Рефераты

Несостоятельность (банкротство) (юридических лиц [Диплом])

Глава «Реорганизационные процедуры» Закона о банкротстве 1992 г.

предусматривала два вида процедур – внешнее управление имуществом должника

и санацию.

В новом законе в рамках процедуры банкротства применяется только

процедура внешнего управления. Санация, или как названо в новом законе

досудебная санация, выведена за эти рамки и относится к мерам по

предупреждению банкротства.

Прежде чем перейти к вопросу о процедуре внешнего управления хотелось

бы обратить внимание на те изменения, которые произошли в процедуре

санации.

Досудебная санация

Закон определяет досудебную санацию как меру по восстановлению

платежеспособности должника, применяемую собственником имущества должника –

унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника – юридического

лица, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения

банкротства. Из анализа статьи 27 закона можно сделать вывод, что мерами по

восстановлению платежеспособности является финансовая помощь в размере,

достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей,

как на безвозмездной, так и на возмездной основе, в качестве принятия на

себя должником и иными лицами обязательств в пользу третьих лиц,

предоставивших эту помощь.

Законом предусматривается возможность проведения досудебной санации за

счет средств федерального, местного бюджетов или государственных

внебюджетных фондов. Для реализации этого положения необходимо два условия:

во-первых, чтобы в соответствующих бюджетах были предусмотрены статьи

расходов на эти цели; во-вторых условия проведения санации должны быть

установлены в Федеральном Законе о Федеральном бюджете. В зарубежном

законодательстве государственная поддержка (санация) рассматривается как

несоответствующая принципам рыночной экономики, поскольку означает прямое

вмешательство в правила конкуренции и хозяйственную деятельность

предприятия.[41]

Еще одной отличительной особенностью нового закона является то, что в

нем не регламентируется ни порядок, ни сроки, ни ответственность

участников, ни контроль за проведением процедуры досудебной санации. По

закону о банкротстве 1992 г. санация производилась только по назначению

арбитражного суда и под его контролем. Так в законе устанавливались

правила, согласно которым соглашение о проведение санации подлежало

утверждению арбитражным судом и, по истечении 12 месяцев с момента начала

данной процедуры, должно было быть удовлетворено в размере не менее 40 % от

общей суммы требований кредиторов, срок санации ограничивался 18 месяцами и

т.д.

В новом законе сами участники процедуры определяет на их взгляд все

существенные положения для проведения мер по восстановлению

платежеспособности должника. Таким образом, закон делает процесс досудебной

санации практически бесконтрольным со стороны государственных органов.

Внешнее управление.

Процедура внешнего управления (судебная санация), применяемая к

должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей

полномочий по управлению должником временному управляющему, не является

новой для российского законодательства. Следует отметить, что новый закон

по сравнению с предыдущим более детально регламентирует данную процедуру.

Ходатайство о введении внешнего управления может быть удовлетворено

арбитражным судом при рассмотрении дела о банкротстве лишь при наличии

реальной возможности восстановить платежеспособность должника.

Пример из правоприменительной практики:

В один из арбитражных судов обратился кредитор с заявлением о признании

его должника банкротом. Однако после первого заседания инициатор процесса

стал ходатайствовать о введении внешнего управления. Суд отклонил

ходатайство и признал должника банкротом. Тогда должник обратился с

заявлением о принесении протеста на судебные акты в ВАС РФ.

Изучение дела показало обоснованность принятия указанного решения.

Доказательств реального восстановления платежеспособности должником не

представлено. Утверждение заявителя о том, что иностранный банк согласился

выделить должнику 20 млн. долларов США не соответствовало действительности.

В деле имеется лишь переписка, свидетельствующая о возможности выделения

этих средств при условии предоставления банку для утверждения графиков

выполнения работ по конкретным объектам. Предоставленная суду справка о

погашении задолженности отдельным кредиторам не была принята во внимание,

поскольку суммы погашенных долгов весьма незначительны по сравнению с общей

суммой задолженности. Учитывая эти обстоятельства, в принесении протеста на

судебные акты по этому делу ВАС РФ было отказано.[42]

Указанная процедура вводится арбитражным судом, как правило, на

основании решения первого собрания кредиторов, с основным сроком 12 месяцев

и дополнительные 6 месяцев – срок, на который может быть продлена процедура

внешнего управления. Так, например, в отношении ЗАО «Трибуна» решением

арбитражного суда в введено внешнее управление сроком на год. За этот

период объем продаж на данном предприятии увеличился почти в 10 раз, что

позволило сделать вывод о возможном восстановлении платежеспособности

должника. И комитет кредиторов высказался за продление срока внешнего

управления. Данное ходатайство удовлетворено арбитражным судом.[43]

Здесь необходимо оговориться, что в отношении отдельных категорий

должников закон не предусматривает введение внешнего управления, это -

кредитные организации; ликвидируемый должник; отсутствующий должник; а

также в случае добровольного объявления должника о своем банкротстве. Закон

о банкротстве 1992 года устанавливал, что на срок внешнего управления

производство по делу приостанавливается (п.3 ст. 10

закона о банкротстве 1992 г.). Ныне действующий Закон не установил

подобного правила. Вероятно решение вопроса о приостановлении производства

по делу должно быть решено в определении арбитражного суда о введении

внешнего управления.

Как и процедура наблюдения, процедура судебной санации предусматривает

определенные последствия для должника: руководитель должника отстраняется

от должности, управление делами должника возлагается на внешнего

управляющего. В практике применения закона о банкротстве 1992 г. возникало

множество проблем в отношении руководителя должника. Так одной нормой (п.6

ст.12) предусматривалось,

что он продолжает осуществлять возложенные на него функции при назначении

внешнего управляющего, в другой норме этой же статьи говорилось, что

функции руководителя с момента назначения выполняет арбитражный

управляющий, при этом руководитель должника продолжал получать свою

зарплату. Новый закон устранил имевшие место противоречия.

Одновременно прекращаются полномочия органов управления и собственника

имущества должника - унитарного предприятия. При этом они в течение 3 дней

с момента назначения внешнего управляющего обязаны передать необходимую

документацию, печати, штампы и материальные ценности.

Снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. Для

снятия арестов не требуется вынесения судом специального определения,

поскольку арест снимается в силу закона.

Аресты на имущество и иные ограничения действий должника по

распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно

в рамках процесса о банкротстве.

Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным

обязательствам и обязательным платежам должника.

В новом законе в отличие от предыдущего дается определение понятия

«мораторий» - это приостановление исполнения должником денежных

обязательств и уплаты обязательных платежей. Данная льгота позволяет

использовать суммы, предназначенные для исполнения денежных обязательств,

на проведение мероприятий по улучшению финансового состояния должника.

Закон от 19 ноября 1992 г. предусматривал введение моратория на все

требования кредиторов, новый же закон предусматривает введение моратория на

определенные требования кредиторов (п. 2 ст. 70 закона).

Не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание

по которым производится в бесспорном (безакцептном) порядке. Указанное

ограничение не противоречит требованиями Федерального закона РФ от 21.07.97

№ 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».

С момента введения моратория приостанавливается исполнение

исполнительных документов по имущественным взысканиям за исключением

исполнения исполнительных документов, выданных на основании решений о

взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по

авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного

жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента

принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

Следует отметить, что в новом законе однозначно решен вопрос о кредиторах

первой и второй очереди. До Информационного письма «Обзор практики

применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности

(банкротстве)» от 07.08.97 № 20, вопрос об этих кредиторах не был

урегулирован в законе о банкротстве 1992 г., что создавало определенные

трудности при реализации закона.

Стоит обратить внимание на норму, которая закрепляет прекращение

начисления штрафов, пеней по денежным обязательствам и финансовых санкций

по обязательным платежам при введении моратория. Необходимость установления

данного правила была продиктована практикой применения предыдущего закона о

банкротстве, в котором не предусматривалось подобного правила, что явно не

способствовало восстановлению платежеспособности должника. Для компенсации

понесенных кредиторами потерь на все «замороженные суммы будут начисляться

проценты по ставке рефинансирования Центрального банка на основании ст. 395

ГК РФ.»[44]

При решении вопроса о нераспространении моратория на требования

кредиторов, срок исполнения которых наступил после введения внешнего

управления, законодатель исходит из позиции приоритета интересов должника,

заключающихся в восстановлении его платежеспособности, перед интересами

отдельных кредиторов. Внешний управляющий вправе отказаться от исполнения

договоров, если:

- исполнение такого договора повлечет убытки для должника по сравнению

с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах;

- если договор является долгосрочным (заключен на срок более года),

либо рассчитан на получение положительных результатов для должника лишь в

долгосрочной перспективе;

- если имеются иные обстоятельства, препятствующие восстановлению

платежеспособности должника.

Перечень обстоятельств, предусматривающих право на отказ, не является

исчерпывающим и внешнему управляющему предоставлены довольно широкие

полномочия при принятии решения. Таким образом, внешний управляющий может

отказаться от исполнения практически любого договора.

Новый закон о банкротстве сохранил содержащиеся в предыдущем законе

нормы, предусматривающие разработку плана проведения внешнего управления.

Обязанность по разработке и реализации указанного документа возлагается на

внешнего управляющего. К плану внешнего управления закон устанавливает

определенные требования:

Во-первых, он должен быть разработан не позднее одного месяца с момента

назначения внешнего управляющего;

Во-вторых, план должен содержать в себе как минимум два раздела: меры

по восстановлению платежеспособности и срок восстановления

платежеспособности, который не должен превышать предельных сроков внешнего

управления;

В-третьих, план должен быть представлен для утверждения на собрание

кредиторов, которое должно принять одно из следующих решений: об отклонении

плана и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника

банкротом и об открытии конкурсного производства; об отклонении плана

внешнего управления, отстранения внешнего управляющего с одновременным

утверждением кандидатуры нового внешнего управляющего и с обращением с

соответствующим ходатайством в арбитражный суд; об утверждении плана.

Следует отметить, что план считается утвержденным, если за него

проголосовало более половины голосов от числа конкурсных кредиторов,

присутствующих на собрании кредиторов. Утвержденный план и протокол

собрания кредиторов представляются в арбитражный суд внешним управляющим не

позднее 5 дней с даты проведения собрания. Если утвержденный план не будет

в течение шести месяцев с момента введения внешнего управления представлен

арбитражному суду, последний вправе принять решение о признании должника

банкротом и об открытии конкурсного производства.

Несомненно, что к достоинствам нового закона можно отнести то, что по

сравнению с законом о банкротстве 1992 года настоящий закон существенно

расширил меры по восстановлению платежеспособности должника. В рамках

внешнего управления может осуществляться: перепрофилирование производства;

закрытие нерентабельных производств; ликвидация дебиторской задолженности;

продажа предприятия (бизнеса) (статья 86); продажа части имущества должника

(статья 87); уступка прав требования должника (статья 88); исполнение

обязательств третьими лицами (статья 89). Более подробно стоит остановиться

лишь на некоторых мерах.

1. Продажа предприятия (бизнеса) должника. Стоит заметить, что авторы

закона непонятно в каких целях после использования понятия «предприятие» в

скобках употребили слово «бизнес». Неужели «бизнес» - синоним

«предприятия»? Тогда в гражданском праве появляется еще понятие последнего.

[45]

Процедура продажи предприятия не является новой для российского

законодательства. Правоотношения, возникающие по поводу продажи предприятия

должника, регулируются нормами Закона о банкротстве 1998 года, а также

нормами Гражданского Кодекса РФ, в части, не урегулированной законом

(статья 559-566). Прежде всего, при продаже предприятия отчуждаются все

виды имущества, предназначенные для осуществления предпринимательской

деятельности. Также необходимым условием является проведение инвентаризации

имущества. Обязанность проведения инвентаризации обусловлена также

требованиями статьи 561 Гражданского Кодекса РФ, поскольку акт

инвентаризации является обязательным приложением к договору продажи

предприятия. Продажа предприятия производится путем проведения открытых

торгов, если иной порядок не установлен планом внешнего управления.

Вырученная в ходе данной операции денежная сумма включается в состав

имущества предприятия и подлежит зачислению на специально открываемый счет.

При рассмотрении данного вопроса необходимо отметить социальную

направленность действующего закона, поскольку исходя из его норм все

трудовые договоры (контракты), действующие на момент продажи предприятия,

сохраняют свою силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к

покупателю предприятия.

Пример из правоприменительной практики:

В ООО «Елена» было введено внешнее управление и принято решение о

продаже всего предприятия. Новый работодатель уволил ранее работающих, в

связи с чем уволенные работники подали иск в суд и были восстановлены в

своих должностях.[46]

2. Продажа части имущества должника. Также как и продажа предприятия,

продажа части имущества может быть осуществлена только после проведения

инвентаризации и по общему правилу на открытых торгах в форме аукциона.

Однако закон допускает и исключения из данного правила, например,

продажа градообразующих предприятий осуществляется путем проведения

конкурса (статья 137 закона). Внешнему управляющему предоставлено право

определять начальную продажную цену имущества, однако план внешнего

управления, утвержденный собранием кредиторов, может предусматривать иной

порядок определения начальной цены. Оплата проданного имущества должна быть

произведена в срок, предусмотренный протоколом или договором купли-продажи,

но не позднее чем через один месяц со дня проведения торгов.

3. Уступка прав требования должника. Общие правила содержатся в статьях

382-390 Гражданского Кодекса РФ, статья же 88 устанавливает лишь

специфические правила уступки прав требования в рамках процесса

банкротства.

Перечень мер по восстановлению платежеспособности должника не является

исчерпывающим, что дает возможность внешнему управляющему самостоятельно,

исходя из специфики деятельности и финансово-экономического состояния

должника, определить мероприятия, направленные на повышение хозяйственно-

финансовой деятельности должника.

По итогам внешнего управления внешний управляющий составляет отчет,

который подлежит рассмотрению на собрании кредиторов, а затем утверждению

арбитражным судом.

Утверждение отчета является очень важным моментом в процессе внешнего

управления, поскольку можно говорить о том, что платежеспособность должника

восстановлена и можно перейти к расчетам с кредиторами.

Новой в российском законодательстве является статья 94,

предусматривающая порядок расчетов с кредиторами. Необходимость принятия

данной нормы была продиктована практикой применения предыдущего закона о

банкротстве. «Закон о банкротстве 1992 года не решал проблему расчетов, так

как, восстановив платежеспособность должника, внешний управляющий не мог

произвести расчеты с кредиторами фактически, поскольку на требования

кредиторов был наложен мораторий. После того как арбитражный суд

констатировал восстановление платежеспособности должника к управлению

финансовым потоками возвращался его прежний руководитель и никто не мог

гарантировать, что требования кредиторов будут удовлетворены. На практике

внешние управляющие удовлетворяли требования кредиторов, несмотря на

мораторий.»[47].

Расчеты с кредиторами производятся внешним управляющим в соответствии с

реестром кредиторов со дня утверждения отчета. Очередность удовлетворения

осуществляется согласно требований, предъявляемым к очередности

удовлетворения требований кредиторов в ходе конкурсного производства, за

некоторыми изъятиями:

- не производится капитализация повременных платежей по требованиям

гражданам, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда

жизни и здоровью, поскольку расчеты с кредиторами данной очереди

осуществляются путем погашения оставшейся задолженности;

- во вторую очередь погашается оставшаяся задолженность по оплате труда

лицам, работающим по трудовому договору и выплате авторских вознаграждений.

С момента исполнения обязательств перед кредиторами внешний управляющий

вносит соответствующую запись в реестр.

Участники процедуры внешнего управления: внешний управляющий и комитет

кредиторов.

Внешний управляющий

Одним из основных участников процедуры внешнего управления является

внешний управляющий. Как уже отмечалось, с момента введения внешнего

управления руководитель и органы должника отстраняются от руководства

организацией, а полномочия по управлению возлагаются на внешнего

управляющего.

Предложения по кандидатуре внешнего управляющего могут быть

представлены любым из конкурсных кредиторов, налоговым или иным

уполномоченным органом, должником или собственником имущества должника –

унитарного предприятия.

Поскольку внешний управляющий относится к корпусу арбитражных

управляющих, требования к его кандидатуре абсолютно идентичны требованиям,

предъявляемым к кандидатуре временного управляющего.

После утверждения собранием кредиторов, кандидатура внешнего

управляющего представляется арбитражному суду для назначения. В случае,

когда суду не представлена кандидатура, арбитражный суд самостоятельно из

числа зарегистрированных лиц назначает внешнего управляющего. Стоит

упомянуть, что в качестве кандидатуры внешнего управляющего может быть

рассмотрено лицо, осуществляющее полномочия временного управляющего.

Представляется, что продление деятельности лица, осуществляющего функции

временного управляющего в качестве внешнего управляющего, наиболее

целесообразно, поскольку за время своей работы первый наиболее ясно

представляет себе картину о специфике деятельности и финансово-

экономическом положении должника, что в последующем существенно может

облегчить и оказать помощь в проведении внешнего управления.

Обладая общими правами (часть 1 статьи 20), принадлежащими любому из

арбитражных управляющих, временный управляющий наделен присущими только ему

специальными правами, которые определены в статье 74 закона.

К ним относятся:

1. Самостоятельное распоряжение имуществом должника с ограничениями,

предусмотренными федеральным законом о несостоятельности 1998 года. В

качестве таких ограничений могут выступать:

- обязанность внешнего управляющего получить согласие от собрания или

комитета кредиторов на совершение крупной сделки, в которой имеется

заинтересованность. Полномочия арбитражного управляющего по распоряжению

имуществом должника не ограничены рамками полномочий, установленных для

руководителя предприятия-должника.

Пример из правоприменительной практики:

В арбитражный суд на основании п.2 ст. 21 Закона о банкротстве обратился

кредитор с заявлением об обжаловании действий арбитражного управляющего. Из

представленных в арбитражный суд документов следовало, что уставом

акционерного общества предусмотрено одобрение советом директоров сделок,

совершенных руководителем организации, на сумму свыше 10 тыс. рублей.

Арбитражный управляющий совершил сделку по отчуждению имущества на сумму 50

тыс. рублей.

При рассмотрении указанного заявления возник вопрос о правомерности

совершения сделок арбитражным управляющим по отчуждению имущества без

согласия соответствующего органа акционерного общества.

При решении данного вопроса необходимо иметь в виду следующее: согласно

статье 69 Закона о банкротстве при введении внешнего управления имуществом

должника полномочия органов управления должника прекращаются, и крупные

сделки совершаются внешним управляющим с согласия собрания кредиторов.

Следовательно, ограничения, установленные для руководителя предприятия-

должника, на арбитражного управляющего не распространяются.[48]

- обязанность внешнего управляющего получить согласие от собрания или

комитета кредиторов по сделкам, влекущим новые денежные обязательства

должника, в случаях, когда размер денежных обязательств должника, возникших

после введения внешнего управления, превышает 20 процентов суммы требований

кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов, за исключением

предусмотренных планом внешнего управления;

- обязанность внешнего управляющего получить согласие от собрания

кредиторов или комитета кредиторов в отношении решений, влекущих увеличение

расходов должника на потребление, в том числе на оплату труда работников

должника;

- в случае продажи предприятия не осуществлять расчеты с кредиторами,

за исключением кредиторов перовой и второй очереди, вплоть до заключения

мирового соглашения или принятия арбитражным судом решения о признании

должника банкротом и открытии конкурсного производства;

- продажа имущества должника на торгах может быть осуществлена внешним

управляющим только после проведения инвентаризации;

- обязанность внешнего управляющего получить согласие от собрания или

комитета кредиторов при уступке права требования должника на открытых

торгах;

- в иных случаях.

2. Заключение от имени должника мирового соглашения.

3. Заявление об отказе от исполнения договоров должника.

Исходя из специального правового статуса внешний управляющий обязан

нести возложенные на него обязанности:

- принятие в ведение имущества должника и проведение его

инвентаризации;

- открытие специального счета для проведения внешнего управления и

расчетов с кредиторами;

- разработка и представление на утверждение собранию кредиторов плана

внешнего управления;

- ведение бухгалтерского, финансового, статистического учета и

отчетности;

- заявление в установленном порядке возражения по предъявленным к

должнику требованиям кредиторов;

- принятие мер по взысканию задолженности перед должником;

- рассмотрение требований кредиторов;

- предоставление собранию кредиторов отчета по итогам реализации плана

внешнего управления;

- осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным

законом.

По общему правилу внешний управляющий назначается арбитражным судом

одновременно с введением внешнего управления и действует до прекращения

внешнего управления. В то же время необходимо упомянуть, что новый закон, в

отличие от предыдущего, предусмотрел нормы относительно освобождения

внешнего управляющего от исполнения своих обязанностей. Перечень таких

оснований и порядок предусмотрен статьей 73 закона о банкротстве и не

является исчерпывающим.

Еще одним органом, участвующим в процедуре внешнего управления,

является собрание кредиторов. Законом подробно регламентированы общие

вопросы, касающиеся собрания кредиторов, относящиеся к любой процедуре

банкротства, будь то наблюдение, конкурсное производство, внешнее

управление. В то же время участие собрания кредиторов в каждой из процедур

несостоятельности имеет свои характерные особенности, в основном касающиеся

прав и обязанностей. Во внешнем управлении дополнительные права установлены

для комитета кредиторов (статья 81), в частности: созыв собрания

кредиторов, дача рекомендаций собранию кредиторов по освобождению внешнего

управляющего от исполнения обязанностей внешнего управляющего; утверждение

или отказ в утверждении крупных сделок должника и сделок должника, в

совершении которых имеется заинтересованность; представление арбитражному

суду кандидатуры заместителя внешнего управляющего.

3.3 Конкурсное производство.

К

онкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику,

признанному банкротом, в целях удовлетворения требований кредиторов (пункт

10 статьи 2 закона), также как и судебная санация, не является новой для

российского законодательства.

Начальным моментом открытия конкурсного производства является принятие

арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Данное решение

может быть вынесено только при условии установления признаков банкротства,

предусмотренных статьей 3 закона.

Одним из важных моментов нового закона является законодательное

закрепление продолжительности срока проведения конкурсного производства:

основного - 1 год и дополнительного - 6 месяцев, но в случае необходимости

и при наличии веских оснований арбитражный суд вправе продлить указанные

сроки. Многие юристы (В.Витрянский, О. Никитина, В. Петрова и др.) отмечают

практическое значение данной нормы. Ранее действующий закон не содержал

подобных ограничительных сроков, что позволяло конкурсным управляющим

растягивать ликвидационную процедуру на долгие годы, получая при этом

довольно высокое вознаграждение.

Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии

конкурсного производства подлежит немедленному исполнению, если иное не

установлено в самом решении.

Решение арбитражного суда должно содержать информацию о назначении

конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий является одной из ключевых

фигур, действующих с момента назначения до завершения конкурсного

производства.

Требования, предъявляемые к кандидатуре конкурсного управляющего и

порядок его назначения аналогичные требованиям, установленным законом к

кандидатуре внешнего управляющего.

Характер осуществляемых функций и возложенных задач определяет и

полномочия конкурсного управляющего.

С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все

права и обязанности руководителя должника.

Пример из правоприменительной практики:

ТОО «Галант» обратилось в арбитражный суд с иском к ЗАО «Эко-лиметед» о

признании недействительным договора мены. Решением арбитражного суда иск

удовлетворен, сделка признана недействительной. Определением апелляционной

инстанции решение отменено и иск оставлен без рассмотрения. Мотивом

послужило то, что ТОО решением суда по другому делу признано банкротом с

открытием конкурсного производства, а исковое заявление подписано

неуполномоченным лицом – директором ТОО. На определение апелляционного суда

заместителем председателя ВАС РФ был принесен протест, в котором

указывалось, что решение о признании банкротом и ликвидации ТОО было

действительно принято, но поскольку конкурсный управляющий на день

рассмотрения дела апелляционной инстанцией еще не был назначен из-за

отсутствия предложений по кандидатуре, директор ТОО имел полномочия на

защиту интересов ТОО в арбитражном суде. Определение апелляционной

инстанции отменено, а дело было направлено на новое рассмотрение.[49]

Так, к конкурсному управляющему переходят все права по распоряжению

имуществом должника. Здесь, следует оговориться, поскольку это право

ограничено пунктом 1 статьи 121 закона, где предусматривается обязанность

получить одобрение собрания или комитета кредиторов по порядку и срокам

отчуждения имущества.

Свойственные только конкурсному управляющему в ликвидационном

производстве специфические функции, указаны в пункте 3 статьи 101 закона:

1. Проведение инвентаризации и оценки имущества должника. «Анализ

финансового состояния необходим для формирования конкурсной массы, что в

свою очередь решает в значительной мере судьбу имущественных интересов

кредиторов».[50] Для осуществления указанной деятельности конкурсный

управляющий вправе привлекать оценщиков и иных специалистов с оплатой их

услуг за счет имущества должника.

2. Анализ финансового состояния должника.

3. Предъявление к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником,

требований о ее взыскании. С этой целью конкурсный управляющий предъявляет

иски в судебные органы. Также конкурсному управляющему предоставлено право

предъявлять требования к третьим лицам, которые в соответствии с

законодательством РФ несут субсидиарную ответственность по обязательствам

должника в связи с доведением его до банкротства.

4. Направление уведомления работникам должника о предстоящем увольнении

в соответствии с требованиями Кодекса законов о труде.

5. Заявление в установленном порядке возражения по предъявляемым к

должнику требованиям кредиторов.

6. Заявление отказа от исполнения договоров должника, но не позднее чем

в трехмесячный срок с момента своего назначения.

7. Принятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества

должника, находящегося у третьих лиц.

8. Передача на хранение в уполномоченные органы документов должника,

подлежащих обязательному хранению.

При осуществлении своих прав и обязанностей конкурсный управляющий

должен действовать разумно и добросовестно с учетом интересов должника и

его кредиторов. Для пресечения возможных злоупотреблений со стороны

конкурсного управляющего, контроль за его деятельностью возложен на

собрание или комитет кредиторов. Новый закон, учитывая опыт применения

предыдущего закона о банкротстве, вводит норму, устанавливающую механизм

контроля. Не реже одного раза в месяц управляющий представляет органу

контроля отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии

должника и его имуществе, а также иную информацию. Стоит также отметить,

что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения конкурсным

управляющим возложенных на него обязанностей арбитражный суд по ходатайству

собрания или комитета кредиторов может отстранить управляющего от

исполнения им своих обязанностей и назначить нового.

Открытие конкурсного производства в отношении должника – банкрота

означает, что:

- срок исполнения всех денежных обязательств, а также отсроченных

обязательных платежей считается наступившим;

- прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных

финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности;

- сведения о финансовом состоянии должника прекращаются относиться к

категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся

коммерческой тайной;

- снимаются ранее наложенные аресты имущества должника, введение новых

арестов и иных ограничений по распоряжению имуществом не допускается;

- совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника

допускается с ограничениями предусмотренными главой 6 закона о банкротстве;

- все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках

конкурсного производства.

Необходимо помнить, что после опубликования конкурсным управляющим

сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного

производства в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ» и в официальном

издании органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению,

требования кредиторов могут быть предъявлены только путем обращения в

установленный срок к конкурсному управляющему, но никак не путем обращения

в суд. «Надо иметь в виду, что под предъявленными требованиями кредиторов

понимаются требования всех кредиторов, предъявленные к должнику в деле о

банкротстве с момента принятия арбитражным судом заявления о признании

должника банкротом, в том числе и на стадии внешнего управления и

конкурсного производства. При этом требования, предъявленные в процедурах

наблюдения или внешнего управления, не должны повторно предъявляться во

внешнем управлении или в конкурсном производстве. Видимо, предъявленными

можно признать также требования граждан, по которым арбитражным судам

направлены судебными приставами-исполнителями исполнительные листы»[51].

Введение каких-либо иных последствий, связанных с открытием конкурсного

производства, для должника законом не допускается.

Сведения о принятии арбитражным судом решения об объявлении должника

банкротом и об открытии конкурсного производства, должны быть направлены

конкурсным управляющим в «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской

Федерации» и в официальное издание государственного органа по делам о

банкротстве и финансовому оздоровлению. Публикация производится за счет

средств должника. Публикация имеет целью известить всех кредиторов о

ликвидации предприятия для предъявления должнику имеющихся у них претензий

и поэтому должна содержать: наименование арбитражного суда,

рассматривающего дело о несостоятельности предприятия-должника,

наименование и место нахождения предприятия-должника, дату принятия решения

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ