Рефераты

Исследование влияния акцентуации характера на девиантное поведение подростков

человек стремится к свободе и самоутверждению. Однако свобода

ограничивается вместе с развитием культуры. Подавление, вытеснение либидо

ведет к сублимации сексуальной энергии, изменениям поведения вплоть до

садизма и преступлений.

Неофрейдисты природу делинквентности рассматривают наряду с другими

формами отклоняющегося поведения - неврозами, психастениями, сексуальными

расстройствами, состояниями навязчивости, различными формами социальной

дезадаптации личности, которую отличают чувство повышенной тревожности,

агрессивность, ригидность, комплекс неполноценности. Особое внимание

уделяется природе агрессивности, которая в психоаналитических работах

считается первопричиной насильственных преступлений. Агрессивную энергию

разрушения вызывают врожденные неосознаваемые влечения: у Фрейда это -

либидо; у А.Адлера - стремление к власти, превосходству над другими; у

Э.Фромма - мазохистские стремления к смерти, страданию; у К.Хорни -

стремление к безопасности, потребность в удовольствии; у В.Шутца -

потребность в поддержке и одобрении со стороны ближайшего окружения. Однако

дальнейшие исследования показали, что сущность девиации нельзя объяснить

лишь на основе анализа психологических факторов.

Гуманистический подход рассматривает отклонения в поведении как

следствие потери ребенком согласия со своими собственными чувствами и

невозможность найти смысл и самореализацию в сложившихся условиях

воспитания считает, что агрессия есть результат искаженного процесса

социализации, в частности, злоупотреблений родителей наказаниями, жестоким

отношением к детям.

Представители бихевиоризма и необихевиоризма Б.Скиннер, Е.Торндайк,

Д.Уотсон доказывают, что окружающая среда полностью определяет поведение

человека: через научение человек овладевает опытом, последствия поведения

определяют вероятность его повторения. Следовательно, внешние подкрепления

модифицируют поведение и лидера, и девианта. Однако наука о

программировании образа жизни потерпела крах, поскольку вступила в конфликт

с самопознанием и саморазвитием личности.

В последние десятилетия на Западе получил широкое распространение

эмпирический, феноменологический подход к определению отклонений,

использующий для их описания понятие синдрома - устойчивого образования в

структуре личности - как одного из четырех типов аномалий.

Г.М.Бреслав отклоняющееся поведение считает следствием отклонений в

формировании личности (ОФЛ) или патологии формирования личности как

искажение нормы, представленное в психических заболеваниях. ОФЛ, являясь

проявлением индивидуальности ребенка, при определенных условиях могут

привести к девиациям поведения. В то же время они могут служить необходимым

для ребенка этапом индивидуального развития и способствовать формированию

здоровой личности.

Анализ работ западных психологов показывает, что на первый взгляд

оказывается состоятельной «теория множественных факторов» М. и Э.Глюка,

которая рассматривает в качестве причин преступности до 200 различных

факторов: социальное и расовое неравенство, урбанизация, миграция,

последствия НТР и пр. Однако их перечисление не способствует выявлению

истинной причины отклоняющегося поведения.

Отечественная психология, не отрицая влияния врожденных особенностей

организма на свойства личности, стоит на позициях того, что человек

становится личностью по мере включения в окружающую жизнь.[20] Личность

формируется при участии и под воздействием других людей, передающих

накопленные ими знания и опыт; не путем простого усвоения общественных

отношений, а в результате сложного взаимодействия внешних (социальных) и

внутренних (психофизических) задатков развития, представляет собой единство

индивидуально-значимых и социально-типических черт и качеств.[21]

Следовательно, личность и ее аномалии рассматриваются в социально

обусловленной, развивающейся жизнедеятельности, в смене отношений ребенка

к окружающей действительности.

Современные отечественные экспериментальные исследования подтверждают

наличие психологической реальности, соответствующей понятию «делинквентная

личность». Не случайно А.А.Реан отмечает деформацию центральных образований

криминальной личности. Так, А.А.Тайбакова определила, что «корыстный

преступник – это лицо с уже устоявшимися негативными социальными

стереотипами и установками, чье поведение сложно поддается корректировке».

Причиной противоправных поступков могут выступать такие качества

личности человека, как жадность, жестокость, хитрость, завистливость,

лживость. Причем, эти опасные качества, когда они становятся синергетиками,

могут свидетельствовать о «преднастройке» к непредсказуемым ситуациям с

демонстрацией негативных качеств, провоцировать девиантное и делинквентное

поведения.[22]

Устоявшимся в психологической и медицинской литературе являются

понятия «акцентуации характера», «психопатии – социопатии», которые

обозначают поступки и реакции личности неболезненной природы. Как правило,

эти аномалии характера происходят по причине негативных воспитательных

воздействий, когда родителями или лицами, их заменяющими, создаются

ситуации, в которых выкристаллизовываются и закрепляются негативные,

отрицательные черты характера. Специфические сочетания черт характера

указывают на преобладающий характерологический радикал или тип характера -

истерический, шизоидный, эпилептоидный, психастенический, астенический,

паранойяльный, - который может определять те или иные отклонения в

поведении.

Долгие годы психология базировалась лишь на диспозиционизме, приписывая

индивиду (не ситуации) ответственность за выбор поведенческих стереотипов.

При прогнозировании поведения детально изучались индивидуально-

типологические особенности. Однако исследования последних лет доказывают

существенную роль и ситуативных факторов в выборе поведенческих реакций,

особенно в ситуации фрустрации. Признание главенствующей роли внешних

воздействий на формирование поведенческих особенностей обозначается

ситуационизмом.

Поскольку сущность девиации нельзя объяснить только на основе анализа

психологических факторов - какой-то одной психологической черты, конфликта

или «комплекса» или только следствием сложившихся обстоятельств, - в

настоящее время большинство психологов и социологов считают продуктивным

социально-личностный подход, основанный на использовании принципа

дополнительности как взаимодействия ситуативных и трансситуативных

(личностных) факторов, объединяющих биологические, психологические и

социальны причины девиаций. Причем детерминирующими отклоняющееся поведение

являются личностные факторы, а ситуативные (влияние условий среды) играют

роль модулятора, определяя вариативность проявления личностных

особенностей.

Таким образом, девиантные формы поведения, базируясь на индивидуально-

психологических стереотипах, имеют зависимость от внешних условий,

ситуативных моментов, которые способны либо провоцировать, либо блокировать

неадекватные формы поведения. Не случайно Ю.В.Кудрявцев отмечает, что

«криминальная личность» отличается от личности с нормативным поведением не

каким-то единственным качеством, а симптомокомплексом личностных

особенностей, обусловливающих трансситуативное (личностно устойчивое)

поведение, а также взаимодействием ситуативных и трансситуативных

(личностных) факторов. При этом ситуации преступления (алкогольное

опьянение, ссора, спровоцировавшая импульсивную агрессию) являются обычно

катализатором, «пусковым механизмом» давно сформировавшихся тенденций

личности.

Следует отметить, что с точки зрения функционалистской концепции

девиантности отклоняющееся поведение есть проявление неэффективной

«вторичной» социально-психической адаптации индивида к изменившейся внешней

реальности с помощью ригидных и сверхнормативных средств психологической

защиты. При этом смысл девиации может быть скрыт как от самого субъекта

такого поведения, так и от лиц, признанных работать с ним.

Подводя итоги анализа причин происхождения девиантного поведения,

следует отметить единство мнений зарубежных и отечественных ученых о

важности семейного воспитания. Семья всегда считалась агентом социализации

индивида в обществе. В семье формируются не только социально значимые

качества личности, но и свойственные ей оценочные критерии; влияние семьи

на подростка сильнее влияния школы, общества в целом. Например, варварский

принцип «око за око, зуб за зуб» кажется подростку, выросшему в асоциальной

семье, естественным и справедливым. В. Поташов отмечает, что

потребительство, формирующееся именно в семье, опасно воздействует на

несовершеннолетних, т. к. они стараются добиться желаемого любым путем.

Исследования Шурыгиной И.И. доказали, что в семьях, матери которых имеют

высшее образование, не было ни одного случая, чтобы 14 – 15-летние

школьники проявляли склонность к девиациям. Среди бедных детей

малообразованных матерей были и воровство, и суицид.

Большинство как отечественных, так и зарубежных ученых (Бандура А.,

Герн А., Гроссман Г., Лангмейер И., Матейчек З. и др.) считают, что

внешние воздействия среды влияют на поведение ребенка, преломляясь через

внутренние условия (индивидуальные личностные свойства, качества),

формирование которых зависит от взаимодействия наследственных предпосылок

со всеми условиями окружения.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что развитие личностных качеств

и определенных особенностей поведения индивида обусловлено врожденными

предпосылками; социальными условиями (особенностями взаимоотношений с

родителями, окружающими взрослыми и сверстниками, содержанием

деятельности); внутренней позицией самого индивида.[23]

Исходя из этих положений, генезис отклоняющегося поведения

обусловливают такие разнообразные, но взаимосвязанные факторы, как:

индивидный, действующий на уровне психобиологических предпосылок,

социальный, определяющийся социально-экономическими условиями существования

общества, психолого-педагогический, проявляющийся в дефектах школьного и

семейного воспитания, социально-психологический, раскрывающий

неблагоприятные особенности взаимодействия личности со своим ближайшим

окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе, т.е.

нарушения социализации.

2. Акцентуации характера, как фактор девиантного поведения подростков

2.1. Понятие и виды акцентуаций характера

В периоде становления характера его типологические особенности, не

будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько

ярко, что иногда напоминают психопатии, т. е. патологические аномалии

характера. С повзрослeнием черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это

позволило нам говорить о «преходящих подростковых акцентуациях

характера».[24]

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами

психопатий.

Наибольшую известность получил термин К.Leongard «акцентуированная,

личность». Однако, правильнее говорить об «акцентуациях характера».

Личность - понятие гораздо болeе сложное, чем характер. Она включает

интеллект, cпособности, наклонности, миpoвoззрение и т.д. В описаниях К.

Leonhard речь идет именно о типах характера. К тому же в странах с немецким

языком термин «акцентуированная личность» стали использовать как

клинический диагноз вместо термина «психопатия», что правомерно, если

рассматривать акцентуации как крайние варианты нормы.

Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых

отдельные черты характера чрезмерно усилeны, вследствие чего обнаруживается

избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных

воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации

характера — явная и скрытая.

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним

вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт

определенного типа характера. Тщательно собранный анамнез, сведения от

близких, непродолжительное наблюдение, особенно в среде сверстников, а

также результаты экспериментально-патохарактерологической оценки с помощью

диагностического опросника позволяют распознать этот тип. Однако

выраженность чepт определенного типа не препятствует возможности

удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно

соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте

особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных

факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать

временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении.

особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и

обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень видимо должна быть отнесена не к

крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях,

черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются

совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и

детальном ознакомлении с биографией трудно бывает составить четкое

представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут

ярко, порою неожиданно, выявляться под влиянием тех ситуаций и психических

травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего

сопротивления». Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не

вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить па характера.

Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной

социальной дезадаптации.

Существует две классификации типов — первая предложена К.Leonhard,а

вторая А.Е.Личко.

Таблица 1

Типы «акцентуаций характера в типологиях К.Leonhard и А.Е.Личко

|Тип акцентуированной личности по |Тип акцентуации характера по |

|К.Leonhard |А.Е.Личко |

|Лабильный |Лабильный циклоид |

|Сверхподвижный |Лабильный |

|Эмотивный | |

|Демонстративный |Истероидный |

|Сверхточный |Психастенический |

|Ригидно-аффективный |Эпилептоидный |

|Неуправляемый | |

|Интравертный |Шизоидный |

|Боязливый |Сенситивный |

|Неконцентрированный или |Астено-невротический |

|неврастенический | |

|Экстравертный |Конформный |

|Слабовольный |Неустойчивый |

|— |Гипертимный |

| |Циклоидный |

Классификация Личко предназначена специально для подросткового

возраста.

Подростки, относящиеся к гипертимному типу, с детства отличаются

большой шумливостью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, даже

смелостью, склонностью к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости

перед незнакомцами, но зато недостает чувства дистанции в отношении к

взрослым. В играх любят командовать сверстниками. Воспитатели жалуются на

их неугомонность. В школе, несмотря на хорошие способности, живой ум,

умение схватывать все на лету, учатся неровно из-за неусидчивости,

отвлекаемости, недисциплинированности. В подростковом возрасте главная

черта - почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое настроение. Оно

сочетается с хорошим же самочувствием, нередко цветущим внешним видом,

высоким жизненным тонусом, активностью и брызжущей энергией, всегда

прекрасным аппетитом и крепким освежающим сном. Лишь изредка солнечное

настроение омрачается вспышками раздражения и гнева, вызванными

противодействием окружающих, их стремлением подавить слишком бурную

энергию, подчинить своей воле. Реакция эмансипации сильно сказывается на

поведении: такие подростки рано проявляют самостоятельность и

независимость. На гиперпротекцию со стороны родителей и воспитателей с ее

мелочным контролем, повседневной опекой, наставлениями и нравоучениями,

«проработкой» за мелкие проступки дома и на собраниях реагируют крайне

бурно; плохо переносят жесткую дисциплину и строго регламентированный

режим; в необычных ситуациях не теряются, проявляют находчивость, умеют

ловчить и изворачиваться. К правилам и законам представители этого типа

относятся легкомысленно, могут незаметно для себя проглядеть грань между

допускаемым и запрещенным.

Они всегда тянутся в компанию, тяготятся и плохо переносят

одиночество, среди сверстников стремятся к лидерству, при этом не к

формальному, а к фактическому - роли вожака и заводилы; при общительности в

выборе знакомств неразборчивы и легко могут оказаться в сомнительной

компании. Любят риск и авантюры.

Характерно хорошее чувство нового. Новые люди, места, предметы живо

привлекают. Легко воодушевляясь, такие подростки часто не доводят начатое

до конца, непрестанно меняют «хобби»; плохо справляются с работой,

требующей большой усидчивости, тщательности, кропотливого труда;

аккуратностью не отличаются ни в выполнении обещаний, ни в денежных делах,

легко залезают в долги, любят шиковать, прихвастнуть; склонны видеть свое

будущее в радужных красках. Неудачи могут вызвать бурную реакцию, но

неспособны надолго выбить из колеи. Отходчивы, быстро мирятся и даже дружат

с теми, с кем раньше ссорились.

Половое чувство нередко пробуждается рано и бывает сильным. Поэтому

возможна ранняя сексуальная жизнь. Однако подростковая сексуальная

девиантность бывает мимолетной, склонности к фиксации здесь не

обнаруживается.

Свои способности и возможности обычно переоцениваются. Хотя

большинство особенностей своего характера гипертимные подростки хорошо

знают и не скрывают, однако обычно стараются выставить себя более

конформными, чем есть на самом деле.

Гипертимный тип встречается, как правило, в виде явной акцентуации. На

ее фоне могут возникать острые аффективные реакции и ситуативно

обусловленные патологические нарушения поведения (ранняя алкоголизация,

токсикоманическое поведение, эмансипационные побеги и т.п.).

Циклоиды в детстве не отличаются от сверстников или производят

впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода может

возникнуть первая субдепрессивная фаза. В дальнейшем эти фазы чередуются с

фазами подъема и с периодами ровного настроения. Длительность фаз меняется

- сперва дни, 1-2 нед, с возрастом они могут удлиняться или, наоборот,

сглаживаться.

В период подъема циклоидные подростки выглядят как гипертимы.

Бросаются в глаза не свойственные им обычно рискованные шутки над старшими

и желание везде и всюду острить.

Эмансипационные устремления и группирование со сверстниками отмечаются

во время подъемов, а в субдепрессивной фазе блекнут. Хобби также отличаются

неустойчивостью: в субдепрессивной фазе их забрасывают, а в период подъема

возвращаются к ним или находят новые. Сексуальная активность возрастает в

периоды подъема, но в субдепрессивной фазе. может усиливаться онанизм.

Делинквентность, побеги из дома, токсикоманическое поведение несвойственны.

Алкоголизируются в компаниях и только в периоды подъема.

Самооценка формируется постепенно, по мере накопления опыта «хороших»

и «плохих» периодов. При недостатке такого опыта она может быть очень

неточной.

Лабильный тип в детстве не отличается от сверстников или обнаруживают

склонность к невротическим реакциям. Главная черта в подростковом возрасте

— крайняя лабильность настроения, которое меняется слишком часто и

чрезмерно резко от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. Кем-

то нелестно сказанное слово, неприветливый взгляд случайного собеседника

способны вдруг погрузить в мрачное расположение духа без каких-либо

серьезных неприятностей и неудач. И наоборот, интересная беседа, мимолетный

комплимент, от кого-то услышанные заманчивые, но малореальные перспективы

способны вселить веселость и жизнерадостность и даже отвлечь от

действительных неприятностей, пока те чем-либо не напомнят о себе.

Эмансипационные устремления выражены умеренно. Они усиливаются, если

их подогревает неблагоприятная семейная обстановка. Тяга к группированию со

сверстниками целиком зависит от настроения. В хорошие минуты ищут компании,

в плохие избегают общения. Сексуальная активность обычно ограничивается

флиртом и ухаживаниями. Влечение долго остается малодифференцированным и

легко возможно отклонение на путь транзиторного подросткового

гомосексуализма. Но сексуальные эксцессы всегда избегаются.

При астено-невротический типе с детства нередко выявляются признаки

невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, плаксивость,

иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание и т.п. В других случаях

детство проходит благополучно, и первые признаки астено-невротической

акцентуации возникают только в подростковом возрасте.

Главными чертами являются утомляемость, раздражительность и склонность

к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется при умственных

занятиях или при физических и эмоциональных напряжениях, например, в

обстановке соревнований. Раздражительность ведет к внезапным аффективным

вспышкам, возникающим нередко по ничтожному поводу. Раздражение, зачастую

изливаемое на случайно попавших под руку, легко сменяется раскаянием и

слезами. Такие подростки внимательно прислушиваются к малейшим телесным

ощущениям, охотно лечатся, укладываются в постель, подвергаются врачебным

обследованиям. Наиболее частым источником ипохондрических переживаний у

мальчиков становится сердце.

Подростковые нарушения поведения типа делинквентности, алкоголизации

этому типу не свойственны. Реакция эмансипации обычно ограничивается

маломотивированными вспышками раздражения в отношении родителей,

воспитателей, старших вообще. К сверстникам тянутся, ищут компании, но

быстро от нее устают и предпочитают одиночество или общение с близким

другом. Самооценка обычно прежде всего отражает заботу о здоровье.

Этот тип акцентуации является почвой для развития неврастении, острых

аффективных реакций, реактивных депрессий, ипохондрических развитий. Срывы

часто возникают тогда, когда подросток осознает невыполнимость лелеемых

планов, нереальность надежд и желаний. Велика также восприимчивость к

ятрогениям. Тяжелые болезни у близких и знакомых усиливают

ипохондричность.[25]

Сенситивный тип. С детства пугливы и боязливы. Часто страшатся

темноты, сторонятся животных, боятся остаться одни, быть запертыми дома.

Чуждаются бойких и шумных сверстников. Не любят подвижных игр и озорства.

Робки и застенчивы среди посторонних и в необычной обстановке. Несклонны к

легкому общению с незнакомыми. Все это может оставлять ложное впечатление о

замкнутости и отгороженности от окружающего. На самом деле такие дети

достаточно общительны с теми, к кому привыкли. Играть часто любят с

малышами, чувствуя себя с ними увереннее и спокойнее. К родным и близким

бывают привязаны, даже при холодном и суровом обращении с ними. Отличаются

послушанием. Слывут «домашними детьми». Школа их пугает шумом, возней и

драками на переменах. Учат обычно старательно. Страшатся всякого рода

контрольных, проверок, экзаменов. Нередко стесняются отвечать у доски.

Боятся прослыть выскочкой. Привыкнув к новому классу и даже страдая от

преследований со стороны некоторых одноклассников; крайне неохотно

переходят в другой.

Сексуальное влечение усиливает застенчивость и переживания собственной

неполноценности. В силу гиперкомпенсации признания в любви могут быть столь

решительными и неожиданными, что пугают и отталкивают. Отвергнутая любовь

утверждает в мыслях о своей неполноценности. Могут возникнуть суицидные

намерения.

Ни к делинквентности, ни к алкоголизации склонности не отмечается.

Сенситивные юноши обычно некурят. В алкогольном опьянении вместо эйфории

нередко можно наблюдать депрессивные переживания.

Самооценка отличается высоким уровнем объективности. Лгать и

притворяться не любят и не умеют. Отказ отвечать предпочитают неправде.

Психастенический тип в детстве, наряду с некоторой робостью и

пугливостью, рано проявляется моторная неловкость, склонность, к

рассуждательству и не по возрасту «интеллектуальные» интересы. Иногда уже в

детском возрасте начинаются фобии, т. е. боязнь незнакомых людей и новых

предметов, темноты, страх оказаться за запертой дверью.

Критическим периодом, когда психастенические черты начинают

раскрываться во всей полноте, обычно бывают первые классы школы, когда

безмятежное детство сменяется первыми требованиями к чувству

ответственности. Необходимость отвечать за себя и особенно за других

представляет один из самых чувствительных ударов для психастенической

натуры.

Главными чертами психастенического типа являются нерешительность,

склонность ко всякого рода рассуждениям, тревожная мнительность в виде

опасений за будущее — свое и своих близких, любовь к самоанализу,

самокопанию и легкость возникновения навязчивых страхов, опасений,

действий, ритуалов, представлений, мыслей. Опасения адресуются к

возможному, даже к маловероятному, в будущем: как бы не случилось чего-

нибудь ужасного и непоправимого с ними самими или с теми близкими, к

которым они обнаруживают чрезвычайно сильную привязанность. Невзгоды, уже

случившиеся, пугают их гораздо меньше. Мальчикам бывает особенно

свойственна тревога за мать: как бы она не заболела и не умерла, не попала

бы под транспорт и т. п. Если мать опаздывает, где-то без предупреждения

задержалась, такой подросток не находит себе места.

Физическое развитие обычно оставляет желать лучшего. Все ручные навыки

и занятия спортом даются плохо. Исключение составляют лишь те виды спорта,

при занятиях которыми нагрузка падает на ноги.

Подростковая реакция эмансипации выражена слабо и нередко замещена

патологической привязанностью, к кому-либо из близких. Тяга к сверстникам

проявляется в робких формах.[26]

Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда

отличается правильностью и полнотой. Часто выделяется склонность находить у

себя черты самых разных типов, в том числе совершенно не свойственные,

например, истерические.

С первых лет такие дети с шизоидным типом любят играть одни. Они мало

тянутся к сверстникам, избегают возни и шумных забав, предпочитают общество

взрослых, подолгу молча слушая их беседы между собой. К этому может

добавляться какая-то недетская сдержанность и даже холодность.

В подростковом возрасте все черты шизоидного типа крайне заостряются.

Прежде всего бросаются в глаза замкнутость и отгороженность. Иногда

духовное одиночество мало тяготит подростка, который живет своими,

необычными для других, интересами и увлечениями. Чаще же неспособность

устанавливать контакты тяжело переживается. Неудачные попытки найти себе

друга по душе, мимозоподобная чувствительность в моменты таких поисков,

быстрая истощаемость в контакте («не знаю о чем еще говорить») побуждают к

еще большему уходу в себя.

Недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлении чувств

делают неожиданными и непонятными для окружающих многие поступки, ибо весь

ход предшествующих переживаний и мотивов остается скрытым. Чудачества

бывают неожиданны, но не служат эгоцентрической цели привлечь к себе

внимание.

Подростковая реакция эмансипации обычно проявляется весьма

своеобразно. Шизоидный подросток может терпеть мелочную опеку в быту и даже

не замечать ее, подчиняться установленному распорядку и режиму, но готов

реагировать бурным протестом на малейшую попытку вторгнуться без дозволения

в мир его интересов, увлечений и фантазий.

Увлечения нередко отличаются необычностью, силой и постоянством. Чаще

встречаются интеллектуально-эстетические хобби. Увлечения нередко таят от

других, боясь непонимания и насмешек. Делятся ими, если встречают интерес,

но никогда не выставляют напоказ. В спорте предпочитают индивидуальные

занятия, но не коллективные игры. Место увлечений могут занимать одинокие

многочасовые прогулки. Некоторым шизоидам хорошо даются тонкие ручные

навыки: игра на музыкальных инструментах, всяческие поделки.

Сексуальная активность для окружающих обычно остается незамеченной. Не

способные на флирт и ухаживание, не умеющие добиться сексуальной близости в

ситуации, где она возможна, шизоидные подростки могут внезапно для других

проявлять сексуальную активность в самых грубых и даже извращенных формах.

Алкоголизация встречается редко. Опьянение обычно не сопровождается

эйфорией.

Самооценка шизоидов отличается избирательностью. Хорошо отдают себе

отчет в своей замкнутости, трудности контактов, непонимании окружающих.

Противоречия же в своем поведении не замечаются или им не придается

значения. Любят подчеркивать свою независимость и самостоятельность.

Обычно приписываемые шизоидам соматические признаки (худощавость,

дряблая мускулатура, сутуловатость) на фоне акселерации могут искажаться

эндокринными сдвигами, обусловливая, например, избыточную полноту.

Лишь в части случаев черты эпилептоидного типа явственно проступают

еще в детстве. Такой ребенок может часами плакать и его невозможно ни

утешить, ни отвлечь, ни приструнить. Наряду с этим, могут выявиться

садистские склонности, дети любят мучить животных, дразнить младших,

издеваться над беспомощными. Отмечается также недетская бережливость по

отношению к одежде, игрушкам, всему «своему» и крайне злобная реакция на

тех, кто собирается покушаться на их собственность. В школе обнаруживается

мелочная аккуратность в ведении тетрадей, всего ученического хозяйства.

В большинстве случаев черты этого типа становятся очевидными только в

подростковом возрасте. Главной из них является склонность к периодам злобно-

тоскливого настроения с накипающим раздражением и поискам объекта, на

котором можно сорвать зло. Такие состояния длятся часами, реже днями,

постепенно начинаясь и медленно ослабевая. С ними тесно связана аффективная

взрывчатость. Вспышки возбуждения лишь при первом впечатлении кажутся

внезапными. Аффект накипает долго и постепенно. Повод для взрыва может быть

ничтожным, сыграть роль последней капли. Аффекты не только сильны, но и

продолжительны, долго не наступает успокоения. В аффекте могут отмечаться

безудержная ярость, циничная брань, жестокие побои, безразличие к

беспомощности объекта нападения и. неспособность учесть его превосходящую

силу. Реже эта ярость оборачивается аутоагрессией с нанесением себе порою

тяжких повреждений.

Алкогольное опьянение часто протекает тяжело, с яростью и драками. В

пьяном виде могут быть совершены поступки, о которых потом не остается

воспоминаний. Тем не менее нередкой бывает склонность напиваться «до

отключения».

Реакция эмансипации нередко протекает тяжело. От родных требуют не

только «свободы» и самостоятельности, но и «прав», доли имущества,

материальных благ. Перед начальством склонны к угодничеству, если ждут

каких-либо преимуществ. Реакция группирования со сверстниками сопряжена со

стремлением к властвованию. В группе желают устанавливать порядки, выгодные

для себя. Могут хорошо адаптироваться в условиях строгого дисциплинарного

режима.[27]

Общими чертами являются также вязкость, тугоподвижность,

тяжеловесность, инертность, что откладывает отпечаток на всем - от моторики

и эмоциональности до мышления и личностных ценностей. Мелочная

скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу,

допекающий всех педантизм - все это рассматривается некоторыми авторами как

способ компенсации собственной инертности. Большое внимание к своему

здоровью, бережное соблюдение собственных интересов сочетаются со

злопамятностью, не склонностью прощать обиды, озлоблением при малейшем

ущемлении интересов.

Самооценка носит односторонний характер. Отмечаются склонность к

периодам мрачного расположения духа, осмотрительность, приверженность к

аккуратности и порядку, нелюбовь к пустым мечтаниям и предпочтение жить

реальной жизнью, беспокойство о здоровье, даже склонность к ревности. В

остальном представляют себя гораздо более конформными, чем это есть на

самом деле.

Главной чертой истероидного типа является эгоцентризм, ненасытная

жажда постоянного внимания окружающих к своей особе, потребность вызывать

восхищение, удивление, почитание, сочувствие. На худой конец предпочитаются

даже негодование и ненависть в отношении себя, но только не перспектива

остаться незамеченным. Все остальные качества определяются этой чертой.

Нередко приписываемая истероидам внушаемость отличается избирательностью:

от нее ничего не остается, если обстановка внушения или само внушение не

льют воду на мельницу эгоцентризма. Лживость и фантазирование целиком

направлены на приукрашивание своей личности с тем, чтобы опять же привлечь

к себе внимание. Кажущаяся эмоциональность на деле оборачивается

отсутствием глубоких искренних чувств при большой выразительности,

театральности переживаний, при склонности к рисовке и позерству.

В подростковом возрасте с целью привлечь к себе внимание, прежде всего

товарищей, могут использоваться нарушения поведения. Склонны преувеличивать

свою алкоголизацию: прихвастнуть огромным количеством выпитого или блеснуть

изысканным выбором алкогольных напитков. Иногда такие подростки готовы

изобразить из себя наркоманов. Наслышавшись о наркотиках, попробовав раз -

другой какой-либо доступный суррогат, они любят расписывать свои

наркотические эксцессы, необычный «кайф», прием экстравагантных наркотиков,

вроде героина или ЛСД. Детальный расспрос обнаруживает, что нахватанные

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ