Анализ суждений детей о значении понимания другого человека и самого себя
Таким образом теоретические работы прямо не связаны с проблемой
осознания понимания себя и другого человека, но они указывают на общие и
частные стороны развития самосознания и межличностного восприятия детей
младшего школьного и подросткового возрастов, которые безусловно помогают
раскрыть поставленную проблему.
Анализ суждений детей младшего подросткового и подросткового возрастов
(экспериментальная часть)
Для выяснения у детей потребности понимания и осознания значимости
понимания другого человека и себя была проведена следующая работа.
Учащимся 6 и 8 классов было предложено ответить на приведенные ниже
вопросы, которые позволили бы в результате анализа выявить у детей
значимость или, напротив, недопонимание и отрицание важности понимания себя
и другого человека.
Взяты специально разные возрастные группы, чтобы можно было проследить
различия в высказываниях двух групп.
Таблица№1
Значение понимания себя и других людей у детей младшего подросткового
возраста
|Вопросы |Категории ответов |Количество|
| | |ответивших|
|I. Полезно ли было бы|1) Да |8 |
|знать о себе более |2) Да, я узнаю себя более | |
|точно, подробно? |подробно, глубоко |6 |
|Почему? |3) Да, знание о себе позволит | |
| |искоренить отрицательные | |
| |качества |7 |
| |4) Нет |2 |
|II. Что важнее всего |1) Черты характера (указаны | |
|знать о себе? |конкретно или в общем) |14 |
| |2) Отношение к тебе других |3 |
| |людей | |
| |3) Недостатки, отрицательные |3 |
| |стороны характера |2 |
| |4) Вопрос не воспринят |1 |
| |5) Ничего | |
|III. Что бы тебе |1) Узнать о характере, о себе | |
|хотелось еще узнать о|более полно, подробно |10 |
|себе? |2) Мнение окружающих обо мне |8 |
| |3) Ничего |5 |
|IV. Что бы ты сказал |1) Конкретные черты характера |15 |
|о себе самом (10 |2)Понимание себя через | |
|утверждений). |конструкции типа: «Я люблю…», | |
| |«Мне нравится…» |5 |
| |3) Не дан ответ |3 |
|V. Что думают о тебе |1) Я знаю, что нравлюсь им |7 |
|другие люди? |2) Не знаю точно, но думаю… |9 |
| |3) Не знаю |7 |
|VI. Что ты знаешь о |1) Перечислены только | |
|лучшем друге? |положительные черты характера |11 |
| |2) Перечисление как достоинств,| |
| |так и недостатков |7 |
| |3) Все |5 |
|VII. Что еще тебе |1) Открыть новые черты | |
|хотелось узнать о |характера; узнать о нем то, что| |
|нем? |до этого не знал |12 |
| |2) Ничего |10 |
| |3) Что он думает о других людях|1 |
|VIII. Для чего тебе |1) Лучше узнаю друга |10 |
|нужно дополнительное |2) Знание о нем закрепляет | |
|знание о нем? Что оно|дружбу; понимание при общении |9 |
|тебе дает? |3) Ничего |4 |
Значение понимания себя и развитие самосознания в младшем подростковом
возрасте
Рассмотрим ответы на вопрос №1. Большинство (8 человек) дали ответ в
двухмерной плоскости (да - нет) без соответствующего комментария. Эти
ответы можно анализировать, как внутреннее осознание важности понимания
себя и другого человека, или бессознательную оценку важности этого вопроса,
но неумение раскрыть и описать это интуитивное чувство.
Но приблизительно столько же детей дали положительные развернутые
характеристики.
Ответы с такой формулировкой как: «Да, ты поймешь, какой ты есть на самом
деле» или «Да, можно больше нового узнать о себе» говорят о том, что в
младшем школьном возрасте у детей присутствует эта потребность, причем
большая часть это не только осознает, но и пытается понять, что может дать
это знание.
Так же приблизительно 25% учащихся смогли конкретно пояснить, что дает им
понимание себя. Все эти дети отметили у себя какие-то определенные или
абстрактные отрицательные черты (привычки, манеру поведения, недостатки). И
что самое главное, они мотивируют важность понимания себя тем, что это
знание поможет избавиться от отрицательных сторон своего характера. В одной
работе ребенок даже развивает эту тему еще глубже: Знание и искоренение в
себе отрицательных сторон приведут к тому, что ему проще будет общаться с
другими людьми; он избежит возможных конфликтных ситуаций со сверстниками.
Лишь два человека из класса ответили, что им совершенно не нужно знать о
себе более полно, подробно.
Один школьник мотивирует свой ответ тем, что: «Я и так о себе достаточно
знаю». Из данного ответа нельзя сделать однозначного вывода, так как этот
ответ может быть вызван завышенным уровнем самооценки или внутренним
осознанием полного знания проблемы для своего возраста. Но, скорее всего,
здесь присутствует завышенная самооценка, так как последующие ответы на
вопросы у этого ребенка односложны, без какого-либо комментария и понимания
поставленной проблемы.
Другой ученик, при ответе на второй вопрос, напротив, показывает, что его
нежелание знать ничего о себе связано с заниженным уровнем самооценки: «Для
кого как, а для меня нет. Не хочется расстраивать себя». То есть он боится
знать себя более подробно, так как подозревает о множестве отрицательных
сторон.
Подводя итог по данному вопросу, который прямо относится к поставленной
проблеме, можно сделать несколько выводов.
Во-первых, у большинства детей достаточно развито самосознание,
восприятие и понимание, что приводит к осознанию как прямой, так и скрытной
важности понимания себя.
Во-вторых, неоднозначные ответы на данный вопрос характеризуют разный
культурный, интеллектуальный уровень развития учащихся. Дети с высоким
уровнем развития дают более развернутые ответы; у детей же с менее высоким
уровнем развития присутствует более скрытая позиция.
Но самое главное – есть дети, которые реально осознают возможности и
важность знания себя; видят в этом положительные и социально важные
стороны.
Второй вопрос («Что важнее всего знать о себе?») как бы дополняет первый
и провоцирует ребенка на то, что он не только должен понять важность знания
себя, но и разобраться в себе самом, задать в себе вопросы, попробовать
проанализировать себя, свое поведение.
Самый распространенный вариант ответа – это знание черт своего характера
Причем некоторые дети из этой подгруппы выделяют конкретные качества:
доброту, отзывчивость, сочувствие, взаимопонимание или абстрактные:
характер, какой я есть на самом деле.
Намного меньше глубоко осмысленных ответов: лишь три человека считают
важным знать мнение другого человека о себе, делая акцент на то, что мнение
другого человека поможет им развить в себе положительные стороны характера
и избавиться от дурных наклонностей, которые препятствуют общению с
окружающими.
С этими ответами схожа и следующая группа ответивших, которая утверждает,
что самое главное – знать свои недостатки, отрицательные стороны личности,
так как это поможет им избежать конфликтов; быть доброжелательными. Один
мальчик написал, что если он не будет показывать отрицательные стороны
характера, то его все будут любить и уважать. То есть знание и искоренение
отрицательных черт поднимет его авторитет.
Один человек из испытуемых отрицательно ответил на предложенный вопрос,
не объясняя причину такого ответа.
Так же при ответе на вопрос выделилась группа детей, которые не поняли
смысла вопроса и дали следующие ответы на вопрос: что важнее всего знать о
себе? Имя; домашний адрес, где ты живешь и откуда произошли твои предки.
Эти ответы показывают, что еще не у всех детей младшего школьного возраста
развито абстрактно-категориальное мышление, что и привело к примитивному
пониманию данного вопроса.
В целом, этот вопрос заставил детей задуматься о важности понимания этой
проблемы. Дети попытались проанализировать и оценить свое поведение,
вычленив главные, на их взгляд особенности.
Третий вопрос: что бы тебе еще хотелось узнать о себе? Как бы дополняет
второй вопрос, связанный с развитием самосознания ребенка. Этот вопрос не
совсем связан с значимостью понимания себя; но ведь только через развитие
самосознания ребенок сможет понять и осознать важность поставленной
проблемы.
Ответы детей можно разделить на три тематические группы.
Первая группа испытуемых ответила, что им хотелось бы узнать о себе самом
в целом, более подробно о своем характере, так как дети вполне осознают,
что недостаточно знают себя.
Многие дети не вполне уверены в своих положительных качествах, поэтому
они задаются такими вопросами: есть ли у меня сила воли? Способен ли я
решить поставленную задачу? Есть ли у меня достоинства?
Но есть дети из этой группы, которые утверждают, что о себе узнать нужно
все: охватить все стороны деятельности, так как это знание очень пригодится
им в жизни и поможет сделать верный выбор. То есть дети осознают, что
полученные знания помогут адаптироваться им в социальной среде, выбрать
верное решение.
Вторая группа детей (равна в количественном отношении первой) утверждает,
что нужно знать еще и мнение другого человека о себе, чтобы создалось
полное представление человека о себе. (Во втором вопросе большая часть
ответила, что главное – знать свой характер и третий вопрос, как
дополнение, - мнение другого о себе).
То есть дети вполне осознают целостный подход к своей личности. Причем в
некоторых работах вопрос раскрывается полностью: дети иллюстрируют на
конкретных примерах важность мнения другого человека о себе ( мы с другом
будем лучше понимать друг друга; окружающие могут увидеть во мне то, что я
сам не замечал). То есть мнение других людей поможет им раскрыть новые
качества в себе как положительные, так и отрицательные.
Правда у большинства детей это осознание еще завуалировано, но попытки
объяснения присутствуют практически у всех.
И лишь только 5 человек из класса дали отрицательный ответ. Они считают,
что им не нужно больше ничего знать о себе. Четыре ответа односложны; а
один мальчик утверждает, что он знает о себе ровно столько, сколько ему
нужно, и он не видит смысла и стремления что-либо еще узнать о себе.
И как вывод, можно отметить, что по данному вопросу у детей младшего
школьного возраста прослеживается развитие в самосознании и в понимании
важности знания самого себя.
Следующий вопрос напрямую связан с самосознанием ребенка. Причем, детям
дается конкретная установка: 10 утверждений о себе самом.
70% шестиклассников привели конкретные черты характера, причем, в
описании себя положительные качества доминируют над отрицательными. Из всей
группы лишь трое смогли составить 10 утверждений. У остальных
приблизительно по 4 – 6 высказываний. Во всех работах, кроме одной, идет
перечисление качеств характера. Большинство начинают с критерия: добрый –
плохой; затем отмечают такие черты как общительность, наличие чувства
юмора; редко перечисляют описание внешности.
Только одна девочка из всей этой группы, помимо перечисления черт
характера указывает на то, что такой ее видят другие; то есть в этой работе
присутствует объективная оценка самого себя.
Многие, когда приводят отрицательные черты характера, такие как
самолюбие, обидчивость, вредность, раздражительность, не указывают на то,
каким путем получены данные сведения.
То есть у них не совсем развито осознание значимости понимания себя;
другого человека; интерес к его мнению и самой личности.
Небольшая группа испытуемых пытается выразить утверждение о себе через
такие грамматические конструкции как: мне нравится, я люблю. Эти ответы
свидетельствуют о неразвитом абстрактном мышлении, то есть дети не могут
абстрагировать конкретные абстрактные понятия и выявляют свои способности,
привычки и черты характера косвенным образом. Сравните: я быстро нахожу
друзей и я дружелюбная; я люблю веселиться и я веселый.
И три человека вовсе не справились с заданием, не дав не одного
утверждения, что явно свидетельствует о непонимании поставленного вопроса
либо о отсутствии мнения о себе самом.
Этот вопрос подвел итог о развитии самосознания в младшем школьном
возрасте. В большинстве работ преобладал высокий уровень развития, что в
теоретических работах отмечается у детей более старшего возраста.
Последний вопрос из группы восприятия себя касается понимания себя через
мнение другого человека.
К первой группе относятся утверждения, в которых дети абсолютно уверены,
что другие воспринимают их только в хорошем свете, с выгодной для
испытуемого стороны. Причем, дети понимание другого человека сводят до
уровня друзей (никто не учитывал мнение врагов, родителей, учителей).
Основные высказывания: мои друзья меня любят; я нравлюсь моим друзьям;
друзья думают, что я добрый, смелый…
Никто из детей не упомянул о том, что мнение других людей о нем совпадает
с его собственным мнением или , наоборот, друзья не воспринимают его таким,
какой он есть на самом деле.
Более распространена вторая группа, где испытуемые не уверены в
правильности своего мнения, но думают так исходя из отношения к ним других
людей. То есть у них хоть и вскрытой форме, но проявляется значимость
понимания себя через оценку себя другими людьми. Оценка себя со слов и
взаимоотношений с другими людьми более объективна, чем у первой группы.
Дети выражают надежду, что другие люди хорошего мнения о них. В двух
работах говориться о том, что испытуемые до участия в эксперименте никогда
не задумывались над данной проблемой. А мальчик даже говорит о том, что
мнение других людей можно получить, только спросив об этом у окружающих
напрямую. То есть у этого ребенка не развита наблюдательность, он не может
судить об отношении к нему других людей по их поведению, отношению к нему.
А одна девочка говорит, что другие о ней нехорошего мнения скорее всего
потому, что она бывает несправедлива по отношению к другим, но она
постарается исправиться. То есть она анализирует свое поведение и понимает
важность этого знания.
И 1/3 всех учеников вообще не смогли ответить на вопрос, так как никогда
не задумывались над тем, какими их видят и воспринимают окружающие, таким
образом и осознание значимости понимания себя через мнение других людей у
них отсутствует.
Значение понимания другого человека и развитие межличностных отношений в
младшем подростковом возрасте
Если первые шесть вопросов касались значения понимания самого себя, то
последующие вопросы затрагивают проблему значимости восприятия другого
человека.
Первый из этих вопросов касается понимания своего друга.
Большая часть детей указывают только на положительные стороны характера
друга. И это вполне естественно, так как дети выбирают друзей по каким-то
определенным положительным критериям: общность взглядов, интересов;
доброжелательность, отзывчивость и взаимопонимание.
Две девочки, помимо перечисления определенных положительных черт своих
подруг добавили, что раз это их подруги, значит нельзя говорить и думать о
них плохо. То есть у этих испытуемых выработался определенный стереотип,
при котором они «должны» видеть только хорошее в друге. У них отсутствует
объективное восприятие друга как человека вообще. Соответственно, они и не
осознают важности знания другого человека, так как видят его только с одной
стороны, выработанной в их представлении как «стереотип друга».
Два главных качества, которые дети обычно выделяют у друзей – это
преданность и помощь в трудную минуту.
В следующей группе дети судят своих друзей не субъективно, а более
объективно, выделяя как положительные, так и отрицательные качества.
Заметим, что многие из них , при выделении отрицательных качеств,
высказывали следующее: но я не слишком хорошо знаю друга, поэтому и не
обижаюсь на него. Таким образом они, хоть и в косвенной форме, но осознают
важность понимания другого человека. Ведь только благодаря совершенному
знанию своего друга они избегают конфликтных ситуаций и приходят к
взаимопониманию и согласию. Так же это дает им возможность свободного
общения и понимания вообще.
И в работах третей группы дан обобщающий ответ: все. Некоторые из
испытуемых этой группы поясняют: все, что мне нужно узнать о нем; все, что
я хотел узнать. То есть у детей этой группы есть определенные критерии
оценки, по которой они анализируют своего товарища, не раскрывая
конкретного знания.
При анализе следующего вопроса: что еще тебе хотелось бы узнать о нем?
Можно провести параллели с вопросом: что еще хотелось бы узнать о себе?
Варианты ответов этих вопросов схожи, но при ответе на вопрос: что тебе
хотелось бы еще узнать о самом себе? даны более полные, развернутые
характеристики. Из этого можно сделать вывод, что детям подросткового
возраста проще отвечать на вопросы, касающиеся развития самосознания,
нежели межличностного восприятия. Это происходит, скорее всего, не потому,
что один процесс опережает другой, а потому что дети чаще задумываются над
своим поведением, чем над поведением другого.
Первая группа испытуемых (это больше половины класса) ответили, что
хотели бы открыть в друге новые черты характера; узнать о нем то, что до
этого не знали или о чем просто даже не задумывались Причем, многие дети
хотели узнать именно то о друзьях, что друзья тщательно пытаются скрыть.
Две девочки выразили даже разочарование по поводу того, что видят итак
слишком много отрицательных качеств у лучшего друга и говорят об этом: «…
лучше бы я меньше знала о ней». В этих работах тоже можно увидеть скрытое
осознание важности понимания другого человека. Так как испытуемые увидели
своих друзей в « неприглядном свете», то они могли сделать вывод, что
общение с этими людьми не подходит им и что лучше завести новые знакомства,
чтобы избежать конфликтных ситуаций.
Приблизительно половина детей ответили, что больше ничего не хотели бы
узнать о друге, так как все итак хорошо знают о нем. Эта завышенная
самооценка совершенного знания другого постоянно присутствует в нескольких
работах. Скорее всего, это одна из ведущих черт младшего школьного
возраста.
И только один ученик ответил, что важно знать, что, друг думает о тебе.
То есть он затронул сферу межличностного общения, говоря о том, что это
знание приведет к взаимопониманию.
И самый последний является итоговым в межличностном восприятии.
Он состоит из двух подпунктов: 1)Для чего тебе нужно дополнительное
знание о нем? 2)Что оно тебе дает?
Половина школьников дали приблизительно одинаковые ответы такого плана,
что это знание помогает лучше узнать друга и все: «Так я могу лучше узнать
его», «Так у нас будет много тем для разговоров», «Я смогу полагаться на
своего друга» и тому подобное. Таким образом приблизительно 50% младшего
школьного возраста еще не осознает важность понимания другого человека.
Вернее, эта потребность присутствует , так как они осознают, что другого
человека нужно хорошо знать. Но они не могут объяснить, что им даст большее
понимание другого. Этот вопрос может быть не совсем актуален для данной
возрастной группы.
Но другая половина класса ответила на уровень выше, отметив важность
знания другого человека. Это такие ответы как : «Мы будем лучше понимать
друг друга», «Мне будет намного проще общаться с ним», «Если я буду больше
знать друга, закрепится дружба» и так далее. Испытуемые этой группы четко
осознают важность понимания другого человека. Следовательно, развитие этих
детей более высокого уровня; они свободно общаются со сверстниками, им
легче найти общий язык с другими людьми и чувствовать себя комфортно в
различных ситуациях.
И лишь небольшая часть детей дали отрицательный ответ; знание другого
человека им совершенно ничего не дает. Причем, все ответы не
прокомментированы. Об этих учащихся можно сделать следующий вывод: они
отстают в развитии от ровесников и поэтому не осознают важности
поставленной проблемы.
Сопоставив успеваемость детей, их активность и внешкольные занятия, можно
сделать вывод, что дети, которые хорошо учатся, занимаются в различных
секциях и кружках дают более полные и развернутые ответы. Испытуемые,
отвечавшие односложными фразами заметно отстают в успеваемости; они мало
заинтересованы в повышении уровня знаний. Таким образом, Уровень
культурного и интеллектуального развития соотносится и влияет на значение
понимания себя и другого человека.
Значение понимания себя и развитие самосознания в старшем подростковом
возрасте
Теперь проанализируем ответы учащихся 8 класса, которые по периоду
развития относятся к старшему подростковому возрасту, и сравним их ответы с
ответами учащихся младшего школьного возраста.
Таблица№2
Значение понимания себя и другого человека в старшем подростковом
возрасте
|Вопросы |Категории ответов |Количество|
| | |ответивших|
|I. Полезно ли было бы|1) Да |4 |
|знать о себе более |2) Я итак все знаю о себе |9 |
|точно, подробно? |3) Да, знание о себе позволит | |
|Почему? |искоренить отрицательные | |
| |качества и избежать |4 |
| |неприятностей | |
| |4) Полезно, т.к. узнаешь о себе|2 |
| |много нового | |
|II. Что важнее всего |1) Черты характера (указаны | |
|знать о себе? |конкретно или в общем) |10 |
| |2) Отношение к тебе других |3 |
| |людей | |
| |3) Недостатки, отрицательные |2 |
| |стороны характера |4 |
| |4) Способность добиться | |
| |чего-либо | |
|III. Что бы тебе |1) Я итак все знаю |5 |
|хотелось еще узнать о|2) Мнение окружающих обо мне |8 |
|себе? |3) Недостатки |1 |
| |4) Способность достичь |5 |
| |чего-либо | |
|IV. Что бы ты сказал |1) Конкретные черты характера |12 |
|о себе самом (10 |2) Черты характера с пояснением|1 |
|утверждений). | | |
| |3) Не вижу в себе ничего |2 |
| |особенного | |
| |4) Я не могу сам оценить себя, |4 |
| |т.к. это должны делать другие | |
| |люди | |
|V. Что думают о тебе |1) Каждый воспринимает | |
|другие люди? |по-своему |4 |
| |2) Положительная оценка |5 |
| |3) Не знаю |6 |
| |4) Не знаю, но думаю… |4 |
|VI. Что ты знаешь о |1) Это самый близкий мне |4 |
|лучшем друге? |человек | |
| |2) Перечисление определенных |8 |
| |черт характера |7 |
| |3) Я знаю о нем все, что мне | |
| |нужно | |
|VII. Что еще тебе |1) Я итак все знаю |11 |
|хотелось узнать о |2) Какой он есть на самом деле |5 |
|нем? |3) Скрытные черты характера |3 |
|VIII. Для чего тебе |1) Узнать его более подробно |3 |
|нужно дополнительное |2) Знание о нем закрепляет | |
|знание о нем? Что оно|дружбу; понимание при общении |6 |
|тебе дает? |3) Ничего |10 |
Ответы на один из ведущих вопросов поставленной проблемы достаточно
однообразны и односложны.
Большая группа детей (9 человек) ответили на этот вопрос скорее
отрицательно, чем положительно. Хотя открыто утверждать, что это не полезно
и не нужно не стал никто. Просто эта группа испытуемых уверена, что они
достаточно себя знают и что никакого дополнительного знания им не
требуется. Скорее всего, это говорит о завышенной самооценке подростков,
хотя многие исследователи подросткового периода утверждают, что у подростка
резко снижается уровень самооценки.
Так же не дает сделать каких-либо определенных выводов и другая группа
школьников, ответивших односложной фразой – да. Либо уровень развития
данной группы не позволяет дать комментируемый ответ, либо эти дети
бездумно и небрежно отнеслись к данному виду работы.
Два испытуемых продолжили мысль второй группы, добавив то, что это знание
нужно и полезно, так как ты узнаешь о себе много нового. Но они не
объяснили, что же дает им знание себя, помогает ли это в жизни при общении
с друзьями, взрослыми и так далее.
И лишь четыре человека смогли приблизиться к истине. Они утверждают, что
знание себя является важным, так как позволяет увидеть в себе отрицательные
качества и, следовательно, попытаться избавиться от них. Один мальчик
мотивирует важность знания себя тем, что попытка искоренить отрицательные
стороны приведет к тому, что не только другие будут относится к тебе лучше,
но и ты сам возрастешь в собственных глазах.
Очень интересно рассуждение девочки из этой же группы, которая так
объясняет важность понимания себя : «Я поссорилась с лучшей подругой Катей,
и она не хотела больше со мной разговаривать. Сначала я очень сильно
обиделась на нее, но потом, подумав, поняла, что виновата сама, так как я
постоянно думала только о себе, а не о других».
То есть из этой работы можно сделать вывод, что знание себя и самое
главное – осознание этой важности вытекает из определенных жизненных
ситуаций.
Обычно дети не задумываются над этой проблемой, так как она для них не
актуальна. То есть они не реализовывают ее в жизни. И лишь в определенной
ситуации дети начинают анализировать причины ссоры, анализируя таким
образом себя и своего оппонента, и приходят к осознанию важности понимания
себя и другого человека.
На второй вопрос: что важнее всего знать о себе? большая часть
опрашиваемых ответила: черты характера (ответы приводились как в обобщенном
виде, так и конкретные черты в отдельности), привычки и так далее. Во
многих работах уже появляется мотивация данного знания тем, что: «Это
поможет мне в будущем», «Зная свои привычки, мне будет проще выбрать
профессию», «Я буду выбирать себе друзей с такими же интересами, как у
меня».
Таким образом еще раз можно убедиться, что осознание важности понимания
себя приходит с ростом человека. Человек начинает ощущать себя не замкнутой
частью чего-либо, а полноценным членом общества, в котором он
взаимодействует с другими. Так же в подростковом возрасте возникают мысли о
будущем: личной жизни, карьере, духовных поисках и устремлениях.
Как уже было сказано в теоретической части, для подросткового возраста
характерна глубокая рефлексия. Подростки углубляются в себя, пытаются
разобраться в самом себе. Как наглядное тому подтверждение – ответ второй
группы испытуемых: главное, что нужно знать – это способен ли я достичь,
добиться в этой жизни? Таким образом встает проблема реализованности
личности, тревога за неспособность сделать что-либо и так далее. Ребенок
пытается проанализировать, понять себя, чтобы быть более уверенным в себе.
Видимо, в данных ответах на уровне подсознания подросток понимает
значение знания себя.
Небольшая группа испытуемых (3 человека) ответили, что главное – мнение
другого человека. Этот ответ может еще раз подтвердить повышенную
рефлексию, когда подросток пытается разобраться в себе, руководствуясь
своими чувствами.
И всего лишь два человека ответили, что главное – это знание собственных
недостатков. Мотивация знания недостатков схожа с вышеупомянутым ответом на
первый вопрос.
Проблема ущербности и нереализованности особенно остро ставится в данном
возрасте. И даже если не все дети отметили знание своих недостатков, то во
всех работах присутствует общее чувство тревоги и неуверенности в себе.
Отсюда – противоречивость ответов. Например, один мальчик при ответе на
первый вопрос утверждал, что ему ничего не нужно знать о себе, а во втором
– он сомневается в себе и задается вопросом: могу ли я чего-нибудь достичь?
Третий вопрос является смежным со вторым; он как бы дополняет второй,
поэтому и многие ответы пересекаются. Таким образом, большая часть
подростков ответили: еще нужно знать, как относятся к тебе другие люди (в
предыдущем вопросе они ответили, что главное – знание себя). То есть
представление о себе у большинства складывается из двух факторов: «Я
–глазами себя» и «Я – глазами другого».
Некоторые из испытуемых объясняют важность мнения другого человека тем,
что они смогут развить в себе положительные качества и откорректировать те
черты характера, которые окружающие находят неуместными. Одну девушку
волнует проблема: «Как примет меня общество?». То есть она себя видит уже
не членом замкнутой группы, а частью общества, где происходит
взаимодействие с окружающими. Здесь явно осознается важность знания себя,
так как это поможет чувствовать себя более уверенно среди других.
Так же, как и при ответе на первый вопрос пять человек выразило
уверенность, что основной набор качеств они знают и им этого вполне
достаточно. Прочитав ответ на предложенный вопрос и спросив, откуда столько
уверенности в себе, все подростки отвечали. Что они знают себя лучше кого
бы то ни было и им видней. Скорее всего, это попытка подростка утвердиться
и отстоять собственную точку зрения.
ј часть всех испытуемых так же волнует проблема: смоги ли достичь чего-
либо в этой жизни? Могу ли а поставить перед собой цель и разрешить
проблему? Как уже было сказано выше, - это особенность подросткового
возраста – ощущение неуверенности в себе. Подросток ставит перед собой
множество проблем, задается теми вопросами, которые через несколько лет
покажутся менее значительными.
И лишь один ученик ответил, что еще надо бы знать свои недостатки: «Если
ты их не знаешь, то глупо выглядишь в глазах других людей…».
То есть знание себя помогает еще и избежать насмешек и придает осознание
собственной значимости и уверенности.
Четвертый вопрос : какой ты есть на самом деле?
Самая большая группа испытуемых приводит конкретные черты характера,
которые выстраиваются в следующей последовательности: описание внешности
(красивый, симпатичный, привлекательный и т.д.), далее следует развитие
чувства юмора (веселый, смешной и т.д.) или умственные способности и лишь в
последних высказываниях такие качества как честность, преданность,
справедливость. В основном у молодых людей нравственные качества стоят на
первом месте. Наличие отрицательных качеств практически отсутствует.
Упоминаются такие как леность, вредность, легкомысленность.
Исходя из всего выше сказанного можно опять сделать вывод в противоречии
взглядов подростков, так как чувствуя неуверенность с одной стороны, с
другой – полное завышение самооценки.
Только в одной работе дается перечисление черт характера с комментарием:
«Я стараюсь помочь своим друзьям, так как не могу видеть страдания; я бываю
нервной, когда прихожу из школы или когда плохое настроение и т.д.» То есть
эта девочка пытается объяснить причину своих поступков; найти истоки
формирования тех или иных сторон характера.
Два следующих ответа: «Не вижу в себе ничего особенного» и «Я такой же
обыкновенный человек, как и все» говорят о заниженной самооценки или об
отсутствии попытки углубить знание о себе. Отсутствие индивидуализма в этих
работах так же может указывать на невостребованность личности, которая даже
не пыталась открыть в себе ничего яркого, индивидуального. Скорее всего,
отвечавшие никогда не задумывались и не пытались понять себя.
Следовательно, ни о каком понимании важности знания себя не может быть и
речи.
1/5 класса ответили: «Я не могу оценивать сам себя, так как это должны
сделать другие люди». У испытуемых сложился определенный стереотип, что
понять и дать себе оценку – это плохо и даже не прилично.
В этом случае детям следует объяснить, что в этом ничего неприличного
нет, что должен уметь оценивать себя, соотносить свое мнение с мнением
других, чтобы быть вполне развитой личностью.
Если подвести итог по данному вопросу, то можно сделать вывод, что в
подростковом возрасте суждение о себе весьма противоречивы и неадекватны, и
лишь немногие подростки видят важность в понимании себя.
Пятый вопрос дополняет предыдущий и дает возможность испытуемому оценить
себя через понимание его другим человеком.
Первая группа дала наиболее объективные и исчерпывающие ответы типа:
«Каждый человек воспринимает меня по-своему», «Мнение человека обо мне
зависит от моего с ним отношения и характера другого человека», «Мнение
других обо мне исходит из собственного поведения» и так далее. Испытуемые
этой группы способны анализировать себя через отношение к ним других людей,
способности объективно оценивать поведение другого по отношению к себе.
Шесть человек из класса затруднились ответить на данный вопрос, так как,
скорее всего, никогда не задумывались над тем, какими их видят окружающие.
Третья группа испытуемых дала положительную оценку себя другими людьми.
Возможно, что это оценка не всех окружающих, а только друзей, которые
выделяют больше положительных качеств, нежели отрицательных.
И последняя группа подростков ответила неуверенно: «…не знаю точно, но,
может быть…», Причем одна девочка дала следующий ответ: «Я не хочу об этом
знать с одной стороны, а с другой – все-таки интересно, просто не хочется
услышать что-то плохое, чтобы не расстраиваться». Это говорит о том, что
потребность мнения другого человека у подростка присутствует, но ему
страшно столкнуться с отрицательным результатом. Подростки не уверены в
себе, и отрицательная оценка только усугубит их замкнутость и разовьет
комплекс неполноценностей. Может быть поэтому они не хотят знать и
осознавать важность мнения другого человека о себе.
И один мальчик из последней группы ответил: «Не знаю, но думаю то же, что
я сам думаю о себе». Этот ответ может говорить о том, что данный подросток
проанализировал себя и сопоставил свою точку зрения с мнением других людей,
то есть здесь в скрытой форме проявляется понимание важности знания себя,
которое позволит подростку утвердиться в кругу сверстников и в собственных
глазах тоже.
Значение понимания другого человека и развитие межличностных отношений в
старшем подростковом возрасте
Второй блок вопросов был связан с проблемой межличностного восприятия и
пониманием важности знания другого человека.
Вопрос: что ты знаешь о лучшем друге? позволяет увидеть, насколько
глубоко знает подросток другого человека и применяет ли он как-нибудь это
знание.
Большинство (8 человек) перечислили определенные черты характера своих
друзей: добрый, веселый, ответственный, преданный. Наряду с положительными
чертами пишут и об отрицательных: ленивый, беззаботный, упрямый, обидчивый
и так далее. В одной работе после перечисления конкретных черт характера,
мальчик подводит итог и говорит о том, что друзья такие же люди как и все,
у которых есть как достоинства, так и недостатки. Но, несмотря на это и
какие-то мелкие недостатки, он уверен в безграничности дружбы и дорожит ею.
Таким образом осуществляется взаимосвязь: через понимание другого вообще,
подросток понимает друга и наоборот. Это очень важно, так как это знание
поможет осознать многие жизненные ситуации.
Приблизительно столько же человек ответило, что знают о других все, что
им нужно знать. То есть они отобрали в друге только те качества, которые им
пригодятся, будут полезны. Это не совсем верная позиция, так как человека
нужно знать со всех сторон, может быть даже для тебя и невыгодных. Эти
ответы характеризуют не достаточно высокий уровень развития испытуемых, так
как у них нет целостного представления о другом человеке.
И лишь четыре человека дали более продуманные, связанные с глубоким
пониманием другого ответы. Например, «Лучший друг – это самый честный перед
тобой и преданный человек. Ему можно доверить все тайны и быть уверенным,
что он никому не скажет» или «Лучший друг всегда поймет и поддержит в
трудную минуту. Мой друг мне даже ближе родителей». Эти ответы говорят о
многом. Во-первых, эта группа испытуемых достаточно хорошо изучила своих
друзей и соотнесла их с абстрактным пониманием дружбы. Во-вторых, явное
понимание значимости понимания другого. И в-третьих, осознание того, что
это знание укрепит дружбу; даст умение разобраться и объективно оценивать
других людей.
Интересно высказывание подростка о том, что другу он доверяет больше, чем
родителям. Эта характерная черта подросткового возраста. Дети этого
возраста стремятся доверять сверстникам и избегают общения с родителями и
взрослыми вообще.
Следующий вопрос касается понимания другого человека с добавлением: что
тебе еще хотелось бы узнать о нем?
Большинство испытуемых (11 человек) ответили, что ничего, так как все уже
знают о себе. Этот ответ очень характерен для каждого вопроса. Должно быть,
эта полная уверенность говорит об отстоянии собственной точки зрения. Ведь
для подростка очень важно, ему нужно утвердиться и показать, что он тоже
личность и имеет право на собственную точку зрения. Или же это говорит о
невысоком уровне развития индивида, который даже не пытается вникнуть в
поставленную проблему и пытаться ее разрешить. Как бы то ни было, но
однозначного мнения по этому поводу может и не быть.
Вторая группа испытуемых (5 человек) ответили, что хотели бы узнать,
какой их друг на самом деле. Трое объяснили это тем, что недостаточно
хорошо понимают своих друзей. А одна девочка развила эту тему: «Я не
достаточно хорошо знаю свою подругу и иногда не могу понять, почему она
поступает так, а не иначе». То есть у нее появилась явная потребность в
знании другого человека. И вполне закономерно, что испытуемая осознала
важность этой проблемы. Более полное знание своей подруги даст ей понимание
и осознание поступков подруги, что приведет к более тесной дружбе. Схоже с
этим высказыванием и такое: «Мне бы хотелось побольше узнать о подруге, так
как ссориться и ругать мы бы стали намного меньше». В этом случае
потребность вполне оправдана требованиями жизни и испытуемая это вполне
осознает.
И третья группа подростков ответила, что им еще хотелось бы узнать
скрытые черты характера друга. Скорее всего, эта группа чувствует, друга
что-то угнетает или просто есть что-то такое, о чем испытуемым не сообщают.
Это чувство недосказанности можно объяснить скрытностью характера друга или
же это свидетельствует о неблагонадежности испытуемых, которым друзья
просто напросто не совсем доверяют.
И самый последний вопрос подводит итог о значении понимания другого
человека. Он должен подвести детей вместе с предшествующими вопросами к
осознанию важности понимания поставленной проблемы.
Большинство ответов сформулированы так: Мне не нужно больше ничего знать
о нем /друге/. О приведенных высказываниях такого плана уже говорилось, что
это, скорее всего, не подуманные работы.
Шесть человек из класса ответили четко, что знание о другом человеке
поможет им лучше понять другого человека и укрепить дружбу. Эти ответы
говорят о достаточно высоком уровне развития; о том, что испытуемые, должно
быть, сталкивались с этой проблемой в жизни, то есть для них эта проблема
актуальна.
И три человека дали ответ, что дополнительное знание о другом человеке
помогает им узнать друга более полно, подробно. Эти работы являются средним
звеном между двумя остальными группами. Испытуемые данной группы еще не
вполне осознают важность понимания другого, так как не могут объяснить, что
их привело к такому утверждению, но и не отрицают это знание, как первая
группа.
Выводы по экспериментальной части
А если проанализировать в целом, насколько подростки осознают важность
понимания себя и другого человека, то можно сделать вывод, что у 70%
учащихся это осознание отсутствует или представлено в латентном виде и лишь
30% воспринимают эту проблему на различных уровнях восприятия.
Тем более, если соотнести высказывания учащихся шестого и восьмого
классов, то особенных ярко выраженных сдвигом в понимании данной проблемы
не прослеживается.
Хотя ответы подростков и менее косноязычны, они уже могут оперировать
абстрактными категориями, все же ответы детей младшего школьного возраста
более разнообразны, осознаны, дети этой возрастной группы пытаются как
можно глубже и ближе подойти к поставленной проблеме.
Приблизительно 50% шестиклассников пытаются раскрыть важность данной
проблемы, тогда как у учащихся восьмого класса в большей степени идет
отрицание этой проблемы.
Если сопоставить эти классы в плане интеллектуального развития, то
учащиеся шестого класса намного активнее и выше в умственном развитии.
Помимо школы и внеклассных мероприятий, практически все шестиклассники
задействованы в различных секциях, кружках, творческих студиях и так далее.
Их стремление получить как можно больше знаний, способствовало осознанию
важности понимания себя и другого человека.
А учащиеся восьмого класса на большинство вопросов отвечали односложными
фразами /да - нет/. Причем те дети, которые учатся хорошо, дали развернутые
ответы, которые соответствуют их возрастным и интеллектуальным
особенностям.
Причина такой незаинтересованности в подходе к данной проблеме, скорее
всего, скрывается в особенностях данного возраста (противоречивость
ответов; попытка отстоять определенную точку зрения, неважно, верная она
или нет; а так же скрытность и недоверие). Помимо особенностей
подросткового возраста огромную роль сыграла и общая неуспеваемость класса;
практически все дети из неблагополучных семей и в классе учатся несколько
детей, которые оставлены на повторный год обучения.
Вывод
Осознание важности понимания другого человека и себя самого приходит к
ребенку не с момента рождения, развивается со временем, причем, эта
проблема становится для ребенка актуальной тогда, когда он сталкивается с
ней в конкретной жизненной ситуации.
Уже в подростковом школьном возрасте объективно чувствуется наличие
данной потребности, просто у многих детей осознание важности находится на
бессознательном уровне. Те же дети, которые прямо осознают проблему,
объясняют ее на конкретных примерах.
Подростки более абстрактно рассуждают о важности знания самого себя.
Так же на осознание важности понимания другого человека и самого себя
влияют и такие факторы, как интеллектуальное, культурное развитие, как и
социальная среда, в которой находится ребенок.
И, как итог, из практической работы следует:
- дети младшего и старшего подросткового возраста объективно осознают
важность поставленной проблемы, но не каждый может объяснить, что ему
дает это знание. Те же дети, которые полностью раскрывают данную
проблему, осознают потребность понимания себя и другого в следующем:
умением общаться и находить общий язык с разными людьми, лучше
понимать себя и другого, что укрепляет и улучшает взаимоотношения, а
так же помогает избежать конфликтные ситуации.
Библиография
1. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому
возрасту /Под редакцией И.В. Дубровиной; М.: Педагогика, 1987.
2. Т.В. Снегирева, К.Н. Платон. Особенности межличностного восприятия в
подростковом и раннем юношеском возрасте; Кишинев: Штиинца, 1988.
3. И.С. Кон. Открытие «Я»; М.: Политиздат, 1978.
4. А.В. Петровский. Что мы знаем о себе и чего не знаем? М.: Педагогика,
1988.
5. Р.С. Немов. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений.
Книга 1; М.: Просвещение, 1995.
Страницы: 1, 2
|