Рефераты

Детская психология в учениях Античности, Средневековья и эпохи Возрождения

Детская психология в учениях Античности, Средневековья и эпохи Возрождения

Возрастная психология Древней Греции 2

Подход к психическому развитию детей в период эллинизма. 4

Психологические аспекты обучения и воспитания детей в период средневековья.

6

Вопросы психологического развития детей в эпоху Возрождения. 9

Список использованной литературы. 11

Возрастная психология Древней Греции

Исследования психического развития детей начались со времен античной

психологии. Первые же работы, связанные с поисками основ психики, основ

души (первоосновы души — архе), привели психологов к идее о развитии души и

необходимости изучить как факторы, определяющие (детерминирующие) это

развитие, так и его этапы.

Одним из первых ученых, исследовавших проблему развития (генезиса)

психики, был известный философ Гераклит. Им была разработана идея мирового

года (по аналогии со временами года), которую он перенес и на развитие

души. Он считал, что душа человека рождается, растет и совершенствуется,

затем постепенно старится и, наконец, умирает. Проводя сравнение между

душой и огнем, который, по его мнению, является первоосновой мира, Гераклит

измерял степень совершенства и зрелости души по степени ее огненности. Так,

душа ребенка еще сырая, влажная, постепенно она высыхает, становится все

более огненной, зрелой, способной к четкому и ясному мышлению. В старости

душа опять постепенно пропитывается влагой, отсыревает и человек начинает

плохо и медленно соображать. Таким образом, Гераклит не только впервые

сказал о развитии души, но и связал это развитие с мышлением, отождествляя

психическое развитие с развитием интеллекта. Такой подход характерен для

многих теорий психического развития, в которых предполагается, что

формирование личности, эмоциональной и волевой сферы детей является лишь

следствием развития интеллекта

Впервые вопрос о развитии личности детей и формировании у них

нравственного, социально одобряемого поведения был поставлен греческим

ученым Протагором, одним из основателей школы софистов. Именно ему

принадлежит знаменитое изречение: «Человек есть мера всех вещей». Это

изречение предполагает относительность и субъективность человеческих

знаний, невозможность выработать общее для всех понятие, в том числе и

понятие добра и зла, так как то, что есть добро с точки зрения одного

человека, то по мерке другого может быть злом. В то же время Протагор

говорил о том, что, с точки зрения общества, существует понятие блага и

зла, понятие о хорошем и плохом поведении. Именно он впервые поставил

вопрос о том, можно ли человека путем планомерного воздействия на него в

личном общении сделать лучше в нравственном смысле, помочь ему преодолеть

трудности жизни. Целью такого воздействия он считал не только

совершенствование человека с точки зрения объективных критериев

нравственности, но и помощь в его адаптации к тем социальным условиям, в

которых он живет. С точки зрения Протагора, естественное развитие души

ребенка, без целенаправленного социального воздействия на него, не может

помочь ему в такой социализации. Так, уже в Древней Греции был впервые

поставлен вопрос о том, какие условия являются оптимальными для

формирования социально активной и адаптированной личности ребенка. Протагор

пришел к выводу, что, с точки зрения социальной адаптации, наиболее важно

именно внешнее влияние, которое заключается в обучении детей приемам

воздействия на других. В условиях греческой демократии одним из способов

такого воздействия было ораторское искусство, способность словом увлекать

людей и убеждать их в своей правоте. Поэтому именно обучение приемам

ораторского искусства считал Протагор главным при воспитании детей. Эту

точку зрения разделяли многие ученые Древней Греции и Рима, а потому

способности, связанные с ораторским искусством, считались одними из самых

главных критериев одаренности. Способность к красноречию давала возможность

более активного участия в общественной жизни, помогала достичь более

высокого статуса. Поэтому Протагор считал, что благодаря обучению и

упражнению человек может нравственно усовершенствоваться и стать более

достойным гражданином.

Особое внимание на формирование психики детей обращали и такие

выдающиеся ученые Древней Греции, как Демокрит, Сократ, Платон и

Аристотель.

Главная цель воспитания, по Сократу, — личное самосовершенствование

человека, в образовании которого он выделял две ступени — изучение этики и

изучение жизненных специальных практических вопросов. Этот подход к

воспитанию вытекал из основных положений психологической концепции Сократа.

Одним из важнейших положений Сократа была идея о том, что существует

абсолютное знание, абсолютная истина, которую человек может познать в своем

размышлении о природе вещей и передать другим. Доказывая, что такое

абсолютное знание не только существует, но и может передаваться одним

человеком другому, Сократ одним из первых в психологии обратился к речи,

утверждая, что истина зафиксирована в общих понятиях, в словах и в таком

виде передается от поколения к поколению. Таким образом, он впервые связал

мыслительный процесс со словом. Позднее это положение развил его ученик

Платон, отождествивший мышление и внутреннюю речь.

Однако абсолютное знание невозможно вложить в душу ребенка в готовом

виде. Невозможна не только передача готового знания, но и передача

отношения к нему, этических норм и понятий о нравственности и добродетели.

Эти чувства можно только развивать из тех зародышей, что имеются в душе

ребенка. Причем развивать их должен сам ребенок, а взрослый лишь помогает

ему в этом процессе. Фактически речь идет о том, что бессознательное

знание, которое до определенной поры дремало в душе ребенка, необходимо

сделать осознанным, а потому активно и сознательно управляющим поведением.

Актуализация врожденных знаний возможна под влиянием внутренней

потребности в этом знании или внешнего побуждения. Таким внешним

побуждением может стать восприятие какой-то вещи, а может и обучение.

Поэтому Сократ одним из первых психологов поднял вопрос о необходимости

разработки метода, при помощи которого можно помочь актуализации знаний,

заложенных в душе ребенка. Он считал, что такой метод основывается на

диалоге учителя и ученика, при котором учитель направляет течение мысли

ребенка, помогая ему осознать необходимые для решения конкретной проблемы

знания. Это и был знаменитый метод сократической беседы. В ее основе лежал

разработанный Сократом метод «наводящих размышлений", при помощи которых

детей подводили к определенному знанию.

Главное открытие, к которому подводил Сократ своих собеседников,

заключалось в том, что всеобщее, абсолютное находится в уме и только из

него должно выводиться. Фактически это было первой попыткой разработать

технологию проблемного обучения, так как перед учеником ставили

определенную проблему в виде вопроса-утверждения, а затем помогали доказать

данное утверждение (или опровергнуть его), наводя на правильный ответ

системой вопросов, помогающих выстроить алгоритм решения данной проблемы.

Таким образом, уже первые исследования психического развития приводили

мыслителей Древней Греции к идее о необходимости применения полученных

знаний о законах психической жизни к процессу обучения и воспитания детей.

На факторы, обеспечивающие гармоническое развитие детей, прежде всего

развитие их интеллекта и нравственности, большое внимание обращали и такие

выдающиеся психологи, как Платон и Аристотель.

Исследуя познавательные процессы, Платон говорил об ощущении, памяти и

мышлении, причем он стал первым ученым, заговорившим о памяти как о

самостоятельном психическом процессе. Он дал ей определение — «отпечаток

перстня на воске» — и считает ее одним из основных этапов в процессе

познания окружающего.

Говоря о психическом развитии детей, Платон подчеркивал, что обучение

учит их не только правильно мыслить, но и совершать правильные поступки,

так как именно разум, мышление должны руководить поведением человека. С

этой целью он считал необходимым уже в детском возрасте прививать привычку

действовать под влиянием разума, а не чувств. Платон писал о том, что

практическая деятельность человека, успех его поступков всецело зависит от

сознания того, что это за поступок, каков его смысл, без этого невозможно

ни жить, ни действовать.

Не менее важным для Платона был и вопрос об исследовании

индивидуальных склонностей и способностей детей, особенно с точки зрения их

профессиональной пригодности и будущего социального статуса. Требования к

профессиональной идентификации, так же как и к формированию понятийного

мышления и произвольной и сознательной регуляции поведения, являлись одним

из главных положений теории коллективного воспитания Платона, основы

которой он подробно изложил в своем диалоге «О государстве». Он писал о

необходимости профессионального отбора и тестирования детей, поскольку уже

в детстве можно оценить не только интеллектуальный уровень, но и склонности

ребенка, и воспитывать его согласно его будущему предназначению. Для этого

необходимо изучать особенности души каждого ребенка, выявляя качества,

присущие мудрецу, воину или ремесленнику. Кроме наблюдения за поведением и

склонностями детей в процессе обучения, при такой диагностике Платон считал

необходимым основываться и на осознанных предпочтениях и самоотчетах самих

детей, которые должны осознавать свои склонности и способности.

Таким образом, в работах ученых того времени впервые были

сформулированы многие проблемы психического развития детей, прежде всего

вопросы, связанные с развитием интеллекта, творческой деятельности, а также

с изучением роли индивидуальных качеств и способностей в становлении

поведения, формировании активной, но социально адаптированной личности

ребенка. Так, в этот период в возрастной психологии исследовались проблемы

генезиса понятий, условий, способствующих правильной социализации детей,

факторов, влияющих на психическое развитие. Тогда же впервые появилась и

идея о гармоническом развитии человека, которое понималось как развитие

знаний, творческих способностей, укрепление тела.

Подход к психическому развитию детей в период эллинизма.

Исследования закономерностей психического развития продолжались и в

новый период развития греческого общества, так называемый период эллинизма.

В римских школах сохранялись традиционные подходы к воспитанию и

обучению детей. Особое внимание римские, как и греческие, педагоги и

психологи обращали на развитие у детей памяти, которую со времен Платона

считали одним из главных психических процессов, основу накопления знаний.

Большое значение придавалось и исследованиям способностей детей.

В это же время появились новые исследования индивидуальных

особенностей детей, причем учитывались не только их способности и интересы,

но и их отношение к стилю общения с учителем. Тот же Квинтилиан писал о

том, что одних детей надо держать в строгости, а другие лучше учатся, если

их часто хвалить и поощрять.

Проблема этического, нравственного развития и формирования

нравственной, социально адаптированной личности ребенка в эллинистический

период выходит на первый план и становится одной из важнейших проблем

психологической науки. И логика развития самой науки, и логика развития

общества привели к тому, что этические вопросы стали занимать все более

значимое место в общественном и научном сознании.

Необходимо отметить, что в науке того времени не существовало единой

точки зрения на проблему соотношения поведения и нравственности, и ведущие

психологические школы эллинизма по-разному отвечали на вопрос о том, что

является нравственным и безнравственным, какое поведение следует

рассматривать как социально желательное. Важное значение (особенно для

детской и педагогической психологии) имели и дискуссии о том, обязан ли

человек подчиняться внешним правилам, законам общества или же он должен

следовать только собственным представлениям о добре и зле, собственным

желаниям и нормам. Соответственно по-разному строился и процесс воспитания

ребенка, формирования у него разных мотивов и правил поведения, разных

эмоциональных и этических эталонов.

Школа киников исходила из того, что истинная личность должна проявлять

негативизм, демонстративное игнорирование общественного мнения. С их точки

зрения каждый человек самодостаточен, т.е. имеет все необходимое для

духовной, этической жизни в себе самом. Однако, как подчеркивал один из

ведущих ученых этой школы Диоген Синопский, не каждый человек способен

понять себя, прийти к самому себе и довольствоваться тем, что он имеет в

себе. Люди привыкли к помощи общества, других людей, к комфорту.

Поэтому единственный путь к нравственному совершенству — это путь к

себе, путь, ограничивающий контакты и зависимость от внешнего мира. Лучше

всего таким самосовершенствованием заниматься с раннего детства, поэтому

должны быть специальные школы киников для детей, хотя такое обучение

возможно и в зрелом возрасте.

Более распространенным был подход известного греческого философа и

психолога Эпикура, который доказывал, что не негативизм, но отчуждение,

уход от общества есть наиболее этически верный путь духовного саморазвития

и самосовершенствования.

Эпикур подчеркивал, что с раннего детства детей надо учить различать

свои желания и строить свое поведение, опираясь на это знание. Он

утверждал, что все, что вызывает приятные чувства, является нравственным,

говоря о том, что «нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и

справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не

живя приятно».

Однако с точки зрения возрастной психологии, вопросов воспитания и

социализации детей в позиции Эпикура были и уязвимые места, так как в том

случае, если человек в себе и только в себе находит силы для своей

деятельности, сам себя и наказывает и поощряет, у него отсутствует

необходимая для многих опора, помогающая преодолеть трудности и искушения,

дающая надежду на то, что кто-то оценит его поведение и наградит. Если

ребенка, как говорил Эпикур, учить опираться только на собственные силы, не

бояться неудач и осуждения, то такое воспитание, безусловно, поможет

быстрее найти свою дорогу сильным людям, но может быть болезненно и даже

опасно для слабых, которым нужна помощь и поддержка. Эпикур считал, что

страх перед учителями, так же как и перед богами, тормозит развитие

человека. Однако наказание является не только острасткой и бичом для

непослушных, оно помогает слабым людям держать себя в узде и не преступать

закон. Оно также помогает тревожным и медлительным детям ориентироваться в

окружающем мире, показывает им границы собственных возможностей. Для многих

детей (и для некоторых взрослых) пропадает и прелесть поступка, за который

никто не похвалит. Поэтому проповедуемый Эпикуром подход к воспитанию не

мог быть приемлем для всех и давал хороший эффект в основном для

решительных и уверенных в себе детей. Современные психологи и педагоги

также дискутируют о том, какой стиль общения наиболее благоприятен для

детей — авторитарный или демократический. Данные многих отечественных и

зарубежных ученых показывают, что демократический стиль (о котором

фактически и говорил Эпикур) наиболее благоприятен для сильных,

импульсивных, гибких детей, но не всегда пригоден для слабых, инертных и

тревожных.

О внутренней независимости, автономии человека говорили и стоики.

Однако, в отличие от Эпикура, они подчеркивали необходимость ранней

социализации, подчинения законам, действующим в данном обществе, говоря о

том, что каждый должен «честно выполнять возложенную на него роль». Эта

школа разрабатывала более приемлемую для большинства людей этическую

концепцию и постепенно получила широкое распространение.

Необходимо отметить, что в концепции стоиков не было мыслей о

пассивности, беспомощности людей, наоборот, она была преисполнена веры в

человека, в могущество его разума. Сенека писал о том, что деятельный

человек не станет отчаиваться, если у него что-либо не получается. Такой

человек на минуту остановится, вздохнет, скажет: «Не судьба!», улыбнется и

снова примется за дела. С ранних лет детям внушали, что они могут абсолютно

все понять и преодолеть. Марк Аврелий в своем наставлении юношам писал:

«Если тебе недоступно что-то, не думай, что это недоступно всем, но если

это доступно кому-то, то и тебе также, ибо ты — человек». Таким образом,

каждый ребенок должен был понять, что, несмотря на внешние ограничения

(бедность, болезнь, рабство и т.п.), в нравственном и интеллектуальном

плане он ничем не отличается от более удачливых сверстников и потому законы

и требования для него те же, что и для них.

С точки зрения стоиков, единственным ограничением для свободы и

нравственного самосовершенствования человека являются аффекты, которые

нарушают разумный строй жизни и бодрость духа. Они представляются и главной

опасностью, мешающей процессу этического воспитания, а потому стихию чувств

необходимо обуздать в детях для их же пользы. Человеку также необходимо

научиться соблюдать правила поведения, диктуемые его ролью, чтобы получать

как можно меньше замечаний от других людей, ущемляющих его достоинство. Уже

в детстве важно обучать людей упражнениям, помогающим борьбе с аффектами.

Стоиками была разработана теория аффектов, в том числе и способы

борьбы с ними, которым необходимо было обучать детей уже с первых лет

жизни. Они открыли, что аффекты связаны с телесными изменениями, доказав,

что первой стадией развития аффекта становятся соматические изменения,

следствием которых являются психологические — человеку кажется, что то-то

случилось и надо реагировать. Соответственно и при борьбе с аффектом

телесные выражения, движения играют большую роль, усиливая аффект. Поэтому

нельзя придавать аффекту внешнее выражение, так как тогда с ним будет

труднее бороться. Об этом же много позже писал Ч. Дарвин, который

исследовал связь эмоций с выразительными движениями. Стоики также

подчеркивали, что аффект нельзя усиливать воображением и нельзя одобрять

поведение, связанное с ним. Такие упражнения, особенно в детском возрасте,

они считали основой формирования нравственной личности.

Однако если закономерности формирования и преодоления аффектов нашли

достаточно широкое распространение в психолого-педагогической практике, то

идеи стоиков о развитии социально-адаптированной, послушной, но внутренне

независимой и самостоятельной личности не получили адекватного воплощения.

Проблемы этического воспитания, поставленные еще в Древней Греции, не

потеряли своей актуальности и сегодня, что делает особенно значимым анализ

взглядов ученых того времени.

Психологические аспекты обучения и воспитания детей в период

средневековья.

Вопросы психического развития и, особенно, формирования социально

адаптированной личности получили новое развитие в средние века, с III в. по

XIV в. В этот период религия оказывала серьезное влияние на развитие науки,

особенно такой социально ориентированной, как психология. Поскольку вопросы

души, духовной жизни и самосовершенствования стали предметом религии,

изменился и предмет психологии, которая из науки о душе постепенно стала

превращаться в науку о познавательных процессах. В детской психологии на

первый план в это время вышли проблемы развития познания, исследования

основных познавательных процессов как этапов развития познания у детей,

динамики их становления и методов их формирования.

Одним из первых новый подход к пониманию души и ее генезиса

сформулировал выдающийся греческий философ Плотин, который преподавал в

Риме свое учение, включающее новые моменты в трактовке души и ее

способностей. Это учение в дальнейшем было названо неоплатонизмом,

поскольку, отправляясь от учения Платона, Плотин внес в него собственную

трактовку возможностей человеческой души. Одним из главных качеств души

выступало ее единство. Она сама создает единство и потому не может ни

порождаться отдельными элементами, ни быть из них построенной. Таким

образом, Плотин ввел важное для современной возрастной психологии понятие

единства, или целостности, сознания и личности человека, которое

формируется в первые годы жизни и является основой тождественности

(идентичности) человека самому себе.

Не менее важным было и положение Плотина о самосознании как основе

достижения этого единства. Он доказывал, что мир состоит из нескольких

концентрических кругов, в центре которых размещается всеобщий разум,

излучающий знания так же, как солнце излучает тепло. Далее по кругам в его

учении размещались души, тела людей, животных, неодушевленные предметы. При

этом в душе выделялось две стороны — обращенная к разуму и обращенная к

внешнему миру. Та сторона души, которая обращена к разуму, больше

освещается его светом, более возвышенна по сравнению с телесной стороной

души, больше склонна к познанию.

Говоря о развитии детей, Плотин выделяет три пути познания. Обращаясь

к природе, душа познает окружающий мир посредством ощущений. Этот путь

является основой формирования новых знаний об окружающем мире и становится

главным направлением воздействия на ребенка.

Душа также может обратиться к себе самой, т.е. вводится понятие о

самонаблюдении, посредством которого человек получает знания о себе.

Вводится и третий путь познания — душа обращается к всеобщему разуму и,

сливаясь с ним, извлекает те знания, которые хранятся в нем. В принципе об

этом пути говорил и Платон, однако у неоплатонистов впервые подчеркивается

непосредственный характер этого способа передачи знания. Плотин утверждал,

что этой передаче предшествует особое состояние души, так называемый

экстаз. В этом состоянии человек приходит к мысли о том, что он и разум —

единое. Позже, уже в христианстве, идеи об этом способе познания

развивались направлением, которое назвали мистикой. Мистики отрицали

необходимость посредника (священника) между человеком и Богом и настаивали

на том, что в момент наивысшей кульминации молитвенного состояния, которое

они также называли экстазом, божественное откровение снисходит на человека,

и ему открываются истины.

Таким образом, знание об общих закономерностях мира ребенок может

получить без посредников, обращаясь непосредственно к всемирному разуму:

знание об окружающем мире и его законах, в частности о правилах и нормах

поведения, он получает от окружающих взрослых, а знание о себе самом он

может получить только на основе самонаблюдения, обращаясь к собственной

душе.

Выделив обращенность души на себя в качестве одного из направлений ее

активности, Плотин понимает психическое действие любого уровня как чисто

духовное. Не только «чистое» мышление, но и все другие проявления жизни

трактуются как производные души. Уже в ощущениях душа действует, а не

только испытывает. В процессах же памяти, где нет непосредственной

зависимости от внешнего, она получает полный простор. Память — это не запас

впечатлений, она есть не что иное, как знание души о своих прежних

действиях, поэтому она является основой единства сознания, соединяя в нем

прошлое и настоящее. Но душа обладает не только памятью на совершенные

действия. Ей свойственно знание и о тех актах, которые она производит в

данный момент, будь то акты чувственного или интеллектуального характера. В

ней возникает образ, отображение ее собственной работы. К ходу ее действий

как бы пристраивается отражательный аппарат, дублирующий этот ход в виде

представления о нем, именуемого фантазией. Таким образом, у человека

существует сопровождающее все психические функции внутреннее представление,

способность к осознанию которого необходимо развивать уже с первых лет

жизни ребенка. У Плотина психология впервые становится наукой о явлениях

сознания, понятого как самосознание, а самосознание служит главным гарантом

и основой единства сознания, личности человека, способного к интроспекции —

наблюдению и анализу собственных состояний.

Дальнейшее развитие учения о самосознании и познавательной активности

души связано с именем известного римского ученого и богослова Августина

Аврелия, который вошел в историю науки под именем Августина Блаженного. Его

учение ознаменовало переход от античной традиции к средневековому

христианскому мировоззрению. Считая душу орудием, которое правит телом, он

утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал

основоположником учения, названного впоследствии волюнтаризмом (от

латинского «волюнтас» — воля).

Важным моментом для детской психологии было и резкое осуждение

насилия над ребенком, стремления взрослых жестко управлять его поведением и

направлять его интересы. Августин утверждал, что направляется волевая

активность только Богом, причем это управление производится при помощи

самосознания, т.е. осознания самим ребенком своих возможностей и

стремлений. Такой путь саморазвития был описан Августином в его «Исповеди»,

полной глубоких размышлений об отношениях личности с другими людьми.

Показав коллизии становления личности, Августин в этой работе создал в

европейской культуре традицию «исповедей» как сочинений, воссоздающих

процесс осмысления индивидом своей жизни и стремления к

самосовершенствованию.

Большое значение в этот период придавалась разработке способов

преодоления отклонений в психическом развитии детей, формированию

конформной, но активной в границах социальной роли личности.

В этот период широкое распространение находили работы стоиков,

связанные с формированием у детей таких качеств, как терпение, умение

стойко переносить трудности, посылаемые судьбой, хотя вторая часть их

учения о необходимости формирования внутренней свободы и чувства

собственного достоинства не находила отклика в науке того времени.

Разрабатывались в то время и способы снижения внутренней

напряженности, стресса, технологии преодоления невротических состояний. К

этим способам относились прежде всего элементы карнавальной культуры, так

как возможность на время изменить свой статус, забыть о жестких,

регламентированных обязанностях и нормах поведения открывала простор для

катарсического очищения в карнавальной деятельности. Нарушения всех

запретов, которые так регламентировали жизнь, давали возможность снизить

уровень эмоциональной напряженности, избавиться от страха и чувства

тревоги.

С VIII в. по XI в. исследования психического развития и способов

влияния на этот процесс велись главным образом на Востоке, куда

переместились основные психологические и философские школы из Греции и

Рима. Большое значение имел и тот факт, что арабские ученые настаивали на

том, что исследования психического развития детей должны основываться не

только на философских концепциях о душе, но и на данных естественных наук,

прежде всего медицины.

Известный арабский мыслитель Ибн Рушд (латинизированное имя Аверроэс)

жил в Испании, Марокко, где занимал должность судьи и придворного врача.

Основные его труды представляли собой оригинальный комментарий к сочинениям

Аристотеля. Этот комментарий приобрел значение самостоятельного учения,

которое оказало большое влияние на западноевропейскую мысль эпохи

средневековья.

Ибн Рушд доказывал, что, следуя Аристотелю, необходимо изучать

неразрывные связи между функциями организма и теми ощущениями, чувствами,

мыслями, которые человек испытывает в качестве процессов, присущих его

душе. Как врач, Ибн Рушд, тщательно изучая устройство человеческого тела и

его органы чувств, показал зависимость восприятия окружающего мира от

свойств нервной системы.

Таким образом, развитие знаний о психике детей путей воздействия на

нее обогатились в средние века многими важными данными, в частности

методами экспериментального исследования и регуляции эмоциональных

состояний, в том числе и аффективных реакций. В то же время способы

обучения и воспитания детей, общий стиль общения взрослых с детьми серьезно

отставали от тех данных, которые были получены наукой и нуждались в

переосмыслении. Именно эти вопросы, связанные с практикой воздействия на

психическое развитие и формирование личности ребенка, и встали прежде всего

перед учеными в эпоху Возрождения.

Вопросы психологического развития детей в эпоху Возрождения.

Против схоластических и авторитарных, не учитывающих интересы и

индивидуальные стремления детей, подходов к их воспитанию, выступили ученые-

гуманисты в эпоху Возрождения, стремясь восстановить основы классического

образования, развить у воспитателей интерес к личности ребенка. Большое

внимание уделялось и разработке новых принципов обучения, ведущими из

которых стали наглядность и природосообразность, о которых впервые

заговорил еще Аристотель.

Эразм Роттердамский считал, что честолюбивые притязания, которые

использовались как средства стимулирования обучения, вредны для

нравственного развития.

Английский психолог Роджер Бэкон одним из первых выступил против

схоластических методов обучения, основывающихся на заучивании определенных

догматов. Он ратовал за развитие объективного знания, доказывая, что опыт,

эксперимент и математика должны быть положены в основу всех наук.

Основываясь на взглядах Аристотеля, Бэкон доказывал, что ощущения являются

ведущим психическим процессом, материалом, из которого рождается знание, а

потому чисто вербальные методы обучения детей не отвечают задаче развития

их интеллекта. Ему же принадлежит известный тезис: «Знание — сила»,

доказывавший безграничность способностей и возможностей человеческого ума.

О необходимости формирования у детей способности наблюдать и делать

правильные выводы из полученных данных писал и известный испанский ученый

Хуан Уарте.

Уарте считал, что особенно важно установить внешние признаки, по

которым можно было бы различать качества мозга, определяющие характер

дарования. И хотя его собственные наблюдения о соответствиях между

телесными признаками и способностями очень наивны (он, например, выделял в

качестве таких признаков жесткость волос, особенности смеха и т.п.), сама

идея о корреляции между внутренним и внешним являлась, как показал

последующий путь дифференциальной психологии, вполне рациональной.

Однако, как справедливо отмечала известный немецкий психолог Шарлотта

Бюлер, все, что в это время предпринималось для улучшения процесса

преподавания, делалось в интересах преподавания в узком смысле слова, так

как психическое развитие ребенка изучали лишь постольку, поскольку это

служило целям оптимизации обучения. Такой подход характерен не только для

Э. Роттердамского, но и для X. Вивеса, Р. Бэкона, Я. Коменского.

Справедливо выступая против схоластики и зубрежки, которые не только

отупляли детей, тормозили развитие их творческой и познавательной

активности, но и снижали мотивацию к учебе, эти ученые стремились к

соответствию с естественными методами, к учету психических возможностей

детей. Недостатком такого подхода было то, что призывая подражать природе,

Вивес и Коменский понимали под природой прежде всего не внутреннюю природу

детей, их мир и психические особенности, но окружающий мир, в котором

существуют примеры перехода от простой, низкоорганизованной материи к

сложным, высокоорганизованным существам. Этим переходам от простого к

сложному и стремились подражать преподаватели, разрабатывая свои методы

обучения.

Однако и в таком механическом подходе была та ценность, что,

анализируя этапы развития природы, ученые приходили к выводу о наличии

соответствующих периодов в психическом развитии детей. Таким образом, были

заложены основы периодизации, хотя первая детальная научная периодизация

была разработана только Ж.-Ж. Руссо.

Список использованной литературы.

1. Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985.

2. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. - М.,

1990.

3. Марцинковская Т. Д. История детской психологии. М., Владос, 1998.

4. Немов Р. С. Психология (учебник). Кн. 1. М., 1994.

5. Психология. Словарь. - М., 1990.

6. ЯрошевскиЙ М.Г. История психологии. - М., 1996


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ