Рефераты

Рынок ценных бумаг и банки

предполагает получить собственность и рассчитывает получать доход от

использования этой собственности, который будет превышать доход от простого

владения акциями. Он может ставить своей задачей расширение сферы влияния,

приобретение контроля в перераспределении собственности. Портфельный

инвестор рассчитывает лишь на доход от принадлежащих ему ценных бумаг.

3) Фондовые посредники - это торговцы, обеспечивающие связь между

эмитентами и инвесторами на рынке ценных бумаг - это брокеры и дилеры.

а) Брокером считают профессионального участника рынка ценных бумаг

(физическое лицо или организацию), который занимается брокерской

деятельностью. В соответствии с Законом “ О рынке ценных бумаг” брокерской

деятельностью считается совершение гражданско-правовых сделок с ценными

бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основе

договора-поручения или комиссии либо доверенности на совершение таких

сделок. Брокерская деятельность на фондовом рынке осуществляется на основе

лицензии, а брокер получает доход за счет комиссионных, взимаемых от суммы

сделки, хотя чаще всего он совмещает свою деятельность с консультированием

клиентов на рынке ценных бумаг. Брокерская фирма включает в себя не более

25 человек.

б) Дилером называется профессиональный участник рынка ценных бумаг

(физическое лицо или организация), осуществляющий дилеровскую деятельность.

В соответствии с Законом “ О рынке ценных бумаг” дилеровской деятельностью

считается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и

за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи

определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи

определенных ценных бумаг по объявленым лицом, осуществляющим такую

деятельность, ценами. Доход дилера состоит из разницы продажи и покупки.

Выступая в роли оператора рынка, дилер объявляет цену продажи и покупки,

минимальное и максимальное количество покупаемых и (или) продаваемых

бумаг, а также срок, в течение которого действуют объявленые цены. На

российском рынке в роли дилера может выступать инвестиционные компании,

одной из функций которой является вложение средств в ценные бумаги,

осуществление сделок с ними от своего имени, в том числе путем их

котировки.

4) Джоберы - это ученые-аналитики денежного рынка. Они являются

специалистами по конъюнктуре рынка ценных бумаг. Они помогают правильно

оценить достоинство уже выпущенных ценных бумаг, помогают эмитенту

осуществить новые курсы ценных бумаг, дают разовые консультации, решают

сложные проблемы рынка ценных бумаг. Услугами джоберов пользуются брокеры и

дилеры. Джоберская фирма принимая заказ, создает группу аналитиков и выдает

консультацию, которая является коммерческой тайной. Часто джоберская группа

привлекает различных специалистов со стороны для того, чтобы детально

изучить тот или иной вид ценной бумаги, обращающийся на рынке ценных бумаг;

она работает не только по заказу, но изучает необходимую информацию

самостоятельно, если предполагает, что эта информация может потребоваться и

ее можно будет выгодно продать.

5) Одним из профессиональных участников рынка ценных бумаг могут быть

управляющие компании независимо от конкретной юридической формы их

организации, но имеющие государственную лицензию на деятельность по

управлению ценными бумагами.

а) Регистраторами на рынке ценных бумаг обычно называют организации,

которые по договору с эмитентом ведут реестр. Реестром называется список

владельцев именных ценных бумаг, составленный на определенную дату. Задача

регистратора состоит в том, чтобы вовремя и без ошибок предоставлять реестр

эмитенту. Традиционно в роли таких организаций выступают банки или

специализированные регистраторы. Кроме того к функции регистратора

добавляется еще и учет прав инвесторов на ценные бумаги. Во многих

развитых странах институт регистраторов отсутствует. Эти обязанности берут

на себя депозитарная система. Сейчас в России институт регистраторов развит

достаточно сильно. Ведением реестров акционеров занимаются как банки, так и

специализированные регистраторы.

б) Депозитариями называются организации, которые оказывают услуги по

хранению сертификатов ценных бумаг и\или учету прав собственности на ценные

бумаги. Счета, предназначенные для учета ценных бумаг, называются “счетами

депо”. Появление депозитариев и как следствии обезналичивание оборота

ценных бумаг постепенно привело к тому, что ценная бумага в виде бумажного

документа используется все реже и реже. Роль документа, удостоверяющего

права собственника на ценную бумагу, начинает играть запись на счете депо.

Таким образом к функциям депозитария относятся: ведение счетов депо по

договору с клиентом; хранение сертификатов ценных бумаг; выполнение роли

посредника между эмитентом и инвестором; кроме этого могут выполнять

сопутствующие работы, например, перевозка сертификатов, проверка их на

подлинность и платежность.

в) Расчетно-клиринговые организации в практике могут иметь такие

названия как : Расчетная палата, Клиринговая палата, Клиринговый центр,

Расчетный центр, но в общем - это специализированная организация

банковского типа, которая осуществляет расчетное обслуживание участников

организованного рынка ценных бумаг. Ее главными целями являются:

минимальные издержки по расчетному обслуживанию участников рынка;

сокращение времени расчетов; снижение до минимального уровня всех видов

рисков, которые имеют место при расчетах. Расчетно-клиринговая организация

может обслуживать какую-либо одну фондовую биржу или сразу несколько

фондовых бирж или рынков ценных бумаг. Членами расчетно-клиринговых

организаций обычно являются крупные банки и крупные финансовые компании, а

также фондовые и фьючерсные биржи.

6) Инвестиционный фонд - это институт кредитно-финансового рынка, и с

другой стороны - юридическое лицо, продающее свои акции и инвестирующее

средства в различные ценные бумаги, а также управляющее коллективными

инвестициями владельцев капитала фонда. Инвестиционные фонды, как и

акционерные общества, могут быть как открытыми и закрытыми. Исходя из

механизмов распределения дохода инвестиционные фонды могут быть

накопительными (не распределяют свой доход, реинвестируя его в новые

активы) и распределительными (направляют доход на выплату дивиденда по

своим акциям).

7) Особыми участниками на рынке ценных бумаг являются Банк России и

коммерческие банки. Так Банк России выполняет функции: 1) агент

правительства РФ по размещению и погашению облигаций; дилер на вторичном

рынке позволяет проводить операции купли-продажи от своего имени и за свой

счет с целью осуществления денежно-кредитной политики, позволяет

концентрировать спрос и предложение инвесторов по Росси через свои торговые

учреждения; 2) контролер рынка, т.е. доступ Банка России к информации о

сделках каждого участника рынка , поддерживание принципов справедливой и

равноправной торговли, обеспечение соблюдения действующего законодательства

и правил торговли.

Коммерческим банкам на рынке ценных бумаг разрешено: а) выпускать,

продавать и хранить ценные бумаги; б) вкладывать средства в ценные бумаги;

в) осуществлять куплю-продажу ценных бумаг от своего имени и за свой счет;

г) управлять ценными бумагами по поручению клиентов; д) выполнять

посреднические (агентские) функции при покупке-продаже ценных бумаг на

основании договора комиссии или поручения; е) осуществлять инвестиционное

консультирование; ж) организовывать выпуски ценных бумаг. При этом

основными целями деятельности банка на рынке ценных бумаг являются: а)

привлечение дополнительных денежных средств для традиционной кредитной и

расчетной деятельности на основе эмиссии ценных бумаг; б) получение прибыли

от собственных инвестиций в ценные бумаги за счет выплачиваемых банку

процентов, дивидендов и также курсовой стоимости ценных бумаг; в) получение

прибыли от предоставления клиентам услуг по операциям с ценными бумагами;

г) расширение сферы влияния банка и привлечение новой клиентуры за счет

участия в капиталах предприятия; д) доступ к дефицитным ресурсам через те

ценные бумаги, которые дают такое право и собственником которых становится

банк; е) поддержание необходимого запаса ликвидности.

2.3 Фондовая биржа, ее задачи и функции

Пройдя первичное размещение ценные бумаги попадают либо на биржу,

либо на уличный рынок, где происходит их вторичное обращение. Всего в мире

200 бирж в более 60 странах. В Северной Америке - 15, Европе - более 100,

Центральной и Южной Америке - 20, Африка, Австралия, Азия - остальное. В

Международную Федеральную Фондовую биржу (МФФБ) в Париже входит 31 биржа.

Согласно действующему российскому законодательству фондовая биржа относится

к участникам рынка ценных бумаг, организующим их куплю-продажу. По закону

фондовая биржа не может совмещать деятельность по организации торговли

ценными бумагами с другими видами профессиональной деятельности на рынке

ценных бумаг, кроме депозитарной и клиринговой. Поэтому задачи и функции

фондовой биржи определяются ее местом как участника:

1) предоставление места для рынка;

2) выявление равновесной биржевой цены;

3) аккумулирование временно свободных денежных средств;

4) обеспечивание гласности, открытости биржевых торгов;

5) обеспечение арбитража, т.е. механизма для беспрепятственного

разрешения споров;

6) обеспечение гарантий исполнения сделок, заключенных в биржевом

зале;

7) разработка этических стандартов, кодекса поведения участников

биржевой торговли, т.е. принимают специальные соглашения, которые разрешают

использовать специфические слова и соблюдение их строгой интерпретации:

устанавливают место и способ торговли, и время, в течение которого могут

совершаться сделки, предъявляют определенные квалификационные требования к

участникам торгов.

Фондовая биржа относится к числу закрытых бирж, т.е. торговать на ней

ценными бумагами могут лишь ее члены. В российском законодательстве

определяется, что членами фондовой биржи являются ее акционеры, любые

профессиональные участники рынка ценных бумаг и коммерческие банки. Все

члены биржи в России - юридические лица. Поскольку фондовая биржа -

некоммерческая организация, бесприбыльная ассоциация, то она свободна от

подоходного налога. Прибылью является акциз - плата компаний за включение в

списки, взносы компаний для поддержки листинга, вступительные взносы.

По мере развития рынка ценных бумаг в нашей стране у каждого

коммерческого банка возрос удельный вес вложений в ценные бумаги в общей

структуре его активов. Совершая операции по покупке-продаже акций,

облигаций, сертификатов, банк может преследовать различные цели. Так

покупка банком акций товарной и фондовой бирж, созданных в форме

акционерных обществ, дает возможность банку получить место на бирже. Таким

образом, банк вправе развернуть широкомасштабные биржевые операции от

своего имени и за свой счет, и по поручению клиента и за его счет. При

покупке долговых правительственных обязательств, банк преследует главную

цель - регулирование своей платежеспособности и ликвидности;

Биржа рассматривается как саморегелируемая организация, действующая

на принципах биржевого самоуправления. Закон наделил биржу значительными

правами, которые установили минимальный размер капитала и стандарты

“поведения” для компаний, желающих включить свои акции в биржевой список,

разрабатывают процедуру торговли списочными ценностями, следят за

отчетностью компаний, прошедших листинг. Контроль финансово-хозяйственной

деятельностью биржи осуществляет ревизионная комиссия, которая избирается

общим собранием членов биржи одновременно с биржевым советом. На бирже

существует такое понятие как торговая мера или фасовка - общепринятая на

данной бирже количество акций, которыми ведется торговля. Цены формируются

посредством группового или залпового аукциона, когда заказы накапливаются,

а затем единожды или дважды выбрасываются в зал и расторговываются под

контролем уполномоченного брокера или сотрудника биржи. Заказы вводятся

устно (a la cree) или письменно (par cassiee ). Сделки совершаются в любое

время.

Но вторичный биржевой рынок в России имеет специфическую особенность:

в ряде случаев он продолжает частично выступать и как первичный рынок,

принимая на себя новые элементы ценных бумаг. Это объясняется тем, что сам

первичный рынок еще недостаточно сформировался, а российские фондовые биржи

обладают большим опытом.

Внебиржевой и “уличный” рынок ценных бумаг - не тождественные

понятия. Уличный” рынок может быть охарактеризован как внебиржевой

неорганизованный рынок. Наибольшее развитие внебиржевой рынок получил в

США, где основное количество торговых сделок с государственными ценными

бумагами производится через компьютерные экраны или с помощью телефонов,

телексов и без биржевых посредников. В качестве примера организованных

компьютерных рынков внебиржевой торговли служат: система автоматической

котировки национальной ассоциации инвестиционных дилеров (НАСДАК);

канадская система внебиржевой автоматической торговли (СОАТС).

В 1995г. российский внебиржевой рынок ценных бумаг был представлен в

виде следующих организационных форм и образований: система торговли

государственными казначейскими обязательствами (НКО); торговая сеть

Сберегательного банка; аукционная сеть (первичное размещение акций

приватизированных предприятий); внебиржевой рынок ценных бумаг коммерческих

банков; телефонные дилерские рынки; электронные внебиржевые рынки;

“Биржевой аукцион”, организованный фирмами “Антарис” и “Принцип Лтд.”,

аукцион фирмы “Саттаров и К”; Российская торговая система (РТС “Портал”),

организованная Профессиональной ассоциацией участников фондового рынка.

Основным объектом сделок являются акции крупнейших российских предприятий,

таких, как: РАО ЕЭС, РАО “Норильский никель”, АО “Юганскнефтегаз”, НК

“Лукойл”; Интерфакс-Диллинг; стихийные внебиржевые рынки ценных бумаг

(например уличная торговля ценными бумагами АО МММ).

2.4 Регулирование рынка ценных бумаг

Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на

нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций,

уполномоченных обществом на эти действия. Оно охватывает всех его

участников, может быть внутренним и внешним. Внутреннее регулирование - это

подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным

документам: уставу, правилам и др. внутренним нормативным документам,

определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и

работников. Внешнее регулирование - это подчиненность деятельности данной

организации нормативным актам государства, др. организаций, международным

соглашениям. Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает: создание

нормативной базы функционирования рынка; отбор профессиональных участников

рынка; контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и

правил функционирования рынка; систему санкций за отклонение от норм и

правил, установленных на рынке. Регулирование рынка ценных бумаг

осуществляется разными органами или организациями, уполномоченными на

выполнение функции регулирования. С этой позиции выделяют:

Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это регулирование

со стороны общественных органов государственной власти. Система

государственного регулирования рынка включает: 1) Структура органов

государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее

время еще не сложилась. Но на начало 1996г. ее составляли:

а) высшие органы государственной власти, к которым относятся:

Государственная Дума, издающая законы, регулирующие рынок ценных бумаг;

Президент, издающий указы; Правительство, выпускающее постановления, обычно

в развитие указов президента.

б) государственные органы регулирования рынка ценных бумаг

министерского уровня, к которым относятся: Федеральная комиссия по рынку

ценных бумаг, имеющая много полномочий в области координации, разработки

стандартов, лицензирования; Министерство финансов РФ, регистрирующее

выпуски ценных бумаг корпораций, устанавливающее правила бухгалтерского

учета операций с ценными бумагами, осуществляющее выпуск государственных

ценных бумаг и регулирующее их обращение; Центральный банк РФ, действующий

на основании законов; Государственный комитет по антимонопольной политике,

устанавливающую антимонопольные правила и осуществляет контроль за их

исполнением и Госстрахнадзор, регулирующий особенности деятельности на

рынке ценных бумаг страховых компаний.

Государственные и иные нормативные акты. Так основными

законодательными актами, регулирующими российский рынок ценных бумаг

являются: Гражданский кодекс РФ, части I и II, 1995-1996 гг.; Закон “О

банках и банковской деятельности”, 1990г.; Закон “ О Центральном банке

Российской Федерации”, 1995г.; Закон “ О приватизации государственных и

муниципальных предприятий в РСФСР”, 1991г.; Закон “ О товарных биржах и

биржевой торговле”, 1992г.; Закон “ О валютном регулировании и валютном

контроле”, 1992г.; Закон “ О государственном внутреннем долге Российской

Федерации”, 1992г.; Закон об акционерных обществах, 1996г.; Закон о рынке

ценных бумаг, 1996г.; Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг; за

период с 1992г. выпущено порядка 50 указов, которыми в основном и

регулируется российский рынок ценных бумаг; постановления Правительства

Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка

государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.

Регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных

бумаг, или саморегулирование осуществляется посредством регистрации тех,

кто торгует ценными бумагами или консультирует инвесторов. В ходе ее

выясняется профессиональная пригодность кандидата. Саморегулирование

достигается обеспечением гласности и поддержанием правопорядка в отрасли,

т.е. компетентные институты могут учинить расследование нарушений закона,

применить административные меры и передать дело в суд. Помимо законов

существуют “законы” и “ведомства”, обеспечивающие самоконтроль и

саморегулирование - это биржа, основополагающий принцип которой -

ликвидность банка. А механизмом стабилизации и ликвидности является

институт маркет-мейкеров. Ликвидность обеспечивается обязательными

выставлениями каждым маркет-мейкером двусторонних котировок по определенным

ценным бумагам, стабилизация - введением ограничений на спрэды или

максимальное отклонение от лучшей котировки. Появление этого института

связано с необходимостью обеспечения устойчивого функционирования торговли,

и он предусматривает ряд компонентов:

а) листинг - подбор для торговли наиболее качественных ценных бумаг,

которые будут пользоваться устойчивым спросом участников рынка в течение

продолжительного времени;

б) создание группы маркет-мейкеров - участников торговли, способных

поддержать минимальные спрэды на торгуемые бумаги и предовращает временную

потерю ликвидности.

в) делистинг - исключение ценных бумаг из списка котирующихся в

системе.

2.5 Коммерческие банки на рынке ценных бумаг

В зависимости от национального законодательства той или иной страны ,

исторических традиций и особенностей формирования национальных фондовых

рынков банки могут играть на них различную роль. Например, мировая практика

знает два подхода к проблеме сочетания обычной банковской деятельности с

деятельностью на рынке ценных бумаг. Согласно одному из подходов банкам

должно быть запрещено заниматься некоторыми видами профессиональной

деятельности на рынке ценных бумаг, а также должны быть ограничены

отдельные виды непрофессиональной деятельности в качестве инвесторов. Этот

подход применялся в США, где разделение универсальных банков на

коммерческие и инвестиционные на рубеже 30-х годов XX в. было введено как

реакция на волну массовых банкротств банков, вследствие их чрезмерной

активности по вложению привлеченных средств клиентов в негосударственные

ценные бумаги и предоставление гарантий по таким ценным бумагам.

Второй подход представляет собой разрешение банкам сочетать обычные

банковские операции с большинством операций на рынке ценных бумаг, он

преобладает в европейских странах. Согласно этому подходу ограничение

рисковости банковских инвестиционных операций должно осуществляться

введением специальных “встроенных” ограничителей путем надлежащего

государственного контроля за банковской деятельностью и повышенного

внимания к проблеме конфликта интересов при операциях на финансовых рынках.

В самом завершенном виде это подход преобладает в ФРГ.

С момента возрождения современной российской банковской системы

(конец 80-х - начало 90-х годов ) законодательство придерживалось второго

подхода. По действовавшему с 1990г. банковскому законодательству банки в

России являлись универсальными банками. Российские банки осуществляют

непрофессиональные операции с ценными бумагами по общим правилам,

действующим для инвесторов и эмитентов, а также в рамках нормативов и по

дополнительным правилам, установленным Банком России. Профессиональная

деятельность банков на рынке ценных бумаг осуществляется по общим

банковским лицензиям, выдаваемым Банком России. При этом предполагается,

что Банк России как единый надзорный и контрольный орган имеет все

полномочия проверять и регламентировать профессиональную деятельность

банков, и него для этого есть возможность требовать обычную и специальную

отчетность, право назначать банковские проверки и применять к банкам

санкции. На ряду со всем этим Банк России применяет ряд встроенных

ограничений на инвестиционные операции банков: повышенные коэффициенты

рисковости при расчете коэффициентов соотношения собственных средств банков

и различных статей их активов, и жесткие требования к созданию внутренних

банковских резервов под потенциальное обесценение вложений в ценные бумаги.

С вступлением в силу федерального закона “ О рынке ценных бумаг”

лицензирование профессиональной деятельности на фондовом рынке всех

организаций осуществляется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

Поэтому те российские банки, которые захотят совмещать ведение классических

банковских операций с профессиональной деятельностью на фондовом рынке,

должны будут иметь две лицензии - от Банка России и от Федеральной комиссии

по рынку ценных бумаг.

Теперь можно подвести итог - итак, коммерческие банки в России могут

выполнять все виды деятельности и все виды операций на рынке ценных бумаг,

разрешенные действующим законодательством: брокерская и дилерская

деятельности; управление инвестициями и фондами; расчетное обслуживание

участников рынка ценных бумаг; ведение реестра и депозитарное обслуживание;

консультационная деятельность и т. п. Коммерческий банк может принять от

заемщика ценные бумаги в качестве залога по выданной краткосрочной ссуде,

причем стоимость залога оценивается по рыночному курсу ценных бумаг, а не

по их номиналу.

Помимо этих функций коммерческие банки РФ осуществляют эмиссионную

деятельность. По Российскому законодательству они могут эмитировать акции,

облигации, депозитарные и сберегательные сертификаты, векселя, производные

ценные бумаги. Основным документом, определяющий особенности выпуска ценных

бумаг кредитными организациями является инструкция Банка России от 11

февраля 1994г. № 8 “О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг

кредитными организациями на территории РФ” с изменениями и дополнениями,

внесенными распоряжением ЦБ России от 11.04.96г. № 274. Эмиссионная

деятельность банков направлена на привлечение финансовых ресурсов и поэтому

вполне обоснованно может идти речь о цене их привлечения. Цена привлечения

финансовых ресурсов сравнивается с эффективностью их размещения и

рассматривается механизм поддержания их ликвидности. Финансовое положение

банка в основном определяется величиной маржи - разницей между ценой

привлечения и размещения ресурсов.

3. Проблемы и пути совершенствования рынка ценных бумаг на

современном этапе

3.1. История развития российского рынка ценных бумаг

Рассматривая развитие рынка ценных бумаг в историческом аспекте можно

выделить: дореволюционный (до 1917г.), советский период (с нэпа и

последующие годы) и современный этап, начавшийся с приватизации

государственной собственности. Все они имеют свою специфику, связанную с

условиями формирования.

Исторической точкой отсчета возникновения Российского фондового рынка

можно считать 1769г., когда в Амстердаме был размещен первый выпуск

Российского государственного займа. Собственно на российском рынке

государственные долговые бумаги появились лишь в 1809г.

В 30-х годах на фондовом рынке появляются в обращении акции и

облигации частных компаний, выпуск и обращение которых регулировалось

принятым в 1836г. Законом о промышленных обществах. Реформы третей

четверти прошлого века создали предпосылки для появления на фондовом рынке

долговых обязательств местных органов власти, что было вызвано нехваткой

средств для развития местной культурно-хозяйственной жизни.

Международный политический кризис 1914г., приведший к началу первой

мировой войны, вызвал панику на европейских биржах и в течении нескольких

дней после объявления войны прекратили операции с ценными бумагами

российские биржи. Но в конце 1916г. началось некоторое оживление на

фондовом рынке и в январе 1917г. была открыта Петербургская фондовая биржа.

Однако после революции рынок ценных бумаг фактически перестал существовать.

Декретом советского правительства 23 декабря 1917г. были запрещены все

операции с ценными бумагами и в начале 1918г. были аннулированы

государственные займы. В период нэпа товарные и фондовые отделы при биржах

существовали с 1921 по 1930 г. Организация фондовых бирж в СССР была

предусмотрена постановлением ВЦИК и СНК о валютных операциях. С переходом к

рыночной экономике российское государство стало более активно использовать

рынок ценных бумаг. Фактически на период 1992-1995 гг. государство почти

совсем отказалось от практики размещения займов среди населения. Лишь с

конца 1995 г. в обращение поступили первые выпуски сберегательного займа

для продажи населению.

Особенностью российского рынка государственных облигаций является их

высокая доходность, позволившая привлечь средства инвесторов с других

рынков капиталов. Ядром этого рынка стала Московская межбанковская

валютная биржа (ММВБ), располагающая торговой, расчетной и депозитарной

системами. Следует заметить, что российские государственные ценные бумаги

обращаются и на зарубежных рынках. Так с конца 80-х годов на международном

рынке обращаются несколько облигационных займов, выпущенных в разных

европейских валютах.

3.2 Развитие рынка ценных бумаг в 90-е годы

В отличие от рынка государственных ценных бумаг, который существовал

в России на протяжении всего периода ее социалистического развития, рынок

негосударственных, или корпоративных ценных бумаг возродился с начала 90-х

годов, прежде всего в связи с началом процесса приватизации государственной

собственности в 1992г., а раньше - с образованием акционерных коммерческих

банков и бирж. Условно современную историю российского рынка корпоративных

ценных бумаг можно разделить на три этапа:

1) 1990-1992 гг. - создание предпосылок для развития фондового рынка:

образование фондовых бирж и рынка акций коммерческих банков, товарных и

фондовых бирж. Здесь началось формирование законодательной базы

российского рынка ценных бумаг.

Однако первоначальному этапу создания рынка фондовых ценностей

должна была предшествовать более широкая приватизация государственной

собственности, что позволило бы создать акционерные общества и таким

образом наполнить рынок ценных бумаг акциями и облигациями предприятий. По

существу же это накопление осуществлялось в основном за счет акций

коммерческих банков и так называемых финансовых инструментов. Торговля

ценными бумагами в 1991-1992 гг. не стала основным видом деятельности

фондовых бирж Российской Федерации, поскольку ведущее положение на них

заняли не акции и облигации предприятий, а финансовые инструменты за счет

расширения их номенклатуры. В результате увеличения процентной ставки

Центрального Банка на 50%, а затем до 80% повысились процентные ставки

коммерческих банков и соответственно за кредитные ресурсы на биржах, но

т.к. они носили краткосрочный характер, то заемщики не могли использовать

эти средства для долгосрочных инвестиций. Это характерно для всех фондовых

бирж Российской Федерации. В основе этих искажений несколько причин:

а) на начальной стадии формирования рынка ценные бумаги и сами

акционерные общества не отвечали принятым международным стандартам. К концу

1992 г. было зарегистрировано 10% акционерных компаний, а остальные

находились на нелегальном положении;

б) 90% акций были выпущены с нарушением закона;

в) в ряде случаев происходило принудительное акционирование, под

которое попали и убыточные предприятия.

В результате всех этих факторов доверие инвесторов к выпущенным

акциям снизилось, что сказалось на объеме сделок. Кроме того, использование

Московской центральной фондовой биржей (МЦФБ) и другими метода листинга

вызвало отток акций с рынка. Так на МЦФБ оборот акций в 1991 г. с 400 млн.

руб. снизился до 18 млн. руб. в 1992 г. Но с другой стороны это имело

очистительный эффект. Основной поток выпуска акций обеспечивали

коммерческие банки, т.к. они раньше других юридических лиц начали

осуществлять акционирование. За ними следовали страховые, инвестиционные и

торговые компании, а последнее место занимали акционерные производственно-

промышленные компании. Положительной стороной становления российского рынка

ценных бумаг являются рост профессиональных кадров фондовых бирж и

брокерских компаний, улучшение технической оснащенности. Также установление

контактов и кооперативных связей российских бирж с крупнейшими фондовыми

биржами США, Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Эти связи

использовались для изучения опыта функционирования фондовых бирж этих

стран. Сами биржи создали консультативно-координационный орган - Федерацию

фондовых бирж, которая объединяет фондовые биржи и фондовые отделы всех

регионов Российской Федерации. Но на данном этапе рынок ценных бумаг не

превратился в важный инструмент по мобилизации капиталов, необходимый для

реорганизации экономики в целом и финансирования предприятий.

2) 1992 г. - 1993 г. - фондовый рынок существует в форме рынка

приватизационных чеков. Но эти ценные бумаги не отражали полной стоимости

национального имущества, т.к. их выпуск был осуществлен после либерализации

цен (1 октября 1992 г.), которая была осуществлена 2 января 1992 г. Это и

заставило население не вкладывать чеки в акции, а реализовать их на рынке

ниже номинальной цены. Это начало, расцвет и закрытие рынка

приватизационных чеков, т.к. произошло обесценение ваучеров вследствии ряда

причин: масштабные аукционы по их продаже на фондовых и товарных биржах,

неконтролируемый рост цен (в начале 1993 г. переход инфляции в

гиперинфляцию), недоработка со стороны Правительства РФ конечного этапа

операций с ваучерами и отсутствие подготовительно-разъяснительной работы.

3) 1993 - по настоящее время - начало обращения акций российских

акционерных обществ; зарождение общепринятого рынка корпоративных ценных

бумаг. Для этого этапа характерно появление и бурное развитие

инвестиционных фондов, финансово-промышленных компаний и частных пенсионных

фондов. 1993 г. характеризовался борьбой за деньги населения, но особо

отличились инвестиционные фонды, финансовые компании и коммерческие банки,

а в 1994 г. к ним присоединились частные пенсионные фонды. Деятельность

фондов позволила скоординировать проведение приватизации около 75 тыс.

предприятий.

Происходит дальнейшее развитие законодательной базы рынка, так

итогом неурядиц, мошенничества, обмана явилось заявление весной 1993 г.

Министерства финансов об осторожности вложений средств населением..

Характерно также прекращение и преобразование деятельности чековых

инвестиционных фондов; образование крупного вексельного рынка в стране;

создание организаций инфраструктуры фондового рынка; создание рынка первых

фьючерсных контрактов; увеличение числа участников фондового рынка. Круг

профессионалов начал формироваться в конце 1993 - начале 1994 года, который

склоняется под воздействием мощного притока портфельных инвестиций, который

начался с 1994г. В 1994 г. произошло массовое банкротство мелких

инвестиционных фондов, в связи с чем эксперты предполагают, что это ускорит

создание финансово-промышленных групп на базе слияния различных финансовых

и промышленных компаний, что означает создание олигополии на рынках.

К настоящему времени можно считать, что рынок ценных бумаг в России

сформировался и продолжает развиваться. Если в 1991-1992 гг. рынок был

представлен фондовыми биржами, то к концу 1994 г. сложился первичный рынок,

особенность которого состояла в реализации через метросеть, почту и

фондовые магазины выпускаемых ценных бумаг.

3.3 Проблемы рынка ценных бумаг и пути его совершенствования

Российский рынок ценных бумаг продолжает оставаться противоречивым,

потому что на фондовой бирже действуют старые финансовые инструменты

(кредиты, ваучеры, акции) и несмотря на определенное движение вперед рынок

не обеспечивает финансирование экономики, т.к. идет продажа и перепродажа,

игра на курсовой разнице. Кроме того инфляция продолжает обесценивать рынок

в целом и сдерживать его развитие, в связи с чем рынок не отражает

состояние экономики. И еще такой ситуации способствует то, что развитию

рынка мешают кризис платежей и разрыв хозяйственных связей, и что делает

проблематичным вложения в ценные бумаги как отечественного, так и

иностранного капитала.

К основным проблемам российского рынка ценных бумаг относится:

- развитие инфраструктуры фондового рынка - возрождение фондовых бирж

и создание организованных внебиржевых систем торговли, создание расчетно-

клиринговых систем;

- повышение информационной открытости рынка, увеличение его

прозрачности;

- создание полной законодательной и другой нормативной базы

функционирования, т.к. без законодательного регулирования рынок ценных

бумаг не может выполнять своего основного назначения: быть источником

средств для преодоления инвестиционного кризиса. Важные положения закона -

установление единых требований при осуществлении профессиональной

деятельности для кредитных организаций и других инвестиционных компаний;

- проблема мелкого инвестора. Рынок государственных ценных бумаг

самых ликвидных и надежных на сегодняшний день закрыт для мелких и средних

инвесторов, что так же создает проблемы для самого рынка, для мотивации

деятельности банка на этом рынке, что порождает финансовые проблемы более

широкого характера. С одной стороны не используются имеющиеся накопления

населения, с другой - бюджет не получает возможных источников покрытия.

Таким образом на рынке возникают перекосы, поскольку он ориентирован на

крупные промышленные финансовые структуры.

- нехватка капиталовложений, так инвестиционный потенциал банков в 7-

8 раз меньше, чем необходимо, а в бюджете денег нет, и довольно-таки трудно

привлечь иностранный капитал, поскольку для нашего рынка характерен

краткосрочный характер; и главная причина - нестабильность как в

экономической, так и в политической ситуации страны;

- дальнейшая интеграция с фондовыми рынками развитых стран, хотя

следует отметить, что на российском рынке присутствует ряд западных

компаний (SC First Boston ING, Morgan Grenfell, Merryll Lynch);

- незначительный объем ценных бумаг и небольшое их разнообразие, а

также вовлечение в рыночный оборот все большего числа акций российских АО.

- депозитарий, т. к. нет крупного признания всеми головного

депозитария и существует проблема с регистраторами и реестром. Центральный

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ