Исследование насилия в семье на основе системного подхода в семейной психотерапии
216 часов, который остается наиболее популярным и по сей день.
Теоретические концепты и основанные на них методы семейной психотерапии
также прошли в своем развитии ряд этапов:
1. В начале 1970-х гг. семейные психотерапевты скрупулезно накапливали
информацию о том, «как живут вместе пациент и его родственники».
Сказывалась психиатрическая традиция сбора анамнеза – очень важно было
охарактеризовать личностное своеобразие каждого члена семьи, а затем,
суммироваыв психопатологические профили, понять сущность семьи как
совокупности входящих в неё индивидуальностей. Затем каждому члену семьи
назначали определенное лечение – медкаменты, занятия аутотренингом,
сеансы гипноза и т.д. Этот этап условно можно назвать психиатрическим.
Однако такой подход продержался недолго.
2. Следуя традициям отечественной психологии, и в первую очередь концепции
«психологии отношений» В.Н.Мясищева, семейные психотерапевты помогали
членам семьи осознавать и корректировать те паттерны поведения, которые
закладывались на ранних этапах онтогенеза. Этот этап развития семейной
психотерапии можно с полным основанием назвать психоаналитическим
(психодинамическим).
3. Начиная с середины 1980-х гг., в нашей стране основным становится
системный подход в семейной психотерапии, ак в дальнейшем – синтез
«психологии отношений» В.Н.Мясищева и основных положений кибернетики и
системного подхода. Семейный психотерапевт перестал играть роль судьи,
который собирал информацию у всех членов семьи, оценивал её и давал
семье либо «квалифицированный совет», либо предписание вести себя в
определенных ситуациях определенным образом.
Теперь семейный психотерапевт не только осуществляет присоединение к семье,
но и входит в неё в качестве элемента, обладающего энергией, информацией и
волей, побуждает членов семьи к терапевтическим изменениям, к пересмотру
существующих правил и границ, подсистем и коалиций.
Если строя свою работу психотерапевты заимствуют опыт зарубежных коллег то
применяемые методы психотерапии необходимо адаптировать к национально-
культурному контексту.
В нашей стране семьи имеют следующие отличительные признаки:
1. Сохраняется патриархальная семья, т.е. семья, состоящая из нескольких
поколений;
2. Границы между подсистемами диффузны, плохо структурированы, власть в
семье нередко принадлежит бабушкам и дедушкам;
3. Во многих семьях в нескольких поколениях отсутствуют мужчины, главными
действующими лицами являются женщины;
4. Несколько поколений зависят друг от друга не только духовно, но и
материально: молодые семьи живут либо в коммунальных кварталах, либо
совместно с родственниками, без надежды на приобретение собственного
жилья;
5. Идеология тоталитарного общества сформировала жесткую систему
принуждения и долженствования, из-за которой быт, поведение, духовные
ценности напоминали те эпохи, когда человек забывал о собственном «Я», о
своих желаниях и потребностях, строя свое поведение так, чтобы оно было
угодно Богу, феодалу, государству;
6. Разрушение прежней идеологии и отсутствие новой, которая помогла бы
сплочению и обретению чувства принадлежности и защищенности, привели к
тому, что в обществе возросла потребность в иллюзиях, «чудесах» и др.
Тяжелое материальное положение и отсутствие нравственных ценностей
приводят к тому, что семьи легко распадаются и дети оказываются на улице,
становясь легкой добычей криминальных элементов; в семьях возрос уровень
взаимной агрессии.
2.2.Общая теория систем и семейная психотерапия
Специалисты по семейной психотерапии в своей практической работе должны
руководствоваться определенной системой теоретических представлегний,
позволяющих разобраться в особенностях поведения отдельного человека,
взаимоотношениях членов семьи, а также представителей иных социальных
групп. Ни одна отдельно взятая теория этого сделать не позволяет. Семейный
психотерапевт должен распологать целым комплексом различных теорий,
позволяющих объяснить системные феномены разного уровня и их влияние друг
на друга.
Одно из главных преимуществ общей теории систем заключается в том, что она
дает достаточно широкую и детально разработаннуую теоретическую базу,
позволяющую соотнести друг с другом разные теории и сформировать целостную
картину феноменов разного уровня сложности.
Лантроуп достаточно убедительно обосновывает использование общей теории
систем в качестве теоретичсеской базы клинической практики: “Системный
подход предполагает признание того, что любые феномены имеют системную
природу и, соответственно, того, что многие подходы к решению тех или иных
проблем должны иметь системный характер. Таким образом. Системный подход в
его клиническом выражении связан с использованием общих теоретических
представлений, касающихся как системной природы явлений, так и
методологических представлений, позволяющих проводить их исследование и
осуществлять на них соответствующие воздействия, приводящие к системным
изменениям”(Lanthrope 1964,).
Одним из достижений системного подхода является то, что он позволил
определить системный характер поведения, не стремясь при этом к уточнению
преимуществ той или иной психологической теории. Системный подход,
подчеркивая, таким образом, общность системных принципов поведения,
отличается теоретической «нейтральностью».
«Общая теория отнюдь не отрицает прежних научных достижений, но позволяет
осмыслить их с новой точки зрения; в то же время он является и новым
способом восприятия мира»(Gray,Duhl,Rizzo, 1969). Системные понятия могут
быть использованы для анализа феноменов любого уровня организации, а также
для описания любого поведения, имеющего системный характер.
В практике семейной психотерапии очень важно понять человека в контексте
семейной системы и. в свою очередь, понять семью в контексте её социального
окружения. С точки зрения системных представлений старая дилемма о том, кто
является основным «источником» проблем или с кем работа должна проводится в
первую очередь (с индивидом или с обществом), теряет всякий смысл. Семейный
подход предполагает. Что все без исключения системы и составляющие их
подсистемы оказывают друг на друга взаимное влияние. Задачей психотерапевта
является выявление определенных подсистем и суперсистем, которые влияют на
ту систему, с которой он работает. Одним из следствий системного подхода
является также признание того, что изменение в этих подсистемах и
суперсистемах (в том случае, если они не утрачивают своей связи с той
системой, с которой производится основная работа) влекут за собой и
соответствующие изменения в ней самой.
Что же понимается под системой?
Олпорт дает, пожалуй, самое краткое определение комплексной системы как
«комплекса элементов в их взаимодействии» (Allport, 19687). Основными
понятиями, связанными с этим определением, являются понятия границы,
вещества-энергии, обратной связи, динамического равновесия, прогрессивной
дифференциации и эквифинальности. Все эти понятия могут быть использованы
для объяснения особенностей функционирования семьи.
Границы
Живые системы имеют определенные границы, в той или иной степени отделяющие
составляющий их комплекс взаимодействующих друг с другом элементов от
элементов внешней среды. Границы системы задают её структурные рамки,
которые помогают поддерживать связь между элементами системы и делают её
единым целым.
Понятие границ позволяет лучше понять функционирование семьи. В
соответствии с системными представлениями любая система обладает
определенными, непрерывно расширяющимися границами. Каждая система,
существующая во Вселенной включена в систему более высокого порядка
(суперсистему) и состоит из систем более низкого порядка (подсистем).
Понятие границ помогает осмыслить особенности той или иной системы. Без
этого наше представление о строении любого объекта было бы затруднено, и
мы не могли бы выделить его из множества систем разного уровня сложности.
Лишь, после того как границы определены, можно разобраться в том, что
составляет суперсистему, а также в том, из чего состоит сама система.(Дэвид
Фримен[3]).
При работе с семьями психотерапевт должен понимать, где пролегают границы
семьи. Анализируя структурные элементы семьи, он может определить различные
подсистемы, включенные в общую границу. Таким образом, он может понять, из
кого состоит семья. Было бы ошибочно предполагать, что она состоит просто
из людей, живущих под одной крышей. Члены семьи могут порой находиться за
сотни миль друг от друга и при этом составлять единый «живой» организм.
Письма, телефонные звонки и визиты тех, кто составляет расширенную семью,
могут, как ослаблять, так и укреплять нуклеарную семью.
Определение психотерапевтом семейных границ связано с оценкой характера
взаимодействия и степени взаимной зависимости, характеризующих отношения
членов семьи. Это связано с оценкой того, кто из них находиться друг с
другом в более тесном контакте, чем с лицами из их социального окружения.
Психотерапевт должен при этом принять во внимание всех значимых лиц и их
места по отношению к границам семьи, а также взаимодействие между её
членами.
Развитие системы подчас затрудняет определение её границ. Они могут со
временем изменятся, поэтому необходимо принимать во внимание особенности
развития семейной системы.
Другим принципом, используемым специалистом при системной оценке семьи и
тесно связанным с понятием границ, является определение степени открытости
семейной системы и того, с какой интенсивностью протекают процессы
энергоинформационного обмена внутри системы, а также аналогичные процессы
между ней и окружающей средой. Границы семьи всегда в той или иной степени
проницаемы, благодаря чему она может расти и развиваться. Чем больше
закрыта семейная система для поступления новой энергии и информации, тем
меньше её ресурсы, необходимые для удовлетворения её постоянно растущих
потребностей. Оценка степени открытости семьи сопряжена с определением
возможности её роста и удовлетворения потребностей её членов, а также её
следования внешним требованиям. Подобная оценка предполагает получение
сведений о том:
. Насколько гибкими являются границы семьи;
. Каким образом осуществляется «фильтрация» информации - как входящей в
семью, так и из неё исходящей;
. Кто из членов семьи является источником новой информации или
занимается её обработкой и передачей;
. Каким образом семья поддерживает свою целостность.
Иерархия
Понятие иерархия используется в изучении изменений в структуре ролей и
правил внутри семьи. При анализе структуры семьим можно сослаться, например
на авторитет, доминирование, власть принимать решения или степень влияния
одного члена семьи на других.( Черников А.Н.[8]).
Обратная связь
Процесс передачи энергии в пределах существующих границ системы обычно
называется обратной связью. Взаимодействие между элементами системы также
сопряжено с обменом информацией. Чем сложнее система, тем более сложный
характер имеет процесс обратной связи, обеспечивающий её целостность и
высокий характер организации. Обратная связь также помогает поддерживать
баланс между удовлетворением внутренних потребностей семейной системы и
необходимостью следования внешним требованиям. Зачастую она обеспечивает
получение и обработку новой информации, позволяющей членам семейной системы
принимать необходимые решения.
Обратную связь можно определить как процессы, ответственные за получение,
интерпретацию и передачу информации в пределах самой системы, а также между
системой и внешней средой. Обратная связь обеспечивает ориентацию системы
во внешней среде. Она предполагает определенные механизмы исправления
допущенных системой ошибок, прояснения смысла поступающих из внешней среды
стимулов, обработки информации. По сути, эффективность процессов передачи
энергии и информации, как в пределах систем, так и между ними,
определяется уровнем развития механизмов обратной связи. Они составляют
одну из наиболее важных функций, присущих комплексным системам.
Вещество и энергия
Комплексные системы «представляют собой вещество и энергию, определенным
образом организованные с помощью информации».
Ценность понятий вещества и энергии заключается в возможности их
использования для объяснения ряда социальных феноменов, в частности состава
семейной системы и особенности ее организации. Отдельные субъекты, образуя
семейную систему, составляют ее «вещество», а протекающие в ней процессы
обратной связи являются основным источником энергии, побуждающей членов
семьи к действию. Семейная система является единым целым. Выступая в
качестве комплексного феномена, она требует учета того, в каких отношениях
находятся друг с другом ее элементы (члены семьи) и каким образом энергия
передается от одного ее элемента к другому. Вещество приходит в активное
состояние и начинает действовать всякий раз, когда ему передается какая-
либо информация. Члены семьи взаимодействуют друг с другом, принимают
решения и узнают нечто новое как о себе, так и об окружающем мире, получая,
обрабатывая и передавая соответствующую информацию. Вербальная и
невербальная информация, которую члены семьи получают из окружающей среды,
выступает в качестве энергии, преобразующейся в знания и помогающей им
принимать решения и определять, кем они являются и что им следует делать.
Рост и развитие системы связаны с обменом энергией и информацией между
разными системами. Если в развитии систем возникают определенные нарушения,
можно предположить, что энергия (информация) не достигает элементов системы
(членов семьи). Психотерапевтические интервенции в этом случае должны быть
направлены на те элемент системы, обмен энергией и информацией между
которыми блокирован. Это может быть связано с чрезмерной закрытостью или,
наоборот, чрезмерной открытостью границ, либо с тем, что некоторые члены
семьи уклоняются от получения новой информации, опасаясь нарушения баланса
внутрисемейных отношений.
Состояние динамического равновесия
Используемое понятие системы подчеркивает ее открытый характер, способность
к обмену энергией, а также к постоянному росту и развитию.
Понятие динамического равновесия связано с определенным механизмом, при
помощи которого системе удается регулировать допустимую меру изменений.
«Всякий живой организм является открытой системой, которая постоянно
пребывает в процессе активного обмена энергией и информацией с окружающей
средой. Определенные элементы такой системы могут разрушаться и
отстраиваться заново, так что система, до тех пор пока она живет, никогда
не находится в состоянии химического и термодинамического покоя. Состояние
такой системы можно назвать состоянием динамического равновесия».
(Bertalanffy, 1956, р.3).
Динамическое равновесие означает, что система не стремится автоматически
устранить возникающее в ней состояние напряжения или достичь абсолютного
равновесия, но прибывает в процессе постоянных изменений, развития и
реструктуризации.
Понятие динамического равновесия «отражает способность системы не только к
сохранению ее структуры, но и к ее изменениям. Таким образом, система
является внутренне нестабильной»(Buckley,1967, р.15).
Семейная система никогда не пребывает в состоянии полного равновесия.
Каждый член семьи также характеризуется определенным уровнем динамического
равновесия.
Таким образом, состояние динамического равновесия- это состояние текучести,
связанное с деятельностью ее членов.
Прогрессивная дифференциация
Общим свойством живых систем является их стремление к увеличению сложности
своей организации. Прогрессивная дифференциация происходит по мере того,
как система, путем формирования каналов энергоэмоциональной связи с
окружающей средой, достигает определенного уровня адаптации. Параллельно с
этим происходит развитие ее структуры и функций: распределение функций
между ее элементами, увеличение их количества и качества, а также
совершение механизмов обратной связи. Таким образом, система переходит от
относительно примитивных форм организации, связанных с аморфностью ее
структуры и неопределенностью функций, к более сложным, характеризующимся
высокой дифференцированностью и иерархичностью внутренней структуры (Gray,
Duhl, Rizzo, 1969, p.14).
Эквифинальность
Последним понятием, связанным с определением комплексных систем, является
понятие эквифинальности. Эквифинальность выступает в качестве частного
признака открытых систем. Она тесно связана с прогрессивной
дифференциацией, поскольку рост и развитие открытых систем не находятся в
тесной зависимости от их первоначального состояния, характерной для
закрытых физических систем, но могут протекать разными путями и с различных
стартовых позиций. «Если система является открытой, её финальное состояние
не будет сколь-нибудь сильно зависеть от первоначального состояния. Оно
будет определятся, в первую очередь свойствами самой системы - теми
константами, которые не связаны с внешними условиями существования. Эта
система будет характеризоваться эквифинальностью или, если говорить
метафорически, способностью к самостоятельноому определению своих
целей»(Rapoport, 1958).
Эквифинальность связана со способностью системы к самостоятельному
определению своих целей. Её рост, развитие и целенаправленное поведение
определяется интерактивными качествами самой системы, а структурные,
функциональные и генетические особенности тесно взаимосвязаны и ярко
проявляются во всех ситуациях, связанных с необходимостью удовлетворения её
внутренних потребностей или решением задач адаптации к внешним условиям.
Всякий раз поведение такой системы трудно объяснить условиями, которые
существовали в момент её появления. Для понимания поведения такой системы
следует учитывать: текущие процессы, протекающие как внутри неё, так и во
взаимодействии с другими системами; действующие механизмы обратной связи;
особенности её материального и энергетического наполнения, а также
особенности того состояния динамического равновесия, в котором она
находиться; историю её развития.
2.3. Семья как система
Структура
Семейную систему можно рассматривать как единое образование, обладающее
определенными особенностями структуры, функционирования и развития. В
структурном отношении всякая нуклеарная семья включает в себя четыре
основные группы подсистем. Первая состоит из отдельных людей – членов
семьи; вторая образована диадой муж – жена; третья – сиблингами, четвертая
– диадами родитель – ребенок. Подсистемы каждой группы имеют определенные
границы, потребности и ожидания. Хорошо сбалансированная семейная система
способна обеспечить удовлетворение потребностей всех входящих в неё
подсистем. Кроме того, семья должна взаимодействовать с различными
элементами супер-системы – значимыми для неё другими лицами: друзьями,
соседями, представителями социума.
Семья, как правило, образуется в тот момент, когда два человека образуют
брачный союз (хотя возможны его разные варианты). Каждый человек, вступая в
брак, привносит в него свои собственные представления и ожидания
относительно того, каким образом должны строиться семейные отношения.
Поначалу основными причинами сближения супругов являются чувство комфорта и
удовлетворения, которое они испытывают в обществе друг друга. Постепенно
супружеская пара формирует определенную систему отношений с уникальными
стилевыми особенностями, которые дают ей ощущение эмоцианального и
социального благополучия. Еще до появления в семье детей супруги, как
правило, успевают осознать потребности, которые предъявляет к ним
социальное окружение.
С появлением в семье нового члена, то есть ребенка, внутрисемейные
отношения, формы коммуникации и поведение супругов должны в определенной
мере измениться. Диадический союз превращается в триадический,
предполагающий общение между тремя людьми. Ребенок обладает присущими ему
потребностями и стилем поведения. Гибкость, характеризующая отношения
супругов, определяет их возможность адаптироваться к ребенку. Если его
темперамент и стиль поведения совместимы с соответствующими особенностями
родителей, их адаптация к ребенку протекает успешно. Если же между
темпераментом и стилем поведения ребенка и соответствующими
характеристиками и ожиданиями родителей имеются выраженные различия, мать и
отец переживают психический дискомфорт, а в их отношениях с ребенком
возникают проблемы. Такая вероятность более высока в случаях, когда
отношения супругов отличаются нестабильностью и если муж с женой не
способны самостоятельно решать проблемы своих взаимоотношений. Тогда эти
нерешенные проблемы отражаются на отношениях с ребенком.
Супруги должны решить, сколько времени они хотели бы уделять друг другу, а
сколько - ребенку. При оценке подсистемы ребенок – родитель психотерапевту
следует принимать во внимание отношения ребенка и отца, ребенка и матери, а
также отношения обеих супругов с ребенком (детьми). При этом отношения
между подсистемами должны быть сбалансированными, то есть ни один из членов
семьи не может быть исключен из отношений с другими. Дисбаланс возникает,
когда, например родители придают слишком большое значение собственным
взаимоотношениям и уделяют ребенку недостаточно внимания, воспринимая его
как помеху. В иных случаях мать слишком много сил и времени уделяет
ребенку, при этом муж начинает испытывать от них отчуждение. Единственной
формой сохранения его отношений с супругой, как правило, является участие
ухода за ребенком; при этом родители по-прежнему уделяют друг другу мало
внимания.
Если в семье появляется еще один ребенок, формируется еще одна подсистема-
сиблингов. Взаимоотношения сиблингов не похожи ни на какие другие
взаимоотношения, характеризующие иные подсистемы. Иногда, когда сиблинги
конкурируют друг с другом или находятся в очень близких отношениях,
родители могут переживать сложные чувства. Тем не менее, если семья
отличается сбалансированностью взаимоотношений между всеми ее членами,
родители обычно достаточно легко адаптируются к подсистеме сиблингов. Кроме
того, такие семьи используют подсистему сиблингов в качестве одного из
своих ресурсов. В отличие от вариантов, когда родители пытаются вмешиваться
во взаимоотношения сиблингов, это, как правило, нарушает баланс данной
подсистемы. Если родители не предоставляют сиблингам возможность
самостоятельно разрешать возникающие между ними конфликты или, пытаясь
повлиять на их отношения, отдают предпочтение одному из них, когда они не
учитывают старшинство одного ребенка над другим и перекладывают
ответственность со старшего ребенка на младшего, - все это приводит к
усилению внутрисемейной дисгармонии.
Необходимость учета структурных особенностей семьи тесно связана с оценкой
семейных ролей, норм и ценностей. Структурная организация семьи такова, что
распределение ролей между её членами обеспечивает им наилучшее
функционирование. На характер распределения ролей большое влияние оказывают
семейные ценности и нормы. Перлман дает достаточно точную оценку того,как
роли влияют на поведение членов семьи, и рассматривает семейную структуру
как основу для распределения ролей. Роли связаны с той или иной линией
поведения, регулируемой долженствованиями и ожиданиями, которые определяют
как собственные поступки окружающих его людей.
Распределение ролей во многом зависит от взаимоотношений между
представителями различных подсистем.
Распределение ролей всегда связано с ценностями и верованиями относительно
того, как члены семьи должны себя вести. Оно во многом определяется
условиями воспитания самих родителей. Мы все с детства усваиваем, что
поведение членов семьи должно быть определенным образом организовано, и
что каждый из них должен себя вести тем или иным образом. Эти усвоенные
родителями в детстве представления определяют те ожидания, которые они
имеют относительно своих детей и друг друга.
Существует два способа распределения ролей. В одних случаях роль
приписывается человеку автоматически, с учетом его пола и возраста; это
может быть роль матери, отца, сына или дочери. В других случаях роли
выбираются, исходя из социального положения и личных особенностей человека.
Это относится к ролям лидера, ведомого, «козла отпущения» и другими.
Сочетание предписанных и выбранных ролей в той или иной семье формирует их
определенный набор и отражает семейную структуру.
Каждый член семьи ведет себя в соответствии с определенной системой ролей и
может одновременно играть несколько ролей. Роли могут, как ограничивать
человека, так и способствовать его личностному росту и развитию. Роли
членов семьи относятся к трем основным уровням:
. Индивидуальные роли на уровне семьи;
. Роли на уровне подсистем, например, на уровне подсистемы родитель-
ребенок, подсистемы сиблингов и т.д.;
. Роли, которые семья в целом играет в обществе.
Члены семьи формируют определенные нормы, касающиеся того, как они должны
себя вести вместе и по отдельности в отношениях друг с другом и обществом.
Нормы в значительной мере определяют характер культуры семьи, а также то,
какое поведение её члены считают правильным или неправильным, выполняя тем
самым функцию социального контроля. Нормы во многом определяются детским
опытом родителей и усвоенными ими культурными ценностями.
Система ценностей семьи влияет на нормы, правила поведения и роли её
членов. Ценности определяются как «совокупность идей, установок и
верований, объединяющая членов семьи, независимо от того, осознают они их
или нет…Ценности влияют на особености восприятия индивидуальной
ответственности членов семьи, их жизненные цели, а также на их отношение к
способам удовлетворения собственных потребностей».
На структуру семьи влияют ценности разного порядка, в том числе социальные,
семейные и индивидуальные ценности. Общество диктует семье, что она должна
делать, какую структуру должна иметь, как должны себя вести её члены.
Система ценностей семьи является результатом её культурной идентификации и
объединения систем ценностей её членов. Они, в свою очередь,
характеризуются индивидуальным набором ценностей, определяющимися их
жизненным опытом.
Семейные подсистемы, суперсистемы, роли, нормы и ценности являются теми
характеристиками семьи, которые помогают разобраться в особенностях
семейной структуры. Все они позволяют специалисту нарисовать портрет семьи.
Функции
Функции семьи тесно связаны с развитием её структурной организации.
Особенности семейного уклада влияют на характер взаимоотношений её членов
друг с другом и с внешним окружением.
Разделяют два основных аспекта семейного функционирования: 1] актуальные
функциональные обязанности, делегируемые членам семьи её социальным
окружением, и 2] поведенческие феномены и процессы, проявляющиеся в семье.
Основными функциями, делегируемыми членам семьи её социальным окружением,
являются: обеспечение выживания, защита семьи от внешних повреждающих
факторов, забота членов семьи друг о друге, воспитание детей, создание
физических, эмоциональных, социальных и экономических предпосылок для
индивидуального развития членов семьи, поддержание их тесных эмоциональных
связей друг с другом, а также социальный контроль за поведением друг друга.
За последние 100 лет функции семьи в нашем обществе сильно изменились. В
свое время основной являлось экономическая функция, тесно связанная с
физическим выживанием членов семьи. Благодаря промышленной революции,
развитию технологий и системы социальной защиты экономическая функция семьи
утратила свою значимость, а роль социально-психологической функции заметно
повысилась. В настоящее время своей основной обязанностью многие семьи
считают не столько создание условий для своего экономического выживания,
сколько обеспечение членами семьи взаимной психологической поддержки друг
друга.
Общаясь с родителями и друг с другом, дети готовятся к встрече с социумом.
Семья, таким образом, создает для них определенные модели социального
поведения и учит способам социального взаимодействия. В настоящее время
признается также, что в социализации ребенка большую роль играет его
общение со сверстниками и представителями школьного окружения. Тем не
менее, оценивая происходящее в социальной жизни, ребенок опирается прежде
всего, на опыт своего общения с близкими родственниками. Таким образом,
усвоенные ребенком в семье модели поведения в значительной степени
определяют его последующий социальный опыт.
Развитие
Системный подход, используемый в семейной психотерапии, предполагает учет
того, на какой стадии развития находятся как отдельные члены семьи, так и
вся семья в целом. В идеале развитие членов семьи и семейной системы должно
быть взаимосвязано.
В процессе своего развития семья как единая система проходит ряд стадий.
Развитие семьи начинается с создания брачного союза, переходя на новый
уровень при появлении в семье первенца, а затем и новых детей. В первые
годы существования семьи её развитие тесно связано с необходимостью ухода
за маленькими детьми. С поступлением детей в школу дистанция между ними и
родителями начинает быстро увеличиваться. В процессе обретения детьми
независимости от родителей те вынуждены пересматривать смысл и задачи
своего существования. Когда дети покидают семью, супруги остаются в
одиночестве и бремя забот с них спадает. В идеале этот процесс должен
протекать постепенно, что предоставляет родителям и детям – по мере
взросления последних – возможность подготовиться к принятию новой системы
потребностей и ожиданий. На деле, многие родители оказываются не готовыми к
этому, поскольку в течение первых 15 лет совместной жизни посвящали себя, в
основном, заботе о детях и часто игнорировали иные, не связанные с ними,
потребности и роли.
Далее будет рассмотрено функционирование семьи как системы, в частности
будут изложены определенные понятия, позволяющие разобраться в поведении
членов семьи.
Альянсы
В семье, с момента её образования, начинают формироваться различные альянсы
– диадические и триадические – как между членами семьи, так между ними и
другими людьми. При обсуждении структуры семьи упоминалось о существовании
трех основных групп семейных подсистем, образуемых супругами, сиблингами, а
также родителями и ребенком. Каждая из этих подсистем предполагает
заключение альянса. Альянс супругов непосредственно не связан с их
отношениями с детьми. Альянс же сиблингов имеет совершенно иной характер,
нежели их взаимоотношения с родителями.
В функциональном отношении альянсы выступают как весьма полезный механизм,
позволяющий членам семьи обсуждать друг с другом вопросы, которые они не
решались бы обсуждать с остальными. Они также дают одному члену семьи
ощущение близости к другому. С другой стороны, альянсы могут иметь
дизадаптивный характер. Дизадаптивные альянсы представляют собой
внутрисемейные коалиции и триангуляции. Они предполагают сплочение
некоторых членов семьи, направленное против других её членов.
Фантазии, искажения и секреты
Члены семьи постоянно узнают друг о друге что-то новое. Они узнают о
предпочтениях, интересах и слабостях друг друга, о том , когда и о чем
можно друг с другом говорить и т.д. Это становится возможным в силу их
продолжительной совместной жизни. Несмотря на это во многих случаях мы хуже
всего знаем именно тех, с кем дольше всего живем вместе. Наиболее значимый
опыт общения членов семьи друг с другом связан с определенными
эмоциональными переживаниями. Чем более эмоциональны они в своем общении
друг с другом, чем чаще в семье возникают конфликты, тем более высока
вероятность искажений в их отношениях и появления у них различных
болезненных фантазий. У них возникают друг о друге искаженные
представления, способствующие ещё большему их отчуждению. Взаимная обида
усиливается и из-за того, что члены семьи видят, насколько неверно другие
истолковывают их поступки.
Конечно же, члены семьи должны избегать строить отношения друг с другом,
основываясь на различного рода домыслах. Следует проверять, насколько
представления каждого друг о друге соответствует действительности и
откровенно сообщать друг другу о своих мыслях и переживаниях.
Секреты членов семьи, так же как и болезненные домыслы, связаны с
мистификацией определенных семейных событий или персонажей. Секреты связаны
с попыткой определенных членов семьи скрыть некоторую информацию от других.
При этом их влияние на других членов семьи связано не столько с содержанием
этой информации, сколько с её недоступностью для других. До тех пор пока
несколько членов семьи хранят определенную информацию в тайне от остальных,
это будет мешать непосвященным участвовать в обсуждении значимых для семьи
тем. Многие люди, предполагая наличие в их семье определенных секретов, как
правило, опасаются, что их разглашение причинит внутрисемейным отношениям
какой-нибудь вред.
Коммуникация
Все, что связано с общением членов семьи – семейные легенды, секреты,
искаженные представления и фантазии, роли, ценности – отражается на формах
и характере их коммуникации. Члены семьи общаются друг с другом на
протяжении всей своей жизни. Всякий специалист, работающий с семьей, должен
принимать во внимание особенности внутрисемейных коммуникативных процессов.
Ему необходимо понимать, кто из членов семьи выступает в роли
«комментатора» действий других членов, когда те общаются с представителями
социального окружения семьи. Он также должен обращать внимание на
особенности их лексики и используемые ими ключевые понятия.
Общение между членами семьи протекает как на вербальном, так и невербальном
уровне, причем невербальный уровень общения в некоторых специфических
случаях оказывается даже более значимым.
Оценка коммуникативных особенностей семьи часто позволяет лучше разобраться
в распределении семейных ролей.
Способы изложения членами семьи определенных моментов совместной жизни
отражают их ценности и то, что они считают для себя наиболее важным. Отводя
определенным членам семьи роль комментатора, остальные чаще всего
ориентируются на иерархию семейных ролей. Иерархия семейных ролей и
властные полномочия членов семьи связаны с их коммуникативными
Страницы: 1, 2, 3
|