Рефераты

Малый бизнес: трудности роста

суммарной стоимостью использованных в производстве сырья, материалов,

топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду

производственных помещений и транспортных средств, налогов на добавленную

стоимость, уплаченных поставщикам, отчислений в социальные внебюджетные

фонды, а также уплаченных предприятием таможенных платежей.

Однако до сих пор субъекты Федерации, особенно органы местного

самоуправления, пытаются устанавливать произвольные налоги. Конечно, проще

забрать у начинающих малых предпринимателей средства для латания дыр в

бюджете. Это тоже своего рода передел, перераспределение. По сути будет

происходить перераспределение средств от малых предприятий и регионов,

которые не получали государственную поддержку, к малым предприятиям и

регионам, которые уже включены в такую систему. На "опоздавших" и

"раскачивающихся" налоговое давление усилится.

Такой механизм формирует у "успевших на поезд" иждивенческие настроения и

не стимулирует легальное расширение производства. Этот механизм не

освобождает частных товаропроизводителей от вмешательства государства, а

ставит их в еще большую зависимость. В результате наблюдается массовое

выбивание денег и все новых и новых льгот в государственных и региональных

структурах. Параллельное существование в сознании каждого предпринимателя

одновременно двух экономик - легальной и нелегальной ("черный нал") ведет к

одновременному сочетанию двух жизненных философий - честной и нечестной.

(При этом человек и государство остаются как бы врагами.) Поэтому вопрос об

отношении государства и общества к предоставлению налоговых и кредитных

льгот малым предприятиям приобретает политическое значение

А. Блинов

А дополнительные частные и государственные инвестиции в малый бизнес?

Внешне привлекательна ситуация, когда государство увеличивает объем

инвестиций в малый бизнес, но при этом на столько же возрастают налоговые

сборы с предприятий данной категории. Баланс для бюджета достигнут, но

отрицательные последствия такой арифметики - дисбаланс интересов -

неизбежны.

Целесообразно законодательно установить для малых предприятий единый

налог в размере 30%. Это позволит создать благоприятную среду для

функционирования предпринимателей, снизит степень социально-политической

нестабильности в обществе.

Инвестиционная политика

Не менее важной проблемой является поиск инвестиционных ресурсов, иначе

процесс становления малых форм предпринимательства будет чрезмерно

длительным. У государства достаточных средств для этого нет и вряд ли они

будут, но есть государственная собственность. Представляется целесообразным

часть ее не выставлять на аукционах на продажу, а сдавать малым

предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом

приоритет должен принадлежать предпринимательским структурам в регионах с

благоприятным предпринимательским климатом.

Привлечение средств частных инвесторов в малый бизнес и сведение их

рисков к минимуму возможны только при использовании специализированных

фондов и соответствующего законодательства, регулирующего их деятельность.

Одним из основных источников привлечения средств в государственные и

региональные фонды могут стать капиталы частных инвесторов, аккумулируемые

через облигационные займы.

Однако облигации под малый бизнес не будут ликвидными, а следовательно,

и привлекательными для частных, особенно иностранных, инвесторов, если

малые предприятия не получат налоговых льгот. В противном случае доходность

(ликвидность) возможна только за счет построения финансовых пирамид.

Для оценки уровня привлекательности инвестиций целесообразно создать

банк данных по предприятиям различных форм свбствен-ности. Основой банка

данных призвана служить бизнес-карта, которая должна стать источником

информации об имеющихся возможностях и условиях инвестирования в создание

новых предпринимательских структур в каждом регионе, о неиспользуемых

производственных мощностях, объектах незавершенного строительства, о

транспортной инфраструктуре, свободных трудовых и сырьевых ресурсах.

Одним из элементов целенаправленной политики в сфере малого

предпринимательства должно стать обеспечение ее тесной связи с процессом

приватизации. В программе приватизации необходимо учесть возможности

участия малого бизнеса. Доходы от приватизации нужно направлять не только в

федеральный фонд поддержки

_____________________________Малое предпринимательство и большая политика

малого предпринимательства, но и в аналогичные региональные фонды, которые

могли бы получать примерно 20°о дохода от реализации региональной и

муниципальной собственности. Кроме того, как один из вариантов санации

крупных предприятий, приватизируемых или радикально реорганизуемых по

причине их банкротства, должна быть предусмотрена возможность их

преобразования в систему (объединение) малых предприятий.

Исключительно важной задачей является создание более благоприятных

условий для привлечения иностранного капитала к участию в процессе

приватизации путем обеспечения соответствующих гарантий и льгот малому

предпринимательству, включая предоставление права на владение контрольным

пакетом акций.

Особенно актуальным является создание на приграничных территориях

межрегиональных межгосударственных консалтинговых структур (бизнес-

центров). Целесообразность создания подобных структур должна быть

обоснована при подготовке соответствующих межправительственных соглашений,

таких же, как при формировании финансово-промышленных групп. Необходимо

обеспечить режим наибольшего благоприятствования для подобных структур. В

частности, стоит подумать о принятии соответствующих нормативных актов,

которые способствовали бы деятельности подобных бизнес-центров.

_____________________________Малое предпринимательство и большая политика

Бизнес - власть: механизм взаимодействия

Для того чтобы между бизнесом и властными структурами установились

партнерские отношения, необходима четкая схема их сотрудничества. На наш

взгляд, она должна базироваться на принятии закона "О регулировании

лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти".

Очевидно, чем органичнее вписывается предприниматель в новую

экономическую систему, тем чаще он склонен прибегать к "цивилизованному"

лоббированию через благоприятное для него изменение нормативных актов

органами власти. И, наоборот, чем труднее данному руководителю осуществлять

свои функции в новых условиях, тем характернее для него стремление

лоббировать "по-советски" -посредством прямого "выколачивания" средств для

его предприятия.

Важным фактором, влияющим на лоббистскую деятельность, является размер

руководимого предприятия. Наиболее активно действуют крупные предприятия.

Для средних предприятий лоббирование выступает, скорее, эпизодом, а тысячи

мелких предприятий либо совсем не проявляют активности в этой сфере, либо

действуют в основном на местном и региональном уровнях. Правда, необходимо

отметить тот факт, что многие малые и средние предприятия пытаются

отстаивать свои интересы коллективным образом - посредством политических

действий различных предпринимательских объединений.

Весьма специфически осуществляется в России лоббирование в интересах

предпринимателей, действующих в непроизводственной сфере: торговле,

финансах, сервисе и т.д. Здесь сосредоточены усилия большинства деловых

людей "новой волны", что вполне закономерно, учитывая особо высокую

оборачиваемость капиталов в данной сфере. В связи с этим эксперты

предостерегают, что по мере либерализации экономики у высших

государственных руководителей могут возникать и чисто субъективные

интересы, совпадающие с интересами крупных торгово-финансовых групп.

Отношения малого бизнеса с властными структурами всех уровней сегодня

хорошо описываются известной в биологии моделью "хищник - жертва". Если

опросы двух-трехгодичной давности показали определенную сбалансированность

прав и обязанностей предпринимателей и государства, то теперь около 80%

предпринимателей не получают никакой помощи ни от центральных, ни от

местных органов власти. На вопрос к предпринимателям: "Согласны ли вы с

тем, что сейчас невозможно решить большинство хозяйственных проблем без

взяток чиновникам?" - положительный ответ дали 70,8% опрошенных.

Развитие малого предпринимательства - важная политическая проблема.

Пожалуй, никем в России уже не оспаривается истина, что стабильность в

обществе зависит от того, располагает ли оно мощным средним классом. Однако

до сих пор эта политика остается декларативной. Необходима целостная

системная методология развития малого предпринимательства. Дело совсем не в

бюджете и даже не в налогах. Дело в свободе, в правах, в отношениях

государства к малому бизнесу.

А. КОЛЕСНИКОВ, директор программы "Малый бизнес" АНХ,

Л. КОЛЕСНИКОВА, кандидат технических наук, зам. директора

программы "Малый бизнес" АНХ

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС: ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЙ И ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ

(Толковыи словлрь жнваго великорусскАГО языка

ВлАДи<«1рА даля. 1882, толп. трет1н, с. 388)

Варианты подходов к определению малых и средних предприятий

Можно выделить количественный, качественный и комбинированный подходы к

определению малого и среднего предприятий.

Количественные определения МСП. В определениях малых и/ или средних

предприятий, основанных на количественном подходе, чаще всего используют

такие легко доступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж

(оборот), балансовая стоимость активов.

При этом известны определения, основанные только на применении одного из

данных критериев (например, прежнее определение ЕС - численность занятых);

может быть использована комбинация этих критериев, как в новом определении

ЕС (табл. 2, 3). Однако, хотя подобные критерии и являются наиболее

распространенными, разброс мнений о количественных параметрах изменения

таких критериев чрезвычайно широк даже в пределах одной и той же страны, не

говоря уже о разных странах. Это вполне объяснимо как широким

Таблица

Определение малого и среднего предприятий по методологии ЕС

(январь, 1995 г.)

|Предприят|Численность |Годовой |Баланс, |

|ия |занятых, человек |оборот, млн. |млн. ЭКЮ |

| | |ЭКЮ | |

|Малое |менее 50 50-250 |менее 4 менее|менее 2 |

|Среднее | |16 |менее 8 |

Источник: PROMEESE Profiles of Management Excellence in European Small

Enterprises.

° Stanworth J., Gray C. Bolton. 20 Years On: The Small Firm in 1990s

спектром задач, для которых используются формальные определения, •так и

различным уровнем развития экономики в разных странах и регионах. В

дополнение к этим объективным факторам накладываются и субъективные

представления тех или иных исследователей или политиков о том, что есть

малый и/или средний бизнес.

Данные таблицы 3 свидетельствуют также об отсутствии общего консенсуса

исследователей по вопросу определения размера предприятия даже в

национальном масштабе, так как большая часть приведенных критериев

относится к Великобритании, одной из первых западноевропейских стран,

обратившей внимание на феномен МСП и целенаправленно развивающей этот

сектор экономики.

Таблица 3 Варианты количественных определений среднего предприятия

|Тип исследования |Балансовая |Объем |Число |

| |стоимость |продаж,|заняты|

| |активов, |млн. ф.|х, |

| |млн. ф. ст.|ст. |челове|

| | | |к |

|Определение размера фирмы | | | |

|в целях | | | |

|Бухучета |1,4-5,75 |1,4-5,7|50 - |

| | |5 |250 |

|Планирование в среднем | |10-33,3|- |

|бизнесе | |' | |

|Стратегия в среднем |- |- |10 - |

|бизнесе | | |500 |

|Корпоративное планирование| | | |

|в среднем бизнесе |- |9-160 |1800-4|

|Великобритании | | |999 |

|Экспортные маркетинговые | | | |

|стратегии | | | |

|в среднем бизнесе |- |- |100-50|

|Великобритании | | |0 |

|Факторы успешного роста | | | |

|компаний | | | |

|в США |- |16-666*|- |

|Факторы успешного роста | | | |

|компаний в | | | |

|Электронной промышленности| | | |

|Великобритании |- |10-120 |- |

|Инновации в промышленности|- |- |50-250|

|Греции | | | |

|Маркетинговые исследования| | | |

|в | | | |

|Среднем бизнесе |- |- |100-50|

| | | |0 |

|Стратегии развития | | | |

|технологий в | | | |

|Среднем бизнесе |- |13-66* |- |

• - Доллары США пересчитаны в фунты стерлингов.

Источник: Brooksbank R. Defining the Small Business: a New

Classification of Company Size.

Главным достоинством количественных определений является удобство их

использования. Такие критерии, как оборот или численность занятых, как

правило, доступны для исследователей. Основными недостатками количественных

подходов являются их абсолютность, отсутствие теоретической базы,

определяющей выбор того или иного показателя и границ его изменения, и в

связи с этим трудность их использования для сравнительного анализа.

Качественные варианты определений предусматривают использование

качественных критериев. Возможно также дополнение качественного определения

некоторыми количественнымии показателями. Однако и такой подход опирается в

основном на субъективные суж-

____________Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения

дения и опыт, но при этом делается акцент на отличия, "интуитивно"

известные как присущие компаниям того или иного размера. Делаются также

попытки определить размер "малого", "среднего" и "крупного" предприятий

через рассмотрение, по сути, "эффектов" или последствий влияния размера на

характер деятельности фирмы.

В качестве примера такого подхода Р.Бруксбэнк приводит определение Ван

Хорна (Нидерланды, 1979 г.). При анализе особенностей стратегического

планирования малых фирм Ван Хорн выделяет пять характерных черт, присущих в

стратегическом аспекте малым фирмам:

- относительно небольшое число производимых продуктов (технологий,

услуг, ноу-хау);

- сравнительно ограниченные ресурсы и мощности (капитал, человеческие

ресурсы и т.д.);

- менее развитые системы управления, административных процедур и

технологий, необходимых для оценки и контроля стратегического положения

компании;

- несистематичность менеджмента, неформальность отношения к тренинговым

и обучающим программам;

- главные управленческие должности и большинство акций удерживаются

основателями предприятия и/или их родственниками.

На базе этих качественных критериев, а также своего опыта

консультирования в Нидерландах Ван Хорн предложил считать средними

предприятия с численностью занятых от 50 до 500 человек и оборотом в 1-33

млн. ф. ст.

Другим примером качественного подхода является методика, разработанная

X. Веду" на основе исследований процессов развития организаций. Он

идентифицирует ряд характеристик, присущих предприятиям разного размера -

от малых до крупных (см. табл. 4). В этом исследовании делается вывод о

том, что британские средние по размеру компании - это предприятия с

численностью занятых от 25 до 500 человек.

Широкое распространение в западных странах получила также "теория этапов

роста фирмы" (или просто "теория роста компании"), появившаяся в результате

исследований в области "организационного поведения" ("organisational

behavior)" и также давшая толчок к распространению качественных определений

размера фирмы на основе выделения характерных этапов ее развития. И хотя ни

один из вариантов теории роста фирмы не связан напрямую с определением

размера предприятия, ряд исследователей используют эту концепцию для

развития качественных вариантов определения размера фирмы.

Один из вариантов данной теории фокусируется на стратегии развития

продукта как индикаторе этапа роста предприятия. При этом большинство

авторов рассматривают компании как предприятия, развивающиеся начиная от

малой фирмы, ориентированной на производство одного продукта, до крупной с

ориентацией на диверсификацию

____________Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения

своей деятельности по производству большого числа продуктов (технологий,

услуг, ноу-хау) - компании-конгломерата. Для характеристики этапа развития

продукта используется "коэффициент специализации" ("specialisaion ratio),

равный отношению годового дохода фирмы к ее общим затратам на производство

и сбыт основного продукта.

Преимуществами качественного подхода являются достижение некоторой

степени его теоретического обоснования и учет широкого спектра "интуитивно"

присущих разным предприятиям качественных критериев, таких, как "система

менеджмента", "система контроля производительности", "система мотивации

производительности" и т.д. Основными недостатками этого подхода являются

сложность практического его применения, обусловленная, в частности,

трудностью доступа к внутрифирменной информации для определения ряда

характеристик, таких, например, как "система менеджмента", а также

достаточно широкий спектр самих критериев.

Чисто качественное определение малой фирмы можно сформулировать

посредством выделения основных характерных особенностей ее существования и

развития. Этот подход интересен прежде всего тем, что рассматривает малую

фирму не как уменьшенный вариант большой компании, а как организацию,

деятельность которой качественно отличается от крупных предприятиий

следующими специфичными чертами: высокой степенью неопределенности;

потенциально более высокой способностью к внедрению инноваций (в широком

смысле); постоянным развитием и адаптируемостью к изменениям.

Комбинированный подход. Характерным примером комбинированного подхода

является определение малой фирмы, предложенное в 1971 г. в докладе

Болтонского комитета (Великобритания), явившемся, по сути, первым примером

серьезного рассмотрения проблемы развития малого бизнеса^. В нем приведены

результаты сравнительного анализа некоторых аспектов развития малых фирм в

разных странах, что было первой попыткой осмысления проблемы МСП в

международном контексте.

Пытаясь устранить недостатки количественного подхода, Бол-тонский

комитет предложил так называемые "экономическое" и "статистическое"

определения малой фирмы. Согласно экономическому определению, к малым

относятся фирмы, удовлетворяющие следующим трем условиям:

- фирма владеет относительно небольшой долей рынка в рыночном

пространстве ее сферы деятельности;

- управление фирмой осуществляется ее владельцем (или соучредителями)

лично, а не посредством формализованной управленческой структуры;

- фирма является независимой (не представляет собой часть крупного

предприятия).

Статистическое определение (табл. 5) предполагалось использовать для

выявления вклада предприятий малого бизнеса в валовой

" Storey D.J. Understanding the Small Business Sector. 55

А. Колесников, Л. Колесникова

национальный продукт, в решение проблемы занятости, экспортную

деятельность, развитие инноваций и т. д., а также для анализа изменений

соответствующих показателей во времени и обеспечения возможности проведения

сопоставлений на международном уровне.

Данные таблицы 5 иллюстрируют также использование различных определений

для разных отраслей и вариации одних и тех же "критериев малости" для

различных сфер деятельности.

Таблица 5

Статистическое определение малой фирмы по методологии Болтонского

комитета

|Отрасли |Определение |

|Промышленность |Число занятых не более 200 |

|Строительство, добыча | |

|Полезных ископаемых |Число занятых не более 25 |

|Розничная торговля, |Оборот не более 50 000 ф. ст.|

|услуги | |

|Продажа автомобилей |Оборот не более 100 000 ф. |

| |ст. |

|Оптовая торговля |Оборот не более 200 000 ф. |

| |ст. |

|Транспорт |В собственности фирмы не |

| |более |

| |5 транспортных средств |

|Общественное питание |Все самостоятельные |

| |предприятия, |

| |исключая чьи-либо отделения и|

| |предприятия, управляемые |

| |пивоваренными заводами |

Источник: Bolton Committee Report (1971).

В дальнейшем болтонское определение неоднократно подвергалось критике в

части как "экономической", так и "статистической" составляющих^.

Во-первых, отмечалось противоречие между "экономическим" определением,

предусматривающим, что управление в малой фирме осуществляется без

использования какой-бы то ни было формализованной управленческой структуры,

и "статистическим" определением, согласно которому малая фирма, например, в

промышленности, может насчитывать до 200 занятых. Хотя в болтонской

интерпретации далее признавалось, что некоторые малые предприятия могут

характеризоваться "одним или более уровнями промежуточных "контролеров"

("supervisors") или "бригадиров", проводящих в жизнь решения владельца

фирмы - предпринимателя", тем не менее подчеркивалось, что все ключевые

решения принимаются именно им. Однако и специальные исследования этого

вопроса, и просто объективный взгляд на практику функционирования малых

фирм показывают, что менеджеры малых фирм принимают серьезные

управленческие решения (в рамках делегированной им ответственности), а не

только вы-

" Storey D.J. Understanding the Small Business Sector.

_____________Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема

определения

полняют чисто контрольные функции начиная уже с того времени, когда фирма

насчитывает от 10-20 человек и более. При этом деятельность фирмы

характеризуется довольно четким разграничением сфер ответственности.

Другой спорный аспект болтонского экономического определения -

утверждение о невозможности для малой фирмы влиять на свой рыночный

сегмент, например, на цены посредством изменения количества выпускаемых ею

продуктов. Это утверждение, по сути, базируется на принятии того факта, что

малая фирма действует в контексте совершенной конкуренции. На практике,

однако, многие малые фирмы развиваются успешно, находя свои ниши.

Обеспечивая присутствие на рынке в высокой степени специализированных услуг

или продуктов, например, в достаточно изолированной в географическом плане

местности, они часто не испытывают особой конкуренции. В результате в

краткосрочном или даже среднесрочном времен-нбм интервале малые фирмы

оказываются в положении, позволяющем им удерживать достаточно высокие цены

и достигать при этом более высокой рентабельности, чем на крупных

предприятиях той же отрасли.

Статистическое определение Болтонского комитета также подвергалось

серьезной критике по различным аспектам. В качестве его недостатков

отмечались следующие:

- широкий спектр применяемых критериев "малости";

- наличие разных числовых параметров изменения критериев для разных

отраслей, затрудняющих использование такого определения;

- непосредственное использование денежных единиц, что неизбежно приводит к

трудностям учета изменений их стоимости во времени;

- применение критериев численности занятых при сопоставлении

деятельности малых и крупных фирм с течением времени также приводит к

определенным затруднениям в связи с неравномерным изменением количества

валового национального продукта на человека для различных отраслей;

- единое статистическое определение, несмотря на отдельные вариации его

составляющих для различных отраслей, подразумевает тем не менее

однородность сообщества малых фирм.

Исследователям, пытающимся делать какие-либо выводы на основании

статистики МСП разных стран, необходимо быть особенно внимательными, так

как существуют дополнительные "подводные камни", способные существенно

исказить "истинное" положение дел:

- различные подходы к формальному определению МСП в разных странах (в

докладе РАРМП^ приводится 18 вариантов определений МСП);

- даже в рамках общих подходов - различия традиционно сложившихся в

разных странах способов учета появившихся на рынке предприятий и уходящих с

рынка фирм;

'* Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. Аналитический доклад

РАРМП.

А. Колесников, Л. Колесникова

- даже при полном совпадении определений и числовых параметров

используемых критериев возможны неожиданности. Например, способы учета

численности как частично занятых на предприятии, так и самозанятых могут

различаться для разных стран;

- статистика малых предприятий в разных странах по-разному учитывает малые

фирмы, являющиеся отделениями других компаний. Таким образом,

статистические данные по МСП могут использоваться в различных дискуссиях в

спекулятивных целях. Избежать таких неприятных последствий текущей реальной

ситуации в этой области можно лишь посредством объединения усилий ученых,

исследователей, политиков и самих предпринимателей.

Длительные дебаты специалистов западных стран по проблеме определения

МСП пока не закончены, а в России они еще только начинаются (например, наше

законодательство пока никак не определяет понятие среднего бизнеса). В

настоящее время в нашей стране при рассмотрении проблемы определения МСП

внимание специалистов и политиков концентрируется в основном на связанных с

ней вопросах налогообложения и государственной поддержки малого бизнеса.

Так, в федеральной программе государственной поддержки малого

предпринимательства в РФ на 1996-1997 гг. и в решениях 1-го Всероссийского

съезда представителей малых предприятий обращено особое внимание на

разработку и закрепление в российском законодательстве принятых в мировой

практике, в том числе в странах -членах ЕС, понятий "микрофирма" и "среднее

предприятие", а также распространение на эти сферы предпринимательства

действия федерального закона "О государственной поддержке малого

предпринимательства в Российской Федерации". Здесь же нам хотелось сделать

акцент на значительно более широком спектре задач, обусловливающих

необходимость использования формальных или неформальных определений малого

бизнеса, а также на более широком видении возможных подходов к их решению.

При разработке отечественных вариантов полезно осмысление опыта стран, в

которых сектор МСП развивается уже около двух десятков лет. Особо надо

подчеркнуть, что вряд ли существует единственно верное для всех целей

определение малого и/или среднего предприятия. Мы попытались показать (см.

табл. 4) расплывчатость переходных границ между качественными определениями

"малый- средний - крупный бизнес". Для различных целей и задач вполне

правомерно использование разных подходов. Вместе с тем при решении задач

статистических наблюдений и анализе ситуаций как в отдельных регионах, так

и в России в целом не следует забывать и о проблеме определения МСП. И в

заключение мы хотели бы обратить внимание специалистов на употребление

некоторых новых "терминов" из арсенала российской деловой терминологии,

сомнительных, на наш взгляд, с точки зрения чистоты русского языка, ведь "в

начале было слово...".

В. РАДАЕВ, кандидат

экономических наук, заведующий отделом ИЭ РАН

О вымогательствах и угрозах

Обратимся ко второй стороне "обычного ненормативного" поведения -

применению силовых действий, вымогательств и угроз в деловых

взаимоотношениях. Известно, что в опросах общественного мнения преступность

в течение последних пяти лет достаточно устойчиво ставится российским

населением на второе место среди наиболее острых проблем (первое место

занимает рост цен). Для российского бизнеса организованное насилие также

превратилось в болезненную проблему. Только за 1994 г. было убито 94 (!)

руководителя крупных коммерческих фирм. По отдельным данным, около 70%

коммерческих предприятий вынуждены платить силовым группировкам^

По нашим данным, свыше '/^ руководителей малых предприятий (26,2°о)

заявляют, что случаи силовых вымогательств и угроз часты, еще более

половины (57,1%) считают это нередким явлением и только 16,7°о опрошенных

говорят, что подобные явления в малом бизнесе отсутствуют (см. табл. 1). В

1993 г. V^ руководителей заявили, что вообще не сталкивались с рэкетом.

Контраст с сегодняшней ситуацией разителен (особенно если сравнивать

полученные результаты с устойчивостью ответов о нарушении деловых

обязательств). Отчасти это связано с тем, что заданный три года назад

вопрос о рэкете был неудачен по форме, сужал проблему группового и

организованного насилия.

В период перестройки было немало разговоров о рэкете в отношении новых

хозяйственных структур. Сегодня ситуация в корне не изменилась, но

произошло серьезное смещение акцентов. Речь идет уже не о рэкете, а об

организованной охране. И малые, и крупные предприятия вынуждены искать

профессиональную защиту, которую оказывают сегодня как минимум три

категории организаций: представители официальных правоохранительных органов

(на коммерческой основе); официально зарегистрированные частные охранные и

сыскные агентства, образуемые, как правило, бывшими работниками

правоохранительных органов; криминальные группировки, занимающиеся

обеспечением так называемых "крыш". В результате бизнесмены систематически

оплачивают услуги "своих" охранников, а не платят "чужим".

Спектр силовых методов достаточно широк^. Как важная часть они включены

в механизм контроля деловых обязательств. Профессиональные силовые группы

широко используются для выяснения

^ Российское предпринимательство: приоритеты национальной экономики в

1995 г. Годовой доклад Торгово-промышленной палаты. М, 1995, с. 48.

^0 видах вымогательств см., например: Клейменов М.А., Дмитриев О. В.

Рэкет в Сибири. - Социологические исследования, 1995, 3, с. 115-121.

В. Радаев ___ ________________

отношений с недобросовестными и необязательными партнерами и клиентами, для

решения проблем, связанных с их задолженностями. Цена услуг высока.

Утверждается, что привлечение "братков" обходится в половину возвращаемой

суммы, официальные агентства берут от 15 до 40% ".

Роль организованного насилия не исчерпывается криминальными факторами.

Во многих случаях это замещение утерянных инструментов вертикального

давления на партнеров (в том числе давления через партийные органы в

советское время), своего рода "компенсация" за утерю административной

защиты. При отсутствии действенного законодательного и судебного

регулирования силовые методы вошли как нормальный (обычный) элемент в ткань

хозяйственных отношений. Когда закон нем, а мораль слепа, зарвавшихся

возвращают в нормативные рамки более грубыми и примитивными способами. И

зона силовых методов, судя по всему, продолжает расширяться.

Общеизвестно, что объектом вымогательств чаще становятся финансовые и

торговые структуры, активно работающие с наличным денежным оборотом.

Действительно, опрошенные финансисты более других озабочены данной

проблемой. А вот существенных отличий в оценках занятых в торговле и сфере

услуг от общей массы предпринимателей зафиксировать не удалось.

Стоит упомянуть, что частота применения силовых методов хозяйственными

руководителями напрямую увязывается с общей неблагоприятной оценкой условий

для малого предпринимательства. Респонденты с более высоким образовательным

уровнем несколько чаще указывают на наличие вымогательств (вряд ли они чаще

с ними сталкиваются, скорее, мы опять имеем дело с более болезненной

реакцией).

По мнению государственных служащих и деятелей общественных объединений,

ситуация, как и при невыполнении обязательств, выглядит еще более тяжелой,

причем различия с оценкой малых предпринимателей даже увеличиваются до 10

процентных пунктов.

Можно ли успешно хозяйствовать без угроз и применения силы - не в

идеальном, заоблачном мире, а в реальных сегодняшних условиях? Более

половины респондентов (52, У/о) уверены, что можно. Еще более трети

(38,3°о) считают, что это возможно с трудом. И только 9,4% поставили

категоричное "нет" (см. табл. 2). Причем руководители малых предприятий в

данном случае явно выделяются своим оптимизмом на фоне всех прочих групп -

более крупных предпринимателей, представителей государственного управления

и общественных организаций. О возможности отказа от применения силы говорят

"экономические оптимисты": те, кто прогнозирует рост всех основных

хозяйственных показателей в сфере малого бизнеса и не ожидает массовых

банкротств. А вот с финансовым положением собственного предприятия связь

уже не наблюдается.

' Полянский А. Выше "крыши". - Эксперт, 1996, № 2, с. 20. 7»

________________Малый бизнес и проблемы деловой этики О

бюрократизме и взятках

Теперь обратимся к "силовым методам" иного рода, связанным с

вымогательством со стороны чиновников. Из области "горизонтальных"

хозяйственных отношений переходим в область "вертикальных". Проблемы

бюрократизма обычно характеризуются печально высоким рейтингом среди

наиболее болезненных проблем, с которыми сталкиваются руководители малых

предприятий (по результатам нашего опроса, бюрократизм и недостаточная

безопасность бизнеса делят 5-6-ю позиции из полутора десятков наиболее

острых проблем). Известно, что чиновники имеют немало возможностей для

создания барьеров на пути малого предпринимательства. Усложненный порядок

регистрации предприятий, необходимость платить за каждый документ (отнюдь

не символические суммы), задержки с оформлением и даже отказы в регистрации

(по сути, противозаконные) - со всем этим предприниматель вынужден

сталкиваться, еще не начав свою деятельность. Но беды предприятия с его

регистрацией не кончаются. Власти манипулируют ставками арендной платы и

прочих платежей. Появляются многочисленные контролирующие инстанции,

которые устраивают проверки по поводу и без повода^ Представители властей

не раз доказывали свою способность разрушить фактически любое предприятие,

причем в самые кратчайшие сроки.

Бюрократизм является эффективным инструментом прямого вымогательства.

Поборы осуществляются в трех основных формах: легальных, полулегальных и

нелегальных. Легальные включают налоги и обязательные платежи (от 40 до 50

наименований). Налоговое бремя уже само по себе достаточно тяжело. Но оно,

увы, не единственное. К полулегальным сборам относятся осуществляемые по

инициативе властей отчисления предприятий, выходящие за пределы

законодательных норм. Речь идет о "добровольно-обязательных" отчислениях на

разного рода муниципальные нужды (благоустройство города, ремонт зданий,

другие потребности коммунального хозяйства). Власти обладают достаточно

мощными рычагами, чтобы вынудить предпринимателя стать "благотворителем". И

действия их - по сути своей незаконные - в данном случае принимают вполне

законную, официальную форму. Третья форма - нелегальные поборы, идущие

непосредственно в карманы конкретных чиновников в виде банальных взяток.

По мнению экспертов, коррупция является наиболее распространенным

незаконным хозяйственным действием^. Причем перестройка и последующие

реформы принесли серьезные административные послабления в этой области.

Произошло явное расширение масштабов данного вида "торговли внутри

государства". Зафиксированные

' Подробнее об этом см.: Малый бизнес России: проблемы и перспективы

(Аналитический доклад). М. Российская ассоциация развития малого

предпринимательства, 1996.

* Радаев В. Новое российское предпринимательство в оценках экспертов.

-Мир России, 1994, т. 3, №1, с. 44-46.

79

.

Радаев____________________________________________________________________

факты коррупции по-прежнему единичны и разрознены. Но судя по всему, взятки

достигли таких размеров, какие не могли присниться советскому чиновнику

даже в самом фантастическом сне.

Мы не намерены в данном случае ограничиваться традиционными обвинениями

в адрес чиновничества и "обелять" предпринимателей. У сделки как минимум

есть две стороны. И корыстные наклонности власть имущих нередко

используются, и весьма цинично, для решения собственных проблем: взятка

помогает получить доступ к дешевым ресурсам и индивидуальные льготы,

освободиться от части легальных платежей и избежать "благотворительных"

сборов. Конечно, это не "рыночный торг равноправных сторон", ущемление

предпринимателя здесь очевидно, но представлять его только лишь в качестве

пострадавшей стороны было бы не совсем верно.

По результатам опроса, ситуация здесь далеко не блестящая -^/

руководителей малых предприятий обращают внимание на наличие вымогательств

со стороны чиновников, в том числе на частые вымогательства указывают

40,7%. И лишь 9,4°о руководителей не наблюдают их в хозяйственной практике

(см. табл. 1). Эти оценки близки к данным нашего опроса 1993 г., но все же

частота бюрократических вымогательств несколько выросла (три года назад на

их наличие указывали около 80°о руководителей).

Здесь еще более заметно расхождение во мнениях между основными группами

респондентов. Оценки руководителей крупных и средних предприятий более

негативны: 56,0% считают вымогательства частым явлением. Но самыми

яростными обвинителями коррупции выступают представители общественных

организаций, поддерживающих малый бизнес (ее наличие в этой группе отмечают

практически все). Для них вообще характерно дистанцирование от официальной

власти, от "чиновников" (на деле эта дистанция зачастую не столь велика).

Что же касается самих чиновников, то данную проблему они закономерно

предпочитают не акцентировать. Конечно, мало кто утверждает, что коррупции

нет вовсе (менее чем каждый пятый), но большинство все же не считают

вымогательства частым явлением.

В отраслевом разрезе опять лидируют финансисты (к этой сфере сейчас

наблюдается особо пристальное внимание), затем следуют занятые в сфере

науки и консалтинга, торговли и транспорта. Чуть реже, судя по ответам, это

касается сферы строительства.

Немногие объяснения фактически те же, что и в случае с силовыми

методами: прямое влияние образовательного уровня и общая оценка условий для

малого предпринимательства. Вообще связь, между двумя проявлениями силового

давления наиболее высока, они выглядят как две стороны одной медали (их так

и называют - "бюрократический и криминальный рэкет"). Складывается

впечатление, что одни группы живут в зоне насилия, а другие - в мире

относительного спокойствия. Где проходят границы между этими группами, еще

предстоит выяснить исследователям.

. Наиболее удручающий элемент вырисовывающейся картины связан с оценкой

возможностей успешного хозяйствования при принципиальном отказе от дачи

взяток должностным лицам. В этом пункте

Малый бизнес и проблемы деловой этики

общий оптимизм предпринимателей сильно повыветрился. Только каждый шестой

(16,6%) надеется, что это возможно. 42,1°о руководителей считают, что этого

можно добиться с трудом. И почти столько же (41, У/о) не питают в данном

случае никаких надежд (см. табл. 2). Если ситуация с деловой

обязательностью неблагоприятна, но все же поправима, то на победу над

коррупцией, похоже, мало кто всерьез рассчитывает. Здесь витает дух

обреченности. Это относится и к другим опрошенным группам. За исключением

самих чиновников, видящих ситуацию в более радужном цвете, все относительно

единодушны (несколько пессимистичнее оценки руководителей крупных и средних

предприятий). В отраслевом разрезе среди пессимистов лидируют занятые в

сферах финансов, торговли и услуг населению. Но мнение производственников

отличается несильно.

Об оптимизме и кодексе чести

Делая следующий шаг, мы оставляем в стороне тех немногих, кому

посчастливилось не наблюдать "аномальных" явлений в сфере малого бизнеса,

чтобы посмотреть, каковы ценностно-нормативные представления основной части

респондентов, указывающих на имеющиеся негативы. Назовем "оптимистами" или

"несогласными" тех, кто признает наличие этих явлений, но считает возможным

их устранение. Тех, кто такой возможности не видит, назовем "пессимистами"

или "обреченными". Тех же, кто думает, что обойтись без таких явлений хотя

и с трудом, но можно, будем считать "умеренными".

Когда речь идет о возможности не нарушать деловых обязательств, как это

делается сегодня, оптимистов предостаточно (более половины опрошенных).

Почти половина руководителей оптимистично смотрят на возможность избавиться

от силовых действий, вымогательств и угроз в отношениях между партнерами. А

вот в то, что можно благополучно существовать, не прибегая к взяткам, верит

лишь каждый девятый. Пессимистами же в первых двух случаях можно назвать

каждого девятого-десятого. А в случае с коррупцией 45% руководителей

убеждены, что она не только существует сегодня, но и непреодолима в

будущем. Наконец, умеренные позиции высказывают около 40% руководителей с

небольшими вариациями в каждом случае.

В итоге представителей малого бизнеса при всей критичности их оценок

современной ситуации можно считать оптимистами. Это, видимо, их

"профессиональная" черта, помогающая им заниматься своим делом.

Те, кто занят государственным регулированием и поддержкой малого

бизнеса, отстаивает интересы малого предпринимательства, в целом более

пессимистичны. Возможно, управленцы и "общественники" лучше информированы

(в соответствии с поговоркой: пессимист в нашей стране - это хорошо

информированный оптимист?). Или оценки самих предпринимателей, исходящих из

своего личного опыта, более надежны, менее подвержены негативному влиянию

6. "Вопросы экономики" Мв7.

В. Радаев _______________________________________________________________

средств массовой информации и потому более умеренны? С уверенностью на этот

вопрос сейчас ответить трудно.

Многие наши гипотезы не подтвердились. Например, не всегда отчетливо

проявляются отраслевые различия. Отсутствуют также сколь-либо заметные

связи с географическим размахом хозяйственной деятельности. Одно дело, если

связи малого предприятия замкнуты в пределах собственного города, другое -

если имеются деловые партнеры по всей стране, третье - если существуют

устойчивые контакты с дальним зарубежьем. Но различий в нашем случае не

наблюдается, всех ожидают общие трудности.

Рассмотренные нами проблемы сегодня поднимаются чуть ли не в каждом

обсуждении, касающемся вопросов предпринимательства или проводимом с

участием предпринимателей. Но делаются ли какие-нибудь практические шаги по

улучшению ситуации?

Первые попытки прочертить нормативные границы в хозяйственной

деятельности, создать Кодекс чести предпринимателя были сделаны еще в 1990-

1991 гг., но особого резонанса они не имели. В последнее время в этой

области наблюдается прилив творческой активности. Только в 1995 г. были

приняты: Кодекс чести банкира, Кодекс профессиональной этики российского

общества оценщиков, Кодекс члена Российской гильдии риэлтеров, Правила

добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников

фондового рынка, Кодекс рекламной деятельности^. Крупное объединение

"Круглый стол бизнеса России" предложило "Хартию бизнеса", основной идеей

которой является призыв к неприменению силы в деловых отношениях

(трагическая смерть главного инициатора Хартии, председателя "Круглого

стола" И.Кивелиди придает этому призыву особый оттенок). Почти одновременно

Торгово-промышленная палата России открывает новую программу "Деловая

культура". Конечно, неизвестно, будут ли подобные хартии и кодексы

исполняться (в том числе теми, кто их подписал). И обоснованного

скептицизма на этот счет предостаточно. Но по крайней мере понимание

важности проблемы уже налицо. И потому не будем отказывать себе в надеждах

на лучшую реальность.

Российское предпринимательство: приоритеты национальной экономики в 1995

г. Годовой доклад Торгово-промышленной палаты, с. 61.

Л. ВОРОХАЛИНА, старший преподаватель МГТУ имени Н.Э. Баумана

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Финансирование малых предприятий в странах с развитой рыночной

экономикой осуществляется за счет как внутренних, так и внешних источников.

Согласно российскому законодательству, в качестве внешних источников

финансирования могут использоваться целевые банковские вклады, паи, акции,

технологии, машины, кредиты, товарные знаки, интеллектуальные ценности.

Основными внутренними источниками привлечения средств являются финансовые

ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвестора, то есть

прибыль, а также амортизационные отчисления, денежные накопления и

сбережения предпринимателей, средства от страхования деятельности, денежные

суммы, получаемые в качестве неустоек, штрафов и т.п. К неформальному рынку

ссудных капиталов (внутренний источник финансирования) относится заем денег

у родных и знакомых. Этим источником пользуются свыше '/^ предпринимателей

в нашей стране.

Согласно Федеральной программе поддержки предпринимательства, принятой в

апреле 1994 г., финансирование и развитие инфраструктуры малого бизнеса

должны осуществляться через Фонд поддержки предпринимательства и развития

конкуренции при Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и

поддержке новых экономических структур. Участие Фонда в финансировании

-долевое. Один из главных принципов его деятельности - условие возвратности

средств. Фонду дано право выступать залогодателем, поручителем, гарантом по

обязательствам предприятий.

Кратко опишем механизм кредитования малых предприятий. Вначале

производится отбор представленных в Фонд проектов и программ. На этом этапе

главная задача - выявить проекты, которые отвечают государственным

экономическим приоритетам. В дальнейшем операции непосредственно по

кредитованию и контроль за их использованием осуществляются Фондом

совместно с Межэконом-сбербанком и его банками-агентами на местах.

Межэкономсбербанк взял на себя определенные обязательства, позволяющие:

предоставлять банковские гарантии малым предприятиям для получения кредитов

в коммерческих банках; увеличивать ресурсы для кредитования малого бизнеса

за счет средств генерального банка; управлять банковской системой поддержки

предпринимательства; получать дивиденды на вложенный капитал.

Банк-агент выделяет кредитные ресурсы строго в соответствии с перечнем

проектов, утвержденным в установленном порядке Фондом, и в пределах средств

кредитной линии, открытой Межэконом-сбербанком. Размер маржи, взимаемой

банком-агентом, устанавлива-

Л.

Ворохалина_______________________________________________________________

ется в межбанковском договоре с Межэкономсбербанком и не может превышать

5°о.

Временное положение от 25 ноября 1993 г. содержит основные требования,

которые будут предъявляться при рассмотрении заявок на получение кредита. В

частности, предусмотрено, что удельный вес кредита в общей сумме

финансирования проекта должен, как правило, составлять 50% (но не более

70%). Остальную часть средств изыскивает предприниматель за счет других

источников, в первую очередь собственных. Чем больше доля инвестора в

финансировании проекта, тем ниже процентная ставка по кредиту. Максимальный

срок реализации проекта и погашения кредита - 1,5 года (для отдельных

проектов - до 2 лет).

Заключая договоры с банками-агентами на предоставление кредитных

ресурсов. Межэкономсбербанк в целях обеспечения своевременного возврата

кредита и уплаты процентов запрещает использовать полученные банком-агентом

кредитные ресурсы для зачисления на депозитные счета, осуществления

операций по межбанковскому кредитованию, покупки свободно конвертируемой

валюты, а также отвлекать средства на другие цели, не предусмотренные

договором. Для получения кредита субъекты малого предпринимательства

предоставляют соответствующие документы в региональные органы, которые в

месячный срок, проведя независимую экспертизу проекта, выносят заключение о

целесообразности выделения на него средств. Затем на их основе формируется

региональная программа, которая направляется в исполнительную дирекцию

Фонда.

Недостатком системы предоставления кредитов через Фонд является ее

громоздкость. Целесообразно, на наш взгляд, создать при Фонде совещательно-

рекомендательный совет из представителей общественных объединений малых

предприятий в лице Торгово-промышленной палаты РФ, банковских структур,

заинтересованных министерств и ведомств.

Учитывая общее состояние российской экономики и значительный дефицит

государственного бюджета, единственным реальным внешним источником

финансирования малого бизнеса в настоящее время является банковский кредит.

Для объектов малого предпринимательства из-за высоких рисков, связанных с

предоставлением кредита, кредитные сделки следует оформлять под какой-либо

залог: недвижимости, товаров, ценных бумаг.

Нужно более широко использовать и нетрадиционные виды финансовых услуг.

Приблизительная схема финансирования малого предприятия при помощи

лизингового кредита заключается в следующем: предприятие хочет приобрести

новое оборудование; банк оплачивает эту услугу, то есть 100% стоимости

оборудования; предприятие либо берет его у банка в аренду, либо использует

лизинговый кредит с последующим выкупом. Срок подобного кредита составляет

от 2 до 6 лет. Существует также лизинг недвижимости: строительство здания

банком и сдача его в аренду предприятию с условием его последующего выкупа.

При факторинговых операциях при неоплате требований плательщиком они

переуступаются факторинговому отде-

________________Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса

лу банка, и последний платит определенный в договоре процент от суммы

требований. Таким образом, в данном случае происходит переуступка

просроченной задолженности.

Функционирование малых предприятий и кредитных учреждений в рыночной

экономике, с одной стороны, требует решения проблемы выработки критериев

платежеспособности заемщика, а с другой -проведения анализа условий

предоставления кредитов и принципов их использования. Кредитное учреждение

должно быть уверено в наличии у кредитуемого предприятия средств для

расчетов, в его способности к своевременному погашению кредита. На

основании данных бухгалтерского баланса можно оценить, насколько прибыльна

деятельность предприятия и каков размер риска, принимаемого на себя банком.

При расчете кредитоспособности предприятия используются следующие

показатели его финансово-хозяйственной деятельности: коэффициент

финансового покрытия - он характеризует общую кредитоспособность

предприятия - отношение текущих активов к текущим обязательствам;

коэффициент текущей ликвидности - отношение денежных средств, средств в

расчетах и оборотных активов предприятия к текущим обязательствам;

коэффициент абсолютной ликвидности - отношение денежных средств предприятия

к текущим обязательствам; коэффициент соотношения собственных средств и

привлеченного капитала - он характеризует финансовую устойчивость

предприятия; коэффициент оборотных средств - отношение собственных средств

к итогу баланса.

Класс кредитоспособности клиентов определяется путем сопоставления

значений финансовых коэффициентов, полученных на основе показателей

баланса, с критериальным уровнем, характерным для данного класса их

рейтинга. В качестве показателей таких уровней должны использоваться

среднеотраслевые значения финансовых коэффициентов.

На основании представленных досье клиентов и их гарантий коммерческим

банкам последним необходимо разрабатывать собственные планы финансирования

мелких и средних предприятий, устанавливая объем и сроки их кредитования.

Возможен следующий порядок предоставления им кредитов:

- составление досье клиента;

- разработка плана финансирования;

- сопоставление кредита с результатами деятельности предприятия, если

ссудой покрывается 50-80% его расходов;

- определение класса кредитоспособности предприятия;

- выбор ставки процента за кредит (она может быть постоянной или

переменной);

- расчет срока окупаемости кредита;

- принятие решения о сроке кредитования;

- определение регулярности возмещения кредита;

- составление контракта (договора о возврате);

- проверка и контроль различных этапов выполнения контракта;

- в случае задержки выполнения или невыполнения условий контракта -

совместные действия по исправлению ситуации.

Л.

Ворохалина_______________________________________________________________

Создание специальной сети коммерческих банковских структур для

финансирования малых предприятий - одна из насущных проблем. Для повышения

заинтересованности банков в такой деятельности необходимо предусмотреть,

помимо общих (уменьшение ставки процента в 1,5 раза согласно указу

президента РФ от 22 декабря 1993 г.), дополнительную систему льгот и

приоритетов, например, рекомендовать полное или частичное освобождение от

налогов прибыли банков, полученной от вложения средств в малый бизнес, а

также определить совместно с Центральным банком России порядок компенсации

коммерческим банкам льгот по целевым кредитам для предприятий малого

бизнеса.

Стимулировать коммерческие банки к посредничеству и предоставлению

кредитов малому бизнесу будет появление организации по переучету займов.

Программы такого переучета привлекательны тем, что они приводят к росту

портфеля займов без излишней нагрузки на собственные ресурсы банков.

Внешним внебюджетным источником финансирования малого бизнеса, помимо

коммерческих банков, является частное или спон-сорское финансирование. На

Западе нередко за малой фирмой стоит крупная частная корпорация,

заинтересованная в результатах работы тех или иных предприятий, например,

венчурных компаний, которые берут на себя риск конструкторской,

технологической и проектной разработки принципиально новых технологий,

опытного и промышленного их освоения.

Главный стимул венчурного инвестирования - прибыль от прироста стоимости

акций компании. Кредитор рассчитывает на то, что последняя, быстро

достигнув стадии серийного производства новой оригинальной продукции,

станет приносить повышенную прибыль. В этом случае финансист,

предоставивший кредит в обмен на акции новой фирмы, сможет с большой

выгодой реализовать свою долю ее ценных бумаг. Несмотря на то что многие

венчурные фирмы терпят неудачу (и соответственно средства, предоставленные

им, приходится списывать в убытки), прибыль, полученная от успешных

проектов, с лихвой оправдывает риск. Использование венчурного капитала пока

не получило широкого распространения в российской предпринимательской

практике, хотя отечественное законодательство предусматривает возможность

участия в инвестиционной деятельности как частных лиц, так и предприятий

различных организационно-правовых форм.

Еще одним внешним внебюджетным источником финансирования малых

предприятий может служить совместное инвестирование. Например, в ФРГ

банками и страховыми компаниями создаются специальные фирмы, участвующие в

капитале мелких и средних предприятий. Совместное инвестирование в нашей

стране возможно через договоры-подряды по финансированию какой-либо

разработки. В зависимости от характера выполняемых работ и достигнутых

между сторонами договоренностей финансирование производится путем частичной

предварительной оплаты (авансирования) или предоплаты.

Особый интерес представляет такой внешний источник финансирования, как

привлечение капиталов с помощью выпуска и размеще-

________________финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса

ния акций и иных ценных бумаг при посредничестве инвестиционных институтов.

Существенным недостатком акционирования в качестве способа привлечения

дополнительных средств является возможность частичной или полной утраты

финансируемым предприятием-эмитентом самостоятельности.

Коммерческие банки могли бы организовывать сотрудничество между

отечественными финансово-промышленными группами и малым и средним бизнесом

с помощью контрактных, субподрядных, арендных отношений. Это позволило бы

соединить мобильность, гибкость, инициативу малого производства и мощь и

влияние крупных предприятий. В результате возрастет конкуренция в сфере

малого и среднего бизнеса за контракты с корпорациями.

Финансированию малого бизнеса могут содействовать кредитные программы и

многочисленные региональные, городские, целевые фонды. Поскольку

деятельность самих малых предприятий ориентирована главным образом на

местный рынок, многие финансовые вопросы необходимо решать с участием

местных органов власти. Последние должны определить основные направления

поддержки предпринимательства, разработать комплекс необходимых

мероприятий, изыскать материально-технические и финансовые ресурсы для их

реализации за счет региональных источников.

Согласно Федеральной программе государственной поддержки малого

предпринимательства в РФ на 1996-1997 гг. (утвержденной правительством РФ

18 декабря 1995 г.) и Закону РФ "О государственной поддержке малых

предприятий" от 14 июня 1995 г., доходы от деятельности Федерального фонда

поддержки малого предпринимательства, преобразованного из Фонда поддержки

предпринимательства и развития конкуренции и находящегося в ведении

Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого

предпринимательства (создан в соответствии с указом президента РФ от 6 июня

1995 г.), государственных и муниципальных фондов остаются в их

распоряжении, не подлежат налогообложению и направляются на реализацию

целей и задач, предусмотренных федеральным законом.

Большую роль в организации финансирования малого бизнеса в регионах

могли бы сыграть общества взаимного кредита и торгово-промышленные палаты,

выступающие в качестве гарантов кредита. Общество взаимного кредита -

объединение страховой организации и банка для финансирования малых

предприятий. Ему предоставляется право производить все краткосрочные

банковские операции, кроме выдачи целевых кредитов, прежде всего товарно-

комиссионные, учет и обеспечение векселей. Названные общественные структуры

должны также давать коммерческим банкам или городским фондам свои

рекомендации по кредитованию отдельных предприятий после соответствующей

проверки их финансового состояния. В этих случаях кредит может выдаваться

без залога.

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ