Рефераты

Личностные качества родителей и их влияние на стиль отношения к ребенку

Личностные качества родителей и их влияние на стиль отношения к ребенку

Рецензия на дипломную работу студентки факультета психологии МГОПУ им.

Шолохова Сайкиной Е. А. «Личностные качества родителей и их влияние на

стиль отношения к ребенку».

Елизаров Андрей Николаевич, кандидат психологических наук

Дипломная работа Сайкиной Е.А. во многом претендует на то, чтобы ее

можно было назвать качественным научным исследованием. Однако она не лишена

недостатков:

1. Из содержания куда-то исчезла глава первая (см. стр.2).

2. Предмет исследования сформулирован некорректно (см. стр. 4) -

«личностные качества родителей и стили воспитания». Предметом

исследования может быть что-то одно – либо личностные качества

родителей, либо стили воспитания. Полагаю, что предметом данного

исследования является стиль родительского воспитания. Личностные

особенности родителей – один из факторов, влияющих на стиль

родительского воспитания (предмет исследования).

3. Ссылки в литературном обзоре на тот или иной литературный источник

зачастую не совпадают со списком литературы в конце работы.

Отсутствуют, например, литературные источники, соответствующие ссылке

(A. Roe, M. Siegelman, 1963; Е. S. Schaefer, 1965) на стр. 16.

4. Гипотеза в эмпирической части работы сформулирована следующим образом:

«Мы предполагаем, что совокупность определенных характерологических

черт в личности родителя влияет на его стиль отношения к ребенку» (см.

стр. 34). Полагаем, что гипотеза сформулирована недостаточно

конкретно. Необходимо было конкретно указать, какие именно

совокупности характерологических черт личности родителя обусловливают

тот или иной стиль родительского отношения к ребенку. Тактика

«прочесывания» реальности с помощью опросников, с последующим поиском

возможных корреляций, есть тактика ошибочная. В силу вероятностных

законов, при многократных попытках установить корреляционную связь,

таковая обязательно может быть получена, но не в силу того, что

взаимосвязь действительно существует, а в силу того, что при

многократных попытках установить корреляционную связь, соответствующее

соотношение результатов может возникнуть случайно. Для того чтобы

избежать этого артефакта, в частности, необходимо более конкретно

формулировать гипотезы на основе анализа литературы, и лишь потом

следует проверять эти гипотезы, осуществляя «точечный» анализ

результатов методами математической статистики.

На стр. 43 находим: «Для данного количества испытуемых (25 человек)

уровень значимости р=0,05 составляет 0,381, а уровень значимости р=0,01

составляет 0,487». Имеются в виду критические значения для оценки

значимости коэффициента корреляции Пирсона. Это верно не для 25 испытуемых,

а для числа степеней свободы равного 25. Для 25 испытуемых число степеней

свободы (n – 2) равно 23. Следовательно, критическое значение для уровня

значимости 0,05 составляет 0,3961, а для уровня значимости 0,01 составляет

0,5052 (см., напр. Немов, 1998, кн. 3, с. 581). Студентке следует научиться

грамотно пользоваться таблицами и методами математической статистики.

Выводы изложены неудобочитаемо, непонятно. Чего стоит, например, такая

фраза: «Результаты, полученные в ходе математической обработки,

подтверждают выводы, сделанные в ходе эмпирического анализа» (стр. 46).

Считаем возможным, рекомендовать оценку хорошо.

30 апреля 2002 года.


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ