Рефераты

Феномен смерти и отношение к нему в различные возрастные периоды жизни

тем, что подобный выбор противоположностей отражает точку зрения сознания,

а не движущие силы подсознания. Согласно Юнгу, логической

противоположностью любви является ненависть, а Эроса – Фобус ( страх ).

Однако, психологическая противоположность любви есть воля к власти. Там,

где царит любовь, нет воли к власти, а там, где воля безмерна, нет любви.

Согласно Юнгу, Эрос не эквивалентен жизни, но для того, кто думает так,

противоположностью Эроса, конечно же будет смерть. Все мы ощущаем: то, что

противостоит нашим высшим жизненным принципам, должно быть разрушительным и

дурным, и , будучи не в состоянии соотнести это ни с какой позитивной

жизненной силой, мы избегаем и боимся его.(8С.134).

Особый вклад Юнга в танатологию состоит в его глубочайшей уверенности в

том, насколько могуче в подсознании представлены мотивы, связанные со

смертью. Он и его последователи привлекли внимание западной психологии к

величайшему значению всех символических вариаций темы смерти и возрождения

в нашем наследии архетипов. Кроме того, проблемы связанные со

смертью, играли также важную роль в разработанной им психологии развития

индивидуальности. Он рассматривал сексуальность в качестве доминирующей

силы первой половины жизни, а проблему биологического дряхления и

приближения к смерти – как основную во второй ее половине. В нормальных

условиях озабоченность проблемой смерти возникает в более поздние

десятилетия жизненного пути, проявления же ее на ранних этапах обычно

связанно с психопатологией.

Пережитое соприкосновение со смертью, в сильной степени, повлияло на

жизнь и деятельность Альфреда Адлера. В пятилетнем возрасте он заболел

тяжелым воспалением легких, и лечащий врач нашел его состояние безнадежным.

Выздоровев, он решил изучать медицину, чтобы быть во всеоружии для борьбы

со смертью. Хотя Адлер явно и не ввел страх смерти в свою теорию, его

деятельность на протяжении всей жизни стимулировалась опытом пережитой

угрозы жизни. Основной акцент в разработанной Адлером терапии делается на

смелость и способность открыто смотреть на опасные стороны жизни.(8С.201).

Вопрос смерти занимает также важное место в теориях

экзистенциалистов, особенно в философии Мартина Хайдеггера. В выполненном

им в работе «Бытие и время» анализе существования кончина играет ключевую

роль. Согласно Хайдеггеру, сознание собственной бренности, ничтожности и

смерти неуловимо присутствует в каждом миге человеческой жизни еще до

действительного наступления биологического конца или соприкосновения с ним.

Не имеет значения, обладает ли индивид фактическим знанием смерти, ожидает

ли он ее приход или сознательно задумывается о бренности существования.

Экзистенциональный анализ подтверждает, что жизнь – это «бытие, обращенное

к смерти». Осознание смерти является постоянным источником напряженности и

экзистенциональной тревоги в организме, но оно также образует фон, на

котором само бытие и время приобретают более глубокий смысл.(2С.631).

По мнению известного психоаналитика Э.Фромма, избавиться от страха

перед смертью - все равно что избавиться от собственного разума. В книге

"Человек для себя" он пишет: "Сознание, разум и воображение нарушили

"гармонию" животного существования. Их появление превратило человека в

аномалию, в каприз универсума. Человек - часть природы, он подчинен

физическим законам и не способен изменить их; и все же он выходит за

пределы природы... Брошенный в этот мир в определенное место и время, он

таким же случайным образом изгоняется из него. Осознавая себя, он понимает

свою беспомощность и ограниченность собственного существования. Он

предвидит конец - смерть. Он никогда не освободится от дихотомии своего

существования: он не может избавиться от разума, даже если бы захотел; он

не может избавиться от тела, пока жив, и тело заставляет его желать

жизни".(28С.297).

Л.Уотсона, касающиеся психологии смерти, дельны или, по крайней мере,

любопытны. Уотсон говорит о пяти стадиях изменения отношения человека к

собственной смерти. "Первая реакция на смертельное заболевание обычно

такова: "Нет, только не я, это неправда".(34). Такое первоначальное

отрицание смерти очень похоже на первые отчаянные попытки альпиниста

остановить свое падение. Как только больной осознает реальность

происходящего, его отрицание сменяется гневом или фрустрацией. "Почему я,

ведь мне еще так много нужно сделать?" Иногда вместо этой стадии следует

стадия попыток совершить сделку с собой и с другими и выиграть

дополнительное время на жизнь. Когда же смысл заболевания полностью

осознается, наступает период страха или депрессии. Эта стадия не имеет

аналогов среди переживаний, связанных со внезапной смертью, и, видимо,

возникает лишь в тех ситуациях, когда у столкнувшегося со смертью человека

есть время для осмысления происходящего...

"Таким образом, - пишет Л.Уотсон, - процесс умирания, по-видимому, является

самостоятельной фазой развития человека с собственной последовательностью

событий, определенными, поддающимися описанию переживаниями и способами

поведения. Доказательством того, что эти фазы присутствуют не только у

людей, умирающих в результате несчастных случаев или заболеваний, является

искусственное вызывание тех же стадий умирания у физически абсолютно

здоровых людей. Исследование восемнадцати убийц, ожидающих смертной казни в

тюрьме Синг-Синг, показало, что отрицание смерти (при помощи которого

сводились на нет многие проблемы) сменялось гневом или страхом и, наконец

(у тех, кто имел достаточно времени), спокойной медитативной отрешенностью"

( хотя, отмечено немало случаев, когда люди, просидевшие в ожидании

исполнения приговора многие годы, шли на казнь как разъяренные львы, а не

как покорные овечки ).(34).

Уотсон призывает избавляться от страха смерти с помощью медитации. Его

призыв полностью согласуется с модными разновидностями индуизма типа

адвайты-веданты.

С точки зрения медицины...

Смерть, до начала ХХ века была совершенно понятным и четко объясненным

явлением. Но к середине ХХ века существующие критерии смерти потеряли свою

четкость, так как представления о ней значительно усложнились.

Для врачей в XVIII или XIX веке смерть означала прекращение

сердцебиения и дыхания. При остановке сердцебиения и дыхания, когда человек

не реагировал на щипки ( или другие стимулы ), когда его челюсть отпадала,

а глаза широко раскрывались, смерть была практически неизбежным диагнозом.

После смерти глаза открываются и приобретают «кукольный» вид, то есть

они двигаются вместе с головой, в каком бы направлении ее ни поворачивали,

рефлексы отсутствуют. Классическим тестом XVIII – XIX веков было поднесение

зеркальца ко рту. Если зеркальце не затуманивалось, смерть считалась

доказанной. В те дни диагноз был очень простым, но постепенно, по мере

совершенствования методов реанимации, граница между жизнью и смертью стала

менее четкой. Теперь нам приходится делить смерть на две категории:

клиническую и биологическую.

Итак, давайте разберемся, что есть клиническая, а что биологическая смерть.

2 курс: Преподаватель: - Расскажите пожалуйста, что такое клиническая и

биологическая смерть? Студент(после небольшой паузы): - Ну,... клиническая

смерть - это смерть в клинике, а биологическая - на природе.(30).

Клиническая смерть означает, что сердце перестало биться и дыхание

остановилось. На этом этапе имеется всего 3 – 5 минут, чтобы начать

закачивать кислород в легкие человека, для вентиляции и заставить сердце

заработать снова. 5 минут считается максимально допустимым пределом. Дело в

том, что если сердце не начинает биться снова в течение 5 минут, снабжая

мозг кислородом, то наступают необратимые изменения мозговых тканей.

Человека по-прежнему можно оживить, но он, скорее всего, потеряет разум.

Правда, есть одно «но», при котором можно нарушить правило «пяти минут».

Чем ниже температура тела при прекращении сердцебиения и дыхания, тем выше

шансы для оживления пациента без ущерба для его мозговой

деятельности.(18С.42).

В больницах пациентов при наступлении клинической смерти подключают к

аппаратам поддержки жизненных функций и проводят всевозможные медицинские

манипуляции. В результате через некоторое время их, возможно, реанимируют.

Иногда они приходят в себя в больничном морге.

Клиническая смерть – это первый этап. После клинической смерти

реанимация возможна. Однако существует граница, за которой наступает

биологическая смерть.

На самом упрощенном уровне понимания биологическая смерть

представляет собой клеточную дезинтеграцию. Когда мышечный белок

распадается и происходит трупное окоченение, называемое rigor mortis,

Труп гораздо легче поднять, когда мышечный протеин начинает распадаться и

тело становиться жестким. На более раннем этапе, пока не пройдет примерно 4

часа после смерти – это все равно что поднимать мешок с картошкой.

С понятием биологический смерти связаны два основных фактора. Первый –

необратимое нарушение мозговых тканей. Если ваш мозг превратился в подобие

овсянки, то вы больше не воскреснете, по крайней мере, в этом теле! Вторым

фактором является клеточная смерть.

Теперь мы хотели бы сосредоточить ваше внимание на анатомии смерти. Думали

ли вы когда-нибудь о том, как много клеток содержится в человеческом теле?

По самой приблизительной оценке их 60 триллионов. Биологическая смерть

наступает, когда клетки начинают распадаться или разлагаться. Трупное

окоченение – несомненный признак клеточного распада, представляющего собой

необратимый процесс.(18С.135).

Каждая клетка состоит из внешней клеточной мембраны и центрального ядра.

Клетка представляет собой самомтоятельную органическую систему. У них есть

эквивалентные подразделения, называемые органеллами. Одна из самых

важных клеточных органелл называется лизосомой, которые содержат энзим,

растворяющий белок. Функция лизосом заключается в переваривании клеточных

отходов. Когда наступает биологическая смерть, лизисомы выбрасывают свое

содержимое в каждую из 60 триллионов клеток организма и постепенно, за 24

часа, все клетки умирают.

Поэтому на этапе биологической смерти тело в буквальном смысле растворяется

в кислотах, выработанных его собственными клетками. Это все равно, что

смыть себя в раковину и отправиться в канализацию. Когда это происходит, не

думаю, что кто-то или что-то могут вернуть вас к жизни. После наступления

биологической смерти тело гибнет безвозвратно.

Остается выяснить как определить, находится человек в состоянии

клинической или биологической смерти? В настоящее время это делают с

помощью электроэнцефалограммы и электрокардиограммы. Правда, одно время

пользовались еще одним методом. Брали кровь на анализ из сонной артерии (

снабжает мозг кровью ) и из яремной вены ( отводит кровь от мозга ), а

затем сравнивали уровень кислорода в крови. Если уровень кислорода в

яремной вене был ниже, чем уровень кислорода в сонной артерии, это

означало, что в мозге происходит какой-то метаболизм, даже несмотря на

ровную линию ЭКГ. Этот важный тест не раз помог провести различие между

клинической и биологической смертью.

1.3 Отношение к смерти в различных религиях мира.

С точки зрения буддизма…

Около трупа монаха Годгики вилось темное облачко. Когда ученики спросили

Будду, что оно значит, он ответил: "Это злой Мара ищет познания [сознания]

благородного Годгики... но благородный Годгика вошел в нирвану, его

познание не пребывает нигде".(26С.112).

Что это за таинственная нирвана, куда ускользает познание (сознание) после,

смерти? Почему оно находится там, если душа есть ничто? И как быть с

бесконечной цепью смертей и рождений, на которую согласно учению Будды,

обречено все живое?

Причина этих противоречий кроется в том, что существовавшая до Будды мощная

индийская религиозно-философская традиция наложилаеь на его учение и

постепенно поглотила его, вводя собственные элементы, а вытесняя некоторые

элементы, чуждые ей.

Впоследствии буддизм разделился на несколько направлений, среди которых

выделяются тхеравада ("узкий путь спасения"), махаяна ("широкий путь

спасения"), ваджраяна (или тантризм), ламаизм (соединение буддизма с

даосизмом и синтоизмом), дзен-буддизм. У каждого из этих направлений есть

свои особенности в понимании смерти и особенно - загробной жизни. Но

вернемся к единону источнику - собственно учению Будды. Поскольку в нем

цель номер один - освобождение от страданий, то смерть, помогающую вам в

этом, Будда рассматривает как оптимальный финал жизни:

Мгновенно, мгновенно все составленное;

Жизнь в нём повита смертью;

Все разрушается, созидаясь;

Блаженны притекшие к месту покоя.(26С.158).

Смерть не просто естественна, она желанна. Познающий истину, стремящийся к

Абсолюту должен, по учению Будды, подавлять в себе все чувственные

ощущения, все краски и запахи земли. Вот почему смерть - необходимая

ступень к Идеалу.

Однако смерть еще не гарантирует достижения Абсолюта, ибо посмертная судьба

человека зависит от его земной жизни.

После смерти человека могут ожидать три варианта судьбы: мгновенное

перерождение (так называемое переселение душ, сансара), попадание в ад (до

вселения в новое тело), уход в нирвану.

Учение о переселении душ, еще до Будды существовавшее в брахманизме,

говорит о том, что душа человека, согласно закону кармы, проходит

бесконечный ряд переселений, причем воплощается не только в людях, но и в

растениях, животных. Некоторым дано воплощаться в царях, брахманах и

небожителях.

Умирая, личность (душа) распадается на сканды (составные элементы), но при

следующем воплощении сканды вновь собираются оп- ределенным образом (своего

рода кубик Рубика), сохраняя единство души. Правильная ее "сборка"

обеспечивает непрерывность сущностного бытия личности, независимо от того,

в какую материальную оболочку попадет душа после очередного

перевоплощения.(26С.199).

Человек должен стремиться прервать цепь переселений, дабы слиться с богом-

творцом Брахмой (в брахманизме), уйти в нирвану (в буддизме). Сделать "то

можно только вступлением на "восьмеричный путь" праведной жизни. В

промежутке между смертью и новым воплощением души грешников ждут суровые

наказания в адских пещерах. Среди мук, уготованных им,- глотание

раскаленного железного шара, поджаривание, дробление, замораживание,

кипячение (очевидно, все это следует понимать аллегорически, поскольку речь

идет о душе; это подтверждает и тот факт, что среди важнейших мучений

грешников в аду упоминается и страх смерти!). Но и отбыв наказание в аду,

душа не облегчает себе жизнь, ибо новые рождения - это не избавление от

мук, а новые страдания.

"Я прошел через сансару многих рождений, ища строителя дома, но не находя

его, - говорит Будда.- Рождение вновь и вновь - горестно".

Перевоплощение для западного сознания - понятие в первую очередь

поэтическое, в то время как для буддиста перевоплощается не душа (в

христианском понимании), а карма - особая ментальная структура, способная

на бесчисленное количество трансформаций.

Итак, помимо ада грешникам уготован вечный круговорот рождений. Праведники

же после смерти уйдут в нирвану, поскольку, как говорит Будда, "кто, ища

счастья для себя, не налагает наказание на существа, желающие счастья, тот

после смерти получит счастье". Нирвана, что на санскрите означает

"угасание", - малоопределенная область то ли бытия, то ли небытия души

после смерти.(26С.214).

Смерть и нирвана в учении Будды имеют двойственный характер, подтверждая

гегелевский закон единства и борьбы противоположностей. С одной стороны,

нирвана - это такое качество мира, при котором исчезает вся привычная нам

система координат и сенсорики бытия. Оно без основы, без продолжения, без

остановки: это и есть конец страдания".

Поскольку нирвана - это конечная цель бытия, то и уходят в нее навсегда.

Такая своеобразная черная дыра. С другой стороны, нирвана имеет

информационную связь с вашим земным, чувственным миром; мало того,

буддийский монах Нагасена характеризуют ее с использованием чисто земных

терминов. "Как познать нирвану,- спрашиваешь ты. Через отсутствие

страданий, опасности, страха, через счастье, спокойствие, блаженство,

совершенство, чистоту, свежесть..." Но еще парадоксальнее тот факт, что из

нирваны можно вернуться в наш мир,- так делает сам Будда, возвращаясь из

Махапаринирваны (великой совершенной нирваны) для нового воплощения на

земле.

Судя по всему, нирвана не в состоянии уничтожить личность, растворив ее на

составные элементы. Нирвана не болото, засасывающее навсегда. Скорее, она

представляет собой некий информационно-энергетический максимум, абсолютно

самодостаточный, находящийся в статическом состоянии, но способный в любое

мгновение воссоздать любое вероятное состояние бытия.

Говоря физическими терминами, нирвана - это пограничная область между

энтропией и антиэнтропией, обладающая при том свойствами своих соседей.

Таким образом, нирвана есть Великое Ничто и одновременно Великое Все.

С точки зрения христианства…

Первой смертью человека на земле, как повествует Библия, стала гибель сына

Адама Авеля, убитого родным братом Каином. Но каким образом появилась на

земле смерть?

"Бог сотворил человека нетленным; он сотворил его по образу и подобию

Своему " (Прем. 2,23), но "через зависть дьявола смерть вошла в мир: и

испытывают ее принадлежащие уделу его" (Прем. 2,24). Первочеловеки Адам в

Ева, находившиеся в раю, до грехопадения были бессмертны. Бог,

предостерегая их от вкушения плодов с одного из дерев, сказал: "Не ешьте их

и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть". Однако запрет был нарушен,

и за то, что "открылись глаза у них обоих", за то, что Адам и Ева узнали

правду о себе и мире, Бог проклял их. Свой гневный монолог Бог завершил

таким обращением к Адаму: в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не

возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах

возвратишься" (Бытие, 3,3-19).

В Псалме 103 читаем: "Сокрываешь лице Твое, они смущаются; возьмешь от них

дух Твой, они умирают и в прах Твой возвращаются; пошлешь дух Твой, они

созидаются, и Ты обновляешь лице земли".

В Псалмах и книгах пророков смерть определяется такими понятиями, как

"тишина", "молчание", "страна забвения", "прах", "бездна". "Что пользы в

крови моей, когда я сойду в могилу? Будет ли прах славить Тебя?" (Пс.

29,10). "В смерти нет памяти о Тебе; во гробе кто славит Тебя?" (Пс. 6,6).

"Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве умершие восстанут и будут

славить Тебя? Разве во гробе будет возвещена милость Твоя и верность Твоя в

преисподней? Разве познают во мраке чудеса Твои и правду Твою в земле

забвения?" (Пс. 87,11-13). "Не мертвым хвалить Господа и не нисходящим в

страну молчания" (Пс. 113, 25). "Потому что ад не исповедует Тебя. Смерть

не будет хвалить Тебя, нисходящие в могилу не могут возвещать Твою истину"

(Ис. 38, 18).

В этих цитатах очень характерно проявлено ветхозаветное отношение к смерти.

Пророки трактуют ее прежде всего как уничтожение возможности любого

действия даже во славу Господню. Но все же есть и надежда на воскресение;

о ней говорится в книге Исайи (26,19), в книге Иова (19,25) и особенно у

Иезекииля (37,9-14). Даниил говорит, что "многие из спящих в прахе земли

пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и

посрамление" (12,2).

Однако для христиан понятие смерти не исчерпывается чисто физическим

смыслом, возвращением в прах. В православной богословской энциклопедии

архимандрита Никифора, написано: "Смерть бывает двоякая: телесная и

духовная. Телесная смерть состоит в том, что тело лишается души, которая

оживляла его, а духовная в том, что душа лишается благодати Божией, которая

оживляла ее высшею духовною жизнею. Душа также может умереть, но не так,

как умирает тело. Тело, когда умирает, теряет чувства и разрушается; а

душа, когда умирает грехом, лишается духовного света, радости и блаженства,

но не разрушается, не уничтожается, а остается в состоянии мрака, скорби и

страдания. Смерть вошла в мир через грех наших прародителей. Все люди

родились от Адама, зараженного грехом, и сами грешат. Как из зараженного

источника естественно течет зараженный поток, так от родоначальника,

зараженного грехом и потому смертного, естествен- но происходит зараженное

грехом и потому смертное потомство". (19С.37).

О смерти как наказании за грехопадение говорится во многих книгах

Священного писания. Подробные рассуждения на эту тему содержатся, например,

в "Послании к римлянам Святого апостола Павла": "Посему, как одним

человеком грех; вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех

человеков, потому что в нем все согрешили. Ибо и до закона грех был в мире;

во грех не вменяется, когда нет закона. Однако же смерть царствовала от

Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который

есть образ будущего. Но дар благодати не как преступление. Ибо если

преступлением одного подверглись смерти, многие, то тем более благодать

Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа,

переизбыточествует для многих. И дар не как суд за одного согрешившего; ибо

суд за одно преступление - к осуждению; а дар благодати - к оправданию от

многих преступлений. Ибо если преступлением одного смерть царствовала

посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар

праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.

Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою

одного всем человекам оправдание к жизни" (Римл. 5.12-18).

Размышляя об особенностях православного восприятия смерти, архимандрит

Киприан в работе "О молитве за усопших" писал: "Кроме мучений и власти ада,

еще нечто смущает нас в смерти: это невыясненность той нашей жизни. С

моментом телесной смерти для души перерыва не будет: душа, как жила до

последней минутки земной жизни, так и будет продолжать жить до Страшного

Суда... В Православии нет смерти, ибо смерть лишь узкая межа между жизнью

здесь и жизнью в будущем веке, смерть есть лишь временное разлучение души и

тела. Нет смерти ни для кого, ибо Христос воскрес для всех. Там вечность,

вечный покой и вечная память у Бога и в Боге.( 19С.104).

Не мусульманский рай с гуриями перед нашими очами, не тусклая и нудная

нирвана не противное и скучное перевоплощение,- а тихие райские обители,

немерцающий Свет в невечернем Дне Христова Царства. Вечное приобщение

блаженства, вечная литургия, где херувимскую поют не человеческие голоса, а

лики самих херувимов и серафимов".

С точки зрения ислама…

Подобно другим мировым религиям, ислам утверждает, что физическая кончина

не является итогом человеческого существования. Смерть переводит душу и

тело в иные ипостаси.

В послекораническое время в исламе сложилось представление, что между

смертью и Судным днем, когда Аллах будет окончательно решать судьбы всех

людей, существует промежуточное состояние "барзах" ("преграда"). (Коран,

23:100/102). В этом промежутке тела умерших все еще обладают способностью

чувствовать, хотя и находятся в могилах, а души умерших попадают либо на

небеса (души мусульман), либо в колодец Барахут в Хадрама-уте (души

неверных).

В исламе есть специальный термин "азаб ал-кабр" - "могильное наказание",

означающий малый суд над людьми сразу после смерти - своего рода

предварительное следствие: ("Мы накажем их дважды, потом они будут

возвращены к великому наказанию" (Коран, 9:101/102). Могила в этом плане -

аналог христианского чистилища) где определяется превентивное воздаяние -

наказание или награда. Если умершему положена награда, то могила становится

преддверием (лугом) райского сада, если наказание - преддверие (ямой) ада.

Похороненного в могиле допрашивают два ангела - Мункар и Накир; они же,

исполняя волю Аллаха, оставляют тела праведных наслаждаться покоем до Дня

воскресения, грешников наказывают мучительным давлением, а иноверцев лупят

что есть силы: "Если бы ты видел, как завершают жизнь тех, которые не

веровали, ангелы- они бьют их по лицу и по спинам: "Вкусите наказание

пожара!" (Коран, 8:50/52).

Когда Аллах решит, что наступило время для последнего Суда, то все мертвые

будут воскрешены и предстанут перед Богом. Праведники после Суда обретут

вечное блаженство в раю - ал-Джанне (в буквальном переводе "сад"). Из

Корана можно почерпнуть следующие характеристики ал-Джанна: ?там реки из

воды непортящейся, и реки из молока, вкус которого не меняется и реки из

вина, приятного для пьющих, и реки там из меду очищенного", там сады

"темнозеленые",и "плоды, пальмы н гранаты". Попавшие в рай носят "одеяния

зеленые из сундуса и парчи, и украшены они ожерельями из серебра", возлежат

на "ложах расшитых", "не увидят они там ни солнца, ни мороза, близка над

ними тень". Голод они утоляют "плодами из тех" что они выберут, и мясом

птиц из тех, что пожелают", поит их Господь "напитком чистым", "чашей,

смесь в которой с имбирем", "из текущего источника - от него не страдают

головной болью и ослаблением". В качестве прислуги у праведных будут

"мальчики вечно юные"., обходящие хозяев "с сосудами из серебра и кубками

хрусталя", а в качестве жен обитателям рая будут даны "девственницы, мужа

любящие, сверстницы", "черноокие, большеглазые, подобные жемчугу

хранимому". Кроме этих чернооких дев (гурий), у праведников сохранятся и их

земные жены: "Войдите в рай вы и ваши жены, будете ублажены!" (Коран,

47:15/16-17; 55:46-78; 76:11-38/37; 76;11-22; 43:70). Возраст попавших в

рай, согласно послекораническему преданию, будет един для всех - 33 года.

Тех же, кто попадет в ад-джаханнам, разумеется, ждет совершенно иная

судьба. Им предстоят невероятные муки: "А те, котрые несчастны,-в огне, для

них там - вопли и рев". "Мы сожжем их в огне! Всякий раз, как сготовится их

кожа. Мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказания". "Огонь

обжигает их лица, и они в нем мрачны", "одеяния их из смолы". Питаться

грешники вынуждены плодами адского дерева заккум, которые "точно головы

шайтанов", пить - кипяток, который "рассекает их внутренности", или гнойную

воду: "Он лакает ее, но едва проглатывает, и приходит к нему смерть со всех

мест но он не мертв, "позади его - суровое наказание. В перерывах между

огненными пытками обитателей джаханнама будет мучить столь же ужасный холод

(Коран, 11:106/108; 4:56/59; 23:104/106, 14:50/51; 37:62/60-66/64; 56:52-

54; 37:67/85; 14:16/19-17/20). Добавлю еще, что в зависимости от количества

и качества проступков грешники помещаются в разных Уровнях (кругах)

джаханнама.

Сам джаханнам, по одним представлениям, находится в чреве "готового лопнуть

от гнева" животного, по другим - в глубочайшей пропасти, в которую ведут

семь ворот (Коран, 89:23/24; 67:7-8; 15:44; 39:72).

Среди мусульманских богословов нет единого мнения о времени пребывания

людей в джаханнаме. Сунниты считают, что для грешников мусульман, благодаря

заступничеству Мухаммеда, срок мучений будет ограничен, а вот неверующих

ждут муки вечные.

1.4 Отражение отношения к смерти в

художественной литературе.

Выше нами было рассмотрено отношение к смерти с различных сторон, т.к.

философия, медицина, психология, а также религия. Однако, хотелось бы

отметить, что и в литературе данной проблеме уделяется большое внимание.

Несметное количество поэтов, писателей, литераторов выражали свои мысли и

чуства по отношению к смерти. У каждого из них они выражаются по – своему

красиво и в тот же момент ужасно.

В этом отношении представляет огромный интерес, представленная в начале XIV

века, объемная и законченная картина жизни за смертью – «Божесивенная

комедия» Данте Алигьери ( 1265-1321). В своем «подлинном откровении», он

использует мифологические образы античного Аида, а также христианские

представления о загробном мире, заимствуя многое у Фомы Аквинского,

Аристотеля и римско-католической традиции, тем самым создав продуманную

концепцию потустороннего существования.(2С.691).

Его потусторонний мир распадается на три основные части – Ад, Чистилище и

Рай. Дантовский Ад ( инферно ) представляет собой подземную воронкообразную

пропасть, которая, сужаясь, достигает центра земного шара. Ее склоны

опаясаны девятью концентрическими уступами, «кругами Ада», каждому из

которых соответствуют свои грехи, причем чем тяжелее грех, тем в более

глубоком круге и более тяжкими муками он искупается.

В первом кругу Ада Данте помещает некрещенных младенцев и добродетельных

нехристиан. Во втором кругу Ада несут наказание сладострастники, в третьем

– чревоугодники, в четвертом – скупцы и расточители, в пятом – гневные, в

шестом – еретики, в седьмом – насильники. Седьмой круг разделен на три

пояса, в которых соответственно размещены насильники над ближним,

насильники над собою и насильники над божеством

и над естеством. Восьмой круг представляет широкий кольцеобразный уступ

адской воронки, опоясанный крутой стеной обрыва. Он изборожден десятью

концентрическими рвами, которые отделены друг от друга валами. В его центре

зияет глубина широкого и темного колодца, на дне которого лежит последний,

девятый круг Ада, ледяное озеро Коцит. В Злых Щелях караются обманщики,

сводники и обольстители, льстецы, святокупцы, прорицатели, лицемеры, воры и

т.д. В озеро Коцит вмерзли обманувшие доверевщихся им, то есть предатели.

Этот последний круг Ада разделен без видимых границ на четыре

концентрических пояса. В первом вместе с Каином казнятся предатели родных,

во втором – предатели родины и единомышленников, в третьем – предатели

друзей и сотрапезников и, в четвертом – предатели благодетелей. Именно там,

в центре четвертого круга, по грудь возвышается изо льда Люцифер, в трех

пастях которого казнятся те, чей грех, по мысли Данте, ужаснее всех

остальных: предатели величества Божеского ( Иуда ) и величества

человеческого ( Брут и Кассий, убившие Юлия Цезаря ).

Второе царство, Чистилище, Данте изображает в виде огромной горы,

возвышающейся в южном полушарии посреди Океана. Она имеет вид усеченного

конуса. Береговая полоса и нижняя часть горы образуют предчистилище, а

верхняя опоясана семью уступами. На плоской вершине горы Данте помещает

пустынный лес Земного Рая. Судьба души в Чистилище может быть облегчена, а

срок пребывания ее там сокращен «добрыми делами» ( молитвами и

пожертвованиями ) в память умершего оставшимися на земле родными и

близкими.

У подножия горы Дантова Чистилища толпятся умершие под церковным

отлучением, на уступах Предчистилища – нерадивые. В первом круге Чистилища

Данте расположил гордецов, во втором - -завистников, в третьем – гневных, в

четвертом – унылых, в пятом – скупцов и расточителей, в шестом –

чревоугодников, в седьмом – сладострастников. В Чистилище душа может

очиститься от гибельных пристрастий и привычек и приобрести новое

вдохновение на пути, ведущем вверх, к раю. Поэтому семь кругов Чистилища

соответствуют семи смертным грехам. Пройдя своими кругами, очистившиеся

души выводятся в подобие земного рая на вершине чистилища. Теперь душа

достигла плоскости земной добродетели, но еще не достойна высших пределов

рая.

Путешествие души поэта через рай к небесам символизируется остановками

путников на различных астрономических телах, своего рода «путевых станциях»

для душ, пребывающих в царстве радости, но еще далеких от небесного

совершенства. Эти этапы представляют собой главные человеческие

добродетели: справедливость, благоразумие, умеренность, стойкость, веру,

надежду, милосердие. Первое небо Рая Данте распологает на Луне, второе -–на

Меркурии, третье – на Венере, четвертое – на Солнце, пятое – на Марсе,

шестое – на Юпитере, седьмое – на Сатурне, восьмое – Звездное небо, девятое

– кристальное небо. Над девятью небесами Птоломеевой системы Данте согласно

церковным учениям помещает десятое, недвижный Эмпирией ( греч.: пламенный

), обитель божества. Пройдя все этапы, душа в экстазе достигает Эмпирия,

где исчезают понятия времени и пространства.

Глава 2

Психологическое отношение к смерти

2.1. Страх смерти

Трудно найти в Жизни человека хотя бы ещё несколько таких же огромных по

своему значению событий, как процесс умирания и Смерть, разве что ещё

рождение. Многие ли из вас готовы умереть прямо сейчас, полно и просто

расширяясь за собственные пределы, ничего не изменяя и не предпринимая,

просто взять и с радостью уйти, не держась ни за что и ни за кого?

Мало таких людей, которые правильно понимают и воспринимают Смерть.

Большинство из нас находятся в стадии глубокой пячки или, в лучшем случае,

пробуждения от сна-иллюзии. Пока не умрёт Иллюзия, подлинная бессмертная

Природа человека не может проявиться ни в его Жизни, ни в его Смерти.

Одним из самых обычных проявлений активности нашего астрального тела

является СТРАХ ВООБЩЕ, и СТРАХ СМЕРТИ, как одно из многочисленных его

частных проявлений. Страх - это самое сложное и самое опасное из всех

человеческих ощущений. Он никогда не живёт в человеке в одиночку, а всегда

окружён целым роем других опасных гадов, не менее разлагающих всё наиболее

ценное в духовном мире человека.(6С.117).

Страх обладает способностью очень быстро заражать всё вокруг, наполняя

атмосферу своими тончайшими вибрациями, каждая из которых по своей

смертоносности не уступит яду гюрзы. Кто заражён этими ужасными вибрациями,

тот уже подавлен как активное, разумное и свободно мыслящее существо. Страх

вносит в Душу разлад и дисгармонию.

Мысль только тогда может жить, чутко улавливая тончайшие интуитивные

озарения, когда всё Существо человека гармонично, когда все силы его

организма находятся в устойчивом равновесии. Лишь тогда - через своё

сознательное - вы сможете попасть в то сверхсознательное, где обитает и

творит ваша Божественная Сущность. Если же Мысль будет затиснута в

парализующие тиски страха, вы ни за что не сможете раскрепостить свой Дух и

оторвать своё Сознание от сосредоточенного внимания на низшей своей

природе.

Но мало кто знает, что каждый раз, испытывая страх, мы, сами того не

подозревая, провоцируем в своей Жизни такие предельные психические

ситуации, которые впоследствии ещё больше усиливают в нас это чувство и,

таким образом, создают истинную опасность для нашей Жизни. Френсис Бэкон

как-то по этому поводу сказал: "Люди страшатся смерти, как малые дети -

потёмок, и как у детей этот врождённый страх усиливается сказками, так же

точно и страх смерти".( 6С.152).

Да, человек боится Смерти. На Востоке говорят, что Смерти следует взглянуть

в глаза, надо глубоко заглянуть в самую её сущность, потому что именно

глубоко, бесстрашно заглядывая в собственную Смерть, вы сможете преодолеть

её. Заглянувший в Смерть, становится вне Смерти.(22С.147).

Если вы сумеете сделать это, если вы сумеете встретить Смерть, то вы

узнаете, что в вас есть НЕЧТО, находящееся за пределами власти Смерти.

Избегая Смерти, вы остаётесь под её властью. Встречая Смерть лицом к лицу,

вы преодолеваете её.(27С.311).

Наш страх перед Смертью, как и перед другими, пусть даже и значительно

менее опасными жизненными проблемами, постоянно существует в нашем

подсознании, потому что Смерть будет оставаться для нас самым сильным и

таинственным из всех переживаний до тех пор, пока мы не побываем в ней.

Загадку Смерти мы разрешаем только лишь при умирании.

Страх перед Смертью многообразен. Самые смелые из нас полагают, что не

ведают его, до тех пор, пока, к своему изумлению, не обнаружат его внутри

себя. Страх - это не какая-нибудь абстракция, он не существует сам по себе,

вне связи с другим. Он проявляется лишь по отношению к чему-либо.

Корни страха - в основе, в ткани самой Материи, во взаимодействии пар

противоположностей - Духа и Материи. Страх является, по преимуществу,

действием или следствием принципа Ума, ментальной активности человека. Но

дело вовсе не в том, что человек обладает Умом; если бы он правильно

использовал свой Разум, он мог бы искоренить в себе все виды страха. Истоки

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ