Финансы (Шпаргалка)
Финансы (Шпаргалка)
1. Как историч категория Ф появились с возн-ем гос-ва при расслоении об-ва
на классы. Впервые в 13-15 вв в торг гор Италии и сначала обозная любой ден
платеж, в далн – междунар расп-е и стал употреб-ся как ронятие, связ с с-
мой ден отн-ний между нас-ем и гос-вом по поводу образ-я гос фондов ден ср-
в.
в 16-17 вв появ ронятие гос финансы, гос б-т, гос кредит. В усл
капитализма Ф выражали экон отношения, связ-е с образ-ем, распред-м и исрол-
ем фондов ден ср-в в процессе распр-я и перерасп-я нац д-да. Осн ср-ва кап.
Гос-в стали концентр-ся в гос б-те.
20 в хар-ся более моцным разв-ем произв сил, образ-ем монополись
объединений, слиянием гос-ва с моноп-ми, охрана част собст-ти, свобода
предпр-ва, гос-ва стало уч-ть в процессе расп-я и исп-я общ продукта.
После ВМВ возр-ют р-ды гос-ва на милитаризм, р-ды на воен нужда с кон 19
до нач 20 понизились, а увел соц р-ды.
Увел р-ды по вмеш-ву гос-ва в эк-ку, стало активно помогать своим
монополиям на мир рынке, предост-я им экспортные премии. Вмеш-во в процесс
пр-ва и сферу соц отн-ий осуц-ся не т на нац, но и на межгосудар ур-не
(ЕС), р-ды появ на охрану окр среды, преод экон отсталости.
Увел р-дов вызвало необх-ть увел налогов. Налоги – это гл фин механизм
мобилизации р-сов в б-ты, орудие распр-я и перераспр-я р-сов.
В 20 в возросло зн-е прямых нн, 1970-90 гг увел зн-е косв нн за счет пост-
ия по акцизам и НДС, но однако собир-х д-дов не хватает на покрытие возр-х
рас-в государства. Б-ты кап стран в гг после ВМВ хар-ся крупн хронич деф-
ми, кот покр-ся займами, выпуск кот влечет за собой рост гос долга. После
ВМВ знач-но расш-сь зн-е мест регион Ф, внебюдж спец фондов, ф-в гос пр-ий,
также в это время получили разв-е Ф част нац и транснац корпораций.
Сущность Ф, закономерности их развития, сфера охват-х ими тов-ден отн-ий и
роль в реоцессе общ воспр-ва опред-ся экон строем об-ва, природой,
политикой и ф-ми гос-ва.
2. Стр-во соц Ф началось только после оконч-я гр войны. В1923-24гг набл-сь
преобл-е част собст-ти, но уже были нац-ны крупн пр-я пр-ти и торговли. Осн
задачами в это время были с одной стороны оживление эк-ки даже за счет част
сектора и кулачества, а с др стороны подд-ка гос сектора и подавление
частников. Эк и пол усл-я диктовали необх-ти максим концентрации фин р-сов
в руках гос-ва.
Гос-во создает 3 осн общ гос фонад ден ср-в:1. Гос б-т, 2. Фонд гос им-го
и лич страх-я, 3. Фонд гос сац страх-я. Гл ист-ми д-да в б-т являлись
налоги. 2 и 3 форм-ся за счет обяз и добр-х взносов страх-лей. Обяз стр-ю
подлежало им-во орг-ий всех форм собст-ти, добров-ми – физ лиц. 3 форм-ся
за счет взносов лиц, исп-х наем раб вилу. Этот фонд обесп-л сохр-е воспр-во
труд р-сов. Вышеуказ-я с-ма обеспечила выполнение постав-х гос-вом задач.
К 1930 г в пром-ти гос сектор стан-ся господствующим. Оптовая и рознич
торговля почти полн соср-сь в руках гос-ва, гл пр-ми с/х продукции стан-ся
колхозы и совхозы. Все пр-я действовали на усл-ях планового централ.
уПравления, показатели деят-ти пр-я носили директивный хар-р.
На этом этапе гос-во поставило др задачу – реконструкция всех отраслей н,х
на бвже соц индустриализации. Все также ост-сь огран-ть фин р-сов, отсутст-
ла помощь со стороны, поэт продол-сь политика жесткой централизации ср-в.
В 1930-31 гг была проведена эк реформа в рез-те кот произошло знач сокр-е
кол-ва налогов. На этом этапе был принят след порядок расп-я прибыли пр-я:
28% ост-сь у пр-я, из них 5% - отч-я в поощер. Фонд, 12 на плановые кап
вложения, 8 прирост нормативасобст обор ср-в и 3 др р-ды, а остаток – 72% в
бюджет. Данная организация Ф позволила гос-ву выполнить поставл задачи и к
60-м гг страна по ур-ню позв-я пр-ти стан-ся одним из крупн. Индустр госв
мира. Масштабы пр-во обусловило процесс децинтрализации в упр-ии гос-м,
стали образ-ся фонда ден ср-в не т на ур-не гос-ва, но и на ур-не отрасли и
пр-я.
Была проведена нов реформа в 1965 г, кот уст-ла нов с-му распр-я и исп-я
прбыли: первыми произв-сь отчисле-я в б-т за польз-я произв ф-ми, затем
осуц-сь платежи банку, % по кредиту, затем в отраслевые и децентр-е фонды.
Остаток прибыли переч-ся в б-т. В итоге произошло несовпадение организ-х
гос-м конкр задач с задачами пр-ва. Эесткое централиз нормир-е затрат
сковывало инициативу пр-ий, сниж произв-ть, заинтер-ть в повышении эф-ти пр-
ва, что спос-ло появ-ю убыточ пр-ий и целых отраслей.
Стремясь изм-ть положе-е гос-во в 80 гг осуц=ет ряд пр-ий, стяз-х с некот
соверш-ем методов распр-я прибыли, сохраняя в неизменном виде налог с-му,
но эти задачи остались нерешенными. Эк-ка по инерции продолжала работать в
знач мере на экстенс основе, треб-сь вовлечение труд и матер р-сов. Сниж
темпы роста и 1/3 пр-ий оказ-сь убыточными. В 1989г гос б-т оказался
дефицитным. К 1992г в стране произошла смена политич ориентиров, гос-во
провозгласило курс на демократию и рынок, что потр-ло коренной перестройки
всей эк-ки в целом и Ф-в в часности. Розгосударствление. Рын эк-ка привела
к усилению роли финансов: 1. С возн-ем нов хоз субъектов возн-ют новые
группы фин отн-ий и взаимосвязь между ними усложняется, 2. Ф стан-ся самост
сжерой ден отно-ий, приобр-ют обособленность, изм-я в орг-ции гос Ф, образ-
сь пенс фонд, мед стра-х-я, понды по разв-ю НИР.
3. Финансовые отношения охватывают две сферы: 1.экономические денежные
отношения, связанные с формированием и использованием централизованных
денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной
системе и правительственных внебюджетных фондах; 2.экономические денежные
отношения, опосрсдствующие кругооборот децентрализованных денежных фондов
предпредприятий.
Финансы представляют собой экономические отношенш занные с формированием,
распределением и исполызованием 'рализованных и децентрализованных фондов
денежньас срес целях выполнения функций и задач государства и обеспеченш вн
расширенного воспроизводства.',
Финансы – это лрежде всего распределительная категория. С их ПОМОЩЬЮ
Осуществляется вторичное распределени перераспределение национального
дохода. Вместе с тем следует отметить, что распределительные цессы
происходят не только через финансы, но и путем исл~ винил цен и кредита.
Как известно, цена есть денежное вь~ние стоимости товара. Прежде чем
произойдет распределе перераспределение национального дохода, товар должен
быть реализован. Цена предопределяет величину денежных средств, поступающих
от реализации продукции к ее собственникам, и выступает исходной основой
дальнейшего распределительного пр( В условиях гиперинфляции в Российской
Федерации произошел резкий рост цен и перераспределигельная функция цены
усилилась, Цены также регулируют спрос и предложение на товары тем самым
оказывают воздействие на воспроизводство.
Крупные перераспределительные процессы протек сфере кредитных отношений.
Финансы и кредит – взаи! занные категории. В сочетании они обеспечивают
круто< денежных фондов предприятий на расширенной основе дитные ресурсы
привлекаются в Российской Федераш покрьггия бюджетного дефицита.
Сущность финансов проявляется в их функциях. Фш выполняют две основные
функции: распределительную и, рольную, осуществляемые ими одновременно.
Каждая фин вая операция означает распределение общественного прс и
национального дохода и контроль за этим распределени<
Расиределительная функция финансов.
Распределение национального дохода заключается в создании так называемых
основных, или первичных доходов. Их сумма равна националъному доходу.
Осиовнь~е доходы формируются при распределении националъного дохода среди
участников материального производства.
Финансовый метод распределения охватывает разл ур эк-ки: общегос, регион,
местный. Фин расп-ю присуще многоступ-ть, кот порождает разновидности:
внутрихоз, внутриотрасл, межотрасл, межтерритор. Названные виды распр-я
обсл-ся разн сферами фин с-мы: внутрихоз – финансами предприятий, внутриотр-
е – ф-ми пр-ий, ассоциаций, комплексов, межотрасл – гос б-том и внебюдж
фондами.
Ф нсы в ол тпкже контрольную функцию. Будут струментом формирования и
использования денежных дохс фондов, они объективно отражают ход
распределительного цесса, Контрольная функция проявляется в контроле за
рас~лснием валового внутреннего продукта по соответствующим дам и
расходованием их по целевому назначению.
В условиях перехода на рыночные отношения финан контроль направлен на
обеспечение динамичного развития ственного и частного производства,
ускорение научно-техни го прогресса, всемерное улучшение кг~ества работы
во всех ях народного хозяйства. Он охватывает производственную
производственную сферы и нацелен на повышение экономи го стимулирования, на
рациональное и бсрежное расход~ материальных, трудовых и финансовых
ресурсов и природн гатств, сокращсние непроизводительных расходов и потерь,
чение бесхозяйственности и расточительства.
4. Совр фин с-ма гос-ва сост из: 1.централиз ф-сы (гос-е), 2.децентрализ ф-
сы (организаций, учреж-ий, пр-ий). Внутри этих сфер выд звенья Группировка
по звеньям осущ-ся в завис-ти от хар-ра деят-ти субъекта. Хар-р имеет
принципиальное зачение при форм-ии, распр-ии и исп-ии фин р-сов. Так, гос ф-
сы делятся на: 1.гос б-т, 2.регион (мест) б-т, 3.спец внебюдж фонды, 4.гос
кредит. В сфере ф-сов пр-ий, организ, учре-ий выд: 1.Ф пр-ий, функционир на
ком основе, 2.Ф пр-ий, организаций, учр-ий, осуществ некоммерч деят-ть, 3.Ф
обще-х объединений. Каждое звено фин с-мы подр-ся на подзвенья: так в сост
фин пр-ий, функционир на коммерч основе в завис-ти от отрасл принадлежности
м б выделены Ф пр-ти, транспорта, с/х, торговли. В завис-ти от организ-прав
формы собст-ти м б выд-ны финансы АО, ООО и т.д.
5. Государство в процессе своего функционирования ос~ вляет политическую
деятельность в различных сферах об венной жизни. Объектом этой деятельности
выступают з мика в целом, а также отдельные составные элементы: денежное
обращение, финансы, кредит, валютные отно~ и т.п.
Совокупность государственных мероприятий по исп< ванию финансовых
отношений для выполнения государ своих функций представляет собой
финансовую политику.
Содержяиие финянсовой политики достаточно слс так как охватывает широкий
комплекс мероприятий:
1) разработку общей концепции финансовой политик~ ределение ее основных
направлений, целей, главных зада'
2) создание адекватного финансового механизма;
3) управление финансовой деятельностью государс других субъектов
экономики.
Важной составной частью финансовой политики яв установление финансового
механика, при помощи которог исходит осуществление всей деятельности
государства в о~ финансов. Финансовый механизм представляет собой систе
тановленных государством форм, видов и методов органь финансовых отношений.
Финансовый механизм – это вн~ оболочю финансов, проявляющаяся в финансовой
пракп
Финансовый механизм подраздслястся на директив~ регулирующий.
Директивный финансовый л~ехаппзм, как правило, разра вается для финансовых
отношений, в которых непосредст участвует государство. В его сферу
включаются иалоги, го~ ственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финанс~
ние, организация бюджетного устройства и бюджетного цесса, финансовое
планирование.
Регулирующий финансовый механизм определяет осн~ "правила игры" в
конкретном сегменте финансов, не за. вающем прямо интересы государства.
Такая разновидносз нансового механизма характерна для организации внутри)
ственных финансовых отношений на частных предприят~ этом случае государство
устанавливает общий порядок ис зования финансовых ресурсов, остающихся на
предприят~ сле уплаты налогов и других обязательных платежей, а приятие
самостоятельно разрабатывает формы, виды ден< фондов, направления их
использования.
Анализ применявшейся различными государствами ф совой политики позволяет
выделить три ее основных тип классическая; регулирующая; планово-
директивная.
До конца 20-х годов текущего столетия основным . финансовой политики
большинства стран был классический риант. Такая финансовая политики была
основана на трудах сиков политэкономии А. Смита (1723 – 1790) и Д. Рикарл –
1823) и их последователей. Основное ее направление – ь шательство
государства в экономику, сохранение свободноь куренции, использование
рыночного механизма как главногс лятора хозяйственных процессов. Следствием
этого было о~ чение государственных расходов и налотов, обеспечение ус для
формирования и исполнения равновесного (сбалансиро: го) бюджета. Система
управления финансовой деятельностью был ста и сосредоточивалась, как
правило, в одном органе уп~ ния – министерстве финансов (казначействе).
Бурное развитие производительных сил поставило государством еще в Х1Х в.
вопрос об изменении подхс финансовой политика. Особенно остро встал вопрос
об конце 20-х годов нынешнего столетия, когда обострилс. комплекс
экономических, политических и социальных пр большинства государств. В этот
период в западных страна ществляется переход к регулируюшей финансовой
политике (по Кейнсу). Они исходили из необходимости вмешательства
гулирования государством циклического развития экономики нансовая политика
наряду с ее традиционными задачами преследовать цсль использовать
финансовьп" механизм д~ гулирования экономики и социальных отношений в
обеспечения полной занятости населсния.
ОсновнЫМи инструментами вмешательства в экономику < вятся государственные
расходы, за счет которых формирует~ полнительный спрос. Поэтому
государственные расходы о( чивают рост предпринимательской деятельности,
увеличен~ ционального дохода и способствуют ликвидации безработив тем
финансирования создания новых рабочих мест.
Система налогов в условиях регулируюшей финансовс литики кардинально
изменяется. Главным механизмом р< рования становится подоходный налог,
использующий пр сивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у эконом ких
субъектов доходов, используемых в виде сбережени~ позволяет обеспечить
сбалансированность бюджета госуд; при высоком уровне расходов.
Она обеспечила в 30 – 60-х годах стабильный экономи' рост, высокий уровень
занятости и эффективную систему ~ сирования социальннх нужд в большинстве
этих стран. В 70-х годах в основу финансовой политики была пол
неокоисервативная стратегия, связанная с неоклассически правлением
экономической тсории. Эта разновидность фи: вой политики не отказывалась от
регулирования как ее це ли, но ограничивала вмешательство гос-ва в эк-ку и
социальную область.
Планово-директивная финансовая политика приме~ в странах, использующих
административно-командную с~ управления экономикой. Основанная на
государственной венности на средства производства плановая система упра~
позволяет осуществлять прямое директивное руководство сферами экономики и
социальной жизни, в том числе и фи~ ми. Цель финансовой политики в этих
условиях – обесп» максимальной концентрации финансовых ресурсов у тосуй (в
первую очередь у центральных органов власти и управ для их последующего
перераспределения в соответствии с ~ ньгми направлениями государственного
плана.
6 в 5-ом.
7. След выд-ть 2 уровня управления финансами: 1.государства,
2.хозяйственного субъекта. Если речь идет об упра-ии Ф со стороны гос-ва,
то м выд-ть гос упр-е внутри частного сектора и внутри гос-го. Если речь
идет об упр-ии Ф хоз субъекта, то оно осущ-ся как со стороны гос-ва, так и
отделами дан предприятия. В наст время в разв странах упр-е част сектором
фин отн-ий со стороны гос-ва осуз-ся через налог политику, регламентацию
кредитных отношений, регулирование финанасового рынка, формиров-е
аммортизац фонда, систему гос поддерфки.
В сферу непосредств гос упр-я входят только гос Ф – это упр-е регулир-ся
высшим законодат органом через принятие финансовых, утверждение госбюджета
и его учет, отчетность, введение и отмена налога, утв-е предльного р-ра гос
долга, опр-е источника финанс-я дефицита б-та.
8. Правовые основы гос упр-я Ф восстановлены через Конституцию РФ.
Полномочия данной Конституции Президента РФ позволяет ему оказывать
огромное влияние на весь процесс упр-я Ф в стране. В своем ежегодном
послании к Федер собранию он формулирует осн принципы фин п-ки гос-ва на
дан период – это во много предопределяет фин деят-ть прв-ва. Кроме того в
рука предидента нах-ся кадровые назначения, так с согласия Гос Думы он назн-
ет председателя прв-ва РФ, а по его предложению назн-ся заместители
председателя прав-ва РФ: Федральный Министр. Президент предст-ет Госдуме
кандидатуру на должность управляющего ЦБ, руководителя Госналогслужбы.
Президент РФ не только подписывает федер законы, но и наделен правом
вносить в Госдуму законопректы.
Прав-во РФ разр-ет федер бюджет, предст-ет его в Госдуму, обесп-ет его
исполнение, пердставл-ет отчет об исполнении федер б-та, аналогич ф-ии
выполняет исполн власть субъектов РФ.
Госдума прин-ет федер законы по вопросам жедер бюджета, фед налогов, фин,
вал, кред, тамож регулирования, ден эмиссии, а также о войне и мире, защите
гос границы, ратификация, денонсация имущ-х договоров. Все эти законы
подлежат обя-му рассм-ю Советом Федерации. Совет Федерации и Госдума контр-
ют осущ-е федер бюджета. С этой целью образ-ся счетная палата.
9. Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами РФ, выступает
Министерство финансов России и его органы на местах.
Основными задачами Министерства финансов РФ являю:
разработка и реализация стратегических направлений единой гос финан
политики
составление проекта и исполнение федерального бюдж
обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного
воздействия на социально-экономическое развитие ны, на осуществление мер по
развитию финансового рыню
концентрация финансовых ресурсов на приоритетны правлениях социально-
экономического развития РФ;
разработка предложений по привлечению в эком~ страны иностранных
кредитов;
совершенствование методов бюджетного планировани~ нансирования и
отчетности;
осуществление финансового контроля за рационалы целевым расходованием
бюджетных средств и ср яств го~ ственных (федеральных) внебюджетных
фондов.
Важнейшими департаментами Министерства финансо, сии являются: бюджетный
департамент, который сост; проект федерального бюджета; отраслевые
департамент~нансирввания промышленности; строительства и строите индустрии;
транспортным систем и связи; сельского хозя пищевой промышленности и охраны
природы; оборо комплекса и др; иностранных кредитов и внешнего долг,
логовых реформ; государственных ценных бумаг и финанс рынка и др. Важным
подразделением Чинистерства фин выступает Главное управление федерального
казначейств ьечакэщеа за кассовая псполнеиие бюджета.
Контроль за правильным исчислснием, полнотой и свс менностъю взносов в
бюджет всех обязательных платежей ~ жен на Государственную налоговую
службу РФ и ее органы ~ тах – налоговые инспекции.
Налоговые инспекции обязаны:
действовать в строгом соответствии с законодательств~
осуществлять контроль за соблюдением налогового з дательства по вопросам
правильного исчисления, полн своевременности внесения налогов в бюджет и
во внебн ные фонды;
вести в установленном пор~щке учет налогоплательши
проводить проверки налогоплательщиков;
ежемесячно представлять финансовым органам и о~ федерального
Казначейства сведения о фактически пос' ших суммах налогов и друтих
платежей в бюджет;
информировать Министерство финансов обо всех с. неуплаты предприятиями
налогов;
осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно
изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.
С деятельностью Государственной налоговой службы тесно связана работа
Департамента налоговой полиции Рй данного в июле 1993 г. Сфера
Департамента налоговой по. – предупреждение, выявление и пресечение
налоговых п плений, оперативно-розыскная деятельность и контроль
полнением налогового закоиодательства, а также обеспе безопасной
деятельности налоговых инспекций, защита и рудников от противоправных
посягательств при испол ими служебных обязанностей, предупреждение,
выявле~ пресечение коррупции в налоговых органах. ~Права и обяз В конце
декабря 1995 г. Департамент налоговой по. РФ был переименован в
Федеральную службу налоговой п~ РФ, которая получила новые полномочия:
право возбу утоловное дело, проводить по нему дознание, предварите
следствие и передавать материалы непосредственно в суу ~ Ла посгупление
таможенных пошлин ответственность Государственный таможенный комитет РФ,
который обя. проводить налоговые проверки по налогам, взимаемы
моженными органами; проверячь все документы, связанные с исчислением ~.
той налогов, взимаемых таможенными органами; приостанавливать операции
налогоплательщиков по с в банках при неисполнении или ненадлежа~цем
испол~ ими налогового законодательства; проводить взимание недоимок по
налогам, а также штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.
Особое место прин-т ЦБ РФ, он действует со 2 дек 1990г, целями
деятельности Баика России являются: защита и обеспечение устойчивости
рубля, в том чис~ покупательной способности по отношению к иностранны
лютам; развитие и укрепление банковской системы Росси: Федерации;
обеспечение эффективного и бесперебойного функц~ рования системы
расчетов. ЦБ не является налогоплательщиком, все р-ды осущ-ет за счет своих
доходов, подчинен Госдуме РФ.
Для управления финансами пенсион обесп-я создан ПФ РФ, явл-ся самост фин-
кред учр-ем, обеспеч-ет целевой сбор взносов, финансирование р-дов, связ с
выплатой пенсий, пособий, матер помощи.
Для упр-я гос фондом занятости населения создана Федер гос слуфба
занятости населения России. Ее деят-ть связана с финансированием
мероприятий по реализ-ии прогрммы занятости населения и поддержание
малоимуцего населения.
Для упр-я средствами гос соц страх-я создан фонд соц страх-я.
10. В условиях перехода на рыночные отношения искпючи но важное значение
имеет также эффективное уиравление ~ сами иредириятий различных форм
еобетвенноеиш – фирман менеджмент.
В условиях административно-командной системы, це лизованно планируемой
социалистической экономики ф] совый менеджмент не получил должного
развития. При пе де к рыночным механизмам финансовый менеджмент при
тает первостепенное значение.'
° 'Основная задача финансового менеджмента по мобили и использованию
денежных фондов корпораций состоит в ~ мизации реальных пассивов и
активов корпораций. При это~ нейшее значение имеют следующие кардинальные
воирос нансового менеджмента.
1. Планирование и прогнозирование финансовой ст деятельности корпораций.
Финансовое управление корпо разрабатывает финансовые планы, которые
представляют прогнозы объема производства и реализации продукции, тия
научно-технического прогресса, внедрения новых ' ленческих решений и
финансовых ресурсов их обеспечен один год и пять лет). Такие финансовые
планы опреде~ для каждого подразделения корпорации, т.е. для отде фирм
в рамках корпорации и для отдельных отраслевых лений ~департаментов)
внутри одной фирмы. Главные п тели в процессе финансового планирования:
объем реал~ продукции, прибыль, капитальные вложения.
2. Принятие наиболее целесообразных решений в пр инвестирования крупных
средств. Успешно функционир корпорация имеет быстоо растущий объем
реализации п ции, что требует новых инвестиций на расширение происк ва
(приобретение оборудования, проведение НИОКР ~ Финансовый менеджер должен
определить оптимальные роста объема реализации, структуру привлекаемых
средс~ тоды их мобилизации; способы инвестирования – за сче дитов
банков или путем выпуска собственных акций и о ций; в случае банковского
кредита – долгосрочный или косрочный.
3. Координация финансовой деятельности корпораь всеми ее службами.
Например, решения в области марк влияют на объем реализации, что в свою
очередь ока воздействие на размер прибыли и инвестиций.
4. Проведение крупных операций на финансовом ры мобилизации
дополнительных капиталов, реализации со~ ных акций и облигаций. '
Ы Таким образом, основными методами финансового ления явля~отся:
прогнозирование, планирование, налогоо~ ние, самофинансирование,
кредитование, система расчетов, ма амортизационных отчислений, вопросы
стимулирования тема финансовых санкций.
11. В завис-ти от гос устройства и пол с-мы законодат органами власти явл
парламент Великобритании, Фр нац собрание, конгресс в США, бундестаг ФРГ,
федер собрание в РФ. Организация оператив упр-я осуществ-ся через гос фин
аппарат, состав и структура опред-ся в соотв-яя с гос устройством страны,
упр-е ф-ми в разв странах осущ-ся несколькими гос органами.
В США – Минфин (казначейство-одно из отделений) – он подчиняется прав-ву,
разраб-ет фин и налоговую политику, осущ-ет эмиссию денег, упр-е гос
долгом, контроль за исполнением законов и др. Кредмтные финансовые
ведомства является админ-бюджетное упр-е при президенте – сост-ет расходную
часть федер бюджета, сост-ет фин программу. Управление испол-ем б-та в США
разделено между Минфином, тамож службой и бюро по алког, табач изделиям и
огнестрельного оружия, кот заняты сбором соотв налогов.
В Великобритании органом гос упр-я финансами явл казначейство, оно
руководит разработкой составл и исполн федер бюджета, определением налог
политики, фин-экон прогнозированием междунар фин отношениями, исполн-е
бюджета организует упр-е тамож пошлмн м акцизов.
В ФРГ орган гос упр-я финансами – Минфин, он разр-ет основы фин, налог и
кред политики, уч=ет в упр-ии финансами. Федерал ведомство по финансам
занимается налог проверкой, налогообложением иностр субъектов; федер упр-е
гос долгом зан-ся выпуском и погашением займов, финансированием бюдж
дефицита.
Во Франции упр-е ф-ми осущ-ся через Мин экономики. Вего функции входит
разработка гос бюджет и контроль за его исполнением, кассовое обслуживание
бюджета и т.д.
В Италии упра-ем ф-сов заняты 4 органа: гос р-ми и фин контролем –
Казначейство, доходами – Минфин, сост-ем бюджета – Мин-во бюджета и
планирования, местными финансами МВД.
12. Формально объектом фк явл весь процесс произв-хоз деятельности. Фк
можно опр-ть как регламентированную нормами права деят-ть гос, муниц, и
иных хозяйствующих сбъектов о своевременности и точности фин планир-я,
полноты пост-я д-дов в соотв фонды ден ср-в, прав-ти и эффек-ти их
испольхования.
Необх-м усл-ем эф-ти фк явл с-ма бухучета, обеспечивающая ддостоверность,
полноту отражения движения показателей деят-ти субъекта.
~ Государственный финансовый контроль предназначен дт лизации финансовой
политики государства, создания услов финансовой стабилизации. Это прежде
всего разработка, бдение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюда
фондов, а также контроль за финансовой деятельностью г~ ственных
предприятий и учреждений, государственных ба'. финансовых
корпораций.Финансовый контроль со сторон~ дарства негосударственной сферы
экономики затрагивает сферу выполнения денежных обязательств перед
госуда~ включая налоги и другие обязательные платежи, соблюден конности
и целесообразности при расходовании выделенн бюджетных субсидий и
кредитов, а также соблюдение устан ных правительством правил организации
денежных расчет дания учета и отчетности.
Негосударственный финансовый контроль за деятельностью предприятий чает
также контроль со стороны кредитных учреждений, аь ров и внутренний
контроль. проверку эффективности и Х образности использования денежных
ресурсов – собств~ заемных и привлеченных; анализ и сопоставление факти
финансовых результатов с прогнозируемыми; фина~ оценку рсзультатов
инвестиционных просктов; правилъи достоверность финансовой отчетности;
контроль за фи вым состоянием и ликвидностью.
Систеиа финансового контроля в странах с развит~ ночной экономикой, как
правило, включает следующие эле~:
ведомство главного ревизора-аудитора (счетная пал подчинением
непосредственно парламенту или президенту страны. Главная цель этого
ведомства – общий коитрс расходованием государственных средств;
налоговое ведомство с подчинением правительству ил нистерству финансов
страны, контролирующее поступ налогов;
контролирующие структуры в составе ведомств, осу~ ляющие проверки и
ревизии подведомственных учрежден'.
негосударственные контролирующие службы, осущесз щие на коммерческой
основе проверку достоверности ной документации и законности финансовых
операций;
службы внутреннего контроля, основная задача кото; поиск путей снижения
издержек и максимизации прибыли.
13. Начало такому контролю было положено созданием в ! Контрольно-
бюджетного комитета при Верховном Совет~ как органа, не зависимого в
своих действиях ни от Прав~ стна РФ, ни от администрации Президента~. В
настояше~ мя основная часть его функций передана Комитету Госу~ венной
Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, ветствующие подкомитеты
которого проводят экспертно-а тическую работу по всем финансовым
вопросам.
Особое место в истеме финансового контроля со стс представительных
органов принадлежит Счетной и~иате деятельность которой определяется
Федеральным Законо от 11 января 1995 г. Это не зависимый от Правительств
постоянно действующий орган государственного финанс контроля, наделенный
широкими полномочиями и подс ный Федеральному Собранию РФ.
Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за ральной со5ственностью и
федеральными денежными среЛ ми. Контролю подлежат все юридические лица –
государе ные органы и учреждения, включая государственные вы< жетные
фонды и ЦБР; органы местного самоуправления, мерческие банки, страховые
фирмы и друтие коммерч фонды и негосударственные некоммерческие
организации
Счетная палата обязана также контролировать сост государственного
внутреннего и внешнего долга РФ.
Основные формы контроля, проводимого Счетной пала~ таиитические проверки
и ревизии.
Деятельность Счетной палаты по закону является гласной, результаты
должны освещаться в средствах массовой инфоръ.
Президентский контроль за финансами осуществляется в ветствии с
Конституцией РФ путем издания указов по фи~ вым вопросам, подписания
федеральных законов; назначе освобождения от должности министра финансов
РФ; предс ния Государственной Думе кандидатуры для назначения на ность
председателя Центрального Банка.
Определенные функции финансового контроля выпс Контрольное управление
Президента РФ, созданное У Президента от 24 мая 1994 г. Как структурное
подразде Администрации Президента оно подчиняется непосредст
Прсзиденту, но взаимодействует со всеми органами исп тельной власти.
Среди его функций – контроль за деят» стью органов контроля и надзора при
федеральных орган полнительной власти, подразделений Администрации Г
дента, органов исполнительной власти субъектов Федей рассмотрение жалоб и
обращений граждан и юридических лиц.
Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального
бюджета, ществление единой политики в области финансов, денег и дита.
Оно контролирует и регулирует финансовую деятель министерств и ведомств;
направляет дсятельность подвед венных им специальных органов финансового
контроля.
Важнейшее место в системе финансового контроля со роны исполнительных
органов занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которос не только
разрабатывает фин политику страны, но и непосредственно контролиру ее
осуществление. Следует отметить, что контрольные и .номочия Ми~ РФ
распространяются на финансовые средства только рального уровня. Бюджетное
законодательство РФ пред) ривает финансовую самостоятельность субъектов
Федера~ органов местного самоуправления. Они сами несут ответ ность за
' формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.
Оперативный финансовый контроль в рамках Минист финансов РФ осуществляют
Контрольно-ревизионное упри (КРУ) и органы Федерального казначейства. На
Казначсйство озложены сл щие задачи:
контроль за доходной и расходной частью федера~ бюджета в процессе его
исполнения;
контроль за состоянием государственных финансов в и представление высшим
органам законодательной и исг, тельной власти отчетов о финансовых
операциях Правите. РФ и состоянии бюджетной системы;
контроль совместно с Банком России за состоянием дарственного
внутреннего и внешнего долга РФ;
контроль за государственными федералЬНЫМИ ВНебн ными фондами и
финансовыми отношениями между ними и федеральным юджетом.
Главная задача Государственной наяоговой службы – обеспененЪе единой
системы контроля за соблюдением налогового зако тельства, правильностью
исчисления, полнотой и своевр ностью уплаты налогов и других обязательных
платежей.
Федеральная служба по надзору за страховой деяте. стью, помимо
лицензирования страховой деятельности и лирования единого страховото
рынка, осуществляет кон за обоснованностью страховых тарифов и
обеспечением г жеспособности страховщиков.
При ЦБ РФ создано специальное подразделение – Департамент банковского
надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского
закс тельства и установленных ЦБР нормативов банковсков ; тельности.
14. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйс
ный и аудиторский контроль.
Внутрихозяйст фин конроль проводится самим предприятием, его
экономическими службами – бухгалтерией, финансовым отделом, службой
финансового менед~ та – за финансово-хозяйственной деятельностью своего
приятия, его филиалов и дочерних предприятий. '
Внутрихозяйственный контроль можно разделить на оперативный (текущий) и
стратегический.
Оиеративнь~й производится главным бухгалтером в п~ се повседневной
хозяйственно-финансовой деятельности с щью четкой организации
бухгалтерского учета и контроля з жением денежных средств. Подпись
главного бухгалтера тельна на всех денежных документах. Главный бухгаптер
от за соблюдение государственной финансовой дисциплины нансового
законодательства.
Стратегический финансовый контроль предполагает ботку оптимальных
решений по использованию финансов~ сурсов и вложению капитала,
обеспечивающих экономи: эффективность и максимизацию прибыли.
Внутрихозяйств~ контроль может быть произведен и при участии привлечен~
стороны специалистов – по инициативе руководства предп~ или го
обственников – учредителей и акционеров.
Новый вид финансового контроля, возникший в Ро< :кой Федерации с конца
80-х гг., – аудиторский. С перех Основные задачи аудиторского контроля –
установ. достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и ветствия
произведенных финансовых и хозяйственных о ций нормативным актам,
действующим в РФ; проверка платежно-расчетной документации, нжи
деклараций и друтих финансовых обязательств и требс проверяемых
экономических субъектов. Аудиторские с могут оказывать и друтие услути:
постановку и ведение ~ терского учета; составление бухгалтерской
отчетности и, раций о доходах; анализ и прогнозирование финансово
ственной деятельности; обучение работников бухгалт~ служб и
консультирование в вопросах финансово-хозяй ного законодательства;
проработка рекомендаций, получ в результате аудиторских проверок.
Аудиторская проверка может быть обязательной и ит тивной. Если
инициативная проверка осуществляется по нию самого экономического
субъекта, то обязательная ~ дится в установленном порядке во всех
случаях, предусм ных Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г.
15. Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным
критериям:
времени проведения:
предварительный; текущий (оперативный); последующий.
субьектам контроля:
президентский; контроль представительных органов власти и местног
моуправлен ия; контроль исполнительных органов власти; контроль финансово-
кредитных органов; ведомственный; внутрихозяйственный; аудиторский.
сфере финансовой деятельноапи:
бюджетный; налоговый; валютный; кредитный; страховой; инвестиционный;
контроль за денежной массой.
форме проведения:
обязательный (внешний); инициативный (внутренний);
методам лроведения:
проверки; обследования; надзор; анализ финансовой деятельности; наблюдение
(мониторинг); ревизии.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых
операций и имеет важное знаЧени предупреждения финансовых нарушений.
Текущий (оперативный) финансовый контроль пр дится в момент совершения
денежных сделок, финансовых ~ ций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он
предупреждает возм< злоупотребления при получении и расходовании средств,
с~ ствуст соблюдению финансовой дисциплины и своевреме~ осуществления
финансово-денежных расчетов. Большую ~ этом играют бухгалтерские службы.
Последующий финансовый контроль, проводимый анализа и ревизии отчетной
финансовой и бухгалтерской до~тации, предназначен для оценки результатов
финансовой де ности экономических субъектов.
Методы фк:
В процессе проведения проверок на основе отчетной ментации и расходных
документов рассматриваются отдельн просы финансовой деятсльности и
намечаются меры для ус ния выявленных нарушений.
Обследоваиге в отличие от проверки охватывает боле ракий спектр
финансово-экономических показателей обсле~ го экономического субьекта для
определения его финансоыс стояния и возможных перспектив развития.
Надзор производится контролирующими о1>ганами з эк» чсск~пчи
субьектала~, получившими лицензию на тот или ин< финансовой деятельности,
и предполагает соблюдение ю~и ус ленных правил и нормативов (ЦБ за
комбанками).
Анализ финансов кой или головой ~ия экономпки и инвестиций,, повышения эффективности
ироизводства. Государст поддержка оказывается передовым отраслям
хозяйства. Для регулирования эк-ки должна активно использоваться налоговая
политика.
Важное значение имеет социальная направленность бкн ныв средств.
Культура в широком смысле – один из центр; компонентов экономического
развития. Ускоренное развитие ческих способностей – тлавный двигатель
человеческого прогр социальной полигике приоритеты – поддержка наименее
заи~ ных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, маг
печенных семей), а также функционированис учреждений ад~ ранения,
образования и культуры.
В процессе бюджетного планирования и исполнения б1 та осуществляется
контроль за финансово-хозяйственной де~ ностью народного хозяйства.
Впервые в 1991 г в бюдж законод-во РФ вводится понятие «чрезвычайный б-т»
и «рефим чрезв расход-я ср-в». Чрезв б-т в соотв с законом мб введен при
устан-ии чрезв положения в России в сл-е увел деф-та б-та до размеров
непокрываемых путем размещения гос цб, иностр кр-в, ввод-ся чрезвыч режим
расход-я ср-в. В рамках чрезв расх-я ср-в финансирование производится в
режиме секвестра. Секвестр – это пропорцион снижение расх чпсти б-та, не
распостраняется на защищенные статьи.
21. Основой доходов гос б-та явл налоги и др обяз плалтежи. На терр РФ
взимается налоги, сборы и пошлины.
Налог – это обяз взнос в б-т, установл законод0вом и осущес-мый
плательщиком в опред размере в устан срок. Налоги не имеют конкр
направлений их использования.
Сбор – целенаправлен платеж, адресность кот сод-ся в его названии (на
содер-е милиции), либо безадресный платеж с опред вида деятельности (за
право торговли).
Пошлина – оплата конкр действий уполномоценных органов.
К неналоговым дозодам отн-ся:
д-ды от приватизации объектов федер соб-ти;
див-ды по акциям, наход-ся в соб-ти гос-ва;
д-ды от размещения краткосроч обязательств и др цб;
д-ды от деяте-ти гос внебюдж фондов.
Дох часть регион и мест б-то в целях сбалансирования сост-и зи закреп и
пегулирующ источников, дотаций, субвенций и заем ср-в.
Безвозмездные перечисления, д-ды целевых бюдж фондов.
22. Сущность налогов проявляется в их функциях. Нало] полняют две
основные функции – фискальную и регулирующую.
Фискальная функция была присуща налогам всегда. Она состоит в возможно
большей мобилизации средств в бк ную систему. Регулирующая функция
налогов в ведуших бежных странах получила развитие в годы после Второй
вой войны.
Принципы налогообложения в РФ согл Закону об основах нал с-мы РФ:
всеобщность, определенность, удобность, справедливость, верховенство
представ власти в их установлении.
Ставки налога подразделяются на регрессивные, пропс нальные и
прогрессивные, и соответственно налоги б регрессивные, пропорциональные и
прогрессивные. При регрессивных налогах процент изъятия дохода на~
уменьшается при возрастании дохода. Косвенные налоп маемые в ценах товаров,
всегда регрессивные. Для ироиорциональных налогов взимается одна и та ж< ка
налога независимо от размера дохода. При ирогрессивных налогах ставка
налога повышаете возрастаиии дохода. Различают простую и сложную пр сию.
При простой прогрессии ставка налога повышает~ всего дохода..
В зависимости от ргана, который взимает налог и 1 пользует, различают:
федеральные налоги; региональные налоги, местные налоги. В настоящее
время после изменений осталось 15 фед~ных налогов. Основные федеральные
налоги: НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и
низаций, подоходный налог с физических лиц. К регион отн-ся налог на им-во,
лесной д-д, плата за воду, сбор за регистрацию пр-тий, сбор на нужды образ-
х учр-ний. К мест – земельн налог, налог на рекламу, на им-во физ лиц,
целевой сбор на содерж-е правоохр-х органов и др.
Ставки налогов, порядки расчетов, сроки уплаты уст-ся законодат органами
РФ. Уровни нал с-сы не совп-ют с ур-ми бюдж с-мы.
Если д-ды федер б-та форм-ся только за счет федер налогов, тов регион б-ты
пост-ют как налоги субъектов РФ, так и федер налоги. Аналогично форм-ся и д-
ды мест бюджетов.
Все налоги делятся на прямые косвенные. Прямые предполагают
непосредственное изъятие части доходов н' плательщика. К ним относятся
подоходный налог с насе~ налог на прибыль корпораций, поимушественный
налоГ других. Косвенные налоги – это налоги, взимаемые в цен Варов и
услуг. Косвенные налоги включают налог на доб ную стоимость (НДС),
акцизы, таможенные пошлины, кальные монопольные налоги.
Налог льготы подр-ся на изъятия, скидки и налог кредиты. Изъятия –
выведение из под налогообл-я отд предметов, объектов налогообл-я. Скидки –
сокращ-е налог базы. Налог кредиты – льготы, направл-е на сниж налог
ставки.
Сущ модели поведения налогоплательщиков:
1.уклонение от уплаты. Происх-т в виде незаконного исп-я пр-ями налог
льгот, несвоевременной уплаты или предост док-в, необх-х для исчисления или
уплаты налогов.
2.обход налогов. Возможен 2-мя способами: пр-е не явл налогопл-м в сл-е,
когда не зан-ся деят-ю по закону подлежащей налогообл-ю или не
зарегистрировано; сокрытие д-да, прибыли или отсутствие учета.
3.налоговое планирование. Организация деят-ти пр-я в целях минимизации
налог обязательств не нарушая закона. Вкл в себя: принятие решения о наиб
выгодном месте расположения пр-я; выбор организационно-прав формы соб-ти;
текущее налог планирование; рацион размещение активов и прибыли, т.е.
инвестирование или аккумулирование.
23. Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и: капитального
характера. Основная часть средств приходиз текущие расходы, включающие
закупки товаров и услут, с труда государственных служащих, начисления на
зараб~ плату, платежи по внутренним займам и государстве» внешнему
долгу и др. Капитальные расходы включают тальные вложения в основные
фонды, капитальное стро~ ство, капитальный ремонт.
Расходы федер б-та РФ вкл:
1.гос поддерфка отд отраслей н/х
2.соц-культ мероприятия
3.оборона страны
4. внешнеэк деят-ть
5.правоохр деят-ть и органы безоп-ти
6.федер судебная с-ма, органы прокуратуры и гос управление
7.погашение и обслуж-е гос долга
8.фин поддержка территорий
9.прочие расходы.
Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного
финансирования, к основным принципам кс относятся:
достижение максимального эффекта при минимумс з:
целевой характер использования бюджетных ассигнов
предоставление бюджетных средств в меру выпо~ производственных
показателей и с учетом использования отпущенных ассигнований;
безвозвратность бюджетных ассигнований.
24. Б-ый дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами. С 90-
95 гг для покрытия исп-сь эмиссия денег. В наст время исп-ся разл гос цб и
внеш ист-ки финансирования.
К проблеме д-та б-та эк-ты отн-ся неоднозначно: 1.след стрем-ся в балансу
д-доа и р-дов и только в этом сл-е м говорить об эффект фин п-ки гос-ва.
Гос-во не д изнач-но фить в кредит. 2.ркзумный кр-нь д-та гос б-та счит-ся
даже полезн, т.к. р-ды гос-ва как бы подтягивают за собой произ-во и оно
стрем-ся ответить экон ростом на растуцие р-ды гос-ва, допустимый уровень 3-
4%ВВП, критич точка – 12%ВВП.
Если мы говорим о проблеме сокращ-я д-та б-та, добиться ее разрешения м
след методами: 1.увел налог и неналог поступлений, 2.сниж р-дов, 3.1 и 2
вместе. Если финансирования, то: 1.резмещение займов на внутр рынке среди
юр и физ лиц, но т.о. гос-во вступает в конкуренцию за фин р-сы с част
сектором, 2.займы у ЦБ, эмиссия денег, в этом сле-е происх-т выброс ден ср-
в в эк-ку, кот мб напр-ны в произв-во, 3.займы на внеш кредитн рынке.
Бюдж излишек – прев-е д-дов над р-ми.
26. Бюджетное планирование – важнейшая составная част нансового
планирования, подчиненная требованиям фи~ вой политики государства.
Экономическая сущность планирования состоит в централизованном
распределе~ перераспределении стоимости общественного продукта
ционального дохода между звеньями финансовой систе: основе
общенациональной социально-экономической пр~мы развития страны в процессе
составления и испол бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.
Принципы бюджетного иланирования:
регулирование бюджетных вопросов едиными праве нормами;
адРесный и целевой характер направления бюдж средств;
непрерывность планирования годового бюджета
стабильность финансовых показателей
балансовый метод.
Бюджетный процесс как главная форма юджетного л вания Представляет собой
регламентированную законодател деятельность органов власти по
составлению, рассмотрени верждению и исполнению центрального и
региональных/м~~ бюджетов.
Бюджетный процесс охватывает 5 стадии бюдм деятельности:
составление проекта бюджета;
рассмотрение
утверждение бюджета;
исполнение бюджета;
составление отчета об исполнении бюджета и его утверж.
Все атадии бюджетного процесса взаимаобуаловлены имосвязаны и являются
прямым отражением не только мической жизни общества, но и политической
культуры должительность всех стадий различна по странам, но для шинства
из них процесс длится более трех лет.
Составной частью бюджетного процесса является бю ное регулирование, т.е.
перераспределение финансовых ре между бюджетами разного уровня.
Задачи бюджетного процесса:
максимальное выявление всех материальных и финан резервов
определение доходов бюджета
установление расходов бюджета
согласование бюджета с общей программой фин политики
сокращение и ликвидация бюджетного дефицита
осуцест ение бюдетною реулироыния
автоматизация процесса составления и исполнения бюджета.
Принцииы оргпнизации бюджетного ироцееса:
единство – единая правовая база, единая бюджетная сификация, единство форм
бюджетной документации, н димое для статистической и бюджетной информации
п~ставлении консолидированного бюджета РФ и терри единство денежной
системы;
самостоятельность бюджетного процесса каждого законодательной и
исполнительной власти – обеспечи наличием собственных источников доходов и
правом о лять направления их использования;
реальность, гласность
балансовый метод – установление правильного соо1 ния между доходами и
расходами всех бюджетов, а такж ду натуральными и финансовыми
показателями.
Составление и ивполнение бюджетов явл ф-ми органов исполнит власти,
рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением – законодат власти.
27. 1. Составление проекта бюджета осуществляется исп тельными органами
власти. Ему предшествует разработк иов-прогнозов развития территорий и
целевых программ основе которых создается сводный финансовый баланс гв
ства по территории России (СФБ).' денежной форме о
: Между СФБ и федеральным бюджетом существует
связь: СФБ выражает финансовую программу в обшем ~ ~юджст – конкретно,
развернуто, СФБ отражает треб финансовой политики, а бюджет обеспечивает
проведен~ жизнь; структура доходов и расходов СФБ приближа бюджету.!l
Непосредственная работа по составлению проектов бн гов проводится
Министерством финансов РФ и его фин выми органами, а также налоговыми и
таможенными орг При составлении бюджетов на предстоящий год исполы
разные методы:
1) метод экономического анализа – определяет степе~ полнения бюджета за
прошлый год и устанавливает с-. выполнения за текущий год, выявляя
причины отклонени 2) нормативный метод, в основе которого лежит нор~
ределенной статьи расхода. Умножением натуральной ед~ на норму
устанавливается общая сумма расхода;
3) экстраполяционный метод – определяет финал показатели на основе их
динамики исходя из отчетных д за предыдущие годы и распространяет
полученные сум: будущий год.
Правительство РФ организует работу по доведен~ представительных и
исполнительных органов субъектов рации инструктивного письма об
особенностях состав расчетов к проектам бюджета на следующий финансовый
Составленный согласоваиный проект федерального жета РФ Правительство РФ
до 1 сентября вносит на рас рение в Государственную Думу. ' Одновременно
с про ~ Вместе с проектом Федерального закона "О федерв бюджете"
Правительство РФ вносит в Государственнутс проекты федеральных законов о
бюджетах государств внебюджетных фондов, а также предложения о повышен~
нимального размера пенсий и минимального размера с труда~
2. Рассмотрение – Федеральном Собрании (Парламенте) РФ, пр Проект
федерального бюджета и указанные документ~ лученные Советом
Государственной Думы, направляются Комитет по бюджету, налогам, банкам и
финансам для з чения., На основании заключения Комитет решает воп .
жете" к рассмотрению в Государственной Думе.l Все мате~ передаются
Президенту РФ, Совету Федерации, комитета мы для внесения замечаний и
предложений, а также в Сч , палату на заключение. '
олучив заключение от каждого комитета, Комитет дарственной Думы по
бюджету, налогам, банкам и фи~ составляет сводное заключение по проекту
федеральног жета и представляет его на рассмотрение в Государсп Думу,
которая начинает рассмотрение бюджета в неск чтениях (например бюджета на
1997 г. в четырех чтению необходимости Правительство РФ направляет в Думу
и ния и дополнения в законодательные акты о налогах. '
~ При рассмотрении федерального бюджета в п е р ч т е н и и
Государственная Дума обсуждает концепцию т гноз социально-экономического
развития РФ, основные н ления бюджетной и налоговой политики, основные
приз взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами суй Федерации.
Кроме того, рассматриваются основные характе~ ки федерального бюджета на
предстоящий год:
По результатам обсуждения прииимается проект федерал бюджета в первом
чтении и утверждаются основные харав стики федерального бюджета,
В случае отклонения проекта федерального бюджета ~ вом 'пении
Государственная Дума может: передать указанный законопроект в
Согласительную к~ сию по уточнению основных характеристик федерального
жета, состоящую из представителей Государственной ~ Совета Федерации и
Правительства, для разработки со1 ванного варианта; вернуть
законопроект в Правительство РФ на доработ» поставить вопрос о доверии
Правительству РФ. ',
При рассмотрении проекта федерального юджета в т о р о м ч т е н и и
Государственная Дума утверждае ходы федерального бюджета по
разделам~бюджетной фут ( !1ри рассмотрении указанного законопроекта в т
ь е м ч т е н и и Государственная Дума обсуждает р; федерального бюджета
по подразделам~функциональной
В ч е тве р то м что н и и Государственная Дум сматривает поправки к
законопроекту, а также покварт; распределение доходов, расходов и
дефицита федера; бюджета.~На пленарном заседании Государственной Дуе.
3. Голосование. Принятый Государственной Думой Федеральный зак
федеральном бюджете на предстоящий год" в соответст~ статьей Конституции
РФ в течение пяти дней со дня прь передается на рассмотрение Совета
Федерации.
Закон о бюджете считается одобренным Советом Ф ции, если за него
проголосовало более половины от о числа членов этой палаты либо если. в
течение 14 дней был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонен~
ветом Федерации этого закона обе палаты Парламента создать Согласительную
комиссию~цля преодоления возн ~ В случае несогласия Государственной Думы
с реш
Совета Федерации закон о бюджете считается принятым при повторном
голосовании за него проголосовало не 2/3 от общего числа депутатов Думы
(ст. 105 Конституци~
Принятый Федеральный закон о бюджете в течени~ дней направляется
Президенту РФ для подписания и о дования. На подписание Закона
Президентом отводи дней. Если Президент в этот срок не подписал Закон и
нил его, то Дума и Совет Федерации вновь рассматрива в установленном
Конституцией РФ порядке. Если при п ном рассмотрении Закон о бюджете
будет одобрсн в принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов
щего числа членов Парламента, он подлежит подписани» зидентом РФ и
обнародованию в течение семи дней (~ Конституции РФ). ~
4. Исполнение бюджета. Эта стадия бюджетного про включает выполнение
доходной и расходной частей бюдл
Важнейшая задача исполнения бюджета – обеспечение ного и своевременного
поступления налогов и друтих пла'
~Непосредственная работа по исполнению федера бюджета РФ проводится
Минфином РФ, его подразделе и органами, а также Государственной налоговой
службой Государственным таможенным комитетом РФ и их орган местах.
При исполнении бюджета важное значение имеет прав и экономически
обоснованиое распределение всех видов пл и ассигнований утвержденного
федерального бюджета, осу ляемое по бюджетной росписи доходов и расходов
– основно~ ративному плану распределения доходов-расходов по подр, ниям
бюджетной классификации.
да.~ Бюджетная роспись федерального бюджета РФ утвеРж Минфином РФ,~в
соответствии с которой потребители бюдм
° ~Организация исполнения бюджетов и внебюджетных дов возложена на
новую структуру Минфина РФ – Федер казначей ство РФЛ Система органов
едерального казнач ления доходов и взаиморасчетов между бюджетами.~ Казь
ство Информирует высшие законодательные и исполните. органы
государственной власти и управления РФ ежемес а министра финансов РФ –
ежедневно о результатах исп ния федерального бюджета РФ, иных финансовых
опе~ Переход от банковской к азиачейской истеме испси бюджета означает,
что Казначейство должно осуществлять тывать все операции со всеми
государственными федерал ресурсами, находящимися в ведении Правительства.
Казначейство в первую очередь обеспечивает принцип е ва кассы в
отношении федеральных средств. Суть его в том созданием казначейской
системы все платежи из федера бюджета (или иных централизованных
государственных фи вых ресурсов) должны осуществляться с единого
(главного Федерального казначейства, тем самым быть полностью ею
контрольны. Все остальные счета, которые опосредуют дв~ ~
5. С~о-территори единиц.
Это, в очередь, требует разработки в рсгионе сводного финансово лансп В
связи с этим возникает необходимость сведения р ных видов финансовых
планов:', финансовых планов хо.' Основной задачей территориального
сводного фина> баланса является определение объемов финансовых рес
созданных, поступивших и использованных в регионе ка ' Сводный финансовый
баланс региона е вляется ой< ным финансовым планом и не подменяет
оперативных финансово-кредитной системы (бюджета, финансовь х
предприятий и др.), с его помощью осуществляется увяз~ звеньев финансово-
кредитной системы, 'предопределяются'
Свод фин баланс рег-на позв-ет иметь пол картину образ-я и исп-я всех фин
р-сов, спос-ет содействию выпол-я пост-х задач в плане комплексного
развития. Информ базой при разр-ке его явл данные терр экон, фин, стат
органов, органов власти, экон нормативы, показатели планов экон и соц разв-
я терр-ий, данные терр б-та и балансы д-дов и р-дов всех пр-ий. Его форма:
1.№ по порядку, 2.статьи, год, предшествуюций отчетному (отчет), 4.текущий
год (оценка), 5.планируемы год (прогноз).
|