Эффективное привлечение инвестиций в экономику республики Узбекистан
В результате реализации государственной инвестиционной политики в 2000
году начались пусконаладочные работы на Шуртанском газохимическом
комплексе, завершено строительство предприятия по производству целлюлозы на
ферганском заводе фурановых соединений, расширена первая очередь
Кызылкумского фосфоритного комбината.
В прошедшем году введены в эксплуатацию такие совместные предприятия,
как "Хобас-ТАПО" по производству неметаллических труб мощностью 270 км в
год, "Узсматана-Сантехника" по производству счетчиков для горячей и
холодной воды мощностью 750 тыс. штук в год, цех по производству
полиэтиленовых труб мощностью 468 т в год в Самаркандской области,
производство универсального фос-форноазотнокислого удобрения мощностью 4,4
т в час в Ташкентской области, производство пищевого спирта мощностью 915
тыс. дал в год в Ферганской области, производство по переработке 600 тыс.
штук овчин в год в Ташкентской области, СП "Олтин Дери" по производству 45
тыс. штук кожаных изделий в Андижанской области, СП "Ишк" по производству 2
млн. штук ученических тетрадей в г. Ташкенте, завод по выпуску 390 млн.
штук таблеток и 6,6 млн. ампул инфузионных растворов в год в г. Ташкенте и
ряд других объектов.
Стратегия привлечения
Дальнейшее углубление экономических реформ подразумевает выработку и
осуществление новой стратегии привлечения иностранных инвестиций,
основанной не на "точечном" инвестировании отдельных отраслей, производств,
а на комплексном, программно-целевом подходе, заключающемся в создании и
реализации целевых или комплексных инвестиционных программ, охватывающих
всю совокупность предприятий различных отраслей, расположенных на одной
территории. Это могут быть территориально-производственные комплексы,
специальные экономические, экспортные или другие зоны. Причем наиболее
важны не текущие краткосрочные программы, а долгосрочные, рассчитанные на
решение стратегически значимых задач либерализации экономики. Как отмечает
Игорь Ансофф: "Цели определяют задачи, а стратегия - способы их
решения"[15].
Подобное понимание инвестиционной политики определяет и основные ее
направления:
> активное участие иностранного капитала в структурных
преобразованиях экономики, ускорение технического перевооружения
и модернизации производств;
> создание необходимых условий для широкой интеграции экономики
Узбекистана в мировую экономическую систему;
> последовательное проведение политики открытых дверей в отношении
инвесторов, поставляющих в республику технологии мирового уровня
и оказывающих содействие в создании интегрированной структуры
народного хозяйства;
> содействие инвестициям, направляемым на производственные
проекты, обеспечивающие валютную самоокупаемость;
> поддержание национальной кредитоспособности и обеспечение
Узбекистану репутации первоклассного заемщика;
> содействие инвестициям, направленным на решение социальных и
экологических проблем[16].
Указанные направления реализуются по мере формирования необходимых
условий и в прямой связи с характером и масштабом общих экономических
преобразований. Сейчас в республике создалась благоприятная ситуация для
внедрения базисных ресурсосберегающих нововведений в капиталоемкие
горнодобывающие и перерабатывающие отрасли, что позволяет снизить
чрезмерные ресурсные затраты, особенно в области производства товаров, цены
на которые ниже мировых. Внедрение подобных технологий в названных отраслях
промышленности создает прочную основу для инвестирования в наукоемкие
производства и высокие технологии, поскольку «повсеместным внедрением
ресурсосберегающих технологий можно снизить инвестиции в капиталоемкие
отрасли, а полученный эффект использовать в наукоемких и
высокотехнологичных производствах"[17].
Зарубежный опыт наглядно свидетельствует, что в переходный период
инвестиции становятся важнейшим фактором не только реконструкции и
обновления, но и создания новых производств и предприятий. Поэтому
привлечение и использование зарубежного капитала в экономике Узбекистана
представляется существенной закономерностью инвестиционного процесса на
современном этапе. При этом привлечение иностранных инвестиций должно
осуществляться на основе принципов социально-экономической эффективности,
экологической и экономической безопасности, взаимовыгодности и поддержания
приоритетности государственной структурной и воспроизводственной политики.
Опираясь на эти принципы, следует определить критерии правильного
выбора оптимальных форм инвестиционной деятельности. К этим критериям
относятся: сфера деятельности и вид продукции (наукоемкие, технически
сложные и т.д.); масштабы проекта (мелкий, средний, крупный);
стратегическая цель привлечения (от импорта оборудования до использования
производственно-управленческого опыта).
Изучение достоинств и недостатков существующих форм привлечения
иностранных инвестиций показывает, что наиболее приемлемыми можно считать
прямые инвестиции, так как они характеризуются наличием долговременных
интересов инвестора в хозяйстве принимающей страны и обусловливают большую
выгоду по сравнению с внешними займами[18].
Стимулирование привлечения прямых иностранных инвестиций
Под стимулированием прямых иностранных инвестиций в широком смысле
слова можно понимать процесс создания максимально благоприятных условий,
гарантий и стимулов для их широкого привлечения в экономику страны. В
настоящее время эта задача стала ключевой и требует выработки новых
подходов и механизмов для своего решения. А для этого необходимо объективно
и самокритично оценить все проделанное. В этом плане следует прежде всего
подчеркнуть тот факт, что создана серьезная законодательная база
инвестирования.
Это обеспечило такие благоприятные условия для иностранных инвесторов,
как освобождение их от уплаты налога на прибыль в течение семи лет, если
вложенный ими капитал задействован в инвестиционной программе республики.
Иностранные инвестиции не подлежат национализации и реквизиции. Если в
республике будут приняты законы, ухудшающие условия инвестирования, то к
иностранным вложениям еще в течение 10 лет будет применяться
законодательство, действовавшее на момент осуществления инвестиций.
Улучшение общих условий сопровождалось предоставлением ряда льгот ПИИ:
снижены налоговые ставки при росте масштабов инвестиций (их долей) в
уставных фондах; облегчены условия выплаты налогов на прибыль при росте
объема реализации экспортной продукции с 30% и более; в общем объеме
реализации предусмотрено льготное налогообложение предприятий, вкладывающих
свои капиталы в техническое перевооружение; снижены таможенные пошлины при
использовании имущества, ввозимого из-за рубежа на собственные нужды и
др.[19]
Однако наряду с положительными моментами в формировании благоприятного
инвестиционного климата в республике имеются и определенные трудности. В
частности, одной из причин сокращения темпов создания ПИИ и прекращения
деятельности уже созданных, особенно небольших и средних, стал
несовершенный механизм самого привлечения иностранных инвестиций, а также
проблемы с конвертацией выручки. Оценивая инвестиционный климат в нашей
стране, глава представительства Всемирного банка в Узбекистане господин
Дэвис Пирс отмечает: "Можно сказать, что для крупных инвесторов с капиталом
в десятки и сотни миллионов долларов (а таковые привлекаются при участии и
под гарантии правительства) в Узбекистане могут создаваться особые условия
благоприятного "микроклимата", что же касается мелких и средних инвесторов,
то для них нынешние условия вкладывания капитала в Узбекистан, его
эффективного использования и репатриации прибыли не столь привлекательны,
как в ряде других стран СНГ и тем более Центральной Европы. Думаю,
положение можно значительно улучшить, окончательно решив проблемы с
конвертацией валют, основательно либерализовав систему внешней торговли и
укрепив банковскую систему, стимулируя при этом конкуренцию банков»[20].
Экспертный анализ по двум странам с переходной экономикой, проведенный
Европейским банком реконструкции и развития за 1997 г., позволил дать
благоприятный прогноз долгосрочного (на ближайшие 25 лет) экономического
роста Узбекистана. Вместе с тем регулярный рейтинг уровня рыночных
преобразований, рассчитанный по 11 показателям, выявил ряд позиций, по
которым республика отстает. В частности, в сфере регулирования внешней
торговли и обменного курса недостаточна либерализация экспорта и импорта;
несмотря на почти полную конвертируемость текущего счета платежного
баланса, поддерживается множественность (или двойственность) обменного
курса; режим конвертации недостаточно прозрачен. Ниже среднего уровня
показатель эффективности законодательства, так как некоторые нормативные
акты не обладают полной ясностью и имеются случаи их противоречий друг
другу. В области банковской системы насущной потребностью является
улучшение финансового положения банков и налаживание механизмов банковского
надзора, полная либерализация процентной ставки, минимизация льгот для
доступа к дешевому рефинансированию, увеличение доли кредитования частных
предприятий и широкое присутствие частных и иностранных банков[21].
Следовательно, стимулирование прямых иностранных инвестиций
обеспечивается, по нашему мнению, осуществлением мер, направленных на
совершенствование финансово-кредитных, налоговых рычагов и стимулов, а
также такими нефинансовыми методами, как общая оптимизация рыночной
инфраструктуры, обеспечивающей нормальное функционирование иностранного
капитала. Сюда относятся: обеспечение необходимыми факторами производства,
информацией, различного рода коммуникациями, службами управления,
транспорта, улучшение банковского обслуживания и т. д.
Таким образом, речь идет о максимальном использовании того
благоприятного инвестиционного климата, который сложился в стране. При
заключении кредитных соглашений или реализации инвестиционных проектов
обнаруживается ряд трудностей, связанных с возникновением дефолта, т. е.
проблемы погашения внешней задолженности. Причиной дефолтов является
отсутствие или несовершенство реальных механизмов движения инвестиционных
проектов, обслуживаемых на всех этапах за счет иностранных кредитных линий.
Для того чтобы предупредить возникновение подобных ситуаций, надо,
чтобы система отслеживания, планирования и контроля имела надежную
статистическую базу, включающую показатели, учитывающие размеры внешних
поступлений во всех формах и во всех секторах национальной экономики.
Также, на наш взгляд, имеет смысл внедрить конкурсный отбор иностранных
кредиторов с тщательным изучением вопроса о целесообразности использования
кредитных линий в зависимости от важности и обоснованности подготовленных
проектов. А для этого нужна их детальная предварительная экспертиза,
проводимая банками и независимыми экспертами.
В целях привлечения иностранных портфельных инвестиций в процесс
приватизации следовало бы разработать принципы их валютной конвертации, а
также выделять специальные группы приватизируемых предприятий для
международных торгов, развивая первичный и вторичный рынки ценных бумаг,
что обеспечит широкие возможности для приобретения иностранными инвесторами
имущественных прав. Осуществление всего комплекса указанных мер будет
способствовать привлечению иностранных инвестиций в экономику Республики
Узбекистан.
Предприятия с иностранными инвестициями
Характеризует эффективность проводимой инвестиционной политики
деятельность предприятий с участием иностранного капитала. Несмотря на
сокращение численности действующих ПИИ (предприятий с иностранными
инвестициями) (с 1951 до 1910) за год, их вклад в создание валового
внутреннего продукта страны в 1999 году остался практически на уровне 1998
года и составил 13% (диаграмма 3).
Прекращение деятельности и ликвидация совместных предприятий
происходят не только из-за существующих проблем с доступом к твердой
валюте, но и в результате недостаточно продуманных условий учредительных
договоров, распределения и страхования возможных рисков, а также часто из-
за отсутствия навыков работы с иностранными партнерами.
Рассматривая изменение объема продукции, выпускаемой предприятиями с
иностранными инвестициями за последние годы, можно отметить в целом
тенденцию роста. Так, за период с 1996 г. по 1999 г. объем продукции ПИИ в
сопоставимых ценах 1996 года вырос в 2,8 раза. За 1999 год реальный объем
продукции ПИИ увеличился на 12,8%.
Размер уставных фондов ПИИ сократился в 1999 г. по сравнению с 1998 г.
на 23%, что связано с уменьшением численности действующих ПИИ. По данным
Министерства макроэкономики и статистики, практически весь объем
иностранного капитала приходится на прямые инвестиции. Большая часть
вкладов (более 60%) в уставный капитал осуществляется иностранными
партнерами в виде оборудования и технологий.
Наибольший объем торговых операций предприятий с иностранными
инвестициями в январе - августе 2000 года приходился на долю Республики
Корея, Великобритании, Российской Федерации, Турции, Германии, США,
Франции, Японии, Китая, Польши и других стран.
Доля импорта предприятий с иностранными инвестициями в общем импорте
страны имеет тенденцию к понижению, но оставалась в 1999 году достаточно
большой - 33%, С 1996 по 1999 гг. объем импорта ПИИ снизился на 40%
(таблица 1). Однако в объеме выпускаемой продукции доля импорта составляет
более 1/ 3, что свидетельствует о недостаточном использовании местного
сырья.
В структуре импорта, по данным за 8 месяцев 2000 года, машины и
оборудование составляют 50,3%, химическая продукция - 15,4%,
продовольственные товары - 8,4%, черные и цветные металлы - 4,7%.
В целях сокращения импорта продукции производственного назначения,
рационализации валютных расходов государства в сентябре 2000 г. была
принята Программа локализации производства изделий и материалов на базе
местного сырья на период до 2005 года.
И в 1999 году сохранялась тенденция увеличения в общем объеме экспорта
страны доли ПИИ, она уже достигла 11,5%.
В структуре экспорта предприятий с иностранными инвестициями, по
данным за 8 месяцев 2000 года, преобладали машины и оборудование (11,4%),
продовольственные товары (8,4%), хлопокволокно (7,5%), энергоносители
(3,6%) и услуги (3,5%).
Хотя за период с 1996 года объем экспорта ПИИ увеличился в 1,7 раза
(таблица 2) необходимость обязательной продажи части валютной выручки
снижает доходность предприятий. Либерализация валютного рынка также
позволит значительно увеличить экспортные возможности предприятий.
Почти половина предприятий с иностранным капиталом (48,7%) приходится
на мелкие с размерами уставных фондов до $10 тыс., 12% имеют уставные фонды
от $10 до $59 тыс., 7,2% -от $50 до $100 тыс., 16,4% - от $100 до $300
тыс., 5,1% - от $300 до $500 тыс. Наиболее крупные предприятия с
иностранными инвестициями с размером уставного фонда более $500 тыс.
составляют 10,7% от общего количества совместных предприятий.
Пятая часть предприятий республики с участием иностранного капитала
приходится на иностранные предприятия и их дочерние компании (100%
уставного фонда). Предприятия с долей иностранного капитала до 10%
составляют 26,7%, соответственно 15% - от 25 до 50% и 16,3% - от 75 до
99,9%. Таким образом, наблюдается относительно равномерное распределение
предприятий, хотя налоговым законодательством стимулируется более высокая
доля иностранного капитала в уставных фондах.
Размер уставных капиталов оставался наиболее крупным в промышленности
и в 1999 г., когда ее удельный вес составил 66%. На долю сельского
хозяйства, заготовок, народного образования и других отраслей
непроизводственной сферы, вместе взятых, приходится чуть меньше 10%
уставных капиталов.
Наибольшая доля в объеме производства принадлежит таким отраслям
промышленности, как машиностроение, пищевая и легкая, цветная металлургия
(диаграмма 4).
В 1999 году более быстрыми темпами рос объем продукции ПИИ отраслей
информационно-вычислительного обслуживания и черной металлургии.
Распределение ПИИ по областям за рассматриваемые годы существенно не
изменялось, по-прежнему на город Ташкент и Ташкентскую область приходится
более половины всего объема производства ПИИ республики, чуть более
четверти - на Андижанскую область (таблица 3).
В октябре 2000 г. принято постановление Кабинета Министров № 393 "О
дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в создание
совместных предприятий", в соответствии с которым введены дополнительные
налоговые льготы для предприятий с участием иностранных инвестиций,
создаваемых в сельской местности.
В Республике Каракалпакстан, хокимиятах областей и г. Ташкента
образованы постоянно действующие рабочие группы по координации создания и
деятельности предприятий с иностранными инвестициями. В 2001 году намечено
создать 74 совместных предприятия[22].
Инвестиционная программа – 2001
Инвестиционная политика в республике реализуется через ежегодно
принимаемые государственные инвестиционные программы.
Рассматривая источники финансирования инвестиций в рамках принятой на
2001 г. инвестиционной программы, можно отметить, что на этот год доля
иностранных инвестиций и кредитов под гарантию правительства
(централизованных) составляет 28,5% от всех капитальных вложений, прямых
иностранных инвестиций - 5,2%. При этом за счет собственных средств
предприятий финансируется 22,1%. Бюджетные средства все еще являются
значительным источником финансирования инвестиций - 20,8%.
Из общей суммы инвестиций и кредитов, предусмотренных в адресной
программе инвестиционных проектов на 2001 год[23], доля иностранных
кредитов под гарантию правительства составляет 82,76%, а прямых иностранных
инвестиций и кредитов - 17,24%.
Число проектов, включаемых в адресную часть инвестиционной программы,
сокращается, начиная с 1999 года, что связано с более жесткими требованиями
к качеству проработки проектов, обеспечению их проектно-сметной
документацией и источниками финансирования. Так, в инвестиционную программу
1999 г. вошел 181 проект, 2000 г. - 91, а 2001 г. - 75.
Наибольшую долю инвестиций и кредитов планируется направить в 2001
году в топливно-энергетический (22,9%) и индустриальный (20.7%) комплексы
(таблица 4).
Принимаемые в последние годы инвестиционные программы характеризуются
своей социальной направленностью. Так, в 2000 году в социальный комплекс
было направлено 7,1% от всего объема инвестиций. Согласно инвестиционной
программе 2001 г. в социальной сфере запланировано освоение 14,1% общего
объема.
Большое внимание уделяется поддержке малого и среднего бизнеса. Так,
на долю кредитных линий для его развития приходится более 10% инвестиций и
кредитов.
В сводный перечень приоритетных инвестиционных предложений включены
115 проектов с расчетным объемом привлекаемых иностранных инвестиций и
кредитов около $5,9 млрд. Большие инвестиционные возможности имеет
энергетическая отрасль - это проекты по реконструкции и модернизации
Ташкентской, Навоийской, Ново-Ангренской ГРЭС, Мубарекской и Ташкентской
ТЭЦ.
Активная работа по привлечению иностранных инвестиций ведется в
химической промышленности. Здесь среди намечаемых проектов - расширение и
реконструкция Самаркандского химического завода, строительство Кунградского
содового завода, разработка Тюбегатанского месторождения калийных солей.
Так же, как и вышеперечисленными, проектами по развитию ирригации и
мелиорации сельского хозяйства предусмотрена поставка технологического
оборудования за счет иностранных кредитов и инвестиций.
Несколько проектов АО "Алмалыкский ГМК" (по расширению и реконструкции
рудника Кальма-кыр, медной обогатительной фабрики и завода по переработке
цветных металлов и др.) намечается осуществить за счет продажи акций
иностранным инвесторам.
В то же время, на наш взгляд, увеличить приток иностранных инвестиций
помогло бы, во-первых, более полное обеспечение инвесторов необходимой
нормативно-правовой, статистической, маркетинговой и другой оперативной
информацией, во-вторых, упрощение процедуры экспертизы инвестиционных
проектов.
Создание единой доступной базы инвестиционных предложений (в том числе
в системе Интернет) значительно облегчило бы поиск партнера и потенциальным
инвесторам, и местным предпринимателям.
Кроме того, важнейшим направлением работы является организация
специальных обучающих курсов "Как работать с иностранными инвесторами".
Без поддержки банковской системы республики невозможен системный
подход к решению этих проблем[24].
АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Диагностика ООО «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA»
1. Общие сведения о предприятии:
а) адрес предприятия: 700100, г. Ташкент, Яккасарайский район, улица
Усмана Насыра, 45
б) страна регистрации: Узбекистан
в) номер телефона: 55 28 56
2. Вид хозяйственной деятельности: проектная
3. Характер собственности предприятия: коллективная
4. Правовое положение предприятия: Общество с ограниченной ответственностью
5. Принадлежность предприятия по капиталу и контролю: коллективная
6. История образования:
год создания: 1951
основные слияния (поглощения), изменения наименований:
1951 – Государственный проектный институт «Узтяжпромэлектропроект»
1974 – Государственный проектный институт «Цветметэлектропроект»
1994 – Коллективное предприятие «Цветметэлектропроект»
2000 - Коллективное предприятие «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA»
2001 (май) – ООО «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA»
7. Основной деятельностью ООО «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA» является:
- Проектно-конструкторские работы для вновь строящихся,
реконструируемых или технически перевооруженных предприятий в
области внешнего и внутреннего электроснабжения,
автоматизированного электропривода, силового и осветительного
электрооборудования, автоматизированных систем управления
производством (АСУП), технологическим процессом (АУТП),
энергоснабжением (АСУЭ, всех видов связи, пожарной и охранной
сигнализации, радиофикации, промышленного телевидения;
- Комплексное проектирование энергетических объектов и объектов связи
во всех частях (подстанции, узлы связи, линии передач, эстакады,
галереи, каналы, туннели и прочее);
- Экспериментально-исследователькие работы в области рационализации и
оптимизации режимов электропотребления, сокращение потерь
электроэнергии, повышение надежности электроснабжения, нормализации
показателей качества электроэнергии;
- Производство монтажных и наладочных работ по вышеназванным
направлениям;
- Производство товаров народного потребления, наукоёмкой продукции на
создаваемых подсобных производствах и совместных предприятиях;
- Осуществляет деятельность по торговле и закупкам продовольственных
товаров, продукции производственно-технического назначения; в том
числе по бартерным сделкам, оказывает посреднические услуги;
- Ведёт работы по строительству и ремонту объектов производственного,
жилищного, культурно-бытового, социального и иного назначения;
- Оказывает технические, консультационные, информационные,
транспортные, транспортно-экспедиционные и другие услуги
предприятиям (объединениям), государственным и общественным
организациям, другим формированиям, кооперативам и гражданам;
- В установленном порядке осуществляет внешнеторговую деятельность, в
том числе экспорт и импорт товаров, продукции, работ и услуг.
Экспорт:
Договор № 3525/06141 от 8.11.1999 г.
ЧЭЦЗ. Электротехнический цех ТГ-8. Капитальный ремонт
электрооборудования РУ-10кВ и РУ-0,4 кВ на 12000 российских рублей. Договор
выполнен и оплачен на сумму 36000 рублей. Остальные работы перенесены
согласно акта приостановки работ на более поздние сроки.
Договор № 3514/06142 от 20.12.1999 г. ЧЭЦЗ ЭТЦ. Капитальный ремонт
ГПП-I. Корректировка проекта. Замена трансформатора ТДТ-60000 на ТРДН-63000
на сумму 102000 рублей. Работы выполнены и оплачены на сумму 102000 рублей.
Договор 3515/06282 от 20.12.99 г. ЧЭЦЗ СКУ. Капитальный ремонт ТП-9,
РУ-0,4 кВ. Рабочий проект на сумму 120000 рублей. Работы выполнены и
оплачены на сумму 120000 рублей.
Импорт:
Контракт №319 от 02.08.99 с ЗАО «Центрприбор» на сумму 8700 долларов
США на покупку теплосчётчиков.
Анализ процесса привлечения инвестиций
При ООО «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA» намечается регистрация совместного
российско-узбекского предприятия по выпуску бытовых и промышленных
счётчиков воды и газа, с производством до 40,0 тыс. штук в год.
Учредителями Совместного Предприятия являются:
с российской стороны – Открытое акционерное общество «Арзамасский
приборостроительный завод»
Юридический адрес: Российская Федерация, Нижегородская область, г. Арзамас,
улица 50 лет ВЛКСМ, дом 8.
с узбекской стороны - ООО «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA»
Юридический адрес: Республика Узбекистан, г. Ташкент, Яккасарайский район,
улица Усмана Насыра, дом 45.
с узбекской стороны – Совместное предприятие «АЛЬ БАЙ МЕТАЛЛ»
Юридический адрес: Республика Узбекистан, г. Ташкент, Сергелийский район,
Южный промцентр.
Основными направлениями деятельности предприятия являются:
- международное сотрудничество в области разработки и внедрения в
промышленное производство новых современных приборов учета
водогазоэнергоресурсов;
- промышленное производство, международное кооперирование, выпуск,
монтаж, пуско-наладка бытовых и корпоративных приборов учета
расхода воды, газа, тепловой энергии, их систем и комплексов;
- оптовая и розничная реализация приборов собственного производства и
выпущенных в кооперации с иными производителями, а также в порядке
торгового посредничества и дилерства;
- внешнеэкономическая деятельность, в том числе предметная и
технологическая кооперация;
- услуги населению и предприятиям по монтажу, пуску и наладке,
гарантийному, послегарантийному, сервисному обслуживанию приборов,
комплексов и систем учета водогазоэнергоресурсов.
Уставной капитал совместного предприятия, согласно уставу составляет 150
000 долларов США.
Уставной капитал создается за счёт взноса учредителей в размере:
67 500 долларов США - ООО «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA», что составляет
45% от Уставного капитала. Вносится в форме передачи в срочное пользование
на 10 лет производственных, складских и конторских помещений общей площадью
260 квадратных метров, а также помещения под фирменный магазин площадью 40
квадратных метров;
36 000 долларов США – СП «Аль Бай Металл», что составляет 24% от
Уставного капитала. Вносится в форме денежных средств;
46 500 долларов США – ОАО «Арзамасский приборостроительный завод»,
что составляет 31% от Уставного капитала. Вносится в форме передачи
технологического, испытательного и поверочного оборудования, технической
документации.
ОАО «Арзамасский приборостроительный завод», ведущий
приборостроительный завод министерства авиационной промышленности, в
настоящее время является ведущим в России предприятием по разработке и
производству водосчетчиков и теплосчетчиков.
Производимые им счетчики являются одними из лучших в Росси.
Подразделение Республиканского объединения «Спецсплав» ООО
«RANGLIMETELEKTRLOYYIHA», ведущий проектный институт министерства цветной
металлургии, на дилерской основе на протяжении ряда лет успешно внедряет
водосчетчики и теплосчетчики на рынке Узбекистана.
ООО «RANGLIMETELEKTRLOYYIHA» за 3 года работы на рынке Узбекистана на
основе самофинансирования поставил, сертифицировал и ввел в эксплуатацию
свыше 3000 штук бытовых и промышленных счетчиков расхода воды и тепла.
СП «Аль Бай Металл» специализируется в производстве литья,
располагает необходимым литейным и станочным оборудованием и
соответствующими технологиями. Производственные мощности позволяют
организовать производство литья и механической обработки корпусов
водосчетчиков в требуемых объемах. На производственных площадях СП «Аль Бай
Металл» решены вопросы охраны окружающей среды, предприятие располагает
соответствующей социальной инфраструктурой.
ПРОЕКТНЫЙ РАЗДЕЛ
Практические предложения
Процесс создания ПИИ не исчерпал своих возможностей: и количественно,
и качественно их еще крайне недостаточно. Они сосредоточены в основном в
промышленности, но их очень мало в сельском хозяйстве, перерабатывающих
отраслях агропромышленного комплекса. В 1997 году в общем объеме
производства ПИИ доля промышленности составила 78,3%, сельского хозяйства
-0,2%, транспорта - 1,8%, связи - 5,3%, строительства - 2,1%, торговли и
общественного питания - 6,4%[25].
Как видно, отраслевой потенциал ПИИ огромен. К тому же они весьма
неравномерно размещаются по территории республики (более 73% этих
предприятий сосредоточено в г. Ташкенте), что, безусловно, резко снижает их
эффективность. ПИИ как основные проводники прямых иностранных инвестиций
пока не обеспечивают растущих потребностей республики.
Особое сожаление вызывает тот факт, что не все зарегистрированные
предприятия работают в полную силу. Так, в 1998г. из 3594
зарегистрированных ПИИ действовали всего лишь 54%. Основными причинами
такого положения являются недостатки в правовом, организационно-
экономическом обеспечении, низкий уровень функционирования рыночной
инфраструктуры.
Совершенно недостаточно используется и другой путь привлечения
иностранных инвестиций, так называемых портфельных, связанный с
приобретением иностранными инвесторами бумаг, выпускаемых предприятиями и
акционерными обществами в нашей стране. Этот процесс в Узбекистане только
начинается, и очень важно создать для него необходимые условия и стимулы. В
своем докладе на заседании Межведомственного координационного совета по
реформированию и инвестициям Президент Республики Узбекистан отмечал:
"...нас не может сегодня удовлетворить, что значительная часть иностранных
инвестиций привлекается под гарантию правительства, что поток прямых
иностранных инвестиций еще не соответствует их реальной потребности, что
иностранные инвесторы еще слабо участвуют в приобретении акций предприятий,
выкупе в свою собственность целых производств"[26].
На рассматриваемом мною ООО «RANGLIMETELEKTRLOYIHA» главной проблемой
является усложненный процесс заключения контрактов с иностранными
партнёрами (в том числе и партнёрами из СНГ). Время между заключением
контракта с инопартнером (регистрация контракта в Министерстве
Внешнеэкономических Связей, банке, выставление аккредитива и прохождение
таможенных процедур) занимает от 4 до 5 месяцев.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Зарубежный опыт наглядно свидетельствует, что в переходный период
инвестиции становятся важнейшим фактором не только реконструкции и
обновления, но и создания новых производств и предприятий. Поэтому
привлечение и использование зарубежного капитала в экономике Узбекистана
представляется существенной закономерностью инвестиционного процесса на
современном этапе. При этом привлечение иностранных инвестиций должно
осуществляться на основе принципов социально-экономической эффективности,
экологической и экономической безопасности, взаимовыгодности и поддержания
приоритетности государственной структурной и воспроизводственной политики.
Опираясь на эти принципы, следует определить критерии правильного
выбора оптимальных форм инвестиционной деятельности. К этим критериям
относятся: сфера деятельности и вид продукции (наукоемкие, технически
сложные и т.д.); масштабы проекта (мелкий, средний, крупный);
стратегическая цель привлечения (от импорта оборудования до использования
производственно-управленческого опыта).
Изучение достоинств и недостатков существующих форм привлечения
иностранных инвестиций показывает, что наиболее приемлемыми можно считать
прямые инвестиции, так как они характеризуются наличием долговременных
интересов инвестора в хозяйстве принимающей страны и обусловливают большую
выгоду по сравнению с внешними займами[27].
В целях привлечения иностранных портфельных инвестиций в процесс
приватизации следовало бы разработать принципы их валютной конвертации, а
также выделять специальные группы приватизируемых предприятий для
международных торгов, развивая первичный и вторичный рынки ценных бумаг,
что обеспечит широкие возможности для приобретения иностранными инвесторами
имущественных прав. Осуществление всего комплекса указанных мер будет
способствовать привлечению иностранных инвестиций в экономику Республики
Узбекистан.
Подводя итог сказанному, можно сделать однозначный вывод:
осуществление рыночных реформ в Узбекистане, включая углубление процессов
приватизации, достижение макроэкономической стабилизации и обеспечение
устойчивого экономического роста, коренные структурные преобразования в
национальном народнохозяйственном комплексе неразрывно связаны с
проведением активной инвестиционной политики, значение которой еще более
усилится при вступлении нашей независимой страны в XXI век.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев М. Ю., Миркин Я. М.Ценные бумаги и фондовый рынок. - М:
Перспектива, 1995.
2. Ансофф Игорь. Новая корпоративная стратегия. Санкт-Петербург: "Питер",
1999.
3. Галимов Ю. Есть достижения, но есть и проблемы – Г. Правда Востока от
10.02.00 г.
4. Закон Республики Узбекистан «Об инвестиционной деятельности»
5. Золотогоров В.Г. Инвестиционное проектирование // Учебное пособие –
Минск: ИП «Экоперспектива», 1998.
6. Иностранные инвестиции в Узбекистане (обзор 1998 года , тенденции 1999
года).- Ж. Рынок, деньги и кредит, 1999, №10. с 34.
7. Каримов И. А. Доклад Президента Республики Узбекистан на заседании
Межведомственного координационного совета по реформированию и
инвестициям – Г. "Правда Востока" от 02.02.2000 г.
8. Каримов И. А. доклад Президента Республики Узбекистан на первой сессии
Олий Мажлиса Республики Узбекистан второго созыва. «Народное слово»,
23 января 2000 г.
9. Каримов И. А. Мыслить и работать по-новому требование
времени.Т.:Узбекистон, 1997
10. Каримов И. А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ. Т.:
Узбекистон, 1995
11. Материалы отдела анализа инвестиционного климата Агентства по
иностранным инвестициям. Ташкент, 1998 г.
12. Мертенс А. В. Инвестиции: Курс лекций по современной финансовой
теории. – Киев: Киевское инвестиционное агентство, 1997
13. Министерство Макроэкономики и статистики. Проект «Узбекистоннинг
асосий йуналишлари». Ежеквартальное издание, апрель – июнь 2000.
14. Министерство Макроэкономики и статистики. Проект «Узбекистоннинг
асосий йуналишлари». Ежеквартальное издание, июль – декабрь 1999.
15. Приложение № 4 к постановлению Кабинета Министров № 475 от 12 декабря
2000 года.
16. Разакова М. Иностранные инвестиции в Узбекистане – Ж. Рынок, деньги и
кредит, N2, 2001, с. 28-32
17. Расулов Н. Прямые иностранные инвестиции в экономике Узбекистана – Ж.
Рынок, деньги и кредит, N6, 2000, с. 46-47.
18. Сиражиддинов Н. Иностранные инвестиции в экономике Узбекистана. – Ж.
Экономическое обозрение, 1998, № 3, с. 54.
19. Стратегия регулирования экономики России.//"Вопросы экономики", 1996,
№3.
20. Хикматов А. Инвестиционная политика в условиях либерализации
экономических реформ в Узбекистане – Ж. Рынок, деньги и кредит, N6,
2000, с. 42-45
21. Холбеков К. Иностранные инвестиции: правовое формирование – Ж. Рынок,
деньги и кредит, N 10,1999, с. 33.
22. Шарп У., Александр Г., Бейли Дж. Инвестиции: Пер. с англ. - М.: ИНФРА
- М, 1997.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 1
РОЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ В ЭКОНОМИКЕ УЗБЕКИСТАНА
|Показатели доли ПИИ в:|1994 г.|1995 г.|1996 г.|1997г.|1998 г.|1999 г.|
| | | | | | | |
|объеме ВВП |2,63 |2,05 |7,4 |12,5 |13 |13,01 |
|внешнеторговом обороте|3,1 |7,5 |20,9 |24,4 |21,3 |22,0 |
|общем объеме экспорта |0,57 |1,97 |4,66 |8,0 |9,7 |11,5 |
|общем объеме импорта |5,59 |14,54 |36,75 |36,0 |33,96 |33,0 |
|общей численности |0,3 |0,39 |0,64 |0,91 |0,98 |0,98 |
|экономически активного| | | | | | |
|населения | | | | | | |
Таблица 2
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ В
УЗБЕКИСТАНЕ ЗА 1996 – 1999 гг.
|Показатели |1996г|1997 г.|1998 г.|1999 г.|1999 г. к|
| |. | | | |1996г.,в |
| | | | | |разах |
|Количество зарегистрированных|3061 |3278 |3594 |3554 |1,16 |
|ПИИ | | | | | |
|в т. ч. действующие |1855 |1963 |1951 |1910 |1,03 |
|Размер уставных капиталов (на|1157 | |2048,2 |1573,8 |1,36 |
|конец года), тыс. долл. | | | | | |
|Объем производства продукции,| | | | | |
|млрд. сум.: | | | | | |
|в текущих ценах |41,7 |123,5 |176,6 |267,5 |6,4 |
|в сопоставимых ценах (1996 |41,7 |95,3 |104,6 |118,0 |2,8 |
|года) |- |228,5 |109,7 |112,8 | |
|в % к предыдущему году | | | | | |
|Экспорт, в млн. долл. |213,7|399,6 |342,9 |371,5 |1,7 |
| | | | | | |
|Импорт, в млн. долл. |1734.|1777,9 |1116,8 |1027,8 |0,6 |
| |5 | | | | |
Таблица 3
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ
ПО РЕГИОНАМ РУ, В % К ИТОГУ
|Наименование областей |1996 г.|1998 г.|1999 г.|
|Всего: |100 |100 |100 |
|Республика |0,1 |0,2 |0,3 |
|Каракалпакстан | | | |
|Андижанская |25,8 |29,8 |26,4 |
|Бухарская |0,4 |0,3 |0,2 |
|Джизакская |0,1 |0,3 |0,2 |
|Кашкадарьинская |0,1 |0,5 |0,6 |
|Навоийская |12,8 |8,8 |10,5 |
|Наманганская |1,5 |1,4 |2,4 |
|Самаркандская |1,6 |4,0 |4,4 |
|Сурхандарьинская |0,2 |0,5 |0,3 |
|Сырдарьинская |0,3 |0,2 |0,2 |
|Ташкентская |2,1 |5,7 |5,7 |
|Ферганская |1,5 |2,5 |2,6 |
|Хорезмская |0,9 |1,2 |0,4 |
|г. Ташкент |52,7 |44,6 |45,8 |
Таблица 4
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ И КРЕДИТОВ В АДРЕСНОЙ ПРОГРАММЕ 2001 ГОДА РУ ПО
ОТРАСЛЯМ
|Отраслевые комплексы |Доля в общем |В том числе доля по: |
| |прогнозе | |
| |освоения на | |
| |2001 год | |
| | |Иностранным |Прямым |
| | |кредитам под |инвестициям и |
| | |гарантию |кредитам |
| |% |$ млн. |% |$ млн. |% |$ млн. |
|Всего |100 |833,1 |100 |700,87 |100 |132,22 |
|Топливно-энергетический, | | | | | | |
|всего, | | | | | | |
|в т.ч. |22,9 |190,8 |17,7 |124 |50,5 |66,76 |
|Узбекнефтегаз |17,5 |145,7 |16,2 |113,5 |24,3 |32.18 |
|Минэнерго |1,4 |11.4 |1,5 |10,5 |0,7 |0.93 |
|Госкомгеология |4,0 |33,7 |0,0 |0 |25.5 |3365 |
|Комплекс индустриального |20,7 |172,8 |24,5 |171,8 |0,8 |1 |
|развития, всего, в т. ч. | | | | | | |
|Узхимпром |4,6 |38,0 |5,4 |37,95 |0,0 |0 |
|Узавтопром |10,5 |87,4 |12.5 |87,4 |0,0 |0 |
|Узэлтехпром |1,8 |15,0 |2,1 |15 |0,0 |0 |
|Узмашпром |2,2 |18,0 |2,6 |18 |0,0 |0 |
|Узсельхозмашхолдинг |0,5 |4,0 |0,4 |3 |0,8 |1 |
|Агропромышленный комплекс|4,3 |35,7 |5,1 |35,69 |0,0 |0 |
|Комплекс потребительских |12,3 |102,3 |12,7 |89,24 |9,9 |13,1 |
|товаров, всего, в т. ч. | | | | | | |
|Узбеклегпром |10,7 |89,2 |12,7 |89,24 |0.0 |0 |
|Мясомолпром |0,7 |6,1 |0,0 |0 |4,6 |6.1 |
|Масложиртабакпром |0,8 |7,0 |0.0 |0 |5,3 |7 |
|Строительство, |7,2 |59,6 |8,5 |59,6 |0,0 |0 |
|промстроймат., транспорт | | | | | | |
|и связь, всего, в т. ч. | | | | | | |
|Узстрой материалы |1,0 |8,0 |1.1 |8 |0,0 |0 |
|Узбекистон хаво йуллари |3,1 |25,8 |1,3 |8,8 |0.0 |0 |
|Узбекистон темир йуллари |1,8 |15,0 |2,1 |15 |0.0 |0 |
|Узавтотранс |1,0 |8,0 |1,1 |8 |0,0 |0 |
|Социальный комплекс, |14,1 |117,5 |16,1 |113 |3,4 |4,5 |
|всего, в т.ч. | | | | | | |
|Центр ССПО |2,9 |24,1 |3,4 |24,1 |0.0 |0 |
|Минобразования |0,7 |5,9 |0,8 |5,94 |0,0 |0 |
|Минздрав |3,9 |32,7 |4,7 |32,7 |0.0 |0 |
|Гос ком печати |1,6 |13,7 |2.0 |13,73 |0,0 | |
|Узбектуризм |1,7 |14,5 |1.4 |10 |3,4 |4.5 |
|Узтелерадио |2,5 |20,5 |2,9 |20,5 |0,0 |0 |
|Комплекс |1,5 |12,1 |0,0 |0 |9,2 |12,12 |
|разгосударствления и | | | | | | |
|приватизации | | | | | | |
|Общеэкономический |4,4 |36,4 |5,2 |36,35 |0,0 |0 |
|комплекс | | | | | | |
|Кредитные линии МСБ |10,1 |83,9 |7,5 |52,9 |23,4 |31 |
|Хокимияты |2,2 |18,3 |2,6 |18,25 |0,0 |0 |
|Другие предприятия и |0,4 |3,7 |0,0 |0 |2,8 |3,74 |
|организации | | | | | | |
Рис. 1 Диаграмма распределения Уставного капитала СП «SIETA»
-----------------------
[1] Доклад Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова на первой сессии
Олий Мажлиса Республики Узбекистан второго созыва. «Народное слово», 23
января 2000 г.
[2] Закон введен в действие с 13 января 1999 года постановлением Олий
Мажлиса Республики Узбекистан от 24 декабря 1998 г.
[3] А. В. Мертенс. Инвестиции: Курс лекций по современной финансовой
теории. – Киев: Киевское инвестиционное агентство, 1997, стр. 41.
[4] В- Г. Золотогоров. Инвестиционное проектирование // Учебное пособие –
Минск: ИП «Экоперспектива». 1998, стр. 13.
[5] Такую классификацию отраслей экономики см., например: М.Ю. Алексеев,
Я.М. Миркин. Ценные бумаги и фондовый рынок. - М: Перспектива, 1995, стр.
154-158.
[6] У. Шарп, Г. Александр. Дж. Бэйли. Инвестиции: Пер. с англ. • М.: ИНФРА
-М. 1997. стр. 979.
[7] Там же, стр. 16.
[8] Хикматов А. Инвестиционная политика в условиях либерализации
экономических реформ в Узбекистане – Ж. Рынок, деньги и кредит, N6, 2000,
с. 42-43.
[9] Хикматов А. Инвестиционная политика в условиях либерализации
экономических реформ в Узбекистане – Ж. Рынок, деньги и кредит, N6, 2000,
с. 43-44.
[10] Хикматов А. Инвестиционная политика в условиях либерализации
экономических реформ в Узбекистане – Ж. Рынок, деньги и кредит, N6, 2000,
с. 44-45.
[11] Хикматов А. Инвестиционная политика в условиях либерализации
экономических реформ в Узбекистане – Ж. Рынок, деньги и кредит, N6, 2000,
с. 45.
[12] Разакова М. Иностранные инвестиции в Узбекистане – Ж. Рынок, деньги и
кредит, N2, 2001, с. 28.
[13] Министерство Макроэкономики и статистики. Проект «Узбекистоннинг
асосий йуналишлари». Ежеквартальное издание, июль – декабрь 1999.
[14] Министерство Макроэкономики и статистики. Проект «Узбекистоннинг
асосий йуналишлари». Ежеквартальное издание, апрель – июнь 2000.
[15] Ансофф Игорь. Новая корпоративная стратегия. Санкт-Петербург: "Питер",
1999, с. 63.
[16] Иностранные инвестиции в Узбекистане (обзор 1998 года , тенденции 1999
года).- Ж. Рынок, деньги и кредит, 1999, №10. с 34.
[17] Стратегия регулирования экономики России-//-Вопросы экономики-, 1996,
№3.
[18] Расулов Н. Прямые иностранные инвестиции в экономике Узбекистана – Ж.
Рынок, деньги и кредит, N6, 2000, с. 46-47.
[19] Холбеков К. Иностранные инвестиции: правовое формирование – Ж. Рынок,
деньги и кредит, N 10,1999, с. 33.
[20] Галимов Ю. Есть достижения, но есть и проблемы – Г. Правда Востока от
10.02.00 г.
[21] Материалы отдела анализа инвестиционного климата Агентства по
иностранным инвестициям. Ташкент, 1998 г.
[22] Разакова М. Иностранные инвестиции в Узбекистане – Ж. Рынок, деньги и
кредит, N2, 2001, с. 29 - 31.
[23] Приложение № 4 к постановлению Кабинета Министров № 475 от 12 декабря
2000 года.
[24] Разакова М. Иностранные инвестиции в Узбекистане – Ж. Рынок, деньги и
кредит, N2, 2001, с. 32.
[25] Сиражиддинов Н. Иностранные инвестиции в экономике Узбекистана. – Ж.
Экономическое обозрение, 1998, № 3, с. 54.
[26] Доклад Президента Республика Узбекистан И. Каримова на заседании
Межведомственного координационного совета по реформированию и инвестициям –
Г. "Правда Востока" от 02.02.2000 г.
[27] Расулов Н. Прямые иностранные инвестиции в экономике Узбекистана – Ж.
Рынок, деньги и кредит, N6, 2000, с. 46-47.
Страницы: 1, 2
|