Рефераты

Автоматизированная информационная система Учет экономической деятельности мукомольного цеха

зарезервированных слов язык программирования, нацеленный на обучение

студентов. Язык, на котором предстоит работать пользователю Delphi,

отличается от исходного не только наличием множества новых понятий и

конструкций, но и идейно: в нем вместо минимизации числа понятий и

использования самых простых конструкций (что, безусловно, хорошо для

обучения, но не всегда оправдано в практической работе), предпочтение

отдается удобству работы профессионального пользователя. Как язык Turbo

Pascal естественно сравнивать с его ближайшими конкурентами -

многочисленными вариациями на тему языка Basic (в первую очередь с Visual

Basic корпорации Microsoft) и с C++.[4, 6]. Я считаю, что Turbo Pascal

существенно превосходит Basic за счет полноценного объектного подхода,

включающего в себя развитые механизмы инкапсуляции, наследование и

полиморфизм. Последняя версия языка, применяемая в Delphi, по своим

возможностям приближается к C++. Из основных механизмов, присущих C++,

отсутствует только множественное наследование. (Впрочем, этим красивым и

мощным механизмом порождения новых классов пользуется лишь небольшая часть

программистов, пишущих на С++.) Плюсы применения языка Pascal очевидны: с

одной стороны, в отличие от Visual Basic, основанного на интерпретации

промежуточного кода, для него имеется компилятор, генерирующий машинный

код, что позволяет получать значительно более быстрые программы. С другой -

в отличие от C++ синтаксис языка Pascal способствует построению очень

быстрых компиляторов. [6].

Среда программирования напоминает пакет Visual Basic. В вашем

распоряжении несколько отдельных окон: меню и инструментальные панели,

Object Inspector (в котором можно видеть свойства объекта и связанные с ним

события), окна визуального построителя интерфейсов (Visual User Interface

Builder), Object Browser (позволяющее изучать иерархию классов и

просматривать списки их полей, методов и свойств), окна управления проектом

(Project Manager) и редактор.

Delphi содержит полноценный текстовый редактор типа Brief, назначения

клавиш в котором соответствуют принятым в Windows стандартам, а глубина

иерархии операций Undo неограниченна. Как это стало уже обязательным,

реализовано цветовое выделение различных лексических элементов программы.

Процесс построения приложения достаточно прост. Нужно выбрать форму (в

понятие формы входят обычные, диалоговые, родительские и дочерние окна

MDI), задать ее свойства и включить в нее необходимые компоненты (видимые

и, если понадобится, неотображаемые): меню, инструментальные панели, строку

состояния и т. п., задать их свойства и далее написать (с помощью редактора

исходного кода) обработчики событий. Object Browser Окна типа Object

Browser стали неотъемлемой частью систем программирования на объектно-

ориентированных языках. Работа с ними становится возможной сразу после

того, как вы скомпилировали приложение.

Projeсt Manager - это отдельное окно, где перечисляются модули и

формы, составляющие проект. При каждом модуле указывается маршрут к

каталогу, в котором находится исходный текст. Жирным шрифтом выделяются

измененные, но еще не сохраненные части проекта. В верхней части окна

имеется набор кнопок: добавить, удалить, показать исходный текст, показать

форму, задать опции и синхронизировать содержимое окна с текстом файла

проекта, т. е. с головной программой на языке Pascal.

Опции, включая режимы компиляции, задаются для всего проекта в целом.

В этом отношении традиционные make-файлы, используемые в компиляторах языка

C, значительно более гибки.

Visual Component Library (VCL) Богатство палитры объектов для

построения пользовательского интерфейса - один из ключевых факторов при

выборе инструмента визуального программирования. При этом для пользователя

имеет значение как число элементов, включенных непосредственно в среду, так

и доступность элементов соответствующего формата на рынке. [4, 22].

3.2. Высокопроизводительный компилятор в машинный код.

Компиляторы языка Pascal компании Borland никогда не заставляли

пользователя подолгу ждать результатов компиляции. Производители

утверждают, что на сегодня данный компилятор - самый быстрый в мире.

Компилятор, встроенный в Delphi позволяет обрабатывать 120 тыс. строк

исходного текста в минуту на машине 486/33 или 350 тыс. - при использовании

процессора Pentium/90. Он предлагает легкость разработки и быстрое время

проверки готового программного блока, характерного для языков четвертого

поколения (4GL) и в то же время обеспечивает качество кода, характерного

для компилятора 3GL. Кроме того, Delphi обеспечивает быструю разработку без

необходимости писать вставки на Си или ручного написания кода (хотя это

возможно).

В смысле проектирования Delphi мало, чем отличается от проектирования

в интерпретирующей среде, однако после выполнения компиляции мы получаем

код, который исполняется в 10-20 раз быстрее, чем тоже самое, сделанное при

помощи интерпретатора. Кроме того, компилятор компилятору рознь, в Delphi

компиляция производится непосредственно в родной машинный код, в то время

как существуют компиляторы, превращающие программу в так называемый p-код,

который затем интерпретируется виртуальной p-машиной. Это не может не

сказаться на фактическом быстродействии готового приложения.

По всей вероятности, такая высокая скорость объясняется в первую

очередь отказом от демонстрации в процессе работы числа скомпилированных

строк. Следует отметить также, что благодаря опции оптимизации сегментов

удается существенно сократить размер выполняемого файла. Можно запустить

компилятор в режиме проверки синтаксиса. При этом наиболее длительная

операция компоновки и изготовления исполняемого файла выполняться не будет.

Вероятно, то обстоятельство, что Delphi позиционируется как средство

создания приложений, взаимодействующих с базами данных, и ориентировано

преимущественно на рынок инструментальных средств клиент/сервер, где до

настоящего момента доминируют интерпретируемые языки, позволило его авторам

не задумываться над созданием оптимизирующего компилятора, способного

использовать все достоинства архитектур современных процессоров. [22].

3.3. Мощный объектно-ориентированный язык.

Совместимость с программами, созданными ранее средствами Borland

Pascal, сохраняется, несмотря на то, что в язык внесены существенные

изменения. Необходимость в некоторых усовершенствованиях давно ощущалась.

Самое заметное из них - аппарат исключительных ситуаций, подобный тому, что

имеется в C++, был первым реализован в компиляторах корпорации Borland. Не

секрет, что при написании объектно-ориентированных программ, активно

работающих с динамической памятью и другими ресурсами, немалую трудность

представляет аккуратное освобождение этих ресурсов в случае возникновения

нештатных ситуаций. Особенно это актуально для среды Windows, где число

видов ресурсов довольно велико, а неряшливая работа с ними может быстро

привести к зависанию всей системы. Предусмотренный в Delphi аппарат

исключений максимально упрощает кодирование обработки нештатных ситуаций и

освобождения ресурсов.

Объектно-ориентированный подход в новой версии языка получил

значительное развитие. Перечислим основные новшества.

. введено понятие класса.

. реализованы методы классов, аналогичные статическим методам C++. Они

оперируют не экземпляром класса, а самим классом.

. механизм инкапсуляции во многом усовершенствован. Введены защищенные поля

и методы, которые, подобно приватным, не видны извне, но отличаются от

них тем, что доступны из методов класса- наследника.

. введена обработка исключительных ситуаций. В Delphi это устроено в стиле

С++. Исключения представлены в виде объектов, содержащих специфическую

информацию о соответствующей ошибке (тип и место- нахождение ошибки).

Разработчик может оставить обработку ошибки, существовавшую по умолчанию,

или написать свой собственный обработчик. Обработка исключений

реализована в виде exception-handling blocks (также еще называется

protected blocks), которые устанавливаются ключевыми словами try и end.

Существуют два типа таких блоков: try...except и try...finally.

. появилось несколько удобных синтаксических конструкций, в числе которых

преобразование типа объекта с контролем корректности (в случае неудачи

инициируется исключение) и проверка объекта на принадлежность классу.

. ссылки на классы придают дополнительный уровень гибкости, так, когда вы

хотите динамически создавать объекты, чьи типы могут быть известны только

во время выполнения кода. К примеру, ссылки на классы используются при

формировании пользователем документа из разного типа объектов, где

пользователь набирает нужные объекты из меню или палитры. Собственно, эта

технология использовалась и при построении Delphi.

. введено средство, известное как механизм делегирования. Под

делегированием понимается то, что некий объект может предоставить другому

объекту отвечать на некоторые события. Он используется в Delphi для

упрощения программирования событийно-ориентированных частей программ, т.

е. пользовательского интерфейса и всевозможных процедур, запускаемых в

ответ на манипуляции с базой данных.

После того как Borland внесла перечисленные изменения, получился

мощный объектно-ориентированный язык, сопоставимый по своим возможностям с

C++. Платой за новые функции стало значительное повышение требований к

профессиональной подготовке программиста.

Язык программирования Delphi базируется на Borland Object Pascal.

Кроме того, Delphi поддерживает такие низкоуровневые особенности, как

подклассы элементов управления Windows, перекрытие цикла обработки

сообщений Windows, использование встроенного ассемблера.[22].

3.4. Объектно-ориентированная модель программных компонент.

Основной упор этой модели в Delphi делается на максимальном повторном

использовании кода. Это позволяет разработчикам строить приложения весьма

быстро из заранее подготовленных объектов, а также дает им возможность

создавать свои собственные объекты для среды Delphi. Никаких ограничений по

типам объектов, которые могут создавать разработчики, не существует.

Действительно, все в Delphi написано на нем же, поэтому разработчики имеют

доступ к тем же объектам и инструментам, которые использовались для

создания среды разработки. В результате нет никакой разницы между

объектами, поставляемыми Borland или третьими фирмами, и объектами, которые

вы можете создать.

В стандартную поставку Delphi входят основные объекты, которые

образуют удачно подобранную иерархию из 270 базовых классов. На Delphi

можно одинаково хорошо писать как приложения к корпоративным базам данных,

так и, к примеру, игровые программы. Во многом это объясняется тем, что

традиционно в среде Windows было достаточно сложно реализовывать

пользовательский интерфейс. Событийная модель в Windows всегда была сложна

для понимания и отладки. Но именно разработка интерфейса в Delphi является

самой простой задачей для программиста.

Благодаря такой возможности приложения, изготовленные при помощи

Delphi, работают надежно и устойчиво. Delphi поддерживает использование уже

существующих объектов, включая DLL, написанные на С и С++, OLE сервера,

VBX, объекты, созданные при помощи Delphi. Из готовых компонент работающие

приложения собираются очень быстро. Кроме того, поскольку Delphi имеет

полностью объектную ориентацию, разработчики могут создавать свои повторно

используемые объекты для того, чтобы уменьшить затраты на разработку.

Delphi предлагает разработчикам - как в составе команды, так и

индивидуальным - открытую архитектуру, позволяющую добавлять компоненты,

где бы они ни были изготовлены, и оперировать этими вновь введенными

компонентами в визуальном построителе. Разработчики могут добавлять CASE-

инструменты, кодовые генераторы, а также авторские help’ы, доступные через

меню Delphi. [22].

3.5. Библиотека визуальных компонент.

Компоненты, используемые при разработке в Delphi, встроены в среду

разработки приложений и представляют из себя набор типов объектов,

используемых в качестве фундамента при строительстве приложения.

Этот костяк называется Visual Component Library (VCL). В VCL есть

такие стандартные элементы управления, как строки редактирования,

статические элементы управления, строки редактирования со списками, списки

объектов. Еще имеются такие компоненты, которые ранее были доступны только

в библиотеках третьих фирм: табличные элементы управления, закладки,

многостраничные записные книжки. Все объекты разбиты на страницы по своей

функциональности и представлены в палитре компонент.

VCL содержит специальный объект, предоставляющий интерфейс графических

устройств Windows, и позволяющий разработчикам рисовать, не заботясь об

обычных для программирования в среде Windows деталях.

Ключевой особенностью Delphi является возможность не только

использовать визуальные компоненты для строительства приложений, но и

создание новых компонент. Такая возможность позволяет разработчикам не

переходить в другую среду разработки, а наоборот, встраивать новые

инструменты в существующую среду. Кроме того, можно улучшить или полностью

заменить существующие по умолчанию в Delphi компоненты.

Здесь следует отметить, что обычных ограничений, присущих средам

визуальной разработки, в Delphi нет. Сам Delphi написан при помощи Delphi,

что говорит об отсутствии таких ограничений.

Классы объектов построены в виде иерархии, состоящей из абстрактных,

промежуточных, и готовых компонент. Разработчик может пользоваться готовыми

компонентами, создавать собственные на основе абстрактных или

промежуточных, а также создавать собственные объекты. Рассмотрим некоторые

из них.

TMainMenu позволяет поместить главное меню в программу. При помещении

TMainMenu на форму это выглядит, как просто иконка. Иконки данного типа

называют невизуальным компонентом, поскольку они невидимы во время

выполнения программы.

TPopupMenu позволяет создавать всплывающие меню. Этот тип меню

появляется по щелчку правой кнопки мыши на объекте, к которому привязано

данное меню. У всех видимых объектов имеется свойство PopupMenu, где и

указывается нужное меню. Создается PopupMenu аналогично главному меню.

TLabel служит для отображения текста на экране. Можно изменить шрифт и

цвет метки, если дважды щелкнуть на свойство Font в Инспекторе Объектов.

Это легко сделать и во время выполнения программы, написав всего одну

строчку кода.

TEdit - стандартный управляющий элемент Windows для ввода. Он может

быть использован для отображения короткого фрагмента текста и позволяет

пользователю вводить текст во время выполнения программы.

TMemo - иная форма TEdit. Подразумевает работу с большими текстами.

TMemo может переносить слова, сохранять в ClipBoard фрагменты текста и

восстанавливать их, и другие основные функции редактора. TMemo имеет

ограничения на объем текста в 32Кб, это составляет 10-20 страниц (есть

подобные компоненты, где этот предел снят).

TButton позволяет выполнить какие-либо действия при нажатии кнопки во

время выполнения программы. В Delphi все делается очень просто. Поместив

TButton на форму, по двойному щелчку можно создать заготовку обработчика

события нажатия кнопки.

TCheckBox отображает строку текста с маленьким окошком рядом. В окошке

можно поставить отметку, которая означает, что что-то выбрано.

TRadioButton позволяет выбрать только одну опцию из нескольких.

TListBox нужен для показа прокручиваемого списка. Классический пример

ListBox’а в среде Windows - выбор файла из списка в пункте меню File | Open

многих приложений. Названия файлов или директорий и находятся в ListBox’е.

TComboBox во многом напоминает ListBox, за исключением того, что

позволяет водить информацию в маленьком поле ввода сверху ListBox. Есть

несколько типов ComboBox, но наиболее популярен спадающий вниз (drop-down

combo box), который можно видеть внизу окна диалога выбора файла.

TScrollbar - полоса прокрутки, появляется автоматически в объектах

редактирования, ListBox’ах при необходимости прокрутки текста для

просмотра.

TGroupBox используется для визуальных целей и для указания Windows,

каков порядок перемещения по компонентам на форме (при нажатии клавиши

TAB).

TRadioGroup используется аналогично TGroupBox, для группировки

объектов TRadioButton.

TPanel - управляющий элемент, похожий на TGroupBox, используется в

декоративных целях. Чтобы использовать TPanel, можно просто поместить его

на форму и затем положите другие компоненты на него. Теперь при перемещении

TPanel будут передвигаться и эти компоненты. TPanel используется также для

создания линейки инструментов и окна статуса.

TBitBtn - кнопка вроде TButton, однако на ней можно разместить

картинку (glyph). TBitBtn имеет несколько предопределенных типов (bkClose,

bkOK и др), при выборе которых кнопка принимает соответствующий вид. Кроме

того, нажатие кнопки на модальном окне приводит к закрытию окна с

соответствующим модальным результатом.

TSpeedButton - кнопка для создания панели быстрого доступа к командам

(SpeedBar). Пример - SpeedBar слева от Палитры Компонент в среде Delphi.

Обычно на данную кнопку помещается только картинка (glyph).

TTabSet - горизонтальные закладки. Обычно используется вместе с

TNoteBook для создания многостраничных окон. Название страниц можно задать

в свойстве Tabs.

TNoteBook - используется для создания многостраничного диалога, на

каждой странице располагается свой набор объектов. Используется совместно с

TTabSet.

TTabbedNotebook - многостраничный диалог со встроенными закладками, в

данном случае - закладки сверху.

TMaskEdit - аналог TEdit, но с возможностью форматированного ввода.

Формат определяется в свойстве EditMask. В редакторе свойств для EditMask

есть заготовки некоторых форматов: даты, валюты и т.п.

TOutline - используется для представления иерархических отношений

связанных данных. Например - дерево директорий.

TStringGrid - служит для представления текстовых данных в виде

таблицы. Доступ к каждому элементу таблицы происходит через свойство Cell.

TDrawGrid - служит для представления данных любого типа в виде

таблицы. Доступ к каждому элементу таблицы происходит через свойство

CellRect.

TImage - отображает графическое изображение на форме. Воспринимает

форматы BMP, ICO, WMF. Если картинку подключить во время дизайна программы,

то она прикомпилируется к EXE файлу.

TShape - служит для отображения простейших графических объектов на

форме: окружность, квадрат и т.п.

TBevel - элемент для рельефного оформления интерфейса.

THeader - элемент оформления для создания заголовков с изменяемыми

размерами для таблиц.

TScrollBox - позволяет создать на форме прокручиваемую область с

размерами большими, нежели экран. На этой области можно разместить свои

объекты.

TTimer - таймер, событие OnTimer периодически вызывается через

промежуток времени, указанный в свойстве Interval. Период времени может

составлять от 1 до 65535 мс.

TPaintBox - место для рисования. В обработчики событий, связанных с

мышкой передаются относительные координаты мышки в TPaintBox, а не

абсолютные в форме.

TFileListBox - специализированный ListBox, в котором отображаются

файлы из указанной директории (св-во Directory). На названия файлов можно

наложить маску, для этого служит св-во Mask. Кроме того, в св-ве FileEdit

можно указать объект TEdit для редактирования маски.

TDirectoryListBox - специализированный ListBox, в котором отображается

структура директорий текущего диска. В св-ве FileList можно указать

TFileListBox, который будет автоматически отслеживать переход в другую

директорию.

TDriveComboBox - специализированный ComboBox для выбора текущего

диска. Имеет свойство DirList, в котором можно указать TDirectoryListBox,

который будет отслеживать переход на другой диск.

TFilterComboBox - специализированный ComboBox для выбора маски имени

файлов. Список масок определяется в свойстве Filter. В свойстве FileList

указывается TFileListBox, на который устанавливается маска.

С помощью последних четырех компонент (TFileListBox,

TDirectoryListBox, TDriveComboBox, TFilterComboBox) можно построить свой

собственный диалог выбора файла, причем для этого не потребуется написать

ни одной строчки кода.

TMediaPlayer - служит для управления мультимедийными устройствами

(типа CD-ROM, MIDI и т.п.). Выполнен в виде панели управления с кнопками

Play, Stop, Record и др. Для воспроизведения может понадобиться как

соответствующее оборудование, так и программное обеспечение. Подключение

устройств и установка ПО производится в среде Windows. Например, для

воспроизведения видео, записанного в формате AVI, потребуется установить

ПО MicroSoft Video (в Windows 3.0, 3.1, WFW 3.11).

TOLEContainer - контейнер, содержащий OLE объекты. Поддерживается OLE

2.02

TDDEClientConv,TDDEClientItem, TDDEServerConv, TDDEServerItem - 4

объекта для организации DDE. С помощью этих объектов можно построить

приложение как DDE-сервер, так и DDE-клиент.

TChartFX - деловая графика. Компонент позволяет строить всевозможные

графики и гистограммы.

3.6. Формы, модули и метод разработки "Two-Way Tools".

Формы - это объекты, в которые помещаются другие объекты для создания

пользовательского интерфейса любого приложения. Модули состоят из кода,

который реализует функционирование приложения, обработчики событий для форм

и их компонент.

Информация о формах хранится в двух типах файлов - .dfm и .pas, причем

первый тип файла - двоичный - хранит образ формы и ее свойства, второй тип

описывает функционирование обработчиков событий и поведение компонент. Оба

файла автоматически синхронизируются Delphi, так что если добавить новую

форму проект, связанный с ним файл .pas автоматически будет создан, и его

имя будет добавлено в проект.

Такая синхронизация и делает Delphi two-way-инструментом, обеспечивая

полное соответствие между кодом и визуальным представлением. Как только

добавляется новый объект или код, Delphi устанавливает “кодовую

синхронизацию” между визуальными элементами и соответствующими им кодовыми

представлениями.

Two-way tools - однозначное соответствие между визуальным

проектированием и классическим написанием текста программы Это означает,

что разработчик всегда может видеть код, соответствующий тому, что он

построил при помощи визуальных инструментов и наоборот.

Визуальный построитель интерфейсов (Visual User-interface builder)

дает возможность быстро создавать клиент-серверные приложения визуально,

просто выбирая компоненты из соответствующей палитры. В процессе построения

приложения разработчик выбирает из палитры компонент, готовые компоненты

как художник, делающий крупные мазки кистью. Еще до компиляции он видит

результаты своей работы - после подключения к источнику данных их можно

видеть отображенными на форме, можно перемещаться по данным, представлять

их в том или ином виде.[4, 22].

3.7. Масштабируемые средства для построения баз данных.

Мощность и гибкость Delphi при работе с базами данных основана на

низкоуровневом ядре - процессоре баз данных Borland Database Engine (BDE).

Его интерфейс с прикладными программами называется Integrated Database

Application Programming Interface (IDAPI). В принципе, сейчас не различают

эти два названия (BDE и IDAPI) и считают их синонимами. BDE позволяет

осуществлять доступ к данным как с использованием традиционного record-

ориентированного (навигационного) подхода, так и с использованием set-

ориентированного подхода, используемого в SQL-серверах баз данных. Кроме

BDE, Delphi позволяет осуществлять доступ к базам данных, используя

технологию (и, соответственно, драйверы) Open DataBase Connectivity (ODBC)

фирмы Microsoft. Но, как показывает практика, производительность систем с

использованием BDE гораздо выше, чем оных при использовании ODBC. ODBC

драйвера работают через специальный "ODBC socket", который позволяет

встраивать их в BDE.

Все инструментальные средства баз данных Borland - Paradox, dBase,

Database Desktop - используют BDE. Все особенности, имеющиеся в Paradox или

dBase, “наследуются” BDE, и поэтому этими же особенностями обладает и

Delphi.

Библиотека объектов содержит набор визуальных компонент, значительно

упрощающих разработку приложений для СУБД с архитектурой клиент-сервер.

Объекты инкапсулируют в себя нижний уровень - Borland Database Engine.

Предусмотрены специальные наборы компонент, отвечающих за доступ к

данным, и компонент, отображающих данные. Компоненты доступа к данным

позволяют осуществлять соединения с БД, производить выборку, копирование

данных, и т.п.

Компоненты визуализации данных позволяют отображать данные виде

таблиц, полей, списков. Отображаемые данные могут быть текстового,

графического или произвольного формата.

Таблицы сохраняются в базе данных. Некоторые СУБД сохраняют базу

данных в виде нескольких отдельных файлов, представляющих собой таблицы (в

основном, все локальные СУБД), в то время как другие состоят из одного

файла, который содержит в себе все таблицы и индексы (InterBase). Например,

таблицы dBase и Paradox всегда сохраняются в отдельных файлах на диске.

Директорий, содержащий dBase .DBF файлы или Paradox .DB файлы,

рассматривается как база данных. Другими словами, любой директорий,

содержащий файлы в формате Paradox или dBase, рассматривается Delphi как

единая база данных. Для переключения на другую базу данных нужно просто

переключиться на другой директорий. InterBase сохраняет все таблицы в одном

файле, имеющем расширение .GDB, поэтому этот файл и есть база данных

InterBase.

Объекты БД в Delphi основаны на SQL и включают в себя полную мощь

Borland Database Engine. В состав Delphi также включен Borland SQL Link,

поэтому доступ к СУБД Oracle, Sybase, Informix и InterBase происходит с

высокой эффективностью. Кроме того, Delphi включает в себя локальный сервер

Interbase для того, чтобы можно было разработать расширяемые на любые

внешние SQL-сервера приложения в онлайновом режиме. Разработчик в среде

Delphi, проектирующий информационную систему для локальной машины (к

примеру, небольшую систему учета медицинских карточек для одного

компьютера), может использовать для хранения информации файлы формата .dbf

(как в dBase или Clipper) или .db (Paradox). Если же он будет использовать

локальный InterBase for Windows 4.0 (это локальный SQL-сервер, входящий в

поставку), то его приложение безо всяких изменений будет работать и в

составе большой системы с архитектурой клиент-сервер.

Масштабируемость на практике - одно и то же приложение можно

использовать как для локального, так и для более серьезного клиент-

серверного вариантов.[4, 22].

В состав пакета Delphi также входит множество утилит для работы и

управления базами данных. Вот некоторые из них.

Database Desktop - это утилита, во многом похожая на Paradox, которая

поставляется вместе с Delphi для интерактивной работы с таблицами различных

форматов локальных баз данных - Paradox и dBase, а также SQL-серверных баз

данных InterBase, Oracle, Informix, Sybase (с использованием SQL Links).

Она позволяет создавать как структуру реляционных таблиц, так и

всевозможные ограничения целостности таблиц, индексы, первичные ключи и

внешние ключи.

WISQL (Windows Interactive SQL) - интерактивное средство посылки SQL-

запросов к InterBase (в том числе и локальному InterBase), входящее в

поставку Delphi, позволяет создавать таблицы - через посылку SQL-запросов.

Database Desktop не обладает всеми возможностями по управлению SQL-

серверными базами данных. Поэтому с помощью Database Desktop удобно

создавать или локальные базы данных, или только простейшие SQL-серверные

базы данных, состоящие из небольшого числа таблиц, не очень сильно

связанных друг с другом. Если же необходимо создать базу данных, состоящую

из большого числа таблиц, имеющих сложные взаимосвязи, можно

воспользоваться языком SQL. Можно записать всю последовательность SQL-

предложений в один так называемый скрипт и послать его на выполнение.

Конкретные реализации языка SQL незначительно отличаются в различных SQL-

серверах, однако базовые предложения остаются одинаковыми для всех

реализаций. Практика показывает, что если нет необходимости создавать

таблицы во время выполнения программы, то лучше воспользоваться WISQL.

InterBase - это система управления реляционными базами данных,

поставляемая корпорацией BORLAND для построения приложений с архитектурой

клиент-сервер произвольного масштаба: от сетевой среды небольшой рабочей

группы с сервером под управлением Novell NetWare или Windows NT на базе IBM

PC до информационных систем крупного предприятия на базе серверов IBM,

Hewlett-Packard, SUN и т.п.

В пакет Delphi входит однопользовательская версия InterBase для

Windows - Local InterBase. Используя Local InterBase можно создавать и

отлаживать приложения, работающие с данными по схеме клиент-сервер, без

подключения к настоящему серверу. В дальнейшем потребуется только

перенастроить используемый псевдоним базы данных и программа будет работать

с реальной базой без перекомпиляции. Кроме того, Local InterBase можно

использовать в приложениях для работы с данными вместо таблиц Paradox.

Важной составной частью приложения является вывод данных на печать -

получение отчета. В пакет Delphi входит средство для генерации и печати

отчетов - ReportSmith. Вы можете объединить отчет с приложениями Delphi.

Также, библиотека визуальных компонент Delphi включает специальный

компонент TReport. В данном уроке показано, как использовать компоненту

TRepor и рассмотрены основные принципы проектирования отчетов в

ReportSmith.

Borland ReportSmith является инструментом для получения отчетов и

интегрирован в среду Delphi. Отчет может быть добавлен к приложениям

Delphi. Отчеты могут быть созданы для SQL БД или локальных БД и не требуют

знания сложных команд БД. Интерфейс ReportSmith использует стандартные

инструменты Windows типа tool bar, formatting ribbon, и "drag and drop".

Если пользователь уже знаком с интерфейсом стандартных Windows-программ,

типа Word for Windows или Quattro Pro for Windows, ему будет "знаком" и

интерфейс ReportSmith. ReportSmith предлагает 4 типа отчетов: Табличный,

Кросс-таблица(CrossTab), Форма(Form) и Наклейка(Label).

ReportSmith использует концепцию "живых данных", т.е. работа

происходит с настоящими данными все время, а не только тогда, когда

запускается просмотр (preview). Кроме этого, ReportSmith легко работает с

чрезвычайно большими БД при помощи адаптивной технологии управления

памятью. В ReportSmith можно управлять тем, где сохраняется результат

выборки данных из БД: в локальный памяти клиентской PC, на жестком диске

клиентской PC, или на сервере.

3.8. Настраиваемая среда разработчика.

После запуска Delphi в верхнем окне горизонтально располагаются иконки

палитры компонент. Если курсор задерживается на одной из иконок, под ней в

желтом прямоугольнике появляется подсказка

Из этой палитры компонент можно выбирать компоненты, из которых можно

строить приложения. Компоненты включают в себя как визуальные, так и

логические компоненты. Такие вещи, как кнопки, поля редактирования - это

визуальные компоненты; а таблицы, отчеты - это логические.

Поскольку в Delphi программа строится визуальным образом, все эти

компоненты имеют свое графическое представление в поле форм для того, чтобы

можно было бы ими соответствующим образом оперировать. Но для работающей

программы видимыми остаются только визуальные компоненты. Компоненты

сгруппированы на страницах палитры по своим функциям. К примеру,

компоненты, представляющие Windows "common dialogs" все размещены на

странице палитры с названием "Dialogs" (рис.3.1.).

Рис.3.1. Страница палитры Delphi c названием "Dialogs".

Delphi позволяет разработчикам настроить среду для максимального

удобства. Можно легко изменить палитру компонент, инструментальную линейку,

а также настраивать выделение синтаксиса цветом.

В Delphi можно определить свою группу компонент и разместить ее на

странице палитры, а если возникнет необходимость, перегруппировать

компоненты или удалить неиспользуемые.

. Интеллектуальный редактор. Редактирование программ можно осуществлять,

используя запись и исполнение макросов, работу с текстовыми блоками,

настраиваемые комбинации клавиш и цветовое выделение строк.

. Графический отладчик. Delphi обладает мощнейшим, встроенным в редактор

графическим отладчиком, позволяющим находить и устранять ошибки в коде.

Можно установить точки останова, проверить и изменить переменные, при

помощи пошагового выполнения в точности понять поведение программы. Если

же требуются возможности более тонкой отладки, можно использовать

отдельно доступный Turbo Debugger, проверив ассемблерные инструкции и

регистры процессора.

. Инспектор объектов. Этот инструмент представляет из себя отдельное окно,

где вы можете в период проектирования программы устанавливать значения

свойств и событий объектов (Properties & Events).

. Менеджер проектов. Дает возможность разработчику просмотреть все модули в

соответствующем проекте и снабжает удобным механизмом для управления

проектами. Менеджер проектов показывает имена файлов, время/дату

выбранных форм и пр. Можно немедленно попасть в текст или форму, просто

щелкнув мышкой на соответствующее имя.

. Навигатор объектов. Показывает библиотеку доступных объектов и

осуществляет навигацию по приложению. Можно посмотреть иерархию объектов,

перекомпилированные модули в библиотеке, список глобальных имен вашего

кода.

. Дизайнер меню. Можно создавать меню, сохранить созданные в виде шаблонов

и затем использовать в их в любом приложении.

. Эксперты. Это набор инструментальных программ, облегчающих проектирование

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ