Рефераты

Создание и формирование лизинговой компании

ситуация для акционерного общества доля инвестиций в уставной капитал

которого более чем 25 процентов и которое в соответствии с вышеупомянутым

законом может воспользоваться данной льготой.

Также проблема НДС при международных лизинговых сделках затронута в

письме Госналогслужбы от 30 июля, 1996 года № ВГ-6-06/525 в соответствии с

которым российский лизингополучатель может зачесть выплачиваемый

лизингодателю НДС на лизинговые платежи.

В 1997 году были отменены льготы по НДС на некоторые виды

технологического оборудования импортируемого в Россию, что соответственно

создало более благоприятные условия для компаний резидентов занимающихся

лизингом подобного оборудования.

2.3 Таможенные сборы и пошлины

Среди законодательных актов касающихся международного лизинга

таможенное законодательство является одним из определяющих. В главе 11

Таможенного Кодекса установлены основные правила касающиеся «временного

импорта» в Россию на период до двух лет. При этом оплата производиться

ежемесячно в размере 3 процентов от общей суммы подлежащей оплате по общим

правилам. При этом на остаток по задолженности взимается процент, который в

последнее время составил более 20 процентов годовых. Также данный период,

для которого применяется отсрочка оплаты таможенных пошлин, может быть

продлен еще на один год при определенных обстоятельствах. После этого

предполагается, что оборудование будет реэкспортировано из России.

Однако на практике, компании, которые заключают договор лизинга по

поставке оборудования в Россию и использующих данную схему оплаты

таможенных пошлин признают, что получаемые выгоды не сравнимы с проблемами,

решением которых приходится заниматься и потенциальным риском. Из этого

можно сделать вывод, что более выгодно будет оплатить все виды таможенных

пошлин и сборов при поставке лизингового оборудования в Россию и включить

их в стоимость лизинга.

При применении данной схемы оплаты при временном ввозе оборудования

могут возникнуть следующие проблемы:

1) Изменяющаяся процентная ставка по оставшейся задолженности по таможенным

платежам может сделать применение данной схемы экономически невыгодной.

2) Реэкспорт лизингового оборудования из России, как правило, приводит к

появлению многочисленных проблем и возникновению значительных затрат. В

случае же заключения лизингового контракта, по которому не

предполагается, что оборудование покинет пределы России (как

противоположность оперативному лизингу) данная схема с отсрочкой оплаты

таможенных пошлин становится не жизнеспособной. Так как предполагается,

что оборудование должно пересечь границу не один раз.

3) Если же все-таки лизингодатель выбрал данную схему, то оплата

ежемесячных таможенных пошлин возлагается на лизингополучателя, который

назначается агентом лизингодателя. Или же лизингодатель должен иметь

своих представителей в России отвечающих за платежи. Можно привести

пример когда грузовики, поставленные по договору лизинга в Россию, были

задержаны таможней за несвоевременную уплату таможенных платежей

лизингополучателем. И это несмотря на то, что в договоре было определено,

что данные виды платежей должны производиться лизингополучателем.

Лизингодатель же узнал о существующей проблеме только тогда, когда

таможней был наложен значительный штраф. По российскому законодательству,

если имущество было задержано на таможне, даже если это произошло не по

вине лизингодателя, таможней будет наложен штраф и с него будет взыскана

стоимость хранения имущества на таможенных складах.

4) Процесс пролонгирования положения временного импорта является

неопределенным и потребует значительных затрат времени и усилий. В случае

же когда данное пролонгирование не согласовано своевременно, то на

лизингодателю будет наложен значительный штраф.

5) Если же имущество, временно ввезенное в Россию по договору лизинга, не

было во время реэкспортировано за рубеж, то на него может быть наложен

арест, так как по закону данное оборудование нелегально находится на

территории РФ.

6) Если же по договору лизинга в Россию поставляются автомобили или другие

транспортные средства, то во время вступления в действие схемы временного

импорта таможня потребует внесения залога в сумме отсроченного платежа,

то есть разницы между суммой выплачиваемой при импорте этого оборудования

и уже уплаченной суммой. Данная сумма должна быть возвращена при

реэкспорте имущества и при этом по ней не будут выплачиваться никакие

проценты. Как известно, положение с бюджетом может привести к тому, что

данные суммы не будут возвращены во время.

2.4 Налог на приобретение автотранспорта

Как правило этот налог не играет значительной роли для большинства

организаций. Однако для лизинговых компаний этот вид налога имеет очень

важное значение так как он приводит к значительному удорожанию лизинга для

лизингополучателя по сравнению с покупкой или кредитом. Выясняется, что он

уплачивается дважды: лизингодателем при покупке транспортного средства и

лизингополучателем при получении его в лизинг.[14] Под лизингом, для уплаты

налога на транспортные средства, понимается передача автотранспортных

средств во временное пользование на срок свыше 6 месяцев или обычный

договор краткосрочной аренды.

По существующему законодательству налог на приобретение автотранспорта

по грузовым автомобилям, пикапам и легковым фургонам, автобусам,

специальным и легковым автомобилям составляет 20 %.

2.5 Налог на имущество

Налог на имущество до 2 % платить юридическим лицом или до 0,1 %

гражданином на чьем балансе находится имущество передаваемое по договору

лизинга.

2.6 Налог на пользователей автомобильных дорог

Налог на пользователей автомобильных дорог определяется в процентах от

величины лизингового платежа без НДС с отнесением уплаченных сумм на

издержки производства и обращения.

2.7 Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-

культурной сферы

Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной

сферы рассчитывается в процентах от величины лизингового платежа без НДС с

отнесением уплаченных сумм на финансовый результат.

2.8 Налоговые льготы

На данный момент можно констатировать, что уже успела сложится

определенная практика установления различных видов льгот для участников

лизинговых сделок по сравнению с другими видами предпринимательской

деятельности. Как правило, предоставляемые льготы касаются освобождения

(полного или частичного) лизингодателем, лизингополучателей, кредиторов

лизинговых операций от налогообложения (прибыли, НДС, других налогов и

сборов); таможенных платежей (налогов, сборов) при импортных, а в

перспективе и экспортных поставках, сдаваемого в лизинг оборудования,

техники; применения выгодного для сторон механизма амортизации и учета

лизингового имущества.

Основной налоговой льготой при сравнении с обеспеченным кредитом

доступным при заключении лизинговой сделки принято считать возможность

применения ускоренной амортизации с коэффициентом три.

Именно грамотно проводимая амортизационная политика позволит полностью

использовать налоговые льготы на полную и сделать лизинговую сделку

особенно выгодной.

В соответствии с Приказом Министерство Финансов Российской Федерации

от 17 февраля 1997 года № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций

по договору лизинга» лизинговое имущество может быть поставлено на баланс

лизингодателя или лизингополучателя по согласованию между сторонами

договора лизинга.

Второй основной налоговой льготой является возможность отнесения

лизингополучателем расходы на выплату лизинговых платежей на себестоимость.

Для сравнения при выдачи ссуды на себестоимость может быть отнесена только

определенная часть процентов, а именно ставка ЦБ плюс три процента или

ставка LIBOR плюс 3 процента. Однако существует еще одно ограничение на

отнесение на себестоимость выплачиваемых процентов в конвертируемой

валюте. В соответствии с письмом ЦБ № 224 от 28 декабря 1995 года

максимально допустимый процент составляет 15 процентов.

Также сюда можно отнести возможность полного освобождения лизинговых

платежей малых предприятий от НДС.

После выхода нормативных актов, регламентирующих льготы,

предусмотренные постановлением Правительства России № 633, появится

возможность как для российских так и для иностранных юридических лиц

проводить более гибкую налоговую политику.

Также уже существуют примеры предоставление других налоговых льгот. В

Республике Коми лизинговые компании в первые три года своей деятельности

выплачивают 10 % от той части налога на прибыль, которая перечисляется в

республиканский бюджет, или 2.2 % суммы всего налога, а в последующие годы

- 50 %, или 11 % общего объема.

Также дополнительные льготы по налогу на доходы иностранных

юридических лиц у источника устанавливаются и рядом международных

соглашений об исключении двойного налогообложения. Такие льготы были

предусмотрены, в частности, соглашениями между Россией и Ирландией, СССР и

Бельгией, СССР и Финляндией, СССР и Данией, СССР и Кипром, СССР и Австрией.

Российское налоговое законодательство предусматривает возможность

освобождения иностранного юридического лица от уплаты налога до выплаты

дохода, если данный доход можно охарактеризовать как регулярный или

однотипный. Платежи по лизингу обычно рассматриваются налоговыми органами,

как таковые. В противном случае иностранное юридическое лицо, имеющее право

на льготу, вынуждено требовать возврата уплаченного налога.

Ряд соглашений об исключении двойного налогообложения освобождает

иностранные юридические лица, не имеющие постоянного представительства в

России, от обязанности уплаты налога на имущество (соглашение между СССР и

Данией, СССР и Кипром, некоторые виды имущества по договорам между США и

РФ, СССР и Австрией и т. д.). Обычно упомянутые налоговые льготы

предоставляются по движимому имуществу. Иногда специально оговаривается

налогообложение транспортных средств.

Получение права на использование данных льгот требует получения

специального подтверждения налоговыми органами России и страны постоянного

местопребывания иностранного юридического лица. Эта процедура обычно

связана с определенными бюрократическими трудностями, так как зачастую

российские налоговые органы по месту источника выплаты не имеют четкого

представления, какие документы необходимы для получения налогового

освобождения, и не заинтересованы в его предоставлении.

После рассмотрения всех налогов самым главным остается правильное

налоговое планирование которое подразумевает сочетание различных схем

кредитования лизинговой компании и выбор такой организационно-правовой

формы лизинговой компании которая позволит сократить налоговые выплаты.

3. Финансовый аспект

3.1 Источники финансирования лизинговой сделки

В данном разделе кратко описываются возможные источники финансирования

лизинговой сделки, а также взаимоотношения между субъектами входящими в

данную сделку.

Самым простым и стандартным вариантом является финансирование сделки

лизинговой компанией за счет собственных средств. Но, однако, этот вариант

является не всегда оптимальным.

Так, например, наиболее вероятными направлениями повышения

эффективности сделки является привлечение более дешевых ресурсов третьих

лиц. Так, например, более дешевые ресурсы можно привлечь, грамотно построив

схему финансирования с применением лизинга, которая обеспечит снижения

риска вложения.

Одним из источников дешевых ресурсов могут стать федеральные или

региональные фонды содействия развитию лизинга, федеральное и региональное

правительства. Так, например за два прошедших года правительством было

выделено льготных кредитов на основе конкурса на 200 тыс. рублей и также

предлагалась схема, когда государство финансировало 20 % проекта, 20 %

вкладывал предприниматель, а остальные 60 % получал в банке. [15]

Другим источником получения дешевых ресурсов может явиться

производитель оборудования, которое должно стать предметом договора, так

как он заинтересован в продвижении своей продукции на рынок. Ресурсы могут

быть представлены производителем в виде отсрочки платежа по договору купли-

продажи лизингового имущества или в иной форме. Лизинговая компания при

этом может наладить более тесное сотрудничество с производителем и извлечь

для себя немалую пользу.

Также перспективным представляется схема при которой лизинговой

компанией находятся один или несколько сторонних инвесторов которые готовы

профинансировать определенную лизинговую сделку. Здесь следует отметить,

что от лизинговой компании требуется выстроить такую схему распределения

риска и доли вложения которая обеспечивает адекватную прибыль инвестору.

3.2 Обеспечение гарантий

Снижение риска вложения средств можно добиться за счет выработки

механизмов предоставления дополнительных гарантий третьими лицами.

Лизинговой компании важно получение гарантий своевременного возврата

лизинговых платежей, построения страховой защиты от потерь в результате

неисполнения обязательств, наступивших вследствие временной или полной

неплатежеспособности лизингополучателей.

Одним из путей снижения степени риска является его распределение между

участниками проекта. Здесь существует несколько вариантов.

Первый вариант заключается в том, что, организационно используя

лизинговую компанию и ее потенциал привлечь к реализации проекта в качестве

гарантов 6-8 участников.

Второй вариант предполагает создание специализированной компании для

отдельного лизингового проекта, как правило, объемного по стоимости и по

количеству сдаваемого в лизинг имущества.

Третий вариант заключается в разделении финансовых рисков, что может

быть реализовано с участием федерального и регионального фондов поддержки

лизинга в качестве гаранта лизинговых операций. Имеется в виду использовать

эти фонды как мощные специализированные страховые компании и направить их

деятельность на страхование сдаваемого в лизинг имущества и страхование

возврата лизинговых платежей.

В настоящее время при построении схем финансирования при помощи

лизинга в качестве гарантов рассматривают одного, иногда двух субъектов.

Конечно, проще работать с минимальным количеством партнеров. Однако в

действительности найти одного инвестора под крупный проект не просто. Так,

например, Европейский Банк Реконструкции и Развития участвует своим

капиталом в инвестиционных проектах только на одну треть. Остальные две

трети капитала должны быть собраны другими инвесторами. Международная

Финансовая Корпорация осуществляет финансирование проектов на 20 процентов.

По предложению Минэкономики РФ по аналогичному пути пошло и Российское

правительство при финансировании инвестиционных проектов за счет средств

федерального бюджета. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ

от 1 мая 1996 г. № 534 “О дополнительном стимулировании частных инвестиций

в Российской Федерации” предусматривается государственная финансовая

поддержка по четырем категориям инвестиционных проектов, включая

лизинговые. По категории А (проекты, обеспечивающие производство продукции,

не имеющей зарубежных аналогов) – на 50 %. По категории Б (проекты,

обеспечивающие производство экспортных товаров не сырьевых отраслей,

имеющих спрос на внешнем рынке, на уровне лучших мировых образцов) – на 40

%. По категории В (проекты, обеспечивающие производство импортозамещающей

продукции с более низким уровнем цен на нее по сравнению с импортируемой) –

на 30 %. По категории Г (проекты, обеспечивающие производство продукции,

пользующейся спросом на внутреннем рынке) – на 20 %. Размер господдержки в

виде государственных гарантий устанавливается также в зависимости от

категории проекта и не может превышать 60 % заемных средств, необходимых

для его осуществления.

В ряде случае потребуется определенное усложнение схем финансирования

лизинговых проектов за счет дополнительного согласования экономико-правовых

интересов сторон и предоставление большему количеству участников

возможности разделить финансовые риски и тем самым привлечь контрагентов к

реализации значительно большего количества лизинговых проектов. Причем, за

свою долю риска гарант получает соответствующее вознаграждение. Возможен

следующий состав гарантов под лизинговую сделку(

1. лизингополучатель;

2. поставщик (продавец) оборудования;

3. лизингодатель;

4. банк-гарант;

5. банк-кредитор;

6. страхования компания;

7. Федеральный и региональный фонды содействия развитию лизинга;

8. Федеральное и региональное правительства.

На практике лизинговые компании, как правило, рассматривают принятие

на себя риска в размере 5-10 % от контрактной цены. [16]

Таким образом, в схеме предоставления гарантий каждый участник

лизинговой сделки может принимать на себя риски в размере от 5 до 25

процентов, и соответственно принятому риску получать прибыль.

Второй вариант, обеспечивающий разделение рисков, предполагает

объединение на акционерной основе интересов(

1. небольшой группы не конкурирующих поставщиков оборудования;

2. потребителей этого оборудования;

3. российских и западных банков;

4. страховщиков;

5. лизинговой компании.

Механизм может быть раскручен, то есть, увеличен рычаг его

воздействия, посредством гарантированно обеспеченных заемных средств,

структурированных инициатором проекта (в нашем случае лизинговой

компанией), которые будут получены от инвесторов (российских и западных).

Можно добиться привлечения значительных средств сторонних инвесторов. Так,

например, в проектах МФК соотношения собственных средств к заемных

достигает один к двадцати.[17] По-видимому, наиболее приемлемым был бы

вариант, при котором участниками с российской стороны были бы структуры,

входящие в крупный ФПК, где аккумулируется потенциал и производителей, и

банковского капитала, и страховщиков.

Также для страхования финансовых рисков по лизинговым операциям

привлекались такие государственные агентства как КОФАСЕ (Франция), ДГЭК

(Великобритания), Эксимбанк (США, Япония), ОПИК (США), Гермес (Германия),

САЧЕ (Италия). Хотя этих случае было не так уж и много, так как возможности

этих организаций ограничены количеством и общей стоимостью проектов, и они

работают, как правило, при предоставлении гарантий нашего государства.

Кроме того, их возможности ограничены тем, что они действуют в масштабе

всего мира и не могут на себя брать чрезмерные обязательства по рискам в

одной стране.

Третий вариант предоставления гарантий для лизинга стал возможен

благодаря Указу Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 “О первоочередных

мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской

Федерации”. В соответствии с этим указом предусматривалось(

9. начиная с 1996 г. предоставление государственных гарантий на сумму не

менее 200 млн. долларов США ежегодно иностранным кредитных

организациям, выделяющим кредиты на поддержку малого

предпринимательства;

10. перечислить в 1996 г. 150 млрд. рублей Федеральному фонду поддержки

малого предпринимательства для его формирования и предоставления

гарантий на получение кредитов субъектами малого предпринимательства;

11. в месячный срок определить размер средств государственных гарантий,

выдаваемых по предоставлению Федерального фонда поддержки малого

предпринимательства по кредитам, выделяемым банками и другими

кредитными организациями, в том числе иностранными, субъектам малого

предпринимательства;

Предусматривалось также предоставление налоговых льгот банкам,

лизинговым и страховым компаниям, обеспечивающим кредитно-инвестиционное

обслуживание субъектов малого предпринимательства. Субъектам Российской

Федерации и органам местного самоуправления рекомендовалось выделять на

поддержку малого предпринимательства средства в размере не менее 0,5

процента от годовых доходов соответствующих бюджетов и предусматривать

предоставление налоговых льгот, стимулирующих развитие малого

предпринимательства. Принимая во внимание возможность гарантийного

обеспечения лизинга, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства

стал вести переговоры с правительством Бельгии о поставке оборудования в

лизинг на сумму 250 млн. долларов.

В отдельных регионах решаются вопросы формирования и реализации

инвестиционных программ с использованием лизинговых операций под гарантии

администраций. Эта схема также может представлять несомненный интерес со

стороны лизинговых компаний.

Окончательно схема финансирования с участием правительства может

выглядеть следующим образом – основываясь на уставе Федерального фонда

поддержки предпринимательства утвержденного постановлением Правительства РФ

от 12 апреля 1996 г. № 424, и при поддержке правительства можно привлечь на

акционерной основе капитал инвесторов для увеличения объемов гарантийного

(страхового) фонда содействия развитию лизинга. По сути, это будет узко

профильная страховая акционерная компания. Она будет заниматься только

страхованием лизингуемого имущества и возврата лизинговых платежей. Фонд

может также расширить покрытие страховых рисков и увеличить период

предоставления средств. Федеральные власти, при этом, будут выступать в

качестве гаранта по возмещению определенной доли ущерба, что повысит

защищенность проекта. Для эффективного использования залогового обеспечения

инвестиций необходимо определить, какую федеральную, региональную и

муниципальную собственность для этого можно использовать.

То есть в данной схеме страхование обеспечит приведение в движение

всех механизмов финансирования при помощи лизинга. Однако следует

оговорится, что страхование рисков строиться на основе статистики

наступления страховых случаев, то есть существующие правила страхования

основаны исследовании невыполнения обязательств и на опыте финансовых

экспертов. А так как статистика нарушения финансовых обязательств, будь то

по кредитным или лизинговым операциям внутри России или при международных

сделках мало исследована. Однако как показывает практика, лизинговые

платежи выплачиваются исправно. Например по результатам работы у Московской

лизинговой компании за два года вообще не было потерь, связанных с

возвратом лизинговых платежей лизингополучателями, и только в 5 % случаев

имели место задержки по оплате. Также и опыт продажи в лизинг автомобилей в

Нижегородской области показал, что предприниматели исправно вносят

лизинговые платежи.[18] Такие показатели свидетельствуют о высоком уровне

предварительной юридической проработки лизинговых проектов и умении

оперативно оказать помощь лизингополучателям в ходе реализации самих

проектов.

4. Международный аспект

На современном этапе западная лизинговая компания может иметь заметное

конкурентное преимущество по сравнению с российской лизинговой компанией

благодаря более низкой стоимости западного капитала. Процентные ставки в

США и Западной Европе значительно ниже российских. В России процентные

ставки на займы в твердой валюте, как правило, держатся на уровне не ниже

25 % годовых. В США и Западной Европе стоимость капитала в финансовой

лизинговой сделке, включающей приобретение и доставку необходимого

оборудования, как правило, значительно ниже.

Разница между процентными ставками на займы в твердой валюте в России

и на Западе подсказывает такую форму сделки, при которой западная

лизинговая компания договаривается о тесном взаимодействии типа

аренда/субаренда с российской лизинговой компанией или дочерней лизинговой

компанией, созданной в России.

Даже при таких условиях лизинг оборудования может быть предоставлен

российскому пользователю с заведомо более низкой стоимостью капитала, чем в

сделке между российским пользователем и российской лизинговой компанией или

российским банком. Предположим, что процентная ставка в лизинговой сделке с

западной компанией составляет 12 %, тогда российская лизинговая компания

может получить необходимое оборудование от западной лизинговой компании и

предоставит его российскому пользователю на условиях субаренды, введя 5

процентную надбавку за свои услуги, при этом стоимость капитала по договору

о субаренде составит 17 %. В данном случае издержки российского

пользователя на приобретение необходимого оборудования существенно ниже,

чем в сделке, включающей банковский заем в твердой валюте под 25 % годовых,

или же по финансовому лизингу оборудования, финансируемому российским

банковским займом.

Хотя российские лизинговые компании также обладают значительным

преимуществом по сравнению с западными. Российским предприятиям была

предоставлена льгота при импорте технологического оборудования на

территорию России. Если ввоз оборудования производился нерезидентом, то за

это должна была заплатить российская сторона, даже если это оборудование

технологическое. Нахождение инопартнера в неравном положении с российским

приводило к срыву сделок. То же можно сказать и о лицензировании лизинговой

деятельности. Выходом из создавшейся ситуации служил сублизинг, то есть

совместная деятельность российской и западной компаний, где лицензированию

подлежала только российская сторона. В этом сказывается протекционистская

политика государства по отношению к отечественным производителям.

Руководители российских финансовых лизинговых компаний стремятся к

тому, чтобы лизинговая компания, в которой иностранное физическое или

юридическое лицо владеет свыше 49 % капитала, считалась компанией-

нерезидентом и чтобы на нее не распространялись налоговые и таможенные

льготы, предусмотренные Временным положением.

Предполагается, что подобное ограничение реально вынудит иностранные

лизинговые компании работать с российскими финансовыми лизинговыми

компаниями через соглашения об аренде/субаренде или же приняв меньшее

долевое участие в совместных предприятиях. Такое ограничение направлено на

содействие развитию российских финансовых лизинговых компаний в той же

мере, в какой ограничение на деятельность иностранных банков в России

ускорило рост некоторых российских банков за последние годы. На практике

возникнет вопрос о степени воздействия регуляторов на новые финансовые

лизинговые компании через выдачу или отказ в выдаче лицензий на ведение

финансовых лизинговых операций. Хотя Временное положение устанавливает, что

любое лицо может создать финансовую лизинговую компанию, процедура выдачи

лицензии, вне всякого сомнения, будет использоваться для реального

ограничения этой свободы.

Вероятнее всего российские банки и лизинговые компании будут

рассматривать новые иностранные лизинговые компании как потенциально

сильных конкурентов и будут стремиться ограничить их деятельность и

количество выдаваемых им лицензий. В этой связи иностранная лизинговая

компания может из практических соображений выбрать в качестве партнера

российскую лизинговую компанию, которая имеет связи в правительственных и

банковских кругах.

Создание совместного предприятия с российской компанией поможет

ограничить сложности с получением лицензий, гарантий, а также в ежедневной

деятельности. С другой стороны, ряд иностранных компаний предпочтут выйти

на российский рынок через посредничество своих собственных дочерних

компаний, с тем чтобы сохранить исключительный контроль над операциями в

России, пренебрегая некоторым увеличением риска.

5. Факторы конкуренции

На конкуренцию в лизинговой области в первую очередь оказало влияние

структура концентрации финансового капитала, при которой значительная

часть первых лизинговых компаний создавалась в Москве и Санкт-Петербурге.

Лизинговые компании учреждались разными структурами, как коммерческими, так

и государственными. Те компании, которые продолжали лизинговую деятельность

в период спада, прочно заняли свои ниши на рынке лизинга техники и

оборудования, как, например, «Балтийский лизинг», основным направлением

которого является лизинг кораблей, компьютеров, авиационной техники и

других транспортных средств; «Аэролизинг», основным направлением является

внутренний лизинг самолетов.

В результате можно выделить три выделившиеся группы лизинговых

компаний которые соответственно применяют свою, присущую им и зависящую от

их особенностей стратегию. Все лизинговые компании действующие на

российском рынке являются либо дочерними отделениями банков

(Интеррослизинг, Инкомлизинг, Лизингбизнес), либо отраслевыми компаниями

(Лизингуголь, Росстанкоинструмент), либо муниципальными компаниями

(Московская лизинговая компания, Ликострой). Рассмотрим подробнее стратегию

присущую каждой из групп.

Первая группа представлена лизинговыми компании, созданные банками,

которые ориентировались на оказание стандартных лизинговых услуг широкому

кругу клиентов. Банки-учредители не только финансировали деятельность

дочерних компаний, но и активно поставляли им клиентов из числа тех, кто

обращался к ним за получением кредита на приобретение основных средств.

Естественно, что лизинговые компании, входящие в структуру крупных банков,

и сами были крупными на рынке, имея большой портфель заказов, схожий с

западным, а значит наиболее современные методы работы, квалифицированный

персонал. Подбор клиентов через родственный банк облегчал работу, так как

лизинговая компания получала доступ к большому числу клиентов с

относительно известной кредитной историей. Оптимизировался процесс

среднесрочного кредитования для связи «банк - дочерняя лизинговая компания»

посредством использования специальной техники ценообразования и защиты от

кредитных рисков, тем не менее, лизинговые отделы банков сталкивались с

тем, что многие лизингополучатели не могли освоить высокую процентную

ставку по лизингу, так как ресурсы, которые привлекались для лизинга,

стоили также дорого. Сроки, на которые удавалось привлечь кредитные

ресурсы, были крайне малы - до 1 года. В эти сроки не могли уложиться до 80

% обращающихся в компанию предприятий. Со временем лизинговые компании

стали отказываться от учета лизинговых операций в российских рублях и

переходить на учет в иностранной валюте. Следующим их шагом стало обращение

непосредственно к производителям, так как только производитель мог

предложить приемлемую ставку процента (8-12 % годовых), которую могли

освоить лизингополучатели, привлекающие оборудование, и необходимые сроки

(до 5 лет), которые требовались для полного освоения лизингуемого

оборудования. Роль лизинговых компаний при банках постепенно свелась к

стандартной банковской операции, но со своей спецификой, то есть банк через

лизинговую компанию гарантировал производителю возвратность средств за

оборудование за определенный интерес. В обязанности лизинговой компании

(или отдела) входило проведение финансового анализа проекта и отслеживание

своевременности оплаты лизинговых платежей лизингополучателем, а также

контроль за использованием оборудования в течение всего времени исполнения

лизингового договора.

Российский рынок лизинговых услуг столкнулся с риском непогашения

средств за предмет лизинга. В значительной степени это вызвано не до конца

продуманным маркетингом, и предприятие-лизингополучатель так и не выходит

на запланированный объем продаж продукции, произведенной на лизингуемом

оборудовании. Поэтому компании вынуждены назначать невысокую залоговую

стоимость оборудования (до 30 % от стоимости оборудования), которое

является предметом договора лизинга, и требовать дополнительного

обеспечения в виде.

Весь спектр перечисленных способов защиты от рисков, несомненно,

сокращает количество проектов, которые готова рассматривать лизинговая

компания для заключения лизингового договора.

В случае неисполнения лизингополучателем своих обязательств по

лизинговому договору и невозможности сторон прийти к какому-либо

взаимоприемлемому решению создавшихся условий, лизинговые компании,

используя опыт банка, поступают жестко: на основе решения арбитражного суда

арестовывают счета лизингополучателя, списывая все поступающие средства в

счет исполнения обязательств лизингополучателя по договору, опечатывают

помещения, вывозят готовую продукцию, материалы и прочее имущество,

принадлежащее лизингополучателю. Все перечисленные действия проводятся

оперативно, так как в противном случае лизинговая компания может потерпеть

убытки.

Характерен холдинговый подход к организации лизинга, которые

реализуются одним из крупнейших банков России - «Российским кредитом».

Скупив акции государственных предприятий, банк оказался перед выбором:

продавать эти акции более дорого, так как в основной своей массе эти

предприятия были мало рентабельны или убыточны из-за устаревшего

оборудования и технологий, используемых в процессе производства, либо найти

способ более полной реализации производственных мощностей выкупленных

предприятий. Был выбран второй путь. Контролируя весь процесс производства

и сбыта, банк через образованное лизинговое подразделение смог с наименьшим

риском развивать предприятия, обеспечивая им получение в лизинг новейшего

оборудования и технологий.

Инвестиционный отдел банка рассматривает инвестиционный проект

развития завода, акциями которого владеет банк. Одной из форм

инвестирования может быть лизинг. Количество «посторонних» клиентов,

инвестиционные проекты которых готов рассматривать банк, едва достигает 10

% от общего числа инвестируемых проектов. Это очень выгодные проекты, с

высокой степенью рентабельности и очень малым риском. С первых шагов

развития лизинга банк столкнулся с проблемой высокой стоимости российских

ресурсов для лизингополучателя и невозможностью проведения операций

оперативного лизинга. Трудностью явилось и то, что при импорте

технологического оборудования первый собственник не должен уплачивать налог

на добавленную стоимость на таможне, но при сдаче этого оборудования на

условиях финансового лизинга лизингополучатель был обязан выплатить этот

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ