Рефераты

Исследование cвязи типа высшей нервной деятельности и свойств темперамента

определенные методы, чтобы овладеть им. Так поступал, например, А. М.

Горький, который сдерживал бурные проявления своего темперамента. Для этого

он сознательно переключался на разные побочные действия с предметами. С

людьми, которые высказывали противоположные ему взгляды, А. М. Горький

старался быть бесстрастным и спокойным.

§ 1.8 ТЕМПЕРАМЕНТ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

§1.8.1 РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТИ

ТЕМПЕРАМЕНТА.

Если оценить приведенные психологические характеристики темперамента,

то увидим, что в каждом из них есть как хорошие, так и плохие свойства.

Так, сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но

побуждения его неустойчивы, так же неустойчиво и его внимание. Меланхолик

отличается меньшей работоспособностью и большой тревожностью, но зато он

тонко чувствующий человек, как правило осторожный и осмотрительный.

Следовательно, нет темпераментов "плохих" или "хороших" – каждый

темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и

социальной ценности человека – от темперамента не зависят склонности,

мировоззрения и убеждения человека, содержание его интересов. Среди

выдающихся людей прошлого встречаются люди с самыми различными

темпераментами: А. В. Суворов и А. И. Герцен были сангвиниками, Петр 1 и

И.П. Павлов – холериками, Н. В. Гоголь и П. И. Чайковский – меланхоликами,

а М.И. Кутузов и И.А. Крылов – флегматиками. И среди наших современников –

выдающихся спортсменов, летчиков-космонавтов, государственных деятелей – мы

видим людей, существенно различающихся по темпераменту. Точно так же и люди

одного типа темперамента могут быть как передовыми деятелями, так и

консервативными.

В зависимости от того, как человек относится к тем или иным явлениям, к

жизненным задачам, к окружающим людям, он мобилизует соответствующую

энергию, становится способным к длительным напряжениям, заставляет себя

изменить скорость своих реакций и темп работы. Воспитанный и достаточно

волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать свое внимание

на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например

флегматику.

Под влиянием жизненных условий, определенного образа действий у

холерика может сформироваться инертность, медлительность,

безынициативность, а у меланхолика – энергичность и решительность.

Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявление типа высшей

нервной деятельности и темперамента человека.

Однако отдельные сильные психические потрясения, сложные конфликтные

ситуации могут внезапно демаскировать, обострить ту или иную природную

динамическую особенность психики человека.

В системе воспитания и перевоспитания типологические категории людей

требуют особенно внимательного индивидуального подхода. При необычных

сверхсильных воздействиях, порождающих преступно-опасную ситуацию, ранее

сформированные тормозные реакции могут "растормозиться" прежде всего у

людей холерического типа. Меланхолики малоустойчивы к трудным ситуациям,

более расположены к нервно-психическому срыву.

"Образ поведения человека и животного обусловлен не только

прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые

падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального

существования, то есть зависит от постоянного воспитания или обучения в

самом широком смысле этих слов. И это потому, что рядом с указанными выше

свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее ее свойство –

высочайшая пластичность"[2]. В зависимости от условий жизни и деятельности

человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или

ослабляться. В то же время свойства темперамента имеют тенденцию более

резкого проявления с возрастом человека.

§ 1.8.2 ТЕМПЕРАМЕНТ КАК ФАКТОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Особенности темперамента следует учитывать при профессиональном отборе.

Профессия оператора пульта управления автоматической системы, например,

требует своевременного и быстрого реагирования на изменения в работе многих

агрегатов и быстрого принятия правильных решений; дисциплина в классе

требует, чтобы ученик мог сдерживать свои чувства и желания. Эти требования

нельзя произвольно изменить, так как они зависят от объективных причин – от

содержания деятельности.

Темперамент, влияя на динамику деятельности, может влиять на ее

продуктивность. В разных видах деятельности роль темперамента неодинакова.

В учебной деятельности и в массовых профессиях (токарь, слесарь, ткачиха,

продавец, врач, учитель, инженер) одни свойства темперамента, необходимы

для успешной деятельности и слабо выражаются у данного человека, могут быть

компенсированы у него за счет других свойств и обусловленных ими приемов

работы. Например, ткачихи-многостаночницы инертного типа, внимание которых

очень устойчиво, в процессе работы редко отвлекаются. В ситуации, когда

надо ликвидировать простой станков или обрыв нити, это положительное

свойство. Ткачихи подвижного типа, чье внимание не менее устойчиво, более

часто, чем инертные, переключаются от одного станка к другому. В ситуации

возможных неполадок это также положительное свойство. Таким образом, более

частое переключение внимания компенсирует большую отвлекаемость внимания,

так как эти работницы быстрее обнаруживают неполадки. Следовательно, в

массовых профессиях и в учебе свойства темперамента, влияя на деятельность,

в конечном счете, не определяют ее продуктивности, так как одни свойства

могут компенсироваться за счет других.

В таких профессиях, как летчик-испытатель, диспетчер большой

энергосистемы, космонавт, горноспасатель, спортсмен международного класса и

т. п., чья деятельность связана с регулярным экстренным напряжением,

риском, опасностью, большой ответственностью, уровень требований к психике

очень высок. Свойства темперамента – высокая тревожность, малая

помехоустойчивость – не могут компенсироваться другими свойствами. В таких

профессиях свойства темперамента определяют профессиональную пригодность

человека. В этих видах труда необходим предварительный отбор людей по ряду

свойств, чтобы особенности темперамента соответствовали требованием

деятельности. Такой путь приспособления темперамента к требованиям

деятельности называется профессиональным отбором и подбором.

Каждое свойство темперамента требует индивидуальных приемов работы или

воздействия на человека. Так, меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны

более частые перерывы для отдыха, чем другим лицам. Зависит от темперамента

также и эмоциональная сфера личности, а отсюда и эффективность

дисциплинарных воздействий или побудительная сила мотива.

От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих

уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности,

ожидания контроля деятельности, ускорение темпа работы, влияние

дисциплинарных воздействий). Такое регулировании деятельности путем

дифференцирования величины действующих раздражителей в зависимости от типа

нервной системы и темперамента человека применяется хорошими организаторами

производства. Этот путь приспособления темперамента к деятельности

заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий

и способов работы (индивидуальный подход).

Существуют и третий тип приспособления темперамента к требованиям

деятельности. Он заключается в преодолении отрицательного влияния

темперамента положительным отношением к деятельности и соответствующими

мотивами. Например, на очень интересном уроке, вызывающем повышенную

активность учащихся, степень сдержанности холерика не меньше, чем у

сангвиника, а работоспособность меланхолика не ниже, чем флегматика.

Известная степень приспособления темперамента к требованиям

деятельности возможна также благодаря перевоспитанию (тренировки) отдельных

свойств темперамента.

§ 1.8.3 ТЕМПЕРАМЕНТ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Наконец, основой и наиболее универсальный путь приспособления к

требованиям деятельности – формирование его индивидуального стиля.

Одни и те же задания и требования в какой-либо профессиональной,

учебной и трудовой деятельности могут быть с одинаковой успешностью

осуществлены различными приемами и способами. Под индивидуальным стилем

деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов

действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для

достижения успешного результата.

При формировании индивидуального стиля нужно учитывать свойства

темперамента и сознательно и творчески относиться к выполняемой работе.

Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в

наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие

темпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных

темпераментом часто совершенно непроизвольных и неподотчетных форм

реагирования и особенностей движения. Индивидуальный стиль деятельности

возникает только в тои случае, если человек ищет наилучшие приемы и

способы, помогающие ему достигнуть наиболее успешных результатов. Поэтому

индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у лучших учеников,

передовых рабочих, у спортсменов-мастеров.

Индивидуальный стиль не проявляется у человека сам собой, стихийно. Он

формируется в процессе обучения и воспитания. Первые зачатки формирования

индивидуального стиля деятельности наблюдаются уже в старшем дошкольном

возрасте при решении практических задач игрового характера.

Ядро индивидуального стиля определяет комплекс имеющихся у человека

свойств нервной системы[3]. Среди тех особенностей, которые относятся к

самому стилю, можно выделить две группы:

1. Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению

к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.

2. Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека

задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.

Динамические черты личности человека выступают не только во внешней

манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной

сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно,

особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой

деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам -

это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее

проявлений.

Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т.е.

конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если

деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные.

Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида

в нормальной, несстрессовой ситуации результаты деятельности в принципе

будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным

образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и

способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту

закономерность, показывает, что в зависимости от темперамента изменяется

способ осуществления самой деятельности.

В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным

результатом действий, а способом достижения результатов. Были проведены

исследования с целью, установить зависимость между способом выполнения

действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался

индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или

способ решения определенной задачи, обусловленной главным образом типом

нервной системы. Результаты исследований подавляющего большинства авторов,

независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций,

в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения

действий, показывают, что именно тип нервных процессов, оказывает

существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.

Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности

интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения.

Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически

поощрять его усилия.

Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он

требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной

задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость,

грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания,

следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и вол.

Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески

смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый

тип с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои

действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент

проявляется в особенностях протекания психических процессов. Влияя на

скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных

операций, устойчивость и переключаемость внимания.

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ: Начиная с середины XVIII в. развивались теории

темперамента, связанные с некоторыми свойствами нервной системы: А.Галлер,

Г.Врисберг. Идея связи особенностей темперамента с определенными

анатомическими и физиологическими характеристиками нервной системы в

различных формах появляется в учениях многих философов и врачей XVIII и XIX

вв. Она получила частичное экспериментальное подтверждение главным образом

в типологии И.П. Павлова; опыты недвусмысленно показали, что некоторые

свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента.

Не малый вклад в изучение данного вопроса внесли работы И.П.Павлова,

Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина (1976г.), М.В.Бодунова (1977г.), В.М.Русалов,

И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой - Томиной и многих других.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ТИПА ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СВОЙСТВ

ТЕМПЕРАМЕНТА.

§2.1 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Для установления связи между типами ВНД и свойствами темперамента

необходимо:

- провести исследование свойств нервной системы;

- провести исследование свойств темперамента;

- вычислить ранговый коэффициент корреляции по Спирмену.

Для определения выраженности свойств нервной системы (подвижность,

уравновешенность, сила) мною были использованы следующие методики:

1. Методика «Сила нервной системы»

2. Методика «Уравновешенность нервной системы»

3. Методика «Подвижность нервной системы»

Методика «Сила нервной системы» - предназначена для определения

выносливости, работоспособности нервных клеток, устойчивости к действию

раздражителей.

Анкета содержит 10 вопросов (см. приложение №1), на каждый вопрос

испытуемый должен дать ответ, выбрав один из четырех предложенных. Бланк

ответа представлен в приложении №2.

Обработка результатов: подсчитывается общее количество ответов «в» и

«г», по таблице представленной в приложении №7-а, определяется балл, а в

соответствии с ним степень выраженности качества.

Методика «Уравновешенность нервной системы» - предназначена для

определения реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и

тормозные влияния.

Анкета содержит 10 вопросов (см. приложение №3), на каждый вопрос

испытуемый должен дать ответ, выбрав один из четырех предложенных.

Бланк ответа представлен в приложении №4.

Обработка результатов: подсчитывается общее количество ответов «в» и

«г», по таблице представленной в приложении №7-б, определяется балл, а в

соответствии с ним степень выраженности качества.

Методика «Подвижность нервной системы» - предназначена для определения

скорости движения, распространения нервных процессов, их иррадиации и

концентрации, а также взаимного превращения.

Анкета содержит 10 вопросов (см. приложение №5), на каждый вопрос

испытуемый должен дать ответ, выбрав один из четырех предложенных.

Бланк ответа представлен в приложении №6.

Обработка результатов: подсчитывается общее количество ответов «в» и

«г», по таблице представленной в приложении №7-в, определяется балл, а в

соответствии с ним степень выраженности качества.

Для определения экстраверсии – интроверсии, а также типов темперамента

личности, была использована методика Айзенка.

Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт

личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в

качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстра-,

интроверсии и психотизма.

Опросник содержит 101 вопрос (см. приложение 8), на который испытуемый

должен ответить «да» (+) либо «нет» (—). Время ответов не ограничивается,

хотя затягивать процедуру обследования не рекомендуется.

Обработка результатов по методике Айзенка:

Полученные результаты ответов сопоставляются с «ключом» (см.

приложение №10). За ответ, соответствующий ключу, присваивается 1 балл, за

несоответствующий ключу — 0 баллов. Полученные баллы суммируются.

§ 2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Основной задачей нашего эксперимента являлась попытка выявить

взаимосвязь между типами ВНД и свойствами темперамента.

Эксперимент был проведен в лицее №23 города Ставрополя. Участвовали

учащиеся 10 класса.

Возрастной состав испытуемых 15-16 лет. Общее количество 20 человек, из них

10 девушек и 10 юношей.

Форма проведения эксперимента – групповая.

Общее время тестирования 45мин. – 1 час.

Испытуемым были выданы:

- бланки ответов к методикам, используемым в эксперименте;

- анкеты к методикам: «Сила нервной системы»

«Уравновешенность нервной системы»

«Подвижность нервной системы»;

- текст опросника к методике Айзенка.

Обработка полученных данных проводилась в 2 этапа:

1 этап - первичная обработка протоколов (бланков ответов), т.е. подсчет

и сопоставление результатов анкетирования с табличными данными, что

позволило нам в соответствии с этими результатами выявить степень

выраженности исследуемых качеств; все показатели, полученные на этом этапе,

были занесены в таблицу № 3, для дальнейшей обработки.

2 этап – вычисление коэффициента корреляции по Спирмену (коэффициент

ранговой корреляции), данные необходимые для вычисления коэффициента

корреляции представлены в таблице №4.

§ 2.3 АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Произведя первичную обработку бланков ответов по методикам: «Сила

нервной системы», «Уравновешенность нервной системы», «Подвижность нервной

системы», мы получили данные, позволяющие на основе особенностей нервных

процессов определить тип ВНД испытуемых (см. таблица №1). Результаты

исследования были занесены в таблицу №3.

Произведя первичную обработку бланков ответов по методике Айзенка, мы

смогли определить вид темперамента испытуемых.

Методике Айзенка – интерпретация результатов:

Методика содержит 4 шкалы: экстраверсии — интроверсии, нейротизма,

психотизма и специфическую шкалу, предназначенную для оценки искренности

испытуемого, его отношения к обследованию.

Айзенк рассматривал структуру личности как состоящую из трех факторов.

1. Экстраверсия — интроверсия. Характеризуя типичного экстраверта, автор

отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг

знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента,

импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел.

Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства

и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На

него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интровертивный человек,

склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей.

Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным

побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок.

Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает

пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

2. Нейротизм. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость

(эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым

данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная

устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения,

ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях.

Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой

напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству,

общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности,

неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений

(лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности,

депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых

ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность;

неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в

себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к

раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно

сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими

показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях

может развиться невроз.

3. Психотизм. Эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению,

вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности,

неконтактности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию. Согласно

Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют

психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и

нейротизму — состоянию тревоги или реактивной депрессии. Нейротизм и

психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве

«предрасположенности» к соответствующим видам патологии.

Высокие оценки по шкале экстраверсии—интроверсии соответствуют

экстравертированному типу, низкие — интровертированному.

Средние показатели по шкале экстра-, интроверсии: 7—15 баллов.

Средние показатели по шкале нейротизма: 8— 16.

Средние значения по шкале психотизма: 5—12.

Если по шкале искренности количество баллов превышает 10, то результаты

обследования считаются недостоверными и испытуемому следует отвечать на

вопросы более откровенно.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк

высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень

близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа

интро- и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной

нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов

возбуждения и торможения. Таким образом, используя данные обследования по

шкалам экстра-, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели

темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре

классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной

системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик

(сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный,

инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный). На графике

(рис.2) можно увидеть, как соотносятся типы темперамента со шкалами

опросника. Там же приведена краткая характеристика каждого типа

темперамента. Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных

черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.

Рис. 2

Сангвиник - быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с

людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные

переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная,

выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях,

недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться

выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может

успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и

методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При

отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности

вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерик - отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему

свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность,

яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие

неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил,

истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент

проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии

духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в

раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости,

неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Флегматик - характеризуется сравнительно низким уровнем активности

поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются

стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и

речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и

упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам,

рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру

общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит.

В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться

«положительными» чертами — выдержкой, глубиной мыслей, постоянством,

основательностью и т.д., в других — вялостью, безучастностью к окружающему,

ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению

одних лишь привычных действий.

Меланхолик - у него реакция часто не соответствует силе раздражителя,

присутствует глубина и устойчивость чувств, при слабом их выражении. Ему

трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают

у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему

свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость,

робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик — человек

глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно

справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может

превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека,

склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств,

которые вовсе этого не заслуживают.

Для удобства в работе с опросником был использован бланк ответов для

испытуемых (приложение №9) и ключ для подсчета результатов (приложение

№10).

Данные результатов исследования по методике Айзенка были занесены в

таблицу №3.

Далее мы приступаем ко второму этапу обработки полученных данных т.е.

вычислению коэффициента ранговой корреляции по Спирмену. В таблице №4

представлены данные необходимые для расчета коэффициента ранговой

корреляции. Для начала производится раздельное ранжирование ряда X и ряда

Y, где ряд X – тип ВНД;

ряд Y – вид темперамента.

Далее вычисляется разность рангов d попарно. Знак разности не

существенен, так как по формуле нужно возвести d в квадрат. Затем действия

определяются формулой ранговой корреляции:

?=1-[pic], формула №1

где d – разность рангов ряда X и ряда Y[pic] т.е. (Rx –Ry );

n – количество испытуемых;

Sd2 – сумма квадратов рангов.

На основании числовых данных представленных в таблице №4, рассчитаем

сумму квадратов рангов, которая будет равна: Sd2=543.

Далее подставляем числовые значения в формулу №1:

?=1-[pic]

Итак, мы получили коэффициент ранговой корреляции ?= 0,6, если

сравнивать его с табличными данными в которых указано, что значимый

коэффициент корреляции для 20 испытуемых равен 0,44 и более, следует, что

полученный нами коэффициент является значимым. Можно сделать вывод, что

между типами ВНД и свойствами темперамента связь существует, т.е. гипотеза,

выдвинутая нами в начале исследования - подтверждается.

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ: В данной главе мы постарались экспериментально

доказать выдвинутую гипотезу. Для этого сначала определили тип ВНД, при

помощи следующих методик: «Сила нервной системы», «Уравновешенность нервной

системы» и «Подвижность нервной системы», далее при помощи методики Айзенка

мы определили тип темперамента, затем сопоставили полученные данные, т.е.

рассчитали коэффициента ранговой корреляции Спирмена. На основании

полученного результата сделали вывод о существовании корреляционной связи

между типами ВНД и свойствами темперамента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог всему вышесказанному, хочется еще раз отметить, что

особенности типов ВНД и свойств темперамента привлекали и привлекают

внимание психологов разных стран. Не малый вклад в изучение данного вопроса

внесли работы: И.П.Павлова, Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина (1976г.),

М.В.Бодунова (1977г.), В.М.Русалов, И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, и

многих других.

Общие типы нервной системы – одна из наиболее разработанных областей

физиологии высшей нервной деятельности. Физиологическое исследование общих

типов нервной системы открывает новые методические пути и для

экспериментально – психологического изучения темпераментов. По учению

И.П.Павлова, некоторые свойства нервной системы образуют физиологическую

основу темперамента, опыты недвусмысленно это показали.

В своей работе я постаралась освятить:

- общее представление о темпераменте (свойства темпераментов,

психологическую характеристику темпераментов, темперамент и

деятельность, темперамент и личность);

- основные свойства нервной системы, классификацию типов ВНД,

соотношение типов ВНД с темпераментом.

Также попыталась экспериментально выяснить, имеется ли между типами

высшей нервной деятельности и свойствами темперамента связь. Для этого,

после того как были получены первичные данные (результаты анкетирования),

был произведен расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Результаты

расчета, после их сравнения с табличными данными, показали, что связь

между типами ВНД и свойствами темперамента существует, т.е. гипотеза,

выдвинутая в начале исследования, подтвердилась.

|№ | | | | |

| |Испытуемые |Особенности нервных процессов |Тип высшей |Вид темперамента |

| | | |нервной | |

| | | |деятельности | |

| | | |По уравновешенности |По подвижности | | |

| | |По силе | | | | |

| | |имеет место сила|имеет место |преобладает | | |

|1 |Березуцкий А. |н.с. |неуравновешенность |подвижность |безудержный |холерический |

| | |Преобладает сила |имеет место |имеет место | | |

|2 |Бобрышева С. |н.с. |уравновешенность |инертность |спокойный |флегматический |

| | |имеет место сила|преобладает |свойство | | |

|3 |Бородаенко А. |н.с. |уравновешенность |неопределенно |спокойный |флегматический |

| | |имеет место сила|преобладает |преобладает | | |

|4 |Борисов В. |н.с. |уравновешенность |инертность |спокойный |флегматический |

| | |преобладает сила |свойство |преобладает | | |

|5 |Буйнова Ю. |н.с. |неопределенно |подвижность |безудержный |холерический |

| | |имеет место |имеет место |преобладает | | |

|6 |Бычихина Н. |слабость н.с. |неуравновешенность |подвижность |слабый |холерический |

| | |преобладает сила |свойство |преобладает | | |

|7 |Деньщиков А. |н.с. |неопределенно |подвижность |сильный |сангвинический |

| | |имеет место сила|преобладает |имеет место | | |

|8 |Захарченко В. |н.с. |уравновешенность |инертность |спокойный |меланхолический |

| | |имеет место сила|преобладает |преобладает | | |

|9 |Зеленский Н. |н.с. |неуравновешенность |подвижность |безудержный |холерический |

| | |имеет место |имеет место |имеет место | | |

|10|Кочелюк Т. |слабость н.с. |уравновешенность |подвижность |слабый |меланхолический |

| | |преобладает сила |преобладает |имеет место | | |

|11|Лихобабова Н. |н.с. |уравновешенность |подвижность |сильный |сангвинический |

| | |преобладает сила |имеет место |преобладает | | |

|12|Луценко Е. |н.с. |уравновешенность |подвижность |сильный |холерический |

| | |преобладает сила |имеет место |преобладает | | |

|13|Миронов В. |н.с. |уравновешенность |подвижность |сильный |сангвинический |

| | |преобладает сила |свойство |имеет место | | |

|14|Самофалова Е. |н.с. |неопределенно |подвижность |сильный |холерический |

| | |преобладает сила |преобладает |преобладает | | |

|15|Соловьева Н. |н.с. |уравновешенность |подвижность |сильный |холерический |

| | |преобладает |преобладает |имеет место | | |

|16|Соболев С. |слабость н.с. |неуравновешенность |инертность |слабый |меланхолический |

| | |преобладает сила |имеет место |преобладает | | |

|17|Симбирев Н. |н.с. |уравновешенность |подвижность |сильный |сангвинический |

| | |имеет место |имеет место |имеет место | | |

|18|Ткачев Е. |слабость н.с. |неуравновешенность |подвижность |слабый |меланхолический |

| | |имеет место сила|преобладает |имеет место | | |

|19|Фенев А. |н.с. |уравновешенность |инертность |спокойный |флегматический |

| | |преобладает сила |имеет место |преобладает | | |

|20|Яковлев В. |н.с. |уравновешенность |подвижность |безудержный |холерический |

Таблица №4

|№ |Испытуемые |X |RX1 |Y |RY1 |dRX 1R Y1 |R2 dRX 1R Y1|

|п/п| |(тип ВНД) | |(вид темпер.) | | | |

| | | | | | | | |

|1 |Березуцкий А. |безудержный |2,5 |холерический |4,5 |2 |4 |

| | | | | | | | |

|2 |Бобрышева С. |спокойный |14 |флегматический |10,5 |3,5 |12,25 |

| | | | | | | | |

|3 |Бородаенко А. |спокойный |14 |флегматический |10,5 |3,5 |12,25 |

| | | | | | | | |

|4 |Борисов В. |спокойный |14 |флегматический |10,5 |3,5 |12,25 |

| | | | | | | | |

|5 |Буйнова Ю. |безудержный |2,5 |холерический |4,5 |2 |4 |

| | | | | | | | |

|6 |Бычихина Н. |слабый |18,5 |холерический |4,5 |14 |196 |

| | | | | | | | |

|7 |Деньщиков А. |сильный |8 |сангвинический |14,5 |7,5 |56,25 |

| | | | | | | | |

|8 |Захарченко В. |спокойный |14 |меланхолический |18,5 |4,5 |20,25 |

| | | | | | | | |

|9 |Зеленский Н. |безудержный |2,5 |холерический |4,5 |2 |4 |

| | | | | | | | |

|10 |Кочелюк Т. |слабый |18,5 |меланхолический |18,5 |0 |0 |

| | | | | | | | |

|11 |Лихобабова Н. |сильный |8 |сангвинический |14,5 |7,5 |56,25 |

| | | | | | | | |

|12 |Луценко Е. |сильный |8 |холерический |4,5 |3,5 |12,25 |

| | | | | | | | |

|13 |Миронов В. |сильный |8 |сангвинический |14,5 |7,5 |56,25 |

| | | | | | | | |

|14 |Самофалова Е. |сильный |8 |холерический |4,5 |3,5 |12,25 |

| | | | | | | | |

|15 |Соловьева Н. |сильный |8 |холерический |4,5 |3,5 |12,25 |

| | | | | | | | |

|16 |Соболев С. |слабый |18,5 |меланхолический |18,5 |0 |0 |

| | | | | | | | |

|17 |Симбирев Н. |сильный |8 |сангвинический |14,5 |7,5 |56,25 |

| | | | | | | | |

|18 |Ткачев Е. |слабый |18,5 |меланхолический |18,5 |0 |0 |

| | | | | | | | |

|19 |Фенев А. |спокойный |14 |флегматический |10,5 |3,5 |12,25 |

| | | | | | | | |

|20 |Яковлев В. |безудержный |2,5 |холерический |4,5 |2 |4 |

-----------------------

[1] Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной

деятельности и их определение // Психология индивидуальных различий – М.,

1982. – С.25.

2 Павлов И. П. Полн. собр. Соч. Т.3.Кн.2. М.-Л., 1951. С.269.

3 Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология

индивидуальных различий: Тексты. – М., 1982.

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ