Рефераты

Управление предприятием

рекомендательный характер. Например, начальник отдела кадров поддерживает

функциональные отношения с начальником цеха в вопросах приема на работу,

обучения и социального обеспечения работников. Бухгалтер может иметь

функциональные отношения с заведующим отделом сбыта по вопросам

финансирования продаж, рекламы и т.п. Причем и сам функциональный

руководитель находится в рамках своей линейной организации, например

начальник отдела кадров по отношению к сотрудникам своего отдела.

Отношения управленческого аппарата. Данный тип отношений имеет место

в случае представления чьих-либо прав и полномочий. Должностные обязанности

при этом состоят в предоставлении рекомендаций, советов. Например, помощник

начальника управления вступает в отношения с линейными руководителями как

бы от имени и по поручению начальника управления, выражая волю и желание

последнего. В этом случае помощник осуществляет полномочия, которыми

обладает начальник управления. Не располагая лично полномочиями, помощник

не принимает решения, но его обязанность состоит в предоставлении

рекомендаций своему непосредственному руководителю по тем или иным

производственным, коммерческим и другим вопросам, связанным с

предпринимательством.

Преимущество: это хороший метод обучения и подготовки будущих

руководителей, экономия рабочего времени для высшего звена руководителей,

освобождение от ежедневной чисто административной работы.

Недостатки обычно проявляются в том, что помощники руководителей

часто превышают свои полномочия, неофициально приобретая дополнительные

власть и влияние; руководители, ответственные за решение кадровых вопросов,

могут пытаться оказывать влияние на линейных руководителей.

Латеральные отношения могут быть двух категорий. Во-первых,

коллегиональные — это отношения между служащими (работниками) одного

отдела, подчиненными одному начальнику. Во-вторых, параллельные — это

отношения, которые вызваны необходимостью обмена информацией, идеями и

мнениями между служащими (работниками), занимающими одинаковое положение в

организации, но работающими в разных отделах и подразделениях.

Принципы создания хорошей организации

Ниже приведены принципы, которые были сформулированы А. Файолем.

46. Единство управления. Независимо от структуры организации, степени

децентрализации и делегирования полномочий нести полную и

абсолютную ответственность за деятельность всего предприятия должен

один человек.

47. Скалярный метод передачи полномочий. Полная и абсолютная

ответственность означает право не только управлять, но и

передавать, делегировать часть полномочий другим лицам по линии

руководства.

48. Единство подчинения. У любого служащего (работника) может быть

только один руководитель.

49. Принцип соответствия. Делегированные полномочия должны

соответствовать уровню ответственности. Если на лицо возлагаются

определенные обязанности, то его необходимо наделить и

соответствующими полномочиями, необходимыми для выполнения этих

обязанностей.

50. Масштабы управления. Число лиц, находящихся в эффективном

управлении, лимитировано. Это зависит от ряда обстоятельств, от

характера выполняемой работы.

51. Коммуникации, система связи. Как формальные, так и неформальные

линии связи должны быть установлены и постоянно поддерживаться.

52. Принцип ориентирования. Организации должны строиться в соответствии

с характером возложенных на них задач и не зависеть от субъективных

факторов.

53. Принцип избирательности. Руководство должно получать лишь ту

информацию, которая выходит за рамки плана и является

исключительной, то есть либо благоприятной, либо неблагоприятной

для ведения бизнеса. Таким образом можно будет отсечь лишнюю,

непригодную к использованию информацию.

54. Дифференциация работы. Различные виды работы имеют разные

характеристики, что необходимо предусмотреть при создании

организации. Например, высококвалифицированный индивидуальный труд

требует иных условий, чем полуквалифицированные повторяющиеся

операции.

55. Разбивка сложного элемента на простые составляющие, специализация и

стандартизация. Эти методы должны найти свое применение в

организации, так как позволяют снизить затраты.

56. Контроль за осуществлением операций. Эта функция должна быть

поручена четко обозначенному для этой цели аппарату. Определенная

часть администрации должна следить за ежедневным ходом выполнения

операций. Творческий подход к делу должен поощряться.

57. Планирование должно всегда предшествовать выполнению работы.

58. Гибкость. Структура организации должна позволять вносить в нее

коррективы в связи с изменением методов, задач, целей, масштаба

коммерческой деятельности, появлением новых технологий и ресурсов.

Конечно, внесение значительных изменений требует всестороннего

исследования.

59. Доступность всех уровней организации. Любой сотрудник (работник)

организации должен иметь право и возможность подать жалобу,

высказать замечания или предъявить рекламации соответствующему

руководителю.

60. Полномочия, централизация и децентрализация

Среди изложенных выше принципов Файоля, касающихся построения

организации, есть ссылка на необходимость установления соответствующих

масштабов управления, что является весьма важным элементом всей концепции.

Как Файоль, так и известный английский консультант по вопросам менеджмента

Урвик высказываются в пользу строгого ограничения верхнего предела числа

подчиненных одному руководителю. Урвик считает, что идеальное число

подчиненных для руководителя любого масштаба — четыре. Однако имеется много

факторов, таких как сложность, характер осуществляемых операций, которые

вызывают необходимость иметь больше, чем четыре человека в своем

подчинении.

Не существует указаний относительно числа лиц, которыми менеджер

сможет наиболее эффективно руководить. Но в каждом конкретном случае их

число ограничено. Этот лимит и определяет границы данной организации,

правильного сочетания делегирования полномочий, децентрализации. Идеальное

число подчиненных, как считается, составляет от 3 до 30, в зависимости от

обстоятельств. Согласно последним теориям, точное число находящихся в

подчинении руководителя определяется после исследования всех факторов

производства.

Масштабы управления

Определение масштабов управления. При определении масштабов

управления следует учитывать несколько факторов, имеющих существенное

значение. Помимо степени сложности, характера выполняемой работы необходимо

учитывать субъективные возможности менеджера, его способности сотрудничать

с коллективом. Менеджер может уменьшить время, необходимое для управления и

контроля, путем: делегирования полномочий на выполнение четко поставленной

задачи; составления ясного и краткого плана, разработки соответствующих

приемов и подходов; использования контрольно-проверочных нормативов, чтобы

иметь возможность убедиться в соблюдении его подчиненными соответствующего

плана, графика.

Важность установления масштабов управления. Огромное значение имеет

правильное установление пределов распространения полномочий.

Следует учитывать, что в случае необоснованно увеличенных масштабов

управления теряется личный контакт между менеджером и подчиненными,

менеджер может потерять управление группой, возможно появление подгрупп (с

неофициальным руководителем), возникают трудности в проверке результатов

деятельности группы, снижается качество профессионального обучения

работников, а также ослабляется контроль за выполнением порученных им

заданий, что отрицательно сказывается на их моральном состоянии и

результатах труда.

С другой стороны, в случае необоснованно сокращенных масштабов

управления возникает слишком много уровней управления, возрастают

административные затраты (прежде всего в форме выплат жалованья

управленческому аппарату), больше времени отводится на принятие решений в

связи с необходимостью прохождения всех звеньев управления, возрастает

степень контроля, что может привести к снижению инициативы и творческой

активности, неблагоприятно сказаться на моральном состоянии.

Передача полномочий

От масштаба полномочий зависит степень централизации и

децентрализации. Делегирование полномочий является составной частью

децентрализации. При отсутствии делегирования полномочий управление

организацией становится слишком централизованным. Уровень централизации тем

ниже, чем больше решений принимается непосредственно на рабочих местах,

которые незамедлительно выполняются и носят узкий, специальный характер.

Централизация характеризуется отсутствием передачи полномочий и известными

пределами компетентности, что ведет к снижению оперативности в принятии

решений. Излишняя централизация ущемляет развитие инициативы представителей

низшего звена руководителей.

Делегирование полномочий. Главная цель делегирования полномочий —

сделать возможной децентрализацию управления организацией. Это необходимо

делать, когда масштабы управления слишком велики и сам процесс включает в

себя передачу полномочий нижестоящим руководителям на выполнение

специальных заданий. Передаются лишь полномочия. Всю ответственность

продолжает нести старший руководитель.

Методы передачи полномочий. Передача полномочий может осуществляться

в устной или письменной форме. Методы могут быть общими или специальными.

Вместе с тем полномочия не должны быть ни слишком узкими, ни слишком

широкими.

Принципы передачи полномочий. Здесь наиболее важными требованиями

являются следующие:

61. передача полномочий должна осуществляться в соответствии с

ожидаемым результатом (что должно быть согласовано). Подчиненный

должен обладать достаточными полномочиями для достижения требуемого

результата;

62. передача полномочий должна осуществляться по линиям управления, с

тем чтобы каждый подчиненный знал, кто конкретно его уполномочил,

перед кем он несет ответственность;

63. каждый руководитель принимает решения в пределах своих полномочий.

Все, что превышает его компетенцию, передается высшим звеньям

управления;

64. передаются лишь полномочия. Старшее должностное лицо продолжает

нести ответственность за действия своего подчиненного.

Искусство передачи полномочий зависит в основном от причин

субъективного характера и включает в себя следующее: восприимчивость к

новым идеям; готовность передать решение незначительных вопросов низшему

звену управления; готовность доверять низшему звену управления; стремление

осуществлять лишь общий контроль (а не почасовой, ежедневный).

Децентрализация

Факторы, влияющие на уровень децентрализации. Среди них можно

выделить следующие:

65. величина затрат (что может быть выражено в деньгах, престиже или

мерах субъективного свойства);

66. степень унификации. Желаемый уровень единообразия может быть более

эффективно достигнут с помощью укрепления централизации;

67. размеры предприятия. На крупных предприятиях решения принимаются

большим числом руководителей разного уровня, которые сложно

координировать. Там, где полномочия рассредоточены, решения

принимаются более оперативно;

68. философия менеджмента. Руководители могут предпочитать авторитарную

структуру управления, где все решения принимаются высшим

руководством, или децентрализованную систему, где руководители всех

уровней по своему усмотрению определяют сферу полномочий;

69. наличие подходящего руководителя. При отсутствии менеджеров

требуемого уровня целесообразно сосредоточить полномочия в высших

звеньях управления;

70. использование приемов контроля. Чем выше возможности

контролирования, тем большей степени децентрализации можно достичь;

71. характер деятельности организации. Если осуществляемые коммерческие

операции распространяются на большие географические районы, то

потребуется и большая степень децентрализации;

72. влияние внешней среды. Имеются в виду, например, политика

правительства в области ценообразования, доходов или какие-либо

ограничения на использование рабочей силы. Эти причины могут

уменьшить степень децентрализации управления организацией, но их

четкое формулирование может содействовать решению проблемы.

Централизация

Преимущества централизованного управления. Здесь следует назвать:

лучший контроль за деятельностью предприятия;

возможность приведения к единому стандарту всех операций в рамках

организации;

устранение возможного дублирования тех или иных мероприятий, усилий;

более эффективное использование кадров, оборудования, производственных

площадей, Централизация управления может, например, сделать целесообразным

приобретение компьютерной техники и другого дорогостоящего, но эффективного

оборудования.

Недостатки централизованного управления. К ним относятся следующие:

рост бюрократизма, накопление срочных для решения вопросов, увеличение

документации, досье;

задержки в принятии решений, в особенности на рабочем месте;

решения принимаются теми, кто незнаком с реальной ситуацией на

производстве.

Координация деятельности

Недостаточно построить надлежащую структуру организации, необходимо

скоординировать работу всех ее элементов.

Определение. Координация деятельности организации означает

синхронизацию прилагаемых усилий, их интеграцию в единое целое. Другими

словами, это процесс распределения деятельности во времени, приведение ее

отдельных элементов в такое сочетание, которое позволило бы наиболее

эффективно и оперативно достичь поставленной цели.

Распределение обязанностей (ответственности). В небольших

организациях, где все служащие (работники) знают друг друга, легко

создается рабочий коллектив и добиться координации их работы не

представляется сложной проблемой. Но в крупных организациях с высокой

степенью специализации и распределения обязанностей достижение требуемого

уровня координации потребует от высшей администрации определенных усилий.

Отметим некоторые проблемы, которые могут возникнуть при координации

деятельности на уровне отдела (подразделения)

Во-первых, возможность появления противоречий при выполнении

различных производственных функций, в частности в отношении объема

необходимых для производства запасов (сырья, готовой продукции и т. д.).

Задача контрольных органов состоит в оптимизации количества запасов.

Менеджер по производству стремится иметь, как можно больший запас

материалов и сырья, чтобы обеспечить непрерывность производственного цикла.

Заведующий отделом сбыта предпочитает располагать значительным объемом

готовой продукции, чтобы своевременно отвечать на запросы покупателей.

Заведующий отделом снабжения пользуется предоставляемыми скидками при

закупках больших партий сырья и материалов. Бухгалтеру выгодно, чтобы

капитал и фонды не бездействовали и быстрее включались в производственный

процесс.

Во-вторых, ущемляются долгосрочные перспективные интересы организации

за счет получения отделом кратковременных выгод.

В-третьих, проблемы возникают в результате наличия слишком большого

числа снабженческих отделов или отделов по сбыту готовой продукции

(например, в случае, если такие отделы имеются в каждом управлении крупной

организации).

В-четвертых, имеются проблемы внутренних цен, когда каждое

подразделение определяет собственную цену производства, чтобы оценить

эффективность своей деятельности.

В-пятых, существует опасность размежевания определенных видов

деятельности, которые должны быть тесно взаимосвязаны. Например, функции

отдела сбыта продукции тесно переплетаются с задачами отдела по

исследованию рынков.

Индивидуальный труд и задачи организации. Наиболее эффективна

координация в тех случаях, когда работник видит вклад собственного труда в

достижение целей организации. Поэтому очень важно, чтобы каждый сотрудник

предприятия был осведомлен о генеральной линии развития организации, ее

задачах и целях.

Координация деятельности и средства связи. Проблемы развития

достаточно эффективной координации деятельности всех подразделений

организации имеют непосредственное отношение к уровню развития связи,

необходимости поддержания постоянного информационного обмена.

Когда руководитель производства передает указания или иную информацию

через средства связи, он должен быть уверен, что его сообщение будет

правильно понято и своевременно получено. Важным является и обратный

процесс передачи информации — от подчиненного к руководителю. На этом этапе

бывают сбои, низшее звено не всегда знает, какая информация нужна

руководству для принятия тех или иных решений. В этом заключается серьезная

проблема, так как источником информации для решений на самом высоком уровне

являются низшие звенья организации.

Координация деятельности с помощью комиссий. Комиссии часто являются

единственным средством координации различных функций предпринимательства,

объединения работающих в разных подразделениях. Здесь происходит полезный

обмен мнениями, лучше понимаются проблемы, принимаются решения, касающиеся

нескольких отделов. Каждый может высказать свое мнение по принимаемому

решению, но никто не может принять его самостоятельно, не учитывая

соображений своих коллег.

Место и роль комиссий (комитетов) в структуре организации

Комиссии выполняют широкий спектр работ с различной степенью

ответственности. С точки зрения их места в структуре организации они могут

быть линейными и функциональными, официальными и неофициальными. В целом

комиссия представляет собой группу лиц, на которых возложено решение

специальной задачи.

Причины создания комиссий. Создание их обусловлено обычно рядом

причин. Во-первых, это необходимость иметь такое структурное подразделение,

где можно было бы высказать идеи, обменяться опытом, выработать

коллективные рекомендации.

Во-вторых, комиссии создаются с целью обеспечения представительства

заинтересованных групп. Это позволяет выявить более взвешенную,

сбалансированную точку зрения, которая основывается на широких знаниях и

опыте. В свою очередь, группы, предлагающие свою точку зрения на развитие

событий, проявляют повышенное чувство ответственности к окончательно

принятым решениям.

В-третьих, в качестве средства распределения информации. Все

участники комиссии получают новую информацию одновременно, что позволяет

экономить рабочее время руководителя. К тому же это содействует повышению

уровня координации деятельности организации в целом.

В-четвертых, для консолидации полномочий, то есть здесь можно

напрямую, минуя инстанции, выйти на требуемый уровень административной

власти (вопросы финансов и др.).

Наконец, возникает возможность использования комиссий в качестве

средства повышения профессиональной подготовки, развития соответствующих

навыков руководителя.

Возможные недостатки в работе комиссий. Среди них выделим следующие:

сравнительно медленный процесс принятия решений;

участники комиссии, обладающие повышенным темпераментом, могут занять

доминирующее положение, подавляя потенциальные возможности других;

в результате разногласий участников комиссии могут принимать компромиссные

решения (не всегда самые эффективные) ;

комиссии уменьшают полномочия линейных руководителей.

Совет директоров (Правление)

Совет директоров (Правление) — это группа лиц, которые играют

основную роль в деятельности организации. Ниже рассматриваются задачи

Совета директоров, функции президента и секретаря.

Совет директоров разрабатывает проводимую руководством компании

политику и представляет собой высшее звено управления. В соответствии с

требованиями закона члены Совета директоров принимают на себя определенные

обязанности, среди которых — обеспечение надлежащего использования активов

предприятия, недопущение мошенничества и других нарушений. Обязанности

членов Совета директоров аналогичны функциям «доверенного лица», поскольку

компания как бы поручает им вести дело с доброй волей и на благо компании.

Совет директоров выполняет целый ряд следующих функций, предусматриваемых в

Уставе.

Назовем основные из них:

попечительство над инвестированным капиталом. Это означает, что Совет

директоров обязан проявлять заботу о капитале инвесторов, обеспечивать его

сохранность и получение разумной доли дохода на этот капитал;

осуществление постановки задач (разработка предпринимательской стратегии);

формирование отраслевой политики компании (производство, маркетинг, кадры,

финансы и др.);

обеспечение соблюдения меморандума об учреждении компании и устава

компании;

разработка организационной структуры компании согласно ее задачам и целям;

назначение должностных лиц компании, определение их обязанностей и

полномочий;

постоянное наблюдение за реализацией намеченной политики, развитием

компании, в случае необходимости — осуществление корректирующих

мероприятий;

контроль за всей деятельностью компании;

отмена неоправданных расходов и разрешение на существенный отход от

запланированной деятельности (например, в случае поступления крупного

зарубежного заказа на продукцию) ;

санкционирование распределения прибыли.

Директора

В качестве директоров могут выступать работники компании и

приглашаемые со стороны. Позитивные и негативные моменты этих вариантов

изложены ниже.

| |

|Положительные и отрицательные моменты использования в качестве директоров |

|штатных работников ( I ) и лиц, привлекаемых со стороны (II) |

|I |II |

|Работают весь рабочий день в компании,|Работают неполный рабочий день в |

|имеют функциональные обязанности в |компании, присутствуют на заседаниях |

|рамках компании, являясь |Правления, но не участвуют в |

|администраторами-исполнителями. |оперативном управлении деятельностью |

|Досконально знают все этапы |компании. Большая степень |

|производственного процесса, |независимости; на их решения не могут |

|деятельность компании. Как правило, |оказать влияние соображения карьеры. |

|высококвалифицированные специалисты |Вносят в Правление свежие идеи и |

|аппарата управления. Отвечают за |предложения, расширяя тем самым его |

|оценку возможности практической |творческий горизонт. Обеспечивают |

|реализации всех поступающих в |деловое общение, поддерживают связь с |

|Правление идей и рекомендаций. |другими компаниями (поставщиками, |

| |банками, зарубежными рынками сбыта). |

| |Несколько отдалены от практической |

| |стороны принимаемых к исполнению |

| |решений, могут быть не особенно |

| |заинтересованы в практической |

| |деятельности компании. |

Директор-распорядитель является высшей исполнительной властью в

компании, играет основную роль в управлении ее текущей деятельностью. В

связи с этим он выполняет следующие обязанности:

95. председательствует на заседаниях Правления, если он является также

председателем;

96. следит, управляет и координирует текущую деятельность предприятия;

97. лично принимает решения по срочным, не терпящим отлагательства

вопросам;

98. занимается детальными вопросами финансового планирования, вносит

соответствующие рекомендации в Правление;

99. лично вступает в отношения с основными контрагента-У1И —

покупателями и поставщиками, часто лично ведет переговоры с

руководителями профсоюзов;

100. осуществляет и контролирует практическое воплощение в жизнь

разработанной Правлением политики;

101. назначает и представляет к назначению перед Правлением высших

должностных лиц;

102. поддерживают высокое моральное состояние служащих компании,

содействует установлению хорошей репутации компании, устойчивой

клиентуры, ее деловых связей.

Секретарь компании располагает определенными полномочиями в

соответствии с законом, но иногда его круг обязанностей несколько шире.

Секретарь компании не является директором. Он выполняет функции секретаря

перед Правлением и в связи с этим является должностным лицом Совета

директоров. В его основные обязанности входят: обеспечение выполнения

компанией предусмотренных законом и ее уставом требований; ведение отчетных

документов (например, регистра участников компании); подготовка

периодических отчетов (таких, как ежегодные бюджетные отчеты) и специальных

отчетов (об изменении в составе Совета директоров); обеспечение соблюдения

меморандума, устава компании; подготовка заседаний и собраний (Совета

директоров, акционеров), в том числе составление повестки дня, ведение

протоколов. В ряде случаев секретарю компании делегируется ответственность

за общее управление делами компании.

Контроль

Завершающая стадия менеджмента заключается в организации и

осуществлении контроля. Анализ ситуации, постановка задач, разработка

стратегии и организация деятельности имеют общую цель — контроль за

ведением бизнеса. Однако в этом смысле контроль имеет специфическое

значение и выражается в постановке целей (стандартов, норм), сравнении

полученных результатов с целевыми, определении отклонений от требуемых

показателей, выяснении причин этих отклонений, принятии необходимых мер по

исправлению ситуации.

Заключение

Рыночная экономика, основанная на конкуренции, свободе

производителей, а не на иерархическом подчинении хозяйственных процессов

воле центра, требует никак не меньше, а даже больше менеджеров, чем прежняя

система. Но менеджеры эти должны быть совсем иными, нежели раньше, обладать

новыми качествами. Ведь не случайно доля административно-упрвленческих

работников (вместе с инженерами и учеными) в общей численности занятых даже

в обрабатывающей промышленности США повысилась с 15.0% в конце 50-х годов

до 40% в начале годов 90-х, а не некоторых фирмах эта доля достигает и 70-

%. И это несмотря на то, что огромная масса специалистов по управлению ушла

из административного аппарата фирм в самостоятельные, действующие на

основах жесткой самоокупаемости компании по оказанию деловых услуг. Нет

никаких заметных тенденций сокращения и государственного аппарата в ведущих

капиталистических странах. Повышение численности, удельного веса

управленцев происходит в условиях, когда в частном бизнесе идет учет

каждого цента или пенни, затраченного на управление, а государственные

бюджеты находятся под контролем демократических институтов.

По-видимому, нам следует сделать важный вывод из этого — дело не в

механических сокращениях, а в глубоких преобразованиях аппарата управления.

Идея приспособления к принципиально новым условиям — вот то главное, что

должно выйти на первый план. Разумеется, далеко не все способны на такого

рода приспособление. Многим, возможно, придется уступить свое место более

молодым, прогрессивным и энергичным менеджерам. Однако основная масса

существующих работников управления — это весьма ценный потенциал людей,

знающих реальность, имеющих немалую профессиональную подготовку, приученных

к дисциплине, упорному целенаправленному труду, обладающих чувством

ответственности. С этими людьми необходимо внимательно, вдумчиво работать,

обеспечивать их правильную расстановку в новых условиях, обучение,

переквалификацию. Нужно создать им стимулы к эффективному труду, защиту их

прав, наконец, сформировать активную среду социального отбора руководителей

и специалистов нового типа, в которой выживут и добьются успеха именно те,

кто быстрее и лучше приспособится к новым условиям.

Если же говорить о методах эффективной работы руководителей, то, не

умаляя значения, скажем, компьютеризации процессов управления, внедрения

рациональных методов анализа и обоснования решений, скрупулезного учета

затрат и результатов, нужно сказать, что эффективность управления

начинается, возможно, с малого — умения осознать свои личные цели, понимать

подчиненных, правильно распределять свое время, снимать стрессы,

контролировать свой вес, нормально одеваться и многое другое.

Кто знает, может быть овладение всеми этими простыми премудростями на

практике даст не только большой прямой, но и косвенный эффект, приведет к

тому, что предприятие, организация станут более гибкими, способными к

нововведениям, к преодолению трудностей, которых так много в нашей

хозяйственной жизни.

Конечно, очень многое в нашей работе, карьере, жизни зависит от общих

для всех общественных и других условий, от особенностей выпавшего на долю

каждого места работы, от многих других, возможно, и не очень-то подвластных

каждому отдельному человеку объективных обстоятельств. Но не слишком ли

часто мы объясняем наши неудачи объективными обстоятельствами, полностью ли

используем резервы, заложенные в нас самих? Ведь, как признается в науке

менеджмента, правильно сформулировать проблему — это означает на 50% ее

правильно решить.

В заключение можно вспомнить старую, проверенную временем истину:

«Именно на управленцах всех уровней лежит задача сделать все возможное для

создания подходящего варианта будущего и не дать втянуть себя в водоворот

неудач». Конечно, современный мир многообразен, зависит от многих факторов,

но этот тезис должен стать путеводным для тех, кто хочет взять на себя

бремя ответственности за руководство хозяйством и кто готов сделать все для

того, чтобы быть на уровне этой ответственности.

Список литературы

АЛАН ХОСКИНГ, «КУРС ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ПРАКТИчЕСКОЕ ПОСОБИЕ», ПЕР. С

АНГЛ. — М. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИя, 1994 Г.

Michael H. Mescon, Michael Albert, Franklin Khedouri, "Management", Third-

edition, Harper & Row, Publishers, New York, 1988.

Berniker, "Sociotechnical systems analysis and design", lectures course,

Estonian Business School, 1990

Michael Hammer, James Champy, "Reengineering the corporation",

HarperCollins Publishers, 1993.

Филип Котлер "Основы маркетинга", "Прогресс", Москва, 1992. Перевод

В.Б.Боброва.

Ф.Тейлор "Основы научного менеджмента", "Прогресс", Москва, 1992 г.

М.Вудкок, Д.Фрэнсис "Раскрепощенный менеджер", изд."Дело", 1991 год

Харви Мак Кей "Как уцелеть среди акул", Москва, "Экономика", 1991

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. ЖИВУЩАя, НО НЕ ЖИВАя СИСТЕМА 2

ВНЕШНяя СРЕДА 2

МЕНЕДЖМЕНТ И САМООРГАНИЗАЦИя 5

ПРЕДПРИяТИЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ 7

МЕНЕДЖМЕНТ 8

ОРГАНИЗАЦИя. НЕКОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИя 10

ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 11

МЕСТО И РОЛЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ 12

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБяЗАННОСТЕЙ И ПОЛНОМОчИЙ. СХЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ 14

ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР 16

ВЗАИМООТНОШЕНИя чЛЕНОВ ОРГАНИЗАЦИИ 18

ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИя ХОРОШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ 20

ПОЛНОМОчИя, ЦЕНТРАЛИЗАЦИя И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИя 22

МАСШТАБЫ УПРАВЛЕНИя 22

ПЕРЕДАчА ПОЛНОМОчИЙ 23

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИя 24

ЦЕНТРАЛИЗАЦИя 25

КООРДИНАЦИя ДЕяТЕЛЬНОСТИ 26

МЕСТО И РОЛЬ КОМИССИЙ (КОМИТЕТОВ) В СТРУКТУРЕ ОРГАНИЗАЦИИ 28

СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ (ПРАВЛЕНИЕ) 29

ДИРЕКТОРА 30

КОНТРОЛЬ 31

ЗАКЛЮчЕНИЕ 32

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ