Рефераты

История развития этикета: факты

ритуальный обмен дарами. Бракосочетание, поминки, посещение гостей,

совершение сделки, заключение мира и многие другие важные вехи в жизни

человека сопровождались взаимным вручением подарков. Эти дары могли иметь

значительную материальную ценность, но могли быть и символическими,

поскольку самым важным было то, что между людьми возникали узы дружбы или

служения. Подарки считались важным средством поддержания общественных

связей, а подчеркнутая щедрость и гостеприимство обеспечивали человеку

положение в обществе. Пригласившего в гости необходимо было в свою очередь

пригласить к себе на пир и отплатить не менее, а если возможно, то и более

щедрым и обильным угощением.

Этикет в феодальном обществе. Рыцарский кодекс

Основной чертой феодального общества являлась его строгая

иерархичность. Это общество, где социальные роли были четко распределены,

где индивид уже при появлении на свет обладал комплексом определенных прав

и обязанностей, в том числе и в сфере этикета. Более строгому

регламентированию поведения в феодальном обществе были подчинены

представители господствующего сословия.

Возникшая в 11 веке общественная система рыцарства распространилась по

всей Европе, оказывая огромное влияние на европейский этикет и создавая

вокруг феодальной аристократии бесчисленное множество новых церемоний и

ритуалов, таких, как посвящение в рыцари, принятие оммажа (от французского

hommage —вассальная зависимость), объявление войны и участие в турнире,

служение сеньору и избранной даме сердца. Кодекс рыцарской чести

предписывал соблюдение сложных этикетных процедур, отступление от которых

даже в мелочах мог уронить достоинство рыцаря в глазах других

представителей этого класса. Каждый поступок рыцаря, его одежда и ее цвета,

его слова и жесты — все имело определенное символическое значение. Даже в

тех случаях, когда, казалось бы, требовалась личная инициатива, рыцарь

должен был сообразовывать свое поведение не со здравым смыслом, а с

требованиями этикета. Например, во время битвы при Креси французские

рыцари, прискакавшие к королю со срочным боевым донесением, не посмели

первыми обратиться к королю, так как только он обладал таким правом по

отношению к своим подданным. Когда же король, наконец, начал говорить с

ними, рыцари долгое время препирались, уступая друг другу почетное право

докладывать королю и не думая о том, что промедление могло губительно

отразиться на ходе битвы.

Требования к рыцарю

Согласно принятым в средние века представлениям, неоднократно

сформулированным в литературных памятниках 12-13 веков, основными

добродетелями рыцаря являлись храбрость, честность, великодушие, щедрость,

гостеприимство, учтивость, стремление к славе. Все эти качества идеальный

рыцарь должен был постоянно демонстрировать, как бы исполняя отведенную ему

роль. Например, щедрость, как одна из основных доблестей феодального

сеньора, проявлялась в том, что он раздавал и растрачивал свои богатства,

не считая ни доходов, ни расходов и поражая гостей и вассалов своей часто

бессмысленной расточительностью (один рыцарь велел засеять вспаханное поле

кусками серебра, другой использовал для приготовления пищи восковые свечи

вместо дров). Гостеприимство выражалось в организации бесчисленных пиршеств

с огромным количеством гостей, где подавались десятки изысканных блюд и

раздавались дары.

Посвящение в рыцари

Жизненный путь рыцаря был четко определен с самого рождения. С детских

лет мальчиков обучали владеть оружием, а в семилетнем возрасте будущего

рыцаря посылали служить пажом в замок родственника или сеньора. Там он

учился охотничьему мастерству, верховой езде, искусству боя, а также

манерам поведения по отношению к высшему, равному ему лицу или даме. Рыцарь

должен был уметь играть на музыкальных инструментах, часто — слагать стихи

(хотя умение читать и писать далеко не было обязательным), играть в

шахматы, танцевать. В возрасте 14 лет паж становился оруженосцем и

сопровождал своего господина в походах и на турнирах, помогая ему на поле

брани и прислуживая в замке. В 21 год наступала пора посвящения в рыцари.

Посвященный, одетый в платье определенного цвета, проводил ночь, бодрствуя

в часовне, затем посвящал Богу свой меч и принимал причастие. Далее

следовало ритуальное омовение, потом оруженосец преклонял колено перед

сеньором, который наносил ему символический удар в шею или по щеке, после

чего рыцарю надевали шпоры и перепоясывали его мечом. Полностью

вооруженный, он вновь вставал перед сеньором на колени и получал еще один

символический удар мечом. После этого рыцарь садился на коня и

демонстрировал присутствующим свою ловкость и умение владеть копьем,

поражая мишень.

Принятие вассальной зависимости

Полноправный рыцарь должен был входить в сложную систему сеньориально-

вассальных отношений, т. е., как правило, служил своему сеньору и

покровительствовал тем, кто находился в вассальной зависимости от него. Для

установления таких отношений необходимо было выполнить ритуальную процедуру

оммажа, когда вассал, стоя на коленях, вкладывал свои руки в руки господина

и приносил ему клятву в верности, после чего получал от сеньора меч в знак

установления взаимных обязательств.

Турниры

Турниры, являвшиеся неотъемлемой частью образа жизни рыцаря,

проводились в соответствии с установленным ритуалом. Соперники, одетые в

цвета своего рода или своей дамы, с непременным гербом и девизом на щите,

должны были выбить друг друга из седла, строго соблюдая правила. В первый

день турнира проводились единоборства, когда каждый мог выбрать себе

соперника и вызвать его на бой, затем происходило сражение двух отрядов.

Победитель получал награду из рук устроителей турнира или избранной им

дамы. Турнир мог устроить король либо любой достаточно богатый и знатный

феодал, имеющий такую возможность. С течением времени эти состязания

обставлялись все более пышно, включая в себя элементы театрализованного

действия.

Обеты

Много внимания уделялось соблюдению обетов, какими бы странными или

даже смешными они ни казались в другие времена. Рыцарь мог дать клятву не

прикасаться к пище или какому-либо определенному ее виду, не стричь волос,

есть и пить стоя, носить на себе цепи и даже не мыться до тех пор, пока не

исполнит торжественно данного обещания, касавшегося, как правило, военных

подвигов.

Представления об учтивости

Стремясь к первенству при дворе, на турнире или на поле брани, рыцари

соревновались друг с другом в учтивости. Неслыханным позором для рыцаря

было не предоставить старшему по рангу то место, которое ему подобало, но и

среди равных было распространено постоянное и подчеркнутое стремление

оказать почести. Уступить более почетное место, пойти навстречу, первым

обнажив голову в знак уважения, считалось признаком хорошего воспитания, и

потому при посещении храма или переходе через узкую улочку начинались

бесконечные споры о том, кто кому уступит дорогу, а при попытке поцеловать

руку даме та часто отдергивала ее, чтобы избежать якобы незаслуженной

чести.

Куртуазная любовь и культ дамы

В средние века церковь и законодательство освящали неравноправие

мужчин и женщин. Женщина была лишена многих социальных и экономических

прав, ее подчиненное положение в семье было законодательно закреплено.

Выходя замуж, она теряла все права на наследство от родителей, не получая

ничего, кроме своего приданого; оставаясь вдовой, она зависела от своих

сыновей.

Тем не менее именно в этот период возникает так называемый «культ

дамы», или форма отношений между рыцарем и его дамой, названная «куртуазной

любовью», что нашло свое отражение в рыцарской поэзии 12–13 веков, в

произведениях таких авторов, как Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер

Фогельвейде, Кретьен де Труа и других. Согласно средневековым источникам

отношения рыцаря и дамы приравнивались к отношениям сеньора и вассала и

часто описывались с употреблением той же терминологии. Рыцарь должен был

избрать себе объект поклонения и служить избранной даме как своему сеньору,

даже если его чувство никогда не было вознаграждено. Прекрасная дама в

представлении средневековых авторов должна была обладать любезностью,

способностью вести светскую беседу, красотой, благородством манер, веселым

нравом и кокетливостью.

Куртуазная любовь никогда не была связана с браком и

противопоставлялась ему, но тем не менее, невзирая на «незаконность»

отношений, который могли представлять собой и платоническое «служение», и

адюльтер, и даже «любовь на расстоянии» (когда рыцарь совершал подвиги во

имя дамы, которую никогда не видел), поведение рыцаря и дамы определялось

целой системой строго установленных норм. Рыцарь всячески демонстрировал

свое чувство: хорошим тоном считалось в отсутствии дамы или при ее

очевидной неблагосклонности обнаруживать свои страдания. От него ожидалось,

что он не сможет ни есть, ни спать, прекратит всякие развлечения, громко

оплакивая свою участь.

Принято было носить цвета своей возлюбленной (символика цвета играла

важную роль в средневековом этикете и в особенности в отношениях между

влюбленными) и предметы ее туалета, подаренные в знак любви. Иногда по

окончании турнира дамы оставались полуодетыми, так как дарили рыцарям свои

украшения и детали одежды вплоть до рукавов и рубашек. Эти подарки имели

большое значение и всегда сопровождали рыцаря. Если он побеждал в турнире,

будучи одетым в цвета своей дамы, он посылал ей коня и оружие побежденных

противников. Дама могла оставаться равнодушной к ухаживаниям, не проявляя

жалости и сострадания, но могла и принять их, также нося герб своего

поклонника и демонстрируя его дары.

И дама, и в особенности рыцарь часто давали обеты и клятвы,

сопряженные с особенной трудностью выполнения (известен случай, когда дама

вручила своему возлюбленному свою рубашку вместо кольчуги для участия в

турнире, а затем, после его победы, с гордостью надела окровавленную

рубашку поверх своего платья). Даже для чрезвычайно знатных феодалов не

считалось зазорным слагать стихи и песни в честь дамы и даже лично

исполнять их (иногда восхваление дамы поручалось странствующим менестрелям,

воспевавшим красоту и благородство какой-либо особы везде, где им

приходилось скитаться).

Несмотря на всю искусственность кодекса куртуазной любви, концепция

служения даме стала стандартом поведения на протяжении столетий. Она

повысила положение женщины в обществе и требовала от мужчины хотя бы

внешнего соответствия нормам щедрости, учтивости, верности и скромности.

Появившиеся в тот период понятия о «благородном» поведении создали

поведенческие образцы, сохранившиеся до настоящего времени. Таким образом,

рыцарский кодекс оказал чрезвычайно важное влияние на развитие этикета в

последующие столетия и внес несомненный вклад в формирование современных

манер, поскольку даже этикет двадцатого столетия предусматривает для женщин

определенные привилегии и преимущества.

Придворный этикет

С 15 века все большее влияние на развитие западноевропейского этикета

оказывал чрезвычайно усложнившийся церемониал королевских дворов. Сначала

определенное влияние оказывали испанские и бургундские ритуалы, затем с

развитием абсолютизма главную роль начала играть Франция.

В это время появляются многочисленные пособия по этикету, который

становится настолько сложным, что при дворах появляется специальная

должность церемониймейстера, следившего за выполнением всех его тонкостей и

строжайшим образом регламентировавшего всю дворцовую жизнь. Члены семьи

монарха и придворные должны были в определенный час вставать, точно

указывалось, кто должен был присутствовать при одевании монарха, подавать

предметы его туалета, сопровождать его во время прогулки и т. д. Было точно

определено, как проходили церемонии аудиенции, торжественных выходов,

прогулок, обедов, балов.

Например, при бургундском дворе герцог два–три раза в неделю давал

публичные аудиенции, где каждый мог вручить ему прошение. Все придворные

должны были присутствовать, размещаясь согласно рангу по обе стороны трона,

а подле него находились коленопреклоненные чиновники, читавшие и

рассматривавшие прошения.

Пышные обряды сопровождали рождение, брак и смерть при королевском

дворе. Чем выше ранг, тем более сложным был ритуал. Например, королева

Франции в течение года не покидала покоев, где ей сообщили о смерти

супруга, а для принцесс этот срок ограничивался шестью неделями. Покои были

занавешены и убраны черным, и принцесса, одетая в траур, должна была

провести эти шесть недель в постели. Покои для пребывания знатной дамы

после родов убирались зеленым шелком, причем все предметы в этих комнатах

служили определенным церемониальным целям.

Право первенства

Право первенства в придворном этикете приобретает определяющий

характер. Вопрос преимущества кого-либо зачастую становится вопросом жизни

и смерти, так как непростительным оскорблением считалось занятие, хотя бы и

нечаянное, чужого места или вход в комнату раньше персоны более высокого

ранга. Имело значение, кто на чем сидит, кто оказывает ту или иную услугу

королю. Придворный или посол иностранного государства, удостоенный лучшего

места, считался занимавшим более высокий ранг, что приводило даже к

международным конфликтам, так как посол, чью карету на королевской прогулке

обогнала карета другого, мог счесть это унижением своей страны и ее двора.

Поэтому все поведенческие нормы были тщательно формализованы. При

бургундском дворе было точно предписано, каким именно придворным дамам

можно было ходить рука об руку и должна ли (и каким именно образом) одна

другую поощрять к подобной близости. Известны случаи, когда строгое

соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней. При

испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в

стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей,

чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое

придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили

немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.

Этикет при французском дворе 17 века

Эта система достигла своего апогея в 17 веке при дворе Людовика XIV,

где стараниями «короля-солнца» была ритуализирована каждая мелочь.

Церемонии того времени возносили короля до уровня недоступного божества.

Утром, при пробуждении короля, на него надевали халат главный хранитель

опочивальни и несколько придворных, причем было расписано не только то, кто

какую именно оказывал услугу, но и их движения. Затем двери опочивальни

открывались, и короля могли лицезреть придворные высших рангов,

склонившиеся в глубоком поклоне. Король произносил молитву и выходил в

другую комнату, где одевался, при этом ему вновь прислуживали представители

высшей знати, в то время как основные придворные, имеющие на это право,

лицезрели этот процесс, стоя в отдалении в почтительном молчании. Затем

король удалялся в часовню во главе процессии, а на его пути рядами стояли

сановники, не удостоенные аудиенции, повторяя свои прошения в надежде, что

проходя мимо, Людовик XIV услышит их и даже, может быть, произнесет: «Я

подумаю об этом». Во время королевской трапезы все придворные должны были

стоять, соблюдая полнейшую тишину. Король восседал в кресле. Королева и

принцы, если они присутствовали, имели право сидеть на стульях, а другие

члены королевской семьи — на табуретах. Король мог оказать величайшую честь

знатной даме, позволив ей сесть на табурет; у мужчин такой привилегии не

было, но все они стремились к ней ради своих жен.

Понятно, что в таких условиях принципиальное значение придавалось

вопросам первенства, и никто уже не уступал, как в средние века, своих

привилегий и прав другому. Тот, кто удостаивался особой чести (например,

нести свечу в королевской опочивальне), мог получить дополнительные

социальные и, что не менее важно, материальные преимущества перед другими.

Чины, милости, деньги, поместья — все добывалось именно при дворе, в

толпе придворных, подчиненной этой строжайшей иерархии. Придворные были

вынуждены ежедневно проводить стоя долгие часы ожидания, терпеть скуку

королевской трапезы и унизительные обязанности прислуги для того, чтобы

быть замеченными королем. Годы, проведенные подобным образом, оказывали

пагубное влияние на их характер и интеллект, но приносили ощутимые

материальные выгоды.

Требования к придворным

Очевидно, что придворные обязательства требовали от дворянина

определенных качеств. Сохранились руководства по поведению того времени, из

которых одним из самых известных является сочинение графа Кастильоне

«Придворный». Согласно ему придворный должен быть любезен и внимателен,

избегать сплетен, злоязычия и лжи. Его манеры должны были выглядить

естественными без неловкости, он обязан был хорошо говорить на нескольких

языках, уметь играть в карты, не обращать внимания на денежные потери,

петь, рисовать, танцевать, играть на музыкальных инструментах, практиковать

модные в то время виды спорта, но отнюдь не игры простонародья. На войне

ему рекомендовалось избегать ненужного риска, если он находился вне поля

командира. Вежливость его должна была возрастать в зависимости от ранга

собеседника, а по отношению к королю его манеры должны были напоминать

поведение слуги перед господином. Понятно, что не все из этих норм

осуществлялись на практике, но правила поведения по отношению к королю

необходимо было соблюдать неукоснительно.

Возникновение дипломатического этикета

Придворный этикет дал начало этикету дипломатическому, так как именно

при королевских дворах происходили приемы иностранных посольств. В раннем

средневековье на церемониал международного общения в Европе решающее

влияние оказывали торжественные и пышные ритуалы Византийской империи,

имевшие своей целью убеждать в могуществе своей страны, демонстрировать ее

богатства, силу и превосходство. Позднее, когда вопросы первенства стали

играть при дворе важнейшую роль, возникла необходимость четко определить

место каждого дипломата и соответственно его страны в общем церемониале.

Дипломату приходилось быть еще более пунктуальным и строгим к соблюдению

всех правил этикета, чем остальным придворным, так как он представлял не

столько себя, сколько свою страну. Постепенно во избежание конфликтов,

которые могли вспыхнуть из–за действительных или мнимых оскорблений, формы

официальных контактов между представителями различных государств становятся

все более и более регламентированными и остаются таковыми и в наше время.

Дипломатический протокол, способствовавший предотвращению спорных моментов

между представителями государств, был официально утвержден в 1815 году на

Венском конгрессе, где было решено принимать послов по дате и часу их

представления или по алфавиту. Это дало возможность исключить предположение

о предпочтительности той или иной стороны.

Изменение этикетных норм в 18 веке

Со времен упадка рыцарства все большее влияние на развитие этикета

оказывают нравы среднего класса. С одной стороны, блистательные дворы

абсолютных монархов предлагают все более сложные правила поведения, с

другой, с течением времени бытовые этикетные нормы становятся значительно

демократичнее под влиянием новых социальных условий. Недаром просветители

18 века считали, что придворный этикет отдален от основной массы населения

и призывали к более естественным манерам. Добродетели буржуа, такие, как

бережливость, трудолюбие, аккуратность постепенно становятся основой

поведения в обществе. В то же время нравы высшего общества также меняются и

на первый план выдвигаются другие ценности по сравнению с 17 веком. Растет

английское влияние на европейский этикет. Этические принципы и нормы

«английского джентльмена» становятся привлекательными для представителей

других стран. Законодателем же манер во многом по-прежнему остается

Франция. В целом уже можно говорить о складывающихся нормах европейского

этикета этого периода, так как люди много путешествуют, и представления о

хорошем тоне становятся интернациональными.

Требования к хорошему воспитанию в 18 веке

Одним из важных источников понимания хороших манер этого периода

являются письма лорда Честерфилда к сыну, где автор ставит своей целью

направлять поведение молодого человека в любом обществе и стране Европы.

Хорошее воспитание предусматривало естественную манеру держаться в

сочетании с вежливостью и вниманием к другим людям. Большое значение

придавалось скромности, но она не должна была быть сопряжена с

застенчивостью и неловкостью. Признавалось, что необходимо обладать не

только моральными достоинствами, но и хорошими манерами, при отсутствии

последних можно легко вызвать смех по отношению к себе или даже обидеть

окружающих. Поэтому хорошо воспитанный человек должен был быть внимателен

при употреблении титулов и имен, не говорить много о себе, владеть собой и

не демонстрировать своих эмоций. Громкий смех осуждался как проявление

вульгарности, то же самое касалось употребления пословиц и просторечных

выражений. Также осуждались принятые еще в 11 веке пренебрежение к низшим и

грубость к кому бы то ни было, включая слуг. Человек должен был уметь

формулировать свою мысль ясно и четко как устно, так и письменно.

Важным представлялось иметь хорошую осанку, хорошо танцевать и

тщательно следить за своей одеждой (имеется в виду не только следование

моде, но и безукоризненная чистота, игнорируемая ранее). По-прежнему

придавалось важнейшее значение соблюдению всех форм вежливости по отношению

к женщине — следовало почтительно приветствовать ее, не сидеть, когда она

стоит, оказывать всевозможные услуги, а порой и открыто льстить.

Поведение при королевском дворе сильно отличалось от принятого в век

абсолютизма. При соблюдении всех этических норм (не обращаться к монарху

первым, не выбирать тему беседы самому и т. д.) правильным поведением

считалась почтительность без признаков смущения и тем более без

самоуничижения. Эти же нормы поведения распространялись и в отношении к

другим вышестоящим лицам. Ценность человеческой личности независимо от

происхождения все больше возрастала, хотя предрассудки, связанные с

происхождением, были еще чрезвычайно сильны.

Буржуазный этикет 19 века.

Понятие респектабельности

В отличие от предшествующих столетий этикет 19 века носил буржуазный

характер; общепринятые правила поведения, приобретая интернациональный

характер, были распространены среди всех слоев обществ. Требования к

воспитанному человеку были одинаковыми во всех странах Европы и Америке.

Этикетные формы больше не были связаны с поведением при дворе монарха,

а касались всех и были направлены на регламентирование ежедневного бытового

поведения каждого, что происходит и в наши дни. Но по сравнению с 20 веком,

прошедшее столетие культивировало гораздо более разветвленную систему

этикетных норм и установок, касающихся самых мелких деталей личной и

социальной жизни человека, в результате чего влияние этикета на частную

жизнь индивида было чрезвычайно велико.

И в более ранние эпохи правила поведения третьего сословия отличались

от этикета аристократии, но в 19 веке средний класс становится определяющим

в обществе и, отвергая аристократические церемонии, создает свои

представления о хороших манерах, зачастую не менее жесткие. Знатность

происхождения перестает быть столь важной, а богатство еще не дает права на

положение в обществе — необходимо было соответствовать некоему

поведенческому стереотипу, который лучше всего определяется словом

«респектабельность». Предполагалось, что мужчина должен всецело стремиться

к тому, чтобы собственным трудолюбием и добропорядочным поведением занять

подобающее место в обществе, а идеал женщины — стать возможно более

достойной женой и матерью, ограничивающей свои интересы семейным кругом,

строго следящей за соблюдением своими домашними принятых правил поведения,

являя собой пример их выполнения. Стало больше цениться религиозное

благочестие, выражавшееся в ежедневных семейных молитвах перед едой и на

ночь. Внешнее соблюдение религиозных правил-предписаний дошло до поистине

тартюфовского показного благочестия. В этот период появляется фраза «ножки

надо закрывать даже у рояля», так как упоминание многих частей

человеческого тела было строго табуировано, как и упоминание о

беременности, рождении ребенка, некоторых предметах туалета, самой невинной

взаимной склонности людей противоположного пола и невероятном множестве

других вещей, принцип отбора которых обычно недоступен для понимания

современного человека.

Правила поведения женщин в 19 веке

Чрезвычайно усложнены были правила поведения женщин и в отношении

женщин. Жизнь респектабельной женщины 19 века была окружена системой

запретов, сопровождавших ее с младенчества. Так, девушки до замужества не

могли есть в гостях, много говорить, демонстрировать свои знания в какой-

либо области, зато от них требовалось «умение» легко краснеть и падать в

обморок (что, правда, при существовавшей тогда суровой моде на ношение

корсетов было нетрудно). Девушке нельзя было выходить одной куда бы то ни

было и оставаться наедине с мужчиной в течение хотя бы нескольких минут,

даже если этот мужчина был ее женихом. Она должна была просто одеваться,

никогда громко не говорить, не смеяться. Ее родители тщательно следили за

кругом ее чтения, знакомств и развлечений. Впрочем, после замужества

предписания этикета для женщины становились немногим легче — она по-

прежнему не могла принять гостей-мужчин в отсутствие мужа, предпочитала не

появляться одна в общественных местах и строжайшим образом следила за своей

речью и манерами. Мужчины, в свою очередь, должны были всячески

подчеркивать привилегированное положение и благочестие дамы, что выражалось

в оказании бесчисленных мелких услуг и существовании таких норм этикета,

как обязательное вставание, снятие шляпы перед женщиной, обязанность

открывать перед ней двери, помочь сесть, нести все ее вещи от перчатки до

дамской сумочки и т. п.

В этот период также усложняется система нанесения взаимных визитов,

которые четко регламентировались по значению и времени. Входят во всеобщее

употребление визитные карточки, причем многие страницы тогдашних руководств

по этикету заполнены правилами оформления и послания карточек на случай

свадьбы, рождения ребенка, соболезнования, приезда, отъезда, формального

визита, поздравления и т. п.

Также строго регламентировались правила приема гостей, застольные

манеры, одежда для определенных случаев, ритуалы приветствия и темы бесед.

Лишь неукоснительное выполнение всех этих правил давало человеку

возможность быть принятым в своем кругу, каким бы этот круг ни был.

Естественно, манеры представителей высшего света и мелких буржуа

различались между собой, но только непременное их соблюдение делало

человека «респектабельным», т. е. уважаемым и полноправным членом общества.

Жестикуляция и обнажение головы

Испокон веков люди приветствовали друг друга. С приветствия начинался

любой вид общения, и поэтому этот элемент этикета существовал во все

времена. Современные формы приветствия восходят к ранним этикетным нормам,

порой измененным почти до неузнаваемости. Во все времена люди обозначали

узнавание друг друга словами и жестами. Слова не всегда были четко

регламентированы (за исключением торжественных церемоний, ритуальных

процедур и общения с вышестоящими лицами) и являли собой, как правило,

пожелания здоровья и благополучия. Традиция приветственной жестикуляции

имеет давнюю историю и, хотя она и изменялась во времени, корни ее легко

обнаружить. Так, средневековый рыцарь, желая показать, что он находится

среди друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало.

Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин

снимал или приподнимал шляпу с той же целью — обозначить, что он находится

в кругу друзей. Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а

приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин же всегда

приветствовали, снимая головной убор, и в таком виде этот ритуал сохранился

и в 19 веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже абсолютные монархи

Франции, не снимавшие шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при

появлении дамы.

Рукопожатие и поцелуй руки

Обычай рукопожатия имеет еще более древнюю историю и первоначально

представлял протянутую невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой

руки в знак отсутствия враждебных намерений. Затем множество средневековых

ритуалов (например, принесение оммажа), включавших в себя вкладывание своих

рук или руки в руки другого человека, что обозначало покорность и

повиновение, оказало влияние и на трансформацию жеста приветствия.

Вышестоящему лицу или даме целовали руку (что также является очень древней

традицией), равному ее пожимали. Поэтому до наших дней сохранилась

традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не

протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять. Раньше было

принято целовать руку любой женщине равного или высшего по отношению к

мужчине ранга, затем, в 19 веке, поцелуй руки сохранился только по

отношению к замужним дамам, при приветствии девушек ограничивались

поклоном.

Поклоны и коленопреклонение

Поклон также имеет давнюю историю. Изначально посредством поклона

обозначалось признание первенства другого. Самые сложные церемонные поклоны

порой включали в себя коленопреклонение или падение ниц, совершавшееся

перед монархом или при отправлении религиозных обрядов. В средние века

существовали ритуалы поклона в процессе исполнения различных церемоний, но

принцип «чем выше приветствуемая персона, тем ниже поклон» был общим. В

разные периоды, соревнуясь друг перед другом в учтивости, дворяне иногда

исполняли целые ритуальные танцы, стремясь засвидетельствовать друг другу

свое уважение. Поклон, как правило, сопровождался снятием головного убора

или прикосновением к нему. Вышестоящий отвечал на него кивком головы. Дама

слегка склонялась, а приветствуя более знатного или старшего, делала

реверанс. Реверанс как форма поклона, принятая для молодых девушек,

сохранился и в 19 веке. Постепенно, с демократизацией этикетных норм, среди

равных стало принято лишь слегка наклонять корпус при приветствии.

Поцелуй как форма приветствия

В разные времена в качестве одной из форм приветствия в Европе

получают распространение поцелуи. Часто так здоровались друг с другом

женщины, иногда приветственные поцелуи распространялись более широко. Так,

например, в Англии в 16 веке гость, пришедший в дом, целовал не только

хозяина, хозяйку и их детей, но даже и домашних животных.

Право первенства при приветствии

Каковы бы ни были формы приветствия в разные эпохи, основополагающий

принцип всегда оставался одним: младший по возрасту или рангу всегда

приветствовал первым. Проигнорировать приветствие во все времена считалось

оскорблением, поэтому к 19 веку сложилось правило, по которому дама должна

была здороваться с мужчиной первой, так как только она могла решить,

признавать знакомство с ним или нет.

Ритуал прощания

Ритуал прощания, тесно связанный с приветствием, в зависимости от

обстоятельств включал в себя поклон, поцелуй руки или прощальное

рукопожатие. Для выражения почтения еще в средние века было принято

провожать уходящего, и зачастую в средневековом этикете эти провожания

становятся взаимными и долгими. Буржуазный этикет постепенно отвергает эту

крайность.

Титул при обращении

Тесно связано с приветствием и обращение, так как оно также

предполагает подчеркнутое узнавание человека. Обращаясь к кому-либо, всегда

необходимо было четко помнить и произносить его имя и титул, так как ошибка

в названии титула могла быть чревата самыми неприятными последствиями. Так,

лорд Честерфилд в 18 веке предостерегал сына от невнимательности в названии

титула собеседника, поскольку ошибки, равно как и краткие ответы типа «да»

и «нет», являлись оскорбительными, обнаруживая непростительную забывчивость

или неуважение.

Допетровская Русь

Этикет древнерусской, а затем великорусской народности формировался

как часть ее этнических традиций, в целом мало подверженных иноземным

влияниям. Тем не менее во времена Киевской Руси (первая треть 12 века) в

города проникли христианские нормы жизни из Византии, вытеснявшие языческие

и скандинавские. В деревне во многом сохранялась исконная языческая

культура (до 19 века). В период феодальной раздробленности (12 — конец 15

века), после татаро-монгольского нашествия 1237—1241 годов, проникают

восточные нормы поведения, например, ужесточение наказаний, деспотизм мужа

в семье и т. д. Они сохранились и в период централизованного Московского

государства (16 — 17 века). Крестьянский и городской быт мало отличался, но

именно в городе возникло понятие «светской жизни», связанное с обществом и

государственной службой. В 16—17 веках с развитием феодальных отношений

обособились нормы поведения высших (бояр, дворян) и низших (крестьян,

посадских людей и т. п. ) сословий.

Распорядок дня в допетровской Руси

Распорядок дня был согласован с церковными службами, в основу его был

положен византийский счет часов: 7 «дневных» и 17 «ночных» зимой, 17

«дневных» и 7 «ночных» летом, первый «дневной» и «ночной» совпадали с

восходом и заходом солнца; в десятом (шестом часу обычных суток) служили

обедню, в двенадцать был обед, затем сон, вечерние дела до шести, после

шести досуг и сон. Утренняя и вечерняя молитвы обязательны для всех русских

верующих, обедню и вечерню стояли обычно знатные люди, на заутреню ходили

все верующие по праздникам. У крестьян и простых городских жителей весь

день зависел от характера и количества работы.

Семья в допетровской Руси

Семья в средневековом русском сознании была нижней частью иерархии

«Бог — мир, царь — государство, муж — семья»; брак был церковным

институтом, семья была чрезвычайно замкнутой ячейкой. Домовладелец был

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ