Рефераты

Изучение возрастных и межполовых особенностей самооценки трех школьных возрастов

Изучение возрастных и межполовых особенностей самооценки трех школьных возрастов

Министерство общего и профессионального образования Российской

Федерации

Удмуртский Государственный Университет

Факультет романо-германской филологии

Кафедра общей психологии

Изучение межполовых и возрастных особенностей самооценки в трех

школьных возрастных группах

Выполнили студенты гр.423 и 424

Бюркланд Ярослав

Безносов Владимир

Проверил:

Кагиров Артур Юрьевич

Ижевск 1999

Введение.

Целью данного исследования является выявление возрастных и межполовых

особенностей самооценки в младшем, среднем и старшем школьном возрасте. Для

этого были проведено анкетирование учащихся третьего, седьмого и десятого

класса средней школы№8 г.Ижевска. В качестве задания школьникам было

предложено написать, какие психологические качества они хотели бы в себе

убавить и прибавить(не меньше трех, но и не более семи качеств).

Изучаемые социальные группы обладают некоторыми особенностями, которые

не могли не повлиять на результаты исследования. К числу таких объективных

признаков мы считаем нужным причислить следующие:

- Анкетирование в седьмом и десятом классах пришлось на время,

предшествующее обеденному перерыву, в силу чего учащиеся указанных

классов не отнеслись к исследованию с должным вниманием, в отличие

от учащихся третьего класса, время для анкетирования которых было

выбрано более удачно.

- Исследуемая школа не относится к числу элитарных, исследуемые классы

не имеют конкретно выраженной направленности, поэтому избранные

группы могут представлять объективный срез данной социальной группы.

Перед анкетированием с учетом вышеизложенного исследователями были

выдвинуты следующие гипотезы:

- Учащиеся третьего класса будут в своих ответах, по сравнению с более

старшими школьными возрастами, больше ориентироваться на мнение о

себе учителей, родителей и т.п., то есть взрослых, являющихся для

них непререкаемым авторитетом. Седьмой класс будет ориентироваться

на мнение своего окружения (друзей), и десятый класс уже будет иметь

о своих психологических качествах собственное мнение.

- Неразграничение психологических и непсихологических качеств будет

более свойственно третьему классу, чем остальным двум.

- Разграничение физических и материальных свойств: в младших классах -

ориентация в равной степени на те и другие, в старших классах

неразграничение психологических и непсихологических качеств не

должно присутствовать.

С возрастом тяга к играм будет уменьшаться, тяга к обучению –

увеличиваться.

Младший школьный возраст.

Качество учебной работы школьника, а также и все его поведение

оценивается школой, и эта оценка влияет на характер его отношений с

окружающими – учителями, родителями, друзьями. К ребенку, небрежно

относящемуся к учебе, пропускающему занятия, не желающему учиться,

окружающие, естественно, относятся иначе, чем к школьнику, прилежно

выполняющему свои обязанности. Вместе с новыми обязанностями школьник

получает и новые права. Очень важным для младшего школьника является также

и то, что, получая хорошие оценки за свой учебный труд, он может ждать со

стороны окружающих не только похвалы, но и уважения. Особую роль играет

поощрение, награда.

Основной предпосылкой для формирования личности в этом возрасте

является переход к новому положению ребенка в обществе, которое обязывает

его к ответственной, общественно контролируемой, целенаправленной

деятельности, воспитывает чувство долга и ответственности перед

окружающими, умение действовать сознательно и организованно, развивает в

ребенке волевые качества.

Новое положение ребенка наполняет его жизнь глубоким содержанием, что

сказывается на общей направленности его личности, переживаниях,

представлениях. Новая направленность, появляющаяся у детей младшего

школьного возраста, выражается также и в том, что они активно стремятся

найти свое место в коллективе, завоевать уважение и авторитет у товарищей.

Это стремление к определенному положению в коллективе в условиях обучения и

воспитания в школе является огромным стимулом в учебной работе. Младшие

школьники начинают сознательно добиваться звания отличника, так как в

хорошо организованных школой и учителями коллективах именно это звание в

первую очередь дает им право на уважение и авторитет у товарищей.

В младшем школьном возрасте изменяется и система взаимоотношений

ребенка с окружающей действительностью, а потому изменяется и углубляется

его эмоциональная сфера, возникает впечатление меньшей эмоциональности

младших школьников по сравнению с дошкольниками. Это объясняется тем, что,

чем старше ребенок, тем лучше он умеет управлять своими эмоциями. В этом

смысле показательны ответы учащихся третьего класса: хочу быть

спокойной(ным), не нервничать. Правда, такие ответы более свойственны

девочкам, поскольку им в этом возрасте сложнее сдерживать эмоции, чем

мальчикам, социальная ситуация развития которых с детства обязывала их не

проявлять определенные эмоции(«не плачь, ты же мальчик!» и т.д.)

В младшем школьном возрасте не только появляются новые эмоции, но и те,

которые имели место до школы, изменяют свой характер и содержание. В этом

отношении очень показательны исследования детских страхов. У малышей чаще

всего страх вызывается тем, что может непосредственно угрожать ребенку. У

младших школьников по отношению к обстоятельствам такого рода появляется

даже некое бравирование бесстрашием, так как умение преодолеть страх

поднимает школьника как в глазах его товарищей, так и в его собственных

глазах.

В ответах мальчиков часто встречались желания быть смелым. Поведение

мальчиков в данном случае, их желание стать смелыми, храбрыми и т.д.

определяется стереотипом пола. Появляются другие формы страха, возникающие

из разных источников, например, страх показаться смешным, некрасивым,

боязнь быт осмеянным и т.п.

Большое место занимают ответы, относящиеся к внешности: не хочу быть

толстым, иметь узкие глаза, короткие руки и т.д. Стоит отметить, что в

данный период развития происходит особенно интенсивное формирование

моральных чувств ребенка, вместе с тем означающее и формирование моральной

стороны его личности.

Жизнь коллектива не может протекать организованно, если не управляется

определенными правилами общественного поведения. Такая организация класса

практически ставит ребенка, поступившего в школу, перед необходимостью

усвоить нормы и правила общественного поведения и общественной морали.

Те правила и требования, которые ставит перед ребенком коллектив,

выступают тогда для него не как нечто чуждое его собственной жизни и

деятельности, а как необходимый элемент его жизни в коллективе класса,

школы, как необходимое условие его бытия. Для учащихся третьего класса

характерны были ответы вроде: хочу быть добрым, добродушным, отзывчивым, не

хочу быть злым и т.п.

В связи с тем, что новое положение школьника накладывает на него и

новые обязанности, в его сознании возникают представления о труде. Чтобы

выполнять обязанности ( а их у младших школьников много, и школьных, и

домашних),нужно приложить определенные усилия. Дети чувствуют это и

отражают это чувство в своих ответах: хочу часто убираться, не хочу быть

ленивым, хочу быть трудолюбивым. Обучение в школе предъявляет к ребенку

принципиальные требования. Во-первых, оно требует от ребенка сознательно

поставленной специальной цели - учиться. Во-вторых, оно требует подчинить

свои умственные процессы этой цели.

В начале школьного обучения дети еще не умеют активно заучивать

учебный материал, быть постоянно внимательными. Это наглядно демонстрирует

большое количество ответов: хочу хорошо пересказывать, хочу, чтобы у меня

была хорошая память, хочу быть внимательным. Мышление младшего школьника

имеет конкретный характер. В нашем случае, при конкретном вопросе, какие

психологические качества вы хотели бы в себе убавить и прибавить, ребенок

иногда отвечает предельно конкретно: мне не нравится длина моих волос, то,

что у меня узкие глаза и т.д., я хочу хорошо пересказывать, не получать

двоек... Младший школьник редко абстрагируется от реальности, и это мешает

ему разграничивать непсихологические и собственно психологические качества.

Заканчивая разговор о младших школьниках, стоит сказать несколько слов

о том, что уже в дошкольный период происходит накопление ребенком знаний о

типично мужской или типично женской роли, о физическом различии мужчины и

женщины, о различии в их поведении, об их взаимоотношениях, о наиболее

важных качествах личности. У ребенка постепенно формируется чувство половой

принадлежности и начинают проявляться характерные модели поведения,

связанные с «ролью» мужчины или женщины. Придя в школу, ребенок ведет себя

соответственно своим представлениям о том, каким должен быть мальчик и

какой должна быть девочка.

Подростковый возраст.

Когда ребенок вступает в подростковый возраст (7 класс), в развитии его

самосознания происходит очень важный сдвиг. Он связан с возникновением

чувства взрослости. Это чувство выражает совершенно новое отношение к миру

и себе.

Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между

им и взрослым нет никакой разницы. Он начинает требовать от окружающих, не

считать его маленьким, ребенок понимает, что у него тоже есть права.

Новообразование этого возраста – ребенок ставит себя наравне с взрослыми,

но у него еще нет ощущения подлинной принадлежности к взрослости, но есть

огромное желание в признании его среди взрослых.

В данном возрасте характерно открытие своего «Я», осознание своей

индивидуальности, он ищет и находит недостатки в себе. У некоторых

появляется недовольство собой. Подростки стремятся занять уважаемое

положение среди сверстников, поэтому именно сверстник становится образцом

равнения. Кто-то видит свои недостатки, а у кого-то собственная самооценка

завышена, но гораздо хуже когда наоборот, потому что подросток сильно

переживает если он находит себя хуже других.

В нашем случае мальчики нуждаются в остроумии и уверенности, а вот

девочкам нужно спокойствие и скромность.

Но что интересно – мальчики хотели бы убавить лень и эгоизм, а девочки

лень и раздражительность. Но не стоит забывать, что в этом возрасте

происходит половое созревания и чувства подростков несколько обостренны. И

в данном периоде существует негативная фаза, что обуславливается повышенной

раздражимостью, капризами и т.д. Недовольство собой часто выражается

«меланхолией» или агрессивным поведением.

В ответах можно встретить противоречия. Допустим то они хотят добавить

скромность, то убавить – это объясняется становлением индивидуальности.

Самоуверенность переход в застенчивость, веселость сменяется замкнутостью.

Так только после кризиса самосознания подросток приобретает «чувство

индивидуальности».

Период самовоспитания, где мальчик ищет и стремится к идеалу

«настоящего мужчины», а девочки «настоящей женщины».

Ранняя юность.

В возрастной психологии юность определяется как стадия развития начала

полового созревания и до наступления взрослости. По отечественной

периодизации детского развития ранняя юность, или старший школьный возраст

(14,5 –17-18 лет) относится к шестому периоду. Юноша является промежуточным

звеном между ребенком и взрослым. Юность – это завершающий этап созревания

в формировании личности. Большие изменения в собственном организме и

внешности, связанные с половым созреванием, с известной неопределенностью

положения (ведь уже не ребенок, но еще и не взрослый), с расширением круга

лиц, с которыми личность должна соотносить свое поведение; все это вместе

взятое резко увеличивает активность ценностно- ориентационную деятельность

в юношеском возрасте. Юноша озабочен оценкой новых знаний и стремится

выстраивать свое поведение на основе сознательно выработанных или усвоенных

критериев и норм. Ранняя юность характеризуется появлением чувства

собственной неповторимости, личной индивидуальности; в отрицательном

варианте возникает расплывчатое «я», ролевая и личностная неопределенность.

Главное новообразование этого возраста – открытие «я», развите

рефлексии, появление жизненного плана, постепенное врастание в различные

сферы жизни. В ответах прослеживается ориентация на будущее. Положительные

качества связаны с выбором профессии, жизнью в обществе. В связи с

тенденцией мышления юношей и девушек к абстрагированию у них появляются

собственные теории философии, счастья, любви... Последняя – особенно у

девушек, которым свойственны любовные переживания, тогда как юноши больше

думают о будущем.

Для юноши и девушки зрелость и внешность имеют некоторую социальную

ценность ( в ответах проскальзывает неразделение психологических и

непсихологических качеств: прибавить мускулы и т.п.) Внешность для данного

возраста поднимает статус юноши в глазах окружающих, вызывая у них

соответствующие чувства и ожидания.

Для юношей понятия «величина» и «величие» - почти синонимичны. Со

стройным, мускулистым телом в этом возрасте ассоциируются качества вожака:

энергичность, решительность (подтверждается результатами тестов).

Юношеский возраст – важный этап развития умственных способностей.

Старшеклассники чаще и настойчивей, упрямей задают вопрос: «Почему?» и

высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых

объяснений. Для этого возраста характерна тяга к обобщению, поиску

универсальных принципов и законов, стоящих за частными фактами. Ответы на

тесты представляют собой некие общие формулы жизни и социального устройства

общества.

Развитие интеллекта в юности тесно связано с развитием творческих

способностей и стремлением к созданию чего-то нового, что приводит к

индивидуальному стилю умственной деятельности. В тестах встречаются такие

ответы, как желание прибавить к к своим психологическим качествам

артистизм. Многим детям данного возраста свойственно преувеличение своей

уникальности, что также проявляется в ответах. Развитие временных

представлений тесно связано как с умственным развитием, так и с изменением

жизненной перспективы. После 15 лет увеличивается самоуважение, уменьшается

застенчивость и все больше возрастает интерес в своем будущем.

Юношеские самоописания более динамичны, более разбросаны, а у девочек

более субъективны, больше связанные с чувствами, отсюда наблюдается, в

ответах у девочек, меньшее количество качеств, направленных на других, чем

у юношей. Ответы девушек больше связанны с любовью.

Самооценки юношей и девушек сильно зависят от стереотипных

представлениях мужчины и женщины. Поэтому девочки хотят прибавить более

«материнские чувства»: нежность, ласку, доброту, а мальчики мужество,

выносливость, силу. И по результатам теста, юноши хотят убрать:

нерешительность, застенчивость, скромность.

В этом возрасте мы заметили такое подразделение: одни ставят четкие

цели в своем будущем, а другие живут фантазиями. А характерная черта

юношеского возраста – формирование жизненных целей. Юноша также

задумывается о пути достижения его целей. И поэтому в ответах мы встречаем

желания добавить такие качества как ум, терпеливость, совесть.

Внутренний мир только- только сформировался и он еще очень хрупок и

человек нередко в этом возрасте переживает нереальность своего Я,

одиночества, непонимания.

Ранняя юность – период роста социальной активности. Старшеклассник

более заинтересован в происходящем вокруг него и старается принять участие.

Юность – завершающий этап первичной социализации.

Заключение.

В ходе исследования гипотезы, выдвинутые перед его началом,

подтвердились частично.

На наш взгляд, причина кроется в отношении учеников к целям и

результатам исследования: старшеклассники участвовали в таких опросах не

один раз, результаты им не показывались, что снизило их заинтересованность.

Кроме того, второклассникам было лестно внимание новых взрослых, сказался

и авторитет учителя.

Третьеклассники не разграничивают психологические и непсихологические

качества, как мы и предполагали. Среди учеников седьмого и десятого классов

такое разграничение присутствует, наблюдается небольшое количество

исключений(упомянуто несколько физических качеств), но это связано с

индивидуальными особенностями, а не с возрастными.

Половые различия наблюдаются в большей степени в седьмом классе, что

связано с возрастными особенностями данной группы школьников.

В целом наши прогнозы оправдались, что служит подтверждением как

традиционных теорий, на которых построена работа, так и соответствия

устоявшимся представлениям исследованных групп школьников.

Список использованной литературы.

Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте – Москва; 1968.

Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.4. Детская психология – Москва,

1984.

Возрастная и педагогическая психология/под ред. А.В. Петровского -

Москва, 1973.

Кон И.С. Психология ранней юности - Москва,1989.

Мир детства. Младший школьник/сост. А.В. Захарова - Москва,1988.


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ