный станок загружен практически максимально, и
заявленный принцип оперативной полиграфии в глазах клиента, который не
принимает в расчёт наличия жёсткого графика печати, может быть подорван.
Чтобы избежать подобной ситуации, большое внимание уделяется
профессиональной квалификации печатников, непосредственно работающих на
станке. Основной состав имеет большой профессиональный стаж в офсетной
полиграфии, что позволяет максимально снизить время изготовления любого
тиража без потери качества продукции. Причём взят на вооружение ещё
советский принцип обучения новых молодых кадров, что даёт весьма неплохие
результаты. Для постоянного повышения качества изделий периодически
закупаются и устанавливаются дополнительные приспособления, что позволяет
не отставать от крупных хорошо оснащённых типографий. Ибо клиент
недовольный качеством нашей продукции – это потенциальный клиент нашего
конкурента.
3. Снижение постоянных издержек.
К сожалению, небольшой объём производства не позволяет закупать
расходные материалы в большом количестве, что дало бы существенные скидки у
поставщиков и их дилеров. По этой же самой причине экономически
нецелесообразно покупать расходники в Москве (где порядок цен немного ниже,
чем в нашем городе). Однако, с целью снижения постоянных издержек постоянно
проводится мониторинг цен поставщиков бумаги и расходных материалов. Это
позволяет иметь некоторую экономию средств и соответственно, снижать цены
на продукцию.
4. Снижение переменных издержек.
С переменными издержками ситуация обстоит аналогичным образом. С целью
удержания и привлечения высокопрофессиональных кадров необходимо обеспечить
для них конкурентоспособный уровень заработной платы. На этом экономить не
приходится. Однако, арендуя как производственные, так и офисные помещения
постоянно используется возможность погашения части арендных платежей
собственной полиграфической продукцией, что приносит, порой, весьма
неплохую экономию денежных средств.
5. Совершенствование работы с клиентами.
Постоянный поиск новых клиентов, ведущийся менеджерами фирмы,
привлечение к сотрудничеству рекламных агентств города на выгодных для них
условиях, опережающая работа с постоянными клиентами позволяют построить
чёткий график работы типографии, обеспечить максимальную загрузку, и
получать максимальную прибыль без повышения уровня цен. Постоянное
следование принципу оперативности создаёт «Афра Инк» немалое преимущество
перед большинством Нижегородских типографий, срок изготовления небольших
тиражей у которых зачастую в два – три раза больше.
6. Стремление к завоеванию рынка специализации.
Как говорилось ранее, специализация печатного станка типографии «Афра
Инк» это одноцветная бланочная и визиточная продукция. С целью завоевания
как можно большей доли этого сегмента полиграфии, ведётся непрерывная
работа с Нижегородскими предприятиями. В нынешней экономической ситуации
многие предприятия ведут борьбу за выживание, и даже когда-то обладая
печатным оборудованием, которое либо устарело, либо требует значительных
капиталовложений на восстановление, не могут позволить себе его
модернизацию. Это вынуждает их обращаться за услугами, к какой либо из
вышеперечисленных типографий. И зачастую либо не имея достаточно средств,
либо не испытывая потребности в больших тиражах, они автоматически
становятся потенциальными клиентами небольших типографий. Вдобавок по мере
проникновения западной культуры в наше общество, первоначальное стремление
разукрасить свою продукцию во все цвета радуги уходит в прошлое. На смену
ему приходят эргономичность и лаконичность стиля, что заставляет
производителя обращать своё внимание на малоцветную полиграфию, что даёт
значительное преимущество узкоспециализированному оборудованию.
7. Перспективные направления.
Следуя принципу: «Если дела фирмы идут хорошо – расширяйся. Если дела
фирмы пошли плохо – расширяйся», можно указать несколько перспективных
направлений развития. Весьма неплохое подспорье основному виду деятельности
может принести поставка расходных материалов для полиграфии. Как и
практически все виды рекламного бизнеса, поставка оборудования и
расходников лучше всего на данный момент развиты в столице. Многие
нижегородские фирмы-поставщики просто перепродают материалы купленные в
Москве. Выделив в отдельное направление этот вид деятельности при грамотной
постановке дела, можно как получить дополнительные оборотные средства, так
и используя в собственном печатном процессе расходные материалы купленные
по оптовым ценам, ещё более удешевить выпускаемую продукцию. Как это
скажется на конкурентоспособности фирмы объяснять нет необходимости. В
наших условиях найти средства для начального этапа этого вида деятельности
достаточно легко.
И, наконец, смежные области рекламной полиграфии. В настоящее время
формируется устойчивый спрос на комплексные рекламные услуги. Что
подразумевает под собой заключение клиентом с рекламным агентством, или
группой рекламных фирм разного направления договора о ведении комплексной
рекламы предприятия, начиная от маркетинговых исследований и PR, и
заканчивая той же полиграфией. Клиенту эти услуги обходятся на 10 – 15 %
дешевле, чем, если бы он, проводил свою рекламную компанию с использованием
нескольких узкоспециализированных фирм. Сегодня «Афра Инк» входит в одно из
таких объединений, которое называется «Содружество производителей рекламы».
Это позволяет, как получать дополнительные заказы от фирм входящих в это
объединение (их доля составляет до 20 % в месяц), так и, занимаясь поиском
непрофильных заказов иметь дополнительный доход. Клиент, пришедший в
типографию, может здесь же заказать пакет с фирменной символикой, рекламный
щит, или выставочный стенд. Подобное удобство позволяет выглядеть ещё более
привлекательно в глазах любого клиента.
Углубление и развитие всех вышеперечисленных направлений как раз и
позволяет постоянно повышать конкурентоспособность организации и занимать
хоть и незначительную, но стабильную долю рынка, что позволяет «Афра Инк»
успешно работать на протяжении шести лет. Результаты обнадёживают –
перспектива есть.
2.6. Заключение.
Итак, как мы видим, Нижегородский рынок офсетной полиграфии
представляет собой рынок чистой конкуренции, с достаточно большим числом
коммерческих типографий ведущих между собой конкурентную борьбу, без явно
выраженных монополистических тенденций. Вход и выход на рынок ничем не
ограничивается, при условии наличия существенного стартового капитала для
создания и активного продвижения нового предприятия. К сожалению (а может
быть и к счастью для игроков этого рынка), в последнее время, новые
полиграфические фирмы в Н. Новгороде появляются крайне редко. Т.е. сейчас
работают практически только те типографии, которые были созданы ещё до
конца 1998 года, до августовского кризиса. Видимо это объясняется тем, что
сейчас требуются очень большие затраты для продвижения нового предприятия
данной рекламной сферы. Даже при учёте покупки подержанного оборудования,
причём эксплуатировавшегося какое-то время в России (а это сразу
подразумевает под собой значительный износ, как печатной машины, так и пред
и послепечатного оборудования и, соответственно, более низкие цены),
минимальная стоимость создания минитипографии начинается от 40000 – 50000
$. Это затраты только на необходимый минимум оборудования, не считая
затраты на рекламу, персонал и т.д. Стоимость же создания крупного
печатного комплекса, с хорошей полноцветной машиной, полным циклом
допечатных операций и постпрессом, будет колебаться от 400000 $ и выше
(верхняя граница достаточно размыта где-то на уровне 1500000 – 2000000 $).
Для Нижнего Новгорода это очень серьёзные деньги. Далеко не каждое крупное
промышленное предприятие или финансовая структура, не говоря уже о частном
предпринимательстве, сможет позволить выделить такие деньги на оборудование
типографии. Хотя многим типографиям скоро эти деньги придётся где-то
искать. Машины работают довольно долго, ресурс у большинства уже выработан,
и не так уж долго осталось ждать момента, когда понадобится вкладывать
серьёзные деньги на проведение капитального ремонта, либо на замену станка.
Однако сейчас мы начинаем наблюдать тенденцию, которая в достаточно
скорое время обещает усилить накал конкурентной борьбы на Нижегородском
полиграфическом рынке.
- Несомненно, наиболее крупным финансовым центром нашей страны,
является столица. Концентрация капитала в Москве достигла
весьма существенных масштабов, и стремление перешагнуть через
московские границы и выйти на региональный рынок начинает
охватывать всё большие слои солидных коммерческих структур.
Можно привести достаточно много примеров создания филиалов
московских фирм в нашем городе: тот же «Регент-Волга»,
«Комус», «Гельветика», «Зенон» (это только фирмы занимающиеся
рекламой, или торговлей расходными материалами для различных
направлений рекламного рынка) и т.д. и т.п. Кстати, С.-
Петербург, тоже стремится не отставать в регионах от Москвы –
это «Берег», «Иприс» и иже с ними.
- Вторым способом выхода на региональные рынки можно назвать
организацию дилерской сети, что уже сейчас очень
распространено. Яркий пример – РА «Нижегородские желтые
страницы», являющееся официальным дилером ЗАО «КЕМ»,
московской компании, занимающейся торговлей печатным
оборудованием и расходными материалами для полиграфии. Для
наших местных поставщиков это серьёзные конкуренты.
- И, наконец, третий способ, который только начинает появляться
на рынке – это организация предприятия с нуля на московские
деньги, с целью выхода на менее загруженные рынки, с более
дешевой рабочей силой. Первые звоночки уже были. Совсем
недавно, один из крупных московских концернов, просчитывал
альтернативную возможность создания своей типографии или же
вариант размещения очень крупного долговременного заказа в
уже имеющихся типографиях Н. Новгорода. Окончательный выбор, к
сожалению пока не известен.
Таким образом, нам ещё предстоит наблюдать весь накал страстей
ужесточённой конкуренции полиграфического рынка. Но, возможно, это и к
лучшему. Сегодня наши типографии, в плане конкуренции, порой напоминают
застоявшееся болото. У всех есть своя относительно спокойная ниша. Борьба
за конкурента ведётся преимущественно только на первом этапе, когда клиент
делает предварительный анализ изготовителей, перед совершением заказа.
После начала работы с выбранным подрядчиком, «отбить» клиента даже у
потенциального конкурента, считается просто неприличным. Разве что сам
недовольный исполнением заказа клиент начинает поиски другого подрядчика.
Ситуация выглядит несколько забавно. Но, тем не менее, это практически
неписаное правило. Ведь многие типографии не только конкурируют, но и тесно
взаимодействуют между собой. Например, «Афра Инк», не имея собственного
оборудования для фотовывода, или листоподбора, пользуется услугами других
типографий, обладающих такими возможностями. И в подобном случае отношение
к «Афре» не как к конкурентам, а как к старым постоянным заказчикам, со
всевозможными льготами и скидками. Кто откажется от прибыли. То есть при
наличии конкурентной борьбы, существует некая кооперация производителей
между собой. Все чётко знают своих конкурентов, но, тем не менее, спрос на
полиграфию продолжает устойчиво расти, и видимо из-за превышения спроса над
предложением (ярким примером может служить тот факт, что непосредственно
перед крупной выставкой найти подрядчика для оперативного изготовления
тиража бывает очень непросто), конкуренция носит такой вялотекущий
характер.
Некоторых очень устраивает подобное положение вещей. Некоторое время
назад, слух о грядущем открытии новой типографии, ввергал наших
полиграфистов в состоянии суетливости и судорожного просчитывания своих и
чужих прайс-листов. Сейчас такие слухи вызывают только вялое пожатие
плечами, мол «на всех хватит».
Так что, поживём - увидим, к чему приведёт развитие дел на нашем
рынке. Однако с уверенностью можно сказать, пока клиенты хотят получать
хорошее качество при сжатых сроках изготовления, да ещё и за небольшие
деньги, конкуренция будет существовать и развиваться.
4. Выводы по работе.
Итак, как мы уже сказали при рассмотрении первой, теоретической
главы настоящей работы: конкуренция - тип взаимоотношений между
производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на
рынке.
Без повышения уровня конкуренции невозможно осуществлять ни
структурные преобразования в экономике на основе научно-технического
прогресса, ни переход к новому качеству экономического роста. Конкуренцию
следует оценивать не столько как функцию некоторых рыночных структур,
сколько с точки зрения ее результатов. Конкуренция может быть ограниченной
вследствие немногочисленности фирм, их размеров, степени концентрации
производства. Но важнее знать, насколько подходят потребителю цены,
качество товаров. Конкуренция должна быть, прежде всего, действенной и
эффективной.
Первоначально наибольшую важность имели процессы физического
производства товаров и услуг, но из-за большой синхронизации экономических
процессов и "условий игры" на рынке, крупные компании, монопольные
объединения не заинтересованы в повышении своей нормы прибыли за счет
политики в области цен и объемов производства. Основным фактором способным
защитить господствующую позицию компании на рынке становится умение
обеспечить координацию работы всех ее подразделений. Компании, которые
обладают передовой технологией в области управления и торговли, могут
сегодня иметь большую монопольную власть, чем те, которые пока до сих пор
контролировали цены и производство.
Проблемы, связанные с развитием различных форм конкуренции
неоднозначны, так как реальная жизнь очень динамична и в ней существуют не
только критерии экономической эффективности, но действуют и политические
или социальные факторы. Обществу выгоднее иметь совершенного конкурента,
чем монополиста, в то же время условия производства подталкивают
предприятия к тому, чтобы иметь большую власть и влияние на рынок. Таким
образом, нельзя дать ответ - какая рыночная ситуация "лучше" позволяет
обеспечить оптимальные пропорции распределения ресурсов, обеспечить
равновесие на рынке, здесь нужно учитывать не только макро- но и
микроэкономические факторы, которые оказывают влияние на развитие
экономической ситуации в отрасли или экономике, каждый конкретный случай
требует особого подхода.
В качестве средств конкурентной борьбы для улучшения своих позиций на
рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное
обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через
рекламу. Соответственно, конкурентоспособность типографии на рынке в нашем
случае характеризуется:
- Высоким качеством продукции (или качеством, приближенным к
максимальному);
- Наиболее привлекательной для покупателя ценовой политикой;
- Максимально точным исполнением всех пожеланий заказчика;
- Максимально широким спектром разнообразнейшей полиграфии;
- Предоставлением постоянным клиентам льготных условий оплаты тиража
и разнообразных скидок;
- Постоянная рекламная кампания
Таким образом, согласно приведённому определению можно сделать
следующие выводы:
1. Характеризуясь значительным количеством конкурентоспособных
типографий, Нижегородский рынок может предложить своему
потенциальному клиенту абсолютно весь спектр качественной
полиграфии, т.е. удовлетворить любую возникающую потребность.
2. С течением времени всё более чётко складывается новый блок
конкурентов - большое количество рекламных агентств, которые,
имея, порой, очень существенные скидки у полиграфистов,
предлагают своему заказчику цену, которая ниже, чем в прайс-
листе типографии, и позволяет получать агентствам прибыль на
разнице.
3. Конкуренция со стороны товаров-заменителей отсутствует
вследствие разнообразия предложения, но стремясь к
диверсификации на рынке, типографии начинают конкурировать в
смежных с полиграфией областях (дизайн-разработки, сувенирная
продукция и т.д.).
4. На рынке отсутствует даже тенденция, позволяющая предположить
возникновение в ближайшем будущем типографий-монополистов.
5. Технологические сектора полиграфии имея чёткие границы
стремятся к пересечению (офсетная полиграфия, шелкография.
флексография), т.е. нарастает стремление выйти за пределы своей
ниши.
6. Несмотря на устоявшиеся отношения между типографиями, по мере
наработки клиентской базы можно спрогнозировать увеличение
накала конкурентной борьбы, т.к. основную долю прибыли приносят
всё-таки постоянные клиенты, и типографии, имеющие
незначительное количество подобной клиентуры, постоянно
стремятся к её увеличению.
Исходя из всего выше перечисленного, можно с уверенность сказать, что
Нижегородский рынок полиграфической продукции имеет высокую степень
конкурентоспособности и в дальнейшем, с ростом конкуренции,
конкурентоспособность рынка будет только возрастать.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. В. Ф. Максимова - Рыночная экономика. Учебник . Т. 1 . Теория
рыночной экономики. Часть 1. Микроэкономика. - М.: "Совмин-
ТЭК",1992.-168 С.
2. Прикладная экономика : Учеб. пособие для учащихся.: Пер. с
англ./Junior Achievement. - М.: Просвещение, 1996.- 224 с.
3. Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд - Микроэкономика.
4. П. Самуэльсон, В. Нордхаус -Экономика.
5. Робинсон Дж., Экономическая теория несовершенной
конкуренции, М„ Прогресс, 1986
6. Учебник по основам экономической теории, М„ МГТУ им.
Баумана изд-во "Владос", 1999
7. Дж. Ф. Стенлейк. Экономикс для начинающих. Москва,
издательство “Республика”, 1998 год.
8. Основы рыночной экономики. Терминологический словарь.
Москва, издательство МАИ, 2000 год.
9. Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс:
принципы, проблемы, политика. Москва, издательство
“Республика”, 1997 год.
10. Эдвин Дж. Долан. Микроэкономика. Издательство АО “Санкт-
Петербург оркестр”, 2000 год.
11. Микро- и макроэкономика, практикум. АО “Литера плюс”,
“Санкт-Петербург оркестр”, 1994 год.
-----------------------
1. Затухающие колебания
P
P
††††††††††††††††††††††††††††††††††††???†††††††††††††††††††††††††††††††††††††
†††?††††††††††††††††††††††††††††††††††††?††††††††††††?††††††?
Pe
Q
Q
Q1 + Qe
2. Постоянные колебания
P
P
Pa
P
P1
Q
Q1 Q
3. Незатухающие колебания
P
P
S D
Q Qk
Q Q
Фирмы
Домохозяйства
Рынки ресурсов
Рынки потребительских товаров и услуг
Кругооборот спроса и предложения
Потребительские расходы
Выручка
Товары и услуги
Товары и услуги
Ресурсы
Ресурсы
Денежный доход
Издержки
Равновесная цена определяется спросом и предложением на рынке
P
Излишки
P*
S Дефицит
D
Q*
Q
Бензин : кривые долгосрочного
Автомобили : кривые
и краткосрочного спроса
краткосрочного и долгосрочного
P
P спроса
Dsr
Dsr
Dlr
Dlr
Q
Q
процентное изменение кол-ва спрашиваемой продукции
процентное изменение дохода
процентное изменение кол-ва спрашиваемого продукта X
процентное изменение цены продукта Y
изменение кол-ва спрашиваемой продукции изменение
цены
первоначальное кол-во спрашиваемой продукции первоначальная цена
процентное изменение кол-ва спрашиваемой продукции процентное изменение
цены
Совершенно эластичный спрос
Цена P
D
Количество Q
Совершенно неэластичный спрос
Цена P
D
Количество Q
Спрос с единичной эластичностью
Цена P
(P= (Q
(P
D
Количество Q
(Q
Неэластичный спрос
Цена P
D
(P
Количество Q
(Q
Эластичный спрос
Цена P
(P
D
Количество Q
(Q
P Увеличение и уменьшение спроса
5
4
3
2
D1 D2 D3
1
0
Q
2 4 6 8 10 12
14 16 18 20
Величина спроса
График спроса
P
D
5
4
3
Ц
е
н 2
а
1
D
0
q
10 20 30 40 50
60 70 80
Величина спроса
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|