Теневая и криминальная экономика России
|нравственности в обществе | | |
|Большие налоги и отчисления |8 | |
|Безразличие властных структур к |19 |24 |
|жизни граждан | | |
|Совпадение интересов лидеров | | |
|преступных группировок и | | |
|представителей теневой экономики|19 |25 |
|в сфере предпринимательской | | |
|деятельности | | |
|Отсутствие порядка в | | |
|хозяйственной деятельности и |34 |22 |
|ответственности руководителей | | |
|всех уровней | | |
|Недостаточный контроль | | |
|государства за хозяйственной |26 |14 |
|деятельностью | | |
|Слабая профессиональная | | |
|подготовка работников |8 |22 |
|правоохранительных и | | |
|контролирующих органов | | |
Таким образом, обе группы респондентов на первое место среди названных
обстоятельств поставили коррумпированность чиновников, для которых наиболее
характерны "экономические" методы поддержания коррумпированных связей
(взятки, услуги, особо благоприятные условия кредитования, финансирования,
снабжения и т.д.). Причем надо отметить, эти связи интенсивно
поддерживаются с предпринимателями всех секторов экономики.
Наряду с этим обеими группами отмечены такие обстоятельства, как
слабость государственной власти, безразличие властных структур к жизни
граждан, совпадение интересов лидеров преступных группировок и
представителей теневой экономики в сфере предпринимательской деятельности.
2.11 Формы осуществления организованной преступностью
контроля за объектами экономики и территориями
|Формы осуществления организованной |Ответы сотрудников|Ответы работников |
|преступностью конроля за объектами |МВД (в %) |хозяйствующих |
|экономики и территориями | |субъектов (в %) |
|Вымогательство с руководителей | | |
|предприятий и организаций денежных |9 |25 |
|средств или материальных ценностей | | |
|Принуждение к совершению сделки | | |
|через членов организованных | | |
|преступных групп (ОПГ) либо через |29 |34 |
|подконтрольные им коммерческие | | |
|структуры | | |
|Совершение незаконных хозяйственных | | |
|операций (преступлений) через | | |
|созданные ОПГ фиктивные | | |
|лжепредприятия (предприятия, |44 |43 |
|прекращающие деятельность после | | |
|совершения 1-2 хозяйственных | | |
|операций) | | |
|Скупка акций предприятий или самих |47 |44 |
|предприятий на преступные доходы | | |
|Внедрение путем насилия или обмана | | |
|«своих людей» на ключевые посты в |19 |14 |
|предприятия, отрасли хозяйственной | | |
|деятельности | | |
|Осуществление контроля территории | | |
|путем объединения отдельных | | |
|преступных групп, управляемых из | | |
|одного центра и совершающих |11 |10 |
|различные преступления, незаконные | | |
|доходы от которых используются | | |
|лидерами организованной преступности| | |
|Осуществление контроля | | |
|организованными преступными группами| | |
|с участием представителей органов | | |
|государственной власти, органов |17 |40 |
|муниципального самоуправления или | | |
|сотрудников правоохранительных | | |
|органов | | |
|Осуществление контроля посредством | | |
|использования частных охранных |7 |16 |
|предприятий и служб безопасности | | |
Итак, обе группы опрошенных считают, что к наиболее распространенным
формам контроля относятся:
. принуждение предприятий в лице их руководителей через членов ОПГ к
совершению различных сделок с подконтрольными им коммерческими
структурами;
. скупка акций предприятий или самих предприятий на преступные доходы;
. совершение незаконных хозяйственных операций (преступлений) через
созданные ОПГ фиктивные лжепредприятия.
В последнее время организованная преступность для установления контроля
над предприятиями осуществляет следующие действия:
скупает акции предприятий или сами предприятия на преступные доходы. По
оперативным данным МВД России, более четверти установленных преступных
сообществ (а в экономически развитых регионах - до половины) "отмывают"
преступно нажитые капиталы через легальные коммерческие структуры путем
приобретения недвижимости, контрольных пакетов акций предприятий, вложения
средств в различные виды бизнеса (по оценкам специалистов, с учетом
латентности эта цифра достигает 70%);
использует установленные законом процедуры банкротства и иные схемы
смены собственника и управленческого персонала;
более активно использует внедрение путем насилия или обмана "своих
людей" на ключевые посты в предприятии, отрасли хозяйственной деятельности;
более активно принуждает руководителей предприятий к совершению сделки
через членов организованных преступных формирований либо через
подконтрольные им коммерческие структуры;
осуществляет контроль за предприятиями через представителей органов
государственной власти или сотрудников правоохранительных органов.
Применяется и совокупность указанных приемов для установления контроля
за предприятиями, в том числе за банками.
В сфере криминального влияния находится 550 банков (более 50% от общего
числа). Если раньше попытки установления такого контроля осуществлялись
преимущественно через службы безопасности либо путем шантажа (физического
или психического насилия) руководителей банка, то в настоящее время
отмеченные методы все больше уступают экономическим способам захвата
власти.
Алгоритм установления криминального контроля следующий. Сначала у
банка, попавшего в тяжелое финансовое положение (часто искусственно
провоцируемого путем организации хищений кредитных средств), скупается
контрольный пакет акций. Затем в правление кредитной организации вводятся
"свои" люди. А потом за счет криминальных средств, отмытых через ряд
коммерческих структур, происходит наращивание уставного капитала банка. В
последующем при использовании организационных структур этого банка
осуществляются массированные финансовые махинации.
Таким образом, изложенное позволяет прийти к выводу, что в настоящее
время организованная преступность для контроля над высокодоходными
предприятиями осуществляет следующее:
стремится получить в собственность эти предприятия, для чего скупает
акции предприятий или сами предприятия на преступные доходы; использует
установленные законом процедуры банкротства и иные схемы смены собственника
и управленческого персонала;
внедряет путем насилия или обмана "своих людей" на ключевые посты в
предприятии, отрасли хозяйственной деятельности, для того чтобы
распоряжаться полученной прибылью;
с этой же целью в ряде случаев принуждает руководителей предприятий
через членов организованных преступных формирований к совершению сделок с
подконтрольными им коммерческими структурами.
Для проведения подобных действий организованная преступность активно
использует представителей органов государственной власти или сотрудников
правоохранительных органов, а также частные охранные структуры, службы
безопасности. Это направление деятельности организованной преступности
свойственно ее высшим, элитным слоям.
Другое направление связано с осуществлением организованной преступной
деятельности при совершении экономических преступлений. Оно характерно для
более низших слоев организованной преступности.
2.12 Региональные особенности организованной преступной
деятельности в сфере экономики
Основными очагами деятельности преступных сообществ остаются
Центральный, Приволжский, Волго-Вятский, Уральский, Западно-Сибирский
регионы.
Рассмотрим особенности такой деятельности в сфере экономики этих
регионов.
В Центрально-Черноземном регионе возрастает количество мошенничества,
незаконного предпринимательства, взяточничества.
Анализ данных свидетельствует, что участники организованных преступных
формирований в преобладающем большинстве контролируют предприятия малого и
среднего бизнеса, лиц, занимающихся частнопредпринимательской
деятельностью. В основном это муниципальные рынки, в дирекцию которых
входят лидеры ОПГ или их ставленники. Руководители отдельных акционерных
обществ используют криминальных лидеров в целях своей безопасности.
Существует и тенденция криминализации руководства крупных промышленных
предприятий региона, как правило, в условиях коррумпированной поддержки со
стороны чиновников властных и исполнительных органов.
В пяти из шести областях Приволжского региона отмечен рост преступных
посягательств в сфере экономической деятельности. Преступные интересы ОПГ
распространяются на потребительский и сырьевой рынки, кредитно-финансовую
систему, внешнеэкономическую деятельность.
Наибольший ущерб экономической, хозяйственной и финансовой системе
наносит деятельность организованных преступных формирований с
межрегиональными и международными связями. Обширные связи таких
формирований за пределами Поволжья и России используются для легализации
(отмывания) грязных денег.
Растет трансграничная преступность. Количественный рост операций со
странами СНГ связан не только с изменением конъюнктуры рынка, но и с
различием систем уголовного правосудия России и Казахстана.
В Восточно-Сибирском регионе сферами интересов субъектов организованной
преступной деятельности являются незаконный оборот алкогольной продукции,
топливно-энергетический комплекс, нецелевое использование бюджетных
средств.
Дальневосточный регион традиционно развивался за счет оборонных
объектов (авиа - и судостроительные заводы, военно-морские базы и иные
объекты оборонного назначения), в экономике преобладали отрасли энергетики
и промышленности, связанные с разработкой природных ресурсов.
Для этого региона характерны наиболее устойчивые организованные
преступные сообщества: "воровской общак" численностью до 1 800 человек;
группировки криминальных "спортсменов" - до 200 человек; этнические
группировки, в том числе чеченские - до 140 человек, азербайджанские - до
190 человек, корейские - до 16 человек. В последнее время наблюдается рост
преступности граждан КНР. Заселение Дальнего Востока России китайцами
приобретает стихийный характер. Эта "экспансия" грозит поставить под угрозу
истребляемую флору и фауну региона, его морские и лесные ресурсы.
Процессы, происходящие в преступной среде, свидетельствуют о наличии у
ОПС постоянно расширяющихся устойчивых межрегиональных и международных
связей с организованной преступностью Японии, Южной и Северной Кореи, Китая
(не только северных, но и южных провинций, имеющих оффшорные зоны), США.
Анализ складывающейся в регионе обстановки свидетельствует о тенденции
к увеличению числа хищений денежных средств в кредитно-банковской сфере,
незаконному вывозу за рубеж капиталов, стратегического сырья, продукции
рыбодобывающей и лесной промышленности.
Продолжается процесс сращивания организованных групп общеуголовной
ориентации с группировками, действующими в сфере экономики. Значительная
часть сконцентрированных в криминальной сфере теневых капиталов
способствует усилению потенциала организованной преступности в регионе.
Увеличивается ее интеграция в экономическую сферу с целью получения
сверхвысоких незаконных доходов.
Криминальная ситуация становится более напряженной в районах с высокой
степенью предпринимательской активности, благоприятными возможностями
быстрого оборота финансового капитала, в том числе нелегального, для
извлечения высокой прибыли (Приморский край, Сахалинская, Камчатская
области).
В центре криминальных интересов преступных сообществ находятся
приграничные территории, места добычи и переработки топливно-энергетических
ресурсов, морепродуктов, транспортные магистрали. Для обеспечения
безопасности своей преступной деятельности ОПС устанавливают связи с
представителями органов государственной власти и управления на региональном
и федеральном уровнях. В настоящее время наблюдается тенденция к
постепенному переходу коммерческих структур, контролируемых ОПС, от теневой
к легальной экономической деятельности.
Основными видами противоправной деятельности организованных
формирований остаются вымогательство части прибыли у различных коммерческих
структур; незаконный вывоз сырья, материалов, морепродуктов за границу;
создание лжекоммерческих структур и использование фиктивных документов с
целью совершения хищений; совершение мошенничества при заключении сделок на
поставки продукции или сырья; организация игорного бизнеса; проституция;
сокрытие различных видов доходов от налогообложения.
Для укрепления своих позиций и расширения сфер влияния ими
устанавливаются связи с преступными группировками других регионов России и
зарубежья. Особый интерес для преступных группировок представляют оффшорные
зоны на территории Южной Кореи и Китая, использование которых позволяет
свободно перекачивать денежные средства в эти зоны под видом различного
рода контрактов, переводя их потом на счета в зарубежные банки.
Экономика Западно-Сибирского региона представлена предприятиями
металлообрабатывающей, машиностроительной, электронной, лесной,
деревообрабатывающей, нефтегазодобывающей, химической промышленности и до
недавнего времени традиционно опиралась на промышленное производство с
высоким удельным весом военно-промышленного комплекса.
Географическое положение этого региона, граничащего с Китаем и
Казахстаном, развитая транспортная инфраструктура делают его важным
стратегическим узлом, что активно используется организованными преступными
формированиями, особенно для транзита и распространения наркотиков,
контрабандного ввоза и вывоза различных товаров и ценностей.
Отмечена значительная активизация деятельности группировок,
занимающихся подпольным производством фальсифицированных спиртных напитков.
Высокая рентабельность от незаконных операций в сфере автобизнеса
привлекает лидеров преступных сообществ к этому виду преступной
деятельности. Действующие в этом направлении организованные преступные
группировки располагают обширными коррумпированными связями среди
государственных служащих и представителей правоохранительных органов.
Московская область - экономический район с высокой концентрацией
промышленности и сельскохозяйственного производства, один из крупнейших
научных центров страны. Основные отрасли промышленности - авиационная,
электронная, машиностроение, легкая промышленность, пищевая,
полиграфическая, энергетика. Это, а также выгодное географическое положение
области (непосредственная граница с Москвой) и развитая транспортная
инфраструктура стали притягательными для криминальных формирований. Они
проявляют интерес к производственно-хозяйственной деятельности области,
предпринимают значительные усилия с целью установления контроля за наиболее
рентабельными хозяйственными отраслями.
Широкое распространение получили хищение денежных средств с
использованием подложных платежных документов, безвозвратное получение и
нецелевое использование льготных кредитов, ссуд, дотаций, должностные
злоупотребления руководителей и служащих банков.
Основными видами преступной деятельности ОПГ становятся наиболее
прибыльные криминальные алкогольный, оружейный, авто- и наркобизнес,
коммерческая деятельность в сфере распределения нефтепродуктов.
Поделив сферы влияния, группировки вкладывают имеющиеся у них средства
в легальный бизнес, в контролируемые ими коммерческие структуры, стараются
не попадать в поле зрения правоохранительных органов, используя для этого
подставных лиц, имеющих обширные связи в органах государственной власти и
управления и органах внутренних дел. В последнее время отмечается усиление
тенденции консолидации подмосковных организованных преступных группировок с
ОПГ Москвы и прилегающих областей.
Под криминальным влиянием находится ряд крупных объектов экономики
региона, что тормозит развитие производства, лишает федеральный и местный
бюджеты части доходов, отпугивает инвесторов, обостряет социально
экономические проблемы. При отсутствии должного контроля в сфере экономики
со стороны властей и при коррумпированности ряда чиновников создаются
благоприятные условия для отмывания доходов преступными формированиями.
Анализ обстановки в Московском регионе свидетельствует о наличии
тенденций, связанных с консолидацией преступности и организацией
централизованного управления существующими организованными преступными
формированиями.
Для Северо-Кавказского региона характерны снижение уровня жизни,
отсутствие социальных гарантий, резкая поляризация общества. Особенно
тревожная ситуация сложилась в Дагестане. Главная причина социального и
криминального напряжения здесь кроется в замаскированной под борьбу за
национальные или религиозные интересы деятельности различных кланов и
лидеров этнических движений, которые, опираясь на вооруженную поддержку, в
том числе криминалитета, фактически устремились во власть и к финансовым
потокам.
Среди основных тенденций можно выделить полную криминализацию рыночных
структур, коррумпированность чиновников.
На территории региона действуют организованные преступные формирования
как общеуголовной, так и экономической направленности. Основную долю
экономических преступлений составляют хищения, фальшивомонетничество,
мошеннические операции с использованием фиктивных документов, подставных
лиц и коммерческих структур в наиболее значимых отраслях экономики -
зерновой рынок, нефтебизнес, кредитно-финансовая система, алкогольный
бизнес, потребительский рынок.
К факторам, осложняющим обстановку в Уральском регионе, прежде всего
относятся крупнейшие транспортные узлы, граница с Казахстаном, проблемы,
связанные с перераспределением собственности, конверсией военно-
промышленных предприятий.
Наличие крупной сырьевой базы, в первую очередь топливно-
энергетической, большое количество предприятий военно-промышленного
комплекса, переход крупных предприятий и целых отраслей производства из
государственной формы собственности в коллективную и частную, отсутствие
централизованного контроля за их деятельностью обусловливают
функционирование источников хищения и каналов контрабандного вывоза
стратегического и иного важного сырья, подпольных цехов по изготовлению
огнестрельного оружия.
Экономический потенциал региона притягивает к себе организованные
преступные формирования возможностью в короткие сроки получать огромные
прибыли. Активизируется процесс сращивания корыстно-насильственной и
экономической преступности, что приводит к значительному росту финансовых
средств, находящихся в распоряжении преступных формирований.
Организованная преступность стремится к увеличению и легализации своих
доходов. Преступления насильственного характера успешно сочетаются с
проникновением через коррумпированные связи в экономику и финансовую
систему региона. Наиболее привлекательными остаются топливно-энергетический
комплекс, приватизация, рынок жилья и иной недвижимости, противоправные
операции со стратегическим сырьем. Используя созданные или контролируемые
ими коммерческие банки, кредитно-финансовые структуры, иные легальные
экономические структуры, преступные формирования обеспечивают стабильное
финансовое обеспечение осуществляемых противоправных акций, привлечение
необходимых сил и средств.
Криминальные сообщества всеми способами стремятся приобретать
контрольные пакеты акций различных предприятий и организаций, внедряться во
внешнеэкономические структуры, перенося свою деятельность на международный
уровень. Создавая обширную сеть подконтрольных им коммерческих предприятий,
они вкладывают денежные средства в наиболее доходные отрасли производства и
экономические структуры различных форм собственности.
Активизируется деятельность криминальных формирований, организующих
контроль за территорией и предоставляющих "защиту" торговым, финансовым и
иным компаниям, активно занимающихся деятельностью в экономической сфере,
как в теневом, так и легальном секторах экономики.
Проведение организованными преступными группами незаконных операций
сопряжено с контрабандой, использованием фиктивных документов, уклонением
от уплаты налогов и таможенных платежей. Экспортно-импортные операции,
легальная предпринимательская деятельность служат для них удобным
прикрытием для совершения крупномасштабных махинаций с присвоением
неконтролируемой прибыли, большая часть которой оседает в иностранных
банках, способствуют отмыванию преступно нажитых капиталов.
Преступные формирования легко проникают в хозяйственную и финансовую
деятельность предприятий топливно-энергетического комплекса, где ими уже
созданы и вполне легально действуют различные коммерческие структуры и
совместные предприятия. При поддержке коррумпированных должностных лиц
органов государственной власти и управления преступная среда оказывает
влияние на выбор экспортеров углеводородного сырья, формирование отпускных
цен, объемы реализации и распределение валютных и рублевых средств,
полученных от неконтролируемого экспорта.
Отсутствие полноценно обустроенной государственной границы с бывшими
союзными республиками обусловливают интерес преступных сообществ к
экономической контрабанде не только энергоносителей, но и цветных и
редкоземельных металлов, леса, драгоценных камней, стратегического
промышленного сырья и т.п.
В последние годы криминальные структуры все большее внимание уделяют
высокодоходному бизнесу на рынке алкогольной продукции, занимаясь
контрабандным ввозом и вывозом спирта, изготовлением в подпольных цехах и
сбытом фальсифицированных спиртных напитков, а также прямым хищением
ликероводочной продукции с заводов-изготовителей, устанавливая контроль над
государственными и коммерческими предприятиями, специализирующимися на
выпуске и реализации алкогольных напитков.
Важной особенностью российской ситуации является то, что организованная
преступность в России быстро выходит за традиционные границы и вторгается в
сферы, криминализация которых создает серьезную угрозу для международной
стабильности и безопасности.
2.13 Причины и условия преступности в сфере
внешнеэкономической деятельности
Реформы в экономике России начиная с 90-х годов привели к
диспропорциям и противоречиям, которые по своему всеохватывающему
характеру, степени развития и силе действия имеют беспрецедентные
последствия криминального свойства. Это касается как фактических
экономических отношений, так и экономического сознания общества переходного
периода.
В России сформировалась глубоко деформированная хозяйственная система с
выраженными криминальными последствиями. Об этом, в частности,
свидетельствует анализ типичных схем или формул преобладающих экономических
отношений, сложившихся в реформируемой России.
Первая формула такова: продажа сырья - получение валютной выручки -
покупка товаров потребления. В соответствии со второй формулой
экономические отношения строились так: валютный кредит - закупка товаров
потребления - долговые обязательства. Ущербность применения подобных
формул, имевших едва ли не универсальный характер, проявлялись по-разному.
В первом случае экономика не ориентировалась на развитие собственного
потенциала, на внедрение новых наукоемких технологий, на востребование
достижений отечественной науки. Состояние бюджета страны становилось жестко
зависимым от уровня мировых цен на сырье. А это значит, что политика
государства, возможности реализации социальных программ все в большей мере
определялись внешними воздействиями. Применение первой формулы, означающей
бездумную распродажу невосполнимых природных ресурсов, вполне реально
угрожает ресурсной независимости экономики России в XXI веке.
Что касается второй формулы, то основной результат ее реализации -
растущий валютный долг каждого россиянина мировому сообществу.
Баланс избранных вариантов организации экономических отношений для
страны, общества, большинства населения был в конечном итоге негативным (и
это подтвердила жизнь), но на ограниченный круг лиц (участников экспортно-
импортных операций, коррумпированных чиновников, раздававших по своему
усмотрению лицензии, квоты и льготы, и др.) воистину пролился золотой
дождь.
Необходимо подчеркнуть, что многие деформации в экономике переходного
периода связаны как раз с внешнеэкономической деятельностью, в частности с
ее усиленной криминализацией.
Такова прежде всего масштабная утечка капиталов из страны, где миллионы
людей живут на грани бедности или стали нищими. Важный экономический
показатель - доля импорта в продуктовой массе - достигал у нас в середине
90-х годов почти половины (47%), в то время как критическое значение этого
показателя колеблется между 30 и 40%. Доля продукции обрабатывающей
промышленности в экспорте должна быть не менее 45%, а в России она
составляла всего 12. Такие диспропорции влекут за собой стратегическую
зависимость жизнедеятельности страны от импорта, от воли (а нередко и
своеволия) зарубежных партнеров.
Обобщенным показателем глубоких деформаций и одновременно
свидетельством мощного криминального потенциала всей хозяйственной системы
служит бурный рост в годы реформ теневой экономики.
Российские органы статистики используют разработанное Статистическим
управлением ЕС Руководство по неформальной экономике. По предложенной в нем
методике теневой капитал в России оценивается в 40-42% внутреннего валового
продукта. Денежный оборот теневой экономики составляет от 40 млрд. долл. до
50 млрд, т.е. сопоставим с годовым федеральным бюджетом.
Из них 12% теневой экономики приходится на наркобизнес, нелегальный
оборот оружия, проституцию; 11% - на хищение сырья, неучтенную продукцию;
около 4% - на нецелевое использование бюджетных средств; 9% - на
контрабанду, занижение таможенных платежей.
Все это так или иначе сопрягается с внешнеэкономической деятельностью
(ВЭД), связи которой с теневой экономикой прослеживаются везде.
В теневой экономике выделяются:
. неофициальная экономика, включающая в себя легально разрешенные виды
деятельности, осуществляемой без регистрации, разрешений, лицензий,
в рамках которой статистикой не учитывается производство товаров и
услуг, скрываемых от налогообложения, остающихся "в тени";
. фиктивная экономика, куда входят спекулятивные сделки, приписки,
хищения, различные мошеннические действия, связанные с получением и
передачей денег; подпольная экономика, к которой относятся
запрещенные законом виды экономической деятельности, включая
организованную экономическую преступность.
В качестве объективного фактора, способствующего усиленной
криминализации внешнеэкономической деятельности, необходимо отметить также,
что она по самой своей природе является высокоприбыльной отраслью
хозяйства. Она дает возможность без особых затрат, масштабных и
долгосрочных инвестиций, серьезных структурных новаций получать не просто
прибыль, а сверхприбыль. Уникальная экономическая ситуация, при которой
можно было получать баснословную прибыль за счет разницы внутренних и
мировых цен на нефть, служила почвой не только для легального обогащения,
но и для различных злоупотреблений, прежде всего перекачки (как говорится,
всеми правдами и неправдами) валюты за рубеж.
Если в советское время "нефтедоллары" проедала вся страна, а на деньги,
полученные от экспорта нефти и газа, осуществлялись грандиозные проекты
(строительство БАМа, космодромов, гидроэлектростанций и т.п.), развивался
ВПК, производились экономическая поддержка стран "третьего" мира и т.д., то
после форсированной либерализации экспорта средства, полученные за те же
природные ресурсы, стали оседать в карманах новых хозяев, переводиться на
их личные (или подставных лиц) счета в зарубежных банках.
В ряду объективных факторов, способствующих преступлениям, следует
назвать и саму возможность законного вывоза капитала за рубеж (по
разрешениям и лицензиям, выдаваемым Центральным банком РФ, путем открытия
счетов резидентов за границей с разрешения Банка России либо предоставления
кредитов нерезидентам).
До 1995 г. вообще не существовало системы таможенно-банковского
контроля за экспортными и импортными операциями. Разумеется, с учетом
интеграции России в европейское и мировое сообщество, ее включения в
международную экономическую кооперацию такая возможность не может и не
должна быть устранена. Но фактом остается то, что, не сопровождаемая
жестким контролем и другими превентивными запретными механизмами, она
используется, и очень активно, криминально ориентированными лицами для
осуществления контрабандных операций, отмывания "грязных" денег через
иностранные банки и другие учреждения, для совершения иных корыстных
правонарушений.
Весьма ощутимым криминогенным фактором в сфере ВЭД выступает
незащищенность государственных границ Российской Федерации. К сожалению, то
же следует сказать и о таможенной границе. Это проблема во многом
политическая (а также правовая и организационно-управленческая). Однако у
нее есть явная экономическая основа - отсутствие денег на создание и
надлежащее обустройство границ. За несколько недель после распада СССР
Россия получила тысячи километров бывших административных границ, на
обустройство которых в качестве государственных нужны огромные средства.
Экономические трудности сдерживали оперативное становление, развитие и
укрепление систем таможенных органов, органов валютного контроля, других
регулятивно-контрольных механизмов, снижали темпы работы по созданию в них
необходимой инфраструктуры, научно-методического и материально-технического
оснащения, подготовки кадров, решения других вопросов деятельности
государственных структур, функционально предназначенных для противодействия
правонарушениям в рассматриваемой сфере.
Криминогенным фактором экономического характера стала и "долларизация"
российской экономики.
Среди социальных криминогенных факторов можно выделить следующие:
слабо выраженная социальная ориентированность реформ; резкое
имущественное расслоение населения, обнищание, люмпенизация и
маргинализация значительной его части; безработица; невыполнение
государством своих социальных обязательств перед гражданами; рост
социальных конфликтов; отсутствие взвешенной и последовательной
антиалкогольной политики; ослабление семейных устоев и всех институтов
гражданского общества и как следствие - системы социального контроля.
Применительно к внешнеэкономической деятельности указанные негативные
факторы проявляются по-разному и в целом весьма специфично.
Среди совершающих преступления в сфере ВЭД вряд ли удастся найти много
спившихся люмпенов и маргиналов. Однако это не означает, что
рассматриваемая сфера была вовсе избавлена от типичных для переходного
периода социальных недугов. Так, именно разрушение прежних социальных
гарантий, обесценение сбережений, потеря работы и подобные обстоятельства
заставили миллионы людей (среди которых - инженеры, учителя, врачи, люди с
учеными степенями) стать "челноками", заняться внешнеторговой
деятельностью, немалая часть которой криминализирована. Следует иметь в
виду, что криминальный потенциал значительного слоя безработных
ориентирован в большей степени не на традиционную общеуголовную
преступность, а на включение в криминальный бизнес организованной
преступности.
В регионах с особо неблагополучной социально-экономической обстановкой
приграничная торговля, в частности нелегальная, стала для многих основным
источником существования, способом выживания.
Еще ощутимее для сферы ВЭД негативное значение общего ослабления
социального контроля в стране, традиционные формы которого были отвергнуты,
а новых, соответствующих изменившимся условиям жизни общества, так и не
возникло. Например, был ликвидирован народный контроль, существенно свернут
общественный. Оба эти вида контроля в свое время активно использовались для
противодействия преступности.
К сожалению, российское государство, особенно на старте реформ, не
Страницы: 1, 2, 3, 4
|