Канцелярия Главного заводов правления
Канцелярия Главного заводов правления
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
УРАЛЬСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.
А.М.ГОРЬКОГО.
Исторический факультет.
Кафедра архивоведения и вспомогательных исторических дисциплин.
КАНЦЕЛЯРИЯ ГЛАВНОГО ЗАВОДОВ ПРАВЛЕНИЯ - ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ГОРНОЗАВОДСКОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ УРАЛА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XYIII ВЕКА.
|Допустить к защите : |Дипломная работа студента Y |
|Зав. кафедрой ___________ |курса Тулисова Евгения |
| |Станиславовича. |
| | |
| | |
| |Научный руководитель |
| |доцент Пензин Э.А. |
Екатеринбург
1993
Дипломная работа на тему “Канцелярия Главного заводов правления - орган
управления горнозаводской промышленностью Урала во второй половине XYIII
века”.
Оглавление:
|Введение |3 |
|..................................................................| |
|............................................... |7 |
|Центральные органы управления горнозаводской промышленностью | |
|России во второй половине XYIII | |
|века..............................................................|14 |
|........ | |
|Канцелярия Главного правления Сибирских и Казанских заводов - |16 |
|орган управления горнозаводской промышленностью Урала во второй | |
|половине XYIII |30 |
|века..............................................................|30 |
|................................................................. |32 |
|Присутствие КГЗП во второй половине XYIII века , его штаты , | |
|основные функции и состояние |33 |
|делопроизводства................................. |34 |
|Конторы , подведомственные КГЗП. Их функции , структура , штаты и | |
|взаимоотношения с другими |35 |
|учреждениями............................. |36 |
|Судных и земских дел |36 |
|контора....................................................... |37 |
|Ревизия свидетельства заводских |37 |
|счетов....................................... | |
|Ротные и полицейские дела. Караванные управители. Пристанская |40 |
|контора...........................................................|40 |
|................. |40 |
|Екатеринбургская заводская контора. Казначейская контора....... |41 |
|Контора денежного дела. Горная Золотых промыслов |42 |
|экспедиция........................................................|42 |
|..................................... |44 |
|Лаборатория. Каменно-мраморные |46 |
|дела....................................... |48 |
|Комиссии при |52 |
|КГЗП..............................................................| |
|................. | |
|Аптека и | |
|госпиталь.........................................................| |
|....................... | |
|Школы.............................................................| |
|........................................ | |
|Местные органы управления горнозаводской промышленностью Урала во | |
|второй половине XYIII | |
|века..............................................................| |
|................ | |
|Горные | |
|начальства........................................................| |
|............................... | |
|Пермское горное | |
|начальство........................................................| |
|....... | |
|Нерчинское горное | |
|начальство........................................................| |
|... | |
|Казанское горное | |
|начальство........................................................| |
|...... | |
|Оренбургское горное | |
|начальство........................................................| |
| | |
|Заводские | |
|конторы...........................................................| |
|........................... | |
|Заключение........................................................| |
|...................................................... | |
|Список использованных источников и | |
|литературы.............................................. | |
|Приложения........................................................| |
|..................................................... | |
Введение.
Различные аспекты истории горнозаводской промышленности Урала XYIII в. -
главного явления экономической жизни края , уже давно и плодотворно
разрабатываются российскими исследователями.[1] В этой области наряду с
серьезными достижениями имеются и слабо изученные проблемы , именно к таким
следует отнести и систему органов управления горнозаводской промышленностью
XYIII в.
Изучение процесса возникновения и развития системы органов управления
горнозаводской промышленностью имеет важное значение прежде всего потому ,
что эти органы , являясь проводниками экономической политики правительства
, в значительной степени определяли темпы и направление промышленного
освоения Уральского региона. В первой половине XYIII в. абсолютистское
государство не только использовало свои многочисленные рычаги для опеки над
развивающейся промышленностью , но и само значительно активнее , чем раньше
, включилось в промышленное строительство. Степень влияния государственных
учреждений ( прежде всего Берг- , Мануфактур- , Каммерц-коллегии и их
местных органов ) на развивающуюся в России промышленность явилась одним из
факторов , определяющих социально-экономическую природу русской
мануфактуры.
Но если по истории создания и деятельности органов управления
горнозаводской промышленностью Урала в первой половине XYIII в. мы можем
назвать целый комплекс работ как дореволюционных ,[2] так и советских
исследователей ,[3] то история их эволюции и деятельности во второй
половине XYIII в. исследована еще явно недостаточно. А именно в этот период
уральская горнозаводская промышленность переживала и успешное развитие ,
связанное с конъюнктурой мирового рынка и наличием дешевых и обильных
ресурсов , и серьезный спад , вызванный разрушительным влиянием
крестьянской войны под предводительством Пугачева , когда более одной трети
промышленности было разрушено или простаивало , затем опять подъем в
строительстве новых заводов и соответственно и в объеме выпускаемой
продукции и в конце XYIII в. своего рода стагнацию местной промышленности ,
так как дальнейшее ее развитие было уже невозможно с помощью привычных
методов и технологии производства , когда старая сырьевая база была
практически исчерпана , в то время как в развитых странах Западной Европы
производились успешные попытки интенсификации производства и перехода на
качественно новую ступень развития промышленности на основе результатов
промышленного переворота. Все это в совокупности с другими объективными
факторами повлияло на снижение конкурентоспособности промышленности Урала и
определило ее значительный упадок , продолжавшийся в течение всей первой
половины XIX в. Это определило в конечном итоге и то , что Уралу больше
никогда не пришлось переживать такой расцвет , как во второй половине XYIII
в.
Здесь перечислены только несколько наиболее важных моментов в развитии
горнозаводской промышленности Урала , ибо данная работа не преследует цели
изучения самой горнозаводской промышленности , но все-таки представляется
необходимым отметить несколько из них , так как на развитие промышленности
большое влияние оказывает степень совершенства , оперативности и
жизнеспособности органов управления этой промышленностью , и наоборот ,
развитие промышленности в свою очередь влияет и на органы управления ею.
В дореволюционной историографии можно выделить только две работы ,
которые так или иначе касались нашего региона и рассматриваемого периода.
Это “Краткая история управления горною частию на Урале” П.А. Иванова , и
“ Краткий исторический очерк административных учреждений горного ведомства
России , 1700-1900 г.г.” , написанный А.М. Лоранским . Но эти две работы
охватывают большой хронологический период , что не давало возможности
авторам этих работ более подробно остановиться на изучаемом вопросе , и
если работа П.А. Иванова посвящена только Уралу , то задача А.М. Лоранского
была осложнена тем , что в своей работе он охватил очень большой регион , и
вследствие этого основное внимание автор сосредоточил на центральных
органах горного ведомства (Государственная Берг-коллегия , Бергдиректориум
, Экспедиция о государственных доходах при Правительствующем Сенате ,
Министерство финансов и т.д.) , посвятив местным органам управления лишь
небольшие справки энциклопедического характера. Однако надо отметить и
очень ценные моменты : работы дореволюционных авторов насыщены сведениями о
персоналиях , их личными характеристиками и деловыми качествами , что дает
возможность оценить вклад того или иного деятеля , взвесив влияние
субъективного фактора на деятельность того или иного госучреждения.
Что касается советской историографии , то здесь доминирующее положение
занимает группа уральских историков , среди которых следует выделить работы
А.Г. Козлова . Им опубликован цикл статей , посвященных широко известному
среди историков фонду 24 “Уральское горное управление” Госархива
Свердловской области , в которых изучены постановка делопроизводства в
органах управления , дается оценка целого ряда документов как исторических
источников , установлены переименования органов и т.д.[4] Некоторые аспекты
и периоды деятельности органов управления горнозаводской промышленностью
Урала в изучаемый период затронуты в статьях Э.А. Пензина.[5] В то же время
следует отметить , что в работах советских почти нет места персоналиям , и
складывается такое впечатление , что историю творила безликая масса , но
ведь и масса это тоже совокупность многих тысяч людей.
В этой связи представляется необходимым в данной работе помимо
характеристики эволюции аппарата управления , остановиться поподробнее на
отдельных людях , в разное время возглавлявших Канцелярию Главного заводов
правления , подведомственные ей Горные начальства , а также отдельных
членов присутствий этих органов , так как , надо прямо сказать , наша
советская историография мало знакома с этими людьми. Исключение составляют
только В.Н. Татищев и Вильгельм де-Геннин как пионеры горного дела на Урале
, а такие люди как Никифор Клеопин , Игнатий Юдин , А.Г. Щербинин и многие
другие незаслуженно обойдены вниманием , в то время как от них во многом
зависел и успех , и неудачи в управлении не только горнозаводской
промышленностью Урала , но и нашего края в целом на протяжении второй
половины XYIII в. , поскольку специфика развития Урала такова , что
горнозаводская промышленность стала господствующей отраслью , и ее органы
управления нередко главенствовали и могли диктовать условия органам других
, менее важных ведомств.
Нельзя не упомянуть еще одного крупного исследователя истории
металлургической промышленности России Н.И. Павленко. В его фундаментальной
монографии , [6] одна глава посвящена управлению этой промышленностью. В
специальном разделе , посвященном Уралу , он отмечал , что управление
горного начальства Урала было “более конкретное и жизнеспособное , так как
основывается на знании местных особенностей работы каждого предприятия.”[7]
Здесь он также дает анализ очень важным проектам В.Н. Татищева , таким как
“Проект заводского устава” , “Проект горного устава” , и “Наказ
шихтмейстеру” , которые хотя и не были утверждены правительством , но имели
важное практическое значение и являлись руководством , хотя и неофициальным
, на протяжении всего XYIII в. , а с 1734 г. по этим проектам Сибирский
обербергамт стал называться Канцелярией Главного заводов правления , а
Казанский , Нерчинский и Пермский бергамты - горными начальствами , и эти
названия сохранились вплоть до 1802 г. , с перерывом с 1781 по 1797 г.г. ,
когда Канцелярия была упразднена , а управление “горною частию” перешло в
руки Горной экспедиции при Пермской губернской казенной палате.
Таким образом из вышеупомянутого становится ясно , что органы управления
горнозаводской промышленностью Урала во второй половине 18 в. по существу
слабо исследованы и цель данной работы заключается в том , чтобы на примере
Канцелярии Главного заводов правления ,как наиболее яркого в структурном и
иных отношениях для рассматриваемого периода учреждения , проследить
эволюцию аппарата управления горнозаводской промышленностью на Урале во
второй половине 18 в. Для более полного представления о функционировании
этого аппарата необходимо осветить структуру , штаты Канцелярии и
подведомственных ей учреждений и изменения в них , постановку
делопроизводства , подбор кадров , источники поступления финансов ,
взаимоотношения и способы урегулирования конфликтов между казенными и
партикулярными ведомствами и ряд других вопросов.
При написании работы автором были использованы две группы источников . К
группе опубликованных источников можно отнести законодательные акты второй
половины 19 в . , сосредоточенные в Полном собрании законов Российской
империи . Анализ указов , касающихся учреждения органов управления
горнозаводской промышленностью / как центральных , так и местных учреждений
/ , их реорганизаций и ликвидации , позволяет в полной мере изучить их
структуру и штаты , способ и методы управления промышленностью , а также
оптимальность выбранных форм . На основании указов о назначении ,
перемещении и повышении должностных лиц можно судить о квалификации и
профессиональной пригодности людей , осуществляющих руководство центральным
и местным аппаратом управления , хотя стремительная карьера и присуждение
наград не всегда являются показателем этого . Поэтому , чтобы
проанализировать ход событий , последовавших за этими указами , иначе
говоря истинную историческую картину , которая не всегда совпадает с тем
что задумывалось , и вносит свои коррективы , автором была привлечена
вторая группа источников - архивные материалы , отложившиеся в
делопроизводстве Канцелярии Главного заводов правления и подведомственных
ей учреждений . Эти источники несут в себе информацию о повседневной жизни
аппарата управления ,ссорах и сплетнях среди руководства ,ходе исполнения
указов и распоряжений , объеме выпускаемой продукции , одним словом
охватывают весь спектр жизни горнозаводского Урала 18 в . Эти материалы
сосредоточены в фонде № 24 “ Уральское горное управление “, представляющем
неисчерпаемый кладезь для изучения истории нашего края . Автором были
использованы большой комплекс документов , ранее не использованных . Это
прежде всего протоколы Канцелярии , а также указы Правительствующего Сената
и Берг - коллегии .Вышеперечисленные виды документов внесены в описи № 1 и
№ 12 фонда 24 Госархива Свердловской области .
Цели , наличие источников и литературы определили и структуру работы ,
которая состоит из введения , основной части , заключения , списка
использованной литературы и источников и приложений. Основная часть
включает в себя три главы. Первая вводная глава называется “Центральные
органы управления горнозаводской промышленностью России во второй половине
XYIII в.” В ней дается краткий обзор их развития и функционирования. Вторая
глава посвящена Канцелярии Главного заводов правления и содержит разделы ,
отражающие ее структуру , функции , штаты и состояние делопроизводства.
Третья глава содержит сведения о местных органах управления - Горных
начальствах и заводских конторах. Таким образом , структура работы
позволяет проследить трехзвенность аппарата управления горнозаводской
промышленностью на Урале ( Канцелярия - Горные начальства - заводские
конторы). Приложения содержат в основном схемы аппарата управления ,
которые позволяют наглядно представить все звенья системы на протяжении
изучаемого периода.
1. Центральные органы управления горнозаводской промышленностью России во
второй половине XYIII в.
Мысль о создании специального учреждения , курировавшего горнозаводскую
промышленность всей России , вынашивалась практиками горно-
металлургического дела задолго до учреждения Берг-коллегии. С проектами в
Сенат обращались и И. Блиер , и Люберас. Это был период , когда проводилась
общая теоретическая подготовка к проведению реформы центрального
административного аппарата России в 1718-20 г.г.[8] Опубликованная 10
декабря 1719 г. Берг привилегия[9] являлась плодом большой творческой
работы и коренной переделки проектов с целью их приспособления к русским
условиям и стала важнейшей вехой в истории горного законодательства России.
Горный манифест перечислял ряд конкретных мероприятий , которые должны
были помочь промышленникам реализовать полученные привилегии. К ним
относилось учреждение Берг-коллегии и запрещение представителям местной
администрации вмешиваться в рудокопные дела. Осуществление намеченной Берг
привилегией промышленной программы возлагалось на “особливой Берг-
коллегиум” , находившийся в Санкт-Петербурге , и определенных от него берг-
офицеров в Москве , Сибири и Казани. Берг-коллегия , как учреждение ,
курировавшее отрасли , пользовавшиеся особым попечительством Петра I ,
осуществляла заботу об обеспечении предприятий и рудников рабочей силой
путем приписки к ним государственных крестьян ,[10] а также должна была
“ведать рудокопными заводами и прочими ремеслами”.[11]
В августе 1719 г. Берг- и Мануфактур-коллегии обнародовали перечень
ремесленников , которым надлежало зарегистрироваться в коллегии. Основные
обязанности Берг-коллегии были изложены в Берг привилегии. Определяющим
признаком подведомственности предприятий и предпринимателей являлась
разработка полезных ископаемых : металлов и руд.[12]
16 февраля 1720 г. в Коллегию были переданы Монетный и Денежный дворы и
право производить судебные разбирательства всех дел , связанных с
фальшивомонетчиками и лицами , препятствовавших поискам руды.[13] Уточнение
компетенции Берг-коллегии проходило под знаком освобождения ее от
обязанностей, не связанных с управлением металлургической промышленностью.
В 1722 г. Мануфактур-коллегия была отделена от Берг-коллегии. В 1727 г.
Сенат изъял денежные дворы из-под управления Берг-коллегии и взял их под
свое попечение , а дела , связанные с фальшивомонетчиками передал
Московской монетной конторе.[14] Таким образом , отчетливо область
компетенции Берг-коллегии определилась только в 1728 г. , когда ей удалось
разгрузиться от той части работы , которая не имела непосредственного
отношения к горнорудному делу.
В 1731 г. Берг-коллегия объединилась с Каммерц-коллегией и Конторой
мануфактур , и возглавил ее , став президентом , тайный советник Александр
Нарышкин.[15]
В объединенной коллегии дела распределялись по трем экспедициям : “1) к
коммерции принадлежащие , 2) горные и минеральные , 3) фабрики и
мануфактуры...”[16] По этим экспедициям распределялись особые члены и
приказные служители.
Монетное дело теперь было за пределами компетенции Берг-коллегии. Его
курировали другие учреждения. В 1734 г. Монет-контора стала называться
Монетной канцелярией , а управление монетным делом преобразовалось в
Канцелярию монетного правления во главе с Главным директором.
В 1736 г. Государственная Берг-коллегия была упразднена , а управление
“горною частию” было передано в руки Генерал Берг-директориума , который
учреждался на правах коллегии , не был подотчетен Сенату и зависел
непосредственно от императора.[17] Во главе его встал президент , генерал
Берг-директор Шемберг , [18] вызванный фаворитом императрицы Бироном из
Германии. При нем коллегиальное управление сменилось единоначалием , а
фактически полным и безграничным самовластием генерал Берг-директора. При
таких обстоятельствах стали возможными злоупотребления Шемберга ,[19] что
отразилось и на положении дел в горнозаводской промышленности Урала.
Генерал Берг-директориум начал свою деятельность в августе 1736 г. Его
функции были сформулированы в Берг регламенте , опубликованном 3 марта 1739
г. Здесь свое дальнейшее развитие получила Берг привилегия 1719 г. ,
крупным промышленникам были дарованы новые уступки. Было обещано “охочим
людям отводить места ... сколько к которому заводу за потребно принять
будет и сверх определенного ... Берг привилегией расстояния...” , [20] а
также ликвидировалось преимущественное право вотчинника на разработку
полезных ископаемых на своей земле.
Берг Регламент закрепил первенство за промышленником и рудоискателем ,
которым гарантировалась неприкосновенность вложенных в промышленность
капиталов , и по нему должны были регулироваться взаимоотношения между
промышленниками и правительством . Преимущество отдавалось развитию частной
промышленности , и начиная с 1739 г . казенные заводы стали передаваться в
партикулярное владение , что продолжалось вплоть до 1781 г . При
составлении и воплощении в жизнь Берг регламента ярко проявилось влияние
немецкого засилья и “бироновщины” .
Елизавета Петровна , взойдя на престол , объявила , что будет действовать
по примеру своего отца - Петра Великого , и 7 апреля 1742 г . вышел
сенатский указ об упразднении Генерал Берг - директориума и восстановлении
Государственной Берг -коллегии , [21] причем действовала она уже отдельно
от Мануфактур-коллегии.
В Берг-коллегии для решения всех вопросов учреждалось присутствие в
составе президента , вице-президента , двух советников и двух асессоров .
[22]
Президентом Берг-коллегии стал генерал-майор артиллерии Антон Федорович
Томилов и пробыл на этом посту вплоть до своей смерти в 1753 г. А.Ф.
Томилов был хорошо знаком с горным делом , т.к. довольно длительное время
служил на Урале.
После его смерти Коллегию возглавил генерал-майор ( с 1756 г. тайный
советник) Опочинин , [23] а с 1760 г. действительный статский советник Иван
Андреевич Шлаттер.[24]До этого назначения он состоял в должности Главного
судьи Монетной Канцелярии. В 1754 г. именно по его инициативе Монетная
Канцелярия была переведена в Петербург , а в Москве осталась Монетная
контора. В 1756 г. по предложению Сената И. А. Шлаттер составил записку “о
лучшем устройстве Нерчинских и других сереброплавиленных заводов за
исключением Колывано-Воскресенских заводов , а также находящихся близь
Екатеринбурга и на Воицком руднике ...” [25], поэтому эти заводы вышли из
ведомства Берг-коллегии и были переданы в ведение особой Экспедиции под
руководством И. А. Шлаттера.
Возглавив Берг-коллегию он оставался параллельно Главным судьей Монетной
Канцелярии и заведующим Экспедицией над Нерчинскими заводами , поэтому для
удобства и “скорейшего исполнения дел” И.А. Шлаттер обратился в Сенат с
рапортом о перемещении Берг-коллегии из Москвы в Петербург , где находилась
Монетная Канцелярия. Сложилась такая ситуация , когда управление монетным
делом и Берг-коллегией сосредоточилось в одних руках , поэтому стало
возможным упразднить особую Экспедицию , контролировавшую Нерчинские
сереброплавильные заводы , а ее функции передать в Берг-коллегию.[26]С
этого времени управление горным и монетным делом всегда оставалось в одних
руках , для чего при Берг-коллегии учреждался Департамент по монетным
делам.
В конце царствования Елизаветы Петровны , в связи с падением
рентабельности казенных заводов , встал вопрос о передаче их в частное
владение знатным особам Российской империи (граф П.И. Шувалов , граф Ч.Г.
Чернышев , граф М.Л. Воронцов и др.). Примечательно , что эти заводы
продавались не по той цене , по которой они обошлись казне , а со
значительной уступкой. С 1754 по 1763 г.г. было построено 42 частных завода
, но эта попытка не исправила положение в промышленности , так как
новоявленные владельцы больше думали о закреплении за собой обширных земель
и приписных крестьян , чем о серьезном развитии промышленности.[27]
В 1763 г. были составлены новые штаты[28] для многих учреждений
центрального аппарата управления России , в т.ч. и для Берг-коллегии ,
которые значительно возросли. Теперь в присутствие Коллегии входили
президент , вице-президент , два коллежских советника , прокурор , два
надворных советника , асессор , секретарь , казначей , камерирер ,
архивариус и комиссар. Кроме того к Берг-коллегии были определены
делопроизводственный персонал и группа технических специалистов :
маркшейдер с помощниками , обер берг-пробирер , берг-пробирер с помощниками
, шихтмейстеры с помощниками плюс вардеин Монетного двора , медальеры ,
пробирные и разные мастера , которые числились при Монетном департаменте.
К 1763 г. проявилась несостоятельность попытки передать казенные заводы в
частные руки. Гороблагодатские и Камские заводы графа П.И. Шувалова за
долги были переданы обратно в ведение Берг-коллегии. Постепенно к этому
результату пришли и граф М.Л. Воронцов , и граф И.Г. Чернышев , и владельцы
Ягужинские , и ряд других несостоявшихся заводчиков.
В 1767 г. президент Берг-коллегии И.А. Шлаттер подал в отставку по
состоянию здоровья , и на этом посту его сменил граф Апполос Эпафродитович
Мусин-Пушкин.[29] До этого он состоял в должности прокурора , был членом
присутствия Канцелярии Главного заводов правления в Екатеринбурге[30] и
вице-президентом Берг-коллегии. После его смерти в 1771 г. “главным Берг-
коллегии командиром” стал обер прокурор Сената Михаил Федорович
Саймонов.[31] При его содействии и активном участии в 1773 г. в Петербурге
было основано Горное училище , которое подготовило немало выдающихся горных
деятелей своего времени. У М.Ф. Саймонова “за старостию лет” было слабое
здоровье , поэтому в 1776 г. он отправился на лечение за границу , а в 1781
г. подал во временную отставку для поправки здоровья , и чтобы в работе
Берг-коллегии “никакой остановки не было” , на посту президента его заменил
сенатор , тайный советник Иван Иванович Рязанов , но пробыл на этой
должности недолго , т.к. согласно “Учреждения для управления губерниями
Всероссийской Империи” 1775 г. в 1781 г. управление горными делами было
передано Казенным палатам , контроль над которыми осуществляла Экспедиция о
государственных доходах при Правительствующем Сенате.[32] Позже из этой
экспедиции выделилось еще три. Таким образом , Казенные палаты находились
уже в подчинении четырех экспедиций : 1) о государственных доходах ; 2) о
расходах ; 3) о счетах ; 4) о недоимках. Все четыре экспедиции находились в
ведении Государственного Казначея.
В такой ситуации Берг-коллегия потеряла свое прежнее значение , и в 1782
г. вышел указ Сената “чтоб Казенные палаты не отсылали в Берг-коллегию
принадлежавших ей доходов...” ,[33] а в 1783 г. вышел еще один указ : 1) об
оставлении Берг-коллегии до 1 мая 1784 г. для решения старых дел ; 2) о
передаче Горного училища в ведение Петербургской казенной палаты ; 3) об
оставлении Монетного департамента пока на прежнем основании , для чего при
Берг-коллегии была оставлена только одна экспедиция в составе секретаря и
нескольких служащих.[34]
В 1783 г. из Экспедиции о государственных расходах выделилась особая
Экспедиция для горных дел , которая контролировала поступление и
распределение доходов по горному ведомству. Эта экспедиция учреждалась при
Третьей экспедиции для свидетельства счетов и возглавлялась ее
управляющим.[35] Для производства дел при этой экспедиции в присутствие
определялись советник , столоначальник и бухгалтер , а также штат
делопроизводственного персонала и два берг-офицера для проверки проектов и
планов , присылаемых с мест.
Кроме того , в 1782 г. был опубликован Манифест Екатерины II , согласно
которому права на поверхность земли отождествлялись с правами на ее недра ,
т.е. права , дарованные Петром I в Берг привилегии 1719 г. , были
практически ликвидированы.
Таким образом , управление горным ведомством посредством Казенных палат
явилось еще одним неудачным экспериментом правительства , что в конечном
итоге вызвало упадок промышленности.[36] Проанализировав сложившуюся
ситуацию , согласно указу от 19 ноября 1796 г. , было решено восстановить
Берг-коллегию в тех правах , которыми она пользовалась до 1775 г. , [37]
исключая преимущества , дарованные знати Дворянской грамотой и Городовым
положением. До предоставления нового проекта , в Берг-коллегии действовали
штаты 1763 г.
По этому указу Нерчинские заводы передавались в ведение Берг-коллегии , а
Экспедиция о государственных расходах при Сенате и Экспедиции для горных
дел при Казенных палатах упразднялись.
15 декабря 1796 г. состоялось открытие Государственной Берг-коллегии ,
президентом которой стал действительный статский советник Андрей Андреевич
Нартов , а возглавил дирекцию , став Главным наблюдателем , бывший
президент действительный тайный советник М.Ф. Саймонов.[38] А.А. Нартов до
этого времени был сначала членом Берг-коллегии , а потом вице-президентом ,
и когда М.Ф. Саймонов был “в отлучке от дел “ , он исполнял его функции.
А.А. Нартов по мнению А.М. Лоранского был одним из просвещеннейших людей
своего времени и выдающимся горным деятелем.
В1797 г. штаты Берг-коллегии и монетного Департамента значительно
возросли , но была упразднена положенная по штату 1793 г. лаборатория ,
функции которой были переданы Горному училищу. В этом же году Коллегии были
возвращены права на выдачу патентов на производство в чины до штаб-
офицеров.
Восстановление Берг-коллегии положительно сказалось на дальнейшем
развитии металлургической промышленности России. По данным М.Ф. Саймонова к
1798 г. прибыль от казенных и частных заводов увеличилась на полмиллиона
рублей по сравнению с 1796 г.[39] На этом М.Ф. Саймонов не остановился , он
подал в Сенат проект преобразования некоторых частей горного управления ,
но этот проект не был сразу внедрен в жизнь. Требовалось узнать мнение
специалистов на местах , т.к. правительство уже приобрело печальный опыт
скоропалительных необдуманных решений.
Состояние здоровья М.Ф. Саймонова все больше ухудшалось и в 1799 г. он
попросил отставки , но правительство сочло это несвоевременным , ценя
большие его заслуги и не найдя замены для него. За большой вклад на своем
поприще М.Ф. Саймонов был награжден высшим орденом России , орденом Андрея
Первозванного. Но силы его к сожалению были уже не те , он все чаще подавал
прошения об отставке , и в 1801 г. правительство пошло ему навстречу и
удовлетворило его просьбу.
В 1798 г. последним президентом Берг-коллегии был назначен сенатор ,
тайный советник Александр Васильевич Алябьев , который пробыл в этой
должности вплоть до упразднения Коллегии в 1802 г. , Функции которой были
переданы вновь учрежденному Министерству финансов.
В системе реформированного в начале XVIII в. центрального аппарата России
не было ни одного учреждения с такой развернутой сетью местных органов ,
которыми располагала Берг-коллегия. Это связано с тем , что
металлургические предприятия строились непосредственно у источников сырья ,
отдаленность которых требовала создания посредствующих органов ,
осуществляющих опеку над частными и казенными предприятиями и приписными к
ним крестьянами.
Местные органы были созданы в первую очередь в уже сложившихся центрах
металлургической промышленности: Москве (Московский обербергамт ), штат
которой состоял из бергауптмана , обер бергмейстера , обер цегентнера
(сборщика налогов ) , секретаря , маркшейдера , механика и
делопроизводственного персонала. В1731 г. он вошел в состав Московской
конторы Каммерц-коллегии. В1736 г. вновь выделился под названием Московской
конторы Генерал Берг-Директориума. Кроме того он подвергался изменениям в
связи с переездами правительства , вливаясь в состав Берг-коллегии , Казани
(Казанский бергамт учрежден в 1720 г., а с 1734 г. стал называться
Казанским Горным начальством и из ведения Каммерц-коллегии перешел под
руководство КГЗП в Екатеринбурге ) , Нерчинске (Нерчинский бергамт ) ,
Екатеринбурге и Кунгуре (Сибирский обербергамт , который был важнейшим
местным органом Берг-коллегии ,т. к. Именно на Урал переместился центр
металлургической промышленности ). Затем , по мере освоения новых
промышленных районов или приема заводов из других ведомств , возникали
новые горные начальства. Таковы Томское Горное начальство ,
Архангелогородская берг-контора и Канцелярия Олонецких заводов , перешедшая
в подчинение Берг-коллегии вместе с переданными Адмиралтейством заводами в
1727 г.[40] Кроме того в подчинении Берг-коллегии находились Петербургская
берг-контора ( в 1730 г. переименована в Берг-комиссарство ; в 1742 г.
опять реорганизовано в Берг-контору , в чье ведение через год перешла
Канцелярия Олонецких заводов , а задачи были расширены ) , Пермский бергамт
Страницы: 1, 2, 3, 4
|