Рефераты

Понятие предпринимательства и его современные особенности

Понятие предпринимательства и его современные особенности

Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

Реферат по экономике на тему

Понятие предпринимательства и его современные особенности

……………………..

Преподаватель: Колесникова Н.А.

Дубна

2000

Начиная с конца 80-х годов сначала в СССР, затем и в России происходило

бурное развитие предпринимательства. Что же такое предпринимательство?

Предпринимательство—это деятельность предпринимателя, складывающаяся из

трех основных частей:

1. Генерирование предпринимательской идеи

2. Организация дела

3. Исполнение дела

Генерирование предпринимательской идеи—это формирование и

формулирование цели, достижение которой способствует самовыражению личности

предпринимателя, поиск надежных и эффективных способов успешного достижения

поставленной цели (например, выбор того или иного вида деятельности

предпринимателя, вида производимого продукта или услуг, оптимального

момента времени, места, условий и любого другого элемента деятельности,

который придает определенную новизну, оригинальность предпринимательской

идее, характеризует предприимчивость ее автора). Ценность генерируемой

идеи, степень предприимчивости автора в первую очередь определяют

вероятность успеха предпринимаемого дела. В наиболее сложных предприятиях,

сопряженных с большим риском, вложением большого капитала ценность

предпринимательской идеи становится главным фактором осуществляемого

предприятия. Способность генерировать новые (или просто удачные в

определенных обстоятельствах) идеи в самых разных областях может служить

вполне самостоятельным капиталом предпринимателя, а учреждение новых

предприятий, реализующих те или иные предпринимательские идеи, может

рассматриваться генератором идей как конечная цель, после достижения

которой он может выйти из дела, предоставив другим предпринимателям

заниматься его эксплуатацией и развитием, если они более заинтересованы или

способны в этих вопросах предпринимательства.

Организация дела, управление процессом его осуществления выражаются в

создании наиболее эффективных условий (ускорение обращения капитала,

расширение сферы деятельности, увеличение сбыта готовой продукции,

повышение степени общественного признания, снижение степени риска

неоправданных потерь и так далее). Эту предпринимательскую функцию могут

выполнять и наемные профессиональные менеджеры, но в общем случае личная

материальная и моральная заинтересованность предпринимателя и в этой

функции стоит дороже профессионализма наемного работника.

Исполнение предпринимательской идеи может базироваться на

непосредственном исполнительском труде самого предпринимателя (если

результаты этого труда являются уникальными или предпринимательство

осуществляется в небольших размерах) или труде наемной рабочей силы (если

предприятие велико или исполнение дела требует профессиональных знаний,

способностей и других условий, которыми сам предприниматель не обладает).

Итак, предпринимательство—это такой тип деятельности, характеризующийся

следующими признаками:

V основной мотив этой деятельности—получение прибыли

V свобода и автономность принятия решений предпринимателем

V самостоятельность, выражающаяся в личном риске и ответственности

предпринимателя.

Предприниматель—это лицо, занимающееся предпринимательской

деятельностью. Предприниматели входят в особый слой общества—бизнес -

слой. Формирование этого общества происходит вместе с развитием

предпринимательства.

Бизнес - слой—общее понятие, объединяющее всех россиян, в той или

иной степени занятых в бизнесе, начиная с классических предпринимателей и

кончая наемными работниками, в свободное время тоже пытающиеся "делать

деньги". Этот слой охватывает всю совокупность субъектов производительной,

коммерческой и финансовой деятельности, осуществляемой на базе автономно

принимаемых решений и с целью получения прибыли.

Этот слой далеко не однороден по составу. В нем можно выделить

несколько основных бизнес - групп:

. предприниматели—частные собственники преимущественно мелких предприятий и

фирм, лично управляющие последними, не совмещающие эту деятельность с

работой по найму;

. самозанятые—лица, занятые мельчайшим предпринимательством на базе

индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств

производства;

. бизнесмены-менеджеры—наемные директора мелких и средних предприятий,

главным образом акционированного и частного секторов экономики,

совмещающие управленческую работу по найму с ведением собственного

бизнеса;

. полупредприниматели—наемные работники, в основном акционированного и

частного секторов экономики, не выполняющие управленческих функций и

совмещающие основную работу с теми или иными видами предпринимательства;

. менеджеры-совладельцы—хозяйственные руководители мелких и средних

акционированных предприятий, работающие по найму, но вместе с тем

располагающие пакетами акций управляемых предприятий;

. "классические" менеджеры—хозяйственные руководители, управляющие

государственными или частными предприятиями на основе найма.

Небольшое число предпринимателей в общей структуре бизнес - слоя (11%)

объясняется тем, что для многих представителей бизнес - слоя сохранение

должности (рабочего места) играет защитно-вспомогательную роль—одним она

служит социальным прикрытием, другим—способом накопления трудового

стажа, третьим— страховкой на случай банкротства, четвертым—источником

дефицитных ресурсов, деловых связей и льгот.

Бизнес - слой можно также дифференцировать по показателям доходов

различных бизнес - групп. Он делится на три ступени:

1. Предприниматели, бизнесмены - менеджеры и самозанятые. Доходы

предпринимателей превышают средний уровень доходов основных бизнесменов

почти в 2 раза, а "работников вне бизнеса"—почти в 5 раз.

2. Полупредприниматели и менеджеры - совладельцы. Доходы этой группы в 2

раза ниже доходов 1-й группы и в 2 раза выше заработков "работников вне

бизнеса".

3. "Классические" менеджеры. Их заработок всего на 40 % выше зарплаты

работников исполнительного труда, что вряд ли компенсирует разницу в

уровнях образования, квалификации и ответственности труда тех и других.

Из этого можно сделать вывод, что никакой вид труда по найму,

включая самый квалифицированный и управленческий, не обеспечивает доходов,

сравнимых с простейшим предпринимательством.

Проанализируем важнейшую часть бизнес - слоя России—предпринимателей.

Если рассмотреть их возрастные рамки, то можно выделить следующие

закономерности:

—Крупные предприниматели: 40% из них стали предпринимателями в возрасте

от 31 до 40 лет, 18%—от 41 до 45 .

—Мелкие и средние предприниматели: около 30% из них стали

предпринимателями не старше 30 лет , 30-40%—от 30 до 40 лет и около

30%—старше 40 лет.

В мире бизнес всегда был преимущественно мужским занятием. В России

доля мужчин - предпринимателей достигает 83 %.

Самой же характерной чертой, отличающей российский предпринимателей,

является их уровень образования. По данным различных опросов доля лиц с

высшим образованием среди предпринимателей превышает 80%. Среди крупных

предпринимателей доля лиц с кандидатской степенью составляет почти 38%,

имеющих второе высшее образование—6,5%.

Если сопоставить эти данные с уровнем образования предпринимателей в

других странах, то оказывается, что российский предприниматель—это самый

интеллектуальный предприниматель в мире.

Сейчас в России преобладает мнение, что главными качествами

предпринимателя являются инициативность, находчивость, энергичность и

хорошие организаторские способности. Профессионализм отступил на второй

план. На мой взгляд, это неправильно, так как дальнейшее развитие

предпринимательства в России возможно только при наличии

высокообразованных и профессиональных людей. Только профессионал может

правильно оценить состояние рынка и сделать правильные выводы. В связи с

этим встает проблема повышения доли специалистов, получивших именно

экономическое высшее образование.

Развитие предпринимательства в России происходит в достаточно

неблагоприятных для формирования слоя цивилизованных бизнесменов

условиях. На них давит гнет налогов и рэкета, своеобразного вида

налога. Но, несмотря ни на что, российские предприниматели постепенно

завоевывают твердые позиции на мировой арене, и, наверняка, через какой-то

промежуток времени они будут лидировать, так как по своим качествам они не

только не отстают, но и во многом опережают западных коллег.

Вопросы, на которые не были даны ответы при раскрытии данной темы:

1. Функции государства как ускорителя предпринимательского процесса.

2. Посредничество в предпринимательстве. Типы агентов.

3. Партнерские связи.

4. Государственное и частное предпринимательство.

5. Системы оплаты труда наемного работника.

6. Предприниматель и потребитель. В чем разница?

Список использованной литературы

1. Осипов Ю.М. Основы предпринимательского дела. М., 1992

2. Беляев Ю.А. Энциклопедия начинающего предпринимателя. М., 1992


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ