Рефераты

Аффективная сфера детей с разными видами интеллектуальной недостаточности

Аффективная сфера детей с разными видами интеллектуальной недостаточности

Содержание:

Введение: 3

Глава 1. Исследование эмоциональной сферы отечественными и зарубежными

психологами 5

1.1. Теоретическая интерпретация эмоций в зарубежной псиологии. 5

1.2. Исследование эмоциональной сферы зарубежными психологами 7

1.3. .Взгляды и теории отечественных психологов . 11

1.4 Развитие аффективной сферы у детей школьного возраста 16

1.5. Особенности эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка. 20

1.6. Своеобразие развития психики умственно отсталого ребёнка 27

Глава II.Экспериментальное исследование эмоциональной сферы у детей

30

2.1 .Характеристика и базы исследования. 30

2.2. Тест тревожности для детей младшего школьного возраста 30

2.3. Результаты исследования. Тест тревожности для детей младшего

школьного возраста 32

2.4. Методика "Изучение высших чувств" 35

2.5. Результаты исследования по методике "Изучение высших чувств" 35

Выводы: 37

Список литературы: 38

Приложение: 40

Рис. 1. Игра с младшими детьми 40

Рис. 2. Ребенок и мать с младенцем 41

Рис. 3. Объект агрессии 42

Рис. 4. Одевание 43

Рис. 5. Игра со старшими детьми 44

Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве 45

Рис. 7. Выговор 46

Рис. 8. Умывание 47

Рис. 9. Игнорирование 48

Рис. 10. Агрессивное нападение 49

Рис. 11. Собирание игрушек 50

Рис.12. Изоляция 51

Рис. 13. Ребенок с родителями 52

Рис. 14. Еда в одиночестве 53

Образец протокола 54

Введение:

Эмоции- особый класс психических процессов и состояний, связанных с

инстинктами, потребностями и мотивами., и отражающих форму

непосредственного переживания( радость, горе, страх и т.п.), значимость

действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его

жизнедеятельности. Эмоции как специфические субъективные переживания порой

очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит, эмоции

представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его

внутренней жизни. Можно сказать даже, что благодаря непосредственному

жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно

тонко понимаются. Эмоции связаны с висцеральной деятельностью индивида.

Эмоции – постоянные спутники человека, оказывающие влияние на его мысли и

деятельность. Факторы эмоциональной природы регулярно затрудняют

установление контакта между индивидом и группой.

У людей с ослабленной способностью эффективной саморегуляции

эмоциональные проблемы проявляются с особой силой и отчётливостью.

Разрушительное воздействие подобного неумения справляться со своими

чувствами у этих людей могут быть самыми различными: от неудач в

осуществлении намерений до ухудшения состояния здоровья,.Эмоции помогают

человеку в его становлении, те люди , у которых они недостаточно развиты –

испытывают проблемы с адаптацией в социуме, отсюда возникла проблема

специфики в эмоциональной сфере у нормальных и детей. с умственной

отсталостью.

В обосновании АКТУАЛЬНОСТИ выбранной темы, главным является то, что

формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств

содействует более совершенному отношению человека к окружающему миру, и

обществу, способствует становлению гармонически развитой личности.

НОВИЗНА данного исследования в том, что исследования эмоционального

состояния ребенка с умственной отсталостью находятся до сих пор на

недостаточно высоком уровне, а, следовательно, формирование личности

умственно отсталого ребёнка, исследование потенциальных возможностей таких

детей, к сожалению не распространено.

ЦЕЛЬ: исследовать специфику эмоций и чувств у нормальных детей и

детей с умственной отсталостью

Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:

1. Провести анализ литературных источников по проблеме.

2. Подобрать методики для исследования. Дать их описание.

3. Провести анализ результатов исследования.

.

ГИПОТЕЗОЙ нашего исследования является предположение о том, что при

интерпретации результатов детей с умственной отсталостью будет проявляться

специфика их эмоционального отношения к окружающей действительности,

отличающаяся от эмоционального отношения к окружающей действительности у

нормальных детей.

ОБЪЕКТОМ исследования являются эмоциональные состояния нормальных и

детей. с умственной отсталостью

ПРЕДМЕТОМ исследования выступает специфика эмоций и чувств у

нормальных и детей. с умственной отсталостью

Выборочная совокупность: 30 человек:

1. 15 человек - аномальные дети (10 лет спецшкола-интернат г.Вилейки

для умственно отсталых детей). Диагноз: умственная отсталость в степени

дебильность.

2. 15 человек - нормальные дети (10 лет общеобразовательная средняя

школа- № 3 г.Вилейки). Методики: 1. «Изучение высших чувств».

2. «Шкала одиночества».

3. Тест тревожности для детей младшего школьного возраста

Глава 1. Исследование эмоциональной сферы отечественными и

зарубежными психологами

1.1. Теоретическая интерпретация эмоций в зарубежной псиологии.

Будучи столь хорошо известными (как наиболее явно выраженный феномен

внутренней жизни человека), и, казалось бы, доступными научному пониманию

эмоции продолжают оставаться предметом споров при попытке осмыслить их в

рамках психологической теории.

Дискуссии ведутся буквально по всему кругу связанных с эмоциями

проблем - от вопроса о том, какие психические явления следует относить к

эмоциональным, до вопроса о принципиальной роли эмоций в осуществлении

процессов жизнедеятельности.

Затруднения в теоретической интерпретации эмоций обусловлены целым

рядом причин. Прежде всего, когда речь идёт об эмоциях, то здесь

наблюдается особый случай: они являются самой интимной специфической

характеристикой психического. В силу того, что эмоции это явления глубоко

человеческие, глубоко интимные, встает ряд вопросов, а можно ли их вообще

систематически исследовать?

Можно ли в них обнаружить объективные закономерности, постоянстве

регулярность?

Кроме того, в истории изучения проблемы эмоций на собственно

психологическую её разработку оказывали влияние религия, эстетика и

особенно этика.

В наши дни расширились возможности экспериментального исследования,

психология сделала резкий поворот к этому надёжному источнику знаний.

Однако, ограничения, вполне естественные для экспериментального

исследования эмоции, распространились и на теоретическую разработку

проблемы. Эксперимент подчинил себе теорию, оставив ей функцию

интерпретации полученных в нём данных. Теория эмоций, втиснутая в рамки

экспериментально разрабатываемых проблем, потеряла системность, широту, а

порой и жизненною реальность. Её сосредоточенность на вопросах, допускающих

лабораторное изучение, не разрешает проблем, которые возникают в сфере

межличностных отношений, аномального развития личности и в ряде других

областей, практической деятельности человека. Кроме того, познания эмоций и

чувств, сосредотачивающих жизнь человека на определённых явлениях, познание

внутренних конфликтов и кризисов, приводящих к переоценке идеалов, к

решительным поворотам в жизни и тому подобных явлений могло бы

способствовать решению задачи общепсихологической теории, а именно -

интеграции ее феноменов, процессов, психических функций в целостную

личность.

Как отмечает В.К. Вилюнас «Одно представляется бесспорным; даже если

в этих утверждениях что-то преувеличено: без решения проблемы эмоций

разработка общей теории психического невозможна» [11, 6].

Чтобы психология эмоций более полно охватывала круг связанных с

эмоциями проблем, необходимы поиски новых направлений теоретического и

экспериментального их изучения. При осуществлении этой актуальной задачи,

важно знать результаты проведенных исследований, овладеть методическим

опытом, накопленным в психологических лабораториях, «...чтобы глава об

эмоциях заняла в психологической науке место, которое соответствует

положению и значению эмоций в реальной жизни», как подчёркивал В.К. Вилюнас

[11, 56].

1.2. Исследование эмоциональной сферы зарубежными психологами

За последнее время накоплено большое количество фактов,

систематизировано множество наблюдений об эмоциях, приобретён некоторый

опыт их экспериментального исследования. В нагромождении фактов уже

начинают проступать очертания целостной системы.

Первая систематически разработанная трактовка эмоциональных явлений

принадлежит интроспективной психологии, основоположником которой является

Вильгельм Вундт. Он же является представителем сенсуалистических теорий,

которые связывают эмоции с простейшими психическими процессами и

ощущениями. Вундт совершенно определённо указывает на двухкомпонентность

структуры эмоциональных процессов. На основе эмпирических данных Вундт

выделил шесть главных компонентов чувственного процесса и предложил три

основных измерения эмоций: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-

успокоение, направление-разрешение, что нашло своё отражение в его

трёхмерной теории чувствований.

Теория Вундта критиковалась американским психологом Титче-нером,

который подверг сомнению выдвинутый Вундтом тезис о неисчислимом множестве

чувств. Титченер полагал, что существует только два вида чувств:

удовольствие и неудовольствие, остальные все чувства Вундт выдумал.

Известный немецкий психолог Циген показал, что чувство является

свойством ощущения. По его мнению, ощущение имеет три характерных свойства:

качество, интенсивность и чувственный тон. Чувственный тон, это и есть не

что иное, как чувство удовольствия или неудовольствия, сопровождающее в

различной степени наши ощущения.

Представители интроспективной психологии по-разному определяли

основные свойства эмоциональных явлений. Это, конечно, обусловлено

особенностями самого метода самонаблюдения, применяя который трудно найти

адекватное решение данных проблем.

Физиологические теории эмоций различаются на том основании, что

считать первичным в эмоции – психическое или физиологическое. Первым

традиционную концепцию эмоций поколебал известный американский психолог

Уильям Джемс. В 1884 году он изложил, а в 1894 году развил далее тезис о

том, что непосредственно за восприятием возбуждающего факта следует

телесное изменение, а наше переживание этих изменений и есть эмоции.

Подобную точку зрения разделял и датский исследователь К. Ланге: по его

мнению, эмоции возникают в результате моторных изменений, вызываемых

некоторыми раздражителями. Хотя позиции Джемса и Ланге не совсем идентичны,

вследствие совпадения во времени их теорий (К. Ланге опубликовал свою

работу в 1885 году), их стали рассматривать как единую теорию, известную

ныне, как «теория Джемса-Ланге». Это физиологическая теория, которая имеет

значение и поныне. Согласно ей, мы грустим, потому что льются слезы, мы

сердимся , потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим. Внешний

стимул через ораны чувств достигает ствола мозга, по двигательным нервам

вызывает ответную реакцию организма(изменение АД, ЧСС, КГР).. Джемс делит

эмоции на "низшие" и "высшие". К "низшим" он относит эмоции, связанные с

состоянием гнева, страха и т. д.; к "высшим" относит, например, эмоции,

связанные с эстетическими потребностями. Теория Джемса-Ланге имеет

некоторое основание для объяснения целого ряда эмоциональных ощущений, но в

целом она исходит из неправильных физиологических предпосылок.

Основоположник бихевиоризма Джон Уотсон отверг теорию Дже-мса-Ланге.

По его мнению, эмоции представляют собой специфический вид реакций,

проявляющихся в трёх основных формах: страха, ярости, любви. Как видно

Уотсон остался на позициях Джемса и Ланге, хотя и исключил из их теории

интроспективные элементы.

Центральная теория эмоциональных переживаний, которая получила

название "таламической теории Коннона и Барда", была выдвинута в противовес

идеи отождествления эмоций с вегетативными изменениями. Согласно этой

теории эмоции отождествляются с физиологическими процессами, происходящими

в центральной нервной системе. Такой подход к эмоциям положил начало

плодотворным исследованиям, которые привели ко многим сенсационным

открытиям.

Физиологический подход к эмоциям предполагает выяснение всего

структурного аспекта этих явлений.

Интересно другое направление в психологии, выяснявшее функции эмоции.

Так, Мак-Дауголл в своих рассуждениях исходил из факта целенаправленного

поведения живых существ. Согласно его теории, регулятором целенаправленного

поведения животных и людей являются инстинкты. Эмоция направляет индивида к

определённым целям, она свидетельствует о возбуждении инстинкта. Эмоция

содержит в себе импульс к действию, но как человек будет себя вести в

конкретной ситуации, зависит не только от эмоций, но и от других

психических образований – сложных чувств. Теория Мак-Дауголла не получила

большого распространения.

В зарубежной психологии одним из ведущих учёных в области эмоций

является крупнейший американский психолог Керрол Е. Изард, который

исследует человеческие эмоции во всех аспектах. Изард старается объяснить,

каким образом эмоции образуют существенную часть человеческого сознания,

познания и действия. Он подвергает анализу важнейшие теории и эмпирические

исследования, чтобы приблизится к общему пониманию в отношении человеческих

эмоций. Изард исследует человеческие эмоции в непосредственной связи с

познавательной способностью и деятельностью человека.

Отечественные психологи С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и другие,

критиковали Изарда за то, что важнейшим компонентом эмоций он не

рассматривал отношение субъекта к объектам, явлениям, событиям, которые в

отечественной психологии рассматривают как основу эмоций.

Среди зарубежных психологов известен своими исследованиями в области

эмоций, ведущий польский психолог Януш Рейковский, который разработал

теоретическую схему эмоции. В основе этой схемы лежит представление об

эмоции, как разновидности процессов психологической регуляции деятельности,

в которых можно выделить три главных компонента: эмоциональное возбуждение,

знак эмоции и качество эмоции. Я. Рейковский считает, что эмоциональный

процесс возникает, как реакция на жизненно значимое воздействие и вызывает

в зависимости от своих особенностей разнообразные изменения в телесных

функциях, в протекании других психических процессов и деятельности субъекта

в целом.

Таковы основные взгляды, которые заслуживают внимания, на природу

эмоций, их функций, структуру в зарубежной психологии.

1.3. .Взгляды и теории отечественных психологов .

Психические процессы представляют собой специфический продукт

деятельности мозга, - продукт, сущность которого заключается в отражении

окружающей действительности.

"Продукт" в данном понимании - нечто субстанциональное.

Это особого рода функциональные состояния.

Эмоциональные процессы - один из видов этого состояния. Отечественные

психологи утверждают, что эмоции – это особая форма отношения к предметам и

явлениям действительности, выделяют три аспекта этих процессов:

1. Аспект переживания (С.Л. Рубинштейн, Г.Ш. Шингаров).

2. Аспект отношения (П.М. Якобсон, В.Н. Мясищев).

3. Аспект отражения (В.К. Вилюнас, Я.М. Веккер, Г.А.Фортунатов).

Согласно первой точки зрения специфичность эмоций заключается в

переживании событий и отношений. Рубинштейн С.Л. считал, что "чувства

выражают в форме переживания отношения субъекта к окружению, к тому, что он

познаёт и делает" [30, 385]. Чувства выражают состояние субъекта и

отношение к объекту. "Психические процессы взятые в конкретной целостности,

- это процессы не только познавательные, но и эффективные, эмоционально-

волевые. Они выражают не только знания о явлениях, но и отношения к ним; в

них отражаются не только сами явления, но и их значение, для окружающего их

субъекта, для его жизни и деятельности. С.Л. Рубинштейн (264).

Другой взгляд на определение эмоций исходит из того, что эмоции

(чувства) являются формой активного отношения человека к окружающему миру.

Якобсон П.М. считает, что "...человек не пассивно, не автоматически

отражает окружающую его действительность. Активно воздействуя на внешнюю

среду и познавая ее, человек в то же время субъективно переживает своё

отношение к предметам и явлениям реального мира" [43, 24].

Аспект отражения предполагает, что эмоции (чувства) являются

специфической формой отражения значения объекта для субъекта. Г.А.

Фортунатов и П.М. Якобсон определяют эмоциональные процессы, как "отражение

в мозгу человека его реальных отношений, то есть отношений субъекта

потребности к значимым для него объектам" [25, 361].

Эмоции возникают при очень сложном взаимодействии объекта и субъекта

и зависят от особенностей предметов, которыми могут быть вызваны. По этому,

как считает Батурина Г.И., эмоции, отражая окружающую действительность,

выполняют оценочную функцию познания:

"В процессе познания субъект с одной стороны отражает предметы и

явления такими, каковы они есть в естественных отношениях и связях, с

другой стороны, он оценивает эти явления с точки зрения своих потребностей

и установок" [6, 109].

Рассматриваемые определения эмоций психолог Л.М. Веккер считает

недостаточными. По его мнению, эмоциональные процессы - это

непосредственное отражение человека к действительности. Веккер Л.М.

предлагает двухкомпетентную формулу эмоций, которая содержит когнитивный и

субъективный компоненты. Когнитивный компонент – это психическое

отображение объекта эмоции, осуществляемое интеллектом; субъективный

компонент – это отображение состояния субъекта-носителя психики. Таким

образом, по Веккеру Л.М."...во-первых, эмоция, как отражение отношения

субъекта к объекту... Во-вторых, эмоция, как непосредственное психическое

отображение отношения субъекта к объекту..."[7, 66].

Такой же взгляд на эмоции разделяет другой отечественный психолог

Вилюнас В.К., который выявляет и подчеркивает положении о необособленности

эмоции отходящего в ее состав когнитивного компонента, психически

отображающего предмет эмоций. В.К. Вилюнас вскрывает двухкомпонентность

целостного эмоционального явления, которая "всегда представляет собой

единство двух моментов с одной стороны, некоторого отражаемого содержания,

с другой – собственно эмоционального переживания, т.е. той специфической

окраски, с которой данное содержание отражается субъектом" [11, 43].

Многие отечественные психологи, такие как, Л.С. Выготский, А.Н.

Леонгьев, С.Л. Рубинштейн, выводили ряд принципиально важных положений

относительно, зависимости эмоций от характера деятельности субъекта, о

регулирующей их роли в этой деятельности и об их развитии в процессе

усвоения человеком общественного опыта. В этой связи указывалось на связь

эмоций с мотивом деятельности. А..К. Леонтьев подчеркивал, что эмоции не

только соответствуют той деятельности, в которой они возникают, но и

подчиняются этой деятельности, её мотивам. С другой стороны, как отмечает в

своих исследованиях А.В. Запорожец и Я.З. Неверович, эмоции играют важную

роль в реализации этих мотивов. Они считают, что "...эмоции представляют

собой не самый процесс активизации, а особую форму отражения субъектом

действительности, при посредстве которого производится психическое

управление активизацией, или, вернее, было бы сказать, осуществляется

психическая регуляция общей направленности и динамики поведения " [15,

369].

Кроме того, в отечественной психологии существует информационная

теория эмоций, которую выдвинул П.В. Симонов. Согласно его теории,

источником эмоции является расхождение между количеством наличной

информации и информации, необходимой для решения стоящей перед человеком

задачи. Симонов П.В. разработал формулу эмоций (Э = – П/Н–С) – где П –

потребность, Н – необходимость, С – существующее отдельное эмоциональное

явление. Формула выражает факторы, которые ведут к возникновению эмоции –

потребность и вероятность её удовлетворения в данный момент, именно сейчас,

сегодня.

С формулой эмоций Симонова П.В. не соглашается Б.И. Додонов, который

считает, что "...мы не видим сейчас возможности охватить все эмоции единой

измерительной формулой" [14, 45]. Б.И. Додонов подчёркивает, что психология

должна изучать не отдельный эмоциональный процесс, а целостную психическую

деятельность, насыщенную чувственными оценочными моментами, т.е. предметом

изучения должна стать эмоционально-оценочная деятельность человека. С этой

точки зрения, Б.И. Додонов отмечает, что с одной стороны, эмоция – это

оценка, необходимая "...для существования организма и личности, для

организации их поведения" [14, 16]; с другой стороны – это положительная

самостоятельная ценность, т.е. ценность цели деятельности.

Отечественные психологи подчёркивают и значение тех физиологических

механизмов, которые являются условием возникновения эмоциональных

процессов. Крупнейшим специалистом в этой области являлся академик П.К.

Анохин, который создал биологическую теорию эмоций. П.К. Анохин

подчёркивал, что "...физиологическая характеристика эмоций... связана

прежде всего с распространением возбуждения из области гипоталамуса на все

эффекторные органы.

Область гипоталамуса определяет первичное биологическое качество

эмоционального состояния, его характерное внешнее выражение" [5, 317].

В работах отечественных исследователей А.Г. Ковалёва, А.И. Пуни и

др., раскрывается место психических, в том числе и эмоциональных состояний

в психической структуре личности, их связь с психическими процессами и

психическими свойствами личности.

Таковы основные направления исследования эмоций в отечественной

психологии.

Говоря об исследовании чувств, отечественными психологами, следует

отметить, что большинство авторов – С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон, А.В.

Петровский, А.Г. Ковалёв – считают чувства высшими, сложными, социальными

эмоциями.

Высшие социальные эмоции или чувства представляют собой продукт

общественного воздействия. Они возникают лишь при наличии определённого

уровня интеллекта и отражают отношение предметов и явлений к высшим

потребностям и мотивам деятельности человека, как личности.

Чувства условно делят на этические (моральные, нравственные), которые

формируются в процессе воспитания; интеллектуальные (познавательные),

которые можно рассматривать, как двигатель процесса человеческого общества;

эстетические, в основе которых лежит способность к восприятию гармонии и

красоты.

Другой подход к эмоциям и чувствам содержится у А.Н. Леонтьева,

который делит их на аффекты.

Чувства, по А.Н. Леонтьеву, являются подклассом эмоциональных

процессов. Основная их особенность в предметности.

Ряд авторов (Г.Х. Шингаров, Г.И. Батурина и др.) считают, что

основанием для разграничения эмоций и чувств как качественно разных

психических явлений эмоциональной сферы являются, во-первых, потребности,

которыми они обусловлены; во-вторых, функции, которые они выполняют; в-

третьих, физиологические механизмы, которыми они обусловлены.

Другие учёные (С. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, В.П. Фортунатов)

считают, что чувства отличаются от эмоций амбивалентностью, силой,

глубиной, динамичностью.

Отечественные психологи дают научное объяснение природы эмоций и

чувств, хотя в настоящее время среди них нет единого взгляда на природу,

сущность эмоций и чувств. Это объясняется тем, что долгое время велись

дискуссии, да и сейчас ведутся по вопросам: что относить к эмоциям? Где их

искать? Чем они детерминированы? Кроме того, эмоции всегда рассматривались

в рамках других процессов. И основная трудность изучения эмоций – в их

глубоко интимном содержании.

Но, несмотря на это, отечественные психологи внесли огромный вклад в

теоретическое и экспериментальное изучение эмоций и чувств хотя ещё очень

много нерешённых проблем.

1.4 Развитие аффективной сферы у детей школьного возраста

Основные моменты развития чувств в школьном возрасте заключается в

том, что: чувства становятся всё более сознательными и мотивированными;

происходит эволюция содержания чувств, обусловленная, как изменением образа

жизни, так и характера деятельности школьника; меняется форма проявлений

эмоций и чувств, их выражение в поведении, во внутренней жизни школьника;

возрастает значение формирующейся системы чувств и переживаний в развитии

личности школьника.

Разительные перемены в психическом развитии ребёнка, происходящие в

относительно короткий отрезок времени, не является редким явлением. К

такого рода переменам относится перестройка в отношении чувств,

наблюдающаяся у семилетних детей. Школьник следит за своим внешним видом,

соответствующим состоянием учебных пособий и "орудий" учебного труда; он

озабочен тем, что нужно рано встать, чтобы не опоздать в школу.

В период обучения познавательная деятельность учащихся,

осуществляемая изо дня в день, является источником развития познавательных

чувств и познавательных интересов. Формирование моральных чувств школьника

обусловлено его жизнью в классном коллективе.

Опыт нравственного поведения становится определяющим фактором

формирования моральных чувств.

Эстетические чувства школьника развиваются на материале уроков и вне

их – во время экскурсий, туристических походов, посещения музеев,

концертов, просмотра спектаклей.

Учащийся школы очень энергичен, его энергия не поглощается без

остатка учебной работой. Избыток энергии проявляется в играх и различных

занятиях ребенка.

Разнообразная по содержанию деятельность школьника порождает целую

гамму обогащающих его чувств и переживаний, является предпосылкой

формирования на её основе склонностей и способностей.

Основные возрастные особенности эмоциональных реакций, состояний и

чувств школьника сводятся к следующим:

а) по сравнению с дошкольниками понижается эмоциональная

возбудимость, причём это происходит не в ущерб содержательной стороне

эмоций и чувств;

б) начинает формироваться такое чувство, как чувство долга;

в) расширяется круг представлений и хороших знаний, и происходит

соответствующий сдвиг в содержании чувств – они вызываются не только

непосредственном окружением;

г) повышается интерес к предметному миру и к тем или иным видам

деятельности.

Типичным для детей подросткового возраста является то, что с периодом

полового созревания у них значительно повышается эмоциональная

возбудимость, эмоциональная неустойчивость, импульсивность.

Характерным для подростка является то, что он часто совершает

действия и поступки под непосредственным влиянием чувств и переживании,

захватывающих его полностью.

Возникающее у подростка половое влечение выражается в возникновении

интереса к представителям другого пола.

У некоторых школьников – подростков наблюдается "влюблённость

–эмоциональный порыв, объектом которого становятся нередко взрослые люди.

На фоне возрастных особенностей эмоциональной сферы подростков

выступает дифференциация чувств по всем их показаниям: содержанию, глубине,

полноте и формам их проявления.

Характеристика развития чувств подростка, по существу, не возможна

без учёта весьма интенсивно происходящего развития самосознания подростка.

Только при учёте этого исключительно важного момента в развитии личности

может быть понята роль переживаний в становлении самосознания подростка.

Это взаимосвязанные явления, и в этом не трудно убедится, обратясь к

фактам.

Стремление подростка к острым переживаниям, переживанию опасных

ситуаций – это очень типично для подросткового возраста. Не случайно они

так тянутся к приключенческой литературе и книгам о героях, читая которые,

они сопереживают. Это сопереживание –так же существенное проявление эмоции

и чувств подростка: сопереживание способствует их дальнейшему развитию.

Увлечение подростков любимыми героями книг вызывает стремление

подражать им. Увлечённость кем-то или чем-то – типичная черта типичного

облика подростка. Причём эта увлечённость, очень ярко эмоционально

окрашенная, нередко приводит к поступкам, не соответствующим возможностям

подростка и неразумным по существу. Эта же увлечённость (сплошь и рядом

внешними качествами людей и внешними их проявлениями), часто является

основанием для ошибочной оценки их личности. Эмоциональная обусловленность

этих оценок, их субъективизм – часто наблюдающееся явление.

У подростка отмечается также обострённая чувствами тревожность,

требовательность к себе, не всегда, особенно при отсутствии надлежащего

влияния воспитателя, находящая нужное и полезное применение. Это

проявляется в повышенной требовательности подростков к своим сверстникам.

Требовательность и импульсивность проявляются как у мальчиков, так и

у девочек подросткового возраста и, следовательно, представляют собой их

возрастные особенности, черты. Импульсивность, в частности, проявляется в

том, что возникшие желания реализуются, как правило, сразу, без всяких

раздумий и задержек. Нередко следствием этого являются ошибочные решения и

поступки.

В период отрочества усиленно развивается чувство товарищества, часто

перерастающее в чувство дружбы, выражающееся в такой системе отношений, при

которой все – радости и печали, успехи и неудачи, переживаются сообща.

Процесс становления системы отношений – отношений к себе самому, к

миру, к людям, непосредственно выражающийся в развивающихся чувствах, –

охватывает не только подростковый, но и возраст ранней юности.

Преемственность развития чувств и эмоций в пределах школьного

возраста хорошо иллюстрируется развитием чувств у подростков и в юности. Но

эта преемственность не исключает и своеобразия развития эмоциональных

проявлений личности в каждый возрастном период.

Преемственность в развитии чувств выражается в том, что продолжается

развитие всех видов чувств, продолжают действовать как решающий фактор

эволюции чувств их воспитание, жизнь и деятельность в коллективе, а также

все возрастающая роль самовоспитания; наблюдается дифференциация чувств как

в плане развития их содержания и форм проявления, так и их

индивидуализации, т. е. их неповторимого своеобразия, достигающего наиболее

яркого выражения у старшеклассников.

Своеобразие развития чувств в подростковом возрасте представлено

следующими сторонами и проявлениями:

а) особенно интенсивным развитием морально-этических и эстетических

чувств;

б) усилением значения чувств и переживанием в формировании убеждений;

в) формирование чувств в условиях общественно полезного и

производительного труда;

г) устойчивостью и глубиной чувств, принципиальностью отношений и

оценок.

Формирование чувств, их воспитание – одна из самых сложных

воспитательских задач. Равной по ее значению является только одна задача –

формирование убеждений.

Психология воспитания чувств разработана недостаточно, но положения,

которые ориентируют воспитателя в подходе к решению этой задачи, ясны.

Здоровая, полнокровная в своём содержании жизнь ребёнка – основа

основ формирования его чувств, являющимся одним из очень сильных внутренних

стимулов-мотивов его волевой деятельности.

Формирование чувств, происходит в неразрывной связи с развитием

личности, которая совершенствуется в процессе деятельности.

1.5. Особенности эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка.

Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к

числу наиболее важных в дефектологии. Занимаются ими не только

олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук: психологи,

невропатологи, психиатры, эмбриологи, генетики и др. Внимание к проблемам

умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом

аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по

всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о

создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей.

Отечественная психология, движимая гуманными целями, стремится помочь

воспитанию детей, имеющих тот или иной дефект, найти пути для развития всех

положительных сторон личности ребёнка, чтобы дать ему возможность стать

полезным членом общества.

Изучение процесса развития умственно отсталого ребёнка помогло понять

это развитие не как проявление предопределённых задатков или недостатков,

не как вариант нормы, но как результат заболевания, которое и создало

своеобразие развития. Однако и это своеобразное развитие, как показали

исследования, проведённые психологами А.Р. Лурия, А.Л. Леонтьевым, Л.С.

Выготским, все же есть развитие, формирование новых связей накопление

жизненного опыта, овладение знаниями и навыками, поступательное движение

вперёд. М.С. Познер и В.И. Лубовский считают, что "... то, что ошибочно

принимают за врожденные и простые свойства психики, является рядом сложных

функциональных систем, сформированных в процессе длительного развития

ребёнка.

... Однако нет сомнения в том, что многие природные задатки являются

важнейшим условием для развития этих сложных функциональных систем " [26,

11-12].

Исследования, проведённые коллективом психологов (Г.М. Дульнева, Б.И.

Пинского, М.П. Феофанова) под руководством Л.В. Занкова были направлены на

изучение личности аномального ребёнка в целом. Формирование личности

прослеживается в процессе овладения ребёнком знаниями, в зависимости от

педагогического воздействия, которые использует ребёнок в коллективе,

работающем под руководством воспитателя.

Развитие школьников прослеживается в их своеобразии и служит

улучшению практики воспитания и обучения аномальных детей. Большое внимание

вопросу о взаимоотношении обучения и развития уделяется в исследованиях,

проводимых под руководством Л.В. Занкова.

Л.В.Занков на примере изучения школьников, показывает огромное

влияние правильно организованного обучения на развитие познавательной

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ