Рефераты

Гиперактивное поведение детей в школе и его коррекция

недостатка материнской ласки и нормального человеческого общения. Они

готовы привязаться к любому человеку, который проявит заботу о них. В

подростковом возрасте они часто попадают в асоциальные компании.

Причиной гиперактивности ребенка может стать и неудовлетворение

ребенка общением с близкими людьми, отсутствием эмоционального контакта во

внешне благополучных семьях (Л.С.Алексеева,1997).

Характерно, что и как гиперактивные дети предают в рисунке своей

семьи. Понимая, что такое семья, перечислив всех ее членов, в том числе и

себя, они, прежде всего, рисуют предметы: дома, деревья, облака, траву,

только потом переходят к изображению людей. А, изобразив членов семьи:

папу, маму, тетю, бабушку, очень часто "забывают" найти в этом кругу людей

место для себя. На вопрос: "Почему же тебя нет на рисунке?" - ребенок

обычно отвечает: "А я на кухне", "А я в детском саду", "А я на улице". То

есть через рисунок семьи передается отсутствие теплого, тесного контакта

ребенка с близкими взрослыми, чувства других и себя среди этих других,

проявятся отдаленность и отдельность от них, и прежде всего от матери

[15, c.13].

Вообще для всех гиперактивных детей любовь матери (любит? - не

любит?), ее проявление в разных ситуациях не просто актуальная, а

доминирующая тема среди всех других. Это свидетельствует о том, что

присущая малышу потребность в эмоциональном контакте с близким взрослым не

удовлетворена. Хорошо, если ребенок "достучится" до взрослого, а взрослый

услышит этот "крик" души.

Можно дополнить картину взаимоотношений гиперактивного ребенка с

близким взрослым еще некоторыми особенностями. Так, обследований детей

показывает, что во многих семьях гиперактивные дети находятся под

неослабным контролем матери, но именно поэтому у них плохо развиваются

чувства независимости и самостоятельности. Матери, контролируя, дают больше

указаний, но менее ласковы к детям, мало поощряют и хвалят их.[15,c.56]

Результатом же этого становится чаще всего неумеренное ужесточение

режима воспитания, иногда жалость, апатия от ощущения безысходности или,

наоборот, чувство вины за неправильное воспитание. Создается ситуация,

когда в процессе воспитания ребенок получает значительно больше негативных,

чем позитивных, воздействий. Его часто наказывают, начинают сомневаться в

его способностях, постоянно указывают на ошибки, и иногда начинают считать

неполноценными (Е.К.Лютова, 2000).

В некоторых случаях дети с гиперактивностью могут провоцировать

родителей к резко агрессивным реакциям, особенно если сами родителя

неуравновешенны и неопытны. То есть, с одной стороны, гиперактивность у

детей может быть сильно выражена из-за недостаточного или неадекватного

воспитания, а с другой стороны, ребенок с гиперактивность сам создает

условия, которые становятся причиной трудностей взаимоотношений в семье,

вплоть до ее распада.

Гиперактивные дети имеют огромный дефицит физического и эмоционального

контакта с матерью. В силу своей повышенной активности они как бы сами

"уходят", отстраняются от таких контактов с матерью, но на самом деле

глубоко нуждаются в них. Из-за отсутствия этих важных контактов чаще всего

и возникают нарушения в эмоциональной сфере: тревожность, неуверенность,

возбудимость, негативизм. А они, в свою очередь, отражаются на умении

ребенка контролировать себя, сдерживаться, быть внимательным, переключаться

на другое.

Чтобы убедиться в значимости эмоционального контакта матери и ребенка,

достаточно присмотреться к взаимодействию мам со своими детьми в кабинете

психолога во время выполнения задания, например, совместного рисунка на

свободную тему. Одну маму, можно определить как отвергающую,

"эмоционально-безразличную", другую - как подавляющую, "сверхдинамичную"

[13, c.15].

В паре "эмоционально-безразличная мама и ребенок" инициатива в

определении сюжета для рисования исходит от самого ребенка, а мама пассивно

дает свое согласие. Сам же процесс деятельности совместным назвать трудно,

поскольку мама и ребенок "поделили" работу: каждый из участников рисует на

своей половине листа, друг с другом они почти не пересекаются. Работают в

основном молча или же инициативу общения поддерживает ребенок: могут

перекинуться несколькими фразами, касающимися в большей степени технической

стороны дела, например, попросить передать карандаш. Ребенок, вдруг

ощутивший комфорт от новизны ситуации взаимодействия, начинает

активизировать маму, реакция которой выражается либо явным безразличием,

либо отказом рисовать. Чаще всего мама первая определяет объем работы,

ставит точку и ждет, когда закончит работу ребенок. Вся деятельность

проходит при явной угнетенности состояния матери, что в итоге приводит к

угасанию интереса и у ребенка.

Взаимодействие "сверхпедантичной", гиперопекающей мамы с ребенком

выглядит совсем иначе. Инициатором начала деятельности чаще всего выступает

мама. Но если ребенок все же предлагает тему или сюжет, мама обязательно

его уточник своим "последним словом". Мама и ребенок работают каждый на

своей половине листа. Попытки же ребенка превратить совместную деятельность

в игру, в общение (ведь это не запрещено!) часто завершаются для него

неудачей: "Не заглядывай!" - говорит мама сыну, когда тот пытается получше

разглядеть, что же она нарисовала на своей половине листа. Через некоторое

время мама первая заканчивает работу, объясняя это, усталостью и неумением

рисовать, а пока ребенок продолжает работать, она выполняет функцию

контролера. В данном случае взаимодействие мамы и ребенка эмоционально

богаче предыдущего, но эти эмоции не создают более радостную и комфортную

обстановку, а чаще выполняют функции оценки и контролера: "Что это у тебя

сова на орла похожа, разве это сова?" или "Не вертись, вот сделаешь все,

потом будешь вертеться!" - хмурится мама.

Конечно, эти два примера, лишь частичка реальных отношений между мамой

и ребенком, однако и они уже дают основания для некоторых прогнозов.

Однако вышеописанные особенности поведения все же не дают полной

характеристики этого типа детей, хотя и лежат на поверхности в виде

повышенной двигательной активности и недостаточно сформированных действий

самоконтроля. Может быть, не столь ярко выступающими, но имеющими

чрезвычайно большое значение и для понимания природы гиперактивного

поведения детей, и для коррекции отдельных ее проявлений являются

разнообразные симптомы и нарушения эмоциональной сферы. Мы уже говорили о

них. И все же напомним снова. Во-первых, дети этого типа часто или

возбудимы, или внутренне напряжены. Во-вторых, обследования подтверждают,

что эти дети бедны эмоциональными ощущениями: у них не выразительны в

цветовом отношении рисунки, стереотипны и поверхностны образы; беден

эмоциональный отклик на музыкальные, художественные произведения, не

глубоки эмоциональные проявления по отношению с другими людьми. В-третьих,

чему следует уделить особое внимание, подобная картина эмоционального

поведения школьника младших классов может быть существенно дополнена

изучением эмоциональной взаимосвязи между ребенком и близким взрослым, в

первую очередь между ребенком и матерью.

ГЛАВА 2

Эмпирическое исследование личностных характеристик матерей гиперактивных

детей

2.1 Программа исследования

Цель данного исследования: проверить, существует ли взаимосвязь между

гиперактивным поведением ребенка и личностными особенностями его матери.

Задачи:

1. Исходя из данных, полученных в процессе анализа литературных источников,

сформулировать гипотезу относительно возможной взаимосвязи между

личностными характеристиками матери и формированием гиперактивного

поведения ребенка.

2. Подбор необходимых методик для проверки гипотезы.

3. Формирование контрольной и исследуемой групп.

4. Обработка полученных данных методами математической статистики.

5. Обсуждение полученных результатов.

Гипотеза звучит следующим образом: "Гиперактивное поведение

проявляется у детей, матери которых отличаются сочетанием следующих

личностных характеристик: доминантности и эмоциональной неустойчивости".

Объект исследования: матери детей, поведение которых характеризуется

как гиперактивное. В исследовании участвовали родители и педагоги

шестидесяти трех учащихся Голицынской средней школы №2, Голицынской

средней школы №1, Большевяземской гимназии, Одинцовской средней школы №3.

В результате анкетирования родителей и педагогов были выделены две группы

детей 7-10 лет (гиперактивных и негиперактивных). Была выбрана данная

возрастная группа детей, так как именно в этом возрасте наблюдается

наибольший процент проявления гиперактивного поведения..

После обработки анкет были выделены две группы детей: в первую

группу вошли гиперактивные дети-20 человек (3 девочки, 17 мальчиков ); во

вторую группу вошли негиперактивные дети-20 человек (3 девочки, 17

мальчиков). Затем были сформированы две группы матерей (исследуемая и

контрольная). В исследуемую группу вошли матери гиперактивных детей.

Возрастной состав данной группы 29-35 лет. В контрольную группу вошли

матери негиперактивных детей. Возрастной состав данной группы 30-32 года.

Предмет: личностные характеристики матерей гиперактивных детей.

Методический инструментарий:

Для формирования групп матерей (контрольной и исследуемой) необходимо

сначала выделить группу гиперактивных детей и группу детей, поведение

которых не характеризуется как гиперактивное. Для этого использовались

анкеты, разработанные И.П. Брязгуновым и Е.В. Касатиковой. Анкеты

представлены в приложениях 1, 2.

При обработке данных анкет необходимо учитывать следующее: поведение

ребенка можно считать гиперактивным, если общее число баллов в анкете для

родителей 8 и более, в анкете для педагогов 11 и более для девочек, 15 и

более для мальчиков. В анкетировании участвовали родители и классные

руководители детей.

Для исследования личностных характеристик матерей использовался

многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла.

Те дети, у которых в результате анкетирования родителей (матерей и

отцов) средний балл 9 и выше и одновременно в анкете педагогов 15 баллов и

выше у мальчиков, 11 баллов и выше у девочек, были признаны гиперактивными.

Это пороговая граница установлена на основе рекомендаций, предложенных

разработчиками использованных анкет И.П.Брязгуновым, Е.В.Касатиковой [4,

с.77-78].

В контрольную группу были выделены дети, у которых в результате

анкетирования родителей и педагогов нет высоких баллов ни по одной из

анкет.

Те женщины, у которых балл по шкале С (эмоциональная неустойчивость -

эмоциональная устойчивость) 11 и ниже (3 стена и ниже), и одновременно балл

по шкале Е (конформность - доминантность) выше 12 (7 стенов и выше), были

признаны обладающими сочетанием высокой доминантности и эмоциональной

неустойчивости. Эти пороговые границы были установлены на основе

рекомендаций, данных в книге А.В.Батаршева "Многофакторный личностный

опросник Р.Кэттелла: Практическое руководство".

В контрольную группу вошли матери детей из контрольной группы.

Высокие показатели по факторам М (праксерния - аутия), Q1

(консерватизм - радикализм) считались при наличии 15 баллов и выше (7

стенов и выше) по первому фактору и 10 баллов и выше (7 стенов и выше) по

второму фактору. Высокие показатели по фактору Q4 (фрустрированность -

нефрустрированность) - 14 баллов и выше (7 стенов и выше).

Процедура эксперимента. Сложность процедуры исследования заключается в

том, что нередко родители гиперактивных детей, уставшие от постоянных

назиданий, замечаний и упреков по поводу поведения их детей, с нежеланием

идут к психологу или, отчаявшись, ждут немедленного разрешения их

проблемы.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап - анкетирование родителей (матерей и отцов) и педагогов

для выделения детей в контрольную и исследуемую группы с целью дальнейшего

формирования групп матерей. Для этого использовались анкеты для педагогов

и для родителей, разработанные И.П. Брязгуновым и Е.В. Касатиковой.

Тестирование каждой пары родителей проводилось индивидуально. В результате

обработки анкет были сформированы группа детей с признаками гиперактивного

поведения и контрольная группа детей, а также соответственно две группы

матерей.

Второй этап - исследование личностных характеристик матерей при помощи

многофакторного личностного опросника Р.Кэттелла. Так же как и в первом

случае, это индивидуальная процедура. Испытуемый получает стимульный

материал теста, а также бланк ответов к тесту [2, c.35-39]. Так как

инструкция теста не содержит временных ограничений, испытуемым

предоставляется возможность отвечать на вопросы самостоятельно без контроля

исследователя.

2.2 Результаты исследования

В результате анкетирования родителей и педагогов были выделены две

группы детей 7-10 лет. Группа детей, поведение которых характеризуется как

гиперактивное (результаты таб.2) и контрольная группа (результаты таб.3).

Использовались анкеты, разработанные И.П. Брязгуновым и Е.В. Касатиковым

(см. приложение 1,2). Анкеты обрабатываются следующим образом.

Родители проставляют в анкете (приложение 1) соответствующие цифры:

0 - отсутствие признака, 1- присутствие в незначительной степени; 2-

присутствие в умеренной степени, 3- присутствие в выраженной степени.

Если результат 11 и более баллов для девочек и 15 и более балов для

мальчиков, поведение ребенка можно считать гиперактивным.

Учителя отвечают на вопросы анкеты (приложение 2). Принимается только

"Да" (1 балл) или "Нет" (0 баллов).

Если общее число баллов 8 и более, поведение ребенка можно считать

гиперактивным.

Таблица 2.

Результаты анкетирования родителей и педагогов детей, поведение

которых характеризуется как гиперактивное

|№ |Ф.И. ребенка|Пол |Количество баллов |

|п/п | | | |

| | | |Возраст |Мама |папа |Ср. |педагог|

| | | |(лет) | | |(роди| |

| | | | | | |тели)| |

|1 |И.В. |М |8 |10 |8 |9 |24 |

|2 |О.Л. |М |7 |12 |12 |12 |21 |

|3 |Е.М. |Ж |8 |10 |11 |10.5 |16 |

|4 |Л.О. |М |9 |12 |10 |11 |26 |

|5 |Ж.М. |Ж |9 |10 |12 |11 |18 |

|6 |Н.К. |М |8 |11 |11 |11 |22 |

|7 |Л.С. |М |10 |8 |10 |9 |17 |

|8 |А.С. |М |9 |10 |12 |11 |20 |

|9 |И.С. |М |7 |11 |10 |10.5 |18 |

|10 |А.Г. |М |8 |12 |9 |10.5 |17 |

|11 |М.М. |м |9 |10 |10 |10 |25 |

|12 |А.П. |м |8 |9 |8 |8.5 |23 |

|13 |Е.О. |м |10 |8 |10 |9 |20 |

|14 |К.Н. |м |7 |10 |10 |10 |17 |

|15 |Х.Н. |м |8 |12 |10 |11 |19 |

|16 |Т.А. |ж |8 |10 |12 |11 |14 |

|17 |Н.О. |м |7 |8 |10 |9 |26 |

|18 |Щ.И. |М |9 |11 |11 |11 |21 |

|19 |В.П. |м |10 |12 |11 |11.5 |28 |

|20 |Л.И. |м |10 |11 |13 |12 |25 |

Таблица 3.

Данные анкетирования родителей и педагогов детей, выделенных в

контрольную группу

|№ |Ф.И. ребенка|пол |Количество баллов |

|п/п | | | |

| | | |Возраст |Мама |Папа |Ср. |педагог|

| | | |(лет) | | |(роди| |

| | | | | | |тели)| |

|1 |Н.О. |м |8 |6 |6 |6 |12 |

|2 |Г.Е. |м |9 |5 |4 |4.5 |10 |

|3 |Б.К. |м |8 |5 |5 |5 |11 |

|4 |Б.Т. |м |9 |4 |4 |4 |8 |

|5 |А.Б. |ж |10 |7 |6 |6.5 |9 |

|6 |В.Я |ж |7 |4 |6 |5 |8 |

|7 |Э.В. |м |7 |5 |4 |4.5 |8 |

|8 |Е.К. |м |8 |7 |6 |6.5 |9 |

|9 |П.А. |м |7 |5 |5 |5 |10 |

|10 |Ш.А. |м |8 |3 |5 |4.5 |12 |

|11 |Н.И. |м |9 |4 |6 |5 |12 |

|12 |Н.Г. |м |8 |6 |6 |6 |10 |

|13 |М.М. |ж |10 |5 |3 |4 |5 |

|14 |Р.В. |м |8 |4 |6 |5 |10 |

|15 |К.Я. |м |7 |3 |4 |3.5 |8 |

|16 |Д.Е. |м |10 |4 |4 |4 |9 |

|17 |С.Н. |м |8 |5 |6 |5.5 |10 |

|18 |О.О. |м |8 |7 |4 |5.5 |10 |

|19 |П.Н. |м |8 |5 |5 |5 |11 |

|20 |Г.Д. |М |9 |3 |5 |4 |8 |

В результате выявления группы гиперактивных детей определилась и

репрезентативная группа матерей. Исследование матерей проводилось с

помощью многофакторного личностного опросника Р.Кэттелла (см Приложение 3).

Все испытуемые попали в возрастную группу от 29 до 70 лет.

Таблица 4.

Результаты исследования: показатели по многофакторному личностному

опроснику Р.Кэттелла матерей, вошедших в состав исследуемой группы(сырые

баллы).

| |Ф.И.О|A |B |C |E |F |G |H |I |L |M |N |O |Q1 |Q2 |Q3 |Q4 |

|№ |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|1 |И.И.А|9 |9 |6 |16|10|10 |10|10|4 |14|8 |11|10 |12 |6 |10 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|2 |О.Л.А|12|8 |20|14|12|12 |16|12|6 |10|12 |13|8 |10 |8 |8 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|3 |Е.Н.В|4 |7 |8 |17|8 |9 |20|14|8 |12|10 |12|6 |12 |4 |2 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|4 |Л.С.И|8 |10|14|10|14|10 |14|15|12 |8 |14 |24|10 |14 |12 |4 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|5 |Ж.Н.Н|15|12|6 |16|6 |18 |12|16|16 |14|8 |4 |4 |15 |3 |4 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|6 |Н.К.К|6 |11|4 |14|16|20 |16|14|2 |16|6 |6 |16 |16 |16 |6 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|7 |Л.Д.П|6 |10|8 |15|12|10 |14|18|4 |10|10 |8 |14 |15 |10 |10 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|8 |А.С.С|9 |8 |12|12|10|12 |20|10|6 |18|12 |20|2 |18 |5 |2 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|9 |И.Л.М|16|9 |8 |18|18|14 |12|12|9 |6 |16 |16|6 |19 |6 |12 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|10 |А.И.А|9 |10|9 |20|20|10 |16|14|10 |2 |18 |18|4 |10 |15 |8 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|11 |М.О.В|6 |6 |4 |15|15|8 |10|16|2 |10|20 |10|12 |12 |9 |10 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|12 |А.С.П|14|8 |10|10|18|6 |12|10|4 |8 |10 |14|8 |15 |10 |18 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|13 |С.М.Е|4 |7 |8 |20|10|5 |8 |8 |6 |18|8 |16|8 |10 |12 |8 |

|14 |К.Ф.С|12|4 |12|8 |8 |4 |24|6 |9 |24|6 |2 |4 |6 |12 |9 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|15 |Х.Н.В|8 |10|6 |16|2 |15 |21|12|4 |6 |4 |4 |4 |4 |14 |10 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|16 |Т.Н.Н|14|12|6 |18|4 |18 |12|18|12 |14|10 |5 |10 |4 |16 |6 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|17 |Н.И.В|6 |11|8 |10|8 |20 |9 |10|4 |12|14 |6 |12 |6 |4 |12 |

|18 |Щ.Е.В|8 |10|4 |20|16|12 |8 |12|8 |10|12 |9 |14 |8 |8 |10 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|19 |Б.Л.И|15|10|20|10|10|10 |20|2 |9 |8 |2 |2 |8 |9 |6 |8 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|20 |Л.Е.М|8 |8 |10|18|12|6 |16|4 |10 |6 |18 |3 |6 |10 |14 |10 |

|Средн. |9 |9 |9 |16|10|14 |15|11|7 |11|10 |10|8 |11 |10 |8 |

|Стены ср.|5 |8 |2 |7 |4 |6 |6 |7 |4 |5 |4 |6 |4 |6 |5 |5 |

Таблица 5.

Результаты исследования: показатели по многофакторному личностному

опроснику Р.Кэттелла матерей, входящих в контрольную группу(сырые баллы).

| |Ф.И.О|A |B |C |E |F |G |H |I |L |M |N |O |Q1 |Q2 |Q3 |Q4 |

|№ |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|1 |Н.Е.Л|10|8 |18|10|12|12 |6 |4 |8 |20|2 |16|2 |6 |18 |24 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|2 |Г.С.О|12|10|20|10|10|8 |10|6 |4 |10|6 |10|4 |10 |10 |10 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|3 |Б.Л.О|8 |10|10|4 |16|6 |12|10|12 |22|4 |12|10 |12 |10 |22 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|4 |Б.И.В|16|11|8 |18|8 |18 |14|12|4 |24|10 |2 |6 |18 |12 |2 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|5 |А.Т.И|20|12|22|2 |4 |4 |18|14|9 |8 |10 |22|8 |2 |14 |20 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|6 |В.Г.Н|8 |10|16|6 |2 |20 |18|20|6 |18|14 |14|14 |4 |20 |18 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|7 |Э.С.О|6 |4 |20|22|8 |4 |20|4 |4 |18|2 |15|2 |10 |6 |20 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|8 |Е.П.П|16|7 |12|8 |10|6 |24|6 |2 |6 |4 |18|16 |12 |12 |4 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|9 |П.Е.В|18|8 |18|2 |18|8 |4 |18|10 |20|8 |4 |8 |2 |10 |16 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|10 |Ш.А.И|20|6 |15|4 |15|14 |12|18|9 |10|18 |6 |6 |6 |4 |14 |

|11 |Н.Н.Б|20|10|16|20|20|15 |6 |16|6 |24|4 |10|8 |18 |18 |15 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|12 |Н.Е.С|6 |9 |10|4 |18|12 |4 |10|4 |24|4 |12|8 |2 |18 |10 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|13 |М.Е.Г|20|8 |18|6 |10|10 |20|10|2 |14|16 |14|9 |20 |20 |20 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|14 |Р.В.В|18|10|12|4 |12|2 |10|18|16 |26|10 |6 |10 |4 |10 |6 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|15 |К.С.А|12|11|14|24|16|4 |10|20|12 |6 |12 |4 |6 |6 |6 |22 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|16 |Д.В.Н|10|12|16|8 |6 |18 |10|18|8 |20|10 |18|2 |10 |20 |12 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|17 |С.Н.С|4 |10|8 |10|14|10 |10|18|6 |22|12 |10|14 |12 |4 |20 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|18 |О.Е.И|20|7 |18|2 |8 |16 |20|2 |4 |18|14 |10|12 |18 |4 |14 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|19 |П.А.И|12|8 |20|20|12|12 |12|4 |9 |2 |10 |12|4 |20 |18 |20 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|20 |Г.В.Н|6 |9 |22|10|10|10 |8 |20|10 |18|2 |20|10 |4 |12 |10 |

| |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

|Средн. |13|9 |16|9 |10|10 |12|12|7 |17|9 |12|8 |10 |12 |15 |

|Стены ср.|7 |8 |5 |3 |4 |3 |5 |7 |4 |9 |3 |7 |4 |5 |6 |7 |

На основании результатов исследований, проведенных с помощью

многофакторного личностного опросника Р.Кэттелла были построены профили

личности каждой группы по средним стенам.

ГРАФИМ (СМ. ПРИЛАГАЕМЫЙ ФАЙЛ)

2.3 Анализ результатов методами математической статистики

Матери, входившие в состав контрольной группы, характеризуются большей

выраженностью таких факторов: положительный полюс Q1 - гибкость - 12

человек (60%), положительный полюс М - аутия (мечтательность) - 13

человек (65%). Сочетание эмоциональной неустойчивости и доминантности

встречаются только у 5 человек (25%) матерей.

Данные же исследуемой группы показывают, что сочетаемость

доминантности и эмоциональной неустойчивости встречается у 13 человек (65%)

испытуемых, также высокий показатель положительного полюса фактора Q4 -

фрустрированности - 12 человек (60%) .

Анализ результатов тестирования и перевод сырых баллов в стены

позволяют построить профиль личности для одной и второй групп.

Профиль личности "типичной" матери ребенка, не отличающегося

гиперактивным поведением, характеризует личность с нормальным уровнем

интеллекта, склонную к конформности, уступчивости, умеющую идти на

компромисс, дипломатичную, со средним уровнем эмоциональной устойчивости,

хотя наблюдается достаточно низкий показать супер-эго. Это позволяет

предположить наличие внутреннего конфликта, вызванного:

. желанием быть тактичным и уступчивым (низкий показатель по фактору Е

:конформности - доминантности),

. низким уровнем супер-эго и достаточным показателем по фактору N

(свидетельствующем о наивности, общительности),

. недостаточно хорошо развитым умением анализировать мотивировки людей,

поглощенностью своими идеями, интересом к искусству и религии (пик по

фактору М (праксерния-аутия)).

Профиль "средней" матери гиперактивного ребенка более уплощен, имеет

только два пика. Это можно объяснить большим разбросом сырых баллов у

разных испытуемых, что позволяет говорить о большей неоднородности данной

группы. Пик по фактору В (низкий интеллект - высокий интеллект)

свидетельствует о нормальном уровне интеллекта, второй пик по фактору С

(эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость) позволяет

предположить, что "типичная" мама гиперактивного ребенка эмоционально

неустойчива, находится под влиянием чувств, при расстройствах теряет

равновесие духа, склонна к ипохондрии и высокой утомляемости.

Математическую обработку производим с помощью критерия Х2

Х2 - критерий Пирсона

Назначение критерия

Критерий Х2 применяется в двух целях:

1. для сопоставления эмпирического распределения признака с

теоретическим равномерным, нормальным или каким-то иным;

2. для сопоставления двух, трех или более эмпирических распределений

одного и того же признака.

Описание критерия.

Критерия Х2 отвечает на вопрос о том, с одинаковой ли частотой

встречаются разные значения признака в эмприческом и теоретическом

распределениях или в двух и более эмпирических распределениях.

Преимущество метода состоит в том, что он позволяет сопоставлять

распределения признака представленные в любой шкале, начиная от шкалы

наименований. В самом простом случае альтернативного распределения "да

- нет", "допустил брак - не допустил брак", "решил задачу - не решил

задачу" и т.п. можно уже применять критерия Х2.

Связь гиперактивного поведения детей и сочетания доминантности и

эмоциональной неустойчивости в структуре личности матерей.

Таблица 6.

| |Матери |Матери |Всего |

| |гиперактивных |негиперактивных |l |

| |детей |детей |(nij=ni |

| | | |j=1 |

|Выявляется |13 человек |5 человек |18 человек |

|сочетание |65 % |25% | |

|доминантности и | | | |

|эмоциональной | | | |

|неустойчивости | | | |

|Не выявляется |7 человек |15 человек |22 человек |

|сочетание |35 % |75% | |

|доминантности и | | | |

|эмоциональной | | | |

|неустойчивости | | | |

|Всего |20 человек |20 человек |40 человек |

|k | | | |

|(nij=ni | | | |

|i=1 | | | |

Вычисляем выборочное значение статистики критерия Х2в по следующей

формуле [30, c. 289]

Х2в = n(n11n22n - n12n21)2/ n1n2 n1n2 = 40(13*15-

7*5)2/20*20*18*22=6.46

Число степеней свободы (2-1)(2-1)=1

По таблице П5 [30, c.412] находим критическое табличное значение

Х20.95(1) = 3.84. Поскольку полученное нами значение превышает

критическое табличное значение, есть основание говорить, что

существует взаимосвязь между гиперактивным поведением детей и

сочетанием у матери таких личностных характеристик как доминантность и

эмоциональная неустойчивость.

На основании полученных результатов, используя таблицу 5.02

[30,с. 522], уровень значимости 0,975, то есть уровень различий 0,025

достоверен. Это говорит о том, что гипотеза на данной выборке

подтвердилась.

2.4. Обсуждение результатов

Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, позволяют

говорить о том, что, в силу аффективного (до взвинчивания) реагирования,

эмоционально неустойчивая мама постоянно "заряжает" ребенка тревогой,

напряженностью, ожиданием опасности, то есть формирует у него неадекватное

аффективное отношение к миру. Очень многие ситуации в их взаимодействии

завершаются конфликтами. Не умея предупредить конфликт, доминантная мама

наказывает ребенка, который в ответ задает массу "недетских" (с точки

зрения мамы!) вопросов: "Ты меня любишь?", "Ты почему со мной

разговариваешь грубым голосом?", "Почему ты ругаешься?" и т.д.

Доминантные эмоционально неустойчивые мамы гиперактивных детей очень

часто не выдерживают бурного темперамента, чувствительности и

эмоциональности своих детей и прибегают к угрозам "лишения любви". Таким

образом они воздействуют на неокрепшие чувства ребенка, манипулируя ими и

создавая основу для возникновения тревоги, беспокойства и страха. Результат

выше перечисленного - излишне подвижное расторможенное поведение детей.

В целом приемы модификации поведения детей с гиперактивностью можно

свести к следующим:

В своих отношениях с ребенком придерживайтесь "позитивной модели".

Хвалите его, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это укрепляет

уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самоценность.

Избегайте повторения слов "нет" и "нельзя"

Разговаривайте с ребенком всегда сдержанно, спокойно, мягко.

Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтоб

он мог его завершить.

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания

(например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения

домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать установленному

режиму.

Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах,

на рынках, в ресторанах и т.д. оказывает на такого ребенка чрезмерно

стимулирующее, возбуждающее воздействие.

Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером. Избегайте беспокойных,

шумных приятелей.

Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению

самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны

ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки,

бег, спортивные занятия, игры.

Гиперактивность может сдерживаться с помощью вышеназванных мер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гипотеза на данной выборке подтвердилась (уровень значимости различий

0,025). Это позволяет сделать вывод о том, что причиной гиперактивного

поведения детей может быть не только минимальная мозговая дисфункция, как

считает большинство авторов, занимающихся данной проблемой, но и личностные

характеристики матери, так как именно матери проводят большую часть времени

с ребенком 7-10 лет (в этом возрасте наблюдается наибольшее проявление

гиперактивного поведения). Следовательно, сочетание доминантности и

эмоциональной неустойчивости матери может стать причиной формирования у

ребенка гиперактивного поведения.

В результате исследования было обнаружено, что у большинства матерей

гиперактивных детей высокий показатель фрустрированности. Эти данные

позволяют выдвигать иные гипотезы, касающиеся взаимосвязи

характерологических и поведенческих характеристик детей и личностных

особенностей их матерей.

Полученные результаты, подтвердившие гипотезу, позволяют разрабатывать

более целенаправленные программы коррекции для детей, характеризующихся

гиперактивным поведением и их ближайшего окружения, в частности матерей.

Основываясь на данных исследования, можно утверждать, что психолог-

консультант, работая с гиперактивными детьми и составляя для них

коррекционные программы, должен уделять больше внимания работе с близкими

этих учащихся, особенно с матерями.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Байярд Роберт т., Байярд Джин. Важ беспокойный подросток. Практическое

руководство для отчаявшихся родителей / Пер. с анг. - М.:Просвещение,

1991. - 224 с.

2. Батаршев А.В. (составитель) Многофакторный личностный опросник

Р.Кэттелла: Практическое руководство. - Таллинн: Центр информационных и

социальных технологий "регалис", 2000. - 88 с.

3. Бреслав Г.М. Уровни активности учения школьников и этапы формирования

личности //Формирование активности учащихся и студентов в коллективе. -

Рига, 1989. -99 с.

4. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о

гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. -

96 с.

5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. -

СПб.: Издательство "Питер", 2000. - 528 с.

6. Бурменская Г.А., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое

консультирование: Проблемы психологического развития детей. - М.: Изд-во

МГУ, 1990. -158 с.

7. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.: "Просвещение", 1967. - 122

с.

8. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред.

И.В.Дубровиной, М.И.Лисиной. - М., 1982. - 101 с.

9. Добсон Дж. Непослушный ребенок. Практическое руководство для родителей.

- М.: Пенаты, 1992. - 52 с.

10. Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания //

Дефектология. - №1. - 1999. - С.31-36.

11. Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита

внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. - №4. - 2000. -

С.2-6.

12. Заваденко Н.Н. Я остаюсь оптимистом / Школьный психолог. - №4. - 2000.

- С.4-5.

13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь "особому" ребенку.

- СПб: Сфера, 1998. - 96 с.

14. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети:

нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших

школьников. - М.: Рос.пед.агентство, 1987. - 125 с.

15. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности

ребенка. - М.:НИИ семьи, 1997. - 64 с.

16. Кучма В.Р., Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

у детей: (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения,

профилактики и прогноза). - М.: Олег и Павел, 1994. - 98 с.

17. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей

в России. - М.: РАРОГЬ,1997. - 67 с.

18. Кэмбелл Р. Как на самом деле любить детей. - М.: Знание, 1992. - 117 с.

19. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: Изд-во

МГУ, 1990. - 53 с.

20. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная

работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -

М.: Генезис, 2000. - 192 с.

21. Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курск. - СПб.:

прайм_ЕВРОЗНАК, 2000. - 512 с.

22. Монина Г., Лютова Е. Работа с "особым" ребенком // Первое сентября. -

№10. - 2000. - С.7-8.

23. Новикова Е.В., Кочубей Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника. -

М., 1998. - 96 с.

24. Окленд В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психологии/ Перев.

с англ. - М.: Независимая фирма "Класс", 2000.- 336 с.

25. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития /

Сост. и общая редакция Астапова В.М., Микадзе Ю.В. - СПб: Питер, 2001. -

384 с.

26. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. -

М.:Просвещение, 1991. - 211 с.

27. Раттер М. Помощь трудным детям / Пер. с англ. - М.:Просвещение, 1987. -

432 с.

28. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образования:

Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 529 с.

29. Сатир В. Как строить себя и свою семью / Пер. с англ. - М.:Педагогика-

Пресс, 1992. - 256 с.

30. Сборник задач по математике для втузов. Часть 3. Теория вероятности и

математическая статистика: Учебное пособие для втузов/ Под ред.

А.В.Ефимова. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - М.:Наука,

Главная редакция физико-математической литературы, 1990.- 428 с.

31. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы

психологического консультирования / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. -

М.:Педагогика, 1989. - 262 с.

32. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест,

1997. - 800 с.

33. Степанов С.В. В поисках тормозов // Школьный психолог. - №4. - 2000. -

С.9-10.

34. Торре Делла А. Ошибки родителей. - М.: Прогресс, 1993. - 136 с.

35. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. -

М.:Медицина, 1986. - 159 с.

36. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и

психопатоподобным синдромом. - С., 1997. - 58 с.

37. Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Онтогенетически-ориентированная

психотерапия (методика ИНТЭКС): Практ. Пособ. - М.,: Российское

психологическое общество, 1998. - 157 с.

38. Эйдемиллер Э.Г. Юстицкий В.В. Семейная Психотерапия. - Л.:Медицина,

1989. - 255 с.

39. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными

мозговыми дисфункциями. - СПБ.: ИМАТОН, 1997.- 136 с.

Приложение 1

Анкета для педагога

В какой степени выражены нижеперечисленные признаки у ребенка?

Проставьте соответствующие цифры: 0 - отсутствие признака, 1- присутствие в

незначительной степени; 2- присутствие в умеренной степени, 3- присутствие

в выраженной степени.

|№ |Признаки |Баллы |

|1 |Беспокоен, извивается, как уж. | |

|2 |Беспокоен, не может оставаться на одном месте. | |

|3 |Требования ребенка должны выполнятся | |

| |немедленно. | |

|4 |Задевает, беспокоит других детей. | |

|5 |Возбудимый, импульсивный. | |

|6 |Легко отвлекается, удерживает внимание на | |

| |короткий период времени. | |

|7 |Не заканчивает работу, которую начинает. | |

|8 |Поведение ребенка требует повышенного внимания | |

| |учителей. | |

|9 |Не старателен в учебе. | |

|10 |Демонстративен в поведении (истеричен, | |

| |плаксив). | |

| |Общее число баллов | |

Если результат 11 и более баллов для девочек и 15 и более балов для

мальчиков, вам необходимо показать ребенка специалисту.

Приложение 2

Анкета для родителей

Появились у ребенка в возрасте до 7 лет следующие признаки,

наблюдались ли они более 6 месяцев? Принимается только "Да" (1 балл) или

"Нет" (0 баллов).

|№ |Признаки |Баллы |

|1 |Суетливые движения руками и ногами или, сидя на| |

| |стуле, извивается ( у подростков может быть | |

| |субъективное чувство нетерпеливости) | |

|2 |С трудом остается на стуле при выполнении | |

| |каких-либо занятий | |

|3 |Легко отвлекается на посторонние стимулы | |

|4 |С трудом ожидает очереди для вступления в игру | |

|5 |Отвечает на вопросы, подумав и раньше, чем | |

| |вопрос закончен. | |

|6 |С трудом исполняет инструкции других. | |

|7 |С трудом удерживает внимание при выполнении | |

| |заданий или в игровых ситуациях. | |

|8 |Часто переключается с одного незаконченного | |

| |дела на другое. | |

|9 |Во время игр беспокоен. | |

|10 |Часто чрезмерно разговорчив. | |

|11 |В разговоре часто прерывает, навязывает свое | |

| |мнение, в детских играх часто является | |

| |"мишенью". | |

|12 |Часто кажется, что не слышит, что сказано ему | |

| |или ей. | |

|13 |Часто теряет предметы и вещи, необходимые для | |

| |работы дома или в классе (игрушки, карандаши, | |

| |книги и др.). | |

|14 |Игнорирует физическую опасность и возможные | |

| |последствия (например. бежит по улице "без | |

| |оглядки" | |

| |Общее число баллов | |

Если общее число баллов 8 и более, вам необходимо показать ребенка

специалисту.

Приложение 3.

16-факторный личностный опросник Р.Кэттелла

16-факторный личностный опросник - 16-ФЛО (известен также под названием

«16 личностных факторов» - 16 ЛФ) - русскоязычная версия опросника «16

Personality Factors Questionnaire» (16 PF), разработанного Р.Кэттеллом в

1949 г. (доработанные версии публиковались в 1960, 1970 и 1994 гг.).

Тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об

индивидуальности, не «отпугивает» испытуемых психопатологическим

содержанием вопросов. В настоящее время является одним из наиболее

популярных средств экспресс-диагностики личности. Вместе с тем, следует

отметить недостаточную мощность диагностических шкал (10-13 пунктов на

шкалу в форме А, 6(8 пунктов в форме С) и, соответственно, недостаточную

надежность получаемых оценок. Результаты, полученные при однократном

обследовании с применением только одной из форм теста, позволяют лишь

выдвигать диагностические гипотезы, требующие подтверждения

(кроссвалидизации) результатами независимых тестов.

С помощью опросника могут быть оценены черты личности, или

«конституционные факторы личности» по Р. Кэттеллу. Теория «конституционных

факторов личности» предполагает существование определенного набора базисных

качеств, скрытых от непосредственного наблюдения, при помощи которых может

быть описано и объяснено все разнообразие поведения человека. Эти глубинные

(базисные) черты личности можно выявить и познать путем факторного анализа

данных совместного проявления поверхностных черт, которые фиксируются в

непосредственном наблюдении, рефлексии человека по поводу совершенных

поступков и т.п. Глубинные черты объединяют группы тесно связанных

признаков и выступают как некоторые интегральные характеристики, обобщающие

информацию, содержащуюся в данной группе признаков.

Р. Кэттелл разработал версию факторного анализа, с помощью которой при

первой факторизации выявляются связанные (косоугольные) факторы. Благодаря

этому оказалась возможной повторная факторизация и выявление вторичных

факторов. Последние являются более интегральными, чем первичные, и по

своему психологическому статусу в определенной мере соответствуют

ортогональным факторным структурам, встречающимся в других факторных

теориях личности (Г.Ю. Айзенка, Л. Голдберга и др.).

Для обозначения выделенных таким образом факторов Кэттелл ввел два вида

наименований (технические и бытовые) и буквенную (используются буквы

латинского алфавита) индексацию. Последняя является наиболее экономной с

точки зрения занимаемого места и широко используется в протоколах,

таблицах, профильных представлениях результатов обследования.

Технические наименования предназначались для профессиональных

психологов, однако даже в научной литературе они не нашли широкого

применения. Бытовые названия представляют собой описательные общедоступные

определения, предназначенные для общения психологов с непрофессионалами.

Все названия факторов даются в биполярной форме - это устраняет

двусмысленность в определении направления оси вектора.

Следует отметить, что хотя обследование проводится практически без

участия экспериментатора, важно установить хороший контакт с испытуемым.

Создание благоприятного отношения к тесту иногда более ценно для получения

достоверных данных, чем шкалы «лжи» или «поправочные» шкалы.

Различная мотивация испытуемых может служить источником искажения

ответов как в сторону социальной желательности, что особенно типично в

условиях экспертизы, так и в сторону подчеркивания своих дефектов

(аггравация и симуляция). Мотивационные искажения могут иметь сознательный

и бессознательный характер. Сознательные искажения отражаются в случайном и

противоречивом характере ответов. Эффект бессознательных искажений менее

значителен и поддается коррекции, особенно у тревожных и конформных

личностей.

В предлагаемой версии МПМ-03 реализованы формы А и С опросника. Мы

предпочитаем пользоваться формой А, как лучше адаптированной к российской

популяции и более психометрически надежной. В оригинальной версии теста

содержится 187 пунктов, однако мы сочли возможным и полезным дополнить ее

10 пунктами контрольной шкалы «искренности», учитывая, что данный опросник

является одним из лидеров по объемам применения и по количеству далеко

идущих выводов о респондентах при полном отсутствии какого-либо контроля

достоверности получаемых данных.

Время выполнения теста не ограничивается, хотя в инструкции обычно

подчеркивается необходимость отвечать на вопросы без длительных раздумий.

Обычно на выполнение теста испытуемые затрачивают от 30 до 60 минут.

Результаты тестирования представляются эксперту в двух формах:

графической и текстовой. Графическая форма позволяет наглядно представить

факторный профиль респондента (в стэнах). В текстовую часть включаются

описания поведенческих «симптомокомплексов» для тех личностных факторов,

выраженность которых у данного испытуемого выходит за рамки средних

значений (4 - 7 стэнов).

Интерпретация факторов

Факторы первого порядка (первичные факторы)

1. Фактор А: замкнутость - открытость

Низкие оценки характерны для лиц необщительных, замкнутых, безучастных,

с некоторой ригидностью и излишней строгостью в оценке других людей. Они

скептично настроены, холодны по отношению к окружающим, любят одиночество,

не имеют близких друзей, с которыми можно быть откровенными.

Высокие оценки характеризуют открытых и добросердечных, общительных и

добродушных людей. Им свойственны естественность и непринужденность в

поведении, внимательность, доброта, мягкосердечность в отношениях. Они

охотно работают с людьми, активны в устранении конфликтов, доверчивы, не

боятся критики, испытывают яркие эмоции, живо откликаются на любые события.

2. Фактор B: интеллект

Низкие оценки характерны для лиц с низким уровнем интеллекта. Они более

склонны к практическому наглядному мышлению. Медленно усваивают новый

материал в ходе обучения. Им с трудом дается устное и письменное выражение

своих мыслей. Они обычно затрудняются при решении абстрактных задач, менее

рассудительны.

Высокие оценки говорят о высоком уровне интеллектуальных возможностей,

о развитом абстрактном мышлении. Люди с такими оценками сообразительны,

быстро схватывают новое, хорошо обучаются, имеют разнообразные

интеллектуальные интересы.

3. Фактор С: эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость

Низкие оценки наблюдаются у лиц, неспособных контролировать эмоции и

импульсивные влечения. Эти люди мало устойчивы к стрессам и фрустрациям,

возникающим при столкновении с препятствиями и жизненными трудностями,

недостаточно самостоятельны и непостоянны в своих установках, легко

раздражаются и теряют контроль над собой. У них легко возникает состояние

пресыщенности, скуки, досады, им быстро все надоедает. Очень низкие оценки

(1-2 стэна) указывают на наличие невротических отклонений.

Высокие оценки свойственны лицам, хорошо управляющим своими эмоциями и

настроением, отличающимся эмоциональной стабильностью, реалистичностью и

устойчивостью установок. Они способны преодолевать жизненные трудности и

конфликты благодаря наличию развитого волевого контроля над эмоциональной

сферой. Способны поднять моральный дух целой группы людей.

4. Фактор Е: конформность (подчиняемость) - доминантность (властность)

Низкие оценки отмечаются у послушных, конформных людей, не умеющих

отстоять свою точку зрения. Такие люди подчиняются складывающимся

обстоятельствам и окружающим, зависимы, постоянно думают о правильности

своего поведения, склонны к тревожным реакциям, не верят в себя и свои

способности.

Высокие оценки свидетельствуют о властности, стремлении к

самостоятельности, независимости, самоутверждению. Такие люди энергично

проводят свою линию, могут быть жестокими и агрессивными. В своих ошибках

склонны обвинять других, мало обращают внимания на авторитеты, могут

игнорировать социальные условности. Доминантные личности стремятся к

лидерству, находятся в постоянной борьбе за более высокое положение.

5. Фактор F: озабоченность, скрытность - беспечность

Низкие оценки свидетельствуют о сдержанности, озабоченности, склонности

все усложнять, ко всему подходить слишком серьезно и осторожно. Такие люди

скрытны, молчаливы, обращены внутрь себя, у них преобладает пониженный фон

настроения. Склонны к скепсису и пессимизму.

Высокие оценки характерны для активных, жизнерадостных, беспечных

людей, легко воспринимающих жизнь, не склонных задумываться над мотивами и

последствиями поступков. Они любят перемены в работе, путешествия и

авантюры, часто меняют интересы и настроение.

6. Фактор G: недобросовестность - нормативность (совестливость)

Низкие оценки указывают на непостоянство, недобросовестность,

эгоцентричность. Такие люди ради собственной выгоды способны на нечестность

и обман, игнорируют интересы коллектива и общественные обязанности. Свобода

от влияния группы может вести к асоциальным поступкам. Отказ от подчинения

правилам уменьшает вероятность соматических расстройств, имеющих нервно-

эмоциональную природу.

Высокие оценки указывают на чувство ответственности, добросовестность,

стойкость моральных принципов, порядочность в межличностных отношениях,

осознанное соблюдение норм и правил поведения, отказ от эгоистических целей

в пользу общественных.

В целом фактор определяет, в какой мере различные нормы и запреты

регулируют поведение и отношения человека.

7. Фактор H: робость - смелость

Низкие оценки характерны для застенчивых, робких, сдержанных, не

уверенных в своих силах лиц, предпочитающих находиться в тени. Общение

ограничивается у них контактами с узким кругом близких. Такие люди

отличаются повышенной чувствительностью к угрозе.

Высокие оценки свидетельствуют о невосприимчивости к угрозе, смелости,

решительности. Эти лица непринужденно ведут себя в обществе, имеют успех у

противоположного пола, не теряются при столкновении с неожиданными

обстоятельствами, быстро забывают о неудачах. У них низкий уровень

тревожности, они без труда переносят жизненные невзгоды и неприятные

эмоциональные ситуации. В групповой деятельности часто становятся лидерами,

особенно если деятельность группы связана с соперничеством, соревнованиями

или риском.

В целом фактор определяет реактивность на угрозу в социальных ситуациях

и определяет степень активности в социальных контактах. Это - один из

наиболее наследственно обусловленных факторов, связанный с

чувствительностью вегетативной нервной системы к угрозе.

8. Фактор I: жесткость - чувствительность

Низкие оценки указывают на практичность, реалистичность,

мужественность, независимость, рассудительность. Такие лица действуют на

основе логической оценки ситуации, интуицию подменяют расчетом, суровы,

черствы по отношению к окружающим.

Высокие оценки указывают на эмоциональность, впечатлительность,

нетерпеливость, непрактичность, мечтательность, наличие художественность

задатков. Эти лица действуют на основе эмоциональной оценки ситуации,

требуют к себе внимания и помощи. Избегают грубых людей. Могут замедлять

деятельность группы, нарушать ее моральное состояние нереалистичным

копанием в мелочах и деталях.

9. Фактор L: доверчивость - подозрительность

Низкие оценки свойственны людям, лишенным мелочной ревности и

обидчивости, легко уживающимся с окружающими, не склонным к соперничеству и

зависти. Они считают окружающих добрыми и хорошими людьми, откровенно

рассказывают о себе даже малознакомым лицам, легко доверяют им материальные

ценности.

Лица с высокими оценками недоверчивы и полны сомнений, часто завидуют

другим, сосредоточены на себе и своих интересах, не принимают во внимание

других, подозрительны. В межличностных отношениях проявляют себя как

настойчивые, раздражительные, не терпящие конкуренции, скептически

относящиеся к моральным мотивам поведения окружающих людей. Для них

характерен высокий уровень тревожности и беспокойства.

10.Фактор M: практичность - мечтательность

Низкие оценки говорят о практичности и добросовестности человека. Он

ориентируется на реальное положение вещей и следует общепринятым нормам,

его суждения отличаются трезвостью и реалистичностью, однако ему

свойственна некоторая ограниченность, недостаток воображения и находчивости

в неожиданных ситуациях и излишняя внимательность к мелочам.

Высокие оценки свидетельствуют о развитом воображении, ориентации на

свой внутренний мир, высоком творческом потенциале человека. В стремлении

постичь сущность вещей и событий может пренебрегать деталями и требованиями

повседневной жизни. Поведение может отличаться эксцентричностью, при

столкновении с реальной действительностью нередко возникают эмоциональные

реакции. Среди таких людей много художников, музыкантов, писателей и

ученых.

11. Фактор N: наивность - проницательность

Низкие оценки указывают на прямолинейность, наивность, естественность,

непосредственность поведения. В общении такие лица могут быть бестактны, не

обладают социальной ловкостью, доверчивы, не отличаются проницательностью в

анализе мотивов поведения других людей.

Высокие оценки свидетельствуют о расчетливости, проницательности,

рациональном подходе к событиям и окружающим людям. Эти люди не склонны к

эмоциональным порывам, умело строят свое поведение в обществе, по отношению

к другим держатся корректно и отстраненно. Склонны к интригам и утонченному

коварству, цинизму.

12. Фактор O: самоуверенность - ранимость

Низкие оценки говорят о безмятежности, хладнокровности, уверенности в

себе. Такие люди хорошо приспосабливаются к жизни, в коллективе держатся с

достоинством и уверенно, полны энергии, довольны жизнью, самонадеянны,

малочувствительны к замечаниям и упрекам.

Высокие оценки свойственны людям тревожным, переполненным сомнениями,

склонным к самобичеванию и депрессии. Они недооценивают свои возможности,

подвержены эмоциям. В коллективе чувствуют себя неуверенно, держатся

излишне скромно и обособленно.

13. Q1: консерватизм - радикализм

При низких оценках человек характеризуется консервативностью,

устойчивостью по отношению к традиционным трудностям; он знает, во что

должен верить, несмотря на несостоятельность каких-то принципов, не ищет

новых, с сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и

нравоучениям. Он противится переменам и не интересуется аналитическими и

интеллектуальными соображениями.

Люди с высокими оценками критически настроены, характеризуются наличием

интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления, стремятся быть хорошо

информированными. Более склонны к экспериментированию, спокойно

воспринимают новые не устоявшиеся взгляды и перемены, не доверяют

авторитетам, на веру ничего не принимают, легко меняют точку зрения.

14. Q2: социабельность - самодостаточность

Низкие оценки свойственны лицам, ориентирующимся в поведении на

групповое мнение, нуждающимся в социальном одобрении и признании. Им не

свойственно проявление инициативы в принятии решений, а их общительность

обусловлена прежде всего неумением проводить собственную линию поведения.

Высокие оценки говорят о независимости, самостоятельности человека. Он

готов многим пожертвовать, чтобы сохранить свою независимость. У него

снижена потребность в общении не потому, что он не любит людей или не умеет

общаться, просто он не нуждается в их поддержке и одобрении. Следуя по

выбранному им самим пути, принимая решения и действуя самостоятельно, он не

всегда доминантен, т.е. не стремится навязать свое мнение окружающим.

15. Q3: низкий - высокий самоконтроль

Низкие оценки указывают на недисциплинированность, внутреннюю

конфликтность представлений о себе. Такие лица слабо контролируют свои

эмоции, действуют импульсивно, конфликтны, плохо подчиняются указаниям, не

особенно тщательны и прилежны, плохо приспосабливаются к внешним условиям.

Высокие оценки свидетельствуют об организованности, умении

контролировать свои эмоции и чувства, действовать упорядоченно. Эти люди

хорошо осознают социальные требования и стараются их аккуратно выполнять,

заботятся о впечатлении, которое производят своим поведением, о своей

общественной репутации.

16. Q4: расслабленность - напряженность

При низких оценках человеку свойственна расслабленность, вялость,

спокойствие, низкая мотивация, леность, излишняя удовлетворенность и

невозмутимость.

Высокие оценки свидетельствуют о напряженности, фрустрированности,

взвинченности, наличии возбуждения и беспокойства. Состояние фрустрации, в

которой человек находится, представляет собой результат повышенной

мотивации. Ему свойственно активное неудовлетворение стремлений.

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ