Изменение Картины Мира у наркозависимых лиц
восстанавливаются неполноценно и нестойко. Во-вторых, любое употребление
наркотика стремительно возвращает человека в состояние этической
опустошенности.
Стоит говорить только о тех изменениях, которые вызваны наркотизацией,
связаны с действием наркотика на психику.
Стиль межличностного поведения наркозависимого - пассивно-зависимый.
Выражено стремление уйти от конфронтации с жестким противостоянием сильных
личностей в мир идеальных отношении, в мир фантазий и иллюзий. Выражено,
стремление приспособиться к группе, а также к отречению и деструкции своего
"Я".[20]
Основное содержание психической жизни наркозависимого – наркотики. Все
его существование – колебания от наркотического «хорошо» к трезвому
«плохо». Когда проходит какое-то время после минования наркотического
опьянения, начинается ««ломка», или абстинентный синдром. Постепенно
становится все хуже. Потом наркоман добывает наркотик и вводит его. И
становится очень хорошо. Опьянение постепенно проходит. Тогда начинаются
муки совести, обещание себе больше никогда не употреблять. Но после снова
начинается «ломка». И снова наркотик более необходим, чем еда, вода и
вообще все. В период «ломки», возможно, развитие так называемого
компульсивного влечения. При этом все поле сознания заполняется наркотиком,
никакие идеи, соображения, мотивы, кроме наркотического, наркозависимому в
этот период попросту недоступны. Пытаться останавливать его словами и
увещеваниями в этот период бесполезно. Именно поэтому иногда наркоман,
бросающий наркотик, и знающий по своему опыту, что это за состояние,
заранее просит о том, чтоб его не пускали, не давали наркотик, как бы он ни
просил, ни требовал этого.[1]
Патологическая лживость – характернейшая черта наркозависимого.
Наркозависимый «врет, как дышит». Какими честными глазами он смотрит! Не
поверить ему невозможно, скорее, можно не поверить собственным глазам,
видящим «булавочный зрачок», явный признак наркотической интоксикации.
Наркозависимый врет вполне искренне, он сам верит в то, что говорит, совсем
как малое дитя. [13]
Выраженные психологические защиты. ''Психологическая защита - это
механизм, позволяющий не допускать в сознание травмирующую человека
информацию, не замечать ее, не знать о ней.''[6] Вообще-то этот механизм
дан природой человеку для того, чтобы переживать крайне острые,
психологически травмирующие ситуации. Но работает этот механизм
неуправляемо, и часто совсем не в тех ситуациях, где он должен был бы
срабатывать. Психологическая защита применяется неосознанно. Но, тем не
менее, сильные, мужественные люди используют ее значительно менее активно,
чем люди слабые. Химически же зависимые люди имеют крайне активные, до
сумасшествия, психологические защиты. Поэтому они вполне искренне убеждены,
что «я только 100 грамм выпью – и все», «я только разок «уколюсь» – и все».
Крайняя неустойчивость мотивации. Единственная устойчивая мотивация,
которую может породить пораженный наркотиком мозг – наркотическая. Как бы
наркозависимый ни хотел избавиться от наркотика – направленность его
двойственная: хочется избавиться от всех мучительных последствий
наркотизации, и в то же время хочется употребить наркотик. Мечта
наркозависимого – чтобы можно было употреблять наркотик, но при этом не
было бы плохих последствий.
Стиль мышления сочетает в себе вербально аналитические и художественные
наклонности, иногда с признаками резонерства. В стрессе наблюдается
блокировка и нерешительность.[20]
Защитные механизмы: вытеснение или навязчивость, отказ от
самореализации.
У всех наркозависимых в силу ослабленного самоконтроля и нарушения
сбалансированности противоположностей наблюдается болезненная деформация
влечений, которая выражается в сужении спектра их проявления и заостренных
характеристиках. Так, например, наблюдается высокая тревожность, болезненно
выраженная инертность, которая превращается в алчность.[1]
Агрессивность, высвобождаясь из-под контроля сознания, проявляется
вспышками разрушительной враждебности, интроверсия трансформируется в
аутичность, пассивность - в мазохизм, пессимистичность преобразуется в
депрессию, мнительность и сензитивность - в ипохондричность, эмотивность -
в импульсивное поведение. Это свидетельствует о том, что наркозависимые
личности находятся в состоянии дезадаптации.
Наркозависимые – люди с нарушенной «перспективой Я». То есть, наркоман
реально не осознает связи между тем, что он делает «здесь и сейчас» и
последствиями того, что он делает. Он не видит дальних перспектив своей
жизни. Вообще, наркозависимые, как правило, в глубине души относятся к
себе, как к людям конченным, как к смертникам, живут по принципу «лучше
один раз наесться сырого мяса, чем триста лет питаться падалью». И «сырое
мясо» - это, естественно, наркотик. [17]
Когда наркозависимый лишается наркотика, он длительное время переживает
мучительное душевное состояние депрессии. Мозг, приученный к постоянной
наркотической подпитке, биохимически не способен продуцировать нормальное
эмоциональное состояние. Кроме того, есть и еще одна причина:
наркозависимого мучает чувство вины. «Я наркоман, мне стыдно, что я не могу
не колоться, и я колюсь, чтобы мне не было так стыдно».[24]
Наркозависимые – люди небездарные. Они проявляют удивительное упорство
в добывании наркотика, виртуозность в манипулировании своими близкими.
Совершенно неверно представление о наркозависимом как о «пустышке», об
исходно аморальном типе, как о неинтеллектуальном человеке. Но наркомания
меняет любого человека, опустошает его нравственно и физически. Как
правило, наркозависимый - человек, который не смог хорошо адаптироваться в
социуме, человек с моральным или невротическим дефектом. И нужно понимать,
что, когда человек выходит из наркотического виража, он снова оказывается
со своим дефектом, но к тому же он уже изрядно потрепан наркоманией.
Да и вообще наркозависимые очень инфантильны. Это проявляется и в
стремлении переложить ответственность на ''другого'' и в примитивности
побуждений, и в незрелости социальных чувств.
Глава № 2.
Экспериментальная часть.
1. Цель, гипотеза и задачи исследования.
Целью данного исследования является: выявить изменение картины мира у
наркозависимых лиц в сравнении с обычными людьми.
Гипотезами данного исследования я ставлю следующие положения:
1. В картине мира у наркозависимых лиц, по сравнению с обычными людьми,
изменяются такие показатели жизнедеятельности как: активность, аутизм,
интерес.
2. В картине мира у наркозависимых лиц, по сравнению с обычными людьми,
изменяются такие личностные характеристики как: дружелюбность,
стремительность, инициативность, лидерство, волевой компонент.
3. В картине мира у наркозависимых лиц, по сравнению с людьми, не
употребляющими наркотические вещества, изменяются такие
функциональные механизмы как: решительность, уверенность в себе,
настойчивость, внимательность, сосредоточенность.
4. Если в ходе исследования будут выявлены изменения всех
вышеперечисленных параметров можно утверждать, что вследствие
регулярное употребление наркотических веществ у человека изменяется
картина мира.
В соответствии с целью и гипотезами исследования я ставлю задачи:
1. Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с целью
выявления теоретических основ понятий ''Картина мира'' и
''наркозависимость''.
2. Провести экспериментальные исследования, для выявления
изменений у наркозависимых лиц, в сравнении с обычными
людьми, показателей жизнедеятельности: активность, аутизм,
интерес; личностных характеристик: дружелюбность,
стремительность, инициативность, лидерство, волевой
компонент и функциональных механизмов: решительность,
уверенность в себе, настойчивость, внимательность,
сосредоточенность.
3. Проанализировать выявленные изменения вышеуказанных характеристик,
механизмов и понятий у наркозависимых лиц.
4. Установить связи между выявленными характеристиками, механизмами и
понятиями.
5. На основании полученных результатов сделать заключение о существовании
различий в картинах мира у наркозависимых и обычных людей.
2.2 Методика исследования.
Характеристика состава испытуемых:
В выборку вошли всего 16 человек. Это люди 16 – 33 лет. Были
исследованы 2 группы испытуемых:
1). Не употребляющие наркотические вещества лица.
2). Наркозависимые лица.
В первой группе 7 человек. Во второй группе 9 человек.
База проведения исследования: гор. Больница № 14
В качестве методик выступили:
МИФИ-КАРМА АДУЛТ
МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ
МИФИ-КАРМА (КАРтина МирА) представляет собой компьютерную методику,
которая состоит из объединённых определённым образом методов семантического
дифференциала, восьмицветового теста Люшера, цветоассоциативной методики
Эткинда и некоторых других известных методик. Она была теоретически
обоснована и экспериментально убедительно продемонстрированна А. М.
Парачевым на 2000 человек представляющих самые различные возрастные и
профессиональные, социальные группы.
МИФИ-КАРМА позволяет выявить реальную Картину Мира субъекта.
Актуализация определенной части Картины Мира, осуществляется посредством
погружения субъекта в специально подобранную и соответствующим образом
организованную для него понятийную среду, моделирующую конкретную жизненную
ситуацию.
В связи с тем, что те или иные характеристики, получаемые при исследовании
целостной структуры интеллектуального развития человека, могут правильно
определять уровень и качественное своеобразие психических феноменов лишь в
соотношениях относительно к друг другу и более общим фактором развития
(Ананьев), в МИФИ-КАРМЕ основные характеристики исследуются в их реальной
связи в процессе развития. Методика позволяет систематическое отслеживание
личностных характеристик и функциональных механизмов, обеспечивающих
практическую и интеллектуальную деятельность субъекта при погружении его в
различные жизненные ситуации, особенно под углом рассмотрения
''готовности'' этих психологических образований для такой деятельности. При
этом определяется не только состояние и уровень отдельных личностных и
функциональных образований, но и динамика их взаимосвязей. В данном
исследовании я выделила лишь некоторые характеристики для диагностики
реальной Картины Мира субъектов:
Показатели жизнедеятельности как:
1. Активность - это понятие, указывающее на способность живых
существ производить спонтанные движения и изменяться под
воздействием внешних или внутренних стимулов – раздражителей.
2. Аутизм – это нарушение нормального хода мышления под влиянием
психотропных или иных средств. Уход человека от реальности в мир
фантазий и грёз.
Личностные характеристики как:
3. Дружба – личностные отношения между людьми, обусловленные
духовной близостью, общностью интересов. В силу того, что в
дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее
формирование и развитие зависит от частоты контактов,
принадлежности к одной группе, совместной деятельности. Если
детская дружба, характеризующаяся эмоциональной привязанностью,
основана прежде всего на совместной деятельности, то с возрастом
формируется подлинная потребность в другом человеке как
личности, основанная на развитии потребности осознать самого
себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого
человека. На этой основе осуществляются усиленные поиски друга,
и возникает возможность его идеализации. Для взрослого человека
основания для дружбы имеют более дифференцированный характер,
так как дружеские чувства могут быть локализованы в любовных,
семейных или родительских отношениях.
4. Стремление – мотив, который не представлен субъекту в его
предметном содержании, в силу чего на первый план выступает
динамическая сторона деятельности.
5. Инициатива – проявление человеком активности, не
стимулированной извне и не определяемой не зависящими от него
обстоятельствами.
6. Лидер – член группы, чей авторитет, власть или полномочия
безоговорочно признаются остальными членами малой группы,
готовыми следовать за ним.
7. Воля – способность человека достигать поставленных им целей в
условиях преодоления препятствий. В качестве основы
осуществления волевых процессов выступает характерная для
человека опосредствованность его поведения за счет использования
им общественно выработанных орудий или средств. На ней строится
процесс, имеющий значительные индивидуальные вариации,
сознательного контроля над теми или иными эмоциональными
состояниями или мотивами. За счет этого контроля приобретается
возможность действовать вопреки сильной мотивации или
игнорировать сильные эмоциональные переживания. Развитие воли у
ребенка, начинающееся с раннего детства, осуществляется за счет
формировании сознательного контроля над непосредственным
поведением при усвоении определенных правил поведения.
Стремление – желание и готовность действовать определённым
образом.
Функциональные механизмы как:
8. Решительность – готовность перейти к практическим действиям,
сформировавшееся намеренье совершить определённый поступок.
9. Уверенность в себе – готовность человека решать достаточно
сложные задачи, когда уровень притязаний не снижается только из
за опасений неудачи. Если уровень способностей значительно ниже
тех, которые требуются для намеченного действия, то имеет место
самоуверенность.
10. Интерес – эмоциональное состояние, связанное с осуществлением
познавательной деятельности и характеризующееся побудительностью
этой деятельности.
11. Внимание – процесс упорядочивания поступающей извне информации в
аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Выделяют
произвольное внимание, обусловленное постановкой сознательной
цели, и непроизвольное, представленное ориентировочным
рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых
раздражителей. Эффективность внимания может быть определена
уровнем внимания (интенсивность, концентрация), объемом (широта,
распределение внимания), скоростью переключения и устойчивостью.
12. Настойчивость – личностное качество. Характеризуется
способностью преодолевать внешние и внутренние препятствия при
достижении поставленной задачи.
13. Сосредоточенность – сконцентрированность внимания человека.
Важно отметить, что МИФИ-КАРМА позволяет получать столь сложные картины
индивидуальных синдромов на относительно больших контингентах субъектов, то
есть соединяет в себе достоинства методов ''глубинного'' исследования с
экспресс методами.
Методика рассчитана на массив слов до 100 элементов, каждый из которых
''окрашивается'' испытуемым одним из восьми предложенных цветовых квадратов
(цветовые квадраты соответствуют квадратам восьмицветового теста Люшера).
Элементы, предъявляемые в методике МИФИ-КАРМЕ АДУЛТ:
|1 |Азарт |
|2 |Активность |
|3 |Безразличие |
|4 |Бесправие |
|5 |Бессмысленность |
|6 |Бог |
|7 |Богатство |
|8 |Болезнь |
|9 |Будущее |
|10 |Вера |
|11 |Вечеринка |
|12 |Взаимопонимание |
|13 |Взрослые (родители) |
|14 |Власть |
|15 |Вред |
|16 |Время |
|17 |Вы |
|18 |Выбор |
|19 |Грусть |
|20 |Дача |
|21 |Девушка |
|22 |Действие |
|23 |Деньги |
|24 |Добро |
|25 |Дочь |
|26 |Драка |
|27 |Друг |
|28 |Дружба |
|29 |Друзья |
|30 |Желание |
|31 |Женщина |
|32 |Жизнь |
|33 |Запутанность |
|34 |Защита |
|35 |Зло |
|36 |Игра |
|37 |Инициатива |
|38 |Интерес |
|39 |Компания |
|40 |Компромисс |
|41 |Комфорт |
|42 |Конец |
|43 |Конфликт |
|44 |Культура |
|45 |ЛОЖЬ |
|46 |Любовь |
|47 |Любопытство |
|48 |Магазин |
|49 |Мать |
|50 |Мораль |
|51 |Мужчина |
|52 |Мы |
|53 |Мысль |
|54 |Настойчивость |
|55 |Настоящее |
|56 |Начало |
|57 |Несчастье |
|58 |Никто |
|59 |Нравственность |
|60 |Обман |
|61 |Ожидание |
|62 |Озабоченность |
|63 |Они |
|64 |Опасность |
|65 |Оригинальность |
|66 |Ответственность |
|67 |Отец |
|68 |Пассивность |
|69 |Подчинение |
|70 |Польза |
|71 |Предательство |
|72 |Предприимчивость |
|73 |Преступление |
|74 |Прибыль |
|75 |Проблема |
|76 |Противоречие |
|77 |Прошлое |
|78 |Пустота |
|79 |Радость |
|80 |Размышления |
|81 |Рациональность |
|82 |Результат |
|83 |Религия |
|84 |Родственники |
|85 |Свобода |
|86 |Секс |
|87 |Семья |
|88 |Смерть |
|89 |Смысл |
|90 |Сомнение |
|91 |Соперничество |
|92 |Сопротивление |
|93 |Спокойствие |
|94 |Ссора |
|95 |Страх |
|96 |Супруг (супруга) |
|97 |Счастье |
|98 |Сын |
|99 |Талант |
|100|Творчество |
|101|Тело |
|102|Тоска |
|103|Тупик |
|104|Ты |
|105|Уверенность |
|106|уголовный кодекс |
|107|Удовольствие |
|108|Успех |
|109|Церковь |
|110|Я |
|111|Я сам (я сама) |
Все элементы предъявляются в произвольном порядке.
Элементы, предъявляемые в методике МИФИ-КАРМЕ МЕТАФОРЫ:
| 1 А мне весь мир открылся вами |
| 2 Бархатный свет | | |
| 3 Безвременьем смытые дни |
| 4 Блеск воспоминаний | |
| 5 Больная, жалобная стужа | |
| 6 Большеротые улицы | |
| 7 Буря спутанных кос | |
| 8 В мозгу – игла | | |
| 9 В остатках сна рождалась явь |
|10 Весеннее похмелье | |
|11 Взгляд утонул в манящем взгляде |
|12 Воздух дрожит от сравнений |
|13 Вяжет вьюга из хлопьев чулок |
|14 Глазами молнии ловил … | |
|16 Горькие думы | | |
|17 Горьким дымом горе стелется |
|18 Грызёт меня тоска моя | |
|19 Дворы тонули в скверне | |
|20 Дохнула жизнь в лицо могилой |
|21 Дремлющая тишина | |
|22 Дробями дождь залепетал | |
|23 Дыры эпохи | | |
|24 Дыша духами и туманами | |
|25 Дышать радостной вестью | |
|26 Жалостью убиты все слова | |
|27 Живой мрак | | |
|28 Жирные черви пальцев | |
|29 Захлебнулась тоска | |
|30 И светлым ручейком течёт рассказ |
|31 Истерический звонок | |
|32 Каменный лик | | |
|33 Капюшоны тьмы | | |
|34 Каруселит голова | |
|35 Клюющий смех шуток | |
|36 Колючие соборы сумасшедших скал |
|37 Крик сердца | | |
|38 Летучий рой лиц | | |
|39 Лицо, омытое волной волос |
|40 Лысеющая голова земли | |
|41 Мне в очи смотрит ночь нагая |
|42 Мудрое здание | | |
|43 Муть мгновения | | |
|44 Мыслить пугливыми шагами |
|45 Невинные глаза | | |
|46 Невыразимая печаль открыла два ог |
|47 Нежный лёд руки чужой | |
|48 Незрячих чувств бунтующие тьмы |
|49 Нить сознанья | | |
|50 Облитая луною дверь | |
|51 Огонь и холод тревог | |
|52 Оковы жизни | | |
|53 Окунуться в неизвестность |
|54 Острые стрелы любви | |
|55 Писать навзрыд | | |
|56 По городу гуляет грех | |
|57 Полёт любви | | |
|58 Потухший взор | | |
|59 Похолодела кровь | |
|60 Прибой неизречённой скуки |
|61 Признанье с уст слетело | |
|62 Прохлада нежно дышит | |
|63 Пустая грудь | | |
|64 Пустые очи | | |
|65 Пустыня души | | |
|66 Пью закатную печаль | |
|67 Раба любви | | |
|68 Разбитая жизнь | | |
|69 Размахивает палкой злоба дня |
|70 Рассудительная улыбка | |
|71 Растаять в поцелуе | |
|72 Рыдал рояль в старинном доме |
|73 С трудом шевелятся мозги | |
|74 Своевольные мечты | |
|75 Скальпель воли | | |
|76 Скоро осень проснётся и заплачет |
|77 Слезой приличной затуманен взор |
|78 Смертельная обида | |
|79 Смеющийся звук поцелуя | |
|80 Смыть потоком лет | |
|81 Стекла вечности | | |
|82 Стрекоза смерти | | |
|83 Струны души | | |
|84 Сухие листья слов | |
|85 Сырой туман вползает в грудь |
|86 Тайник души | | |
|87 Тесное кольцо предчувствий |
|88 Тихонько тлеет жизнь моя | |
|89 Туманное лицо | | |
|90 Тяжёлые слёзы свечей | |
|91 Убийца собственных мечтаний |
|92 Упало сердце | | |
|93 Утопать в ликовании мира | |
|94 Храм, купающийся в мире | |
|95 Хрустальный туман | |
|96 Шершавый язык плаката | |
|97 Шипят пергаментные речи | |
|98 Я блуждал в игрушечной чаще … |
|99 Я в горсть зажал лишь память насл |
|100 Ядовитый взгляд | | |
Все элементы предъявляются в произвольном порядке.
Разница между методиками МИФИ-КАРМА АДУЛТ и МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ состоит в
различии предъявляемых элементов испытуемым. В первом случае предъявляются
отдельные слова, а во втором метафорические выражения, взятые из поэзии
серебряного века.
Для обработки данных мною был использован метод математической обработки
''rs коэффициент ранговой корреляции Спирмена'', который имеет следующую
формулу:
2
6 ( ( (d)
rS = 1
N ( (N2 - 1)
Где rS - коэффициент ранговой корреляции.
( (dІ) - сумма квадратов разностей между рангами.
N – количество признаков, участвовавших в ранжировании
2.3. Результаты исследования.
В ходе исследования были получены следующие результаты, представленные в
таблицах № 1 - № 6.
|Характеристики | | |
|Показателей |Среднее значение в|Среднее значение в |
|жизнедеятельности |выборке |выборке |
| |Обычных людей |наркозависимых |
|1 |Пассивность |0,31 |0,49 |
|2 |Общий показатель |0,32 |0,21 |
| |комфортности | | |
|3 |Усталость |0,45 |0,45 | |
|4 |Аутизм |0,46 |0,59 |
|5 |Работоспособность |0,7 |0,4 |
|6 |Активность |0,77 |0,46 |
Таблица № 1. МИФИ-КАРМА АДУЛТ – Показатели жизнедеятельности:
Таблица № 2. МИФИ-КАРМА АДУЛТ – Личностные характеристики:
|Личностные | | |
|Характеристики |Среднее значение в |Среднее значение в |
| |выборке |выборке |
| |Обычных людей |наркозависимых |
|1 |Воля |-0,16 |0,01 |
|2 |Лидерство |-0,11 |-0,02 |
|3 |Стремительность |-0,07 |0,21 |
|4 |Инициативность |0,16 |-0,18 |
|5 |Дружелюбность |0,21 |-0,2 |
Таблица № 3. МИФИ-КАРМА АДУЛТ – Функциональные механизмы:
|Характеристики | | |
|Функциональных |Среднее значение в |Среднее значение в |
|механизмов |выборке |выборке |
| |Обычных людей |наркозависимых |
|1 |Сосредоточенность |-0,92 |-0,01 |
|2 |Уверенность |-0,24 |0,08 |
|3 |Внимательность |-0,2 |-0,01 |
|4 |Настойчивость |-0,05 |-0,05 |
|5 |Решительность |0,07 |0,07 |
|6 |Интерес |0,07 |-0,2 |
Таблица № 4. МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ – Показатели жизнедеятельности:
|Характеристики | | |
|Показателей |Среднее значение в |Среднее значение в |
|жизнедеятельности |выборке |выборке |
| |Обычных людей |наркозависимых |
|1 |Общий показатель | | |
| |комфортности |0,21 |0,22 |
|2 |Усталость |0,33 |0,48 |
|3 |Пассивность |0,35 |0,48 |
|4 |Работоспособность |0,4 |0,43 |
|5 |Аутизм |0,41 |0,51 |
|6 |Активность |0,55 |0,51 |
Таблица № 5. МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ – Личностные характеристики:
|Личностные | | |
|Характеристики |Среднее значение в |Среднее значение в |
| |выборке |выборке |
| |обычных людей |наркозависимых |
|1 |Инициативность |-0,31 |-0,23 |
|2 |Воля |-0,31 |-0,04 |
|3 |Лидерство |-0,06 |0,04 |
|4 |Стремительность |0,1 |0,28 |
|5 |Дружелюбность |0,11 |-0,12 |
Таблица № 6. МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ – Функциональные механизмы:
|Характеристики | | |
|Функциональных |Среднее значение в |Среднее значение в|
|механизмов |выборке |выборке |
| |Обычных людей |наркозависимых |
|1 | Интерес |-0,4 |-0,16 |
|2 |Настойчивость |-0,38 |-0,06 |
|3 |Уверенность |-0,27 |0,07 |
|4 |Внимательность | -0,25 |0,02 |
|5 |Сосредоточенность |-0,2 |-0,01 |
|6 |Решительность |-0,18 |0,11 |
Далее была произведена математическая обработка полученных результатов с
помощью коэффициента ранговой корреляции Rs Спирмена. Все данные были
усреднены (см. табл. №1- №6), и усредненные проранжированы. Для каждого
исследования были сформулированы свои гипотезы.
Для исследования МИФИ-КАРМА АДУЛТ - показателей жизнедеятельности были
сформулированы гипотезы:
H0 – Корреляция между упорядоченными характеристиками Картины мира -
показателями жизнедеятельности в выборке обычных людей и наркозависимыми не
отличается от нуля.
H1 – Корреляция между упорядоченными характеристиками Картины мира -
показателями жизнедеятельности в выборке обычных людей и наркозависимыми
статистически значимо отличается от нуля.
Результаты математической обработки представлены графически в рис. № 1.
Рисунок № 1.
Диаграмма сравнения показателей жизнедеятельности в
МИФИ-КАРМА АДУЛТ [pic]
По формуле rs эмпирическое = 0,03
rs критическое = 0,85 (при p = 0,05)
rs эмпирическое < rs критического
Поэтому принимаем гипотезу H0. Корреляция между упорядоченными
характеристиками Картины мира - показателями жизнедеятельности в выборке
обычных людей и наркозависимыми не достигают уровня статистической
значимости, т. е. значимо не отличается от нуля.
Для исследования МИФИ-КАРМА АДУЛТ – личностных характеристик были
сформулированы гипотезы:
H0 – Корреляция между упорядоченными характеристиками Картины мира –
личностными характеристиками в выборке обычных людей и наркозависимыми не
отличается от нуля.
H1 – Корреляция между упорядоченными характеристиками Картины мира -
личностными характеристиками в выборке обычных людей и наркозависимыми
статистически значимо отличается от нуля.
Результаты математической обработки представлены графически в рис. № 2.
По формуле rs эмпирическое = -0,03
rs критическое = 0,94 (при p = 0,05)
rs эмпирическое < rs критического
Поэтому принимаем гипотезу H0. Корреляция между упорядоченными
характеристиками Картины мира - личностных характеристик в выборке обычных
людей и наркозависимыми не достигают уровня статистической значимости, т.
е. значимо не отличается от нуля.
Рисунок № 2.
Диаграмма сравнения личностных характеристик в МИФИ-КАРМА АДУЛТ
[pic]
Для исследования МИФИ-КАРМА АДУЛТ – функциональных механизмов были
сформулированы гипотезы:
H0 – Корреляция между упорядоченными характеристиками Картины мира –
функциональных механизмов в выборке обычных людей и наркозависимыми не
отличается от нуля.
H1 – Корреляция между упорядоченными характеристиками Картины мира -
функциональных механизмов в выборке обычных людей и наркозависимыми
статистически значимо отличается от нуля.
Результаты математической обработки представлены графически в рис. № 3.
Рисунок № 3.
Диаграмма сравнения функциональных механизмов в МИФИ-КАРМА АДУЛТ
[pic]
По формуле rs эмпирическое = -0,53
rs критическое = 0,85 (при p = 0,05)
rs эмпирическое < rs критического
Поэтому принимаем гипотезу H0. Корреляция между упорядоченными
характеристиками Картины мира - функциональных механизмов в выборке обычных
людей и наркозависимыми не достигают уровня статистической значимости, т.
е. значимо не отличается от нуля.
Для исследования МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ - показателей жизнедеятельности
были сформулированы гипотезы:
H0 – Корреляция между упорядоченными характеристиками Картины мира -
показателями жизнедеятельности в выборке обычных людей и наркозависимыми не
отличается от нуля.
H1 – Корреляция между упорядоченными характеристиками Картины мира -
показателями жизнедеятельности в выборке обычных людей и наркозависимыми
статистически значимо отличается от нуля.
Результаты математической обработки представлены графически в рис. № 4.
Рисунок № 4.
Диаграмма сравнения показателей жизнедеятельности в МИФИ-
КАРМА МЕТАФОРЫ
[pic]
По формуле rs эмпирическое = 0,8
rs критическое = 0,85 (при p = 0,05)
rs эмпирическое < rs критического
Поэтому принимаем гипотезу H0. Корреляция между упорядоченными
характеристиками Картины мира - показателями жизнедеятельности в выборке
обычных людей и наркозависимыми не достигают уровня статистической
значимости, т. е. значимо не отличается от нуля.
Для исследования МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ – личностных характеристик были
сформулированы гипотезы:
H0 – Корреляция между упорядоченными характеристиками Картины мира –
личностными характеристиками в выборке обычных людей и наркозависимыми не
отличается от нуля.
H1 – Корреляция между упорядоченными характеристиками Картины мира -
личностными характеристиками в выборке обычных людей и наркозависимыми
статистически значимо отличается от нуля.
Результаты математической обработки представлены графически в рис. № 5.
По формуле rs эмпирическое = 0,32
rs критическое = 0,94 (при p = 0,05)
rs эмпирическое < rs критического
Поэтому принимаем гипотезу H0. Корреляция между упорядоченными
характеристиками Картины мира - личностными характеристиками в выборке
обычных людей и наркозависимыми не достигают уровня статистической
значимости, т. е. значимо не отличается от нуля.
Рисунок № 5.
Диаграмма сравнения личностных характеристик в
МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ
[pic]
Для исследования МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ – функциональных механизмов были
сформулированы гипотезы:
H0 – Корреляция между упорядоченными характеристиками Картины мира –
функциональных механизмов в выборке обычных людей и наркозависимыми не
отличается от нуля.
H1 – Корреляция между упорядоченными характеристиками Картины мира -
функциональных механизмов в выборке обычных людей и наркозависимыми
статистически значимо отличается от нуля.
Результаты математической обработки представлены графически в рис. № 6.
Рисунок № 6.
Диаграмма сравнения функциональных механизмов в МИФИ-
КАРМА МЕТАФОРЫ
[pic]
По формуле rs эмпирическое = 0,77
rs критическое = 0,85 (при p = 0,05)
rs эмпирическое < rs критического
Поэтому принимаем гипотезу H0. Корреляция между упорядоченными
характеристиками Картины мира - функциональных механизмов в выборке обычных
людей и наркозависимыми не достигают уровня статистической значимости, т.
е. значимо не отличается от нуля.
2.4. Обсуждение результатов.
1. Исходя из полученных результатов исследования МИФИ-КАРМА АДУЛТ и
МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ - показателей жизнедеятельности можно сказать,
что поставленная гипотеза подтвердилась лишь частично, т. к.
rs эмп.(0,03)< rs крит.(0,85) и rs эмп.(0,8)< rs крит.(0,85)
соответственно. Данные свидетельствуют о том, что исследуемые
показатели у наркозависимых и обычных людей значительно не
отличаются друг от друга.
2. Сравнивая результаты исследования личностных характеристик в
группах наркозависимых и обычных людей, с помощью методик МИФИ-
КАРМА АДУЛТ и МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ, так же не выявлено значительных
различий. rs эмп.(-0,03)< rs крит.(0,94) и rs эмп.(0,32)< rs
крит.(0,94). Этот факт говорит о частичном подтверждении
поставленной гипотезы.
3. Гипотеза, поставленная для установления различий функциональных
механизмов у наркозависимых и обычных людей, в исследованиях МИФИ-
КАРМА АДУЛТ и МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ, так же подтвердилась частично.
rs эмп.(-0,53)< rs крит.(0,85) и rs эмп.(0,77)< rs
крит.(0,85).
4. В ходе исследования не было выявлено существенных изменений ни в
одном из вышеперечисленных параметров у обследуемых групп
субъектов. Данная гипотеза лишь частично нашла своё подтверждение
на практике. Исходя из этого, можно предположить, что регулярное
употребление наркотических веществ только частично влияет на
изменение картины мира у человека.
Однако мы не исключаем возможность некоторого искажения данных, в связи с
малой выборкой испытуемых, т. к. многие отказывались принимать участие в
исследовании.
Выводы:
Не смотря на то, что статистически значимых различий по коэффициенту
ранговой корреляции Спирмена не обнаружено, усреднённые данные,
представленные в таблицах № 1-6, говорят о том, что имеются явные
тенденции к изменению показателей жизнедеятельности, характеристик
личности и функциональных механизмов между наркозависимыми и не
употребляющими наркотические вещества людьми. Судя по всему, мы
выбрали не совсем адекватный метод оценки статистически значимых
различий. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена вряд ли смог
оказаться демонстративным при данной выборке испытуемых.
Предварительная выборочная проверка данных по U критерию Мана - Уитни
свидетельствует о том, что значимые различия существуют почти по всем
показателям. К сожалению, недостаток времени не позволил нам
осуществить статистический анализ в полной мере. Это будет нашей
задачей на ближайшее будущее.
1. Поэтический язык метафор, как правило, не всегда понятен даже при
наличии полного поэтического текста. Ибо как сказал Бродский – ''Поэт
творит в языке, а люди пользуются языком''. Учитывая, что понимание
является одним из главных компонентов рефлексивного слоя сознания,
вырванные из контекста метафоры, становятся непонятными для
большинства людей, и поэтому наши показатели (особенно функциональные
механизмы) меньше различаются у наркозависимых и не употребляющих
наркотические вещества людей (см. рис.1 и 4).
2. Так как личностные характеристики являются достаточно устойчивыми
образованиями и подвержены меньшим изменениям, чем функциональные
показатели, можно было бы предположить, что их изменение, в обоих
обсуждаемых мирах (мир вещей и мир метафор), должны сохраняться по
ранговым значениям в соотношении друг с другом(см. диаграммы №3-6).
[28]
Заключение.
На проблему наркомании общество длительное время закрывало глаза.
Теперь это уже просто невозможно, поскольку тема наркотиков и наркомании
сегодня выходит на одно из первых мест среди проблем, серьезно угрожающих
физическому, социальному, а главное - духовному здоровью и благополучию
нации.
''Наркотики – это вещества синтетического или естественного
происхождения, в результате употребления которых изменяется сознание, темп
мышления, искажается самоощущение человека''.[24, с.16]
''Наркомания - это психическое расстройство, характеризующееся
физической и психической потребностью в употреблении наркотических веществ
и выраженным абстинентным синдромом, характеризующимся вегетативной
симптоматикой, а также специфическими изменениями личности''. [9, с.333]
По мнению ряда специалистов в области проблем наркомании, при
возникновении зависимости от наркотических веществ, у человека изменяется
восприятие мира. Некоторые эксперты даже выделяют ряд общих черт,
свойственных людям, злоупотребляющих различными наркотическими веществами –
слабое развитие самоконтроля, неумение прогнозировать и преодолевать
трудности, эмоциональная неустойчивость, склонность неадекватно реагировать
на фрустроирующие обстоятельства и т. д..[1, 7, 13, 24] Все эти, и
множество других компонентов, объединяются в целостную структуру поведения
человека, его образа жизни и восприятия окружающего. Происходят
кардинальные изменения отношений человека с собой, другими, культурой,
природой, Богом, то есть изменяется Картина мира (образ мира).
''Картина мира – это конкретная деятельность человека, накладывающаяся
на жизненный, теоретический и практический опыт человека, складывающаяся в
особую психологическую целостность''.[16]
Данная работа была ориентирована на поиск адекватных психологических
средств, позволяющих выявить изменение Картины мира у наркозависимых лиц в
сравнении с людьми не употребляющими наркотические вещества. В ходе
проведения работы акцент сместился на оценку возможности использования
современных психологических технологий для выяснения изменённых состояний
сознания (Картины мира) у лиц употребляющих наркотические вещества в
сравнении с людьми, в большинстве, находящимися в группе риска, но не
ставшими ещё наркозависимыми.
Представляется, что методика МИФИ-КАРМА, является таким прогностически
оценивающим инструментом.
Исследования в этом направлении будут продолжены, т. к. они имеют
большую практическую значимость для установления, в дальнейшем, причин
наркозависимости и борьбы с этим страшным недугом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев В. А. Легальные и нелегальные наркотики. Практ. Руководство
по проведению уроков профилактики среди подростков. Часть 1. Издание
2, переработанное и дополненное. СПб., ГМНПП ''ИМАТОН'', 2000 – 96с.
2. Гинецинский В. И. Пропедевтика психогигиенической антропогогики:
Профилактический аспект психологического образования: Учеб. Пособие.
– СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001. – 156с.
3. Гроф С. Психология будущего: Уроки современных исследователей
сознания //С. Гроф; Пер. с англ. С. Офертаса. – М.: ООО
''Издательство АСТ'' и др., 2001. – 476с.
4. Гурвич И. Н. Выводы и рекомендации для программ первичной
профилактики. — СПб., 2000.
5. Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. – СПб.:
Питер, 2001.-464с.
6. Краткий психологический словарь / Ред. - сост. Л.А. Карпенко: Под
общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд., расш.,
испр. и доп. – Ростова на Дону: Издательство «Феникс», 1998.
7. Леонова Л. Г., Бочкарева Н. Л. Вопросы профилактики аддиктивного
поведения в подростковом возрасте: Учебно-методическое пособие. —
Новосибирск: Новосибирский медицинский институт, 1998. — 48с.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М..1975.
9. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. Учебн. пособ.
– М.: МЕДпресс, 2001. - 432с.
10. Нафтульев А. И. ''Развитие и формирование интеллекта: когнитивный
структурно-деятельный подход.''//Вестник северо-западного отделения
РАО; выпуск №3; СПб. 1998; стр.91-97.
11. Немов Р. С. Психология //Общие основы психологии., кн.1; М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 688с.
12. Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом
''БАХРАХ-М'', 2000.-672с.
13. Ранняя диагностика злоупотребления психоактивными веществами в
практике военно-врачебной экспертизы (методические указания). — М.,
2000. — 40 с.
14. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.,1957.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.,1989.
16. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.,1973.
17. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара:
Издательский Дом ''БАХРАХ-М'', 2000. - 656с.
18. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки. – СПб.: ООО
''Речь'', 2001.- 350с.
19. Стрелков Ю.К. Доклад - "Время, деятельность, образ мира" - 1998.
20. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М..1972.
21. Столин В.В. Самосознание личности. М..1983.
22. ФЗ от 10.12.97 Перечень наркотических средств и психотропных веществ
утверждённый Правительством РФ.
23. Хайдеггер М. Время картины мира // Время и бытие. М., Республика,
1993.
24. “Школа без наркотиков”. Издание 2-е, переработанное и дополненное //
Под научн. ред. Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. – СПб.: ДЕТСТВО-
ПРЕСС, 2001. 176 с.
25. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1.
М., Мысль, 1993.
26. Redfield, Robert. The Primitive World View. Proceedings of the
American philosophical Society, 1952.
27. Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie. Bd. 1.
Tubingen, J. C. B. Mohr (Paul Siebeck), 1986.
28. Журбенко Д. Г. ''Динамика КАРМЫ'' дипломная работа СпбГУ, спец.
Факультет, 1996.- 112с.
29. Нафтульев А. И. Разработка программы психологического сопровождения
групп, практика изменённых состояний сознания. Грант Министерства
Образования 1996; отчёт 1997.
Приложение № 1.
Краткий перечень наркотических и психотропных веществ.
Полный перечень веществ, относимых к наркотическим или психотропным,
утвержден в соответствии с законодательством нашего государства. Согласно
ст.2 ФЗ от 10.12.97 перечень наркотических средств и психотропных веществ
утверждается Правительством РФ (Постановление от 30.06.98 № 681 – далее
Перечень). В Перечне содержатся 3 Списка наркотических средств и
психотропных веществ.
Список I содержит список наркотических средств и психотропных веществ,
оборот которых в РФ запрещен (отнесены 153 наркотических средства, в т.ч.
гашиш (анаша, смола каннабиса), героин, каннабис (марихуана), кат,
кокаиновый куст, лист кока, маковая солома, метадон, морфин, опий, опийный
мак, эфедрон, 11 психотропных веществ, в т.ч. катин, катинон, левамфетамин,
изомеры, эфиры сложные и простые наркотических средств и психотропных).
Список II содержит список наркотических средств и психотропных веществ,
оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры
контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами
РФ (45 наркотических средств, в т.ч. кодеин, кокаин, омнопон, 9
психотропных веществ, в т.ч. амобарбитал (барбамил), кетамин, этаминал
натрия).
Список III содержит список психотропных веществ, оборот которых в РФ
ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер
контроля (17 психотпропных веществ, в т.ч. аминорекс, галотан (фторотан),
левамфетамин, лефетамин, мефенорекс, фенпропорекс).
Приложение № 2.
Пример результатов исследования наркозависимого
МИФИ-КАРМА АДУЛТ:
20:20 13 1 2003 Филиппов Алексей 24 года-наркозависимый
ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ
ТРЕВОГА
* Бесправие * 7 * Обман * 7
* Ложь * 7 * Зло * 7
* Сопротивление * 7 * Преступление * 7
* Предательство * 7 * Запутанность * 7
* Драка * 7 * Конец * 7
* Пустота * 7 * Ответственность * 1
* Я сам (я сама) * 1 * Начало * 1
* Творчество * 1 * Настойчивость * 1
* Время * 1 * Действие * 1
Сомнение * 1
ФОН
* Компромисс * 2 * Комфорт * 2
* Прибыль * 2 * Деньги * 2
* Взаимопонимание * 2 * Предприимчивость * 2
* Девушка * 2 * Дружба * 2
* Выбор * 2 * Польза * 2
* Инициатива * 2 * Свобода * 2
* Польза * 2 * Азарт * 2
* Уверенность * 2 * Богатство * 2
* Страх * 3 * Успех * 3
* Сын * 3 * Дача * 3
* Любовь * 3 * Смысл * 3
* Мысль * 3 * Уголовный кодекс * 3
* Результат * 3 * Культура * 3
* Рациональность * 3 * Желание * 3
* Мы * 3 * Религия * 3
* Оригинальность * 3 * Любопытство * 3
СРЕДСТВА
* Талант * 4 * Удовольствие * 4
* Я * 4 * Жизнь * 4
* Активность * 4 * Успех * 4
* Семья * 4 * Счастье * 4
* Счастье * 4 * Радость * 4
* Женщина * 4 * Бог * 4
* Добро * 4 * Друг * 4
* Вера * 4 * Компания * 4
* Успех * 4 * Ты * 4
* Настоящее * 4 * Спокойствие * 4
* Будущее * 4 * Вы * 4
* Свобода * 4 * Друг * 4
* Талант * 4 * Супруг (супруга) * 4
* Вечеринка * 4
ИСТРЕСС
* Дочь * 5 * Мы * 5
* Игра * 5 * Интерес * 5
* Друзья * 5 * Они * 5
* Компания * 5 * Мужчина * 5
* Родственники * 5 * Церковь * 5
* Размышления * 5 * Озабоченность * 5
* Власть * 5 * Соперничество * 5
* Нравственность * 5 * Прошлое * 5
* Мать * 5 * Мораль * 5
* Компромисс * 5 * Опасность * 5
Приложение № 3.
Пример результатов исследования наркозависимого
МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ.
18:11 8 1 2003 Филиппов Алексй-24 года наркозависимый
ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ
ТРЕВОГА
* Прохлада нежно дышит * 2 * Дробями дождь залепетал * 2 * Муть
мгновения * 2 * Безвременьем смытые дни * 2
* Слезой приличной затуманен взор * 2 * Лицо, омытое волной волос *
* Прибой неизреченной скуки * 2 * Шипят пергаментные речи * 3
* Полет любви * 3 * Смеющийся звук поцелуя *
3
* Своевольные мечты * 3 * Дышать радостной вестью * 3
* Глазами молнии ловил... * 3 * Струны души *
3 * Пустая грудь * 1 *
Невинные глаза * 1
И светлым ручейком течет рассказ 1
ФОН
* Растаять в поцелуе * 4 * Истерический звонок *
4
* Захлебнулась тоска * 4 * Окунуться в неизвестность * 4
* Бархатный свет * 4 * Глядит из каждой подворотни весел 4
* Храм, купающийся в мире * 4 * Блеск воспоминаний * 4
* Клюющий смех шуток * 4 * Признанье с уст слетело * 4
* А мне весь мир открылся вами * 4 * Утопать в ликовании мира * 4
* Рассудительная улыбка * 4
СРЕДСТВА
* Стекла вечности * 7 * С трудом шевелятся мозги * 7
* Летучий рой лиц * 7 * Капюшоны тьмы *
7
* Туманное лицо * 7 * Тихонько тлеет жизнь моя * 7
* Острые стрелы любви * 7 * Мудрое здание *
7
* Скоро осень проснется и заплачет 7 * Нежный лед руки чужой * 7
* Незрячих чувств бунтующие тьмы * 7 * Живой мрак * 7
* Воздух дрожит от сравнений * 7 * Весеннее похмелье * 7
* По городу гуляет грех * 7 * Жирные черви пальцев * 7
* Писать навзрыд * 7 * Горьким дымом горе стелется * 7
* Упало сердце * 7 * Стрекоза
смерти * 7
* Потухший взор * 7 * Грызет меня тоска моя *
7
* Пустые очи * 7 * Похолодела
кровь * 7
* Убийца собственных мечтаний * 7 * Дохнула жизнь в лицо могилой * 7
* В мозгу - игла * 7 * Разбитая
жизнь * 7
* Мне в очи смотрит ночь нагая * 7
ИСТРЕСС
* Дворы тонули в скверне * 6 * Тяжелые слезы свечей * 6
* Огонь и холод тревог * 6 * Скальпель
воли * 6
* Шершавый язык плаката * 6 * Горькие думы * 6
* Я в горсть зажал лишь память насл 6 * Тайник души * 6
* Ядовитый взгляд * 6 * Размахивает палкой злоба дня * 6
* Каруселит голова * 6 * Я блуждал в игрушечной чаще... * 6
* Тесное кольцо предчувствий * 6 * Дремлющая тишина * 6 *
Смыть потоком лет * 6 * Рыдал рояль в старинном доме * 6 * Оковы
жизни * 6 * Сухие листья слов * 6
*Раба любви * 6
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
* Вяжет вьюга из хлопьев чулок * 8 * Каменный лик * 8
* Буря спутанных кос * 8 * Хрустальный туман * 8
* Сырой туман вползает в грудь * 8 * Лысеющая голова земли * 8
* Облитая луною дверь * 8* Колючие соборы сумасшедших скал * 8
* Нить сознания * 8 * Дыры
эпохи * 8
* Пустыня души * 8 * Невыразимая печаль открыла два ог 8
* Мыслить пугливыми шагами * 8 * Больная, жалобная стужа * 8
Приложение № 4.
Пример результатов исследования, не употребляющего наркотические вещества
МИФИ-КАРМА АДУЛТ.
19:15 13 1 2003 Сахарова Галина
ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ
ТРЕВОГА
* Грусть * 2 * Запутанность * 2
* Религия * 2 * Болезнь * 2
* Конфликт * 2 * Мораль * 2
* Сомнение * 2 * Нравственность * 2
* Бессмысленность * 2 * Спокойствие * 2
* Предательство * 1 * Размышления * 1
* Супруг (супруга) * 1 * Сопротивление * 1
* Драка * 1 * Прошлое * 1
* Ссора * 1 * Вы * 1
* Нападение * 1
ФОН
* Начало * 4 * Добро * 4
* Счастье * 4 * Вера * 4
* Свобода * 4 * Сын * 4
* Удовольствие * 4 * Жизнь * 4
* Уверенность * 4 * Девушка * 4
* Семья * 4 * Прибыль * 4
* Бог * 4 * Успех * 4
* Компания * 4 * Компания * 4
* Дочь * 4 * Дача * 4
* Успех * 4 * Проблема * 6
* Настоящее * 6 * Противоречие * 6
* Компромисс * 6 * Взаимопонимание * 6
* Компромисс * 6 * Соперничество * 6
* Ожидание * 6 * Защита * 6
* Церковь * 6 * Они * 6
* Магазин * 6 * Подчинение * 6
СРЕДСТВА
* Любопытство * 5 * Вечеринка * 5
* Комфорт * 5 * Дружба * 5
* Родственники * 5 * Власть * 5
* Будущее * 5 * Желание * 5
* Ответственность * 5 * Польза * 5
* Интерес * 5 * Отец * 5
* Женщина * 5 * Взрослые (родители) * 5
* Я * 5 * Друзья * 5
* Культура * 5 * Оригинальность * 5
* Радость * 5 * Свобода * 5
* Успех * 5 * Я сам (я сама) * 5
* Секс * 5 * Рациональность * 5
* Игра * 5 * Мужчина * 5
ИСТРЕСС
* Друг * 3 * Деньги * 3
* Талант * 3 * Тело * 3
* Счастье * 3 * Мы * 3
* Смысл * 3 * Азарт * 3
* Богатство * 3 * Активность * 3
* Любовь * 3 * Результат * 3
* Действие * 3 * Мать * 3
* Ты * 3 * Талант * 3
* Польза * 3 * Мысль * 3
* Творчество * 3 * Настойчивость * 3
* Предприимчивость * 3 * Инициатива * 3
* Друг * 3 * Мы * 3
Приложение № 5.
Пример результатов исследования, не употребляющего наркотические вещества
МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ.
19:18 8 1 2003 Сахарова Галина
ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ
ТРЕВОГА
* Окунуться в неизвестность * 4* Глядит из каждой подворотни весел 4
* И светлым ручейком течет рассказ 4* Утопать в ликовании мира * 4
* Струны души * 4 * Смеющийся звук поцелуя * 4
* Храм, купающийся в мире * 4 * Дышать радостной вестью * 4
* Невинные глаза * 4 * Блеск воспоминаний *
4
* Глазами молнии ловил... * 3 * По городу гуляет грех * 3
* Истерический звонок * 3 * А мне весь мир открылся вами * 3
* Полет любви * 3 * Растаять в
поцелуе * 3
* Писать навзрыд * 3 * Раба
любви * 3
* Скальпель воли * 3 * Каруселит
голова * 6
* Огонь и холод тревог * 6 * Вяжет вьюга из хлопьев чулок * 6
* Оковы жизни * 6 * Буря спутанных кос
* 6
* Шершавый язык плаката * 6 * Клюющий смех шуток * 6
*Лицо, омытое волной волос * 6
ФОН
* Хрустальный туман * 1 * Бархатный свет *
1
* Тайник души * 1 * Муть
мгновения * 1
* Незрячих чувств бунтующие тьмы*1 * Тесное кольцо предчувствий
* 1
* Я блуждал в игрушечной чаще... * 1 * В остатках сна рождалась явь * 1
* Сырой туман вползает в грудь * 1 * Воздух дрожит от сравнений * 1
* Ядовитый взгляд * 1 * Я в горсть зажал лишь память насл 1
*Смыть потоком лет * 1
СРЕДСТВА
* Рыдал рояль в старинном доме * 8 * Тихонько тлеет жизнь моя * 8
* Прохлада нежно дышит * 8 * Живой мрак *
8
* Стекла вечности * 8 * Горьким дымом горе стелется * 8
* Пью закатную печаль * 8 * Потухший взор *
8
* Дворы тонули в скверне * 8 * Мне в очи смотрит ночь нагая * 8
* Туманное лицо * 8 * Захлебнулась
тоска * 8
* Стрекоза смерти * 8 * Лысеющая голова земли * 8
* Тяжелые слезы свечей * 8 * Каменный лик *
8
* Нежный лед руки чужой * 8 * Сухие листья слов * 8
* Грызет меня тоска моя * 8 * Безвременьем смытые дни * 8
ИСТРЕСС
* Дремлющая тишина * 2 * Прибой неизреченной скуки * 2
* Дробями дождь залепетал * 2 * Шипят пергаментные речи * 2
* Мудрое здание * 2 * Больная, жалобная стужа * 2
* Разбитая жизнь * 2 * Слезой приличной затуманен взор * 2
* Невыразимая печаль открыла два ог 2 * Летучий рой лиц * 2
* Облитая луною дверь * 2 * Мыслить пугливыми шагами * 2
* Скоро осень проснется и заплачет 2 * Жалостью убиты все слова * 2
* Пустыня души * 2
-----------------------
Параметры
ранжирования
Параметры
ранжирования
Параметры
ранжирования
Параметры
ранжирования
Параметры
ранжирования
Параметры
ранжирования
Страницы: 1, 2, 3
|