Рефераты

Использование корреляционного анализа в работе школьного психолога

Использование корреляционного анализа в работе школьного психолога

Доклад

Использование корреляционного анализа в работе школьного психолога

Эксперимент делает психологию точной, естественной наукой. Только

грамотно поставленный эксперимент может превратить теоретические

предположения в научные выводы, помочь найти истинные, объективные причины

психических и социальных явлений. Роль основного инструмента для получения

выводов в эксперименте принадлежит методам статистической обработки данных.

Эти методы различны по сложности и сферам применения, к ним относится как

простейший подсчет среднего арифметического, так и факторный, кластерный,

регрессионный анализ. Результатом же применения статистических методов в

эксперименте является такой вывод о выборке или нескольких выборках,

который с известной долей вероятности можно распространить на генеральную

совокупность.

К примеру, известен факт, что первые впечатления о человеке являются

более значимыми и в большей степени формируют мнение о нем, чем

последующие. Это заключение является следствием эксперимента американских

психологов, в котором участвовало 2 группы студентов. Первой из них

называли качества человека в последовательности от положительных к

отрицательным, второй наоборот – от отрицательных к положительным. В

результате, первая группа охарактеризовала человека с позитивной стороны,

но обладающего некоторыми недостатками, вторая группа охарактеризовала

человека с негативной стороны. Разница мнений между группами позволила

сделать соответствующий вывод. Всего в эксперименте участвовало 200

человек, но его результат можно распространить фактически на всех людей.

В работе школьного психолога статистические методы так же могут иметь

очень большое значение.

К примеру, для прогнозирования поведения учеников. Насколько

взаимосвязаны количество часов учебной нагрузки и учебная активность

класса? Возрастет ли агрессия у детей, если увеличить или уменьшить

количество уроков физкультуры? Ответы на эти вопросы позволят предсказывать

поведение класса и эффективнее организовать учебный процесс. А ответами

будут числа, полученные в результате обработки данных экспериментов. Для

разрешения приведенных выше вопросов целесообразно использовать

корреляционный анализ.

Остановимся подробнее на корреляционном анализе данных.

Корреляционное исследование - это процесс получения новых знаний или

подтверждения существующих, основанный на методах корреляционного анализа.

Такое исследование не всегда предполагает построение сложного плана,

выделение зависимой и независимой переменных. В отличие от эксперимента,

исследование не предполагает контроля переменных вообще, а лишь их

измерение и сопоставление. Под переменными здесь и далее подразумеваются

качества и характеристики человека.

Корреляционное исследование применяется в тех случаях, когда

необходимо выявить, как связаны между собой 2 переменные в данной выборке.

Например, наблюдаются ли в больших классах меньшие успехи в успеваемости?

Будут ли дети, научившиеся читать раньше, лучше успевать по гуманитарным

дисциплинам? При этом не предполагается наличие причинно-следственных

связей между изучаемыми переменными, а лишь говорится об их взаимосвязи,

совместном изменении.

Мерой этой взаимосвязи является коэффициент корреляции. Существует два

основных условия для его использования. Перечислим их кратко:

1. Изучаемые переменные должны иметь нормальное распределение.

2. Предполагаемая взаимосвязь явлений должна быть подчинена линейной

зависимости.

Примером корреляционного исследования может быть выявление зависимости

двух переменных: вербальных способностей и оценок по литературе.

Выборка исследования будет состоять из учеников 7-8 классов, всего 10

человек. Выделяемые переменные: уровень вербальных способностей и оценки по

литературе. Заранее предполагается, что обе переменные имеют нормальное

распределение и зависимость, если она существует, является линейной.

В результате исследования получено два ряда чисел, характеризующих

вербальные способности каждого ученика и его оценку за семестр по

литературе.

Данные подвергаются обработке с помощью формулы коэффициента линейной

корреляции Пирсона. Результат обработки: коэффициент 0,69.

О чем говорит полученный коэффициент? Существуют так называемые

таблицы критических значений, в которых указаны пограничные значения

коэффициента корреляции в зависимости от размера выборки и уровня ошибки,

который обычно выбирается равным 5%. Для нашей выборки в 10 человек такое

значение равно 0,63. Полученный коэффициент 0,69 больше этого значения, а

значит, статистически значим. Вывод: переменные взаимосвязаны значимо и

положительно.

Разберем подробнее интерпретацию коэффициента корреляции.

Коэффициент изменяется от -1 до +1. Значения близкие к -1 говорят о

том, что при увеличении значения одной переменной, значения второй

уменьшаются. Близкие к +1 – при увеличении значений одной переменной,

значения второй увеличиваются. В нашем случае коэффициент положительный.

При уровне ошибки в 5%, найденное в таблице критических значений число

равно 0,63. Полученный нами коэффициент больше этого значения, а значит

достоверен.

Это говорит о том, что высокие оценки по литературе действительно

взаимосвязаны с высоко развитыми вербальными способностями. Но нам не

известно, какое из этих явлений является причиной другого. Возможно,

увлеченность литературой и чтением повлияли на развитие вербальных

способностей, а возможно хорошо развитые вербальные способности позволяют

ученику успешно одолевать курс литературы. Но мы можем быть уверены, что

для деятельности связанной с речью, устной или письменной, лучше подойдут

ученики, имеющие высокие баллы по литературе.

Возведя полученный коэффициент в квадрат, получим коэффициент

детерминации равный 0,48. Он является показателем того, что 48% измерений

признаков можно объяснить их взаимовлиянием.

Как видим, корреляционный анализ может стать очень полезным в работе

школьного психолога. Полезным, в первую очередь, для выяснения

сопряженности явлений и их прогнозирования. По сути дела, изучая всего 1-2

класса, и обладая мощными средствами статистической обработки данных,

психолог может эффективно корректировать учебный процесс, предсказывать

поведение класса, решать как общие задачи и проблемы, так и частные.


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ