Бизнес-план
Бизнес-план
СОДЕРЖАНИЕ
Введение в бизнес-планирование
Вывод
СХЕМА НАПИСАНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение в бизнес-планирование
Планирование является неотъемлемой частью деятельности любого делового
предприятия независимо от того большое оно или нет.
Бизнес-план - это подробный, четко структурированный и тщательно
подготовленный документ, описывающий, к чему стремится фирма, как она
предполагает добиться поставленных целей и как будет выглядеть после их
достижения. Это удобная, общепринятая форма ознакомления потенциальных
инвесторов с проектом, в котором им предлагается принять участие.
Рассмотрим, сначала, само существо бизнес-планирования и выясним, в чем
его необходимость. Предпринимая первые шаги в бизнесе представители малого
бизнеса сталкиваются, во-первых, с нехваткой финансовых средств, во-вторых
- с множеством непредвиденных обстоятельств, которые могут увести ваше
предприятие в сторону от выбранного курса. Чтобы этого избежать, необходимо
предварительно изложить свои цели, оценки и прогнозы на бумаге, то есть
составить бизнес-план.
Существуют две важнейшие причины для подготовки бизнес-плана:
убедить посторонних инвесторов в целесообразности вкладывания денег в ваш
бизнес или предоставления кредита;
помочь сохранять избранный курс и не позволить случайным обстоятельствам
отклонить вас от выбранной цели.
Однако это не означает, что все намеченное в плане будет непременно
выполнено: цели и задачи будут корректироваться по мере поступления
дополнительной информации и приобретения практического опыта. Бизнес-план
не гарантирует избавления от проблем, но осознанный, продуманный план
позволяет менеджеру лучше предвидеть кризисные ситуации и легче пережить
их. Основная цель бизнес-плана - достижение разумного и выполнимого
компромисса между тем, что фирма хочет и что может достичь. План призван
показать работникам и потенциальным инвесторам целостность предлагаемого
курса, продемонстрировать, как одно вытекает из другого.
Бизнес-план призван ответить на три ключевых вопроса (см. рис. 1.):
Каково текущее состояние бизнеса?
Каково желаемое состояние?
Как наиболее эффективно достичь желаемого состояния?
Рис. 1. Контуры бизнес-плана
Бизнес-план должен показать, как эффективно перейти из нынешнего
состояния в желаемое, отразить как текущие задачи, так и задачи на средне-
и долгосрочный период.
Отмечу, что бизнес-план - это рабочий инструмент предпринимателя, он
имеет более важное значение для малой и развивающейся фирмы, чем для более
крупной и зрелой.
Бизнес-анализ внешней среды и текущего состояния предприятия является
необходимой предпосылкой разработки эффективного плана. Он нацелен на
получение и обобщение объективной информации о состоянии предприятия, его
соответствия требованиям внешней среды и внутренней организации. Структура
бизнес-анализа представлена в таблице 1.
Таблица 1
Структура бизнес-анализа
|Внешняя среда |Внутренняя среда |
|Перспективы |Маркетинг |
|развития отрасли и| |
|продукции | |
|Состояние |Финансы |
|конкуренции | |
|Потребители |Производственная |
|продукции |деятельность |
|Сбытовая |Человеческие |
|деятельность |ресурсы |
|Тенденции развития|Административная |
|макросреды |деятельность |
Самоанализ направлен на выявление сильных и слабых сторон предприятия,
призван помочь выявить те сферы, которые требуют более детального
рассмотрения или совершенствования, а заодно посмотреть, какие задачи
ставились в предыдущий период времени и были ли они выполнены, каковы были
причины неудач.
Обычно при самоанализе рекомендуется исследовать пять основных функций
управления: маркетинг, финансы, производство, управление персоналом и
административную деятельностью.
Для фирмы, находящейся на ранней стадии развития, бизнес-план во многих
отношениях представляет первую попытку стратегического планирования. План
используется для установления ориентиров развития на ближайшие несколько
лет. Предполагаемое направление развития должно быть ясным и точным,
понятным сотрудникам фирмы и потенциальным кредиторам и инвесторам.
Период времени, на который разрабатывается бизнес-план, может быть самым
разным, он зависит от специфики бизнеса и товара. Обычно план составляется
на два-три года с детальной проработкой первого года и укрупненным
прогнозом на следующий период. Хотя план может быть составлен и на пять
лет, и на один год.
Бизнес-план представляет собой общую стратегию деятельности фирмы на
определенном товарном рынке. Технология разработки бизнес-плана
представлена на рис. 2. Бизнес-план для уже существующей фирмы имеет под
собой надежное обоснование в виде результатов предыдущей деятельности. План
подкрепляется существующими финансовыми документами, историей фирмы,
описанием ее опыта и ошибок.
Рис. 2. Технология разработки бизнес-плана
Вновь создаваемая фирма не имеет такой базы, поэтому основой составления
бизнес-плана в этом случае являются исследования рынка.
Качество плана существенно зависит от того, кто его разрабатывает. Легче
реализовывать план по принципу: сами составляем - сами выполняем.
Если предприниматель хорошо знает свое дело, свой проект, владеете
информацией, то написать бизнес-план не сложно. Однако определить
сравнительную ценность существующей информации представляет немалые
трудности. Объективный взгляд профессионала может многое улучшить в
разработанном бизнес-плане. По мнению авторов работы, идеальным является
вариант, когда бизнес-план составляет предприниматель или специалисты
предприятия с привлечением консультантов. Консультанты помогают правильно
расставить акценты и придать «товарный» вид бизнес-плану. Обычно важна роль
консультантов при составлении финансового плана и оценки рынка сбыта
продукции.
Бизнес-план может быть использован в различных ситуациях и с выгодой для
различных людей - менеджеров, собственников, инвесторов.
Итак, бизнес-план необходим в следующих ситуациях:
фирме требуется капитал для дальнейшего развития. Формы привлечения
капитала могут быть различными. Чаще всего это является главным доводом для
составления бизнес-плана.
создается новая фирма или меняется собственник, поэтому разрабатывается
стратегия развития.
бизнес-план разрабатывается во время значительных изменений
(реконструкция, покупка оборудования, переход на выпуск новой продукции и
т.д.).
Если предприятие намерено использовать бизнес-план для привлечения
дополнительного капитала, то необходимо:
показать, что шансы возврата денег (окупаемость инвестиций) очень велики;
внушить доверие относительно ваших управленческих способностей, а также
эффективности вашей команды;
показать, что имеется хороший рынок сбыта для вашего товара или услуги.
Чтобы достигнуть своих целей и получить средства, необходимо сообщить что-
то интригующее о перспективах данного бизнеса в комбинации с хорошо
подготовленным представлением цифр и исследований. Идея должна быть не
только хороша сама по себе, но и хорошо подана.
Традиционно бизнес-план разрабатывается для банков - кредиторов. В
большинстве западных банков, а сейчас и в наших российских банках,
предоставление бизнес-плана является обязательным, но не достаточным
условием получения кредита. Кредиторы рассматривают бизнес-план как
дополнительный источник информации при принятии решений о выделении
кредитов. Но кредит выдают конкретным людям.
Кредиторы рассматривают бизнес-план как источник информации, на основе
которого они могут оценить:
Степень ликвидности и риска проекта;
Качество управления. Качество управления зачастую является более важным
фактором гарантии кредита, чем осязаемые (материальные) активы фирмы.
Часто не только содержание плана, но и то как он оформлен и представлен
может иметь значение при принятии решения о выделении денег.
Составляя бизнес-план, необходимо исходить из того, что кредиторам
предоставляется много аналогичных планов, и что вы должны сразу захватить
внимание кредиторов, заставить его просмотреть план до конца, а не
отбросить сразу, не дойдя до рассмотрения тщательно подготовленных цифр.
Вывод
В заключение нужно отметить, что приведенная ниже схема по построению
разделов бизнес-плана относятся к достаточно сложному случаю компании,
которая намерена производить новый продукт и ищет финансирования или
партнеров под свой проект. В реальности бизнес-план торговых,
посреднических и подобных им компаний и проектов оказываются намного проще.
В этих случаях не нужны также разделы, как план производства и доработка
продукта. Кроме того, упрощается и исследование, посвященное анализу рынка,
и снижается связанный с этим риск.
В последние годы появились компьютерные программы, которые помогают и
начинающим, и уже опытным руководителям, составлять достаточно убедительные
бизнес-планы.
В большинстве случаев создание квалифицированного бизнес-плана под силу
лишь команде профессионалов - каждого в своей области (управлении,
финансах, маркетинге). На Запале при составлении бизнес-планов даже
небольшие фирмы обращаются к ним за консультацией, разработка же подобных
документов в крупных компаниях идет целыми штабами, составленными из
опытных специалистов. Опыт показывает, что расплата за некачественный
бизнес-план слишком высока и не оправдывает сэкономленных при его
составлении средств.
СХЕМА НАПИСАНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА
1. Резюме
o Цель плана
o Потребность в финансах, их предназначение и для каких целей они
необходимы
o Краткое описание бизнеса и его целевого клиента
o Что делает бизнес фирмы непохожим на бизнес конкурентов
o Что именно должно вызывать доверие к фирме и ее бизнесу
(отчетные материалы, квалифицированность руководителя группы и
т.д.)
o Выдержки из основных финансовых предложений
2. Цели и задачи
o Анализ идеи
o Основные направления и цели деятельности
o Характеристика отрасли промышленности
3. Продукт (услуга)
o Описание продукции/ услуги и их применение
o Отличительные качества или уникальность
o Технология и квалификация, необходимые в этом бизнесе
o Лицензии/патентные права
o Будущий потенциал
4. Анализ рынка
o Покупатели
o Конкуренты (их сильные и слабые стороны)
o Сегменты рынка
o Размер рынка и его рост
o Оценочная доля на рынке
o Состав клиентуры фирмы
o Влияние конкуренции
5. План маркетинга
o Маркетинговая расстановка (обеспечение конкурентоспособности
продукции/услуг) - основные характеристики продукции/услуг в
сравнении с конкурирующими
o Ценообразование
o Схема распространения товаров
o Методы стимулирования продаж
6. План производства
o Расположение помещений
o Оборудование
o Источники поставки основных материалов и оборудования
o Использование субподрядчиков
7. Управленческий персонал
o Основной руководящий состав
o Вознаграждение руководящего состава
o Краткие выводы по планированию количества и состава персонала
8. Источники и объем требуемых средств
o объем требуемых средств
o откуда намечается получить эти деньги, в какой форме и к каким
срокам
o сроки возврата средств
9. Основные пункты финансового плана и оценка риска
o Объем продаж, прибыль, себестоимость и т.д.
o Риск, и каким образом его можно избежать
10. Детальный финансовый план (бюджет)
o прогноз объемов продаж
o оценки прибыли и убытков
o анализ движения наличности (ежемесячно на первый год, а затем
поквартально)
o годовую балансовую ведомость
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Создание малых предприятий. Методическое пособие для предпринимателей
(Сост. В.В. Павлов)/ Малый бизнес в РСФСР. Вып. 1. М.:МП НИВА, 1991.-
112с.
2. Комплект документов и материалов по созданию малого
предприятия./Э.М.Никитин, Л.Д.Глейзер, К.М.Ушаков, Н.К.Косенчук; МО
РСФСР. РИПКРО. М., 1991. -44 с.
3. Латыпов Т.Д. Как составить бизнес-план: рекомендации российскому
предпринимателю.//США: экономика, политика, идеология. 1993. №6. С. 88-
102.
4. Маркова В.Д., Кравченко Н.А. Бизнес-планирование. Практическое
пособие/Новосибирск.: "Экор". 1994.
5. Методика подготовки бизнес-планов инвестиционных проектов
(разработка Инвестиционной финансовой группы и Российской финансовой
корпорации).//Российский экономический журнал. 1994. №4. С. 49-63.
6. Как разработать бизнес-план. Методическое пособие. М.: ИНФРА-М,
1993, -56 с.
-----------------------
[pic]
[pic]
|