Регулирование оплаты труда руководителей
Регулирование оплаты труда руководителей
Министерство по общему и профессиональному образованию
Российской Федерации
Уральский Государственный Экономический Университет
Кафедра труда и социальных отношений
Курсовая работа
по предмету: Экономика Труда
на тему: “Регулирование оплаты
труда руководителей”
| Руководитель: |к.э.н. доц. |
| |Кокшарова В.В. |
|Исполнитель: |Разина С.Н. |
| |гр. ЭТр-94 |
Екатеринбург 1996 г.
Оглавление
Введение
............................................................................
...................3
Глава 1. Проблемы регулирования оплаты труда руководителей в Российской
Федерации. 5
1.1. Оценка сложности основных функций руководства и учет личных деловых
качеств руководителя при формировании его трудового дохода. 5
1.2. Схема заключения контрактов c руководителями предприятий. 7
1.3. Проблемы заключения контрактов с руководителями акционерных обществ.
8
1.4. Государственное регулирование оплаты труда руководителей. 9
1.4.а. Определение размера должностного оклада руководителя при
заключении с ним трудового договора (контракта). 10
1.4.б. Определение переменной части заработка руководителя при
заключении с ним трудового договора (контракта). 12
1.5. Другие точки зрения и подходы к определению должностного оклада
руководителя. 14
1.6. Оплата труда руководителей предприятий и организаций Свердловской
области. 16
Глава 2. Зарубежный опыт оплаты труда руководителей. 19
2.1. Численность руководящего состава. 19
2.2. Составляющие оплаты труда руководителей в странах с развитой
экономикой. 20
2.3. Кризис доверия к управленческой элите в Америке. (О доходах
руководителей акционерных компаний.) 23
2.4. Америка на пути решения проблем. 25
Заключение
............................................................................
.............24
Приложения
............................................................................
............29
Список литературы
............................................................................
38
Введение.
Одной из важнейших проблем рыночной экономики во всем мире является
проблема регулирования оплаты труда руководителей. К руководителям
относятся работники, имеющие в своем подчинении специалистов, служащих и
рабочих. Это многочисленная группа, составляющая до 25 процентов общей
численности специалистов и служащих.
Главный вопрос в решении этой проблемы - вопрос оценки самого труда
руководителей и его результатов. Существуют различные точки зрения ответа
на этот вопрос. Можно выделить две крайние. Одна группа специалистов
исходит из того, что руководители не создают материальных ценностей.
Главная их роль - мобилизовать людей на решение конкретных задач,
организовать их труд, создать все условия для продуктивной работы. Поэтому,
они считают, что труд руководителей нужно оценивать по конечному результату
работы коллектива. Следовательно, при построении оплаты труда упор нужно
делать на высокий удельный вес в структуре заработной платы руководителя
переменной части: оклад должен быть небольшим, а премии - очень весомыми.
Другая группа специалистов исходит из того, что труд руководителя
относится к наиболее высококвалифицированному, требует очень длительной
подготовки, разносторонних знаний, больших практических навыков. Поэтому,
они считают, что оплата труда руководителей, как и остальных категорий
работающих, должна строиться на одних и тех же принципах, т.е. должностной
оклад должен быть весьма высоким по сравнению с переменной частью оплаты.
Эти крайние точки имеют свои плюсы и минусы.
Заработная плата в обществе выступает не только в роли элемента
хозяйственного механизма, но и несет высокую социальную нагрузку, и
принципиальные подходы к оплате труда руководителей должны быть такими же,
как и у всех работающих. Т.е. различия в уровнях должностных окладов
руководителей и других категорий работников должны отражать различие в их
квалификации, сложности труда и т.д. Вместе с этим руководители
производства оказывают существенное воздействие на формирование конечных
результатов производства. И это должно находить отражение не только в
уровне, но и в механизме оплаты их труда.
С другой стороны конечный результат труда складывается под влиянием
огромного числа факторов, часть из которых вообще не поддается прямому
воздействию руководителей. Таким образом, оплата труда руководителей должна
рационально сочетать в себе действие факторов, лежащих на стороне его
квалификации и факторов, связанных с конечными результатами коллективного
труда.
Цель курсовой работы - рассмотреть методы формирования доходов
руководителей и провести сравнительный анализ регулирования оплаты труда
руководителей в странах с развитой рыночной экономикой и в нашей стране.
Данная цель была реализована при решении следующих задач:
a) рассмотреть проблемы регулирования оплаты труда руководителей в
Российской Федерации;
b) проанализировать зарубежный опыт в решении задачи регулирования
оплаты труда руководителей.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит две таблицы
и восемь приложений.
c) I Проблемы регулирования оплаты труда руководителей в Российской
Федерации.
I 1.1. Оценка сложности основных функций руководства и учет личных деловых
качеств руководителя при формировании его трудового дохода.
При рыночных отношениях к знаниям опыту, профессиональному мастерству
руководителей предприятий предъявляются более высокие требования. Они
должны уметь быстро приспосабливаться к экономическим условиям, в короткий
промежуток времени принимать то единственно правильное решение, которое
позволит удержать экономику предприятия от банкротства.
Наряду с профессиональными знаниями успех дела нередко зависит и от
моральных качеств человека, прежде всего от таких черт личности как
обязательность, порядочность, честность, совестливость. Эти требования
предъявляются к личности руководителя как трудовым коллективом, так и
владельцем собственности. Ведь доверяя управление многомиллионным
государственным имуществом или имуществом акционеров и товариществ, они не
застрахованы от того, что свои личные интересы руководитель может поставить
выше интересов предприятия и государства. [5, c. 26]
Вот почему, начиная с 90-ых годов, на практике стали шире применять
контракты с руководителями и специалистами предприятия, заключаемые в
соответствии с гражданским законодательством.
В современный период, в условиях дестабилизации экономики и
производства, в России остро встает проблема определения трудового дохода
руководителя предприятия при заключении с ним трудового договора
(контракта).
Одними из главных параметров при определении этого дохода являются
оценка сложности основных функций руководства и учет личных деловых качеств
руководителя. Общим принципом оценки деловых качеств руководителей, оценки
их профессионально - квалификационного уровня, как факторов, влияющих на
конечные результаты деятельности коллектива, а, следовательно, и на
формирование дохода руководителя, целесообразно избрать подход, когда
оценка производится не столько с позиций текущих действий или исходя из
того, как они реализуют ближайшие цели, а с позиций способности делать
правильный выбор в сложных финансово-коммерческих и других ситуациях,
видеть перспективу развития предприятия условий его функционирования.
Оценка сложности основных функций может быть определена следующим
образом:
I. Характер работ, составляющий содержание труда:
2. Организационно - административные результаты, имеющие
преимущественно творческий характер, непосредственно
связанные с постановкой новых задач;
3. Разработка сложных программ и доведение принятых решений до
исполнителей;
4. Координация и контроль деятельности подразделений предприятия
и его функциональных служб;
5. Организационно - распорядительные и координационные
результаты.
VI. Разнообразие, комплексность работ:
Работы, охватывающие весь комплекс вопросов, связанных с
деятельностью предприятия, требующие согласованности с
основными параметрами развития отрасли, техническими,
экономическими и социальными задачами.
VII. Самостоятельность выполнения работ
Полная самостоятельность в выборе средств и методов, поставленных
перед предприятием задач.
8. Масштаб и сложность руководства, комплексное руководство
предприятия.
9. Дополнительная ответственность.
10. Материальная - высокой степени, право распоряжаться денежными
средствами и материальными ценностями.
11. Моральная - обусловлена вероятностью несчастных случаев при
выполнении работ в опасных условиях.
Для всесторонней и взвешенной оценки сложности функций руководителя
могут быть использованы три показателя:
1. Среднегодовая численность рабочих.
2. Среднегодовая стоимость промышленно-производственных фондов.
3. Сложность производимой продукции.
Сочетание названных показателей обеспечивает комплексность и
объективность оценки. Использование одного показателя может дать искаженное
представление о предприятии. Небольшая численность может быть результатом
высокой степени механизации и автоматизации. Второй показатель раскрывает
технологическую сложность трудового процесса. Третий - уточняет, насколько
оправдан уровень двух первых показателей.
При заключении контрактов количественные параметры характеристик
показателей сложности должны быть конкретизированы работодателем с тем,
чтобы они отражали фактические различия в сложности управления отдельными
производственными объектами.
II 1.2. Схема заключения контрактов c руководителями предприятий.
Рассмотрим схему составления контракта с руководителем предприятия.
Любой контракт, как и трудовой договор, имеет две стороны - наниматель
(работодатель) и нанимающийся (работник). Собственник, приглашая
руководителя на работу, предъявляет ему самые высокие требования и, в то же
время, он должен гарантировать ему достаточно высокий уровень качества
жизни, высокую степень самостоятельности в сфере управления, возможность
действовать в условиях определенного предпринимательского риска. Это
предполагает необходимость осуществления определенного контроля со стороны
собственника и наличие ответственности сторон контракта.
Для составления контракта можно использовать Рекомендации по заключению
трудового договора (контракта) в письменной форме и Примерную форму
трудового договора (контракта) с работником, утвержденные постановлением
Министерства Труда от 14 июля 1993 года.
Содержание трудового контракта может быть представлено следующим
образом:
1) общие положения (наименование сторон, реквизиты, срок действия,
условия испытательного срока);
2) предмет контракта (наименование выполняемой работы и содержание
трудовых функций);
3) обязанности работодателя (информационное, техническое обеспечение
работника, библиотечный день, повышение квалификации);
4) порядок приемки и оценки работы;
5) оплата труда (сроки выплаты, авансовые выплаты, поощрительные
выплаты);
6) режим рабочего времени (гибкий график, работа в определенные часы,
выходные, отпуска и порядок их предоставления, порядок оплаты);
7) социальные гарантии (дополнительные выплаты к отпуску, по
больничному листку, обязательства по трудоустройству по окончании работы,
медицинское, санаторно-курортное обслуживание, транспортные услуги, оплата
жилья, предоставление жилья, погашение кредита в жилищно-строительном
кооперативе и др.);
8) обязанности сторон по выполнению условий контракта и ответственность
за их нарушение (дисциплинарные санкции, возмещение материального ущерба,
расторжение контракта);
9) условия расторжения или пролонгации трудового контракта (расторжения
- в случае нарушения контракта, ликвидации предприятия, окончания срока,
подписания акта сдачи-приемки работы, досрочное выполнение работы,
соглашение сторон; пролонгация - если работа не завершена, приостановлена
по независящим причинам, по причинам, оговоренным в контракте, в случае
заболевания и др.);
10) порядок рассмотрения споров. [1, c. 125-126]
Контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах. Один
экземпляр остается у работодателя, второй - у работника. Контракт является
основанием для возникновения трудовых отношений между сторонами контракта
со дня, установленного в нем. Работодатель издает приказ о зачислении
работника на работу на основании данного контракта и объявляет его под
расписку работника.
III 1.3. Проблемы заключения контрактов с руководителями акционерных
обществ.
Определенные проблемы в связи с заключением контракта с руководителем
возникают в некоторых организациях - правовых формах предпринимательства,
например, в акционерных обществах. Каждое акционерное общество имеет свой
устав, который не должен противоречить законодательству. На сегодняшний
день в России нет специального закона об акционерных обществах, поэтому
вопросы их организации и деятельности определяются Положением об
акционерных обществах, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР
от 25 декабря 1990 года №601. По гражданскому кодексу РСФСР акционерное
общество - это общество, уставный капитал которого разделен на определенное
число акций, акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск
убытков, связанных с деятельностью общества, только в пределах стоимости
принадлежащих им акций.
Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание
акционеров, к компетентности которого относится избрание совета директоров
и ревизионной комиссии. На собрании акционеров происходит персональное
избрание директоров, назначение Генерального директора. Тут и возникают
проблемы: как технически заключить контракт, кто должен его подписать?
А.М. Куренной, доктор юридических наук, профессор Академии народного
хозяйства при Правительстве РФ предлагает следующее решение:
Собрание акционеров не только назначает Генерального директора, но и
утверждает текст контракта с ним, после чего поручает подписать этот
контракт любому из акционеров (по поручению собрания).
В свою очередь, Генеральный директор заключает контракты с членами
Совета директоров с учетом основных положений, касающихся их статуса в
обществе и утвержденных собранием акционеров. [6, c. 68]
IV 1.4. Государственное регулирование оплаты труда руководителей.
В настоящее время в Российской Федерации нет законодательных актов,
позволяющих регулировать оплату труда руководителей. Некоторым образом
попытки регулировать оплату руководителей содержатся в постановлении
Правительства РФ №210, что будет рассмотрено ниже, а также на уровне
субъектов федерации, где создаются местные законы. В качестве таких
примеров можно привести опыт Новосибирской области, где действует областной
нормативный документ, принятый 3 августа 1994 года, а также опыт
Свердловской области, где разработан проект областного закона « О
регулировании оплаты труда », содержащий главу « О регулировании оплаты
труда руководителей ».
1
2 1.4.а. Определение размера должностного оклада руководителя при
заключении с ним трудового договора (контракта).
Одним из обязательных условий контракта с руководителем
государственного предприятия является установление ежемесячного
гарантированного должностного оклада. Его размер определен постановлением
Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 года № 210 «Об условиях
оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с
ними трудовых договоров (контрактов)». Он устанавливается в зависимости от
величины тарифной ставки 1 разряда рабочего основной профессии,
предусмотренной коллективным договором, и численности работников. [5, c.
28]
Пунктом 3 этого постановления предусмотрены верхние пределы кратности
к величине тарифных ставок 1 разряда рабочего основной профессии,
определенной коллективным договором на данном предприятии, исходя из
следующих показателей:
Таблица 1.[10]
|Списочная численность |Кратность к величине тарифной |
|предприятия (человек) |ставки 1 разряда рабочего основной |
| |профессии на предприятии |
|до 200 |до 10 |
|от 200 до 1500 |до 12 |
|от 1500 до 10000 |до 14 |
|свыше 10000 |до 16 |
Учитывая это, конкретный должностной оклад по каждой группе может быть
установлен и из меньшего количества ставок. Конкретную величину кратности
для руководителей государственных предприятий определяют органы
исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование
деятельности в соответствующих отраслях и осуществляющие полномочия
собственника имущества предприятия, или уполномоченные ими органы, имеющие
право заключать трудовой договор (контракт) с руководителями
государственных предприятий. [3]
При этом размер должностного оклада устанавливается с учетом сложности
управления (а численность работников является одним из таких объективных
критериев), его технической оснащенности и объемов производства продукции.
Следует отметить, что ставка 1 разряда и кратность являются
вспомогательными показателями для определения должностного оклада в
абсолютном размере. При этом ежемесячное гарантированное вознаграждение не
может быть меньше 10и - кратной минимальной оплаты труда, установленной
действующим законодательством на момент заключения контракта.
Списочная численность работников, как правило, устанавливается на
первое число месяца, в котором заключается контракт. При уменьшении
численности работников предприятия в связи со снижением объемов
производства из-за неплатежеспособности потребителей, а также по другим
объективным причинам, контракт с руководителем в части должностного оклада
не пересматривается.
Очень важно при установлении ежемесячного гарантированного
вознаграждения определить основную профессию рабочих. Как правило, за
основную рекомендуется принимать ту профессию рабочего, которая имеет
наибольшую долю в численности рабочих.
Не возникает сложностей с определением ставки 1 разряда рабочего
основной профессии, если она предусмотрена в коллективном договоре или в
положении об оплате труда работников предприятия.
На предприятиях, где тарифные разряды не применяются и для оплаты
труда используются месячные оклады или ставки, расчет ежемесячного
вознаграждения руководителя производится исходя из минимального оклада
(ставки) рабочих или служащих, занятых в основной деятельности предприятия.
Если на предприятии для оплаты труда применяется бестарифная система,
то для установления ежемесячного вознаграждения руководителю предприятия
определяется фактическая квартальная заработная плата работников низшей
(первой) квалификационной группы. Квалификационный коэффициент этой группы
принимается за единицу. Затем определяется среднемесячная ставка этой
категории работников. Для этого квартальная заработная плата делится на
отработанное время, полученный дневной или часовой заработок умножается на
месячную норму рабочего времени. Из этой среднемесячной ставки работника
рассчитывается ежемесячное вознаграждение (должностной оклад) руководителю
предприятия.
В случаях, когда по бестарифному принципу распределяется весь
заработок, сначала устанавливается примерная доля премии в фонде заработной
платы рабочих основной профессии и в зависимости от нее рассчитывается
тарифная ставка. Например, если доля премиальных выплат составляет 30%, то
для расчета ставки 1-го разряда фактическая заработная плата по первой
квалификационной группе умножается на коэффициент 0,7, если доля премий
равна 40% - то на коэффициент 0,6 и т. д. [5, c. 28]
Расходы на выплату ежемесячного гарантированного вознаграждения и
надбавок за непрерывный стаж работы относят на себестоимость продукции
(работ, услуг).
3 1.4.б. Определение переменной части заработка руководителя при заключении
с ним трудового договора (контракта).
Условия оплаты труда руководителей, определяемые в контрактах,
устанавливаются в зависимости от результатов производственно-хозяйственной
и финансовой деятельности предприятия. Переменная часть заработной платы
(надбавки, доплаты, премии и др.) должна ориентироваться на достижение
краткосрочных и долговременных результатов хозяйственной деятельности. Она
должна устанавливаться в зависимости от выполнения конкретных обязательств
по эффективному использованию собственности предприятия и выплачиваться в
зависимости от их своевременного выполнения (увеличение объемов
производства и реализации продукции, прибыли, повышения рентабельности,
ввода новых мощностей и объектов, повышения конкурентоспособности
продукции, увеличения валютной прибыли и др.)
Надбавки к должностному окладу должны устанавливаться за обязательства
долговременного характера: выпуск конкурентоспособной на мировом рынке
продукции, экспорт продукции, повышенную сложность управления и др.
Премии и вознаграждения должны выплачиваться за выполнение конкретных
показателей и обязательств по эффективному хозяйствованию и их размер
должен быть оговорен в контракте.
Вознаграждение (премия) выплачивается руководителю предприятия по
результатам финансово-хозяйственной деятельности за счет прибыли,
остающейся в распоряжении предприятия за вычетом из нее налогов, других
обязательных платежей в бюджет и средств, направляемых на потребление.
Доля руководителя предприятия от прибыли определяется как отношение 12
ежемесячных гарантированных вознаграждений (окладов) к сумме прибыли за
предшествующий календарный год. При этом используется месячное
вознаграждение, установленное при заключении контракта. Величина норматива
вознаграждения за прибыль определяется органом исполнительной власти при
заключении контракта. [10]
Норматив вознаграждения не должен быть больше единицы. В случае если
полученная за предшествующий год прибыль, за вычетом налогов, других
обязательных платежей в бюджет и средств, направленных на потребление,
меньше суммы 12 месячных гарантированных вознаграждений, то вознаграждение
за результаты финансово-хозяйственной деятельности руководителю не
выплачивается.
Фактическая сумма вознаграждения по итогам года определяется путем
умножения на норматив суммы прибыли по балансу за расчетный период за
вычетом из нее налогов, других обязательных платежей в бюджет и средств,
направленных на потребление.
В убыточных предприятиях вознаграждение по итогам деятельности за год
не производится.
При высоком уровне инфляции, влияющем на сумму получаемой прибыли,
норматив вознаграждения может пересматриваться. Условия пересмотра
норматива предусматриваются в контракте.
Для повышения эффективности производства на государственных
предприятиях наряду с вознаграждением за результаты финансово-хозяйственной
деятельности по нормативу от прибыли может вводиться в порядке аванса
текущее премирование руководителей за увеличение объемов производства
(реализации) продукции в сопоставимых ценах, а также за своевременное и
качественное выполнение важнейших видов работ.
Конкретные условия и размеры текущего премирования руководителей
предприятия устанавливаются органами исполнительной власти, заключающим
контракт с руководителем, предприятия, и предусматриваются в нем. При этом
максимальный размер премий не должен превышать шести месячных должностных
окладов в год. В случае если за расчетный год прибыль не получена, то
расходы на выплату текущих премий относят на себестоимость продукции. Если
же за расчетный год руководителю предприятия начислено вознаграждение по
нормативу от прибыли, то из него удерживают суммы текущих премий, выданных
в порядке аванса.
Вознаграждения, выплачиваемые руководителю предприятия, учитываются
при определении его среднего заработка.
Изменения, вносимые в контракт с руководителем предприятия в части
размера и условий вознаграждения, компенсаций и социальных выплат также
согласуются с трудовым коллективом. [5, c. 29]
Размер переменной заработной платы должен быть достаточным для создания
необходимой материальной заинтересованности работника в выполнении принятых
обязательств, предусмотренных в контракте.
При этом премии и вознаграждения за выполнение текущих показателей
лучше устанавливать в меньших размерах, чем за осуществление мер, имеющих
перспективное значение для предприятия и требующих определенного времени
для их реализации.
V 1.5. Другие точки зрения и подходы к определению должностного оклада
руководителя.
Существуют и другие подходы к определению должностного оклада
руководителя.
Например, В. Павлов, зам. начальника Главного сводно-экономического
управления Госкомоборонпрома России - начальник отдела трудовых отношений и
социальных вопросов считает, что механизм оплаты труда руководителей,
предлагаемый постановлением №210, весьма несовершенен. Свои выводы он
обосновывает следующим: согласно постановлению №210, чем меньше средств
руководителю удастся израсходовать на трудовой коллектив, тем больший доход
получит он сам, так как размер его оплаты поставлен в зависимость только от
ставки рабочего основной профессии 1 разряда и норматива соотношения его
годового должностного оклада к остаточной прибыли (за вычетом средств,
направленных на потребление). Причем не уточняется, что такое «рабочий
основной профессии».
Тем самым директора госпредприятий «с порога» сориентированы либо на
ставки самых высокооплачиваемых рабочих в каждой отрасли, либо на
ускоренное периодическое повышение ставки 1 разряда при неизменности или
незначительном изменении ставок и окладов остальных, более
квалифицированных категорий работников, что позволит увеличивать зарплату
только руководителям предприятий.
Механизм премирования циклически будет действовать в противоположных,
направлениях. Периодически то стимулировать рост расходования прибыли на
нужды коллектива (в целях повышения норматива премирования директора), то
его уменьшение (в целях увеличения суммы премии руководителю предприятия).
Кроме того, в стартовый момент введения такого механизма по
предварительным прикидкам в отдельных отраслях у значительного числа
директоров (до 60%) произойдет снижение заработной платы, а у остальных (до
40%), - ничем не обоснованное ее повышение
В. Павлов предлагает свою точку зрения к определению должностного
оклада руководителей:
. оплата труда руководителей предприятий должна быть поставлена в
зависимость от заработной платы работников их коллективов, то есть
увязана по крайней мере со средней заработной платой,
складывающейся в возглавляемых ими коллективах. [9]
Например, на предприятиях оборонных отраслей промышленности действует
именно такой механизм. При подготовке к заключению контрактов с директорами
трудовые коллективы принимают решения об установлении им месячных окладов в
размере от 3 до 8 среднемесячных зарплат, складывающихся в этих коллективах
(в зависимости от их численности). За январь 1994 года при средней
заработной плате 90 тысяч рублей в месяц, в целом по всем предприятиям
зарплата директоров по окладам составила в среднем 450 - 500 тысяч рублей.
[14]
Премирование директоров осуществляется в тех же размерах (в процентах
к их окладам), что и остальных работников, возглавляемых ими коллективов.
В настоящее время Министерством Труда РФ предлагаются еще несколько
подходов к определению должностного оклада руководителя. Он может
формироваться:
1) На базе оклада квалифицированного специалиста данного предприятия с
дальнейшей коррекцией на основе коэффициентов, учитывающих
профессионально - квалификационный уровень и деловые качества
работника, а также повышенную, в связи с осуществлением функций
руководства сложность труда, и конечные результаты деятельности
возглавляемого коллектива.
ДОрук=ДОспец*К1 *К2 *К3 *Кn
К1 ,Кn - коэффициенты, характеризующие уровень показателей
сложности и конечных результатов труда.
2) На базе уровня организации заработной платы, сложившихся в данном
коллективе с дальнейшими коррективами в соответствии с оценкой
профессионально - квалификационного уровня, деловых качеств
руководителя и конечных результатов деятельности трудового
коллектива.
____
ДОрук=ЗПппп*К
К - коэффициент соотношения должностного оклада руководителя к
фонду заработной платы работников предприятия, установленному в
коллективном договоре или в ином порядке.
____
ЗПппп - средняя заработная плата промышленно-производственного
персонала за предшествующий период (квартал, полугодие)
3) На основе распространения условий оплаты труда и нормативных
соотношений, предусмотренных в единой тарифной сетке для организаций
и учреждений бюджетной сферы, на государственных предприятиях
безрасчетного сектора
ДОрук=ТС1 разр*ТКрук
ТС1 разр - устанавливается в коллективном договоре предприятия
Исходной базой оценки сложности труда руководителей может служить
содержание трудовых функций, предусмотренных “Квалификационным справочником
должностей руководителей и служащих”, утвержденным Министерством Труда
Российской Федерации.
VI 1.6. Оплата труда руководителей предприятий и организаций Свердловской
области.
Начиная с 3 квартала 1994 года, Федерация профсоюзов отслеживала
уровень доходов и средней заработной платы руководителей и работников
предприятий и организаций ведущих отраслей экономики области и их
взаимосвязь с результатами труда.
Аналогичный анализ по оплате труда руководителей был проведен по
данным статотчетности в 4 квартале 1995 г. Статистическом наблюдением за
оплатой труда руководителей предприятий по итогам работы в 4 квартале 1995
года по данным комитета госстатистики Свердловской области было охвачено
1306 предприятий, в том числе 725 государственных предприятий (включая
муниципальные) (прил.1) и 581 акционерное общество (прил.2). Для сравнения,
в 4 квартале 1994 г. наблюдением было охвачено 848 госпредприятий и 581
акционерное общество.
Так же как и в 4 квартале 1994 г., большая часть руководителей
госпредприятий и акционерных обществ, охваченных наблюдением в 4 квартале
1995 г. работает на предприятиях с численностью до 200 человек (77,8% и
52,7%), от 200 до 1500 чел. соответственно (17,9 и 37,5%).
Численность руководителей, заключивших контракты в соответствии с
постановлением Правительства РФ от 21.03.94 г. № 210, увеличилась в 4
квартале 1995 г. по сравнению с тем же периодом 1994 г. на 29 чел. в
госсекторе и на 28 чел. в акционерных обществах, но по-прежнему не
превышает 50% от общей численности руководителей (соответственно 47,3 и
26,9%).
Как показало наблюдение руководители государственных предприятий,
имеющие должностные оклады с кратностью до 10 раз, занимают в общей
численности отчитавшихся, как и в 4 квартале 1994 года, преобладающую долю
- 91,7% (прил. 3). Среди руководителей предприятий со списочной
численностью до 200 чел. их доля еще выше - 95,7%. Средний размер кратности
этой категории руководителей - 6, и несколько выше, чем в 4 квартале 1994
года. Размер кратности повысился почти по всем уровням численности.
Среди руководителей акционерных обществ у значительной её части (67,6
%) кратностъ не превышает 10 раз, а среди руководителей с численностью
предприятий до 200 чел. удельный вес ещё выше -84,3% (прил.4). Средний
размер кратности должностного оклада руководителя акционерного общества в
1,5 раза превышает средний размер кратности должностного оклада
руководителя госпредприятия.
Анализ доходов и средней заработной платы руководителей госпредприятий
(прил. 5) и акционерных обществ (прил. 6) свидетельствует о том, что в 4
квартале 1995 г. наблюдался рост доходов и средней заработной платы в целом
по области и по представленных отраслям экономики. Так, доход руководителя
госпредприятия составил 2093 тыс. руб., акционерного общества - 3728,4 тыс.
руб. и повысился соответственно к уровню 4 квартала 1994 г. в 2,17 и 2.58
раза. Средняя заработная плата руководителя государственного предприятия
составила 1919,8 тыс. руб., акционерного общества -3362,2 тыс. руб., рост
её составил соответственно -2,09 и 2,54 раза. Выше средней по области
заработная плата руководителей госпредприятий в отраслях промышленности
(2772,9), транспорта (2537,1), связи (3500,7) тыс. руб. Наиболее высокие
размеры заработной платы наблюдаются у руководителей предприятий, с
численностью работающих от 1500 до 10000 чел. Так, в промышленности средняя
зарплата этих руководителей составила 5746,4 тыс. руб., в связи - 4608,1,
строительстве - 17841,6 тыс. руб.
В акционерных обществах уровень зарплаты, значительно превышающий
средний по области, наблюдается в связи (9209,2), здесь же и самая высокая
зарплата руководителя со списочной численностью: от 1500 до 10000 чел. -
16324,2 тыс. рублей.
Из данных таблиц видно, что доход и заработная плата руководителей как
государственных, так и акционерных, возрастала более быстрыми темпами, чем
оплата труда рабочего 1-го разряда.
Страницы: 1, 2, 3
|