Малый бизнес: черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России
небольшие фирмы, так как для компаний-гигантов при выпуске многосерийной
или даже заказной продукции это может быть малорентабельным. Если речь идет
о расширяющемся рынке нового продукта, малая фирма может превратиться в
Крупную. Если спрос относительно стабилен, она может контролировать свою
нишу в течение достаточно долгого времени, как например, в случае с
производством медицинского оборудования фирмами Дании.
Для крупных предприятий необходимы и выгодны: емкий рынок со стабильным
и продолжительным спросом; продукция массового производства,
соответствующая требованиям рынка; аккумулирование значительных финансовых
средств; дешевая рабочая сила. Малые предприятия имеют возможность быстрее
и лучше приспосабливаться к требованиям рынка и конкретных потребителей
благодаря простоте управленческой структуры, обеспечивающей быстрое
принятие решений, в том числе и по корректировке целей. Кроме того,
себестоимость продукции в малых предприятиях ниже, чем в крупных, при более
высоком качестве производимой продукции и услуг.
Малые предприятия и их техническое оснащение во многом зависят от
крупных производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые
предприятия выступают в качестве поставщиков комплектующих изделий, что
позволяет им использовать специализацию и кооперирование не только в
области производства, но и в сфере сбыта продукции и ее технического
обслуживания. Мелкие и средние предприятия — субподрядчики крупных компаний
работают на основе подетальной, поузловой, модульной или иной
специализации, где они достигают высоких результатов за счет эффекта
технологического разделения труда. Они часто берут на себя выполнение одной-
двух операций в сложном технологическом процессе, который в комплексе
осуществляется крупной компанией. В рамках технического сотрудничества
крупные фирмы-заказчики, выпускающие дорогостоящую готовую продукцию на
базе комплектующих изделий, предоставляют своим субпоставщикам-исполнителям
в аренду помещения, первоначальные средства производства, поставляют им на
льготных условиях сырье и материалы, обеспечивают реализацию большей части
комплектующей продукции на своих сборочных заводах, дают разрешение на
использование своей торговой марки.
Широкое распространение в сотрудничестве крупных и малых предприятий
получила в современных условиях система контрактных отношений на основе
франчайзинга. Ее суть состоит в том, что крупная фирма предоставляет малой
фирме исключительное право использовать свой технологический опыт и знания,
а также торговую марку. Крупная фирма обычно предоставляет также кредит на
льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и
сдает в аренду оборудование. Франчайзинг способствует освоению малыми
фирмами новых технологий, расширению сферы малого бизнеса.
Особенностью малого бизнеса в развитых странах в современных условиях
является его интеграция в производственные сети крупных промышленных
структур. Организационными формами такой интеграции являются финансируемый
лизинг, франчайзинг, долгосрочные контракты на поставки комплектующих
изделий под определенные финансовые гарантии. Число мелких и средних
предприятий, охваченных такой формой хозяйственных отношений, составило в
США в конце 80-х годов 50 тыс. с объемом продаж 632 млрд долл. По оценкам
оборот фирм на основе франчайзинга может возрасти к 2005 г. до 1 трлн
долл.[23]
Малые предприятия, окрепнув технологически и в финансовом отношении,
обычно переходят в разряд средних предприятий. Именно субподрядные связи
малых предприятий служат непременным условием их последующего выхода на
арену самостоятельной конкурентной деятельности. Не прошедшие этап
субподрядной деятельности малые предприятия, напротив, не смогли подняться
до высокого уровня механизации и выпуска продукции. Малые предприятия,
будучи мобильными, легко перемещаются в перспективные ниши экономики. Они
играют важную роль для решения проблем занятости и безработицы. Малые
предприятия играют важную роль в региональной политике развитых стран,
содействуя развитию промышленно отсталых регионов. Они организуются с целью
разработки местных ресурсов, освоение которых крупными предприятиями
является нерентабельным. Малые предприятия создаются с учетом местных
традиций, с использованием новейших технологий и развитой информационной
сети.
Теперь автор считает нужным перейти к целям и основным направлениям
государственного регулирования и содействия развитию малого
предпринимательства за рубежом.
Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется
государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для
этого созданы специальные государственные организации, выражающие и
защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением
намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого
предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую
базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных
исследований.
Особый интерес государство проявляет к той части малого бизнеса, которая
ведет интенсивную научно-производственную деятельность. С середины 70-х
годов одной из важнейших задач государственного регулирования и содействия
развитию малого бизнеса стала задача создания новейших технологий, которые
требуют крупномасштабных, междисциплинарных исследований, и следовательно,
больших затрат финансовых средств, которые малые предприятия самостоятельно
осуществлять не в состоянии. Сами технологии и процесс их возникновения
стали в современных условиях не менее важным объектом промышленной
политики, чем отрасли и товарные рынки.
Государственное регулирование и содействие развитию малого
предпринимательства имеет целью:
. создание правовых и организационных условий для роста деловой активности
малых предприятий;
. реализацию экономической политики, включая научно-техническую,
инновационную, инвестиционную, ценовую;
. реализацию налоговой и кредитно-финансовой политики для обеспечения
эффективного развития малого бизнеса;
. оказание малым предприятиям содействия в осуществлении
внешнеэкономической деятельности;
. применение по отношению к малым предприятиям специальных мер поддержки с
учетом особенностей каждой отрасли и региона, отдельных групп
предпринимателей и видов деятельности: поощрение ремесел, сезонных работ,
артельных и семейных форм организации деятельности;
. упрощение порядка регистрации и форм отчетности, сокращение перечня
лицензируемых видов деятельности. Например, в США для открытия
единоличной фирмы достаточно иметь разрешение (сертификат) от местных
властей или властей штата и зарегистрировать торговое имя;
. снижение расходов по социальному страхованию. Содействие развитию малого
предпринимательства призвано обеспечить реализацию целей государственной
политики регулирования, а именно:
. поддержание занятости, социально-экономической стабильности, роста общего
благосостояния населения;
. интенсификацию инвестиционных процессов;
. стимулирование инноваций путем финансирования разработок новой продукции.
В странах с развитой рыночной экономикой государственная поддержка
предпринимательства опирается на соответствующее законодательство. Во всех
странах созданы специальные государственные организации, выражающие и
защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением
намеченных правительственных программ. Получили распространение две формы
государственной поддержки:
. законодательное установление долгосрочных программ развития малого
бизнеса;
. включение малого бизнеса составной частью в государственные экономические
и социальные программы.
В США малый бизнес институционально организован и интегрирован в
государственные структуры через специальные комитеты Конгресса,
Администрацию по делам малого бизнеса, систему региональных ассоциаций,
инкубаторов малого бизнеса. В Японии регулирующая роль государства отражена
в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям,
содействии их модернизации, руководстве их деятельностью; в Законе о
Центральном кооперативном банке для торговли и промышленности и ряде
других. В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности,
программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке
малого предпринимательства, и Программа гарантированного проекта,
облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам.
Государственное содействие развитию малого предпринимательства
осуществляется по следующим основным направлениям:
. создание стабильных государственных и негосударственных источников
ассигнований на поддержку малого бизнеса;
. использование рациональных механизмов контроля за расходованием
выделенных средств;
. обеспечение деятельности контрольных и судебных органов по защите
интересов малых предприятий;
. создание сети специализированных институтов, обеспечивающих
реализацию государственной политики содействия малому
предпринимательству, включающей: государственные органы власти;
неправительственные объединения и организации; специализированные
организации инфраструктуры; фонды, кредитные, страховые и
гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы,
промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные,
информационные и обслуживающие структуры;
. осуществление прямого финансирования деятельности малых предприятий
на основе специальных законов путем предоставления субсидий,
дотаций, налоговых и инвестиционных льгот, компенсаций, выплат из
фондов поддержки предпринимательства, размещения государственных
заказов:
. разработка целевых программ государственной поддержки малого бизнеса
на долгосрочную перспективу;
. оказание консультационной помощи предпринимателям; организация
системы подготовки и переподготовки предпринимателей;
. предоставление малым предприятиям в аренду на льготных условиях
помещений, оборудования, земельных участков.
. содействие внешнеэкономической деятельности малых предприятий.
Автор рассказал о малом бизнесе за рубежом, теперь он считает
целесообразным привести некоторые статистические данные, показывающие
уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых
зарубежных странах.[24]
| |Количество|Количество |Занято на |Доля малых |Доля малых |
| |малых и |малых и |малых и |и средних |и средних |
|Страны |средних |средних |средних |предприятий|предприятий|
| |предприяти|предприятий|предприятия|в общей |в ВВП (%, |
| |й (тыс.) |на 10 тыс. |х (млн. |численности|оценочно) |
| | |жителей |чел.) |занятий (%)| |
|Великобритани|2630 |460 |13,6 |49 |50-53 |
|я | | | | | |
|Германия |2290 |370 |18,5 |46 |50-52 |
|Италия |3920 |680 |16,8 |73 |57-60 |
|Франция |1980 |350 |15,2 |54 |55-62 |
|Страны ЕС |15770 |450 |68,0 |72 |63-67 |
|США |19300 |742 |70,2 |54 |50-52 |
|Япония |6450 |496 |39,5 |78 |52-55 |
Источники: Ресурсный центр поддержки малого предпринимательства,
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.
Теперь автор предлагает перейти к непосредственному рассмотрению
становления и развития малого бизнеса в России и возникающих в связи с этим
проблем.
4.Малый бизнес в России: этапы развития и проблемы становления.
Возрождение предпринимательской деятельности в России и бывших
социалистических странах – уникальное социальное, политическое и
экономическое явление. Уникальность состоит в том, что предпринимательская
деятельность возникла и развивается не эволюционным путем, как в странах с
традиционно рыночной экономикой, а в результате экономической революции,
ломки жестко централизованной плановой системы.
Становление малого предпринимательства в рамках новейшей истории России
можно условно разделить на следующие этапы:
Первый этап: 1992-1994 гг.
Этот этап характеризуется продвижением вперед в понимании сути
экономических проблем малого предпринимательства. Констатируется значение
роли и места малого предпринимательства в создании конкурентоспособной
экономической среды новой хозяйственной системы. Вызревают контуры
концепции поддержки малого предпринимательства, определяются приоритеты в
его развитии. Выходят следующие документы: Указ Президента РФ «Об
организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ» № 1485 от
30.11.1992 г. Постановление СМ и Правительства РФ «О первоочередных мерах
по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от
11.05.1993 г. № 446, Указ Президента РФ «О кадровом обеспечении
экономических реформ» № 272 от 22.02.1993 г. Приказ федеральной службы
занятости России «Об утверждении положения о порядке работы органов службы
занятости с безработными гражданами, желающими организовать собственное
дело в условиях выдачи им субсидий» № 37 от 30.03.1993 г., Постановление
Правительства РФ от 29.04.1994 г. № 409 «О мерах по государственной
поддержке малого предпринимательства в РФ на 1994—1995 гг.», Указ
Президента РФ «О некоторых вопросах налоговой политики» № 1004 от
23.05.1994 г. Постановление Правительства РФ «О сети региональных агентств
поддержки малого бизнеса» от 29.12.1994 г. № 1434. Во всех этих документах
поддержка малого предпринимательства признается одним из важнейших
направлений экономической реформы; устанавливаются отраслевые приоритеты
развития малого предпринимательства; предусматривается освобождение от
налогов суммы прибыли, используемой для развития производства,
устанавливаются льготные ставки налогов на прибыль малых предприятий в
третий и четвертый годы работ; предусматривается выделение кредитных
ресурсов на первостепенное производство товаров народного потребления и
продовольствия, организуется сеть специальных банков с участием
государственных средств, предполагается страхование программ с высокой
степенью риска из государственных фондов и резервов, планируется
обеспечение гарантий для иностранных инвестиций и использование зарубежного
опыта, а также привлечение зарубежных специалистов. Однако, как не
печально, эти постановления остались только декларацией. И хотя в начале
этого этапа наблюдался процесс массового учредительства малых предприятий
(в сфере науки и научно-технического обслуживания число малых предприятий
возросло в 3 раза, в сельском хозяйстве — в 3,1 раза, в материально-
техническом снабжении — в 2,9 раза, в сфере образования — в 2,8), доля
малых предприятий в сфере материального производства в общей структуре
отечественного малого предпринимательства резко сократилась.[25]
Количественный рост малых предприятий характеризуется следующими
показателями: 1992 г. — 560 тыс. малых предприятий, 1993 — 865 тыс., 1994 —
896,6 тыс.[26] В этот период утверждается Комитет по развитию кредитных
союзов (октябрь1992 года). Кредитные союзы как система крупных, средних и
мелких кредитных союзов — традиционная форма предоставления пайщикам
финансовых услуг.
Этот период совпал с массовой (ваучерной приватизацией, которая в
целом для малого производства имела скорее негативные последствия. Период
чековой приватизации (1992 —1994 гг.) привел к созданию командного
номенклатурного капитализма». Это полностью отвечает интересам очень узкого
круга лиц, при целенаправленном сокращении возможностей участия широких
масс населения в формировании среднего класса частных собственников.
Либерализация цен фактически полностью уничтожила накопленные средства и
сбережения, что могло бы стать необходимым источником капитала для ведения
собственного дела.
Необратимого и эффективного перелома в развитии малого бизнеса в этот
противоречивый период не произошло. К концу 1994 года начался спад в
деятельности малых предприятий — многие научно-консультационные торгово-
посреднические предприятия распались, либо диверсифицировались. Не дало
желаемых результатов и развитие фермерского хозяйства. На федеральном
уровне не была достаточно четко определена управленческая структура малого
бизнеса. Функции поддержки малого бизнеса возлагались на Комитет по
промышленной политике, который не в состоянии был охватить всего
многообразия проблем, а также форм и видов малого предпринимательства. В
результате картина развития предпринимательства уже в 1993 году
характеризуется следующими показателями: 50% регистрируемых предприятий не
начали работать, 30% едва сводили концы с концами. 40% не платили налоги,
10% жили более или менее сносно, 3—4% процветали. 37% из успешно
действующих предприятий связаны с теневой экономикой.[27]
Еще одной отличительной чертой этого этапа является рождение массы
различных структурных подразделений: фондов, ассоциаций и пр.
Планировалось, что главная функция этих фондов должна заключаться не в том,
чтобы раздавать деньги, а в том, чтобы привлекать средства — и не только
российских, но и иностранных партнеров. Фондам дается самостоятельность в
выработке механизма привлечения этих средств. Фонды поддержки призваны
создавать инфраструктуру — благоприятные условия для развития малого
предпринимательства, такие условия, при которых оно будет доходным,
выгодным, стабильным вне зависимости от каких-то конъюнктурных внешних
факторов и условий. В начале 1994 года создается Фонд содействия развитию
малых форм предприятий в научно-технической сфере (утвержденный
Правительством РФ). Этот Фонд является некоммерческой организацией, которой
отчисляется 0,5% средств федерального бюджета, направляемого на науку, а с
1996 года — 1,0%. Деятельность этого Фонда направляется на "содействие
проведению государственной политики формирования рыночных отношений в
научно-технической сфере путем поддержки, создания и развития
инфраструктуры малого инновационного предпринимательства, поощрения
конкуренции через привлечение финансовых ресурсов и их целевое и
эффективное использование для реализации программ и проектов по созданию
производства наукоемких продуктов". Фонд должен принимать участие в
проведении экспертизы, конкурсном отборе и реализации федеральной,
отраслевых и региональных программ и проектов развития малого бизнеса.
В ноябре 1994 года была учреждена Российская ассоциация развития малого
предпринимательства (РАРМП).
В 1993 году свою программу поддержки частного предпринимательства
предлагает Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Для этой
программы создается специальный Фонд поддержки, сумма которого определяется
в размере 300 млн. долларов США. Фонд активно начинает финансировать как в
столице, так и в регионах. Например, в 1994 году Кузбассоцбанк через
Томский филиал успешно реализовал первый этап программы по кредитованию
микробизнеса в объеме 200 тыс. долларов.
Однако, характеризуя положительно в целом этот этап, можно сказать, что
решительного поворота в сторону развития малого предпринимательства не было
сделано. В 1996 году, то есть по завершению первого этапа приватизации на
долю малых предприятий приходилось 3% совокупной стоимости основных средств
по всем отраслям экономики. Это объясняется тем, что условия для
структурной перестройки промышленности России еще не созданы и вопрос о
стабильном месте малого бизнеса в этом процессе еще не определен; не
создана конкурентоспособная среда, являющаяся важнейшим условием развития
малого предпринимательства; по-прежнему актуальным остается разворот к
производственному предпринимательству. Острой общероссийской проблемой
остается проблема возвратности кредитов. Кроме того, малые предприятия
России просто до сих пор еще не готовы брать кредиты, так как многие из них
не умеют составить бизнес-планы, не имеют залога и т.п.
На протяжении всего периода легализации малого предпринимательства
наблюдалась борьба за его курирование и, прежде всего, за распределение
государственных средств на его поддержку. Многочисленные государственные
ведомства, государственные и общественные организации не стремились
объединить свои усилия по поддержке малого предпринимательства. Не было
выработано механизма практической реализации предлагаемых направлений
деятельности. Единая программа и соответственно система государственной
поддержки малого предпринимательства в РФ до середины 1994 года
отсутствовала.
Картина будет не полной, если не отметить, что наблюдалось нарастание
криминально-уголовного характера многих процессов в малом бизнесе, что
связывается с отсутствием устойчивых, сложившихся норм и правил
предпринимательской этики, наличием «государственного рэкета» и уголовного
рэкета. Данный этап в развитии малого бизнеса все еще оставался этапом
«проб и ошибок». Однако в целом сохранялось устойчивое понимание
необходимости развития малого предпринимательства как важнейшего условия
дальнейшего эффективного экономического развития страны.
Второй этап: 1995-1998 гг.
На этом этапе отчетливо прослеживается нацеленность экономической
политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей
стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по
всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих
проблем.
В 1995 году образовывается Государственный комитет РФ по поддержке и
развитию малого предпринимательства (ГКРП РФ). Этот комитет получил
достаточно широкие полномочия. На него возлагается разработка и реализация
всей международной помощи в этой области.
Вводится в практику хозяйственной деятельности новый Гражданский
кодекс. 14 июня 1995 года был принят Федеральный закон РФ «О
государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации» №88-ФЗ, который статьей 3 законодательно определил статус малого
предприятия.
В 1995 году положение в малом предпринимательстве характеризовалось
следующими показателями: малых предприятий в Российской Федерации
насчитывалось 877,3 тыс., доля прибыли, заработанная ими, составляла 1/5
часть всей прибыли, полученной российской экономикой.[28]
Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию
малого предпринимательства приводит следующие данные. На 1 октября 1996
года насчитывалось 829 442 предприятия с численностью занятых 8 241 200
человек. На 1 января 1997 года малых предприятий стало более 842 тыс. с
численностью занятых 8618 300 человек. Большая часть малых предприятий
приходится на сферу торговли и общественного питания — 43%, строительство и
промышленность уступает — 32% (17% и 15% соответственно). Налоговая служба
учитывает также 3,5 млн. предпринимателей без образования юридического
лица, которые по законодательству являются субъектами малого
предпринимательства. Однако для создания нормальной конкурентной среды
малых предприятий должно быть значительно больше.
И тем не менее с учетом временно занятых и членов семей почти 15—18%
населения России было связано с деятельностью малых предприятий.
Направленность деятельности государства в области малого
предпринимательства на этот период определяет «Федеральная программа
государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996—1997 гг.»
(Утверждена постановлением Правительства РФ от 18.12.1995 г. № 1256).
Цель этой Программы заключается в том, чтобы обеспечить устойчивое
развитие малого предпринимательства в производственной, инновационной и
других сферах экономики. Эта Программа выдвигает следующие задачи:
. создание правовых, экономических и организационных условий для
устойчивого развития малого предпринимательства;
. целенаправленное формирование системы государственной поддержки малого
предпринимательства;
. создание новых рабочих мест, открытие и поддержка малых предприятий в
производственной, инновационной и социальной сферах для обеспечения
рынка отечественными товарами и услугами;
. поддержка деловой и инновационной активности, развитие конкуренции на
рынке товаров и услуг;
. инициирование финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, поиск
новых источников финансирования предпринимательской деятельности,
прежде всего, за счет собственных возможностей эффективно развивающихся
малых предприятий;
. широкое распространение типовых элементов инфраструктуры, созданных в
рамках программных разработок в 1994—1995 годах.
Исходя из цели и основных задач в Программе предусматриваются основные
мероприятия, направленные на выполнение всей Программы. Общий объем
финансирования на 1996 г. был определен в размере 883,35 млрд. руб., в том
числе 707 млрд. руб. — средства от приватизации объектов федеральной
собственности должны были поступить в Федеральный фонд поддержки малого
предпринимательства, чего на практике в полном объеме не произошло.[29]
По данным ГКРП России, в течение 1996-1997 гг. разрабатывалось более 40
законодательных и нормативных актов, затрагивающих деятельность малых
предприятий. Среди них: «Об участии субъектов малого предпринимательства в
производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных
государственных нужд», проекты Федеральных законов «О торгах на закупку
товаров, работ, услуг для государственных нужд», «О лизинге», «О системе
гарантий и поручительств в сфере малого предпринимательства», «Об обществах
взаимного кредитования».
Предпринимались попытки по поддержке малого предпринимательства в
производственной сфере и, прежде всего, в инновационной области. По оценкам
экспертов, в инновационной сфере функционирует около 120 тыс. малых
предприятий с численностью занятых 2,3 млн. чел. Как и во всем мире, часть
из них распадается, другие возникают вновь. Однако появились и устойчиво
функционирующие 3-4 года малые предприятия. Тем не менее предпринимаемые
меры коренным образом не изменили состояние инновационной деятельности. По-
прежнему оставляет желать лучшего ее результативность. Основными факторами,
сдерживающими инновационную деятельность на малых промышленных
предприятиях, являются недостаток ее собственных средств, высокие налоговые
ставки, неприемлемые условия инвестиций и кредитования. Наметилось
некоторое ухудшение положения и в строительстве, причем здесь основными
проблемами становятся, во-первых, неплатежеспособность заказчиков,
необеспеченность финансированием, недостатком заказов на работы, а, во-
вторых, недостаточное внимание к жилищному и промышленному строительству.
В этот период определенные усилия предпринимались и по формированию
инфрастуктуры поддержки малого предпринимательства. На июнь 1997 года в
регионах функционировало 74 региональных фонда, 60 бизнес-инкубаторов, 80
учебно-деловых центров, 40 лизинговых компаний. 44 технопарка, 60
информационно-аналитических центров малого предпринимательства. В первом
полугодии 1997 года на развитие инфрастуктуры малого предпринимательства
было выделено 9,3 млрд. руб., в т.ч. более 5 млрд. руб. было внесено в
уставные фонды объектов инфрастуктуры Калининградской, Нижегородской,
Саратовской, Томской областей, республик Ингушетия, Калмыкия, Карелия,
Татарстан, Алтайского и Краснодарского краев, Еврейской автономной области,
Ханты-Мансийского автономного округа.
После I Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий в
феврале 1996 года выходит Программа «0 первоочередных мерах государственной
поддержки малого предпринимательства в РФ» и Указ Президента РФ «О
первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в
РФ», который предписал региональным структурам выделять на поддержку малого
бизнеса половину процента от доходной части бюджета. Это очень важно для
развития малого предпринимательства, поскольку такая постановка вопроса
законодательно гарантирует поступление государственных средств. Указ
называл конкретные меры реальной поддержки предпринимательства, среди
которых можно выделить следующие:
. упрощение процедуры регистрации;
. введение налоговых льгот для банков, лизинговых и страховых компаний,
обслуживающих малый бизнес;
. перечисление на создание новых рабочих мест 40% бюджета
Государственного фонда занятости (начиная с 1997 года);
. создание гарантийного фонда, в который ежегодно будет отчисляться не
менее 200 млн. долларов для инвестиций в российский малый бизнес со
стороны иностранных кредитных организаций.
Большие надежды возлагались и на Федеральный закон «Об упрощенной
системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства» от 29.12.1995 года № 222-ФЗ, принятого в развитии
Федерального закона от 14.06.1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке
малого предпринимательства в РФ».
Регионом-первопроходцем в деле развития малого бизнеса является Москва.
Доля московских предприятий в общем числе МП равна 20%. В столице была
принята Московская Программа развития малого предпринимательства на
1996—1997 годы, в которой определены следующие приоритеты:
. производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции и
продовольственных товаров;
. производство товаров народного потребления;
. производство лекарственных препаратов и медтехники;
. оказание различных видов услуг;
. общественное питание;
. строительство;
. инновационная и природоохранительная деятельность, В 1996 году на
поддержку предпринимательства выделено 235 млрд. руб. Доля налоговых
поступлений от малых предприятий в некоторых префектурах достигает 80%.
Правительство Москвы принимает решение создать специальный гарантийный
фонд в размере 20 млрд. руб., который компенсировал бы разницу
процентов по кредитам, выдаваемым начинающим предпринимателям. 1-го
сентября 1996 года мэр Москвы выдвинул предложение о возрождении
ремесленничества в столице.
Все малые предприятия Москвы (любой формы собственности) уравнены с
государственными предприятиями по оплате коммунальных услуг, пожарной
сигнализации, телефонной связи. В первые два года малые предприятия
освобождаются от налогов на имущество полностью, в третий год — на 50%, в
четвертый — на 25%. Предприятия, производящие технологическое оборудование
для пищевой промышленности, освобождаются от налога на прибыль от продажи
продукции.
Имеют свой интерес к развитию малого бизнеса в столице и иностранные
инвесторы. Например, планируются значительные инвестиции в строительство
малых гостинец, в информационную систему Москвы, в создание крупных оптовых
рынков, в обустройство кольцевой дороги (имеется в виду строительство
целого комплекса гостиниц, небольших ресторанов, автомобильных стоянок).
В этот период продолжает активную деятельность Европейский банк
реконструкции и развития. Так, в орбиту его деятельности по поддержке
малого предпринимательства включается осенью 1996 года банк «Российский
кредит». Этот банк подписал кредитное соглашение по программе «Малый бизнес
в России». Соглашение дает возможность всем, кто работает в сфере малого
бизнеса, получить кредит по ставкам ниже рыночных.
Результативна была деятельность Фонда содействия развитию малых форм
предприятий в научно-технической сфере. К середине 1997 года этот Фонд
профинансировал 625 инновационных проектов, отобранных на конкурсной основе
из 1873 обратившихся малых предприятий.
На финансирование инновационных проектов, выполняемых малыми
предприятиями, расходуется около 80% бюджета Фонда содействия. Остальные
средства направляются на финансирование следующих программ: создание сети
инновационно-технологических центров — 9%, участие в выставках, рекламе
товаров и услуг малых инновационных предприятий — 1%, финансирование
поисковых исследований в интересах малых предприятий — 2%, развитие
инфраструктуры трансферта технологий — 0,5%, вовлечение студенчества в
инновационное предпринимательство — 0,5%, поддержка консультационно-учебной
деятельности.
Бюджетный голод сказался и на финансировании Фонда содействия. Из
запланированных 115 млрд. руб. бюджетных средств Фонд в 1996 году получил
49 млрд. руб., а это, конечно, сказалось на эффективности деятельности
Фонда, что выразилось в падении числа финансируемых проектов с 30—35 из 100
до 20.[30]
Однако второй этап функционирования малого бизнеса все еще не смог
стать действенным инструментом экономического роста, политики занятости,
научно-технического прогресса. Малое производство со своим уникальным
предпринимательским потенциалом все еще остается аутсайдером на
экономическом поле нашей страны и адекватно не решает тех проблем в
экономике, которые могли с помощью малого предпринимательства решаться. Во
многом это — не его вина, а его беда. Такая ситуация объясняется
особенностями общего состояния отечественной экономики, которое
характеризуется тяжелейшим кризисом, падением темпов роста, инвестиционным
голодом, развалом хозяйственных связей.
Другой особенностью экономической жизни являются процессы концентрации
и централизации капиталов, которые приводят к поглощению малых предприятий,
их слиянию. Еще не сформировался тот уровень деятельности крупных
предприятий, когда они становятся хозяйственными субъектами,
заинтересованными и инициирующими создание малых предприятий. Очень острой
остается проблема получения кредитов, которые жизненно необходимы
предпринимателям. Более того, нехватка финансов для начинающего
предпринимателя часто становится вообще основной проблемой. В итоге задачи
Федеральной Программы по насыщению товарного рынка конкурентоспособными
отечественными товарами не решены.
Существенным фактором, мешающим цивилизованному развитию отечественного
малого предпринимательства, остается криминальность и криминализация самого
малого бизнеса.
Страницы: 1, 2, 3
|