Внешнеэкономическая деятельность Забайкальской железной дороги
перед предприятием, с опорой на собственные силы, то есть без привлечения
средств Министерства путей сообщения РФ.
После распада СССР многие производители продукции, традиционно
потребляемой транспортом, оказались за пределами России, что привело к
необходимости если и не самостоятельно заниматься импортом, то, как
минимум, сталкиваться с необходимостью производить таможенное оформление
необходимого товара. Что касается экспорта товарной продукции - это, как
правило, сырьевая, либо не технологическая продукция, имеющаяся в регионе
соответствующего железнодорожного предприятия и полученная в результате
взаимозачетов (например, химическое удобрение) либо экспорт неликвидов,
образующихся в процессе эксплуатации подвижного состава и ремонта
железнодорожного пути (списанные рельсы, вагоны, локомотивы, колесные
пары).
Забайкальская железная дорога - одно из первых предприятий
железнодорожного транспорта РФ, которое стало заниматься
внешнеэкономической деятельностью. Необходимость этого объясняется
следующими факторами:
- удобным географическим положением, обусловленным наличием
прямого железнодорожного сообщения с Китаем и Монголией (пограничные
переходы Забайкальск - Маньчжурия, Соловьевск - Эрэнцав);
63.
- наличием возможности контроля сроков доставки по железной дороге
собственного экспортного груза для контрагентов КНР;
- высокими транспортными тарифами, делающими доставку продукции из
центра России нерентабельной;
- близостью Китая с его дешевой рабочей силой и товарами;
- возможностью расчета с контраагентами КНР не «живыми деньгами» а
товарами.
Вышеуказанные факторы делают внешнеэкономическую деятельность
экономически привлекательной для решения задач по строительству, ремонту
пути, приобретения материалов и запасных частей для нужд предприятий
дороги.
3.3 Структура и основные функции службы международных связей
Забайкальской железной дороги
В современных условиях демонополизации внешнеэкономической
деятельности предприятие - это основное звено внешнеэкономического
комплекса страны.
В соответствии с действующим законодательством предприятие - это
самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный в определенном порядке для
производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях
удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Согласно
действующему законодательству Российской Федерации предприятие имеет право
самостоятельно определять формы, методы и объемы работы на внешнем рынке.
Для эффективного управления внешнеэкономической деятельностью на
Забайкальской железной дороге создана Служба международных связей.
Организационно она состоит из отдела внешнеэкономических связей
и сектора международных перевозок, является хозрасчетным структурным
подразделением Управления забайкальской железной дороги, осуществляющим
64.
экспортно-импортные операции по закрепленной номенклатуре продукции и услуг
и иной внешнеэкономической деятельностью дороги и обеспечивающим совместно
со службами и отделами Управления Забайкальской железной дороги перевозки
грузов в международном сообщении.
Свою деятельность Служба международных связей осуществляет от имени
и по поручению Забайкальской железной дороги, пользуясь связанными с этой
деятельностью правами, предоставленными ей дорогой. Непосредственное
руководство службой международных связей осуществляет начальник
Забайкальской железной дороги.
В своей деятельности Служба международных связей руководствуется
«Уставом Забайкальской железной дороги», «Соглашением о международном
грузовом сообщении», соответствующими нормативными документами, приказами и
указаниями Правительства Российской Федерации, Министерства путей сообщения
РФ, Управления Забайкальской железной дороги, Положением о службе
международных связей, Таможенным законодательством, а также приказами и
указаниями других министерств и ведомств в части, касающейся ее
деятельности.
65.
Прилагается схема службы международных связей (рис.3.1)
Рис.3.1 Схема службы международных связей Забайкальской железной дороги
66.
Дается комментарий к данной схеме с изложением функций сектора и
отдела службы международных связей для последующего анализа функциональных
обязанностей сотрудников службы.
Функции сектора международных перевозок:
- обеспечение приема-передачи внешнеторговых грузов;
- выполнение согласованных планов перевозки внешнеторговых грузов;
- подготовка материалов и участие в проведении совещаний по объему
перевозок внешнеторговых грузов;
- учет и предоставление суточной, месячной и квартальной отчетности
по выполнению планов перевозок внешнеторговых грузов;
- контроль работы конторы передач пограничной станции Забайкальск.
Функции отдела внешнеэкономических связей:
- подготовка и проведение переговоров по вопросам международного
сотрудничества;
- организация приема иностранных делегаций;
- составление технических заданий, смет расходов и финансовой
отчетности по проведению рабочих встреч с иностранными партнерами;
- письменные переводы текстов служебных документов, технической и
политической литературы, зарубежной периодической печати с китайского и
английского языков по вопросам международных перевозок, а также
политики КНР в области внешней торговли и подготовка на их основе
материалов справочного характера руководству ЗабЖД;
- подготовка документов для заключения внешнеторговых контрактов и
расчет их экономической эффективности;
- оформление и регистрация контрактов в государственных органах,
контролирующих внешнеэкономическую деятельность;
- анализ конъюнктуры рынка и мировых цен на экспортные товары;
67.
- осуществление деловой переписки по вопросам внешнеэкономической
деятельности Забайкальской железной дороги.
Практика показывает, что существующее распределение служебных
обязанностей в отделе внешнеэкономических связей не в полной мере
способствует решению поставленных перед службой задач. Так, существует
проблема параллелизма в работе инженеров отдела внешнеэкономических связей,
в связи с чем предлагается распределить служебные обязанности между двумя
инженерами следующим образом: один инженер занимается вопросами организации
служебных командировок, переговоров с контрагентами, приемом иностранных
делегаций, ведением деловой переписки, анализом конъюнктуры рынка и мировых
цен на экспортные товары; другой инженер – вопросами подготовки документов
для заключения контрактов, расчетом их экономической эффективности,
оформлением и регистрацией контрактов, контролем за их исполнением.
Согласно должностным инструкционным карточкам переводчики службы
международных связей взаимно заменяют друг друга в решении задач как
сектора международных перевозок, так и отдела внешнеэкономических связей,
поскольку имеют два специальных образования: в области лингвистики и в
области экономики железнодорожного транспорта, поэтому целесообразно
изменить название их должности «переводчик» на «специалист переводчик».
68.
4 Оценка внешнеэкономических контрактов Забайкальской железной дороги
4.1 Основной контрагент во внешнеэкономической деятельности
Забайкальской железной дороги - Компания по внешнеэкономическому и
техническому сотрудничеству при Харбинской железной дороге
Основной иностранный партнер Забайкальской железной дороги -
Компания по внешнеэкономическому и техническому сотрудничеству при
Харбинской железной дороге (Компания), была создана в 1989 году при
содействии Министерства внешней торговли и экономического сотрудничества
КНР.
Сфера деятельности Компании: экспорт рабочей силы для производства
строительных работ и в сфере услуг, осуществление экспорта-импорта техники,
оборудования, строительных материалов и других товаров народного
потребления.
Уставный капитал Компании 20 млн. долларов США, общая стоимость
основных фондов составляет 820 млн. долларов США.
В состав Компании входят 28 филиалов, которые действуют в 11 городах
Китая, а также в таких странах, как Южная Корея, Австралия, Южная Африка,
Гана, Бирма.
Компанией установлены партнерские отношения по оказанию услуг с
фирмами в 30 странах мира, в том числе России, США, Японии, Израиле, Замбии
Ливии и т.д.
С момента образования Компании в 1989 году Забайкальская железная
дорога установила и до настоящего времени поддерживает с ней взаимовыгодное
экономическое сотрудничество. За этот период Компания зарекомендовала себя
в качестве надежного партнера. Факт принадлежности Компании к Харбинской
69.
железной дороге играет значимую роль решении многих вопросов, возникающих в
процессе практической работы.
4 .2 Оценка выполнения внешнеэкономических контрактов Забайкальской
железной дороги за 1996 - 2001 гг.
Реализация внешнеэкономических контрактов Забайкальской железной
дороги осуществляется под руководством первого заместителя начальника
управления, которому непосредственно подчиняется начальник службы
международных связей. Согласно утвержденному начальником управления
«Положению о службе международных связей Забайкальской железной дороги» все
внешнеэкономические контракты реализуются с участием названной службы.
Решение о целесообразности заключения внешнеэкономического контракта
принимается коллегиально при участии начальников производственных
подразделений, которые нуждаются в импорте материалов или привлечении
иностранной рабочей силы для решения конкретных производственных задач.
После принятия принципиального решения о возможном заключении контракта
начальник службы международных связей организует работу по изучению рынка
конкретных материалов или услуг в Китае, проведению предварительного
согласования с китайскими контрагентами условий заключения контракта,
экономист службы международных связей совместно со специалистами
экономической службы производят экономические расчеты для обоснования
экономической целесообразности контракта.
После принятия окончательного решения о заключении внешнеторгового
контракта с китайскими контрагентами согласовываются место и время
проведения переговоров, специалисты службы международных связей проводят
подготовку необходимых документов, организуют выезд делегации Забайкальской
70.
железной дороги в Китай или прием китайской делегации на российской
территории.
После подписания контракта служба международных связей осуществляет
его регистрацию, контролирует исполнение и проводит с китайскими партнерами
сверку количества поступивших по импорту товаров и объема выполненных работ
привлеченной рабочей силой из КНР. Результаты всех переговоров
специалистов обеих сторон оформляются протоколами идентичного содержания
на двух языках, заверяются соответствующими печатями и подписями
ответственных лиц.
Сделаем оценку контрактов Забайкальской железной дороги по
количеству с использованием данных в таблице 4.1
Таблица 4.1
Контракты Забайкальской железной дороги за 1996-2001 гг.
|Год |Кол-во |% к общему |Динамика |
| |контрактов |кол-ву |контрактов, % |
|1996 |29 |33,4 |100% |
|1997 |20 |23 |69% |
|1998 |14 |16 |48% |
|1999 |12 |13,8 |41% |
|2000 |7 |8 |24% |
|2001 |5 |5,8 |17% |
|Итого |87 |100% | |
Анализ динамики заключения контрактов Забайкальской железной дороги
по годам показывает резкое снижение деятельности предприятия по
внешнеэкономическим контрактам. Так, если в 1996 году заключено 29
контрактов (33,4% от всего количества), то в 2001 году – только 5
контрактов (5,8% от общего количества, что составляет 17% от уровня 1996
г). В связи с этим
71.
рассмотрим причины снижения активности Забайкальской железной дороги во
внешнеэкономической сфере, которые заключаются в следующем.
Значительное изменение внутриполитической и экономической ситуации в
стране за последние несколько лет, в результате чего многие российские
предприятия, ориентированные на рыночный спрос, стали выпускать
качественную продукцию производственного и хозяйственного назначения по
приемлемым ценам, при этом в целом решены проблемы взаиморасчетов. С
учетом новой обстановки служба снабжения Забайкальской железной дороги
стала заключать все больше договоров на поставку необходимых материалов и
оборудования с российскими предприятиями.
Выполнение основной задачи соответствующими подразделениями
Забайкальской железной дороги по частичной реконструкции пограничной
станции Забайкальск и в настоящее время нет производственной необходимости
в продолжении капитального ремонта железнодорожного пути с привлечением
китайской рабочей силы.
Снижение масштабов строительства объектов соцкультбыта в связи с
решением Министерства путей сообщения (МПС) о передаче названных объектов в
муниципальную собственность, что привело к отказу заключения контрактов с
китайскими контрагентами.
Уменьшение МПС ассигнований на капитальное строительство объектов
производственного назначения для Забайкальской железной дороги, на
строительство которых ранее также привлекалась китайская рабочая сила.
Усиление контроля со стороны МПС за осуществлением
внешнеэкономической деятельности управлений железных дорог РФ посредством
учреждения при министерстве экономического совета, на котором происходит
согласование всех сделок на сумму свыше 50 тыс. долларов США.
Планируемое МПС в рамках реформы железных дорог России присоединение
части Забайкальской железной дороги к Восточно-Сибирской и
72.
другой ее части – к Дальневосточной железным дорогам на правах
структурного подразделения последних, что фактически означало упразднение
управления Забайкальской железной дороги, как головного предприятия.
Ситуация некоторой неопределенности в будущем статусе управления
Забайкальской железной дороги заметно осложнило планирование
внешнеэкономической деятельности.
Тем не менее, заключение внешнеэкономических контрактов с китайскими
контрагентами экономически выгодно. При оценке эффективности внешнеторговых
контрактов подтверждающие это расчеты будут представлены в настоящем
дипломном проекте.
Для иллюстрации динамики сокращения количества контрактов
прилагается график. (рис.4.1)
Рис. 4.1 График динамики контрактов Забайкальской железной дороги
Проанализируем среднюю стоимость одного контракта Забайкальской
железной дороги за 1996 – 2001 года с целью выяснения, на какую среднюю
сумму заключались контракты и какие из них были самыми большими по сумме.
73.
Исходные материалы прилагаются в таблице 4.1
Таблица 4.1
Контракты Забайкальской железной дороги по средней стоимости сделок
|Год |Сумма |Средняя |Динамика средней |
| |контрактов, $ |стоимость одного |стоимости |
| | |контрактов, $ |контрактов, |
| | | |в % к 1996 г |
|1996 |22 722 505 |783 535 |100% |
|1997 |15 474 076 |773 704 |99% |
|1998 |11 432 406 |816 600 |104% |
|1999 |7 445 970 |620 497 |79% |
|2000 |4 587 587 |655 369 |84% |
|2001 |2 173 037 |434 607 |55% |
|итого |54 635 581 |627 995 | |
Как видно по данным в таблице 4.1, средняя стоимость одного
контракта варьировалась по годам, при чем наиболее высокая средняя
стоимость зафиксирована в 1998 году (104% базового показателя) и наиболее
низкая – в 2001 году (55% базового показателя).
Сопоставление динамики количества заключенных контрактов и
среднегодовой стоимости контракта показывает, что среднегодовая стоимость
контракта снижалась в меньшей степени (55%) в 2001 году (к базовому 1996
году), чем количество заключенных контрактов (17%). Это свидетельствует о
том, что по стоимости каждый контракт оставался значимым и довольно
крупным.
Анализ по средней стоимости одного контракта свидетельствует о том,
что самая высокая средняя стоимость одного контракта была в 1998 году за
счет заключения двух контрактов на капитальный ремонт железнодорожного
пути, хотя по общей сумме сделок показатели меньше, чем в 1996 и 1997 гг.
Самая
74.
низкая средняя стоимость одного контракта зафиксирована в 2001 году. Это
связано с тем, что впервые за 6 изучаемых нами лет внешнеэкономической
деятельности Забайкальской железной дороги не был заключен контракт на
ремонт пути, то есть из всех заключаемых контракты на капитальный ремонт
пути были самыми большими по сумме.
Подавляющее большинство заключаемых Забайкальской железной дорогой
контрактов были и остаются бартерными.
Для бартерных операций характерны следующие признаки:
- сделка оформляется одним контрактом;
- экспортный и импортный потоки идут одновременно;
- каждая сторона выступает в качестве и импортера, и экспортера;
- сбалансированная контрактная стоимость экспортируемого и
импортируемого товара;
- отсутствие взаимных платежей за поставляемые товары.
Проанализируем контракты по видам оплаты для установления
соотношения между бартерными и валютными, а также причин заключения тех или
иных контрактов.
Исходные материалы изложены в таблице 4.2
Таблица 4.2
Контракты Забайкальской железной дороги по видам оплаты
|Год |Всего |Бартерные |Бартерные |Валютные |
| |контрактов |контракты с |контракты на |контракты |
| | |привлечением |приобретение | |
| | |рабочей силы |материалов | |
| | |из КНР | | |
| | | | | | | |Колв|% |
| | | | | | | |о. | |
|Кап.ремонт пути |7 |10 |5 |2 |2 |4 |30 |34 |
|и хоз. | | | | | | | | |
|строительство | | | | | | | | |
|поставка |4 |7 |5 |4 |1 |0 |21 |24 |
|материалов и | | | | | | | | |
|оборудования | | | | | | | | |
|строительство |17 |2 |1 |2 |1 |0 |23 |26 |
|объектов | | | | | | | | |
|соцкультбыта | | | | | | | | |
79.
Продолжение таблицы 4.3
| |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 |1996-2001 |
|Назначение |кол-во|кол-во |кол-во |кол-во |кол-во |кол-в| |
|контрактов | | | | | |о | |
| | | | | | | |Колв|% |
| | | | | | | |о. | |
|Погрузочно-разгр|1 |1 |1 |1 |1 |1 |6 |7 |
|узочные работы | | | | | | | | |
|получение |0 |0 |2 |3 |2 |0 |7 |8 |
|инвалюты | | | | | | | | |
|всего |29 |20 |14 |12 |7 |5 |87 |100 |
Основная часть контрактов заключены с целью ремонта
железнодорожного пути и объектов хозяйственного назначения (34% от общего
количества), сравнительно много контрактов заключены на строительство
объектов соцкультбыта (24% от общего количества), особенно в 1996 году.
Количество контрактов на поставку материалов и оборудования варьируется по
годам в зависимости от потребностей Забайкальской железной дороги в
импортных поставках такого товара. Стабильность в заключении контрактов на
осуществление погрузочно-разгрузочных работ (каждый год один контракт)
свидетельствует о их экономической эффективности и производственной
необходимости.
Таким образом, внешнеэкономическая деятельность Забайкальской
железной дороги с учетом специфики железнодорожного транспорта была
подчинена решению следующих производственных задач и социальных вопросов:
80.
- частичная реконструкция, капитальный ремонт железнодорожного
пути, предоставление необходимого оборудования пограничной станции
Забайкальск в целях создания условий для значительного увеличения
объема перевозок внешнеторговых грузов;
- строительство в сжатые сроки наиболее важных объектов
хозяйственного назначения для предприятий Забайкальской железной
дороги;
- приобретение материалов, оборудования и спецодежды для
хозяйственных нужд предприятий Забайкальской железной дороги в условиях
их дефицита и сложностей взаиморасчетов с российскими партнерами,
особенно в 1996-1997 гг.;
- осуществление перегруза импортно-экспортных грузов;
- строительство объектов соцкультбыта для железнодорожников;
- получение иностранной валюты.
Прилагается график распределения контрактов Забайкальской железной
дороги по назначению внешнеэкономической деятельности.
[pic]
Рис. 4.6 График динамики контрактов по направлениям
4.4 Оценка эффективности бартерного контракта Забайкальской
железной дороги
Для общей оценки эффективности внешнеэкономических контрактов
рассмотрим показатели выполнения одного наиболее характерных из них:
бартерного контракта по формуле «товар-товар».
Как известно, важнейший показатель результативности
внешнеэкономической деятельности предприятий - это экономический эффект и
эффективность. Экономическая эффективность внешнеэкономической деятельности
- это отношение результатов к затратам, а экономический эффект - разница
между результатами и затратами.
82.
С этой точки зрения рассмотрим экономический эффект выполнения
бартерного контракта по формуле «товар-товар» за 1996 год на поставку лома
черных металлов в КНР и получить в обмен спецодежду для железнодорожников.
Исходные данные: экспорт - китайской стороне передано 5 625 тонн
лома черных металлов по цене 68 $ за 1 тонну, импорт - спецодежда для
железнодорожников по цене 45 $ за 1 комплект. Расчет эффективности затрат
по данному контракту представлен в таблице 4.4
Таблица 4.4
Расчет затрат на экспорт лома черных металлов
|Затраты предприятия |Расчет показателей |Значение |
| |и единицы измерения |показателей (руб)|
|Стоимость лома ч/мет. |5 625тонн х 130 руб. |731 250 |
| НДС 20% | |146 250 |
| оплата таможенному |382 500$ х 6.15руб.х 0,3 % |7 057 |
|органу услуг по | | |
|оформлению товара | | |
|оплата услуг декларантов|231руб.х 20партий вагонов | 4 620 |
|за составление | | |
|таможенной декларации | | |
|оплата услуг ТЭК станции|67 руб. х 188 вагонов |12 569 |
|Забайкальск | | |
|оплата сертификации |200 руб. х 188 вагонов |37 600 |
|качества товара | | |
|оплата оформления | |1 262 |
|паспорта бартерной | | |
|сделки | | |
83.
Продолжение таблицы 4.4
|Затраты предприятия |Расчет показателей |Значение |
| |и единицы измерения |показателей (руб)|
|Внутренний | 188 вагонов х 3000 руб. |564 000 |
|железнодорожный тариф | | |
| тариф в международном | 188 вагонов х 10$х 6,15 |11 562 |
|сообщении |руб | |
|Забайкальск-Маньчжурия | | |
|прочие расходы | |5 240 |
|всего: | |1 521 410 |
Даются некоторые пояснения к вышеуказанной таблице.
Оплата таможенному органу услуг по оформлению товара – это оплата
экспортной грузовой таможенной декларации (0,3 % от стоимости товара).
Курс доллара США в 1996 году равнялся 6.15 руб.
Для удобства транспортировки товар отправлялся 20 партиями в 188
вагонах. В оплату услуг транспортно-экспедиционной конторы (ТЭК)
пограничной станции Забайкальск включается оформление накладных на вагоны
с грузом.
Оплата сертификации качества товара производится через
представительство Торгово-Промышленной палаты РФ.
Паспорт бартерной сделки оформляется в подразделении Министерства
экономического развития РФ.
Товар, подлежащий экспорту в КНР, доставляется до пограничной
станции Забайкальск с других станций Забайкальской железной дороги и
поэтому железнодорожный тариф взимается в соответствии со ставками
внутригосударственного сообщения. Далее от станции Забайкальск до станции
84.
Маньчжурия груз доставляется по более высоким ставкам, как за перевозку в
международном сообщении.
В прочие расходы входили: командировочные расходы, расходы на услуги
связи, на прием и обслуживание рабочих встреч с представителями
контрагента.
Рассчитаем стоимость полученного импорта по формуле:
С = N х С ед. х К + П + НДС,
(4.1)
где N – количество товара в шт.;
Сед – цена единицы товара, руб.;
К – курс доллара США, руб;
П – таможенная пошлина руб.
Изложим приведенные данные в таблице 4.5
Таблица 4.5
Расчет стоимости импорта по бартерному контракту
(поставка спецодежды)
|Наименование затрат |Расчет показателей и единицы |Значение |
| |измерения |показате- |
| | |лей (руб) |
|Приобретение спецодежды для| | |
|железнодорожников: |8 500 шт х 45$ х 6,15 руб. |2 352 375 |
|(стоимость поставки) | | |
|таможенный тариф на | |88 214 |
|поставку спецодежды 3.75% | | |
|( НДС = (таможенная | |488 118 |
|стоимость товара + сумма |(2 352 375 руб.+ 88 214 руб) х 0,2| |
|оплаты таможенного тарифа | | |
|(пошлина) | | |
85.
Продолжение таблицы 4.5
|Наименование затрат |Расчет показателей и единицы |Значение |
| |измерения |показате- |
| | |лей (руб) |
|стоимость оприходованного |2 352 375 руб + (88 214 руб + |2 928 707 |
|импорта (таможенная |+ 488 118 руб) | |
|стоимость плюс затраты на | | |
|таможенное оформление) | | |
Рассчитывается экономический эффект сделки по формуле 4.2
Э = С имп - З эксп – Зимп,
(4.2)
где С имп – стоимость импорта, руб.;
З эксп – затраты на экспорт, руб;
З имп – затраты на импорт, руб.
Э = 2 928 707 руб – 1 521 410 руб – 576332 руб. = 830 965 руб.
Рассчитывается эффективность сделки по формуле 4.3
Э = П \ З общ х 100,
(4.3)
где П – прибыль, руб;
З общ - общие затраты, руб.
Общие затраты рассчитываются по формуле 4.4
З общ = З эксп + З имп,
(4.4)
где З эксп – затраты на экспорт, руб;
З имп– затраты на импорт, руб.
З общ = 1 521 410 руб + 576332 руб. = 2 097 742 руб.
Э = 830 965 руб.\ 2 097 742 руб. х 100 = 0,4
То есть на 1 рубль затрат приходится 0,40 рубля дохода.
86.
Вывод: анализ выполнения данного контракта показывает, что он
выгоден для предприятия, так как экономический эффект от данной операции
составляет 830 965 руб., а коэффициент эффективности равен 0,4 руб.
4.5 Оценка контракта на привлечение рабочей силы из КНР.
В качестве объекта анализа рассмотрим бартерный контракт на
привлечение рабочей силы из КНР дистанцией погрузочно-разгрузочных работ
станции Забайкальск (МЧ –5) по контракту 2001 года.
В таблице 4.7 представляются основные экономические показатели
работы российских (штатных) и китайских грузчиков.
Таблица 4.7
|Показатели | | |Грузчики КНР |
| |Ед. изм. |Штатные грузчики | |
|Объем перегруза в год |тонн |53 164 |125 560 |
|контингент |чел. |44 |40 |
|выработка в сутки |тонн |3,3 |8,6 |
|расходы |тыс. руб. |6542.3 |10318.1 |
|доходы |тыс. руб. |8711 |18 948 |
|прибыль |тыс. руб. |2168,7 |8630 |
|себестоимость 1 тонны |руб. |123, 06 |82,18 |
|рентабельность |% |33 |83,6 |
Показатели работы российских и китайских грузчиков
Даются некоторые пояснения к данным в таблице.
87.
Себестоимость перегруза 1 тонны рассчитывается по формуле:
S = С \ V,
(4.5)
где С – расходы, руб;
V – объем работ, тонн.
S = 10 318 100 руб. \ 125 560 тонн = 82,18 руб.
Прибыль рассчитывается по формуле: П = Д – С,
(4.6)
где Д – доходы, руб;
С – расходы, руб.
П = 18 948 000 руб. – 10 318 100 руб. = 8 630 000 руб.
Рентабельность рассчитывается по формуле: Р = (П \ С) 100,
(4.7)
где П – полученная прибыль, руб.;
С – расходы, руб.
Р = (8 630 000 руб \ 10 318 100 руб) х 100 = 83,6.
Таблица 4.8
|Наименование расходов |Общая сумма (руб) |
|Расходы на материалы |846 732 |
|расходы на топливо |102 400 |
|расходы на электроэнергию |8 000 |
|оплата перегруза грузов |8 224 788 |
|оплата часов простоя по вине предприятия|28 300 |
|оплата неквалифицированного труда |446 243 |
|оплата лицензии на привлечение рабочей |16 800 |
|силы | |
|оплата паспорта бартерной сделки |2 500 |
|оплата получения виз |3 400 |
|оплата проживания грузчиков в общежитии |90 000 |
|накладные расходы |181 417 |
|расходы дистанции за работы, не |367 520 |
|предусмотренные по контракту | |
|всего |10 318 100 |
Расходы по использованию китайских грузчиков
88.
Представляется также таблица 4.9 расходов по использованию
российских грузчиков.
Таблица 4.9
Расходы по использованию российских грузчиков
|Наименование расходов |Общая сумма (руб) |
|Зарплата |1 892 300 |
|начисления к зарплате |596 000 |
|расходы на топливо |243 684 |
|расходы на материалы |2 100 000 |
|расходы на электроэнергию |14 000 |
|прочие расходы (социальные нужды, |632 163 |
|спецодежда, инвентарь) | |
|накладные расходы |1 073 153 |
|всего |6 542 300 |
Таким образом, приведенные данные показывают, что среднесуточная
выработка китайских специалистов в 2,6 раза выше чем российских; меньшим
количество людей выполнен больший объем работ; себестоимость перегруза 1
тонны ниже, а прибыль и рентабельность - выше. И, хотя при использовании
штатных грузчиков на погрузочно-разгрузочных работах станции Забайкальск
расходы ниже, чем при привлечении грузчиков из КНР, экономически выгодно
использовать китайскую рабочую силу по следующим основным причинам:
- более высокая производительность труда, более низкая себестоимость
перегруза 1 тонны грузов, более высокая рентабельность и доходы;
- дефицит рабочей силы на станции Забайкальск;
- наличие возможности расчета за привлечение рабочей силы из КНР
материалами и оборудованием, бывшими в употреблении без привлечения
денежных средств Читинского отделения Забайкальской железной дороги.
89.
6 Меры безопасности при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ
Понятие производственного травматизма и профессиональных
заболеваний.
К случаям производственного травматизма относят несчастные случаи, в
результате которых произошли повреждения организма (или смерть) человека,
вызванные каким-либо внешним воздействием (механическим, химическим,
электрическим, термическим). Несчастные случаи могут быть: связанные с
производством, связанные с работой и бытовые.
Несчастные случаи считают связанными с производством, если они
произошли с рабочими (служащими) на или вне территории предприятия при
выполнении пострадавшими служебного задания; на транспорте с лицами, его
обслуживающими, а также с рабочими и служащими при следовании к месту
работы или с работы домой па транспортных средствах предприятий.
К связанным с работой относят случаи, происшедшие с рабочими или
служащими по пути следования из дома на работу или с работы домой.
Бытовыми считают все остальные случаи, происшедшие с работниками в
домашней обстановке, общественных местах и т. д. и не имеющие прямого или
косвенного отношения к работе.
По тяжести несчастные случаи подразделяют на микротравмы, т. е.
царапины, ссадины, уколы, незначительные ушибы, ожоги и т. д. без утраты
трудоспособности; травмы, вызвавшие временную утрату трудоспособности;
продолжительностью от одного до трех дней включительно и
продолжительностью четыре дня и более; несчастные случаи с явно инвалидным
исходом; смертельные случаи.
90.
Несчастные случаи, при которых пострадало три человека и более,
называют групповыми.
Особенно важное значение для борьбы с производственным травматизмом
имеет расследование каждого несчастного случая с тем, чтобы установить его
причины и обсудить их среди рабочих.
Организация мероприятий и распределение ответственности среди
руководящих работников по обеспечению техники безопасности и охраны труда
при погрузочно-разгрузочных работах.
Погрузку, выгрузку, перегрузку вагонов и автотранспорта на станциях и
подъездных путях допускают только при наличии лица, ответственного за эти
работы.
Ответственность за выполнение правил и мероприятий по технике
безопасности и производственной санитарии при погрузочно-разгрузочных
работах на станциях железных дорог возлагается на:
- начальников погрузочно-разгрузочных контор, перевалочных баз,
инженеров и техников по механизации - на всем участке, обслуживаемом,
конторой или базой;
- начальников погрузочно-разгрузочных пунктов и сменных техников - в
районе деятельности пункта;
- весовщиков — на своем участке;
- бригадиров грузчиков, машинистов кранов, водителей погрузчиков — в
своей бригаде.
На станциях, где нет начальника погрузочно-разгрузочного пункта или
техника, ответственность за безопасность выполнения грузовых операций
возлагается на начальника станции.
Ведомственное оперативно-техническое руководство по охране труда и
технике безопасности в грузовом хозяйстве железных дорог возложено:
91.
- в Министерстве путей сообщения — на начальника, главного инженера и
начальника отдела погрузочно-разгрузочных работ Главного грузового
управления;
- на дорогах — на начальников, главных инженеров и начальников
отделов погрузочно-разгрузочных работ грузовых служб;
- в отделениях дорог—на начальников, главных инженеров и начальников
грузовых отделов отделений.
Начальник погрузочно-разгрузочной конторы (перевалочной базы)
обеспечивает исправное состояние погрузочно-разгрузочных машин,
приспособлений, инвентаря; организует изучение всеми работниками правил и
инструкций по технике безопасности, безопасных приемов работы и мер личной
безопасности работников при нахождении на железнодорожных путях. 0н обязан
систематически проверять выполнение рабочими правил техники безопасности
непосредственно на местах работы. В его обязанности входит также
обеспечение рабочих спецодеждой и предохранительными приспособлениями по
установленным нормам и одеждой, предназначенной для погрузки-выгрузки
едких, пылящих, ядовитых и других опасных для здоровья грузов.
Начальники погрузочно-разгрузочных контор и перевалочных баз подлежат
испытаниям в знании правил техники безопасности одновременно с испытаниями
по Правилам технической эксплуатации железных дорог один раз в три года в
комиссии при начальнике отделения дороги. Заместителей начальников контор и
перевалочных баз подвергает таким испытаниям в эти же сроки комиссия при
грузовом отделе отделения дороги.
Инженер и техник по механизации отделения дороги, погрузочно-
разгрузочной конторы, перевалочной базы должны постоянно инструктировать и
проверять знания всех работников, обслуживающих погрузочно-разгрузочные
машины; обеспечивать исправное содержание, правильную эксплуатацию и ремонт
машин, контрольно-измерительных и предохранительных приборов,
92.
приспособлении, инвентаря, инструмента, канатов в соответствии с
требованиями действующих правил, технических условий и инструкций.
Начальник погрузочно-разгрузочного пункта обеспечивает рабочих
исправными инструментом, приспособлениями, инвентарем и такелажем,
инструктирует и проверяет знания по технике безопасности всех работников
пункта.
Техник погрузочно-разгрузочных работ (прораб) является
непосредственным и постоянным руководителем прикрепленных рабочих,
инструктирует их по технике безопасности; следит за правильным применением
и исправностью приспособлении, инвентаря и инструмента; распределяет
бригады рабочих по объектам, лично присутствует и устанавливает порядок
выполнения операций с тяжеловесными и пылящими грузами, круглым лесом,
металлами, трубами, химическими и ядовитыми грузами, кислотами, сырыми
животными продуктами; следит за применением защитных средств при выполнении
работ с вредными для здоровья грузами.
Весовщик непосредственно руководит бригадами грузчиков и
механизаторов; определяет порядок и последовательность выполнения грузовых
операций; следит за соблюдением габарита при выгрузке, за надежной
установкой трапов, переходных мостиков, покатов, правильной укладкой
грузов, очисткой проходов и проездов от посторонних предметов, мусора, льда
и снега; не допускает нахождения на месте работы посторонних лиц;
устанавливает способы укладки грузов в складе и вагоне, крепления грузов на
открытом подвижном составе, следит за очисткой подвижного состава после
выгрузки, за закрытием и закреплением бортов платформ, люков полувагонов и
дверей крытых вагонов.
Бригадир грузчиков, непосредственно руководя бригадой, перед началом
рабочей смены инструктирует грузчиков по правильным и безопасным приемам
труда; распределяет работу между членами бригады; отвечает за выполнение
леей
93.
бригадой правил и инструкций по технике безопасности производственной
санитарии.
Следует отметить, что случаи травматизма с грузчиками, как правило,
бывают в тех бригадах, где сам бригадир нарушает правила и инструкции по
технике безопасности и следит за выполнением их членами бригады. Там, где
бригадир серьезно относится к своим обязанностям, не нарушает правила и
инструкции, соблюдает технологию работы, требует этого от членов бригады,
случаи травмирования людей редки.
Требования, предъявляемые к устройствам и сооружениям грузового
хозяйства.
Все сооружения и устройства грузового хозяйства должны быть построены
и содержаться в полном соответствии с техническими условиями, правилами и
санитарными нормами проектирования промышленных предприятий. Проектирование
и содержание устройств и сооружений с точки зрения техники безопасности
основаны на обеспечении необходимой свободы перемещения людей, погрузочно-
разгрузочных машин и соблюдении габарита приближения строений, норм
искусственной и естественной освещенности.
Проезжая часть дорог на грузовом дворе должна быть заасфальтирована
или вымощена булыжным или колотым камнем. Для обеспечения безопасности в
местах массового перехода людей, переноски или перевозки грузов через
рельсовые пути устраивают переезды, оборудованные каменным или деревянным
мостовым настилом заподлицо с рельсовыми головками.
Передвижение вагонов по фронтам погрузки-выгрузки и условия работ на
электрифицированных участках железных дорог.
Подачу вагонов к фронтам погрузки-выгрузки и уборку их, как правило,
осуществляют маневровыми локомотивами.
94.
При производстве грузовых операций не по всему фронту, а в
определенных точках (элеватор, конвейер, завальная яма,
вагоноопрокидыватель и т. н.) вагоны передвигают при помощи лебедок,
электрошпилей и других средств механизации.
В исключительных случаях допускается передвижение вагонов при помощи
приспособлении (лапчатый лом). При этом вагоны разрешается передвигать
только под руководством ответственного лица, выделенного начальником
хозединицы с соблюдением следующих мер предосторожности:
- сходни, трапы, мостики, слеги и другие приспособления, мешающие
передвижению, должны быть убраны и рабочие предупреждены об этом;
- при передвижении аншпугом или ломом рабочие обязаны находиться
сбоку вагона вне рельсовой колеи.
Порядок открывания и закрывания дверей вагонов, бортов платформ и
люков полувагонов.
При открывании двери вагона рабочие должны тянуть ее на себя, а при
закрывании – толкать от себя. Иногда, открывая запор одного конца борта
платформы, рабочий рассчитывает, что борт удержится на втором запоре, но
второй запор может быть неисправным или незакрытым и борт, неожиданно
открывшись, травмирует рабочего. Поэтому, открывая борт платформы или люк
полувагона, рабочий обязан находиться от него в стороне на расстоянии не
менее 1 м.
Таким образом, мы рассмотрели основные вопросы о производственном
травматизме, организации мероприятий, распределении ответственности
руководящих лиц, а также требования к порядку проведения погрузочно-
разгрузочных работ с целью обеспечения безопасности самого процесса работы
по погрузке и выгрузке на предприятиях железнодорожного транспорта.
95.
Заключение
В настоящем дипломном проекте произведен анализ структуры и основных
функций службы международных связей, оценка внешнеэкономических контрактов
Забайкальской железной дороги по общему количеству, назначению, средней
стоимости сделок, видам оплаты, а также эффективности бартерных сделок на
получение материалов и привлечение рабочей силы из КНР в погрузочно-
разгрузочных работах импортно-экспортных грузов пограничной станции
Забайкальск.
В результате анализа структуры и функций службы международных
связей предлагается перераспределить служебные обязанности инженеров
отдела внешнеэкономических связей в связи с наличием параллелизма в их
работе и изменить должность переводчиков в соответствии с выполняемыми ими
задачами.
Анализ динамики заключения контрактов Забайкальской железной дорогой
по годам показал резкое снижение деятельности предприятия в этом
направлении, выявлены основные причины сложившейся ситуации.
Посредством сопоставления динамики количества заключенных контрактов
и среднегодовой стоимости одного контракта выяснено, что по стоимости
каждый контракт является достаточно значимым и крупным, при этом самыми
крупными были контракты на капитальный ремонт железнодорожного пути.
Оценка контрактов по видам оплат показала преобладание бартерных
контрактов по привлечению рабочей силы из Китая, что связано со
строительством, проведением погрузочно-разгрузочных работами и ремонтом
пути. Указаны причины уменьшения количества валютных контрактов:
ужесточение порядка их регистрации и согласования в МПС.
96.
В процессе оценки контрактов по направлениям внешнеэкономической
деятельности установлено, что с учетом специфики железнодорожного
транспорта заключение контрактов было вызвано необходимостью частичной
реконструкции и капитального ремонтом пути пограничной станции Забайкальск,
строительства в сжатые сроки объектов производственного и социально-
бытового назначения, приобретения материалов и оборудования, осуществления
погрузочно-разгрузочных работ, а также получения иностранной валюты.
Для оценки эффективности внешнеэкономических контрактов изучены
показатели выполнения двух бартерных контрактов: одного по формуле «товар –
товар» и другого – по формуле «товар – услуги». Посредством расчетов и
сравнительного анализа основных показателей названных контрактов сделан
вывод о том, что они экономически выгодны для предприятия.
Таким образом, представленные материалы позволяют прийти к заключению
о целесообразности и эффективности решения производственных задач
Забайкальской железной дороги посредством внешнеэкономических контрактов.
Уменьшение по годам количества заключенных внешнеторговых контрактов и
сферы их использования вызвано объективными причинами: сравнительно быстрые
темпы развития в стране рыночных отношений устранили необходимость в
приобретении многих материалов и оборудования за рубежом; решение МПС о
передаче объектов соцкультбыта в ведение муниципальных органов привело к
снижению объема строительства и вследствие этого - к сокращению контрактов
на использование рабочей силы из КНР.
Вместе с тем, и в настоящее время практикуется привлечение рабочей
силы из КНР для осуществления погрузочно-разгрузочных работ импортно-
экспортных грузов, поскольку заключение таких контрактов показало их
экономическую эффективность и производственную необходимость. Сокращение
МПС ассигнований на строительство производственных объектов для
Забайкальской железной дороги является временной мерой и в дальнейшем такое
97.
строительство будет осуществляться в силу объективных причин развития
предприятия и возникнет вопрос об использовании рабочей силы из Китая. Хотя
бартерные сделки представляются устаревшей формой импортно-экспортных
сделок, конкретно для Забайкальской железной дороги в силу постоянного
наличия компенсационных материалов (бывших в употреблении рельс, колесных
пар, вагонов), что связано со спецификой технологического процесса
железных дорог, такие контракты выгодны и это показано в настоящем
дипломном проекте.
В связи с изложенным, с учетом реальной обстановки в стране и
экономического положения Забайкальской железной дороги в настоящее время
предпочтительным является пересмотр приоритетов в заключении
внешнеэкономических контрактов в плане определения тех потребностей
предприятия, которые целесообразно удовлетворить посредством импортно-
экспортных операций. С этой целью заинтересованные подразделения должны
представить перечень необходимых работ, материалов и оборудования для того,
чтобы сотрудники службы международных связей провели изучение конкретной
рыночной конъюнктуры в РФ и КНР для определения целесообразности тех или
иных внешнеэкономических контрактов.
98.
Литература
1. Положение о службе международных связей Забайкальской железной дороги от
5 декабря 1995 г.
2. Общая характеристика внешнеэкономической деятельности Читинской области
(документ отдела статистики Сибирского территориального обособленного
таможенного управления от 24 января 2001 г.)
3. Сводный статистический отчет службы статистики Забайкальской железной
дороги от 23 января 2002 г.
4. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Под редакцией Стровского
Л.Е. Учебник для студентов экономических специальностей высших учебных
заведений. – Юнити. - М. - 2000г. – с. 122-127, с. 242-316
5. Гринберг Р. Итоги и уроки десятилетия системной экономической
трансформации в странах ЦВЕ и в России. // Российский экономический
журнал. М. – 2000. – № 1. – с. 67 - 75
6. Гун Шуцинь. Внешнеэкономическая деятельность Китая в 2000 году//
Жэньминь жибао от 11.01.2001
7. Илларионов А. Экономическая политика в условиях открытой экономики со
значительным сырьевым сектором. // Вопросы экономики. - М. - 2001г. - № 4
с. 4 -32
8. Карлусов В. Внешнеэкономические связи России и Китая: баланс интересов
и совершенствование механизма организации. // Проблемы Дальнего Востока.
– М. - 1999. - № 3. – с. 50-56.
9. Компания по внешнеэкономическому и техническому сотрудничеству при
Харбинской железной дороге. - г. Харбин. - 1998 г. с. 1-3
10. Кундиуз И.Н. Забайкальская магистраль. – Чита. - 1995 г. с.2
11. Маньчжоули: город устремленный в будущее. Синьхуа.- Пекин. – 1995.
с.4 - 18
99.
12. Минакир П.А., Деваева Е.И. Российский Дальний Восток и Забайкалье:
программа международного экономического сотрудничества. // Проблемы
Дальнего Востока № 1 2001г. М. с.79-91
13. Мясникова Л. Глобализация в разрезе. // РИСК – М. - 2000. - № 3-4. –
с. 111-119
14. Озеров Ф.И. Охрана труда и техника безопасности в грузовом хозяйстве.
//Транспорт. - М. – 1964.- с. 82-94
15. Плотников С.Н. Контракт как основной документ по внешнеэкономической
деятельности. // Внешнеэкономический бюллетень. - 1999. - № 6. – с. 43-
51.
16. Рыжиков С.В. Экономический справочник руководителя предприятия. Феникс.
– Ростов-на-Дону. - 2000 г. – с. 261
17. Савин В.А., Сковорода В.А. Внешняя торговля субъектов Российской
Федерации в 2000 году. // Внешнеэкономический бюллетень. – 2001. - № 7. –
с. 67-76
18. Ситарян С. Актуальные проблемы развития внешнеэкономических связей
России. // Общество и экономика. - № 3 - 4 . - Наука. М.- 1999.- с. 251-
268
19. Стрельник В.А. Таможенное оформление и таможенный контроль.
//Внешнеэкономический бюллетень. М. – 1999. - № 7. – с.58-67
20. Фаминский И.П. Китай: наши деловые партнеры. Международные отношения. -
М. - 1992. с. 12-19
21. Ян Ханьчжун Доклад о работе администрации г. Маньчжурия //
Маньчжоулибао 14.03.2002 г.
-----------------------
Начальник службы международных связей
Начальник отдела внешнеэкономических связей
Начальник сектора международных перевозок
инженер
инженер
инженер
переводчик
переводчик
[pic]
Контрагент КНР
Забайкальская ж.д.
Забайкальская ж.д.
Контрагент КНР
Контрагент КНР
Забайкальская ж.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|