Понятие предпринимательства и его современные особенности
Понятие предпринимательства и его современные особенности
Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
Реферат по экономике на тему
Понятие предпринимательства и его современные особенности
……………………..
Преподаватель: Колесникова Н.А.
Дубна
2000
Начиная с конца 80-х годов сначала в СССР, затем и в России происходило
бурное развитие предпринимательства. Что же такое предпринимательство?
Предпринимательство—это деятельность предпринимателя, складывающаяся из
трех основных частей:
1. Генерирование предпринимательской идеи
2. Организация дела
3. Исполнение дела
Генерирование предпринимательской идеи—это формирование и
формулирование цели, достижение которой способствует самовыражению личности
предпринимателя, поиск надежных и эффективных способов успешного достижения
поставленной цели (например, выбор того или иного вида деятельности
предпринимателя, вида производимого продукта или услуг, оптимального
момента времени, места, условий и любого другого элемента деятельности,
который придает определенную новизну, оригинальность предпринимательской
идее, характеризует предприимчивость ее автора). Ценность генерируемой
идеи, степень предприимчивости автора в первую очередь определяют
вероятность успеха предпринимаемого дела. В наиболее сложных предприятиях,
сопряженных с большим риском, вложением большого капитала ценность
предпринимательской идеи становится главным фактором осуществляемого
предприятия. Способность генерировать новые (или просто удачные в
определенных обстоятельствах) идеи в самых разных областях может служить
вполне самостоятельным капиталом предпринимателя, а учреждение новых
предприятий, реализующих те или иные предпринимательские идеи, может
рассматриваться генератором идей как конечная цель, после достижения
которой он может выйти из дела, предоставив другим предпринимателям
заниматься его эксплуатацией и развитием, если они более заинтересованы или
способны в этих вопросах предпринимательства.
Организация дела, управление процессом его осуществления выражаются в
создании наиболее эффективных условий (ускорение обращения капитала,
расширение сферы деятельности, увеличение сбыта готовой продукции,
повышение степени общественного признания, снижение степени риска
неоправданных потерь и так далее). Эту предпринимательскую функцию могут
выполнять и наемные профессиональные менеджеры, но в общем случае личная
материальная и моральная заинтересованность предпринимателя и в этой
функции стоит дороже профессионализма наемного работника.
Исполнение предпринимательской идеи может базироваться на
непосредственном исполнительском труде самого предпринимателя (если
результаты этого труда являются уникальными или предпринимательство
осуществляется в небольших размерах) или труде наемной рабочей силы (если
предприятие велико или исполнение дела требует профессиональных знаний,
способностей и других условий, которыми сам предприниматель не обладает).
Итак, предпринимательство—это такой тип деятельности, характеризующийся
следующими признаками:
V основной мотив этой деятельности—получение прибыли
V свобода и автономность принятия решений предпринимателем
V самостоятельность, выражающаяся в личном риске и ответственности
предпринимателя.
Предприниматель—это лицо, занимающееся предпринимательской
деятельностью. Предприниматели входят в особый слой общества—бизнес -
слой. Формирование этого общества происходит вместе с развитием
предпринимательства.
Бизнес - слой—общее понятие, объединяющее всех россиян, в той или
иной степени занятых в бизнесе, начиная с классических предпринимателей и
кончая наемными работниками, в свободное время тоже пытающиеся "делать
деньги". Этот слой охватывает всю совокупность субъектов производительной,
коммерческой и финансовой деятельности, осуществляемой на базе автономно
принимаемых решений и с целью получения прибыли.
Этот слой далеко не однороден по составу. В нем можно выделить
несколько основных бизнес - групп:
. предприниматели—частные собственники преимущественно мелких предприятий и
фирм, лично управляющие последними, не совмещающие эту деятельность с
работой по найму;
. самозанятые—лица, занятые мельчайшим предпринимательством на базе
индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств
производства;
. бизнесмены-менеджеры—наемные директора мелких и средних предприятий,
главным образом акционированного и частного секторов экономики,
совмещающие управленческую работу по найму с ведением собственного
бизнеса;
. полупредприниматели—наемные работники, в основном акционированного и
частного секторов экономики, не выполняющие управленческих функций и
совмещающие основную работу с теми или иными видами предпринимательства;
. менеджеры-совладельцы—хозяйственные руководители мелких и средних
акционированных предприятий, работающие по найму, но вместе с тем
располагающие пакетами акций управляемых предприятий;
. "классические" менеджеры—хозяйственные руководители, управляющие
государственными или частными предприятиями на основе найма.
Небольшое число предпринимателей в общей структуре бизнес - слоя (11%)
объясняется тем, что для многих представителей бизнес - слоя сохранение
должности (рабочего места) играет защитно-вспомогательную роль—одним она
служит социальным прикрытием, другим—способом накопления трудового
стажа, третьим— страховкой на случай банкротства, четвертым—источником
дефицитных ресурсов, деловых связей и льгот.
Бизнес - слой можно также дифференцировать по показателям доходов
различных бизнес - групп. Он делится на три ступени:
1. Предприниматели, бизнесмены - менеджеры и самозанятые. Доходы
предпринимателей превышают средний уровень доходов основных бизнесменов
почти в 2 раза, а "работников вне бизнеса"—почти в 5 раз.
2. Полупредприниматели и менеджеры - совладельцы. Доходы этой группы в 2
раза ниже доходов 1-й группы и в 2 раза выше заработков "работников вне
бизнеса".
3. "Классические" менеджеры. Их заработок всего на 40 % выше зарплаты
работников исполнительного труда, что вряд ли компенсирует разницу в
уровнях образования, квалификации и ответственности труда тех и других.
Из этого можно сделать вывод, что никакой вид труда по найму,
включая самый квалифицированный и управленческий, не обеспечивает доходов,
сравнимых с простейшим предпринимательством.
Проанализируем важнейшую часть бизнес - слоя России—предпринимателей.
Если рассмотреть их возрастные рамки, то можно выделить следующие
закономерности:
—Крупные предприниматели: 40% из них стали предпринимателями в возрасте
от 31 до 40 лет, 18%—от 41 до 45 .
—Мелкие и средние предприниматели: около 30% из них стали
предпринимателями не старше 30 лет , 30-40%—от 30 до 40 лет и около
30%—старше 40 лет.
В мире бизнес всегда был преимущественно мужским занятием. В России
доля мужчин - предпринимателей достигает 83 %.
Самой же характерной чертой, отличающей российский предпринимателей,
является их уровень образования. По данным различных опросов доля лиц с
высшим образованием среди предпринимателей превышает 80%. Среди крупных
предпринимателей доля лиц с кандидатской степенью составляет почти 38%,
имеющих второе высшее образование—6,5%.
Если сопоставить эти данные с уровнем образования предпринимателей в
других странах, то оказывается, что российский предприниматель—это самый
интеллектуальный предприниматель в мире.
Сейчас в России преобладает мнение, что главными качествами
предпринимателя являются инициативность, находчивость, энергичность и
хорошие организаторские способности. Профессионализм отступил на второй
план. На мой взгляд, это неправильно, так как дальнейшее развитие
предпринимательства в России возможно только при наличии
высокообразованных и профессиональных людей. Только профессионал может
правильно оценить состояние рынка и сделать правильные выводы. В связи с
этим встает проблема повышения доли специалистов, получивших именно
экономическое высшее образование.
Развитие предпринимательства в России происходит в достаточно
неблагоприятных для формирования слоя цивилизованных бизнесменов
условиях. На них давит гнет налогов и рэкета, своеобразного вида
налога. Но, несмотря ни на что, российские предприниматели постепенно
завоевывают твердые позиции на мировой арене, и, наверняка, через какой-то
промежуток времени они будут лидировать, так как по своим качествам они не
только не отстают, но и во многом опережают западных коллег.
Вопросы, на которые не были даны ответы при раскрытии данной темы:
1. Функции государства как ускорителя предпринимательского процесса.
2. Посредничество в предпринимательстве. Типы агентов.
3. Партнерские связи.
4. Государственное и частное предпринимательство.
5. Системы оплаты труда наемного работника.
6. Предприниматель и потребитель. В чем разница?
Список использованной литературы
1. Осипов Ю.М. Основы предпринимательского дела. М., 1992
2. Беляев Ю.А. Энциклопедия начинающего предпринимателя. М., 1992
|