Рефераты

Канцелярия Главного заводов правления

Канцелярия Главного заводов правления

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

УРАЛЬСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.

А.М.ГОРЬКОГО.

Исторический факультет.

Кафедра архивоведения и вспомогательных исторических дисциплин.

КАНЦЕЛЯРИЯ ГЛАВНОГО ЗАВОДОВ ПРАВЛЕНИЯ - ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ГОРНОЗАВОДСКОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ УРАЛА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XYIII ВЕКА.

|Допустить к защите : |Дипломная работа студента Y |

|Зав. кафедрой ___________ |курса Тулисова Евгения |

| |Станиславовича. |

| | |

| | |

| |Научный руководитель |

| |доцент Пензин Э.А. |

Екатеринбург

1993

Дипломная работа на тему “Канцелярия Главного заводов правления - орган

управления горнозаводской промышленностью Урала во второй половине XYIII

века”.

Оглавление:

|Введение |3 |

|..................................................................| |

|............................................... |7 |

|Центральные органы управления горнозаводской промышленностью | |

|России во второй половине XYIII | |

|века..............................................................|14 |

|........ | |

|Канцелярия Главного правления Сибирских и Казанских заводов - |16 |

|орган управления горнозаводской промышленностью Урала во второй | |

|половине XYIII |30 |

|века..............................................................|30 |

|................................................................. |32 |

|Присутствие КГЗП во второй половине XYIII века , его штаты , | |

|основные функции и состояние |33 |

|делопроизводства................................. |34 |

|Конторы , подведомственные КГЗП. Их функции , структура , штаты и | |

|взаимоотношения с другими |35 |

|учреждениями............................. |36 |

|Судных и земских дел |36 |

|контора....................................................... |37 |

|Ревизия свидетельства заводских |37 |

|счетов....................................... | |

|Ротные и полицейские дела. Караванные управители. Пристанская |40 |

|контора...........................................................|40 |

|................. |40 |

|Екатеринбургская заводская контора. Казначейская контора....... |41 |

|Контора денежного дела. Горная Золотых промыслов |42 |

|экспедиция........................................................|42 |

|..................................... |44 |

|Лаборатория. Каменно-мраморные |46 |

|дела....................................... |48 |

|Комиссии при |52 |

|КГЗП..............................................................| |

|................. | |

|Аптека и | |

|госпиталь.........................................................| |

|....................... | |

|Школы.............................................................| |

|........................................ | |

|Местные органы управления горнозаводской промышленностью Урала во | |

|второй половине XYIII | |

|века..............................................................| |

|................ | |

|Горные | |

|начальства........................................................| |

|............................... | |

|Пермское горное | |

|начальство........................................................| |

|....... | |

|Нерчинское горное | |

|начальство........................................................| |

|... | |

|Казанское горное | |

|начальство........................................................| |

|...... | |

|Оренбургское горное | |

|начальство........................................................| |

| | |

|Заводские | |

|конторы...........................................................| |

|........................... | |

|Заключение........................................................| |

|...................................................... | |

|Список использованных источников и | |

|литературы.............................................. | |

|Приложения........................................................| |

|..................................................... | |

Введение.

Различные аспекты истории горнозаводской промышленности Урала XYIII в. -

главного явления экономической жизни края , уже давно и плодотворно

разрабатываются российскими исследователями.[1] В этой области наряду с

серьезными достижениями имеются и слабо изученные проблемы , именно к таким

следует отнести и систему органов управления горнозаводской промышленностью

XYIII в.

Изучение процесса возникновения и развития системы органов управления

горнозаводской промышленностью имеет важное значение прежде всего потому ,

что эти органы , являясь проводниками экономической политики правительства

, в значительной степени определяли темпы и направление промышленного

освоения Уральского региона. В первой половине XYIII в. абсолютистское

государство не только использовало свои многочисленные рычаги для опеки над

развивающейся промышленностью , но и само значительно активнее , чем раньше

, включилось в промышленное строительство. Степень влияния государственных

учреждений ( прежде всего Берг- , Мануфактур- , Каммерц-коллегии и их

местных органов ) на развивающуюся в России промышленность явилась одним из

факторов , определяющих социально-экономическую природу русской

мануфактуры.

Но если по истории создания и деятельности органов управления

горнозаводской промышленностью Урала в первой половине XYIII в. мы можем

назвать целый комплекс работ как дореволюционных ,[2] так и советских

исследователей ,[3] то история их эволюции и деятельности во второй

половине XYIII в. исследована еще явно недостаточно. А именно в этот период

уральская горнозаводская промышленность переживала и успешное развитие ,

связанное с конъюнктурой мирового рынка и наличием дешевых и обильных

ресурсов , и серьезный спад , вызванный разрушительным влиянием

крестьянской войны под предводительством Пугачева , когда более одной трети

промышленности было разрушено или простаивало , затем опять подъем в

строительстве новых заводов и соответственно и в объеме выпускаемой

продукции и в конце XYIII в. своего рода стагнацию местной промышленности ,

так как дальнейшее ее развитие было уже невозможно с помощью привычных

методов и технологии производства , когда старая сырьевая база была

практически исчерпана , в то время как в развитых странах Западной Европы

производились успешные попытки интенсификации производства и перехода на

качественно новую ступень развития промышленности на основе результатов

промышленного переворота. Все это в совокупности с другими объективными

факторами повлияло на снижение конкурентоспособности промышленности Урала и

определило ее значительный упадок , продолжавшийся в течение всей первой

половины XIX в. Это определило в конечном итоге и то , что Уралу больше

никогда не пришлось переживать такой расцвет , как во второй половине XYIII

в.

Здесь перечислены только несколько наиболее важных моментов в развитии

горнозаводской промышленности Урала , ибо данная работа не преследует цели

изучения самой горнозаводской промышленности , но все-таки представляется

необходимым отметить несколько из них , так как на развитие промышленности

большое влияние оказывает степень совершенства , оперативности и

жизнеспособности органов управления этой промышленностью , и наоборот ,

развитие промышленности в свою очередь влияет и на органы управления ею.

В дореволюционной историографии можно выделить только две работы ,

которые так или иначе касались нашего региона и рассматриваемого периода.

Это “Краткая история управления горною частию на Урале” П.А. Иванова , и

“ Краткий исторический очерк административных учреждений горного ведомства

России , 1700-1900 г.г.” , написанный А.М. Лоранским . Но эти две работы

охватывают большой хронологический период , что не давало возможности

авторам этих работ более подробно остановиться на изучаемом вопросе , и

если работа П.А. Иванова посвящена только Уралу , то задача А.М. Лоранского

была осложнена тем , что в своей работе он охватил очень большой регион , и

вследствие этого основное внимание автор сосредоточил на центральных

органах горного ведомства (Государственная Берг-коллегия , Бергдиректориум

, Экспедиция о государственных доходах при Правительствующем Сенате ,

Министерство финансов и т.д.) , посвятив местным органам управления лишь

небольшие справки энциклопедического характера. Однако надо отметить и

очень ценные моменты : работы дореволюционных авторов насыщены сведениями о

персоналиях , их личными характеристиками и деловыми качествами , что дает

возможность оценить вклад того или иного деятеля , взвесив влияние

субъективного фактора на деятельность того или иного госучреждения.

Что касается советской историографии , то здесь доминирующее положение

занимает группа уральских историков , среди которых следует выделить работы

А.Г. Козлова . Им опубликован цикл статей , посвященных широко известному

среди историков фонду 24 “Уральское горное управление” Госархива

Свердловской области , в которых изучены постановка делопроизводства в

органах управления , дается оценка целого ряда документов как исторических

источников , установлены переименования органов и т.д.[4] Некоторые аспекты

и периоды деятельности органов управления горнозаводской промышленностью

Урала в изучаемый период затронуты в статьях Э.А. Пензина.[5] В то же время

следует отметить , что в работах советских почти нет места персоналиям , и

складывается такое впечатление , что историю творила безликая масса , но

ведь и масса это тоже совокупность многих тысяч людей.

В этой связи представляется необходимым в данной работе помимо

характеристики эволюции аппарата управления , остановиться поподробнее на

отдельных людях , в разное время возглавлявших Канцелярию Главного заводов

правления , подведомственные ей Горные начальства , а также отдельных

членов присутствий этих органов , так как , надо прямо сказать , наша

советская историография мало знакома с этими людьми. Исключение составляют

только В.Н. Татищев и Вильгельм де-Геннин как пионеры горного дела на Урале

, а такие люди как Никифор Клеопин , Игнатий Юдин , А.Г. Щербинин и многие

другие незаслуженно обойдены вниманием , в то время как от них во многом

зависел и успех , и неудачи в управлении не только горнозаводской

промышленностью Урала , но и нашего края в целом на протяжении второй

половины XYIII в. , поскольку специфика развития Урала такова , что

горнозаводская промышленность стала господствующей отраслью , и ее органы

управления нередко главенствовали и могли диктовать условия органам других

, менее важных ведомств.

Нельзя не упомянуть еще одного крупного исследователя истории

металлургической промышленности России Н.И. Павленко. В его фундаментальной

монографии , [6] одна глава посвящена управлению этой промышленностью. В

специальном разделе , посвященном Уралу , он отмечал , что управление

горного начальства Урала было “более конкретное и жизнеспособное , так как

основывается на знании местных особенностей работы каждого предприятия.”[7]

Здесь он также дает анализ очень важным проектам В.Н. Татищева , таким как

“Проект заводского устава” , “Проект горного устава” , и “Наказ

шихтмейстеру” , которые хотя и не были утверждены правительством , но имели

важное практическое значение и являлись руководством , хотя и неофициальным

, на протяжении всего XYIII в. , а с 1734 г. по этим проектам Сибирский

обербергамт стал называться Канцелярией Главного заводов правления , а

Казанский , Нерчинский и Пермский бергамты - горными начальствами , и эти

названия сохранились вплоть до 1802 г. , с перерывом с 1781 по 1797 г.г. ,

когда Канцелярия была упразднена , а управление “горною частию” перешло в

руки Горной экспедиции при Пермской губернской казенной палате.

Таким образом из вышеупомянутого становится ясно , что органы управления

горнозаводской промышленностью Урала во второй половине 18 в. по существу

слабо исследованы и цель данной работы заключается в том , чтобы на примере

Канцелярии Главного заводов правления ,как наиболее яркого в структурном и

иных отношениях для рассматриваемого периода учреждения , проследить

эволюцию аппарата управления горнозаводской промышленностью на Урале во

второй половине 18 в. Для более полного представления о функционировании

этого аппарата необходимо осветить структуру , штаты Канцелярии и

подведомственных ей учреждений и изменения в них , постановку

делопроизводства , подбор кадров , источники поступления финансов ,

взаимоотношения и способы урегулирования конфликтов между казенными и

партикулярными ведомствами и ряд других вопросов.

При написании работы автором были использованы две группы источников . К

группе опубликованных источников можно отнести законодательные акты второй

половины 19 в . , сосредоточенные в Полном собрании законов Российской

империи . Анализ указов , касающихся учреждения органов управления

горнозаводской промышленностью / как центральных , так и местных учреждений

/ , их реорганизаций и ликвидации , позволяет в полной мере изучить их

структуру и штаты , способ и методы управления промышленностью , а также

оптимальность выбранных форм . На основании указов о назначении ,

перемещении и повышении должностных лиц можно судить о квалификации и

профессиональной пригодности людей , осуществляющих руководство центральным

и местным аппаратом управления , хотя стремительная карьера и присуждение

наград не всегда являются показателем этого . Поэтому , чтобы

проанализировать ход событий , последовавших за этими указами , иначе

говоря истинную историческую картину , которая не всегда совпадает с тем

что задумывалось , и вносит свои коррективы , автором была привлечена

вторая группа источников - архивные материалы , отложившиеся в

делопроизводстве Канцелярии Главного заводов правления и подведомственных

ей учреждений . Эти источники несут в себе информацию о повседневной жизни

аппарата управления ,ссорах и сплетнях среди руководства ,ходе исполнения

указов и распоряжений , объеме выпускаемой продукции , одним словом

охватывают весь спектр жизни горнозаводского Урала 18 в . Эти материалы

сосредоточены в фонде № 24 “ Уральское горное управление “, представляющем

неисчерпаемый кладезь для изучения истории нашего края . Автором были

использованы большой комплекс документов , ранее не использованных . Это

прежде всего протоколы Канцелярии , а также указы Правительствующего Сената

и Берг - коллегии .Вышеперечисленные виды документов внесены в описи № 1 и

№ 12 фонда 24 Госархива Свердловской области .

Цели , наличие источников и литературы определили и структуру работы ,

которая состоит из введения , основной части , заключения , списка

использованной литературы и источников и приложений. Основная часть

включает в себя три главы. Первая вводная глава называется “Центральные

органы управления горнозаводской промышленностью России во второй половине

XYIII в.” В ней дается краткий обзор их развития и функционирования. Вторая

глава посвящена Канцелярии Главного заводов правления и содержит разделы ,

отражающие ее структуру , функции , штаты и состояние делопроизводства.

Третья глава содержит сведения о местных органах управления - Горных

начальствах и заводских конторах. Таким образом , структура работы

позволяет проследить трехзвенность аппарата управления горнозаводской

промышленностью на Урале ( Канцелярия - Горные начальства - заводские

конторы). Приложения содержат в основном схемы аппарата управления ,

которые позволяют наглядно представить все звенья системы на протяжении

изучаемого периода.

1. Центральные органы управления горнозаводской промышленностью России во

второй половине XYIII в.

Мысль о создании специального учреждения , курировавшего горнозаводскую

промышленность всей России , вынашивалась практиками горно-

металлургического дела задолго до учреждения Берг-коллегии. С проектами в

Сенат обращались и И. Блиер , и Люберас. Это был период , когда проводилась

общая теоретическая подготовка к проведению реформы центрального

административного аппарата России в 1718-20 г.г.[8] Опубликованная 10

декабря 1719 г. Берг привилегия[9] являлась плодом большой творческой

работы и коренной переделки проектов с целью их приспособления к русским

условиям и стала важнейшей вехой в истории горного законодательства России.

Горный манифест перечислял ряд конкретных мероприятий , которые должны

были помочь промышленникам реализовать полученные привилегии. К ним

относилось учреждение Берг-коллегии и запрещение представителям местной

администрации вмешиваться в рудокопные дела. Осуществление намеченной Берг

привилегией промышленной программы возлагалось на “особливой Берг-

коллегиум” , находившийся в Санкт-Петербурге , и определенных от него берг-

офицеров в Москве , Сибири и Казани. Берг-коллегия , как учреждение ,

курировавшее отрасли , пользовавшиеся особым попечительством Петра I ,

осуществляла заботу об обеспечении предприятий и рудников рабочей силой

путем приписки к ним государственных крестьян ,[10] а также должна была

“ведать рудокопными заводами и прочими ремеслами”.[11]

В августе 1719 г. Берг- и Мануфактур-коллегии обнародовали перечень

ремесленников , которым надлежало зарегистрироваться в коллегии. Основные

обязанности Берг-коллегии были изложены в Берг привилегии. Определяющим

признаком подведомственности предприятий и предпринимателей являлась

разработка полезных ископаемых : металлов и руд.[12]

16 февраля 1720 г. в Коллегию были переданы Монетный и Денежный дворы и

право производить судебные разбирательства всех дел , связанных с

фальшивомонетчиками и лицами , препятствовавших поискам руды.[13] Уточнение

компетенции Берг-коллегии проходило под знаком освобождения ее от

обязанностей, не связанных с управлением металлургической промышленностью.

В 1722 г. Мануфактур-коллегия была отделена от Берг-коллегии. В 1727 г.

Сенат изъял денежные дворы из-под управления Берг-коллегии и взял их под

свое попечение , а дела , связанные с фальшивомонетчиками передал

Московской монетной конторе.[14] Таким образом , отчетливо область

компетенции Берг-коллегии определилась только в 1728 г. , когда ей удалось

разгрузиться от той части работы , которая не имела непосредственного

отношения к горнорудному делу.

В 1731 г. Берг-коллегия объединилась с Каммерц-коллегией и Конторой

мануфактур , и возглавил ее , став президентом , тайный советник Александр

Нарышкин.[15]

В объединенной коллегии дела распределялись по трем экспедициям : “1) к

коммерции принадлежащие , 2) горные и минеральные , 3) фабрики и

мануфактуры...”[16] По этим экспедициям распределялись особые члены и

приказные служители.

Монетное дело теперь было за пределами компетенции Берг-коллегии. Его

курировали другие учреждения. В 1734 г. Монет-контора стала называться

Монетной канцелярией , а управление монетным делом преобразовалось в

Канцелярию монетного правления во главе с Главным директором.

В 1736 г. Государственная Берг-коллегия была упразднена , а управление

“горною частию” было передано в руки Генерал Берг-директориума , который

учреждался на правах коллегии , не был подотчетен Сенату и зависел

непосредственно от императора.[17] Во главе его встал президент , генерал

Берг-директор Шемберг , [18] вызванный фаворитом императрицы Бироном из

Германии. При нем коллегиальное управление сменилось единоначалием , а

фактически полным и безграничным самовластием генерал Берг-директора. При

таких обстоятельствах стали возможными злоупотребления Шемберга ,[19] что

отразилось и на положении дел в горнозаводской промышленности Урала.

Генерал Берг-директориум начал свою деятельность в августе 1736 г. Его

функции были сформулированы в Берг регламенте , опубликованном 3 марта 1739

г. Здесь свое дальнейшее развитие получила Берг привилегия 1719 г. ,

крупным промышленникам были дарованы новые уступки. Было обещано “охочим

людям отводить места ... сколько к которому заводу за потребно принять

будет и сверх определенного ... Берг привилегией расстояния...” , [20] а

также ликвидировалось преимущественное право вотчинника на разработку

полезных ископаемых на своей земле.

Берг Регламент закрепил первенство за промышленником и рудоискателем ,

которым гарантировалась неприкосновенность вложенных в промышленность

капиталов , и по нему должны были регулироваться взаимоотношения между

промышленниками и правительством . Преимущество отдавалось развитию частной

промышленности , и начиная с 1739 г . казенные заводы стали передаваться в

партикулярное владение , что продолжалось вплоть до 1781 г . При

составлении и воплощении в жизнь Берг регламента ярко проявилось влияние

немецкого засилья и “бироновщины” .

Елизавета Петровна , взойдя на престол , объявила , что будет действовать

по примеру своего отца - Петра Великого , и 7 апреля 1742 г . вышел

сенатский указ об упразднении Генерал Берг - директориума и восстановлении

Государственной Берг -коллегии , [21] причем действовала она уже отдельно

от Мануфактур-коллегии.

В Берг-коллегии для решения всех вопросов учреждалось присутствие в

составе президента , вице-президента , двух советников и двух асессоров .

[22]

Президентом Берг-коллегии стал генерал-майор артиллерии Антон Федорович

Томилов и пробыл на этом посту вплоть до своей смерти в 1753 г. А.Ф.

Томилов был хорошо знаком с горным делом , т.к. довольно длительное время

служил на Урале.

После его смерти Коллегию возглавил генерал-майор ( с 1756 г. тайный

советник) Опочинин , [23] а с 1760 г. действительный статский советник Иван

Андреевич Шлаттер.[24]До этого назначения он состоял в должности Главного

судьи Монетной Канцелярии. В 1754 г. именно по его инициативе Монетная

Канцелярия была переведена в Петербург , а в Москве осталась Монетная

контора. В 1756 г. по предложению Сената И. А. Шлаттер составил записку “о

лучшем устройстве Нерчинских и других сереброплавиленных заводов за

исключением Колывано-Воскресенских заводов , а также находящихся близь

Екатеринбурга и на Воицком руднике ...” [25], поэтому эти заводы вышли из

ведомства Берг-коллегии и были переданы в ведение особой Экспедиции под

руководством И. А. Шлаттера.

Возглавив Берг-коллегию он оставался параллельно Главным судьей Монетной

Канцелярии и заведующим Экспедицией над Нерчинскими заводами , поэтому для

удобства и “скорейшего исполнения дел” И.А. Шлаттер обратился в Сенат с

рапортом о перемещении Берг-коллегии из Москвы в Петербург , где находилась

Монетная Канцелярия. Сложилась такая ситуация , когда управление монетным

делом и Берг-коллегией сосредоточилось в одних руках , поэтому стало

возможным упразднить особую Экспедицию , контролировавшую Нерчинские

сереброплавильные заводы , а ее функции передать в Берг-коллегию.[26]С

этого времени управление горным и монетным делом всегда оставалось в одних

руках , для чего при Берг-коллегии учреждался Департамент по монетным

делам.

В конце царствования Елизаветы Петровны , в связи с падением

рентабельности казенных заводов , встал вопрос о передаче их в частное

владение знатным особам Российской империи (граф П.И. Шувалов , граф Ч.Г.

Чернышев , граф М.Л. Воронцов и др.). Примечательно , что эти заводы

продавались не по той цене , по которой они обошлись казне , а со

значительной уступкой. С 1754 по 1763 г.г. было построено 42 частных завода

, но эта попытка не исправила положение в промышленности , так как

новоявленные владельцы больше думали о закреплении за собой обширных земель

и приписных крестьян , чем о серьезном развитии промышленности.[27]

В 1763 г. были составлены новые штаты[28] для многих учреждений

центрального аппарата управления России , в т.ч. и для Берг-коллегии ,

которые значительно возросли. Теперь в присутствие Коллегии входили

президент , вице-президент , два коллежских советника , прокурор , два

надворных советника , асессор , секретарь , казначей , камерирер ,

архивариус и комиссар. Кроме того к Берг-коллегии были определены

делопроизводственный персонал и группа технических специалистов :

маркшейдер с помощниками , обер берг-пробирер , берг-пробирер с помощниками

, шихтмейстеры с помощниками плюс вардеин Монетного двора , медальеры ,

пробирные и разные мастера , которые числились при Монетном департаменте.

К 1763 г. проявилась несостоятельность попытки передать казенные заводы в

частные руки. Гороблагодатские и Камские заводы графа П.И. Шувалова за

долги были переданы обратно в ведение Берг-коллегии. Постепенно к этому

результату пришли и граф М.Л. Воронцов , и граф И.Г. Чернышев , и владельцы

Ягужинские , и ряд других несостоявшихся заводчиков.

В 1767 г. президент Берг-коллегии И.А. Шлаттер подал в отставку по

состоянию здоровья , и на этом посту его сменил граф Апполос Эпафродитович

Мусин-Пушкин.[29] До этого он состоял в должности прокурора , был членом

присутствия Канцелярии Главного заводов правления в Екатеринбурге[30] и

вице-президентом Берг-коллегии. После его смерти в 1771 г. “главным Берг-

коллегии командиром” стал обер прокурор Сената Михаил Федорович

Саймонов.[31] При его содействии и активном участии в 1773 г. в Петербурге

было основано Горное училище , которое подготовило немало выдающихся горных

деятелей своего времени. У М.Ф. Саймонова “за старостию лет” было слабое

здоровье , поэтому в 1776 г. он отправился на лечение за границу , а в 1781

г. подал во временную отставку для поправки здоровья , и чтобы в работе

Берг-коллегии “никакой остановки не было” , на посту президента его заменил

сенатор , тайный советник Иван Иванович Рязанов , но пробыл на этой

должности недолго , т.к. согласно “Учреждения для управления губерниями

Всероссийской Империи” 1775 г. в 1781 г. управление горными делами было

передано Казенным палатам , контроль над которыми осуществляла Экспедиция о

государственных доходах при Правительствующем Сенате.[32] Позже из этой

экспедиции выделилось еще три. Таким образом , Казенные палаты находились

уже в подчинении четырех экспедиций : 1) о государственных доходах ; 2) о

расходах ; 3) о счетах ; 4) о недоимках. Все четыре экспедиции находились в

ведении Государственного Казначея.

В такой ситуации Берг-коллегия потеряла свое прежнее значение , и в 1782

г. вышел указ Сената “чтоб Казенные палаты не отсылали в Берг-коллегию

принадлежавших ей доходов...” ,[33] а в 1783 г. вышел еще один указ : 1) об

оставлении Берг-коллегии до 1 мая 1784 г. для решения старых дел ; 2) о

передаче Горного училища в ведение Петербургской казенной палаты ; 3) об

оставлении Монетного департамента пока на прежнем основании , для чего при

Берг-коллегии была оставлена только одна экспедиция в составе секретаря и

нескольких служащих.[34]

В 1783 г. из Экспедиции о государственных расходах выделилась особая

Экспедиция для горных дел , которая контролировала поступление и

распределение доходов по горному ведомству. Эта экспедиция учреждалась при

Третьей экспедиции для свидетельства счетов и возглавлялась ее

управляющим.[35] Для производства дел при этой экспедиции в присутствие

определялись советник , столоначальник и бухгалтер , а также штат

делопроизводственного персонала и два берг-офицера для проверки проектов и

планов , присылаемых с мест.

Кроме того , в 1782 г. был опубликован Манифест Екатерины II , согласно

которому права на поверхность земли отождествлялись с правами на ее недра ,

т.е. права , дарованные Петром I в Берг привилегии 1719 г. , были

практически ликвидированы.

Таким образом , управление горным ведомством посредством Казенных палат

явилось еще одним неудачным экспериментом правительства , что в конечном

итоге вызвало упадок промышленности.[36] Проанализировав сложившуюся

ситуацию , согласно указу от 19 ноября 1796 г. , было решено восстановить

Берг-коллегию в тех правах , которыми она пользовалась до 1775 г. , [37]

исключая преимущества , дарованные знати Дворянской грамотой и Городовым

положением. До предоставления нового проекта , в Берг-коллегии действовали

штаты 1763 г.

По этому указу Нерчинские заводы передавались в ведение Берг-коллегии , а

Экспедиция о государственных расходах при Сенате и Экспедиции для горных

дел при Казенных палатах упразднялись.

15 декабря 1796 г. состоялось открытие Государственной Берг-коллегии ,

президентом которой стал действительный статский советник Андрей Андреевич

Нартов , а возглавил дирекцию , став Главным наблюдателем , бывший

президент действительный тайный советник М.Ф. Саймонов.[38] А.А. Нартов до

этого времени был сначала членом Берг-коллегии , а потом вице-президентом ,

и когда М.Ф. Саймонов был “в отлучке от дел “ , он исполнял его функции.

А.А. Нартов по мнению А.М. Лоранского был одним из просвещеннейших людей

своего времени и выдающимся горным деятелем.

В1797 г. штаты Берг-коллегии и монетного Департамента значительно

возросли , но была упразднена положенная по штату 1793 г. лаборатория ,

функции которой были переданы Горному училищу. В этом же году Коллегии были

возвращены права на выдачу патентов на производство в чины до штаб-

офицеров.

Восстановление Берг-коллегии положительно сказалось на дальнейшем

развитии металлургической промышленности России. По данным М.Ф. Саймонова к

1798 г. прибыль от казенных и частных заводов увеличилась на полмиллиона

рублей по сравнению с 1796 г.[39] На этом М.Ф. Саймонов не остановился , он

подал в Сенат проект преобразования некоторых частей горного управления ,

но этот проект не был сразу внедрен в жизнь. Требовалось узнать мнение

специалистов на местах , т.к. правительство уже приобрело печальный опыт

скоропалительных необдуманных решений.

Состояние здоровья М.Ф. Саймонова все больше ухудшалось и в 1799 г. он

попросил отставки , но правительство сочло это несвоевременным , ценя

большие его заслуги и не найдя замены для него. За большой вклад на своем

поприще М.Ф. Саймонов был награжден высшим орденом России , орденом Андрея

Первозванного. Но силы его к сожалению были уже не те , он все чаще подавал

прошения об отставке , и в 1801 г. правительство пошло ему навстречу и

удовлетворило его просьбу.

В 1798 г. последним президентом Берг-коллегии был назначен сенатор ,

тайный советник Александр Васильевич Алябьев , который пробыл в этой

должности вплоть до упразднения Коллегии в 1802 г. , Функции которой были

переданы вновь учрежденному Министерству финансов.

В системе реформированного в начале XVIII в. центрального аппарата России

не было ни одного учреждения с такой развернутой сетью местных органов ,

которыми располагала Берг-коллегия. Это связано с тем , что

металлургические предприятия строились непосредственно у источников сырья ,

отдаленность которых требовала создания посредствующих органов ,

осуществляющих опеку над частными и казенными предприятиями и приписными к

ним крестьянами.

Местные органы были созданы в первую очередь в уже сложившихся центрах

металлургической промышленности: Москве (Московский обербергамт ), штат

которой состоял из бергауптмана , обер бергмейстера , обер цегентнера

(сборщика налогов ) , секретаря , маркшейдера , механика и

делопроизводственного персонала. В1731 г. он вошел в состав Московской

конторы Каммерц-коллегии. В1736 г. вновь выделился под названием Московской

конторы Генерал Берг-Директориума. Кроме того он подвергался изменениям в

связи с переездами правительства , вливаясь в состав Берг-коллегии , Казани

(Казанский бергамт учрежден в 1720 г., а с 1734 г. стал называться

Казанским Горным начальством и из ведения Каммерц-коллегии перешел под

руководство КГЗП в Екатеринбурге ) , Нерчинске (Нерчинский бергамт ) ,

Екатеринбурге и Кунгуре (Сибирский обербергамт , который был важнейшим

местным органом Берг-коллегии ,т. к. Именно на Урал переместился центр

металлургической промышленности ). Затем , по мере освоения новых

промышленных районов или приема заводов из других ведомств , возникали

новые горные начальства. Таковы Томское Горное начальство ,

Архангелогородская берг-контора и Канцелярия Олонецких заводов , перешедшая

в подчинение Берг-коллегии вместе с переданными Адмиралтейством заводами в

1727 г.[40] Кроме того в подчинении Берг-коллегии находились Петербургская

берг-контора ( в 1730 г. переименована в Берг-комиссарство ; в 1742 г.

опять реорганизовано в Берг-контору , в чье ведение через год перешла

Канцелярия Олонецких заводов , а задачи были расширены ) , Пермский бергамт

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ