Рефераты

Новые технологии в организации PC

Новые технологии в организации PC

МОиПО

Рязанская Государственная Радиотехническая Академия

ФВТ Кафедра ЭВМ

Курсовой проект по АСВТ

На тему

“Новые технологии в организации PC”

Выполнил студент гр.742

Девяткин

Проверил

Локтюхин

Рязань, 2000

1. Типоразмеры (форм-факторы) материнских плат

На сегодняшний день существует четыре преобладающих типоразмера

материнских плат – AT, ATX, LPX и NLX. Кроме того, есть уменьшенные

варианты формата AT (Baby-AT), ATX (Mini-ATX, microATX) и NLX (microNLX).

Более того, недавно выпущено расширение к спецификации microATX,

добавляющее к этому списку новый форм-фактор – FlexATX. Все эти

спецификации, определяющие форму и размеры материнских плат, а также

расположение компонентов на них и особенности корпусов, и описаны ниже.

AT

Форм-фактор АТ делится на две, отличающиеся по размеру модификации -

AT и Baby AT. Размер полноразмерной AT платы достигает до 12" в ширину, а

это значит, что такая плата вряд ли поместится в большинство сегодняшних

корпусов. Монтажу такой платы наверняка будет мешать отсек для дисководов и

жестких дисков и блок питания. Кроме того, расположение компонентов платы

на большом расстоянии друг от друга может вызывать некоторые проблемы при

работе на больших тактовых частотах. Поэтому после материнских плат для

процессора 386, такой размер уже не встречается.

Таким образом единственные материнские платы, выполненные в форм-

факторе AT, доступные в широкой продаже, это платы соответствующие форматы

Baby AT. Размер платы Baby AT 8.5" в ширину и 13" в длину. В принципе,

некоторые производители могут уменьшать длину платы для экономии материала

или по каким-то другим причинам. Для крепления платы в корпусе в плате

сделаны три ряда отверстий.

Все AT платы имеют общие черты. Почти все имеют последовательные и

параллельные порты, присоединяемые к материнской плате через соединительные

планки. Они также имеют один разъем клавиатуры, впаянный на плату в задней

части. Гнездо под процессор устанавливается на передней стороне платы.

Слоты SIMM и DIMM находятся в различных местах, хотя почти всегда они

расположены в верхней части материнской платы.

Сегодня этот формат плавно сходит со сцены. Часть фирм еще выпускает

некоторые свои модели в двух вариантах – Baby AT и ATX, но это происходит

все реже и реже. Тем более, что все больше новых возможностей,

предоставляемых операционными системами, реализуются только на ATX

материнских платах. Не говоря уже просто об удобстве работы – так, чаще

всего на Baby AT платах все коннекторы собраны в одном месте, в результате

чего либо кабели от коммуникационных портов тянутся практически через всю

материнскую плату к задней части корпуса, либо от портов IDE и FDD – к

передней. Гнезда для модулей памяти, заезжающие чуть ли не под блок

питания. При ограниченности свободы действий внутри весьма небольшого

пространства MiniTower, это, мягко говоря, неудобно. Вдобавок, неудачно

решен вопрос с охлаждением – воздух не поступает напрямую к самой

нуждающейся в охлаждении части системы – процессору.

LPX

Еще до появления ATX, первым результатом попыток снизить стоимость PC

стал форм-фактор LPX. Предназначался для использования в корпусах Slimline

или Low-profile. Задача была решена путем новаторского предложения -

введения стойки. Вместо того, чтобы вставлять карты расширения

непосредственно в материнскую плату, в этом варианте они помешаются в

подключаемую к плате вертикальную стойку, параллельно материнской плате.

Это позволило заметно уменьшить высоту корпуса, поскольку обычно именно

высота карт расширения влияет на этот параметр. Расплатой за компактность

стало максимальное количество подключаемых карт - 2-3 штуки. Еще одно

нововведение, начавшее широко применяться именно на платах LPX - это

интегрированный на материнскую плату видеочип. Размер корпуса для LPX

оставляет 9 х 13'', для Mini LPX - 8 x 10''.

После появления NLX, LPX начал вытесняться этим форм-фактором.

ATX

Неудивительно, что форм-фактор ATX во всех его модификациях становится

все более популярным. В особенности это касается плат для процессоров на

шине P6. Так, к примеру, из готовящихся к выпуску в этом году материнских

плат LuckyStar для этих процессоров 4 будут исполнены в формате Mini-ATX, 3

– ATX, и всего лишь одна – Baby AT. А если еще учесть, что материнских плат

для Socket7 сегодня делается гораздо меньше, хотя бы по причине куда

меньшего числа новых чипсетов для этой платформы, то ATX одерживает

убедительную победу. И никто не может сказать, что она необоснованна.

Спецификация ATX, предложенная Intel еще в 1995 году, нацелена как раз на

исправление всех тех недостатков, что выявились со временем у форм-фактора

AT. А решение, по сути, было очень простым – повернуть Baby AT плату на 90

градусов, и внести соответствующие поправки в конструкцию. К тому моменту у

Intel уже был опыт работы в этой области – форм-фактор LPX. В ATX как раз

воплотились лучшие стороны и Baby AT и LPX: от Baby AT была взята

расширяемость, а от LPX – высокая интеграция компонентов. Вот что

получилось в результате:

Интегрированные разъемы портов ввода-вывода. На всех современных платах

коннекторы портов ввода-вывода присутствуют на плате, поэтому вполне

естественным выглядит решение расположить на ней и их разъемы, что приводит

к довольно значительному снижению количества соединительных проводов внутри

корпуса. К тому же, заодно среди традиционных параллельного и

последовательного портов, разъема для клавиатуры, нашлось место и для

портов PS/2 и USB. Кроме всего, в результате несколько снизилась стоимость

материнской платы, за счет уменьшения кабелей в комплекте.

Значительно увеличившееся удобство доступа к модулям памяти. В результате

всех изменений гнезда для модулей памяти переехали дальше от слотов для

материнских плат, от процессора и блока питания. В результате наращивание

памяти стало в любом случае минутным делом, тогда как на Baby AT

материнских платах порой приходится браться за отвертку.

Уменьшенное расстояние между платой и дисками. Разъемы контроллеров IDE и

FDD переместились практически вплотную к подсоединяемым к ним устройствам.

Это позволяет сократить длину используемых кабелей, тем самым повысив

надежность системы.

Разнесение процессора и слотов для плат расширения. Гнездо процессора

перемещено с передней части платы на заднюю, рядом с блоком питания. Это

позволяет устанавливать в слоты расширения полноразмерные платы - процессор

им не мешает. К тому же, решилась проблема с охлаждением - теперь воздух,

засасываемый блоком питания, обдувает непосредственно процессор.

Улучшено взаимодействие с блоком питания. Теперь используется один 20-

контактный разъем, вместо двух, как на AT платах. Кроме того добавлена

возможность управления материнской платой блоком питания – включение в

нужное время или по наступлению определенного события, возможность

включения с клавиатуры, отключение операционной системой, и т.д.

Напряжение 3.3 В. Теперь напряжение питания 3.3 В, весьма широко

используемое современными компонентами системы, (взять хотя бы карты PCI!)

поступает из блока питания. В AT-платах для его получения использовался

стабилизатор, установленный на материнской плате. В ATX-платах

необходимость в нем отпадает.

Конкретный размер материнских плат описан в спецификации во многом исходя

из удобства разработчиков – из стандартной пластины (24 х 18’’) получается

либо две платы ATX (12 x 9.6’’), либо четыре – Mini-ATX (11.2 х 8.2’’).

Кстати, учитывалась и совместимость со старыми корпусами - максимальная

ширина ATX платы, 12’’, практически идентична длине плат AT, чтобы была

возможность без особых усилий использовать ATX плату в AT корпусе. Однако,

сегодня это больше относится к области чистой теории – AT корпус еще надо

умудриться найти. Также, по мере возможности крепежные отверстия в плате

ATX полностью соответствуют форматам AT и Baby AT.

microATX

Форм-фактор ATX разрабатывался еще в пору расцвета Socket 7 систем, и

многое в нем сегодня несколько не соответствует времени. Например, типичная

комбинация слотов, из расчета на которую составлялась спецификация,

выглядела как 3 ISA/3 PCI/1 смежный. Несколько неактуально не сегодняшний

день, не так ли? ISA, отсутствие AGP, AMR, и т.д. Опять же, в любом случае,

7 слотов не используются в 99 процентах случаев, особенно сегодня, с такими

чипсетами как MVP4, SiS 620, i810, и прочими готовящимися к выпуску

подобными продуктами. В общем, для дешевых PC ATX – пустая трата ресурсов.

Исходя из подобных соображений в декабре 1997 года и была представлена

спецификация формата microATX, модификация ATX платы, рассчитанная на 4

слота для плат расширения.

По сути, изменения, по сравнению с ATX, оказались минимальными. До 9.6

x 9.6’’ уменьшился размер платы, так что она стала полностью квадратной,

уменьшился размер блока питания. Блок разъемов ввода/вывода остался

неизменным, так что microATX плата может быть с минимальными доработками

использована в ATX 2.01 корпусе.

NLX

[pic]

Со временем, спецификация LPX, подобно Baby AT, перестала

удовлетворять требованиям времени. Выходили новые процессоры, появлялись

новые технологии. И она уже не была в состоянии обеспечивать приемлемые

пространственные и тепловые условия для новых низкопрофильных систем. В

результате, подобно тому, как на смену Baby AT пришел ATX, так же в 1997

году, как развитие идеи LPX, учитывающее появление новых технологий,

появилась спецификация форм-фактора NLX. Формата, нацеленного на применение

в низкопрофильных корпусах. При ее создании брались во внимание как

технические факторы (например, появление AGP и модулей DIMM, интеграция

аудио/видео компонентов на материнской плате), так и необходимость

обеспечить большее удобство в обслуживании. Так, для сборки/разборки многих

систем на базе этого форм-фактора отвертка не требуется вообще.

основные черты материнской платы NLX, это:

Стойка для карт расширения, находящаяся на правом краю платы. Причем

материнская плата свободно отсоединяется от стойки и выдвигается из

корпуса, например, для замены процессора или памяти.

Процессор, расположенный в левом переднем углу платы, прямо напротив

вентилятора.

Вообще, группировка высоких компонентов, вроде процессора и памяти, в левом

конце платы, чтобы позволить размещение на стойке полноразмерных карт

расширения.

Нахождение на заднем конце платы блоков разъемов ввода/вывода одинарной (в

области плат расширения) и двойной высоты, для размещения максимального

количества коннекторов.

Вообще, стойка – очень интересная вещь. Фактически, это одна материнская

плата, разделенная на две части – часть, где находятся собственно системные

компоненты, и подсоединенная к ней через 340 контактный разъем под углом в

90 градусов часть, где находятся всевозможные компоненты ввода/вывода –

карты расширения, коннекторы портов, накопителей данных, куда подключается

питание. Таким образом, во первых повышается удобство обслуживания - нет

необходимости получать доступ к ненужным в данный момент компонентам. Во

вторых, производители в результате имеют большую гибкость – делается одна

модель основной платы, и стойка под каждого конкретного заказчика, с

интеграцией на ней необходимых компонентов.

Вообще, вам это описание ничего не напоминает? Стойка, крепящаяся на

материнскую плату, на которую выносятся некие компоненты ввода/вывода,

вместо того, чтобы быть интегрированными на материнскую плату, и все это

служит для упрощения обслуживания, придания большей гибкости

производителям, и т.д.? Правильно, через некоторое время после выхода

спецификации NLX появилась спецификация AMR, описывающая подобную же

идеологию для ATX плат.

В отличие от довольно строгих прочих спецификаций, NLX обеспечивает

производителям куда большую свободу в принятии решений. Размеры материнской

платы NLX колеблются от 8 х 10’’ до 9 х 13.6’’. NLX корпус должен уметь

управляться как с этими двумя форматами, так и со всеми промежуточными.

Обычно платы, вписывающиеся в минимальные размеры, обозначаются как Mini

NLX. Стоит также упомянуть небезынтересную подробность: у NLX корпуса порты

USB располагаются на передней панели – очень удобно для идентификационных

решений типа e.Token.

Осталось только добавить, что по спецификации некоторые места на плате

обязаны оставаться свободными, обеспечивая возможности для расширения

функций, которые появятся в будущих версиях спецификации. Например, для

создания на базе форм-фактора NLX материнских плат для серверов и рабочих

станций.

WTX

[pic][pic]

Рисунок1

Рисунок 2

Однако, с другого стороны, мощные рабочие станции и серверы

спецификации AT и ATX тоже не вполне устраивают. Там свои проблемы, где

стоимость играет не самую главную роль. На передний план выходят

обеспечение нормального охлаждения, размещение больших объемов памяти,

удобная поддержка многопроцессорных конфигураций, большая мощность блока

питания, размещение большего количество портов контроллеров накопителей

данных и портов ввода/вывода. Так в 1998 году родилась спецификация WTX.

Ориентированная на поддержку двухпроцессорных материнских плат любых

конфигураций, поддержку сегодняшних и завтрашних технологий видеокарт и

памяти.

Особое внимание, пожалуй, стоит уделить двум новым компонентам - Board

Adapter Plate (BAP)и Flex Slot.

В этой спецификации разработчики попытались отойти от привычной

модели, когда материнская плата крепится к корпусу посредством

расположенных в определенных местах крепежных отверстий. Здесь она крепится

к BAP, причем способ крепления оставлен на совести производителя платы, а

стандартный BAP крепится к корпусу.

Помимо обычных вещей, вроде размеров платы (14 х 16.75''), характеристик

блока питания (до 850 Вт), и т.д., спецификация WTX описывает архитектуру

Flex Slot - в каком-то смысле, AMR для рабочих станций. Flex Slot

предназначен для улучшения удобства обслуживания, придания дополнительной

гибкости разработчикам, сокращению выхода материнской платы на рынок.

Выглядит Flex Slot карта примерно так: рис. 2

На подобных картах могут размещаться любые PCI, SCSI или IEEE 1394

контроллеры, звук, сетевой интерфейс, параллельные и последовательные

порты, USB, средства для контроля за состоянием системы.

Образцы WTX плат должны появиться в районе июня, а серийные образцы -

в третьем квартале 1999 года.

FlexATX

И наконец, подобно тому, как из идей, заложенных в Baby AT и LPX

появился ATX, так же развитием спецификаций microATX и NPX стало появление

форм-фактора FlexATX. Это даже не отдельная спецификация, а всего лишь

дополнение к спецификации microATX. Глядя на успех iMac, в котором, по

сути, ничего нового кроме внешнего вида и не было, производители PC решили

также пойти по этому пути. И первым стал как раз Intel, в феврале на Intel

Developer Forum объявивший FlexATX – материнскую плату, по площади

процентов на 25-30 меньшую, чем microATX.

Теоретически, с некоторыми доработками, FlexATX плата может быть

использована в корпусах, соответствующих спецификациям ATX 2.03 или

microATX 1.0. Но для сегодняшних корпусов плат хватает и без этого, речь

шла как раз о вычурных пластиковых конструкциях, где и нужна такая

компактность. Там, на IDF, Intel и продемонстрировал несколько возможных

вариантов подобных корпусов. Фантазия дизайнеров разгулялась на славу –

вазы, пирамиды, деревья, спирали, каких только не было предложено.

Несколько оборотов из спецификации, чтобы углубить впечатление:

«эстетическое значение», «большее удовлетворение от владения системой».

Неплохо для описания форм-фактора материнской платы PC?

Flex – на то он и flex. Спецификация чрезвычайна гибка, и оставляет на

усмотрение производителя множество вещей, которые прежде строго

описывались. Так, производитель сам будет определять размер и размещение

блока питания, конструкцию карты ввода/вывода, переход на новые

процессорные технологии методы достижения низкопрофильного дизайна.

Практически, более-менее четко определены только габариты – 9 х 7.5''.

Кстати, по поводу новых процессорных технологий – Intel на IDF

демонстрировал систему на FlexATX плате с Pentium III, который вплоть до

осени пока заявлен только как Slot-1, в спецификации подчеркивается, что

FlexATX платы только для Socket процессоров...

2. Шина AGP (Accelerated Graphic Port)

Появление разных там 3D ускорителей привело к тому, что ребром встал

вопрос: что делать? Либо увеличивать количество дорогой памяти

непосредственно на видеокарте, либо хранить часть информации в дешевой

системной памяти, но при этом каким-нибудь образом организовать к ней

быстрый доступ.

Как это практически всегда бывает в компьютерной индустрии, вопрос решен

не был. Казалось бы, вот вам простейшее решение: переходите на 66-

мегагерцовую 64-разрядную шину PCI с огромной пропускной способностью, так

нет же. Intel на базе того же стандарта PCI R2.1 разрабатывает новую шину -

AGP (R1.0, затем 2.0), которая отличается от своего "родителя" в следующем:

1. шина способна передавать два блока данных за один 66 MHz цикл (AGP

2x);

2. устранена мультиплексированность линий адреса и данных (напомню, что в

PCI для удешевления конструкции адрес и данные передавались по одним и

тем же линиям);

3. дальнейшая конвейеризация операций чтения/записи, по мнению

разработчиков, позволяет устранить влияние задержек в модулях памяти

на скорость выполнения этих операций.

В результате пропускная способность шины была оценена в 500 МВ/сек, и

предназначалась она для того, чтобы видеокарты хранили текстуры в системной

памяти, соответственно имели меньше памяти на плате, и, соответственно,

дешевели.

[pic]

Парадокс в том, что видеокарты все-таки предпочитают иметь БОЛЬШЕ

памяти, и ПОЧТИ НИКТО не хранит текстуры в системной памяти, поскольку

текстур такого объема пока (подчеркиваю - пока) практически нет. При этом в

силу удешевления памяти вообще, карты особенно и не дорожают. Однако

практически все считают, что будущее - за AGP, а бурное развитие

мультимедиа-приложений (в особенности - игр) может скоро привести к тому,

что текстуры перестанут влезать и в системную память. Поэтому имеет смысл,

особо не вдаваясь в технические подробности, рассказать, как же это все

работает.

Итак, начнем с начала, то есть с AGP 1.0. Шина имеет два основных режима

работы: Execute и DMA. В режиме DMA основной памятью является память карты.

Текстуры хранятся в системной памяти, но перед использованием (тот самый

execute) копируются в локальную память карты. Таким образом, AGP действует

в качестве "тыловой структуры", обеспечивающей своевременную "доставку

патронов" (текстур) на передний край (в локальную память). Обмен ведется

большими последовательными пакетами.

В режиме Execute локальная и системная память для видеокарты логически

равноправны. Текстуры не копируются в локальную память, а выбираются

непосредственно из системной. Таким образом, приходится выбирать из памяти

относительно малые случайно расположенные куски. Поскольку системная память

выделяется динамически, блоками по 4К, в этом режиме для обеспечения

приемлемого быстродействия необходимо предусмотреть механизм, отображающий

последовательные адреса на реальные адреса 4-х килобайтных блоков в

системной памяти. Эта нелегкая задача выполняется с использованием

специальной таблицы (Graphic Address Re-mapping Table или GART),

расположенной в памяти.

[pic]

При этом адреса, не попадающие в диапазон GART (GART range), не

изменяются и непосредственно отображаются на системную память или область

памяти устройства (device specific range). На рисунке в качестве такой

области показан локальный фрейм-буфер карты (Local Frame Buffer или LFB).

Точный вид и функционирование GART не определены и зависят от управляющей

логики карты.

Шина AGP полностью поддерживает операции шины PCI, поэтому AGP-траффик

может представлять из себя смесь чередующихся AGP и PCI операций

чтения/записи. Операции шины AGP являются раздельными (split). Это

означает, что запрос на проведение операции отделен от собственно пересылки

данных.

[pic]

Такой подход позволяет AGP-устройству генерировать очередь запросов,

не дожидаясь завершения текущей операции, что также повышает быстродействие

шины.

В 1998 году спецификация шины AGP получила дальнейшее развитие - вышел

Revision 2.0. В результате использования новых низковольтных электрических

спецификаций появилась возможность осуществлять 4 транзакции (пересылки

блока данных) за один 66-мегагерцовый такт (AGP 4x), что означает

пропускную способность шины в 1GB/сек! Единственное, чего не хватает для

полного счастья, так это чтобы устройство могло динамически переключаться

между режимами 1х, 2х и 4х, но с другой стороны, это никому и не нужно.

Однако потребности и запросы в области обработки видеосигналов все

возрастают, и Intel готовит новую спецификацию - AGP Pro (в настоящее время

доступен Revision 0.9) - направленную на удовлетворение потребностей

высокопроизводительных графических станций. Новый стандарт не видоизменяет

шину AGP. Основное направление - увеличение энергоснабжения графических

карт. С этой целью в разъем AGP Pro добавлены новые линии питания.

[pic]

Предполагается, что будет существовать два типа карт AGP Pro - High Power и

Low Power. Карты High Power могут потреблять от 50 до 110W. Естественно,

такие карты нуждаются в хорошем охлаждении. С этой целью спецификация

требует наличия двух свободных слотов PCI с component side (стороны, на

которой размещены основные чипы) карты.

[pic]

При этом данные слоты могут использоваться картой как дополнительные

крепления, для подвода дополнительного питания и даже для обмена по шине

PCI! При этом на использование этих слотов накладываются лишь

незначительные ограничения.

При использовании слотов для подвода дополнительного питания:

Не использовать для питания линии V I/O;

Не устанавливать линию M66EN (контакт 49В) в GND (что вполне естественно,

так как это переводит шину PCI в режим 33 MHz).

При использовании слота для обмена по шине:

Подсистема PCI I/O должна разрабатываться под напряжение 3.3V c

возможностью функционирования при 5 V.

Поддержка 64-разрядного или 66 MHz режимов не требуется.

Карты Low Power могут потреблять 25-50W, поэтому для обеспечения

охлаждения спецификация требует наличия одного свободного слота PCI.

[pic]

При этом все retail-карты AGP Pro должны иметь специальную накладку

шириной соответственно в 3 или 2 слота, при этом карта приобретает вид

достаточно устрашающий.

[pic]

При этом в разъем AGP Pro можно устанавливать и карты AGP.

[pic]

3. Registered DIMM SDRAM

Я думаю, что все знают, что модули оперативной памяти обычного

компьютера вставлена в разьёмы SIMM или DIMM. Есть также ещё пока мало

распространённые RIMM, ну а про RDIMM совсем мало, что слышно.

Для начала надо сказать, что разработчиком памяти стандарта RDIMM

являются IBM и Intel. Модули памяти для RDIMM SDRAM поддерживаются чипсетом

BX, соответсвуют спецификации PC-100 и являются усовершенствованными, а

точнее Регистровыми (Registered) DIMM SDRAM . Основное отличие RDIMM от

обычных DIMM SDRAM заключается в пропускной способности (bandwith): 800 и

1600 Мбайт/сек (последняя цифра особенно нравится, так как первой уже

наступают на пятки мощные 3D-приложения) и называются соответсвенно SDR

(Single Data Rate) и DDR (Dual Data Rate) RDIMM SDRAM. Не путать DDR SDRAM

с DR DRAM (отличается работой на чаcтототе до 800 MHz, выйдет во 2 квартале

и будет дороже за счёт обязательного лицензирования).

Итак, IBM анонсировала модули такой памяти обьёмом 256 Мбайт,

сделанной по технологии 0.20 мкм и имеющие плотность чипов в 4 раза больше,

чем у обычных, что сделало возможным создание буферизированного 256

Мбайтного модуля памяти. Кстати, по заявлению той же IBM нет никаких

преград для увеличения плотности записи в 8 раз выше обычной, а значит,

есть теоритическая возможность создания буферизированных 512 Мбайтных

модулей.

Теперь рассмотрим архитектуру DDR RDIMM SDRAM на примере 64 Мбайтных

модулей. Для осуществления эффективного ввода/вывода данных устанавливаются

конденсаторы (рядом с каждым чипом). Эти конденсаторы сделаны из новейших

диэллектрических материалов. Сама IBM уже применяет модули RDIMM 64-256

Мбайт, а также небуферизированные модули обьемом 512 Мбайт в своих Hi-End

системах серии Netfiniti.

| |SDR RDIMM |DDR RDIMM |

|Время |2, 4, 8 |2, 4, 8 |

|прерывания | | |

|(циклов) | | |

|(Burst | | |

|length ) | | |

|Тип |Последовательное|последовательное чередование |

|прерывания |чередование |(sequential interleave) |

|(Burst |(sequential | |

|type) |interleave) | |

|Число |2, 3, 4 |2, 2.5, 3 |

|тактов для | | |

|работы с | | |

|памятью | | |

|(CAS | | |

|latency) | | |

|Режим |Нормальный, |Нормальный, Режим сброса операций DLL, |

|работы |Режим записи |Режим тестирования (test mode), Режим |

| |(single write), |расширенного регистрирования (Extended |

| |Режим |register mode set), |

| |тестирования |Включение/выключение операций |

| |(test mode) |DLL |

Из таблицы мы видим, что SDR является упрощенным вариантом DDR RDIMM

SDRAM. Особенности DDR заключаются в следующем:

Работа на частоте 125, 133 и 143 MHz за 2, 2,5 и 3 такта (CAS latency = 3),

в зависимости от разновидности модулей

Однотактовое формирование сигнала RAS (Signal-pulsed RAS interface)

Встроенный блок DLL (Delay Locked Loop), который синхронизирует вывод

информации с частотой ее ввода

Возможность отключения блока DLL через функцию расширенного режима

регистрирования (например для экономии питания)

Удвоенная скорость обмена данных (DDR)

Двунаправленный поток данных

Полная синхронизация

Программируемый тип и длина прерываний

Прерывание операций чтения (специальной командой прерывания) и записи.

Смена операций осуществляется последовательно

Четыре банка (Bank) памяти

Способность работы при пониженном потреблении питания

Операции чтения и записи выполняются за 4 и 8 циклов (соответственно),

операция контроля затрачивает удвоенное количество циклов на

соответствующую операцию

Произвольный доступ к столбцам (в памяти)

Ждущий режим и режим пониженного питания

4096/8192 циклов обновления для 64 и 256 мб модулей

Автоматические, контролируемые команды дозарядки (Automatic and controlled

precharge command). Энергия, подаваемая на модуль памяти может быть

неодинаковой.

Вольтаж: 3,3В

Данный набор характеристик не является окончательным перечнем

характеристик DDR SDRAM для RDIMM, а потому может быть модифицирован в

будущих стандартных DDR SDRAM, однако благодаря таким нововведения

получаем: проускная способность на пин составляет 200 Мбайт (200Мбайт/пин).

4. Новые технологии памяти: DDR SDRAM

Уже давно, еще со времен 486 процессоров, отставание скорости

системной шины PC от скорости убыстряющихся CPU все более увеличивалось.

Именно тогда Intel впервые отказался от частоты процессоров, синхронной с

частотой системной шины, и применил технологию умножения частоты FSB. Этот

факт отразился даже в названии - 486DX2. Хотя частота системной шины

осталась той же, несмотря на название, производительность процессора

выросла почти вдвое.

В дальнейшем разброд в тактовой частоте различных системных

компонентов только увеличивался: в то время, как частота системной шины

выросла сначала до 66 МГц, а затем и до 100, шина PCI осталась все на тех

же давних 33 МГц, для AGP стандартной является 66 МГц и т.д. Шина памяти же

до самого последнего времени оставалась синхронной с системной шиной

(название обязывает - Synchronous DRAM, SDRAM). - Так появились

спецификации PC66, затем PC100, потом, с несколько большими

организационными усилиями, PC133 SDRAM.

Однако за то время, за которое частота шины памяти увеличилась на

треть и, соответственно, на столько же возросла ее пропускная способность

(с 800 Мбайт/с до 1,064 Мбайт/с), частота процессоров увеличилась в два с

половиной раза - с 400 МГц до 1 ГГц. Наблюдается некоторый дисбаланс, не

так ли? Пропускная способность PC133 SDRAM составляет лишь 1,064 Мбайт/с,

тогда как сегодняшним PC требуется по крайней мере: 1 Гбайт/с для

процессора с частотой системной шины 133 МГц, столько же - для графической

шины AGP 4X, 132 Мбайт/с для 33 МГц шины PCI. То есть, около 2.1 Гбайт/с -

как и говорилось только что, дисбаланс более чем в два раза.

Однако дальнейшее увеличение частоты SDRAM при современном техническом

уровне оснащения ее производителей невозможно: уже 166 МГц SDRAM получается

слишком дорогой, особенно с учетом сегодняшних объемов оперативной памяти в

PC. Этот момент сыграл не слишком приятную шутку с Direct Rambus DRAM. В то

же время отказываться от синхронизации шины памяти с системной шиной по

ряду причин не хотелось бы.

Технологии, пытающиеся залатать SDRAM путем добавления кэша SRAM,

вроде ESDRAM, или же путем оптимизации ее работы, вроде VCM SDRAM, не

помогли. На выручку пришла популярная в последнее время в компонентах PC

технология передачи данных одновременно по двум фронтам сигнала, когда за

один такт передаются сразу два пакета данных. В случае с используемой

сегодня 64-бит шиной - это два 8-байтных пакета, 16 байт за такт. Или, в

случае с той же 133 МГц шиной, уже не 1,064, а 2,128 Мбайт/с. Те самые 2.1

Гбайт/с, что и требуются для сегодняшних PC.

Причем по цене, мало отличающейся от обычной 133 МГц памяти: технология та

же (включая методику упаковки чипов - TSOP, не microBGA, как у RDRAM),

оборудование - то же, энергопотребление, практически не отличающееся от

SDRAM, площадь чипа отличается лишь на несколько процентов. Именно это

сочетание доступности с требующейся на сегодняшний день производительностью

и заинтересовало в первую очередь прагматичную индустрию DRAM - точно так

же в свое время они выбирали PC66, PC100, PC133…

Однако в отличие от этих спецификаций, в название которых входила

тактовая частота шины памяти, так же, как и в отличие от спецификации

Direct Rambus DRAM, где за основу берется результирующая частота (тактовая

частота, помноженная на те же два пакета на такт, что и у DDR SDRAM) -

PC600, PC700, PC800, компании, разрабатывавшие DDR SDRAM, а точнее,

маркетинговые отделы этих компаний, избрали ту систему (помните мультфильм

про относительность единиц измерения - 48 попугаев?), которая позволила

получить максимальную цифру в названии - они выбрали пиковую пропускную

способность и получили PC1600 для 100 МГц и PC2100 для 133 МГц чипов DDR

SDRAM.

Впрочем, эта система названий придумана совсем недавно, хотя чипы DDR

SDRAM производятся уже достаточно давно: образцы 64 Мбит чипов появились

почти два года назад - в середине 1998 г. Именно к тому времени, в декабре

1998 г., когда Intel уже продолжительное время поддерживал RDRAM, одобрена

открытая спецификация DDR SDRAM, не требующая от производителей,

использующих ее, никаких лицензионных отчислений. Как и в случае с PC133

SDRAM, основными сторонниками новой спецификации выступили IBM и VIA, к

тому времени четко ориентировавшиеся на альтернативные RDRAM архитектуры.

Несколькими месяцами спустя, в мае, одобрена спецификация 184-контактных

модулей DIMM, а также закончена работа над спецификацией DDR SGRAM.

Примерно через полтора года DDR SDRAM доведен до стадии, когда

производители DRAM в состоянии начать его коммерческое производство

-появились уже образцы 133 МГц 64 Мбит чипов DDR SDRAM, соответствующие

спецификации PC2100 и готовые к началу производства. Однако первыми чипы

DDR использовали отнюдь не производители модулей памяти. Производителям

видеокарт проще - на карте они в праве применять что угодно, лишь бы на

выходе был стандартный сигнал. Да и ширина шины памяти все же всегда была

узким местом скорее для графических чипов, чем для центральных процессоров.

Так что, производители видеокарт гораздо раньше воспользовались появившейся

в графических чипах поддержкой DDR SDRAM/SGRAM.- Уже через несколько

месяцев после выхода первого такого чипа, GeForce 256, появились карты с

DDR SDRAM и SGRAM чипами на борту.

Стандартной скоростью чипов для первой волны DDR плат стали 150 и 166 МГц

(результирующая частота - 300 и 333 МГц соответственно, пропускная

способность шины, с учетом 128-бит разрядности - 4.8 и 5.2 Гбайт/с). Можно

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ